Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Георгиевич Скадовский (30.05.1874, Херсон - 23.11.1937, г. Турткуль Каракалпакской АССР), сщмч. (пам 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. (?) Из дворянской семьи, отец был крупным землевладельцем. Окончил в 1890 г. Херсонское реальное уч-ще и в 1896 г. Херсонское сельскохозяйственное училище, жил в имении отца. В 1899 г. поступил на Ялтинские высшие курсы по химии и виноделию. В 1902 г. по окончании курсов вернулся в отцовское имение, помогал в управлении хозяйством. Во время революции 1905 г. служил чиновником по особым поручениям у херсонского генерал-губернатора. С 1906 г. исполнял должность земского начальника в Херсонском у. В 1909 г. вышел в отставку, занялся ведением усадебного хозяйства. В 1916 г. мобилизован рядовым в ополченческую 457-ю пешую Таврическую дружину. В 1917 г. освобожден от службы. После революции имение И. было конфисковано (за исключением дома и небольшого земельного участка). В 1918 г., решив принять священнический сан, раздал крестьянам оставшееся у него сельскохозяйственное имущество. Был рукоположен Херсонским и Одесским митр. Платоном (Рождественским) во иерея. Назначен к Приозерскому женскому монастырю в честь Благовещения Пресв. Богородицы (основан семьей Скадовских близ Херсона), но отказался от этого назначения; был направлен служить к архиерейской Крестовой ц. Херсона. С 1922 г. служил 3-м священником херсонского кафедрального собора. Был близко знаком с Херсонским и Одесским еп. сщмч. Прокопием (Титовым) . В 1925 г., когда херсонский собор был захвачен обновленцами, И. перешел служить в кладбищенскую ц. По нек-рым сведениям, получил сан протоиерея, назначен благочинным. В 1926 г. ушел из кладбищенской церкви в знак протеста против приема на работу без должного покаяния певчего из обновленцев. Совершал богослужения на квартире протодиак. Михаила Захарова, где проживал. В том же году ездил в Москву, чтобы получить свидание с арестованным архиеп. Прокопием, отправленным в Соловецкий лагерь.

http://pravenc.ru/text/469201.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 4 ареста епископа Парфения 6 мин., 21.11.2014 " Скажите, что конкретно вы обсуждали во время вашей встречи с архиепископом Прокопием Титовым? " — спросил следователь у владыки Парфения. Епископ ответил: «Конкретных политических разговоров между нами не было, за исключением разговоров о положении Православной Церкви в Советском Союзе. Архиепископ Прокопий подтвердил свою непримиримую точку зрения по отношению к советскому правительству и митрополиту Сергию, изложенную в его письме к митрополиту Сергию, копия которого найдена у меня при моем аресте. Прокопий Титов утверждал, что политика митрополита Сергия — угодничество перед советской властью — пагубна для Русской Церкви и сознания верующих, и я с этим вполне согласен. Взгляды Прокопия Титова на положение Православной Церкви в настоящее время и его отношение к советской власти изложены в его письме достаточно ясно и определенно: “Каковы же для Церкви Божией результаты Вашей деятельности и реформы? Самые прискорбные!.. Церковь Русская лишилась своей внутренней свободы и оказалась в порабощении у антирелигиозного государства...”» Этот допрос проводился после третьего ареста епископа Парфения. Впереди была ссылка на Север, еще один арест и смертный приговор. Священномученик Парфений родился в 1881 году в городе Иркутске в семье Арсения Петровича Брянских и в крещении был наречен Петром. Арсений Петрович был управляющим у сибирского купца Немчинова, который за его безупречную службу отписал семье Брянских значительное состояние. Эти средства позволили бы Петру получить блестящее светское образование и впоследствии при его незаурядных дарованиях сделать блистательную карьеру, но он пожелал служить исключительно Богу. Окончив Иркутскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, он был назначен преподавателем в Красноярскую духовную семинарию. В Красноярске он начал работать над магистерской диссертацией о пророке Захарии, что сделало для него насущной необходимостью работу в библиотеках, и он направил начальству прошение с просьбой перевести его из Красноярска в один из городов, где имеются необходимые для научной деятельности библиотеки.

http://foma.ru/45620.html

А.А. Горбачев Человеколюбие без человекоугодия В период своего инспекторства архимандрит Иларион поддерживает дружеские отношения с архиереями, ставшими после революции во главе различных церковных и антицерковных движений. Среди них – архиепископ Антоний (Храповицкий) , впоследствии глава РПЦЗ, епископ Феодор (Поздеевский) , в 1920-е годы лидер умеренной церковной оппозиции, настоятель Свято-Даниловского монастыря и епископ Евдоким (Мещерский), в будущем председатель обновленческих ВЦС и Синода (все трое побывали в должности ректора МДА). Архимандрит Иларион был в дружбе и с другими иерархами, из которых многие впоследствии окончили жизнь мученическим подвигом. Он был в дружеских отношениях, к примеру, с архиепископами Прокопием (Титовым) («Ведь он мой приятель» 201 ), Иувеналием (Масловским) («Это святой ангел!» 202 ), Петром (Зверевым) и со многими другими будущими священномучениками. Но на примере дружбы с тремя вышеназванными иерархами хотелось бы показать два ценных душевных качества отца Илариона, редко соединяющихся в одном человеке. С одной стороны, это открытость и дружелюбие в отношениях практически со всеми людьми. С другой – самостоятельность мышления, независимость и твердость в отстаивании собственной позиции. Эту черту характера владыки Илариона можно определить как доброжелательность (или человеколюбие) без человекоугодия. С митрополитом Антонием архимандрит Иларион познакомился еще в бытность свою Владимиром Троицким и с тех пор поддерживал с владыкой Антонием теплые, дружеские отношения. Вероятно, высокопреосвященный Антоний в какой-то степени повлиял на решение Владимира Троицкого принять монашество. Последний так вспоминал о своей беседе с архиепископом Антонием Волынским на праздник Покрова 1912 года: «„Все еще рябчиком ходишь?» – встретил меня святитель. Обо многом поговорили и вообще весьма утешился» 203 . Будучи инспектором МДА, архимандрит Иларион отзывался о своем старшем товарище-архиерее как о «глубокочтимом святителе» 204 , который «неустанно ратует за очищение нашего богословия от католической схоластики» 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Что касается моего отношения к революции, то я своих мыслей и убеждений по этому вопросу в проповедях не высказывал. Я лично считаю революцию Божьим судом для всех классов русского народа за все его прошлое. Повторяю, что конкретно я никогда политических событий не касался и не давал поводов понимать меня и мой взгляд на революцию не так, как я уже сказал. Но может быть, меня именно так, без всякого повода с моей стороны, и понимали, а может быть, и не понимали, я не знаю». Впрочем, следователи полагали иначе и осудили владыку по политической статье. Епископ Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен вместе с архиепископом Херсонским Прокопием (Титовым) (расстрелян в 1937 году, в 2000 году канонизирован в лике новомучеников — прим.ред.) в Соловецкий концлагерь. Епископ Прокопий (Титов). Фото: www.fond.ru Послание соловецких епископов Будучи узниками СЛОНа, владыки Амвросий и Прокопий участвовали, вместе сдругими архиереями, в подготовке так называемого «Соловецкого послания». Как известно, заключенные на  Соловках православные владыки сообща подготовили и 14 (27) сентября 1927 года подписали текст, в котором изложили свое критическое отношение к так называемой «Декларации» митрополита Сергия (Страгородского) об отношениях Церкви и власти. Послание было адресовано советскому правительству. Признавая в целом необходимость подчинения государственной власти в гражданских делах, соловецкие узники напоминали о необходимости невмешательства государства и Церкви в дела друг друга. «Высшая Церковная Власть, ручаясь за лояльность Церкви в отношении к государству, открыто должна будет заявить правительству, что Церковь не может мириться с вмешательством в область чисто церковных отношений государства, враждебного религии», — утверждали соловецкие узники. Авторы текста напоминали, что вмешательство государственных чиновников в такие вопросы, как рукоположение священников и замещение епископских кафедр, противоречит канонам Церкви и не должно быть принято православными. По пунктам разбирая текст «Декларации», владыки отмечали, в частности, что «всенародная благодарность за внимание к духовным нуждам Православного населения», которую возглашает митрополит Сергий , — это просто глупость:

http://pravmir.ru/svyashhennoispovednik-...

19 нояб. 1925 г. И. был арестован вместе с пребывавшими в Даниловом мон-ре архиепископами Гурием (Степановым) и сщмч. Прокопием (Титовым) . Позднее по тому же делу были арестованы архиеп. Пахомий (Кедров) , епископы священномученики Амвросий (Полянский) , Дамаскин (Цедрик) , Парфений (Брянских) и др. И. содержался во внутренней тюрьме ОГПУ. Его обвиняли в том, что он оказывал «пособничество и укрывательство группе монархических епископов и мирян, поставивших своей задачей использование Церкви для нанесения явного ущерба диктатуре пролетариата, путем воздействия на массу и на церковнослужителей». 21 мая 1926 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ И. был приговорен к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Затем место ссылки было изменено на с. Туруханск, куда И. прибыл в авг. 1926 г. Во время ссылки вел переписку с митр. Кириллом (Смирновым). После появления «Декларации» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) И. вместе с митр. Кириллом перешел в оппозицию к митр. Сергию (утверждение, что И. отказался подчиняться митр. Сергию из-за назначения управляющим Казанской епархией архиеп. Афанасия (Малинина), ошибочно). В то же время И. не разделял и крайних взглядов тех противников митр. Сергия, к-рые считали безблагодатными таинства, совершаемые в «сергианских» храмах. Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г. Сщмч. Иоасаф (Удалов), еп. Чистопольский. Фотография. Тюрьма г. Казани. 1937 г. По окончании ссылки И. 2 месяца жил в г. Енисейске, затем был отправлен в г. Козмодемьянск Марийской автономной обл. под адм. надзор с запретом на служение в храмах. 30 нояб. 1930 г. арестован, переведен в Казань, содержался в тюремном изоляторе Полномочного представительства ОГПУ в Татарской АССР. Проходил по делу «Казанского филиала Всесоюзного центра контрреволюционой монархической организации Истинно-православной церкви» вместе с еп. Нектарием (Трезвинским), бывш. профессорами КазДА В. И. Несмеловым, М. Н. Васильевским , Е. Я. Полянским , И. М. Покровским , бывш. ректором Казанского Богословского ин-та прот. Николаем Петровым и др. И. был обвинен в руководстве «Казанской церковно-монархической организацией». Отказался признать себя виновным в «контрреволюционной деятельности», не стал давать показания против др. обвиняемых. Заявил следователю, что его неподчинение митр. Сергию и поддержка позиции митр. Кирилла, обвинявшего Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в превышении данных ему полномочий, «не имеет никакого политического характера». Сам И., по его словам на допросе, во время ссылки был «в отдалении от митрополита Сергия, но не в отделении». В случае если бы он получил возможность личной встречи с Заместителем Местоблюстителя, то «возможно на многое вышеизложенное изменил бы настоящую точку зрения». 5 янв. 1932 г. приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/578054.html

Отбывал срок заключения в Вишерском лагере. В февр. 1933 г. был переведен в др. лагерь, а в 1934 г. дальнейшее заключение было заменено на ссылку в г. Камышин (ныне Волгоградской обл.). Вместе с приехавшей к нему супругой жил в одном доме со ссыльным еп. Иоасафом (Поповым). Ссыльные священнослужители организовали у себя домашнюю церковь, регулярно совершали богослужения. В сент. 1934 г. в Камышин прибыл архиеп. Прокопий (Титов), остановившийся в доме у И. и еп. Иоасафа. 1 окт. И. был арестован и помещен в камышинскую тюрьму, проходил по одному делу с архиеп. Прокопием и еп. Иоасафом. На допросе открыто высказал свое мнение, что социалистический строй враждебен Церкви «и в конечном счете преследует задачу ее полного уничтожения», однако отказался признать себя виновным в контрреволюционной пропаганде: «Мои представления об идеальном социально-политическом строе не совпадают с идеями, лежащими в основе советской государственности. Добиваться, однако, осуществления своих идеалов путем политического переворота я не считаю для себя возможным». 17 марта 1935 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам ссылки. Отбывал ссылку в г. Турткуле Каракалпакской АССР вместе с архиеп. Прокопием. Вскоре к И. приехала его жена, к-рая всю жизнь посвятила делу помощи ссыльному духовенству. В Турткуле архиеп. Прокопий и И. вновь устроили домашний храм, духовно окормляли местных жителей. 24 авг. 1937 г. И. был арестован вместе с архиеп. Прокопием по обвинению в «организации нелегальной молельни» и «контрреволюционной монархической агитации». И. заявил, что действительно совершал на дому богослужения, исполнял требы, отказался признать себя виновным в контрреволюционной агитации. 28 окт. 1937 г. Особой тройкой при НКВД Узбекской ССР приговорен к расстрелу. Казнен вместе с архиеп. Прокопием (Титовым), погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. Арх.: ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744; Архив УФСБ по Волгоградской обл. Д. 22319-ПФ; 5647-ПФ; Архив КГБ Узбекистана. Д. П-35209.

http://pravenc.ru/text/469201.html

В кон. сент. 1923 г. А. был участником собрания 27 архиереев, в Донской иконы Божией Матери московском мон-ре обсуждавших вопросы, связанные с примирением с обновленцами. По итогам тайного голосования оказалось, что большинство архиереев, в т. ч. А., высказалось против примирения и объединения с обновленцами. В 1924 г. А. снова подвергся аресту и находился в заключении 10 дней. После освобождения служил в храмах Москвы, регулярно проповедовал. В 1925 г. назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в нее не успел. В кон. нояб. 1925 г. в Москве были арестованы все архиереи, к-рые оказывали помощь Патриаршему Местоблюстителю сщмч. митр. Петру (Полянскому) в управлении РПЦ (среди них - А.). Е. А. Тучков и 6-й отдел ОГПУ выработали суждение, что жившие в Даниловом московском мон-ре архиереи объединены в нелегальный Синод митр. Петра (Полянского) и потому всякая встреча этих архиереев в мон-ре и всякая их беседа с обсуждением церковных вопросов есть не что иное, как заседание Синода; следователи всячески стремились приписать церковным решениям архиереев политический характер. После вынесения приговора (3 года заключения), в мае 1926 г., А. вместе с архиеп. Херсонским сщмч. Прокопием (Титовым) был отправлен в СЛОН, в июле этого года А. принимал участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» . 30 нояб. 1928 г. А. и архиеп. Прокопию было объявлено, что они ссылаются на 3 года в Уральскую обл. 7 апр. они прибыли в тобольский изолятор, откуда их в тот же день освободили. 9 апр. епископы вновь были арестованы и заключены в тобольскую тюрьму, где пробыли полтора месяца. С началом судоходства они были доставлены в г. Обдорск (совр. Салехард, Ямало-Ненецкий АО). Через месяц А. был отправлен в дер. Шурышкары, где пробыл до 5 июля 1931 г., после чего был возвращен в Обдорск. 30 июля 1931 г. А. и архиеп. Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась благочестивая жизнь святителей, продолжавших и в ссылке совершать богослужения, а также переписка с находившимся на Крайнем Севере Патриаршим Местоблюстителем митр. Петром. В сент. 1931 г. следствие по делу А. и архиеп. Прокопия было закончено, архиереи отправлены в тобольскую тюрьму. 14 дек. 1931 г. ОСО при коллегии ОГПУ приговорило А. и архиеп. Прокопия к ссылке в Казахскую АССР на 3 года.

http://pravenc.ru/text/114356.html

В февр. 1925 г. А. был вызван в Москву для хиротонии во епископа. 8 марта 1925 г. свт. Тихон, Патриарх Московский и всея России, во время литургии в сослужении с митр. сщмч. Петром (Полянским), архиепископами Гурием (Степановым) и сщмч. Прокопием (Титовым) рукоположил А. во епископа Красноярского. В апр. того же года А. прибыл в Красноярск, где продолжил борьбу с обновленчеством. 13 июля 1926 г. он был арестован, помещен в тюрьму в Красноярске и приговорен к 3 годам заключения в СЛОН, освобожден досрочно в апр. 1928 г. с запретом въезда в Красноярск. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) назначил А. на Донскую кафедру, однако ОГПУ области отказало А. во въезде в Новочеркасск, и он уехал в Ростов-на-Дону. Митр. Сергий назначил его епископом Мелекесским, викарием Самарской епархии. В это время среди епископов РПЦ возникли разногласия в связи с изданием «Декларации» митр. Сергия и распоряжением о поминовении властей во всех храмах России. Считая, что формула поминания властей является лицемерием по отношению к гонителям Церкви, А. при встрече с митр. Сергием предложил иной возглас: «Еще молимся о стране нашей и о властех ея, да обратит Господь их к истинному познанию святыя веры и обратит их на путь покаяния». Митр. Сергий настаивал на общепринятой формулировке, с к-рой А. не согласился. В качестве выхода из сложившегося положения митр. Сергий предложил А. подать прошение об увольнении за штат по состоянию здоровья (без упоминания настоящей причины разногласий, т. к. это для епископа было бы небезопасно). И хотя А. в тот момент был совершенно здоров, он принял предложение и с этой формулировкой был уволен на покой. В июле 1928 г. А. прибыл в с. Анчул Таштыпского р-на Хакасии, где в то время проживали многие насельницы Матурского жен. мон-ря, закрытого в 1926 г. Хорошо знавший монахинь еще по служению в Сибири, А. организовал и возглавил в с. Анчул мон-рь из 10 чел. В селе был храм, где служил 70-летний иером. Серафим (Берестов). Сам А. служил в домашней церкви, к-рую устроил из собственной кельи, монахини пели на клиросе в храме и в домашней церкви. Жизнь сестер была устроена по строгому монастырскому уставу, ежедневно монахини открывали помыслы духовнику, устраивали духовные беседы, в т. ч. и о положении Церкви. Вскоре власти стали посылать крестьян, а также монахинь на принудительные лесозаготовки. Задания давались заведомо невыполнимые, и сестры отказывались выезжать на работу, вслед за ними отказались ехать в лес и крестьяне. ОГПУ провело расследование, на допросы были вызваны крестьяне, и хотя ничего предосудительного они об А. и сестрах не показали, власти составили заключение о существовании нелегального мон-ря и о том, что крестьяне не вступают в колхозы из-за общения с монахинями. В апр. 1931 г. А. был арестован и заключен в тюрьму при Минусинской колонии, вместе с ним были арестованы и все члены монашеской общины.

http://pravenc.ru/text/114616.html

Все годы советской власти, не прекращалась усиленная, атеистическая пропаганда. Если в 20-30-х годах эта пропаганда велась в рамках полного уничтожения Православия, используя все методы воздействия, то в 60-80-е годы атеистическая пропаганда, использовала более тонкие методы воздействия. Для критики " вторичного " , " не самостоятельного " церковного наследия прошлого использовались научные труды ведущих советских искусствоведов и историков. В самые тяжелые годы испытаний Русская Православная Церковь оставалась хранительницей тысячелетней культуры русского народа и государства. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО В 1917-1941 гг. Временное правительство, придя к власти в феврале 1917 г., уже в первый месяц, приступило к осуществлению своей церковной политики. За короткое время руководства Временного правительства страной, ему удалось провести некоторые реформы, направленные на достижение определенной независимости управления Церковью от государственных структур. Важнейшим событием стало подготовка и открытие Поместного Собора Русской Церкви, на котором Русская Церковь вновь обрела своего Предстоятеля. Среди важнейших вопросов устроения церковной жизни, на Соборе был поднят острый вопрос о состоянии церковного искусства. О сложном положении в церковном искусстве докладывает Собору епископ Прокопий (Титов), К.И. Самбурский, об обстреле Московского Кремля докладывал граф П.Н. Апраксин и др. Епископом Прокопием (Титовым) поднимался вопрос о создании " Патриаршей палаты " , на базе которой планировалось организовать научный центр по охране памятников старины. Уже 29 декабря 1917 г. был выработан проект " Об охране памятников церковной старины " в котором говорилось: 1) Все памятники церковной старины являются неотъемлемой частью собственности Православной Церкви, и как национальное достояние, охраняются всей мощью государственной власти; 2) Высшее наблюдение за сохранением и подержанием церковной старины возлагается на " Патриаршую палату " ; 3) Охране подлежат все памятники старше 50 лет и др. Всего в этом проекте был 41 пункт. Единственным принятым на Соборе документом о церковном искусстве, является доклад " О Комитете попечительства о русской иконописи " .

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/isku...

Научную богословскую деятельность Владимир Троицкий воспринимал как форму служения Церкви. Своим постригом он явил готовность послужить Матери Церкви на том месте, где это будет более полезно самой Церкви, даже если для этого ему придется отказаться от своего любимого рода деятельности, то есть от науки. Но опасения пока не сбываются. Облекшийся «ангельским чином» через сугубое служение Церкви отдает себя Богу. Господь оставляет ему академию. Дальнейшие исторические события показали промыслительное значение этого непростого для молодого богослова решения. После пострига отец Иларион переживает небывалый с ним прежде духовный подъем, который служит уверением в правильности сделанного выбора: «Что я пережил, не умею рассказать, но после почувствовал себя помолодевшим, совсем мальчиком. В духовной радости пробыл 5 дней в храме... В прошедшие дни моего монашества я переживал преимущественно чувство радости и душевного мира... Да, дела прежние, но чувствуется значительная перемена в себе самом. Хочется верить, что это действие особой благодати, даруемой монаху... А стоит только сознаться: „ведь не одна же форма жизни должна быть для всех». Я избрал ту, которая мне казалась, а теперь и оказалась наиболее подходящей. Не жалейте, а сорадуйтесь, потому что я теперь радуюсь. А что значит Иларион? Веселый» 148 . 11 апреля 1913 года, в Великий Четверг, монах Иларион рукополагается во иеродиакона и остается все в том же мирно-радостном настроении: «Продолжаю до сего времени пребывать в мире и радости. Утром отслужишь обедню, приобщишься – так это на душе хорошо. Дома ждет дело, но дела все мои интересные, а не житейские заботы... Слава Богу! Дожил до мира и покоя. Бесу и то доступу мало. Прямо чувствуешь, что после службы он боится близко подойти – обжигается. А нам того только и требуется» 149 . 139 Основываясь на неверной датировке некоторых копий писем В. Троицкого (архим. Илариона), о. Дамаскин (Орловский) делает ошибочный вывод о том, что после защиты диссертации Владимир Алексеевич побывал в Житомире, где активно общался с еп. Прокопием (Титовым) и архиеп. Антонием (Храповицким) (Дамаскин (Орловский), иером. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) //Иларион (Троицкий), архиеп. Церковь как союз любви. – М.: ПСТБИ, 1998. С. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010