26 сентября 1920 года отец Сергий был возведен в сан протоиерея. Весной 1922 года он был арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Согласно обвинению, он «вошел в преступное сообщество, организованное представителями высшего духовенства и возглавляемое бывшим Патриархом Тихоном ». Его также обвиняли в распространении послания Патриарха Тихона и заведомо ложных сведений «о деятельности должностных лиц, администрации советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола ( помощи голодающим )… возбуждающих у населения враждебное к ней отношение». Его приговорили к полутора годам заключения, выпустили через полгода. священник Лебедев Сергей Павлович в Новодевичьевом монастыре, 1920-е годы 14 апреля 1931 года священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Отца Сергия обвинили в контрреволюционной деятельности – в связи с появлением его фотографии в газете «Нью-Йорк таймс». На фотографии был запечатлен момент, когда отец Сергий, идя по двору Новодевичьего монастыря, благословлял прихожан, и под ней подпись: «Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из священников, честно выполняющих свой долг». На следствии отец Сергий показал: «В каноническом общении состою с митрополитом Сергием. Никакой антисоветской агитацией я не занимался и собраний нелегальных не устраивал. В 1929 году мой портрет появился с какой-то статьей в иностранной газете. Я совершенно никакого участия в этом не принимал и не знал, когда меня засняли». Приговор к 3 годам ссылки в Северный край. В письмах к родным отец Сергий называет переезд в село Кичменяский городок «прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха». протоиерей Лебедев Сергей Павлович в ссылке (с.Макарово, 1932г.). Рисунок его сына Бориса В начале 1932 года он жил в деревне Макарово. «Чтобы избежать праздности, письмописание считаю своим рукоделием, занимающим у меня ежедневно известную часть дня и вечера… С письмами да ежедневным занятием словом Божиим и духовно-нравственным чтением совершенно не видишь свободного времени», – писал он близким в марте 1932 года.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-se...

Сразу после Литургии сестры идут на завтрак. Первая трапеза у нас «неорганизованная»: это означает, что каждая сестра в промежуток между 10 и 11 часами в удобное ей время идет в трапезную и кушает. Затем все сестры расходятся на послушания. О том, чем предстоит сестре заниматься в этот день, она узнает накануне из сетки расписаний. С вечера благочинная назначает каждую сестру на конкретный вид послушаний и вывешивает эту информацию на доске объявлений в коридоре келейного корпуса. В 14 часов у нас «организованный» обед, т.е. все сестры в обязательном порядке должны присутствовать на трапезе. После трапезы — вновь выход на послушания. Вечерняя служба начинается в 17 часов и заканчивается в восьмом часу вечера. Сразу по окончании вечерней службы — ужин. И вновь все сестры должны присутствовать на трапезе. После этого сразу же, не заходя в кельи, мы возвращаемся в храм и читаем общее вечернее правило. После вечернего правила часть сестер расходится на послушания, часть идет на крестный ход. Крестный ход заканчивается в 21 час. Я не сказала, что во время трапезы мы слушаем душеполезное чтение, что-либо из житий святых, но я думаю, что каждый человек, хоть сколько-нибудь знакомый с жизнью в монастыре, уже знает об этом. — Что такое ежедневный крестный ход в монастыре? Как на Пасху — множество людей идут вокруг храма, что-то поют, несут хоругви? — Крестный ход в монастыре — это несколько иное (можно сказать, что попроще, т.к. участвуют в нем только сестры), хотя и здесь — и шествие с иконами, и молитвенное пение. Обычно четыре-пять (или чуть больше) сестер друг за другом идут по внутренней стороне монастырской стены. Тот, кто возглавляет крестный ход (обычно это я), несет Распятие. Затем следует сестра, которая несет икону Божией Матери. Мы обязательно берем с собой святую воду и во время шествия крестного хода на две стороны кропилом окропляем освященной водой свой путь. В сельских монастырях имеется возможность проходить с внешней стороны от монастырской стены. Мы проходим внутри, ведь снаружи шумный город, машины, пешеходы, суетливый мир. Во время крестного хода мы 150 раз читаем «Богородице Дево, радуйся...», непременно останавливаемся около могилы преподобной Елены Московской, первой игумении Новодевичьего монастыря. Поем ей тропарь, кондак, величание. Заканчивается крестный ход в храме пением «Достойно есть...», после чего все сестры расходятся по кельям или, взяв в руки молитвослов, неспешно прогуливаются по монастырским дорожкам, прочитывая свое молитвенное правило. После этого — личное время.

http://patriarchia.ru/db/text/1212728.ht...

Книгу «Бульварное кольцо» рекомендую прочитать не только школьникам, но и их родителям, ее также можно брать с собой на прогулки по Москве – книга будет отличным помощником ребятам в изучении истории города. Выпуск автор - Лариса Скрыпник, художник Наталия Кондратова.        Следующее издание  «10 монастырей Москвы» подробно рассказывает о Новодевичьем, Донском, Зачатьевском, Иоанно-Предтеченском, Покровском, Высоко-Петровском, Богородице-Рождественском, Сретенском, Свято-Даниловом и Новоспасском монастырях. В путеводителе есть вся основная информация: адреса, телефоны, реквизиты для пожертвований, расписания богослужений и основные монастырские праздники; рассказывается о мощах и иконах, находящихся на территории монастырей. Книга поведает о жизни московских монастырей, их социальном служении,  традициях и главных святынях. В издание включен монастырский молитвослов (к каждому монастырю соответственно), приведены подробные исторические справки, схемы расположения храмов, соборов, часовень и некрополей для каждой обители, о которой рассказывается в издании. Рассказы о московских монастырях сопровождаются множеством фото, на которых можно увидеть красоту святых мест. Путеводитель пригодится при прогулках по столице как москвичам, так и паломникам из других городов. Мягкая обложка, 334 страницы, формат 130х175мм, цветные иллюстрации, рекомендовано к публикации  Издательским советом РПЦ.   Эти и многие другие книги вы можете купить в интернет-магазине «Фомы» Самовывоз заказов из пункта выдачи в Москве и почтовая доставка по России. Задать вопросы можно на почту lavka@foma.ru или по тел. +7(495) 605-37-93 (пн-пт с 10 до 19). Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024

http://foma.ru/tri-knigi-o-moskve-2.html

Безусловно, эта благодарность относилась и к самой Софии Ивановне. Конец своей трудной, но Господом дарованной долголетней жизни С. И. Снесорева провела в Пятогорском Богородицком монастыре под Гатчиной. Там она и скончалась в 1904 году. Сведения о судьбе Софии Ивановны приходили ко мне постепенно, как-то ненавязчиво, случайно. Словно писательница сама потихоньку рассказывала о себе с той самой скромностью, которая была присуща ей в земной жизни. Но до нашей поездки к месту её упокоения произошла ещё цепь событий. Одним из них было возникшее вдруг желание побывать в местечке под названием «Пятая гора» летом в 2016 году. Мы планировали очередную семейную поездку и хотели посетить какой-нибудь ещё не открытый нами уголок под Петербургом. Случайно в Интернете на туристическом форуме нашли отзывы о мызе Пятая гора. Оказалось, что эта усадьба имеет интересную историю. Когда-то ею владел дворянин немецкого происхождения Федор Максимович Брискорн. По желанию его вдовы Ольги Константиновны в память об упокоившемся в 1824 году супруге была построена церковь Святой Живоначальной Троицы (вероятно в 1830-е годы). Архитектор, к сожалению, неизвестен. Нам захотелось посмотреть на останки той уникальной церкви-ротонды. Есть версия, что усадьбу посещал А. С. Пушкин. Согласно другой легенде, Н. Мартынов, убивший на дуэли в Пятигорске М. Ю. Лермонтова, именно в этом храме когда-то поставил покаянную свечу. Свой роковой пистолет Мартынов зарыл в пятогорском приусадебном парке с клятвой более не участвовать в дуэлях. Нас, конечно, влекло в путешествие совершенно не это сомнительное историческое предположение, а желание увидеть Троицкий храм. Тот погожий летний день в дополнение к знакомству с уникальной церковью украсила также прогулка по живописному приусадебному парку и окрестностям. Вот таким образом и запомнилось название «Пятая гора». Год спустя я увидела документальный фильм о восстанавливаемой под Гатчиной обители, где рассказывалось, что именно здесь нашла утешение в свои последние дни С. И. Снессорева. Безусловно, это очень заинтересовало. Ведь к тому времени я знала, что духовная дочь Игнатия (Брянчанинова) окончила жизнь «в одном из скитов Новодевичьего монастыря», но вот, где именно она похоронена, сведений у меня ещё не было.

http://azbyka.ru/fiction/put-k-svetu-dob...

Мы с моей младшей сестренкой встречали его и сопровождали на этих прогулках. Владыка был очень ласков и приветлив с нами – детьми. Я хорошо помню его высокую, стройную фигуру, добрые глаза, золотые очки в тонкой оправе. Он шел, ведя за ручку мою четырехлетнюю сестренку Елену, а я вприпрыжку бежала сзади. Внимательно осмотрев все хозяйство, огород, оранжереи, фруктовый сад, пчельник, владыка шел пить чай в игуменские покои, а дяде Егору приказывал покатать нас на его пролетке. И вот мы, я, сестра и ещё двое, трое ребят (дети монастырских сторожей), торжественно совершали несколько рейсов вокруг монастыря» 843 . Бывал митрополит и на «ночных молениях» в монастырской Афонской церкви, где хранился чтимый образ Богоматери «Отрада и Утешение». Собственное хозяйство, пашня и пекарня имелись у Вохоновского монастыря. Во время Мировой войны сюда были эвакуированы около 50 сестер Виленского Марие-Магдалининского монастыря со своей начальницей монахиней Верой (Попатенко). Вскоре она стала общей настоятельницей обоих монастырей и 14 февраля 1916 года была посвящена в сан игумении 844 , но в 1918 году ушла на покой. К концу того же года благодаря содействию Патриарха Тихона сестры-беженки смогли вернуться в Вильно, а 5 августа 1918 года настоятельницей Вохоновского монастыря назначили монахиню Воскресенского Новодевичьего монастыря Петрограда Сусанну 845 . В 1919 году она была представлена к награждению наперсным крестом 846 . Находившийся неподалеку от Вохоновского Пятогорский Богородицкий женский монастырь к 1918 году формально состоял под управлением 90-летней игумении Аполлонии, обязанности же настоятельницы исполняла 67-летняя казначея монахиня Анна 847 . 15 (2) ноября 1918 года, по ходатайству митрополита Вениамина, монахиня Анна была утверждена настоятельницей с возведением в сан игумении 848 . Как раз в эти дни сестры монастыря регистрировали устав образованной ими коммуны. 28 декабря уже от лица трудовой коммуны Пятогорского Богородицкого монастыря «председательница игумения Анна» обратилась в местный волостной совдеп с просьбой «дать разрешение на приобретения коммунистической бланки и печати» 849 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Новодевичьем погребаются знатные русские фамилии. Могильные памятники давали случай брату знакомить меня с нравственною физиономией родов, с их взаимными отношениями, рассказывать ту часть русской истории, ему известную, которая разрабатывается теперь «Русским архивом» и «Русскою стариной». Случалось встречать и лично кого-нибудь из представителей аристократии. После взаимных поклонов и пары слов, которыми перекидывался брат с барином, я не упускал любопытствовать, и мне сообщался послужной список встретившегося, родственные связи его и то, чем они важны; сообщалось и общее понятие о сравнительной силе чинов и родовитости в России и положении фамилий при Дворе. Тесть брата, бывший протоиерей, проводил под именем монаха Феодорита подвижническую жизнь в Донском монастыре. Раза два доводилось сопровождать к нему брата. Глубокое почтение, которое обнаруживал к нему Александр Петрович, державшийся вообще свободно и почти даже фамильярно с лицами высшими его по положению; отсутствие праздных слов со стороны Феодорита; все это уносило меня опять в иной мир, где наяву представал, так сказать, край Четиих-Миней. А Татьяна Федоровна, монахиня, чтимая братом, и совсем переносила в Четьи-Минеи. Об этой подвижнице и прозорливице я расскажу особо. Таков был новый мир, в котором я очутился. Две-три прогулки по Москве, одна из них предпринятая для меня специально, дополнили впечатление. На другой день приезда, как обещано, я был введен в алтарь. Несметное множество народа около монастыря, в монастыре, в самом соборе; многочисленность духовенства; величественная строгость самого собора; архиерейское служение, на этот раз даже с хиротонией, подавили меня. Служивший архиерей был невзрачен; помню, это был Дионисий, бывший Вятский или Пермский, сосланный в Москву на покой, как говорил мне тогда брат, за приносы и содержание лавочки при архиерейском дворе. В лавочке покупался чай и сахар; тем и другим кланялся архиерею проситель, а архиерей, приняв подарок, спускал его обратно в лавку для дальнейшего обращения. Низкого роста, толстоватый, Дионисий и голосом обладал не симпатичным, хотя звонким. Протодьякон и иподьяконы обращались с ним чуть не как с мебелью, небрежно, хотя и с наружными знаками почтения. Тем не менее хиротония со своим неоднократным «аксиос», с «повели» и «повелите», с хождением вокруг престола и торжественным пением, которым оно сопровождалось и которое исполняемо было мужественными голосами служащего духовенства; наконец, растроганное лицо «благоговейного диакона Александра», которого «божественная благодать проручествовала во пресвитера»: все это врезалось в меня неизгладимо.

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

Вскоре решением Совета Министров Успенский собор был возвращен Лавре. 16 апреля – поднят и установлен крест над центральной главой Успенского собора. 19 апреля в возвращенном Лавре Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора. 20 апреля в семь часов вечера из Троицкого собора в Успенский в закрытой раке перенесли мощи Преподобного Сергия. 20 апреля, вечер Великой Субботы, – первый благовест «Лебедя» после закрытия обители в 1920 году. 21 апреля – первое празднование Пасхи после закрытия Лавры в 1920 году. Троицын день – служение Патриарха Алексия в Успенском соборе, открытие им крышки раки с мощами Преподобного Сергия. В 1948 году из столичного Новодевичьего монастыря в Лавру вернулись Московские Духовные школы. 18 июля – празднование в Лавре 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 2 октября вышел приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР согласно которому музей передал Лавре все 12 колоколов, находившихся к этому времени на лаврской колокольне. К концу года Лавре были возвращены все храмы, а также Чертоги, Митрополичьи покои, Трапезная, Колокольня, Луковая башня, книжная лавка и часть восточной крепостной стены. Тем не менее, возрождение обители шло с большим трудом и подвигом новых насельников обители и студентов Духовных школ, многие из которых впоследствии также вошли в число обительской братии. Вот как вспоминает об этом участник этих событий Митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев): «Территорию отвоевывали буквально с боем. Сначала нам отдали покои, потом церковь, а двор все еще нам не принадлежал. Спорить было бесполезно – тогда решили перенести забор. Незаметно вырыли ямки для столбов. И вот вечером ребята прогуливаются вдоль ограды. Потом без десяти одиннадцать, за десять минут до отбоя, вдруг дружно берут забор, переставляют его в новые ямки, а старые заравнивают и закрывают дерном. А наутро: «Почему забор перенесен?» – «Как перенесен? Все как было. А разве он не здесь стоял?».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вскоре решением Совета Министров Успенский собор был возвращен Лавре. 16 апреля – поднят и установлен крест над центральной главой Успенского собора. 19 апреля в возвращенном Лавре Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня по чину Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора. 20 апреля в семь часов вечера из Троицкого собора в Успенский в закрытой раке перенесли мощи Преподобного Сергия. 20 апреля, вечер Великой Субботы, – первый благовест «Лебедя» после закрытия обители в 1920 году. 21 апреля – первое празднование Пасхи после закрытия Лавры в 1920 году. Троицын день – служение Патриарха Алексия в Успенском соборе, открытие им крышки раки с мощами Преподобного Сергия. В 1948 году из столичного Новодевичьего монастыря в Лавру вернулись Московские Духовные школы. 18 июля – празднование в Лавре 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. 2 октября вышел приказ Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР согласно которому музей передал Лавре все 12 колоколов, находившихся к этому времени на лаврской колокольне. К концу года Лавре были возвращены все храмы, а также Чертоги, Митрополичьи покои, Трапезная, Колокольня, Луковая башня, книжная лавка и часть восточной крепостной стены. Тем не менее, возрождение обители шло с большим трудом и подвигом новых насельников обители и студентов Духовных школ, многие из которых впоследствии также вошли в число обительской братии. Вот как вспоминает об этом участник этих событий Митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев): «Территорию отвоевывали буквально с боем. Сначала нам отдали покои, потом церковь, а двор все еще нам не принадлежал. Спорить было бесполезно – тогда решили перенести забор. Незаметно вырыли ямки для столбов. И вот вечером ребята прогуливаются вдоль ограды. Потом без десяти одиннадцать, за десять минут до отбоя, вдруг дружно берут забор, переставляют его в новые ямки, а старые заравнивают и закрывают дерном. А наутро: «Почему забор перенесен?» – «Как перенесен? Все как было. А разве он не здесь стоял?».

http://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-ser...

Новости 9 декабря, 2012 Никаких решений о закрытии научных институтов Минкультуры не принималось - Владимир Мединский Проекта ликвидации подведомственных Минкультуры научно-исследовательских бюджетных учреждений и объединения их в единой структуре " гуманитарного " Сколково " нет, сообщил " министр культуры РФ Владимир Мединский. 9 декабря, 2012 Официальное сообщение пресс-службы Московской епархии в связи с инцидентом в храме Новодевичьего монастыря В церковь во время вечернего богослужения вошла женщина с ребенком в прогулочной коляске. На просьбу сестры перенести коляску в притвор, женщина разразилась словами возмущения и, отказавшись исполнить просьбу, осталась в храме до конца богослужения. 8 декабря, 2012 В Новодевичьем монастыре не выгоняли женщину с больным ребенком - комментарий игумении Обычно родители оставляют детские прогулочные коляски в притворе церкви, но людям на инвалидных колясках, доступ в храм, конечно же, открыт. 8 декабря, 2012 Патриарх Александрийский Феодор II обеспокоен нападками на Русскую Православную Церковь Патриарх Александрийский Феодор II: Особое беспокойство вызывает у нас тот факт, что эти акции в частности выражаются в случаях вандализма в местах, где совершается богослужение, на традиционно православной русской земле, сопровождаясь при этом скоординированными попытками облить грязью священноначалие. 8 декабря, 2012 Антология русской поэзии «Круг лета Господня» зазвучала в сети Четырехтомная, необычайно красиво изданная антология «Круг лета Господня», завоевавшая уже несколько крупных книжных премий, теперь существует не только на бумаге, но и в сети. 8 декабря, 2012 Анастасию Завгороднюю лишили родительских прав Все заверения политиков Финляндии о заботе, поддержке русскоязычных семей и детей разбиваются в прах такими бесчеловечными решениями, — Павел Астахов. 8 декабря, 2012 8 декабря, 2012 XXI Рождественские чтения пройдут в Москве Основной темой Рождественских чтений, которые пройдет 24-27 января 2013 года, станет тема " Традиционные ценности и современный мир " . Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/475...

Его также обвиняли в распространении послания Патриарха Тихона и заведомо ложных сведений «о деятельности должностных лиц, администрации советской власти и отдельных членов местных комиссий Помгола... возбуждающих у населения враждебное к ней отношение». 13 декабря 1922 года Московский революционный трибунал приговорил протоиерея Сергия к полутора годам заключения. В соответствии с проведенной властями амнистией он был освобожден досрочно – 11 июля 1923 года. Новодевичий монастырь был закрыт, и протоиерей Сергий стал служить в московской церкви Живоначальной Троицы в Зубове. 14 апреля 1931 года священник был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Отца Сергия обвинили в контрреволюционной деятельности – в связи с появлением его фотографии в газете «Нью-Йорк таймс». На фотографии был запечатлен момент, когда отец Сергий, идя по двору Новодевичьего монастыря, благословлял прихожан, и под ней подпись: «Знаменитый отец Сергий Лебедев, один из священников, честно выполняющих свой долг». На следствии отец Сергий показал: «В каноническом общении состою с митрополитом Сергием. Никакой антисоветской агитацией я не занимался и собраний нелегальных не устраивал. В 1929 году мой портрет появился с какой-то статьей в иностранной газете. Я совершенно никакого участия в этом не принимал и не знал, когда меня засняли». 30 апреля Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам ссылки в Северный край. Первое время он находился в Великом Устюге, где условия жизни были не тяжки. Затем был переведен вместе с другими священниками в село Кичменский Городок, а потом в еще более глухое село. В письмах к родным отец Сергий называет этот переезд «прогулкой при полном воздержании от пищи и отдыха». В начале 1932 года он жил в деревне Макарово. «Чтобы избежать праздности, письмописание считаю своим рукоделием, занимающим у меня ежедневно известную часть дня и вечера... С письмами да ежедневным занятием словом Божиим и духовно-нравственным чтением совершенно не видишь свободного времени», – писал он близким в марте 1932 года.

http://fond.ru/kalendar/319/sergiy/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010