Сегодня мы празднуем обретение честных мощей его, состоявшееся спустя тридцать лет после его преставления. Нетлением святых мощей Господь прославил Своего угодника и засвидетельствовал тем перед всем миром, что жизнь Преподобного была праведна и свята. Не только его душа, очищенная и просвещенная, соделалась обителью Святаго Духа, но и самое тело, подвигами и трудами телесными очищенное от всяких греховных влечений и вожделений, соделалось также сосудом Божественной благодати, а потому общему закону тления оно не подлежит, но сохраняется в нетлении. Этим нетлением и нас Господь научает, что неодинаковая будет участь праведника с беззаконником, что в будущем веке воздаст Он праведно каждому по делам его. Дорогие братия и сестры, Преподобный Сергий за свое смирение прославлен Господом, так что, хотя он и старался самого себя смирять, уничижать и видеть только свои недостатки и слабости, скрывая от себя и от мира свои добродетели и подвиги, Господь тем не менее вознес его на высоту нравственного совершенства, и он теперь соделался нашим ходатаем пред Престолом Божиим. Помолимся же ему сегодня, чтобы он, любвеобильный, испросил нам от Бога милости: “Преподобне отче наш Сергие, воззри милостиво на чад твоих, собравшихся почтить память твою со всех концов нашей страны, и не престай моляся о нас пред Господом о спасении наших душ. Молися и об обители твоей, чтобы сохранялась она неприкосновенна и была бы для нас всегда благодатным местом прибежища; спасенные твоею благодатью, будем мы прославлять тебя всегда и с любовью взывать:  Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!  Аминь. 1964 г. На изнесение честных древ Животворящего Креста Господня (I) Крест — хранитель всея вселенныя, Крест — красота Церкве, Крест — верных утверждение, Крест — Ангелов слава и демонов язва. [Служба Происхождения древ Животворящего Креста Господня, светилен по 9й песни канона. — Ред.] Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

1. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семи мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара. Начало Успенского поста. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Служба Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня и мучеников Маккавеев славословная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (по главе Типикона под 1 августа: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю») . Примечание. Перед началом малой вечерни («прежде клепания») иерей износит из сосудохранилища Честный Крест, полагает его на жертвенник на блюде, покрытом покровцем, и украшает Крест венком из живых цветов. После малой вечерни или, на практике, непосредственно перед началом всенощного бдения иерей и диакон в облачениях подходят к жертвеннику. Диакон произносит тихо: «Благослови, владыко». Иерей: «Благословен Бог наш…». Трисвятое. По «Отче наш…» – возглас: «Яко Твое есть Царство...». После возгласа поют (тихо) тропарь Креста, глас 1-й: «Спаси, Господи, люди Твоя…», «Слава, и ныне» – кондак Креста, глас 4-й: «Вознесыйся на Крест волею…». Во время пения иерей взимает на главу блюдо с Крестом, в предшествии свещеносца со свечой и диакона с кадилом переносит Крест на престол и полагает его на евангельское место, а Евангелие (обычно заранее, до переноса) поставляет на горнее место престола, куда оно ставится после чтения на Литургии. Пред престолом поставляется возжженная свеча на свещнике (см.: Минея-Август. Ч. 1. С. 8). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, Креста, глас 4-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Креста, глас 8-й: «Егоже древле Моисей…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и стихиры мучеников, глас 1-й, глас 4-й и глас 5-й (см. на хвалитех утрени). «Слава» – мучеников, глас 4-й: «На Маккавеи собравшуюся рать…» (см. славник хвалитных стихир), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления...» .

http://patriarchia.ru/bu/2022-08-14/

Главный вход в церковь устроен в западной стене, прилегающей к площади св. Креста. Внутри главного престола стоит древняя базальтовая черная рака, с львиными головами по углам. В этой раке почивают: – мощи св. Кесария диакона (память 7 октября), честная рука которого находится в церкви «Святая Святых»; В царствование римского императора Клавдия (в I в.) диакон Кесарий, увидев приносимые идолам жертвы, плюнул на идолов и сокрушил их, за что был заключен в темницу, затем зашит в мешок и брошен в море. Тело святого силой Божией было вынесено волнами на берег и с честью погребено христианами близ современного города Террачина. Впоследствии мощи св. Кесария были перенесены в Рим и положены в церковь его имени (Chiesa di San Cesarlo), a отсюда уже перенесены в описываемую церковь . – часть мощей св. преподобномученика Анастасия Персянина (память 22 января); другая часть мощей этого преподобномученика находится в церкви «Святая Святых» (см. 10), а третья, вместе с честной его главой, почивает в церкви его имени и имени св. Викентия (в описании этой церкви, см. 7, приведено и житие св. Анастасия Персянина). С левой стороны от главного входа в собор, неподалеку от главного престола, имеется в восемь широких ступеней лестница, по которой спускаются в особый нижний придел св. равноапостальной царицы Елены (Capella di Sant» Elena). Этот придел устроен в том самом помещении, которое некогда служило жилищем царице. Пол в этом приделе устлан мрамором, а под полом находится земля, привезенная с Голгофы самой царицей Еленой, по возвращении из путешествия в Палестину. Вход слева ведет в придел реликвий (Capella delle Reliquie), где хранятся следующие драгоценнейшие святыни: – три значительной величины части Животворящего Древа, вложенные в крест; Животворящее Древо Креста Господня было обретено св. Еленой, ездившей нарочно в Иерусалим в 326 г. для разыскания этой вожделенной святыни. Патриарх Иерусалимский Макарий тогда же воздвиг Честное Древо Креста Господня на возвышенном месте и благословил им народ. Таким образом, день обретения Креста Господня сделался началом ежегодного праздника Воздвижения Креста. Большую часть Креста царица Елена оставила в Иерусалиме, а остальную взяла с собой в Рим. В VII в. с древним праздником Воздвижения Церковь соединила воспоминание о другом священном событии, вновь прославившем Животворящий Крест Господень. Им было славное возвращение Животворящего Креста в 628 г. из Персии, куда он был насильственно взят в 614 г. нечестивым царем персидским Хозроем. Обретение и возвращение Креста Господня от персов соединены в один величайший праздник, называемый Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста (14 сентября). Есть и еще два праздника в честь и память Креста Господня: Воспоминание явившегося на небесах знамения Честного Креста в Иерусалиме в 351 г. (7 мая) и Происхождение (т.е. исхождение с изнесением) Честных Древ Честного и Животворящего Креста (1 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кий-остров. Кийский Крестный монастырь. Церковь Происхождения честных древ Креста Господня. Карта и ближайшие объекты Вторым каменным строением монастыря была церковь Происхождения Честного и Животворящего Креста Господня, или «церковь над кладезем» (1661). Последнее название объясняется тем, что она построена над колодцем, единственным источником питьевой воды для проживающих на острове. Биограф Никона Иоанн Шушерин так написал об этом: «Ископаша кладезь великий из камени дикого, и на том кладези построиша церковь каменную… Построе же той кладезь молитвами и трудами самого Святейшего патриарха». Эта церковь одноглавая и очень маленькая; ее стены сложены из валунного камня и кирпича. С внешней стороны алтарная апсида укреплена белокаменной плитой в форме четырехконечного креста с выбитым текстом на основание монастыря. Другая, аналогичная плита установлена над колодцем – на ней изображен резной Крест с орудиями страстей Господних. С западной стороны к церкви примыкает построенные в 1693 г. двухэтажный каменный корпус XVII–XVIII вв. В первом его ярусе под тяжелыми сводами находились поварня, квасоварня и погреба для хозяйственных нужд монастыря, а на втором достроенном в середине XVIII в. ярусе разместились кельи монахов и настоятеля. По материалам: КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ: святыня на Кий-острове в Белом море//  Кольцова Т.М., д-р искуствоведения, доцент Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, зав. отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», Абрамовский В.Н., преподаватель кафедры культурологии и религиоведения Поморского государственного университета им. М.В. Ломоносова, http://www.ferapontovo.ru/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=17149

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

Разделы портала «Азбука веры» Успенский пост – один из четырёх многодневных постов в православной Церкви. Привязан к годовому кругу неподвижных праздников и длится с 14 по 27 августа (включительно) августа. Получил своё название по празднику успения Пресвятой Богородицы , которым и заканчивается 28 августа. Общая характеристика Успенский пост продолжается две недели. Начинается он праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а заканчивается праздником Успения Божией Матери (15/28 августа). И если праздник Успения приходится на среду или пятницу, разговенье предполагается не в этот, а на следующий день (точнее: если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу). По строгости он близок к Великому посту . Помимо обычных мясных и молочных продуктов, устав запрещает вкушать постом рыбу, кроме праздника Преображения (Типикон, Глава 33). В постановлениях «об охранении православной веры» (1885 г.) также указано, что в числе прочих на время Успенского поста в Российской империи запрещались «публичные маскарады и зрелища» ( Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания ). «Спасы» На Успенский пост приходятся праздники, в простонародье именуемые «спасами» – медовый (14 августа), яблочный (19 августа), а вскоре после него отмечается ореховый, хлебный (29 августа). В частности, поэтому Успенский пост в народе именуется Спасовка, а праздники эти, так или иначе, имеют отношение к Спасителю Иисусу Христу. Однако, по сути все эти названия имеют аграрное происхождение и  связаны с желанием человека освятить всю свою жизнь. К 14 августа на Руси пасечники собирали первый урожай мёда и естественным образом желали принести Богу плоды своего труда. Это чисто русский обычай. Например, в Греции ничего подобного не происходит. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

http://azbyka.ru/uspenskij-post

Ф. 218. Оп. 3. Д. 1722. Л. 11). Пятиглавие на соборе отмечено и в монастырских описях за 1823 и 1839 гг.: «Пять глав, у большой из них и у двух меньших с восточной стороны шеи каменные, а у других последних с западной стороны деревянныя, отбелены» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 9. Д. 150. Л. 1). До пожара сер. XIX в. собор был 5-главым. Впервые о числе глав собора сообщает опись 1736 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуей, кресты деревянные» (ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 367. Л. 1 об.). Два барабана были выполнены в дереве и окрашены, внешне имитировали камень. Во время пожаров эти 2 деревянных барабана с главами сгорели в первую очередь. 2 зап. глав собор лишился при пожаре 1741 г., долгое время они не восстанавливались. Об этом сообщает опись 1743 г.: «В монастыре церковь соборная Воздвижения Креста Господня каменная, на ней пять глав крыты чешуею, кресты деревянные, на церкви Воздвижения Креста Господня после пожару кровля в один тес тонкий крыта начата, а не совершена, глав не строено» (Там же. Оп. 4. Д. 55. Л. 1 об.). Из документов XVIII в. следует, что главы на соборе были покрыты лемехом - «чешуею», а после пожара 1855 г. обиты листовым железом. Каменный крест на апсиде ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г. Каменный крест на апсиде ц. в честь Происхождения честных древ Креста Господня. Фотография. 2013 г. Первоначально в соборе, включая и алтарь, было «двадцать окончин больших и малых... шиты белым железом». К 1699 г. на окнах и дверях храма появились «железные затворы», при этом у соборных дверей и больших окон они были 2-створчатыми. Входы в собор расположены с 3 сторон: северной, южной и западной. Архивольты перспективных порталов сложены из тесаного известняка. Порталы имеют характерное килевидное завершение. Помимо внутренних железных дверей в XIX в. в соборе были наружные, деревянные. С зап. стороны - каменное крыльцо, над которым «на четырех столбах устроен купол с главой и крестом» (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Москва. Церковь Спаса Всемилостивого в Кускове. Храм Всемилостивого Спаса (Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня) в Кускове Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Домовая церковь усадьбы Кусково - самый старый памятник архитектуры усадьбы. Это один из редких образцов культовой архитектуры аннинского барокко. За свою 270-летнюю историю храм не перестраивался и дошел до нас почти неизменным. Его интерьер сохранил гармоничное архитектурное пространство и световоздушную среду бароного памятника. Возрождая традиции старинной усадьбы, в настоящее время в церкви по-прежнему проводятся службы, а над куполом парит белокрылый Ангел, осеняющий крестом, словно подтверждая девиз рода Шереметевых - " Бог сохраняет всё " . Летний каменный однопрестольный храм Спаса Всемилостивого в усадьбе Шереметевых построен в 1737-1739 гг. на месте обветшавшей деревянной церкви. Деревянная приходская церковь Спаса Всемилостивого во владении Шереметевых известна с 1624 года. Граф Петр Борисович Шереметев, вступив в права наследства после смерти отца, занялся преобразованием усадьбы Кусково. Реконструкция усадьбы началась с постройки нового каменного храма в 1737 году. Строительство летней каменной однопрестольной церкви Спаса Всемилостивого в стиле барокко эпохи Анны Иоанновны было завершено в 1739 году. Единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. По преданию, Папа Римский подарил отцу графа, Борису Петровичу Шереметеву, золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста во время его поездки по Западной Европе. Старый граф завещал святыню сыну - Петру Борисовичу. Возведенный в стиле барокко, храм является древнейшей постройкой в усадьбе Кусково. Стоящая рядом колокольня со шпилем выполнена в формах классицизма (1793 г., архитекторы А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин). С 1919 г. в усадьбе организован музей, в 1930-х гг. здание храма передано в его ведение. 14 августа 1998 г. чин малого освящения храма совершил епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов).

http://sobory.ru/article/?object=03361

Церкви принадлежит каменная сторожка, построенная в 1861 году. При церкви имеется усадебной, сенокосной и пахотной земли 44 десятины 1,920 кв. саж. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает годового дохода: 300 р. процентов с причтового капитала, 120 руб. от крестных ходов с иконою Архистратига Михаила по вышеуказанным приходам и 70 руб. за требоисправления, а всего до 500 рублей. – Дом для священника имеется церковный, деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом; построен в 1876 г. средствами церковного старосты, купца Н. А. Кокушкина; псаломщик живет на квартире. Приход составляют: село и деревни: Медведково, Кунеевка, Высоково и Кудреватик; расстоянием от церкви деревни не далее 4 верст. – Всех дворов в приходе 44, душ мужеского пола 165 и женского пола 202 души. С 1889 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в особо устроенном деревянном, на каменном фундаменте, крытом железом, доме; при училище имеется квартира для учителя и сторожа. Березовики Село Березовики, при реке Вязьме, находится от уездного города в 70 верстах, а от Владимира в 80 верстах. Село со всех сторон окружено березовым лесом, изобилующим грибами – «березовиками», от чего, вероятно, и получило свое название. В XVIII столетии в селе существовала деревянная церковь – в честь Святителя и Чудотворца Николая; в конце же столетия, в 1779 году, тщанием помещика, Надворного Советника Андрея Ивановича Хметевского, построена была каменная церковь – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня с придельным престолом во имя Архангела Михаила. В 1809 г. средствами прихожан над этой церковию построен верхний этаж с престолом в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость»; в 1854 г. усердием помещицы Натальи Ивановны Чихачевой устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Таким образом, в настоящее время в церкви четыре престола: в нижнем теплом этаже – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и придельный престол – во имя Архангела Михаила; в верхнем холодном этаже – в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость» и придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Во время убийства старца брат Виталий находился в селении Амткел у болящего Лёни, который уже 40 лет не вставал с кровати. Он вел себя в тот день очень возбужденно и громко выкрикивал: «За что вы меня бьете, у меня денег нету!» Кроме брата Виталия никто не понял, что это значит. Он же сразу начал ставить свечи и сказал, что нужно усиленно молиться. После этих событий отец Серафим не благословил брата Виталия возвращаться в пустыню и отправил его в Тбилиси к владыке Зиновию. Так закончилось почти десятилетнее пребывание его в пустыне, по которой он тосковал и плакал всю жизнь… Впоследствии, живя в Тбилиси, отец Виталий говорил: «Я настолько люблю пустыню, что если бы не благословение, я бы и одного дня здесь не был». Для тех же, кто побывал у отца Виталия в горах, эти дни остались в памяти на всю жизнь. Алла (г. Таганрог): «На праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня братия собралась в ближайшей пустыне у матушек для совершения Всенощного бдения. В это же время из города сюда пришли несколько паломников. Надо было только видеть эту неописуемую красоту! Бдение совершалось под открытым небом на закате солнца среди гор. Душа наслаждалась молитвой. Казалось, каждое произносимое слово доходило до неба, и ощутимо чувствовалось присутствие небожителей на этой чудной службе». «На праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня братия собралась в ближайшей пустыне у матушек для совершения Всенощного бдения. В это же время из города сюда пришли несколько паломников. Надо было только видеть эту неописуемую красоту! Бдение совершалось под открытым небом на закате солнца среди гор. Душа наслаждалась молитвой. Казалось, каждое произносимое слово доходило до неба, и ощутимо чувствовалось присутствие небожителей на этой чудной службе». В то же время отец Виталий знал, что путь этот не для многих. Одной своей духовной дочери, которая, побывав у него, тоже захотела жить в пустыне, он сказал: «Нет, пустыня выгонит. Нужно жить в миру, как в пустыне. Идя по улицам, не по сторонам смотреть, а себе под ноги. Больше молчать, не пустословить и Иисусову молитву творить». «Святый Тбилиси шлёт земной поклон»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010