Освящение церкви состоялось 14 октября 1862 г. На современников она произвела исключительно благоприятное впечатление: «Храм этот, как в художественном, так и в техническом отношении построен с большим искусством. По указаниям талантливого архитектора производивший работы подрядчик И.О. Леднев с умением и усердием исполнил свое дело. Резной дубовый иконостас, паркетный дубовый пол, шпиль колокольни из английского кирпича, золотые грани и звезды купола церкви, вызолоченные главы, бронзовые, осмиконечные, вызолоченные через огонь, кресты, словом, все частности сделаны с безукоризненной отчетливостью и чистотой, и церковь поражает зрителя согласием целого с подробностями: изящному стилю соответствует чистота и тщательность отделки». http://вноводевичий.рф/churches В поселке Лисино-Корпус на живописном возвышенном месте рядом с лесом на берегу реки Лустовки расположена церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Монументальная, впечатляющих размеров, церковь объединена в выразительном по силуэту объеме с высокой стройной колокольней — это одно из самых поэтичных и проникновенных творений выдающегося зодчего Николая Бенуа. В 1834 году в Лисино по инициативе Министра финансов графа Е.Ф. Канкрина высочайше утверждено устройство учебного лесничества и при нем — Егерского училища для воспитания и образования людей, сведущих в лесном хозяйстве. Это было первое в России казенное лесничество, впоследствии ставшее опытной базой крупнейшего в мире лесного вуза — Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии. В учебном лесничестве все было преобразовано для изучения всех отраслей лесного хозяйства. На территории, которая в настоящее время является охранной зоной, еще в XIX веке были искусственно созданы насаждения величественных деревьев уникальных пород, аллеи из дубов и лиственниц — вся европейская Россия обеспечивала лисинское лесничество семенами и саженцами. Министр государственных имуществ граф П.Д. Киселев в 1846 году разрешил устроить в Егерском училище домовую деревянную церковь, освященную во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Когда церковь погибла в пожаре, было разрешено построить каменную церковь, посвященную тому же празднику. Антиминс из домового храма был перенесен в новый каменный храм. Церковь во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, расположенная в 18 км от Тосно, была построена на средства Лесного Департамента для его учебных заведений: воспитанников и служащих учебного лесничества и учащихся Егерского училища.

http://sobory.ru/article/?object=00110

Церковь размещается в первом ярусе монастырской звонницы, стоящей к с юго-востоку от церкви Ярославских Чудотворцев. Первоначально двухшатровая, звонница надстроена в 1809 г., венчающая ротонда поставлена в 1824 г. Первоначально Происхожденская (Спасская), церковь была упразднена в конце XVIII в., восстановлена в 1825 г., переосвящена в Печерскую в 1860 г. в честь чудотворной иконы, написанной на стене здания. С юга к церкви были пристроены приделы Нила Столобенского (1877) и Святых Праотцев (1896). В 1918 г. повреждена обстрелом, в 1920-х г.г. разобраны поздние приделы. В настоящее время принадлежит музею. Церковь под звонницей Спасо-Преображенского монастыря изначально была освящена во имя Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня. В 1680-х г.г. при архимандрите Алимпии церковь была украшена стенописью. В XIX в. она дважды поновлялась. Отдельные фрагменты живописи XIX в. сохранились на восточной стене, отделяющей высокое и светлое помещение главного храма от низкого и полутемного алтаря. Здесь написан на стене иконостас, включающий местный, праздничный, деисусный и пророческий ярусы. В местном ярусе помещены изображения Алексея Человека Божия, Богоматери Тихвинской, Распятия и Происхождения Честных древ. Подобные «рисованные» иконостасы обычные для ростовских церквей времен Ионы Сысоевича, являются большой редкостью в стенописях Ярославля. Такие же иконостасы, написанные на стене, имелись в ярославской церкви Петра Митрополита и Владимирской Богоматери на Убогих Домах. На стене южного придела написаны «Николай Чудотворец», «Богоматерь Печерская», «Вседержитель на троне» и «Ярославские князья Федор, Давид и Константин», во втором ярусе «Праздники», вверху в овальных медальонах погрудные изображения апостолов со свитками в руках. В самом верху в люнетах «Похвала Богоматери», «Царица небесная» и Знамение " . В 1824 г. по распоряжению архиепископа Авраамия в церковь Происхождения Честных древ был устроен бронзовый иконостас (не сохранился). В 1860 г. живопись церкви была основательно переписана. Эта реставрация проводилась по распоряжению архиепископа Нила, задумавшего сделать храм своей усыпальницей. Стены храма, за исключением алтарной преграды, были заново оштукатурены и расписаны в академической манере художником Егором Константиновичем Дьяконовым. На своде написаны Новозаветная Троица и 7 ангелов с орудиями страстей, на стенах в трафаретных рамах, имитирующих колонные портики и лепнину, «Преображение», «Преподобный Нил», «Преподобный Сильвестр» и «Ярославские чудотворцы». После завершения реставрационных работ, 30 октября 1860 г. церковь Происхождения Честных древ была заново освящена архиепископом Нилом во имя Богоматери Печерской.

http://sobory.ru/article/?object=16926

Нелишне отметить, что Спасские престолы существовали в монастыре уже в XV веке. Павел Алеппский, перечисляя церкви Симонова монастыря, отдельно называет церкви «в честь Преображения» и «в честь св. Креста». В своём исследовании «Архитектура Московской Руси середины XV века» В.П. Выголов приводил доказательства, что более ранний Спасский храм был создан около 1433 года, несколько позже сооружения собора, и находился «у Святыя Богородицы на полатех», то есть храм был придельным и помещался на хорах Успенского собора. В 1540-х годах в сооружённую церковь-колокольню были перенесены приделы из собора, в том числе во имя Спаса Преображения. Новая колокольня, возведённая вместо старой, разобранной в 1835 году, «не сохранила прежних храмовых престолов, что привело к их полному забвению в последующей истории монастыря». Возможно, именно в это время в западном надвратном храме появился престол во имя Спаса Всемилостивого. Таким образом, двойное наименование надвратного храма в работах исследователей нашего времени кажется вполне оправданным. Первое сообщение в литературе об основании храма, в работе Н.Д. Иванчина-Писарева, не имеет даты и связывает его постройку со временем Иоанна IV: «В некоторых исторических замечаниях сказано, что Иоанн IV в приношениях своих Симонову был щедрее всех своих предшественников: кроме храма во имя Происхождения Честных Древ (ныне перестроенного в неизвестном вкусе), там была сооружена колокольня, сходная с Ростовскою...». К. Тромонин считал, что она «устроена около 1590 года, в царствование Государя и Великого Князя Феодора Иоанновича, в присутствии коего освящена Иовом Патриархом всея России, Августа 1 дня 1593 г.». Более подробные сведения о надвратном храме приведены у В.В. Пассека: «Церковь над западными святыми вратами Происхождения честных древ животворящего креста Господня, об одной главе, устроена около 1591 года в царствование Государя, Царя и Вел. Князя Феодора Иоанновича и освящена в присутствии его, как написано было на старом антиминсе сей церкви, Святейшим Иовом, патриархом Московским и всея России 1593 года Августа 1 дня, па память святых седми мученик Маккавей. Длина ея с олтарем, кроме трапезы шесть, ширина пять саженей, а вышина с крестом 14 саженей. Она соединена одною дверью с настоятельскими келиями...». В описании монастырских стен и ворот - дополнительные сведения о храме: «...2-е Западный (ворота), под Спасскою церковию, подле настоятельских келий для входа и въезда в монастырь. Над ними издревле написано Успение Божия Матери, и по сторонам внизу Святые Угодники». И.Ф. Токмаков, практически повторяя сведения В.В. Пассека, уточняет: «Церковь Всемилостивого Спаса, над западными вратами, основана в памятный отражением крымского хана 1591 год (когда и с башен Симонова монастыря гремели пушки), в царствование государя, царя и вел. князя Феодора Иоанновича и освящена в присутствии его...».

http://sobory.ru/article/?object=39880

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

Церкви принадлежит каменная сторожка, построенная в 1861 году. При церкви имеется усадебной, сенокосной и пахотной земли 44 десятины 1,920 кв. саж. Причта по штату положено: священник и псаломщик. – На содержание причт получает годового дохода: 300 р. процентов с причтового капитала, 120 руб. от крестных ходов с иконою Архистратига Михаила по вышеуказанным приходам и 70 руб. за требоисправления, а всего до 500 рублей. – Дом для священника имеется церковный, деревянный, на каменном фундаменте, крытый железом; построен в 1876 г. средствами церковного старосты, купца Н. А. Кокушкина; псаломщик живет на квартире. Приход составляют: село и деревни: Медведково, Кунеевка, Высоково и Кудреватик; расстоянием от церкви деревни не далее 4 верст. – Всех дворов в приходе 44, душ мужеского пола 165 и женского пола 202 души. С 1889 года в селе существует церковно-приходская школа и помещается в особо устроенном деревянном, на каменном фундаменте, крытом железом, доме; при училище имеется квартира для учителя и сторожа. Березовики Село Березовики, при реке Вязьме, находится от уездного города в 70 верстах, а от Владимира в 80 верстах. Село со всех сторон окружено березовым лесом, изобилующим грибами – «березовиками», от чего, вероятно, и получило свое название. В XVIII столетии в селе существовала деревянная церковь – в честь Святителя и Чудотворца Николая; в конце же столетия, в 1779 году, тщанием помещика, Надворного Советника Андрея Ивановича Хметевского, построена была каменная церковь – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня с придельным престолом во имя Архангела Михаила. В 1809 г. средствами прихожан над этой церковию построен верхний этаж с престолом в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость»; в 1854 г. усердием помещицы Натальи Ивановны Чихачевой устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая. Таким образом, в настоящее время в церкви четыре престола: в нижнем теплом этаже – в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и придельный престол – во имя Архангела Михаила; в верхнем холодном этаже – в честь Божией Матери, именуемой «Всех Скорбящих Радость» и придел – во имя Святителя и Чудотворца Николая.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Все отметили солнечную, теплую погоду, что объяснили историческим событием — в залив Креста впервые в истории прибыл ковчег с частицей Животворящего Креста Господня. Ковчег со святынями передан в дар и благословение Дальнему Востоку Святейшим Патриархом Алексием, и кроме Хабаровска и Анадыря побывал уже на самом восточном приходе Чукотки в пос. Лаврентия. Сразу договорились о ближайших службах — на Происхождение Честных Древ и на следующее воскресение. В этом году исполняется 280 лет со дня открытия залива. Название поселка — Эгвекинот — происходит от чукотского «острые камни». На черных вулканических сопках, которые плотным кольцом окружают поселок, действительно видны обнажения твердой породы острой пирамидальной формы. А залив получил свое название оттого, что был открыт Витусом Берингом в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Рядом с поселком Полярный круг пересекается со 180-м меридианом. Правее по карте — уже Западное полушарие.   Чукотские дороги Запись из августовского дневника: «Чудесное времечко сейчас на Чукотке — солнечно, сухо, прохладно. Синее облачное небо, море. Тундра порыжела от заморозков, листья голубики и брусники — ярко-красные, а у шикши — еще зеленые. Ясный чистый воздух. В Белгороде такая красота ближе к концу октября начинается, а здесь вот сейчас. Этакий осенний бонус… Вверх по реке Анадырь, к селам Усть-Белая, Краснено и Снежное, ушла в рейс самоходная баржа “Мадина”. Вместе с капитаном В.А. Курочкиным отправлена собранная за последние месяцы детская одежда и игрушки. Капитан “Мадины” уже 10 лет помогает православным прихожанам анадырских храмов переправлять теплые вещи детям из малоимущих семей коренных жителей Чукотки перед началом холодов». Всего на попечении государства находятся 650 детей жителей Чукотского автономного округа. Органы опеки испытывают затруднения с подбором семей воспитателей. Списка желающих просто нет, поэтому рады каждому кандидату. Немалая часть семей воспитателей на Чукотке — православные христиане, хотя есть и пятидесятники, евангелисты. Для многих семей воспитание приемных детей — это еще и возможность хоть какого-то заработка. Государственная дотация составляет около 14 тысяч рублей на каждого ребенка, и в ближайшее время будет повышаться. Опекуны и дети пользуются всеми социальными льготами по летнему отдыху, бесплатному проезду в центральные районы страны, снабжению канцелярскими товарами.

http://e-vestnik.ru/church/zemlya_i_vera...

1. Каменная Происхожденская трехпрестольная церковь построена в одной связи с колокольней. В 1805 году были освящены холодный Покровский храм каменной церкви и правый престол Николая Чудотворца в теплом храме. Главный престол в теплой церкви слева освящен в 1869 году в честь Происхождения честных древ Животворящего креста Господня (Спаса Всемилостивого). 2. Деревянная холодная однопрестольная Происхожденская церковь построена в 1805 году и упразднена в 1869 году. К Происхожденской церкви приписаны указные часовни в Антипинской, Конашевской, Стуловской, Пахотинской, Верхней Пельшме. Неуказная часовня стояла в Аферовской. В штате церкви состояли священник и псаломщик. Священник Билёв Василий Михайлович родился в 1845 году в семье пономаря. В 1867 году уволен из среднего отделения ВДС и определён диаконом в Вологодскую Святодуховскую церковь при гимназии. 1872 - 1891 годы - священник Успенской Александровской церкви Кадниковского уезда. 1891 - 1909 годы - священник Николаевской Чадромской церкви Вельского уезда. В 1909 году Василий Билёв назначен опекуном детей умершего священника Богородицкой Шангальской церкви Аристарха Билёва и уволился за штат. 1911 - 1917 годы - священник Ильинской Поцкой церкви. В семье у него дети: Афиноген 1868 года рождения – контролер Петроградской железной дороги, Василий 1871 года рождения – чиновник в отставке, Сергей 1890 года рождения – по освобождении от воинской службы работает учителем в Лохотском приходе.Дочери Надежда и Любовь были замужем за священниками. Псаломщик Ивановский Дмитрий Павлович 1879 года рождения, сын псаломщика. Уволен из 2 класса Тотемского духовного училища. Был послушником в разных монастырях Вологодской епархии.С 1901 года находился на военной службе, участвовал в сражениях на Дальнем востоке. В 1906 году определен псаломщиком в Георгиевскую Илезскую церковь, в 1907 году утверждён в должности псаломщика. 1912 – 1914 годы - псаломщик Ильинской Лохотской церкви. В 1914 году мобилизован в действующую армию. В семье у него жена Мария Васильевна, детей нет.

http://sobory.ru/article/?object=10048

История ансамбля прояснилась в процессе создания книги " Небеса и окрестности Кенозерья " , изд. программа " Первая публикация " , 2009 г. Существующая церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня была выстроена в 1783 г. на месте шатрового храма XVII в. Церковь была летней и к ней примыкала отапливаемая трапезная с приделом Обретения главы Иоанна Предтечи. Такой обычай сочетания в одной церкви двух объемов (летнего и зимнего) был распространен в Каргополье до конца XVIII в. В 1861 г. был произведен ремонт шатровой 6-гранной колокольни, которая соединялась с трапезной переходом. С 1865 по 1880 гг. трапезную перестраивали в зимнюю церковь Иоанна Предтечи и освятили новую церковь 22 октября 1880 г. А к 1883 году закончилась и перестройка шатровой церкви, в ходе которой она обрела два " неба " - в молельном зале и алтаре. Обе церкви и колокольня были объединены крытыми переходами. Тогда же весь комплекс обнесли решетчатой оградой под двухскатной тесовой кровлей. Кстати, обе церкви и колокольня в ходе перестройки были поставлены на каменный фундамент. Последние архивные находки выявили, что устроителем новой церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня был " торгующий почозерский крестьянин " Иван Красков. Храмы закрыли при Советской власти в 1938 г. В Предтеченской церкви разместили школу. В 1949 г. шатер колокольни снесло бурей. Оба комплекса " небес " в Филипповской давно сняты, но они сохранились почти полностью и находятся на реставрации. Архитектурные памятники Почозера представляют значительную ценность по чрезвычайно редкой в русском деревянном зодчестве диагональной пространственной композиции. А диагональ, т.е. смещение церквей от общей оси, объяснялась, по нашему мнению, простой причиной: алтари обеих церквей смотрели, как им положено, на восток, и молельный зал одной церкви мешал алтарному помещению второй. Аналогов подобного решения архитектурного ансамбля в России не сохранилось. Ансамбль сильно пострадал от времени. Силами норвежских и русских специалистов его реставрация почти закончена. Уже стоит с замененными венцами и повалом шатровая церковь, заново воссоздана церковь Обретения Главы Иоанна Предтечи с уникальным бочечным завершением, построены соединительные галереи между двумя церквями, возведена шатровая звонница. По примеру сохранившейся ограды погоста (кладбища в 300 м) и в соответствии с фотографиями И. Билибина восстановливается и ограда ансамбля.

http://sobory.ru/article/?object=10114

По своему архитектурному облику этот собор напоминает Исаакиевский. Не исключено, что проект Спасского собора был одним из вариантов создания четвертого Исаакиевского собора. Здание замыкало главный бульвар ярмарки и было призвано играть организующую роль в общей архитектурной композиции. Место для ярмарочного собора было определено на главной оси ярмарочного ансамбля. Архитектором собора стал Огюст Монферран. Под собором было сводчатое подземное помещение, которое стали затем сдавать торговцам под склады. План собора был крещатым: к главному квадратному основанию (11х11 саженей) по странам света пристраивались прямоугольные, решенные индивидуально объемы. Обращенный к торговым корпусам парадный южный вход имел не только четырехколонный портик, но и за ним по центру еще две отдельно стоящие колонны римского ордера, в то время как северный притвор имел лишь четырехколонный портик. Южный и северный фасады - с портиками тосканского ордера. Восточный и западный выступы отмечены полуколоннами. Собор имеет пять довольно простых по рисунку куполов, барабаны которых прорезаны окнами и украшены полуколоннами ионического ордера. Восточная алтарная часть и западный притвор оформлялись лишь пилястрами, и это придавало нижегородскому ярмарочному собору явно индивидуальное архитектурно-художественное решение. Храм получил световое пятиглавие. Большие окна мощных барабанов глав позволяли максимально использовать верхний свет, в связи с этим на проработку лепного убранства интерьера было обращено особое внимание: обильно украшенный лепниной кессонированный свод центрального нефа опирался на широкий выносной пояс-антаблемент, который зрительно поддерживали приставные колонны. Роспись стен собора выполнил академик живописи А. В. Ступин и его сын Рафаил. Церковь была заложена 1 августа 1818 года, 5 июля 1822 года в храме был освящен главный престол в честь Происхождения Честных Древ Святого Животворящего Креста Господня, 31 июля - придел святого Макария Желтоводского и Унженского, чудотворца, а 1 августа - придел в честь святого Александра Невского.

http://sobory.ru/article/?object=00895

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010