Скачать epub pdf Житие святого Прокла, патриарха Константинопольского Память 20 ноября Святой Прокл был учеником св. Иоанна Златоуста 7551 и сподобился видеть, как святой Апостол Павел в дивном видении тайно беседовал на ухо со святым Иоанном. Один константинопольский вельможа был оклеветан своими завистниками пред императором Аркадием 7552 , изгнан из дворца и лишен своего высокого сана. Желая обратиться за помощью к святому Иоанну, он заочно просил его позволить прийти к нему ночью, так как боялся идти днем, чтобы не увидал его кто-нибудь из врагов и не оклеветал бы еще более пред царем. Тогда святой Иоанн, призвав служившего при нем Прокла, мужа благочестивого и сиявшего всякими добродетелями, велел ему напомнить ночью о вельможе и привести его: в том и состояло служение Прокла у Златоуста, что он докладывал патриарху о приходящих и вводил их к нему. Когда настала ночь, вельможа пришел к патриарху, чтобы побеседовать с ним и подробно рассказать ему о своем злоключении. И вот Прокл, вставши с постели, подошел к дверям спальни патриарха и чрез дверную щель увидел, что Иоанн сидит и пишет, а св. Апостол Павел приник к нему за спиною и, нагнувшись к его правому уху, беседует с ним. Видом Апостол похож был на св. пророка Елисея, с головою, лишенною волос на передней части и большою широкою бородою. О чем они беседовали, чрез двери расслышать было нельзя. Отошедши от дверей, Прокл сказал пришедшему: – Не огорчайся, – потерпи немного: некто другой прежде тебя вошел к патриарху и потому, пока он не уйдет, я не могу тебя ввести туда. На самом – же деле Прокл находился в страхе, не догадываясь, кто пришел к патриарху: помимо Прокла, никто не мог проникнуть к патриарху, а о том, что это – явление Апостола Павла, он не знал. Долго сидел вельможа, и, наконец, опять стал просить Прокла доложить о нем патриарху. – Ты сам видишь, – отвечал Прокл, – сколько времени я ожидаю, пока не выйдет беседующий с патриархом; впрочем я все-таки пойду, посмотрю в щель, не перестали ли они беседовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Беседа в день Благовещения Пресвятой Богородицы. (О том, что Пресвятая Дева Мария есть Богородица, и что Родившийся от Нее есть Еммануил). Св. Прокла, патриарха Константинопольского Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жен, славу их пола, каковую (славу) доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева. Идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать ( Римл. 5:20 ). Нас собрала здесь Святая и Богородица Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай второго Адама, – место, где совершилось соединение естеств, где утвердился совет о спасительном примирении; чертог, в котором Слово уневестило Себе плоть; одушевленная купина, которой не опалил огонь Божественного рождения; легкое облако, носившее с телом Восседящего на хевувимах; орошенное небесным дождем чистейшее руно, из которого Пастырь сделал одежду для овцы; раба и матерь, дева и небо; мост, по которому Бог снизошел к человекам; изумительный ткальный стан Божественного Домостроительства, на котором неизъяснимо исткался хитон соединения, ткачом которого был Дух Святой, художницею – сила свыше осенившая, для которого волною было древнее кожаное препоясание Адама, основой была чистая плоть Девы, челноком – неизмеримая благодать носившего, художником – слово, вошедшее чрез слух. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве беспредельный Бог, Которого не вмещают небеса, Которого не ограничивает чрево Девы!? Родившийся от жены не есть только Бог и не есть только человек: этот Родившийся соделал жену, древнюю дверь греха, дверью спасения; где змий разлил свой яд, нашедши преслушание, там Слово воздвигло Себе одушевленный храм, вошедши туда послушанием; где возник первый грешник Каин, там родился бессеменно Искупитель человеческого рода Христос. Человеколюбец не возгнушался родиться от жены, потому что это дело Его даровало жизнь. Он не подвергся нечистоте, вселившись в утробу, которую Он Сам устроил изъятою от всякого повреждения. Если бы сия Матерь не пребыла девой, то рожденный Ею был бы простой человек, и рождение не было бы чудесно; а так как Она и после рождения пребыла девою, то кто же – рожденный, как не Бог ? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимым образом Он, беспрепятственно прошедший дверьми, когда оные были заключены. Исповедуя в Нем соединение двух естеств, Фома воскликнул: Господь мой, и Бог мой! ( Ин. 20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Беседа на вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа. Св. Прокла, патриарха Константинопольского Прекрасна лира псалмом, сладостна песнь пророческая! Что – серп для терния, тоже – песнь для печали: она пресекает угнетение, искореняет печаль, изгоняет страсти, успокаивает скорбь, возбуждает к благочестию, населяет пустыню, составляет обители, внушает девство, научает смирению, узаконяет любовь, ублажает бедность, побуждает к терпению, предназначает к небесам, изгоняет демонов, пророчествует о будущем, возвещает таинства, узаконяет Троицу, говоря: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги твоя подножие ног твоих ( Псал. 109:1 ). Назвав Сына сопрестольным, а не служителем, блаженный Давид определил Единосущного. Поэтому он, восхваляя Владыку – Творца, Самовластного Сына, Бога свободного от подчинения, взывал: яко возвеличашася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103:24 ). Да посрамятся же Арий, Евномий, Македоний и Несторий – четырехколесная колесница диавола, скала ересей, крушение душ, высочайшие утесы нечестия, лукавые испытатели Святой Троицы: да послушают они Давида, говорящего: яко возвеличашася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси. Давид величает дела, а хулители уменьшают Творца. Все принадлежащее Владыке Христу чудно и преславно: ибо сверхъестественность Бога Слова побеждает и быстроту языка, но представляет мощь Создавшего. Вся премудростию сотворил Владыка: привел Ангелов из небытия, повелел из тьмы воссиять свету, извел землю расплавленную в глубине, устроил для нужды луну, составил множество звезд из света, даровал согласие борющимся стихиям. Скажу тайну. Будучи Богом, Он на земли явися ( Варух. 3:38 ), явился, прошедши чрез Деву: рождество не уменьшило Его, и явление не изменило несозданной природы; но тварный образ изобразил Творца, и воплотившегося невместимого вместил мир. Соделавшись человеком кроме греха, Он древом освободил нашу природу от греха, погребением умертвил смерть, поруганием взорал славу, в реке сеновно изобразил таинство купели. И что Христос действительно – Бог, тогда же засвидетельствовали море, ветры и демоны: море возмущалось бурею, сила ветров усыплялась, демоны невидимо избивались. О силе явившегося Господа свидетельствовали и стихии, потому что они убоялись Его, о чем взывал в псалмах Пророк: видеша Тя воды, Боже, и убояшася ( Пс. 76:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Движение монахов-скифов А.В.Карташев. Вселенские соборы//IV Вселенский собор 451 г. в Халкидоне (оглавление) Папа Гормизд (514-523 гг.) вскоре увидел, что римская линия бессознательной православности, конечно, спокойнее. Но, увы, природа человека шире и беспокойнее. Она требует соглашения веры со знанием и с разумом, чего не было на Западе, и что на Востоке имелось с избытком. По пословице, сытый Запад не разумел голодного Востока. Налаженное единение опять подверглось риску из-за вопроса чистой доктрины. За знамя Халкидонского собора всегда боролись некоторые монастыри Константинополя. Особенно акимиты (т.е. «неусыпающие»). Ратуя против Кириллова богословия, они невольно становились друзьями богословия Феодора Мопсуестийского. Но это беспокоило многих: не только компромиссников — «энотиконцев,» но и православных. Православные, как и сам Рим, ставили своей задачей мирить Льва с Кириллом. Еще Севир (тонкий ум, хотя и еретичествующий) во время своего константинопольского «сидения» писал в сочинении «Φιλαλθης» (т.е. «Любитель истины»), что такая задача безнадежна. Но с ним не хотели согласиться. И вот официальное торжество дифизитства при Юстине вновь пробудило «кирилловскую» тоску некоторых монашеских душ. Выразителями ее явились так называемые «скифские монахи» (Иоанн Магненций, Леонтий и др.). Руководящий центр их был в Малой Скифии, в г. Томи (берег Черного моря — Добруджа). Внешней поддержкой для них оказался Виталиан. Он даже был родственником Леонтия. Эта группа скифов принимала Халкидонский собор, соглашалась с Римом. Но находила, что этого мало. Ей надо было спасать сам Халкидон от будто бы прилипающей к нему заразы несторианства. Что якобы несториане контрабандно протаскивают под прикрытием халкидонского флага свою ересь. Надо халкидонские формулы обеззаразить какими-то прибавками. Надо акцентировать речи ο Христе-Богочеловеке постоянными добавками об Его божестве. Нажимать на то, что Иисус Христос есть «Единый из Трех Лиц Св. Троицы.» Что этот Единый от Св. Троицы распят, пострадал по плоти. Эта формула, кстати, была употреблена и в известном томосе Константинопольского патриарха Прокла. Правда, формула Прокла не тождественна с кирилловой μα φσις σεσαρκωμνη, но приближается к ней в толковании единения двух природ во Христе.

http://sedmitza.ru/lib/text/435221/

Слово на Святую Пасху. Святого Прокла, архиепископа Константинопольского Настоящее спасительное торжество столь чудно, что и обильнейший в слове вития не может изобразить величие оного, и многоречивейший язык, чувствуя свою неспособность достойно прославить благодеющую любовь Распятого, должен умолкнуть и признать свое бессилие. В самом деле, совершалось ли от начала веков что-либо подобное тому, что теперь мы созерцаем очами веры? Изобретало ли воображение, представлял ли ум, чувствовало ли сердце, изрекал ли язык, видело ли око, слышало ли ухо – что-либо подобное тому, что ныне даровано миру Иисусом Христом во плоти? Нет. Никогда еще солнце не зрело того, чтобы диавол был посрамлен кем-либо на древе, или во гробе. Никогда крест не избавлял твари от проклятия. Никогда цена искупления всего мира не полагалась в тридесять серебряников. Никогда страдания Невинного и Непричастного греху не были очищением грехов всего человечества. Никогда жизнь не висела на древе и во плоти зачатой без семени мужеского, не торжествовала победы над врагом. Никогда гроб не воспринимал в себя Низложителя смерти. Никогда небо не облекалось мраком в ясный полдень, чтобы не зреть жестокого поругания, причиненного Богу (которое, впрочем, коснулось одной Его плоти). Никогда земля не украшалась такою гробницею, которая соделалась вместилищем жизни. Но что я говорю? Это была не гробница, а брачный чертог: ибо Положенный во гробе не видел истления; Его нисшествие во гроб было брачным торжеством. Никогда природа в течение трех дней и трех ночей не произращала плода воскресения. Ибо Тот же, Кто во чреве Девы образовал Себе плоть, одному только Ему известным способом, Сам же и душу Свою, разлучившуюся с телом, паки соединил с ним, и воскресил Себя от мертвых в третий день. В первом случае, временем Своего рождения Он (Богочеловек) утвердил нашу веру в то, что Он есть человек, а во втором случае Своей властью над смертью доказал, что Он есть Бог . И Агнец, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ), никогда не был бы заклан, если бы Бог не восприял образа раба, и Создатель непостижимым для нас образом не облекся в естество Своего создания так, чтобы плоть Его служила источником жизни, кровь – ценою искупления, дух – печатию даров Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

III. СОБОР ЕФЕСКИЙ, ВСЕЛЕНСКИЙ ТРЕТИЙ. ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРЕТЬЕМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ Со времени второго вселенского собора на константинопольской церковной кафедре преемником Нектарию был Святой Иоанн Златоуст , Златоусту Арсакий, брат Нектария, Арсакию Аттик, Аттику Сисиний. По смерти его, император Феодосий младший, затрудняемый противоположными желаниями граждан в избрании епископа, решил избрать епископа не из константинопольской Церкви, а из антиохийской, именно Нестория. Несторий родился в Германикии 148 . Он владел даром слова, хотя и не был способен к общественной должности. Отличаясь грубостию простонародной одежды, величавостию в поступи и во взгляде, бледностию и сухостию лица, он заставлял предполагать в себе воздержность, благочестие, жизнь сообразную с правилами древних христиан. Поэтому-то, с общего всех согласия, он призван был в Константинополь, и возведен в сан епископа. Он привел с собой из Антиохии пресвитера Анастасия, который всегда был при нем самым близким и доверенным лицом и с которым Несторий обращался дружественно. Этот пресвитер в одном из своих поучений к народу дошел до такого нечестия, что с величайшим бесстыдством говорил: будто пресвятую Марию не должно называть Богородицею ( Θεοτκον, потому что Бог не может родиться от человека. Нечестивые слова его произвели в народе беспокойство и смятение. Несторий же, созвав народ в церковь , красноречиво оправдывал своего пресвитера, тогда как виновник такого волнения заслуживал грозного приговора к отлучению от Церкви и самого строгого наказания. Поддерживая богохульство богохульством, он в ипостаси или лице Христа Господа представлял два лица, и утверждал, что в нем как два естества, так и два сына и два Христа: один есть Бог от Бога, другой – человек от матери; потому и св. Деву называл не Богородицей, а Христородицей. Также один из епископов, Дорофей, изменили, вере, по корыстным видам. В церкви, когда Несторий совершал священнодействие, он бросился на верх кафедры, и с нее, против ожидания присутствующих, произнес проклятие на всех, которые употребляли слово Богородица.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского Память 18 февраля Труды •  Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия •  Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию •  Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви 1451 ; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла , он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии . У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, несмотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, – Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть. Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора 1452 , он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет. – Я не имею золота, – говорил он, – потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, – что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Б. Византийская группа 1. Литургия свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста Эти две литургии преимущественно привлекают внимание православного литургиста-исследователя, так как они, сохранившись от дней древних, вошли и остались в исключительном и повседневном употреблении у нас, вытеснив из практики тоже православные литургии ап. Иакова и ап. Марка. Исследование их истории представляет немалые трудности из-за недостатка достоверных свидетельств и безупречных документов. Если, с одной стороны, предание говорит о составлении этих евхаристических чинопоследований самими великими вселенскими учителями и просветителями св. Василием и св. Златоустом, то, с другой, никаких документальных и бесспорных материалов, современных той эпохе, мы не имеем. В самом деле, древнейшие формуляры их литургий – в кодексах IX или, в лучшем случае, VIII веков, так называемом Барбериновском, Севастиановском и Порфириевом, если принять за доказанное, что последний, этот «сапфир синайский», как его назвал сам преосв. Порфирий (Успенский) , действительно древнейший из всех и может быть датирован VIII веком. Пробел между IV и VIII веками нам заполнить нечем, в смысле документальных данных. Ясно, что тот вид, в котором представлены эти литургии в упомянутых рукописях, не соответствует эпохе каппадокийского и великого константинопольского святителей. Помощи ждать нам неоткуда. Остается только путь сравнительных изысканий, очень строго-критического подхода к отзывам современников и к свидетельствам жизнеописателей, и т.д. Работа уже проделана огромная, если принять во внимание труды и исследования: у нас – профессоров А. Дмитриевского , Н. Красносельцева , о. М. Орлова , А. Петровского , М. Скабаллановича , а на Западе – Goar’a, Brightman’a, Swainson’a, Cabrol’я, Dom de Meester’a и многих других. Но, тем не менее, ряд неясностей остается, и во многом нам приходится удовлетвориться одними предположениями и догадками. Предание в лице св. Прокла Константинопольского и св. Амфилохия Иконийского , людей очень близких по времени к интересующим нас святителям-литургистам, говорит, что св. Василий сократил существовавший до него чин литургии св. ап. Иакова не столько потому, что он сам считал ее слишком длинной, сколько из снисхождения к народу, его слабости и невнимательного отношения к совершающемуся евхаристическому Жертвоприношению. По свидетельству св. Амфилохия, сам св. Василий составил своими словами чин литургии. Исходя из тех же соображений, действовал и св. Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Прокл Константинопольский. Творения Блестящий писатель и проповедник. Борец с несторианской ересью, известно его краткое определение православной веры (в контексте антинесторианской полемики): «Мы исповедуем не обоженного человека, а воплотившегося Бога». Ввёл в богослужение «Трисвятое». Творчество  Прокла Константинопольского посвященно в основном мариологии и христологии. В наше собрание творений Прокла Константинопольского вошли: «Похвальное слово Пресвятой Богородице», «Слово во Святый и Beлukiй Четвертокъ», «Слово въ неделю «Слово на Вселеском соборе», «Слово на Господа и Бога и Спасителя нашего Христа», «Слово на Святую Пасху». Сочинения Похвальное слово Пресвятой Богородице Все празднества в честь святых досточудны, и уподобляются блистанию звезд. Как звезды, быв утверждены на небе в известном порядке, на известном расстоянии одна от другой, распознаются и освещают весь земной шар — одна и та же звезда видна и у Индейцев, не скрывается и от Скифов, сияет над землею и озаряет море, путеводствуя плавателей; и хотя всех их, по причине множества, имен мы не знаем, однако удивляемся их красоте и блеску: так и всякий святой. Хотя останки (святых) заключены в гробах; но сила их не ограничивается поднебесного. И что сказанное справедливо, можно тебе удостовериться из самого опыта. Палестина скрывает останки Авраама, а куща его спорит с раем: там Бог произнес приговор Адаму; здесь же гостеприимно принять был патриархом. Кости Иосифа вмещаются в одиноком гробе; но брань его с египтянкою изумляет концы вселенной. Гроб Моисея неизвестен (Втор.34,6); но о нем и по смерти возвещает жезл, рассекший Чермное море. Где погребен Исаия — не знаем; но вся Церковь провозглашает его пророчество: се Дева во чреве зачнешь и родит Сына (Ис. 7, 14). Даниил погребен в Вавилоне; но вещание его слышится по всей земле: се на облацех небесных, яко Сын человечь идый бяше (Дан. 7, 13). Анания и другие (два) отрока скончались также в Вавилоне; но вся вселенная каждодневно воспевает их песнь: благословите вся дела Господня Господа (Дан. 3, 57). Иезекииль предан земле у Персов; но он с Херувимами вопиет: благословенна слава Господня от места Его (Иез. 3, 12). Таким образом диавол не получил никакой пользы от того, что нанес смерть Адаму в раю: так как чрез смерть Бог отверз праведным дверь упования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

А.К. Соколов Церковь , насажденная в Армении трудами Григория Просветителя и его достойных преемников, при жестоких гонениях от персидских государей, или, лучше сказать, при помощи сих самых гонений, скоро достигла цветущего состояния. Она украсилась множеством мучеников из собственных чад ее. Запрещение пользоваться греческим языком заставило Пастырей Церкви Армянской обратить внимание на свой собственный язык, и вскоре Армения получила не только свой перевод Священного Писания , но и переводы многих Отцев и Учителей Церкви с греческого языка, приобрела своих духовных писателей, которых заслуги навсегда упрочены для своего народа и Церкви. Но те же самые гонения имели и другое влияние на состояние Церкви Армянской. Пресеклась иерархическая связь ее с Церковью Кесарийской, от которой она получала первых своих Пастырей. Цари персидские, желая отдалить Армению от всякого союза с Империей Греческой, оказывали покровительство еретическим учениям, преследуемым в Империи. Лжеучители, рассеивая свои заблуждения, старались уверить правоверующих, что Церковь Греческая сама уклонилась от чистоты древнего своего исповедания, и заражали слабых своими ложными мнениями. Вот почему с половины пятого столетия не видим прежнего близкого общения Церкви Армянской с Православной Церковью в Восточной Империи! Церковь Восточная в первой половине пятого столетия испытала жестокую борьбу с двумя противоположными между собою лжеучениями – Нестория и Евтихия. Первый, в учении о Сыне Божием, разделял единого Христа на два лица, представляя два естества, неслитно в Нем соединенные, двумя ипостасями. Последний, сливая два естества, нераздельно соединенные в вочеловечившемся Сыне Божием, утверждал, что, по соединении их, во Христе осталось одно только естество – Божеское. Церковь Армянская, последуя определению Собора Ефесского, третьего Вселенского, отвергла лжеучение Нестория, при содействии св. Прокла, Патриарха Константинопольского, к которому обращалась за разрешением своих недоумений. Но в то время как Собор Халкидонский (451), четвертый Вселенский, осудил лжеучение Евтихия, предстоятели Армянской Церкви столько были заняты внутренними делами своей Церкви, что не могли принять участия в действиях сего Собора 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010