В системе Римско-Католического церковного права наказания различаются не только по различию лиц, к которым они прилагаются (мирян и духовных лиц), но и по различию целей, к которым направляются. С последней точки зрения различаются цензуры или наказания врачующие (censurae seu poenae medicinales), направленные к тому, чтобы вразумить и исправить преступника, упорствующего в своём преступном состоянии, и виндикативные или карательные наказания (poenae vindicativae). В отношении мирян практикуются следующие цензуры: 1) отлучение от церкви, которое может быть или великое (excommunicatio major seu anathema), т. е., исключение из церкви с лишением звания христианина, или малое (excommunicatio minor), т. е. лишение участия в церковных таинства и права на занятие церковных должностей. 2) Интердикт, т. е. запрещение предпринимать какие-либо богослужебные действия в известном месте, округ или стране (interdictum locale) или для известных лиц (interdictum personale). Из виндикативных наказаний к мирянам в средние века обширно прилагались все меры уголовной репрессии, за исключением смертной казни и телесных наказаний, соединённых с пролитием крови, по принципу: «ecclesia sanguinem non». Однако, не считалось противоречием этому принципу выдача отлученных еретиков светскому суду для исполнения над ними смертной казни. В настоящее время из виндикативных наказаний в отношении мирян применяется одно лишение церковного погребения, которое первоначально было последствием отлучения от церкви,а затем стало практиковаться, как самостоятельное наказание, хотя здесь собственно субъекта наказуемого, могущего чувствовать тяжесть наказания, нет на лицо. Церковного погребения лишаются, кроме лиц, не принадлежащих к церкви, убитые на дуэли, жившие в общеизвестном грехе, например, в прелюбодеянии и умершие не раскаянными, или в гражданском браке без благословения церковного, не исполнявшие долга ежегодного пасхального причащения и умершие без всякого признака раскаяния,– самоубийцы, лишившие себя жизни сознательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

К сожалению, многие либеральные деятели, прячущиеся под своими мирскими именами или никами, не принимают здравых и вполне приемлемых мнений и высказываний благочестивых мирян. А нужно бы прислушиваться и услышать их... Ещё раз повторю: нельзя во всем уравнивать мирян и священнослужителей. А частое Причащение без соответствующего образа жизни не гарантирует спасение и жизнь вечную. Поэтому я лично руководствуюсь духовными советами святых отцов Русской Церкви, а не рекомендациями нынешних либералов. Андрей, Сургут 30 октября 2013г. 13:56 Модернист и либеральный религиозный деятель ответит благочестивому прихожанину, каковым вы себя считаете (а я думал благочестивым свойственно какое-то смирение и кротость...). Эти самые либералы стараются не для себя, а для вас - прихожан. Конечно в ходе беседы с Геннадием я много размышлял над этим вопросом и пришел к выводу, что действительно для мирян исповедь должна предварять Причастие, потому что сами условия их жизни отличаются от условий жизни священнослужителей. Но есть такие прихожане, которое все свое время проводят в храме, и Причащаются за каждой Литургией. Почему бы таким прихожанам не упростить подготовку?// Поэтому я лично руководствуюсь духовными советами святых отцов Русской Церкви, а не рекомендациями нынешних либералов.//Помимо отцов Русской Церкви есть еще и отцы Вселенской Церкви. А что касается современных либералов (я так понимаю либералами вы считаете по преимуществу священников) - то им вверена власть учительства, они чуточку больше знают учение Церкви, чем миряне. Они не вводят вас в ересь или в раскол, а лишь предлагают небольшое изменение существующих традиций, что, если мы обратимся к истории, увидим, вполне нормально. Михаил Ершов 31 октября 2013г. 15:43 Уже неоднократно замечено на многих форумах, что именно модернисты, к которым зачастую относятся и нынешние либеральные религиозные деятели, при первой же возможности пытаются укорить своих оппонентов как минимум в недостаточном смирении и кротости, ссылаясь на свой сан и/либо выдающиеся умственные способности и полномочия.

http://bogoslov.ru/article/3526452

Но ведь то же самое и с редким причащением – скажем, в многодневные посты и еще два-три раза в году в соответствии с практикой синодального периода − если продиктовано это благоговением перед святыней. Если человек перед причастием Святых Таин долго постится, говеет по неделе, подходит к Чаше и потом хранит в себе святыню Таинства от одной вехи до другой, это может для него быть вполне добрым на его пути ко спасению. Что же, мы будем сомневаться, что люди спасались и в те эпохи, когда было принято редко причащаться, что они были ущербны в своей духовной жизни? С другой стороны, порой редко причащаются от лености, от того, что неохота исповедоваться. Кто-то думает: «Лучше я один раз схожу причаститься в Великом посту, а потом и думать не буду». В таком случае редкое причащение может быть утратой. Не периодичность причащения, а внутреннее состояние человека – вот что дает конечную духовную пользу или потерю при подходе к святыне.  Портал «Приходы» Комментарии ( 4): прот. Александр Голубов 25 сентября 2013г. 16:43 --//" Не периодичность причащения, а внутреннее состояние человека – вот что дает конечную духовную пользу или потерю при подходе к святыне " .//-- Уважаемый о. Максим. совершенно согласен. Вот об этом " внутреннем состоянии " как раз в первую очередь и должен подумать не только приходящий к исповеди, но и принимающий эту исповедь священник. " Внутреннее состояние " нельзя " реифицировать " (reification) путем " вычитывания " определенного количества молитв и молитвенных последований, " высчитыванием " количества положенных поклонов, и т.д. Но вместе с тем, и регламентация пастырской практики (пастырских практик) не может заменить собой многолетний опыт, вдумчивый подход к совершаемому таинству, и внимательность к необходимости внутренней душевной работы. Александр Жабенко 30 сентября 2013г. 13:29 Ваше Высокопреподобие, Максиме! Вы говорите: " Важно указать пределы, дальше которых требовать от мирян невозможно " .Такая формулировка соблазнительна. Вот почему. " Требовать от мирян " -- а что значит требовать? Можно побуждать их исполнять Евангелие -- и это необходимость, но не требование. Нельзя требовать исполнения Евангелия, но нельзя полагать ему некий предел -- иначе, по слову Отцов, " что не воспринято, то не исцелено " было бы Христом, а это ложно -- Христос все воспринял, что должно было исцелить, и все исцелил... Если же положить некий " предел " мирянам -- то это равноценно завторению дверей Царства Божьего перед ними -- хотя бы в определенных случаях -- пусть даже исключительных... Что Господь говорит о таковом -- Вам известно...

http://bogoslov.ru/article/3508575

От степени укорененности в церковной традиции активной части мирян, интеллигенции и особенно верующих врачей и учителей, зависит восприятие Церкви всем современным российским обществом. Поэтому цель приходского консультирования заключается в оказании необходимой (особенно духовно-просветительской, ориентирующей) помощи при начальном воцерковлении мирян. Основной смысл - в проявлении живого человеческого участия в ответственный момент движения души к Богу. При этом перед консультантом стоит ряд задач: - оказать приходящим доброжелательный радушный прием и расположить к общению; - по существу ответить на задаваемые вопросы; - указать, где и что располагается в храме; - сориентировать в действиях и поведении в храме; - дать необходимые советы; - заинтересовать и предложить необходимую помощь по нуждам человека; - порекомендовать регулярно читать духовную литературу, молиться, посещать храм, исповедоваться и причащаться. Краткое описание устроения консультативной службы. Исходя из особенностей и возможностей прихода , устроение консультативной службы может быть реализовано по-разному. При входе в храм (или внутри храма), стоит стол с табличкой «Приходская консультативная служба», за которым стоит консультирующий с нагрудной биркой «Дежурный консультант» - без указания фамилии, имени и отчества. На столе разложена необходимая церковная литература для новоначальных, буклет о храме, Закон Божий, катехизис, церковный календарь, листочки «мой небесный покровитель», брошюры по азам и основам веры. Простые книжечки, рассказывающие о богослужении и другие, помогающие в ориентации человеку в «первых шагах» в храме, приходской и духовной жизни; что должен знать, готовящийся креститься или стать крестным; готовящийся к Таинству Исповеди, Святого Причащения или Венчания. Данная литература чаще используется для ознакомления и служит наглядным примером того, что имеется в церковной лавке. Здесь же могут быть различные объявления: о наборе в Воскресную школу, в группы оглашения и катехизации, в различные кружки и секции; о праздниках, выставках, конкурсах, памятных датах, встречах с интересными людьми и другие, уместные при консультировании.

http://ruskline.ru/analitika/2011/12/30/...

   Конечно, им можно стоять с «любовью» (а нам, священнослужителям, с сокрушением), но они сами чувствуют, их священник даже и не учит (ведь хорошие сами сознают, как им подобает себя вести), что нужно иметь и «страх», и они его имеют уже! Какими миряне — по сознанию нас, грешных священников, — мыслятся и мудрыми, и хорошими! Остается лишь желать еще лучшего им. И не нужно думать, чтобы это мнение со стороны нас было лицемерным «смирением паче гордости». Нет! Это так бывает почти всегда. Вот и я — о Господи, Господи! — думаю часто во время литургии: «Боже, как они все лучше меня! Да и какие у них грехи-то?! Мне бы нужно самому уйти от Престола, а я еще за них молюсь, но должен молиться — я их ходатай!»    Правда, наше состояние обостреннее, чем у мирян, ибо мы предстоим ближе к Страшному Жертвеннику, но мы не думаем в эти моменты оправдывать себя или выставлять в более выгодном положении: не до этого. Наоборот, это еще более усугубило бы нашу худость, нашу скверность, то есть если бы мы дерзнули самооправдываться, а мирян в глубине души унижать. Где уж тут?! Боже, сохрани от этого! И так едва-едва держишься за колени Господа. А как только унизишь кого — сейчас будешь сам отвергнут. И держишь свое сокрушение, как щит над собою. А сейчас и еще более погрузимся мы, священнослужители, в глубину покаяния. А о мирянах мы лишь молимся (после «преспеяния») как о достойных, но все же, вероятно, небезгрешных:    «Даждь им, всегда (подумать, миряне — «всегда» хороши) со страхом и любовию служащим Тебе (мыто грешим, а они «всегда служат»), неповинно и неосужденно причаститися Святых Твоих Таин и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися»... Вон уж на что надеется о них священник: не только на «неповинное» Причащение, но и на будущее блаженное Царство Небесное.    Да и чего же иного можно ожидать для «всегда служащих» Богу?! И так как больше этого пожелать нечего мирянам, «верным», «святым», то священник (больше для них, но по приличию присоединяет уже и себя) говорит, что они могут надеяться, что они Божьи, что они защищаются Самою Силою Его как верноподданные Его, и потому — мы (они и священник) укрываемся от греха под крепкую Его руку: «под державою» Его «всегда храними» и можем, и должны «Славу возсылать Отцу и Сыну и Святому Духу». А между тем, после первой молитвы благодарственно-уповательной и возглас конечный «яко подобает Тебе слава, честь и поклонение». Так священники успокаивают мирян: «Вы — под рукой Божией».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4094...

наряду со священником как совершителем таинств столь же важен монах–подвижник, «старец» (впрочем П. высоко ставит место церковного народа, т. е. «мирян» как хранителей традиции веры, что связано с неоднократно повторяющейся ситуацией, когда именно миряне и монашество защищали П. против большинства епископата, напр., во времена иконоборчества и т. д., и что проявляется в отказе П. теоретически принять католическое деление Церкви на «учащую», т. е. клир, и «учащуюся», т. е. мирян, а в области сакраментального обихода — в причащении мирян наравне с духовенством «под обоими видами» хлеба и вина); высокая оценка аскетизма и различные этические нормы для аскета и для мирянина, а в связи с этим — само наличие института монашества; сакраментальное понимание каждой реалии культа как не только символического знака, но также и носителя святости, в связи с чем — почитание священных предметов, изображений, мощей и других реликвий (в сравнении с поздним католицизмом П. менее акцентирует различие между таинством и обрядовой святыней, придавая, в частности, гораздо больше значения иконе и не допуская введенного в католичестве после XIII в. особого почитания и созерцания Св. Даров вне самого акта причащения). Это — общие черты, отличающие как П., так и католицизм от протестантских религиозных систем. Наряду с этим следует отметить также принципиальное принятие в качестве источника истин веры наряду с Писанием (т. е. Библией) также и Предания (т. е. живой традиции веры и религиозной практики, передаваемой изустно и фиксируемой в обиходе Церкви и в текстах особенно авторитетных богословов, называемых в широком смысле Отцами Церкви — в отличие от узкого смысла, имеющего в виду признанных Церковью мыслителей особенно важной для П. эпохи IIVIII вв.); см. ст. «Патристика»; Лютер противопоставил этому свой тезис: «одно только Писание» («sola Scriptura»). Такие важные компоненты критики П., как почитание Богоматери, святых и ангелов, основываются именно на Предании и постольку отвергаются протестантизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

После возглашения «Аминь» священник читает громко молитву «Вонми Господи Иисусе Христе…», диакон возглашает «Вонмем», священник – «Святая святым». Хор поет «Един свят…» и запричастен. Причащение духовенства проходит при отверстом алтаре. После раздробления частицы ХС священник громко читает молитвы перед Причащением «Верую Господи и исповедую» и «Вечери Твоея Тайныя…». Во время причастия духовенства поется запричастный стих. Сразу после причащения клира и раздробления частиц НИ и КА священник и диакон (возгласивший «Со страхом Божиим, верою и любовью приступите») выходят причащать мирян. 3.4. Перенесение Даров и отпуст После причащения мирян и перенесения Даров на жертвенник диакон возглашает ектенью «Прости приимше», после которой священник громко, для всех читает молитву «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, благодетелю душ наших…». Напомним, в современной практике эта молитва читается после причащения духовенства, в алтаре. О ней напоминает только возглас «Яко Ты Еси освящение наше…», который оказывается оторван от самого молитвословия. Затем священник выходит для чтения заамвонной молитвы. Отпуст совершается по обычаю, мирянам раздается антидор. Выводы За основу описанной выше службы был взят принцип понятности службы, молитвенного участия в ней мирян, открытости Литургии для всех присутствующих, органичности всех ее частей. Составители не стремились во всем повторить древнехристианское богослужение, или богослужение любой другой эпохи, осознавая нарочитость и своего рода театрализованность таких попыток. Верим, что наш опыт может быть полезен для многих. На самом деле, продолжительность службы во многом зависит от хора и от манеры исполнения песнопений. При ее возглашении можно следовать нескольким традициям: либо полностью убрать прошение «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии…», либо сохранить его, но без подробного чтения записок, либо оставить поминовение имен только тех, кто собрался в храме, что может быть оправданно при небольшом количестве молящихся.

http://bogoslov.ru/article/4467002

403 Все эти элементы являются обычаями, некогда существовавшими в обычном пресвитерском чине. 404 Они давно вышли из употребления, но сохранились в архиерейском чине согласно феномену, описываемому Законом 9. То же самое, mutatis mutandis [с соответствующими изменениями], подтверждается на совершении литургии с торжественным участием императора. Василевс продолжал обмениваться лобзанием мира еще долго после того, как обычай вышел из употребления среди мирян, 405 и царский чин причащения удержал древние черты, подобные получению даров под двумя видами раздельно в ладонь, хотя получил распространение позднейший способ приобщения мирян через погружение с помощью лжицы. 406 Согласно сообщению сирийской хроники о случае в Эдессе в 733 г., некогда общая манера причащения уже воспринималась в тех краях как знак царского достоинства. 407 Закон 10 Наконец, закон 10 так часто подтверждается в литургической истории, что представляется весьма банальным, даже если в свете недавних исследований некоторые из примеров Баумштарка в «Сравнительной литургике» нужно подкорректировать или уточнить. 408 Баумштарк показывает, совершенно правильно, как на последней стадии развития простых литургических действий становятся нужны литургические молитвы для того, чтобы эти действия «oбъяchumь»(CL 136): чины приношения даров, подобные византийскому протесису, являют тому классический пример. Он мог бы добавить, что чины, некогда преследовавшие практическую цель, могут приобретать символическое значение, чтобы оправдать свое последующее существование в редуцированной форме после утраты практической целесообразности. Малый и Великий вход, некогда бывшие настоящими шествиями в храм извне – эталонный образец этого явления. 409 Подобные избыточные литургические единицы, пришедшие в упадок и/или не отвечающие больше своему изначальному предназначению, находят новое разумное основание для своего дальнейшего существования через процесс усвоения символического значения. Византийский Малый вход – прекрасный пример. Процессия, прежде вступавшая в храм в начале литургии, превратилась в ход с Евангелием в пределах нефа, который должен был обозначать Христа, приходящего к нам в Своем Слове. 410 Эти наложившиеся символические значения, будучи однажды закреплены, могут затем давать эхо, совершая вторичное влияние на литургическое развитие, приводя в конце концов к созданию или вставке дополнительных литургических формул, объясняющих и расширяющих символический ряд далее. 411 Интерпретация византийского Великого входа, или перенесения даров и их поставления на престол перед анафорой, как погребального кортежа и похорон Христа, представляет очевидный пример этой диалектики. 412 Поэтому я позволил себе расширить принцип Баумштарка новой формулировкой и поставить его первым «новым законом» в следующем разделе. IV. Добавления к законам Баумштарка

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

Дары для причащения мирян. Готовившиеся к причащению произносят следующую молитву: «Верую, Господи, и пред всеми исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Живого Бога, пришедший в мир спасти грешников, из которых я – первый. Верю также, что это – самое пречистое Тело Твое, и это – самая чистая Кровь Твоя. Поэтому молю Тебя: помилуй меня и прости ми грехи мои, намеренные, в слове или в деле, знаемые и незнаемые; и удостой меня без осуждения причаститься святых Твоих таинств в прощение грехов и в жизнь вечную. 53 – Причащение св. Твоих тайн, Господи, да не будете мне в осуждение и в наказание, но в исцеление души и тела». После сего верующие, сделав земной поклон, с благоговением должны подходить к Чаше. 54 После причащения мирян, св. Дары относятся на престол. Священник благословляет верующих со словами: Спаси Боже, люди Твоя... Народ отвечает: Видехом свет истинный (см. л. 46). Затем, обращаясь со св. Дарами к верующим в последний раз произносит: всегда, ныне и присно, указывая этим на вознесение И. Христа на небо и на всегдашнее пребывание Его с верующими на земле (первым явлением св. Даров изображается воскресение И. Христа); народ отвечает песнью: Да исполнятся уста наши (см. л. 46). Произносится благодарственная за причащение ектенья, затем, так называемая, заамвонная молитва , – и следует отпуст. 55 III. Церковные песнопения в приготовительные недели к Великому посту В неделю мытаря и фарисея Из стихир на Господи воззвах. Гл. 1. Не помолимся фарисейски, братие; ибо возносяй себе смирится. Смирим себе пред Богом, мытарски пощением зовуще: очисти ны, Боже, грешныя. Братие! Не будем молиться, подобно фарисею, потому что возносящий сам себя будет унижен. Смирим себя пред Богом; подобно мытарю, в посте воззовем: Боже, очисти нас грешных! Из стихир на Хвалитех. Гл. 3. Мытаря и фарисеа различие разумевши, душе моя, онаго убо возненавиждь гордынный глас; оваго же ревнуй благоумиленной молитве, и возопий: Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя. Душа моя, познавши различие между мытарем и фарисеем, возненавидь гордую молитву сего (фарисея); подражай благоумиленной молитве другого (мытаря) и возгласи: Боже, очисти меня грешного и помилуй меня! По чтении Евангелия, по 50 псалме Слава: Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это повлекло за собой еще одно очень тяжелое искажение. Поскольку был догматизирован такой способ причастия — под одним видом, — стало понятно, что детей маленьких причащать нельзя, т. к. ребенок проглотить облатку не может. Мы маленьких детей тоже причащаем под одним видом — Святой Кровью. Но считаем это достаточным потому, что в эту Святую Кровь уже погружено Тело Христово, в Св. Чаше есть полнота — и Тела, и Крови Христовых. Мы берем на лжицу Св. Крови и даем младенцу, чтобы он мог причаститься. Но поскольку у католиков миряне не причащаются Кровью Христовой, то они младенца таким образом причастить не могут. Отсюда это новое серьезное искажение: младенцы у католиков не причащаются вообще. Сейчас, в XX веке, а может быть раньше, практика причащения у католиков сильно меняется, как и многое другое, под влиянием православия. Потому что православное богословие, вышедшее из-под влияния католиков, нашло такие аргументы против католической практики, что католики стали наконец прислушиваться к православным. До сих пор они нас называли только схизматиками, т. е. раскольниками, и не желали внимать нашему голосу, хотя о существенных искажениях в католической литургии писал еще Патриарх Фотий. Но тогда это не принималось. В XX веке католики стали прислушиваться к православным. Сейчас они стали причащать детей, но только таких, которым уже можно дать облатку, причащать мирян под двумя видами они пока не могут. Это тоже вызывает некоторое удивление, потому что у них нет таинства миропомазания для младенцев. Следовательно, они причащают детей до миропомазания. В Православной Церкви сохранилась древняя практика причащения мирян под двумя видами. У нас причащаются все в полноте так же, как и священники, хотя и несколько другим образом. Но все получают Тело и Кровь Христову. Причастившись, священник в алтаре читает благодарственную молитву, и когда все причастники причастились, он уносит Чашу в алтарь. Диакон произносит молитву: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному», а потом Пасхальные тропари: «Светися, светися, Новый Иерусалиме» и «О Пасха велия и Священнейшая, Христе» Потом, поставив Чашу на престол, священник берет дискос, на котором, как вы помните, осталось множество частиц, вынутых из просфор, и погружает эти частицы в Чашу, ссыпая их с дискоса, со словами: «Отмый, Господи, грехи поминавших зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010