Да, мой друг, с искреннейшей молитвой к Господу Богу будем так или иначе действовать во славу имени Его, на сколько станет сил наших: это лучшее, что мы можем сделать в своей жизни. Знаю, что так действующим не совсем удобно и покойно в этой жизни; знаю, что так действующих ждут не радости, а скорби, огорчения, а нередко и злобное преследование; знаю, что если двое последуют доброму примеру, то двадцать вооружатся на него – все знаю, друг мой. Но что из этого? Развернем нашу бесценную псалтирь и вот что читаем в ней: «Уповай на Господа и делай добро, живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит тебе желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и надейся на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Положись на Господа и ожидай Его» ( Пс. 36:3–7 ). Мнения св. отцов церкви о стоящих неблагочинно за божественной литургией Невнимательность, крайняя небрежность при совершении величайшего из таинств православной Церкви – не новость в наше время. Дурные христиане, все уничижающие и опозоривающие в христианстве, бывали и прежде. Разумеется, они не могли не вызывать самых строгих обличений от учителей Церкви, так ревностно заботившихся, чтобы все святое совершалось свято: со стороны совершающих святое, свято со стороны присутствующих при этом, – словом, со всех сторон свято. Представлю тебе, друг, один или два образчика подобных обличений с тем , чтобы ты, по прочтении их, строго допросил свою совесть: не падают ли они и на тебя, хотя которой-нибудь стороной? Вот что говорил св. Анастасий Синаит 215 . «В церкви Божией мы не хотим и одного часа постоять перед Богом, как должно. Если чтение Евангелия бывает несколько продолжительнее, мы негодуем на то и бессмысленно блуждаем глазами. Если священник, произносимые им молитвы несколько боле продолжит, мы скучаем и бываем невнимательны. Если тот, кто приносит бескровную жертву, несколько медленнее совершает это божественное дело, мы зеваем и дремлем. Скорее хотим освободиться от молитвы, чем от судебного дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

(Дай и мне, Господи, видеть чудеса Твои, если не здесь, то по крайней мере – на небе.) Вот они приходят в дом начальника синагоги: безотрадные вопли и рыдания провожали отлетевшую душу любимой девицы (дочери и сестры); скорбь без всякого упования терзала души родных и близких знакомых. Жизнодавец говорит: к чему эти безотрадные вопли? Что вы плачете? Отроковица не умерла, а спит. Горькая, безнадежная улыбка была ответом Оживляющему мертвых. Выслав лишних вон, а оставил при Себе только отца и мать умершей и родственников их, Он вошел с ними туда, где была покойница, и, взявши ее за руку, сказал ей: талифа куми, то есть: девица, тебе говорю, встань. О, страшное Божественное чудо! Девица не только встала, но и стала ходить: она была лет двенадцати. Все ужаснулись. Господь запретил рассказывать об этом и сказал им: дайте ей есть. То есть как бы так сказал: Я Своею Божественною силою возвратил ее от смерти к жизни. Теперь пусть жизнь ее поддерживается тем средством, которое Я дал тотчас по сотворении человека: дадите ей ясти: пища и питие по Моей же премудрости насыщают вас и поддерживают вашу жизнь. Дивны дела Твои, Божественный Спасителю наш! Гл.6, ст.6. Ходил по окрестным селениям и учил. Не только города, но и все села в городах палестинских неподалеку от Иерусалима Господь обходил со Своею проповедию – так Он был ревностен! 31 ст. [и далее]. Господь посылает учеников Своих отдохнуть в пустое место (народ не отходил от Господа и учеников Его, так что даже и поесть им было некогда). Они отправились в лодке одни в пустое место. Между тем народ увидел их и многие узнали, что это – они: из всех городов спешил он пешком вслед за учениками, так что прежде их пришел в то место, куда они шли для отдыха, и стекся к Иисусу, Который, пришедши вслед за учениками и увидевши многочисленный народ, пожалел об нем, потому что он был как овцы без пастыря. Пастырь добрый начал учить их здесь продолжительною беседою. Как приятно было смотреть на Тебя в это время, Воплощенная Любовь , [когда] пред Тобою тысячи простого, бедного народа стояли в молчании, жадно слушая животворное слово Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Сыны Израиля должны были хорошо знать имя Всевышнего, Бога своих предков» [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, С. 48. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, С. 870 (ср. Шмот, стр.280)]». «Ангел, являясь посланцем Всевышнего, говорит от Его имени, а иногда даже называется именем Того, Кто его послал». [Пятикнижие и Гафтарот: Шмот, С. 40. Пятикнижие Моисеево: перевод и комментарии, С. 862 (ср. Шмот, С. 277)]». Это доказывает, что имя Бога не единственно и не личностно. Если бы имя было личным, то никто не мог бы им называться, даже Ангел. Интересно, что Тот Ангел Ветхого Завета, о котором говорят иудейские толкователи Писания, по учению нашей Церкви, и есть невоплощенный Сын Божий, который пришел на землю и стал Иисусом Христом. Для иудеев Сын Божий воспринимается как ангел. Вот пример из Исхода, где этот таинственный Ангел называется именем Иеговы: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела [Моего] хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил [тебе]; блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его; не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо имя Мое в Нем» ( Исх.23:20 ). Продолжим чтение комментария Торы: «Я – Сущий, Который пребывает вечно. Это имя Всевышнего, которое на иврите звучит Эгъе Ашер Эгъе, не поддается точному переводу. Буквально его следовало бы перевести как «Я Буду Так, Как Я Буду». По смыслу оно означает, что никакие существующие образы недостаточны для описания Всевышнего... Мидраш, развивая эту идею, дает еще более глубокое понимание имени Эгъе Ашер Эгъе: «По Моим делам называюсь»... В тексте Торы употреблено четырехбуквенное имя, Тетраграмматон, произнесение которого запрещено законом. В тех местах, где оно встречается, при чтении Торы или в молитве произносят другое имя, Аднай. Четырехбуквенное имя не является словом языка, т. е. не имеет никакой строго определенной семантической нагрузки. Комментарий указывает на то, что оно состоит из тех же самых букв, которые входят в слова гая – «был», говэ – «есть» и йигъе – «будет».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opasnost...

После совершения чудес, после того как Он изгнал бесов, проявил Божественную Свою силу через Свое человечество, Ему нужно было, Он должен был погрузиться в общение с Богом и Отцом не как Сын Божий Единородный — между Ним и Отцом не могло быть никакого разрыва, отдаления, — но как Человек Иисус Христос (Рим 5:15). И когда мы думаем о Христе, о том, какой дивный подвиг самоотвержения, отдачи Себя Он понес, как, будучи Живым вечным Богом, Он согласился войти в тварность, приобщиться ко всем ограничениям тварности и ко всему ужасу, созданному человеком на земле, мы можем понять и поверить, что если Бог так нас любит , так в нас верит, так надеется, что мы отзовемся на Его любовь, то, по слову апостола Павла, все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе (Флп 4:13). Продолжим чтение первой главы Евангелия от Марка: Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов (Мк 1:36—39).   Я хочу обратить ваше внимание на решимость Спасителя не остаться в среде тех людей, которые не только уже услышали Его проповедь, но и восприняли ее. У нас, в нашей церковности, всегда есть соблазн всем верующим собираться, проводить возможно больше времени вместе, получать все больше, и больше, и больше — и научением, и слышанием слова Божия, и приобщением Святых Тайн, и общей молитвой, и совершением различных церковных обрядов. Все это не только законно — это хорошо и спасительно, но это только часть того, что является нашим призванием. Наше призвание — быть вестниками Христа, как и Спаситель Христос был вестником Бога и Отца и вместе с Собой к этому призванию привел Своих учеников. Это очень важно. Спаситель говорил какой-то группе людей, исцелял многих, изгонял бесов, и люди, конечно, хотели, чтобы Он остался с ними неразлучно, чтобы свет Его лился все больше и больше в их души и в их жизнь. Но Христос знал, что за пределом этой малой группы — бесчисленное количество других людей, которым тоже нужен свет, которым нужна истина, которым нужно свидетельство Его жизни и смерти. Мы должны это помнить, потому что являемся, по слову Священного Писания, телом Христовым (1 Кор 12:27), а быть телом Христовым, как отец Сергий Булгаков говорил когда-то, значит быть как бы через века и на всем пространстве земного шара телесным, воплощенным присутствием Христа Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

На самом деле в словах Христовых против многословия заключается та мысль, что длительная молитва – не заслуга молящегося; те, кто смотрят на молитву как на показатель своего благочестия заблуждаются. Продолжительная молитва нужна не Богу, а нам самим рассеянным и закосневшим в духовной лени и мирской суете. Она согревает сердце людей и вызывает постепенное возникновение в них религиозной настроенности. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна наставлял Своих учеников Спаситель ( Мф.26:41 ). Сам Он уходил в пустынные места и молился ( Лк.5:16 ). Перед избранием двенадцати апостолов взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Апостол Павел также заповедал непрестанно молиться ( 1Фес.5:17 ) и, обращаясь к фессалоникийцам, говорил: Радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей. ( 1Фес.3:9–10 ). Корнилий сотник угодил Богу тем, что подавал милостыню и постоянно молился. Святые апостолы, поручив диаконам внешние дела церковной общины, так определили свое назначение: А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию ( Деян.6:4–5 ). Вторая ступень молитвы – молитва ума. На этой молитвенной ступени христианин достигает способности сосредоточивать свой ум, свое внимание на предметах молитвы. Внешним средством к тому, по мнению опытных в молитве старцев, служит вдумчивое неторопливое чтение молитв. Внутреннее средство к стяжанию этого подвига, изложенное отцами, собрано в Добротолюбии преосвященного Феофана Затворника . Высшая степень молитвы – молитва чувства, когда молящийся живо чувствует и вполне переживает сам все, заключающееся в содержании молитвы, когда при славословии Бога сердце его возгорается радостью; при воспоминании Евангельских событий – сопереживанием страданий Иисуса Христа, скорбью о греховном ожесточении людей. Как же совершается переход к этой третьей ступени молитвы? Нужно, прежде всего, остерегаться искусственного напряжения своих чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скажите, когда читается эта беседа? Да и гадать нечего – в Великий Четверток. 12 Евангелий начинаются с этого первого – самое большое Евангельское чтение по продолжительности. И его надо прочесть очень выразительно, не торопясь, потому что тут-то – Тринитарная тема! Его Единосущие с Отцом и раскрывается: Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил. И никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудутся Писания (см. Ин. 17:12 ). Дальше: Я о них Тебя молю, чтобы Ты не удалил их из а сохранил их от зла. – Мы не можем жить вне не можем где-то зависнуть между Небом и Землёй и жить по своему усмотрению. Мы живём в который во зле лежит. Но то, что лежит во зле, само-то злом не является! По-прежнему любой злодей есть творение Божие. На нём по-прежнему – неистребимое – как тавро, – печать Божия: Ты и в бездне своей, скажет Иоанн Златоуст Феодору падшему, носишь черты – вот эта печать – Царственного образа. Итак, что значит выражение: кроме сына погибели? – таковым он стал о нём было сказано и он предопределён был быть . Некоторые ведь неправильно понимают пророчество. Откройте 40-й псалом, и читаем с 8-го стиха: «Все ненавидящие меня шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло: “Слово велиала пришло на него; он слег; не встать ему более”. Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту». – Вот это пророчество об Иуде и его предательстве: Поднял на меня пяту. Так вот почему он стал этаким предателем? В силу того что о нём было пророчество, и он предопределён, и он не может быть или же это его свободное произволение? Конечно, это его свободное произволение. Ведь с какой целью Господь-то намекал ему, что Ему известен его замысел? С тем чтобы он покаялся, обратился. Но он не обратился. И вот к чему приводит это упорство и нежелание обратиться! Господь из Своих пречистых рук даёт ему кусок – а после этого куска входит в него сатана! Как это может быть? А ведь кусок хозяин давал из рук в руки особенно человеку, которого хотел почтить на трапезе. Видите? И вошёл в него сатана. И он вышел, а была ночь. Вот в эту ночь – и в прямом и в переносном смысле, которую он нёс и внутри себя, – он и вышел.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

« И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас » ( Быт. 26:16 ). Это и есть секрет нашей силы, верность традиции наших отцов, возвращаясь к ней, мы даже с точки зрения наших врагов становимся сильнее их. И они сами, бываю вынужденными признать и бросить в лицо каждому из нас: «ты сделался гораздо сильнее нас» ( Быт. 26:16 ). И вот патриарх Исаак начинает выполнять свою миссию. А филистимляне? Исаак удаляется оттуда, он располагается шатрами в долине Герарской, то есть в стороне от самого Герара: « И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама [отца его]; и назвал их теми же именами, которыми назвал их [Авраам,] отец его » ( Быт. 26:16–18 ). Надо вернуть имена нашим храмам! Надо вернуть имена нашим селам, нашим городам, улицам, если они были переименованы. И Исаак был такой человек. Он выкапывал колодцы, которые язычники забросали грязью, ведь это были колодцы его отца. И наша нация не возродится, пока мы все святыни Русской земли не очистим от щебня и мусора, которые туда набросали эти бесы-филистимляне (демократы и коммунисты)! Исаак понимает, что надо возрождать традицию отца. Мы должны стремиться возрождать традицию своих отцов. Любовь к слову Божьему должна наполнять наши сердца, мы должны углубляться в познание слова Божьего! И чем глубже колодец, чем больше усилий, тем вода будет чище. И сегодня за Божественной литургией было чтение Евангелия о самарянке, о том, как Господь беседовал с ней при колодце ( Ин. 4:6–42 ). Этот колодец назывался «колодец Иакова». То есть дело, начатое Авраамом и Исааком, продолжит и их внук, и их сын Иаков (Израиль). « И копали рабы Исааковы в долине [Герарской] и нашли там колодезь воды живой » ( Быт. 26:19 ). «Давайте же теперь, насколько это только возможно, есть от хлебов – и черпать воду из колодезей. Постараемся делать то, о чем напоминает нам мудрость: «пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» ( Прит. 5:15 ). Постарайся, о слушатель, иметь свой собственный колодезь и твой собственный источник. Чтобы и ты тоже, когда берешь книгу Писания, мог начать даже с прямого смысла и развить некоторое понимание, следуя за тем, что узнал в Церкви. Попробуй и ты испить от источника твоей одаренности. У тебя есть внутри, в природе твоей, вода живая. Там вечные протоки и потоки, несущие разумное познание, если только они не забиты землей и щебнем. Но займись расчисткой земли и очищением от грязи, то есть прогони праздность от твоих природных способностей и сбрось оцепенение с твоего сердца. Услышь, что говорит Писание: «Наносящий удар глазу вызывает слезы, а наносящий удар сердцу возбуждает чувство болезненное» ( Сир. 22:21 )» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

3 . Братья пришли к авве Антонию и спросили его о смысле одного выражения из книги Левит. Авва вышел в пустыню, а авва Аммон тайно последовал за ним, потому что знал обычай старца. Антоний не пошел далеко, стал на молитву и воскликнул: – Боже, пошли мне Моисея, чтобы он объяснил мне смысл этого выражения. И вскоре послышался глас, заговоривший с Антонием. Авва Аммон добавил, что он слышал глас и слова аввы Антония, но не мог разобрать смысла сказанного свыше. 4 . Ученик аввы Виссариона авва Дула рассказывал, что как- то он пришел к своему учителю в келью и увидел, что тот стоит на молитве, воздев руки к небу. Так он простоял четырнадцать дней, а потом обратился к ученику и сказал: «Следуй за мной». «Когда мы вышли, – продолжил авва Дула, – то сразу направились в пустыню. Меня мучила жажда, и я сказал: «Авва, хочу пить». Он взял мою меховую милоть, отошел на расстояние брошенного камня, помолился и принес ее, полную воды. (Я утолил жажду), и мы продолжили путь. Придя в Лико к авве Иоанну, расцеловались с ним и помолились вместе. А потом сели и завели разговор о видении, которое было авве Виссариону во время молитвы, когда ему было сказано: «Вышел указ о закрытии языческих капищ». Позднее нам стало известно, что так и произошло в этот день. 5 . Авва Лот пришел к авве Иосифу и спросил: – Авва, я по силам совершаю свое малое последование, малый пост и молитву, чтение и безмолвие. И по силам очищаю помыслы. Что мне нужно делать еще? Старец встал, простер руки к небу, и его пальцы засияли, как десять ярких светильников. – Если хочешь, – сказал он, – то весь будь, как огонь. 6 . Однажды авва Моисей пошел за водой и увидел, что авва Захария молится у ручья, и Дух Божий почил на нем. 7 . Авва Иаков познакомил нас с рассказом одного старца. «Когда я был моложе и жил в пустыне, – говорил старец, – то рядом со мной поселился юноша, который совершал монашескую жизнь в уединении. Однажды я навестил его и увидел, что он молится и просит у Бога удостоить его мира со зверями. После молитвы пришла кабаниха вместе со своими поросятами, приняла его за детеныша, и позволила ему пить от нее молоко. В следующий раз я видел, как он молится и просит у Господа: «Господи, дай мне дар дружить с огнем». Он разжег костер, встал на него, потом преклонил колени и принялся молиться ко Владыке».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

а) Нерадение в служении Богу . Бог хочет иметь ревностных служителей, а кто хочет служить ему на небе, тот должен уже здесь на земле сделать первое начало. Кто служит плоти, мамоне и честолюбию, тот не может беспрепятственно служить Богу. « Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих » ( Апок. 3:16 ). Христос сказал неразумным девам, которые слишком поздно запаслись елеем: « не знаю вас! » ( Матф.25:12 ). Смоковница, не принесшая никаких плодов, была проклята. б) Спокойствие при совершении грехов и преступлений . Иначе совесть мучит, если она не заглушена и не подавлена. В таком состоянии потребны особенные чудеса, чтобы заставить пробудиться закоренелого грешника. Этот ужасный мир ведет к погибели. Такое спокойствие — несомненный признак будущего осуждения. «Спокойствие злых служит признаком, что они уже заживо погребены во аде.» в) Продолжительное временное счастье . Есть люди, которые наслаждаются непрерывными радостями и удачами жизни, не заслужив этого добродетелями. Почему Бог дает им это счастье? Для того, чтобы за их крошечное добро, которое каждый человек имеет в себе, наградить богато здесь, дабы лишить их награды в жизни будущей. Кратковременное счастье земной жизни служит для них полным наследием. До вечного осуждения Бог щадит их счастье, чтобы они могли порадоваться несколько дней на земле. Счастье Олоферна, Иезавели и т. д.! Что есть страх Божий « Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю » (ст.13). Страх Божий есть: а) сильнейшее защитное орудие против греха; б) богатейший источник добродетели. Иисус Христос есть Жених наших душ « И брачный пир наполнился возлежащими » (ст.10). а) Он ищет их; б) Он любит их; в) Он осчастливливает их. Истинные брачные одежды для царствия Божия (ст.11) Какие они? 1. Ефес. 4:24 . 2. Кол. 3:12 . 3. Ефес. 6:11 . Слуги Божьи, призывающие нас ко спасению (ст. 3). Эти слуги: 1. Природа. 2. Совесть. 3. Судьбы людей и народов. 4. Тот, Кто ради нас принял «образ раба.» II. Апостольское чтение. Зачало (170): 2-е послание к Коринфянам 1:21–24 и 2:1–4

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

— Увещание любить Бога и к Нему устремлять очи веры.   1. Предложив вчера о благословении, которого Ной удостоился от Господа за то, что он по выходе из ковчега создал жертвенник, принес благодарственные жертвы и тем выразил свою признательность к Богу, мы не могли простираться далее, объяснить все чтение и показать снисхождение и попечительность, которые человеколюбивый Бог явил об этом праведнике. Так как слово наше сделалось весьма продолжительным, то мы поспешили его окончить, чтобы множеством (предметов) не обременить вашей памяти и тем, что можно было бы еще сказать, не повредить тому, что уже было сказано. Мы ведь и заботимся не о том только, чтобы сказать много, но о том, чтобы сказать столько, сколько вы можете удержать в памяти и таким образом выйти отсюда с пользою для себя. В самом деле, если и мы станем говорить больше надлежащего, и вы не будете получать никакого плода от слов наших, то какая от этого польза? Итак, зная, что мы приняли на себя этот труд (проповедования) для вашей пользы и считаем достаточною для себя наградою, если увидим, что вы, тщательно удерживая слова наши (в памяти), преуспеваете (в познании), — и вы слагайте их в недрах души вашей, постоянно размышляя об них и оживляя их в памяти. Помня прежде сказанное, вы можете с большею удобностью принимать и то, что имеет быть сказано, и таким образом со временем сделаетесь учителями и для других. Вся наша забота, все старание о том, чтобы все вы сделались вполне совершенными и не было для вас неизвестным ничто из содержащегося в божественном Писании. Знание этого последнего, если только мы захотим быть внимательными и бдительными, весьма много поможет нам в улучшении нашей жизни и сделает более ревностными к подвигам добродетели. Когда мы увидим, что каждый из праведников, приобретших великое дерзновение пред Богом, удостоился наград за то, что всю жизнь провел в искушениях и скорбях и показал великое терпение и благодарность (к Богу), — то не постараемся ли и мы идти одинаковым с ними путем, чтобы получить и одинаковые с ними награды? Поэтому прошу вас каждый день делать какое–либо преспеяние (в добре) и увеличивать ваше духовное назидание, сделанное уже добро сохранять тщательно и с великою бдительностью, а чего еще недостает, то дополнять, дабы таким образом достигнуть вам до самой высоты добродетелей, в похвалу нам, на созидание церкви, во славу Христову.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010