Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru. Вопрос: Можно ли православным христианам смотреть телевизор? В грех это вменяется или нет? Митрополит Иларион: Если я веду передачу на телевидении, значит, исхожу из того, что телевизор смотреть можно. Сам по себе телевизор — это одно из средств информации в руках человека, так же как и книга, компьютер. Вы можете взять в руки книгу религиозного характера, можете взять книгу философского содержания или художественное произведение. А если вдруг захотите прочесть книгу неприличного содержания — кто будет в этом виноват: вы или книга? Думаю, виноваты будете вы, ибо сделали неправильный выбор. То же самое и с телевизором. Вы можете смотреть по телевизору новостные программы, программы, связанные с культурой, с историей, познавательные программы. Сейчас есть каналы, специальное ориентированные на того или иного зрителя — телеканал «Культура», новостной канал «Россия 24», церковные каналы «Спас» и «Союз» и так далее. То есть вы в принципе можете смотреть по телевизору все, что хотите. Но если вы будете смотреть только развлекательные программы или, простите, порнографию, тогда, конечно, это будет грехом. Исходя из всего этого и следует самим ответить на вопрос: греховно ли смотреть телевизор или нет. Вопрос: Что делать с грехом, который мучает с младенчества? Посоветуйте что-нибудь. Митрополит Иларион: Святость — это тот идеал, который нам дан в лице Иисуса Христа. Этого идеала достигали немногие люди. Их имена включены в наш церковный календарь, их лики мы видим в иконостасах наших церквей, на фресках, на стенах храмов. Жития этих людей мы читаем и стараемся им подражать. Но каждый из нас может им подражать только в свою меру. Освобождение от греха — процесс, который происходит постепенно. И иногда на это не хватает ни 49 лет, ни 50, ни всей земной жизни, потому что бороться с грехом приходится постоянно. Апостол Павел, один из двух первоверховных апостолов Церкви, говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7:18-23). И от этого действия закона греха не избавлен ни один человек.

http://pravoslavie.ru/102254.html

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: В Евангелии от Матфея есть две фразы: «когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6)» и «кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10:32-33). Как быть в такой ситуации, рассказывать ли слабо верующим о Боге или нужно тайно веровать? Митрополит Иларион: Господь Иисус Христос говорит здесь о двух разных вещах. В первом случае говорит о том, что молитва не должна быть демонстративной и показной, как это имело место в практике фарисеев, которые останавливались на улицах, начинали молиться для того, чтобы люди их восхваляли. Мы ничего не должны делать напоказ. Не только молиться, но и милостыню мы не должны давать напоказ. Об этом Христос говорит: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3), потому что если ты получишь награду от людей, если ты получишь от них похвалы, то ты лишишь себя награды от Бога. Во втором изречении, которое Вы процитировали, Господь говорит о публичном исповедании веры в Него. Это то, к чему всегда призывала Церковь. Мы говорим о том, что Господь Иисус Христос создал Церковь не только для домашнего употребления. Есть, конечно, ситуации, когда люди должны хранить втайне свою христианскую веру для того, чтобы сохранить свою жизнь. Как, например, в советское время очень многие люди веровали тайно: они ходили в церковь, но этого не афишировали и это всячески скрывали. Или как сейчас в некоторых мусульманских странах, христианам приходится скрывать свою веру. Но в нашей стране нет никакой необходимости скрывать свою веру, а рассказывать неверующим и слабоверующим людям нужно в том случае, если они готовы Вас услышать. Здесь Вы сами должны почувствовать: хочет человек от Вас услышать слово о вере или не хочет. Если не хочет, то и не говорите. А если чувствуете в нем готовность Вас услышать, то говорите.

http://patriarchia.ru/db/text/5843054.ht...

Во-вторых, духовный отец — это человек, к которому можно обратиться в трудной ситуации, когда, с одной стороны, нужна человеческая поддержка, а с другой стороны, нужен совет опытного в духовной жизни человека. И, наконец, духовник — это человек, который может, собственно, наставить на путь христианской жизни, то есть может помочь понять, как человеку жить в Церкви, как приступать к священным Таинствам — как исповедоваться, причащаться. Духовный отец ни в коей мере не может и не должен подменить собой Иисуса Христа, но он может оказать очень существенную помощь на нашем пути к лучшему пониманию того, что заповедано Господом Иисусом Христом. Вопрос: Постоянно на кого-нибудь обижаюсь. Ситуация особенно обостряется перед причащением Святых Христовых Таин, к которому надо приступать с чистым сердцем. Как быстро погасить это чувство? Митрополит Иларион: Быстро погасить чувство обиды не всегда бывает возможно. Но не случайно в Русской Православной Церкви уже давно сложилась такая практика, что перед причащением мы приходим на исповедь. Исповедь — это не просто момент, когда мы называем какие-то свои грехи или перечисляем свои обиды. Исповедь — это момент, когда Господь касается нашего сердца, ведь не случайно мы называем исповедь Таинством. Именно это Таинство и позволяет нам освободиться от обид и с чистым сердцем подойти к другому Таинству, самому главному, — Таинству Святого Причащения. Вопрос: В чем опасность причащаться без благоговения? Какие будут последствия? Митрополит Иларион: Во-первых, уже апостол Павел в послании к Коринфянам напоминал коринфским христианам о том, что человек должен испытывать себя, прежде чем приступит к святой чаше. Вот что пишет апостол: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11:28-30). Здесь уже перечислены последствия, к которым может привести неблагоговейное причащение.

http://patriarchia.ru/db/text/5551296.ht...

Вопрос: Отвечая на вопрос Екатерины Грачевой об отношении к скандалу в МГУ, где преподаватели домогались студенток, Вы сказали, что если все происходило по обоюдному согласию, то это нормально. А как же тогда быть с тем, что Церковь всегда считала большим грехом отношения между мужчиной и женщиной, если они происходят вне освященного Церковью брака? Митрополит Иларион: Во-первых, если Вы внимательно послушаете эту передачу (она выложена на нашем сайте vera.vesti.ru), то я не говорил, что когда преподаватель домогается студенток, то это нормально. Я говорил лишь о том, что если речь идет о людях совершеннолетних, то я надеюсь, что они отдают себе отчет в своих действиях. В то же время я говорил о том, что у преподавателей по отношению к студентам есть особая ответственность, а, кроме того, есть такие меры воздействия, которые могут быть применены, чтобы добиться своей цели. Если речь идет действительно о домогательствах, а тем более об изнасиловании, то здесь действуют не просто этические нормы, а уголовное право. Вот, собственно, что я сказал в прошлой передаче. А если говорить о церковных нормах, то вполне естественно, что Церковь всегда учила и всегда будет учить о том, что полноценным браком является брак, который освящен таинством венчания. Вопрос: Каково Ваше мнение о притче Иисуса Христа о работниках в винограднике? Митрополит Иларион: Притчи Иисуса Христа в разные эпохи толковались по-разному, но в данном случае речь идет о притче, в которой некий человек нанимает работников в свой виноградник. Он выходит утром, потом в полдень, затем под вечер и, наконец, выходит уже совсем на закате, и каждый раз нанимает новых людей. Когда день заканчивается, он каждому платит одинаково, и те, которые работали с самого утра, увидев, что он расплатился со всеми поровну, начали возмущаться и говорить: почему ты им столько же заплатил, если мы работали с самого утра, а эти пришли только под вечер. И тогда господин сказал возмущавшимся: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:1-15).

http://patriarchia.ru/db/text/5648818.ht...

— Время мглы и мрака,— согласился митрополит.— Хочешь выйти из неясного положения и попадаешь в более темное. Претыкаются и те, которые кажутся хорошо видящими. Живем посреди искушений, но боюсь искушений впереди, потому что люди не хотят их видеть, ходят между ними как бы в безопасности. Филарет сидел напротив за столом, установленным хлебом, сухарями, вареньем, икрою. Самовар еще дымился парком, но собеседники забыли про чай. Митрополит потирал зябнувшие руки в белых нитяных перчатках и слушал. — Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию,— продолжал владыка Игнатий,— остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием!.. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч… В те же февральские дни редактор «Домашней беседы» был приглашен митрополитом Исидором на чашку чаю. После всенощной в Троицком соборе Александро-Невской лавры Виктор Иванович зашагал к мирополичьим покоям, в которых стал частым гостем. Путь от собора был недолог. Аскоченский в прихожей сбросил на руки швейцару шинель, подбитую бобром, оправил перед зеркалом редкую шевелюру и двинулся на второй этаж. Был Виктор Иванович росту среднего, лицом кругл и полон. Бороду и усы он брил. Твердо сжатые губы и очки придавали лицу выражение строгое, пока в разговоре что-нибудь не задевало журналиста, и тогда рот его кривился усмешкою, а у глаз возникали морщинки. Митрополит Исидор как раз и любил Аскоченского не только за твердо православный дух, но и за веселость. После слов о погоде и сегодняшней службе владыка задал вопрос, ради которого и хотел видеть журналиста: — Скажите-ка мне, Виктор Иванович, что вы думаете о «Православном обозрении». Вы так сильно разделали москвичей своими статьями, что и святитель московский взволновался. Письмо вот прислал. Пишет, что в журнале дух верный, что рассуждают о всяком лишь с православной точки зрения. У вас-то получается иначе… а?

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Протоиерей Александр Шаргунов Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Протоиерей Александр Шаргунов Александр Ужанков Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Феофан (Быстров) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Житие схимонаха Досифея, одного из «рядовых» саровских подвижников XVIII века, взято из рукописного монастырского сборника, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до сих пор мало кому известно. Оно, хотя и изобилует свойственными эпохе и жанру риторическими и нравоучительными длиннотами, представляет подвижника живым человеком, а не абстрактным носителем определенного идеала святости, вводя нас, православных XXI века, в реальный мир монашеского бытия прошлого. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page56_1078.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербурге представлены книги митрополита Волоколамского Илариона, посвященные апостолам Петру и Павлу 14.05.2018 13 мая 2018 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) представил в Санкт-Петербурге свои новые книги « Апостол Павел . Биография» и « Апостол Петр . Биография». Встреча с читателями состоялась в петербургском Доме книги. Митрополит Иларион выразил радость от того, что первая презентация книги «Апостол Петр. Биография» проходит в городе апостола Петра. Книга об апостоле Павле вышла осенью 2017 года. Автор подчеркнул, что для многих читателей Нового Завета оба апостола — фигуры загадочные. По количеству упоминаний апостол Петр — второй персонаж Евангелия после Иисуса Христа. Во всех списках апостолов он стоит на первом месте, потому что уже при жизни Спасителя занял первенствующее место среди двенадцати апостолов. У евангелистов Иоанна и Луки описаны две истории призвания апостола Петра. Третье призвание описано у Матфея и Марка. Может сложиться впечатление, что Господь каждый раз призывает разных людей, но при внимательном чтении понятно, что речь идет об одних и тех же людях. Иоанн Златоуст писал, что Господь призвал Петра, назвав его Кифой, тот вернулся к своим делам, затем Христос призвал его снова, было и третье призвание. Ученые спорят, положительный или отрицательный персонаж апостол Петр. В Евангелиях он предстает таким, каким был на самом деле, — пламенным, преданным, но и колеблющимся, сомневающимся, способным к падению. Когда Христос спросил учеников, за кого они Его принимают, Петр отвечает: «Ты Сын Бога Живого» (Мф. 16:15-16). Когда Петр противоречил Спасителю, Он сказал: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). «Во всех четырех Евангелиях мы читаем, что Петр отрекся от Христа, — добавил митрополит Иларион. — Почему все четверо сочли необходимым рассказать эту позорную историю? Она настолько тесно сплетена с жизнью и смертью Христа, что расплести их было невозможно. Важно отметить: когда мы закрываем последнюю страницу четвертого Евангелия, думаем, что Петр не оправдал надежд. Но открываем Деяния апостолов, читаем первые шаги Церкви после Воскресения Спасителя — и видим другого Петра, не сомневающегося и колеблющегося, а дерзновенно свидетельствующего о Христе как Мессии. Он говорит и действует с бесстрашием и пониманием рисков, которые несет его проповедь».

http://drevo-info.ru/news/23617.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Крутицкий Ювеналий возглавил работу IV подмосковного форума «Православие и медицина» 13.11.2015 12 ноября 2015 года в Коломенской духовной семинарии состоялся VI подмосковный форум «Православие и медицина». Организаторами форума выступили министерство здравоохранения Московской области и епархиальный отдел по взаимодействию с медицинскими учреждениями. В работе конференции приняли участие сотрудники сферы здравоохранения из муниципальных образований Подмосковья, благочинные и члены медицинского епархиального отдела, участники приходских волонтерских объединений, представители сестричеств Московской областной епархии, студенты и преподаватели Коломенской семинарии, а также среднеспециальных медицинских учебных заведений Московской области. Программу форума составили пленарное заседание и две секции: «Сострадание и милосердие» и «Здоровая семья — здоровое общество». Со вступительным словом к участникам пленарного заседания обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) : «Сегодня мы вновь собрались, чтобы обсудить пути взаимодействия и сотрудничества медицинских работников и духовенства. На этот раз мы проводим этот форум в стенах Коломенской духовной семинарии, где получают образование будущие священнослужители, которые будут в дальнейшем осуществлять свою пастырскую деятельность в Подмосковье. Кстати, во время обучения они участвуют в епархиальных социально-благотворительных программах, помогают в медицинских учреждениях, приобретая тем самым опыт на этих направлениях церковного служения. И врач, и священник призваны помогать людям, облегчать человеческое страдание. Поэтому они хорошо понимают друг друга и отчетливо видят, где между ними возможно деятельное и взаимополезное соработничество. Говоря о сотворении человека, святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Тело и душа созданы вместе». Эта мысль святого указывает на то, что они пребывают в онтологическом единстве и в земном измерении не могут быть отделены друг от друга. Часто доводится наблюдать, как страдающий от физического недуга человек, несмотря на успешные действия врачей, медленно или совсем не поправляется, пребывая в состоянии уныния или депрессии. Вспомните слова Лермонтова о тяжести внутренних переживаний: «Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья». Тут уместно сказать о том, что слово исцеление указывает на достигаемую при выздоровлении целостность организма, включая и его душевную часть. Поэтому наряду с медицинским лечением необходимо еще и духовное усердие. Неслучайно сказано у апостола Иакова: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:16).

http://drevo-info.ru/news/19802.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Управляющий Овручской епархией обратился в полицию из-за угроз священникам 15.04.2022 14 апреля 2022 года митрополит Овручский и Коростенский Виссарион (Стретович) направил председателю Житомирской обладминистрации, начальнику облуправления Национальной полиции и депутатам местных советов открытое письмо. Текст обращения разместили на сайте Овручской епархии . Еще 28 марта 2022 года из управления Овручской епархии Украинской Православной Церкви неизвестные вывезли богослужебные и церковные книги на церковнославянском и русском языках, воспользовавшись отсутствием митрополита. Литературу они изъяли в присутствии полиции. Владыка подчеркнул, что книги приобретены по просьбе и на пожертвования верующих. Митрополит Виссарион призвал всех причастных покаяться и вернуть книги обратно в епархиальное управление. Он добавил: «Эти люди совершили безнравственный греховный поступок, который является вызовом Богу и нашим верующим». Владыка сообщил, что такие же акции и угрозы священникам зафиксированы в городе Радомышль, в селах Рыжаны, Першотравневое, Иршанск, Селец, Девошин, Небеж, Грушки. Митрополит добавил: «Такими действиями хотят священников заставить перейти в ПЦУ ». В заключение владыка напомнил слова из 2-го послания к коринфянам: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» и процитировал Евангелие от Матфея: «Бог воздаст каждому по делам его». Письмо архиерея подписали духовенство и миряне Овручской епархии УПЦ. Пресс-служба Овручской епархии прокомментировала обращение митрополита Виссариона: «Местным властям, выступающим против УПЦ, напоминаем: Украинская Православная Церковь административно и финансово независима; согласно уставу Церкви люди, не являющиеся членами прихода, не имеют права решать вопросы внутреннего уклада жизни общины. Это прямое вмешательство в церковные дела, нарушение Конституции Украины и дискриминация верующих». Spzh.news / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 15.04.2022 21:10:42

http://drevo-info.ru/news/28054.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010