О необходимости и пользе частого причащения Пречистых Таин Христовых и приготовительном к нему покаянии Источник Вместо предисловия «Аз есмь хлеб животный, иже сшедший с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки» ( Ин. 6:51 ). Святейшее таинство Причащения есть один из величайших даров бесконечной любви Божией к человеку, искупленному Господом Иисусом Христом, но не все, именующие себя христианами, пользуются этим даром, как должно. Многие, не имея надлежащего понятия о величии этого таинства и о богатстве благ, даруемых чрез него, приступают к нему очень редко и без должного приготовления; а есть, к сожалению, и такие христиане, которые, по маловерию или безверию, и вовсе чуждаются сего таинства, лишая себя чрез то соединения с Господом и общения с Ним в этой и будущей жизни, по слову Его: аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе ( Ин. 6:53 ). Холодность к принятию великого дара, нам подаваемого в таинстве Причащения, происходит преимущественно от неведания этого высокого дара. Чего не знаем, или о чём не имеем должного понятия – того не желаем; младенцы не заботятся о богатстве, не ищут славы, как не имеющие о них никакого понятия. Но неведением никто да не мнит оправдаться, ибо закон Божий всем известен, храмы Божии для всех всегда открыты. Есть и такие христиане, которые хотя и понимают важность и пользу, происходящие от причащения св. Таин, но остаются холодными к принятию их, по привычке к худой жизни, к лености, нерадению, или потому, что слишком озабочены суетами житейскими, так что они и самое малое приготовление себя, потребное к принятию св. Христовых Таин, считают трудом неодолимым, и на краткое время не хотят уменьшить свою мирскую деятельность. Все таковые уподобляются званным на вечерю Христову, и отказавшимся от неё, всех их позовёт к Себе Господь, но уже не на вечерю, а на страшный Свой суд, на коем отринет их, как чуждых Ему. Но что скажем о христианах только по имени, утративших веру в Божественного Искупителя? Они, как сухие ветви, как бесплодная смоковница, будут в день суда Божия посечены и ввержены в геену огненную, где будет вечный плач и скрежет зубов, где конца не будет адским мучениям, как упоминается в Апокалипсисе св. Иоанна Богослова, – что грешники будут мучимы день и ночь, не будет им никакой отрады, и дым мучения их восходить будет до небес ( Апок. 19:3, 20:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

СВЯТЫЕ ТАЙНЫ Слово Божие говорит, что в ЕВХАРИСТИИ истинное Тело и Кровь Христовы Объявляет Писание, что в святейшей Евхаристии истинное есть Тело Христово и истинная есть Кровь Христова, и сих христиане причащаются. Истинно тако есть. Тако и вся святая церковь верует и исповедует (5:277). Размышление о Св. Тайнах вселяет в душу благоговение и страх Божий Уверися точно и утвердися, что истинно есть Тело Христово и Кровь Его в Святейшей Евхаристии, – и сие самое научит тебе, с коликим страхом, почитанием и БЛАГОГОВЕНИЕМ приступать должно к сему великому таинству. К царской трапезе приступают люди со страхом и приуготовлением и благоговением: к сей ли божественной трапезе приступая, не вострепещеши? Тогда не много будеши говорить в молитве, но едино сие повторять будеши: помилуй, Господи, очисти, Господи, да не опален буду, яко сено сухое огнем. Святая бо святым подаются, якоже иерей возглашает на литургии. И тут удивляться будеши благости Божией, что Тело Христово и Его Кровь Пресвятая нам, бренным и недостойным, подается в духовную пищу; и от сердца будешь благословить и благодарить Его за сие великое таинство Его; и, поминая сие, будешь себе исправнее вести в житии твоем; не захощешь осквернить совесть и душу твою грехами, но всячески будешь тщатися жить так, как христианину достойно. Сие едино отвращать тебе будет от всякаго греха и подвигнет ко всякому добру (5:281–282). Причащение приносит пользу, если отстать от грехов Причащение Таин Христовых, если хощеши чтобы оно пользовало, тебе отвести от греха должно. К Телу бо Христову и Крови Его Святой когда приступаем, и причащаемся страшных сих и животворящих Таин, когда надобно опасаться, чтобы «не в суд и осуждение» было причащение. Почему должно и прежде причащения и по причащении берещися греха, как змия, который душу поедает (1:109). Причащение святых животворящих Таин подвигает к удалению от ГРЕХА Причащение Пречистых и Животворящих Таин Тела и Крови Христовыя должно подвигнуть нас, христиане, к удалению от греха к истинному покаянию. Како «Пречистое» Тело Христово дерзнеши приняти в руки твои (к приемлющим в руки речь здесь), которыя хищением, граблением, мздоиманием, лихоимством, биением, нечистым прикосновением и прочиим греховным калом оскверняешь? Како приимешь во уста Тело и Кровь Его «святую», в тыя уста, которыя злоречием, сквернословием, кощунством, буесловием, клеветою, осуждением, лестью, лукавством, лжею, язвительным укорением, руганием, поношением и прочиим смрадом не престаеши наполнять? Како приимешь «Христа» в сердце твое, которое злобою, лукавством, ненавистью, похотию, сребролюбием и лихоиманием и прочиим злом преисполнено (3:271).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Божественная литургия — самое важное богослужение Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 4 декабря, 2005 Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.Подробное объяснение Божественной Литургии, фотографии основных моментов службы, песнопения Литургии в mp3 Содержание статьи Самое важное богослужение — это Божественная литургия. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение верных. Литургия в переводе с греческого означает совместное дело. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Так они следуют примеру святых апостолов и Самого Господа, которые, собравшись на Тайную вечерю накануне предательства и крестных страданий Спасителя, пили из Чаши и ели Хлеб, которые Он им давал, благоговейно слушая Его слова: “Сие есть Тело Мое…” и “Сие есть кровь Моя…”. Божественная литургия Христос заповедал Своим апостолам совершать это Таинство, а апостолы научили этому своих преемников — епископов и пресвитеров, священников. Первоначальное название этого Таинства Благодарение — Евхаристия (греч.). Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется литургией (от греч. литос — общественный и эргон — служба, дело). Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

http://pravmir.ru/bozhestvennaya-liturgi...

Июль 1 июля Воскресение. Благодарение моего Сладчайшего Спасителя, загладившего иные грехи мои покаянием и омывшего оные Кровию Своею. Литургию служил с умилением и слезами от чувства множества грехов моих и безмерного милосердия и долготерпения Господа. Беседу сказал хорошо, со дерзновением. Благодарю Господа, погасившего вражду мою в самом начале третьего дня дома и нынешний день во время обедни, – тогда на сестру Анну К., ныне на отца диакона Петра. Благодарю и славлю и превозношу Господа, сподобляющего меня ежедневно причащаться Божественных и животворящих Таин и непреткновенно совершать все дневные службы, – иго Господне благо для меня и бремя Его легко. Слава Богу! Благодарю Господа, очистившего мой желудок и легкие и кровь поносом трехдневным и не расслабившего меня вконец. 3-го июля. Сильный жар, градусов 28. Июля 4-го Благодарю Господа, и ныне утешившего меня причащением святых и животворящих и страшных, пренебесных Своих Таин и исцелившего меня от поноса моего четверодневного. Согрешил тяжко пред Богом, ударив тростию нескольких нищих по ногам и по плечам из досады на них и мнения, что обманывают меня вымышленными нуждами. И словами обижал их, и неохотно и с досадою подавал. 4-го июля остановился мой понос благодатию и силою Животворящих Таин и чрез благодать венчания, ибо я проникся животворною силою молитв брачных; и доктору спасибо за капли. Понос продолжался до 8-го июля. Благодарю Господа за неизреченное Его долготерпение и милосердие ко мне, многогрешному, яко удостоивал меня всю седмицу животворно причащаться Божественных, животворящих и страшных Таин Его и совершать непреткновенно все дневные службы в сладость и крепость душевную. Так было и вчера, в воскресение, при совершении Божественной службы. Дерзаю умолять Господа, да смирит и покорит нам ради имени Его, имиже веси судьбами, гордых и самонадеянных и упрямых и своенравных и самоуправных чад моих духовных Филиппа Степанова и Николая Сидорова, озлобленных против своих духовных пастырей и ругательно и укоризненно об них отзывающихся. Но даждь мне, Господи, себе самого совершенно покорити воле Твоей – сердце мое, волю мою, весь живот мой предати Тебе, Господу Богу моему, и любити или не любити кого по Твоей, а не по моей воле. Господи! Отыми от души моей всякую неприязнь к сестре Анне и чадам ее, даждь мне видеть и ценить ее по временам доброту и не за благорасположение ее только ко мне любить ее, но если бы она была и врагом и недоброжелательницею моею и поносительницею и досадительницею. Да не вменится ей сие и да оставится ей сие благостию Твоею, ибо не весть, что творит. Если же в чем стужала она мне с чадами своими, прости ей и не вмени. Господи! Благодарю Тебя, яко отъемлеши чувство неприязни к сестре по молитве моей. Безопасно есть, Господи, любити Тебе ради всех. Даждь убо любити всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Брат: Благословите, преподобный отец настоятель! Старец: Бог да благословит тебя, брат Иоанн. Ты пришел, чтобы мы продолжили прошлую беседу? Брат: Действительно, преподобный отче. И прошу, простите меня, что я так запоздал с приходом. Я несколько раз пытался войти к вам, но видел, что вы все время заняты множеством дел, и не решался; а сегодня мне показалось, что вы свободнее, и я подумал, что было бы удобно прийти, если только я не ошибся. Старец: Не ошибся, брат Иоанн, потому что сейчас я действительно свободней, и мы можем продолжить, с помощью Божией, разговор, прерванный в прошлый раз. Ну, а теперь о чем ты хочешь спросить? Брат: Из сказанного вами, преподобный отче, я понял, что обычай причащаться Святых Таин не был одинаковым ни во все времена, ни во всех краях христианского мира. Потому мне хотелось бы теперь попросить вашего совета и узнать ваше мнение о том, как будет лучше причащаться Святых Таин: чаще или реже, и какие условия должен выполнить желающий причаститься? Старец: Брат Иоанн, часто ли, редко ли будет причащаться кто Святых Таин, но если он не будет стараться причащаться с должным приготовлением и выполняя условия, необходимые в виду этого Таинства, таковой причащается в осуждение себе, а не на пользу . Так что если у христианина будет жизнь чистая и непорочная до того, что у него не будет ни единого пятнышка на совести (что весьма нелегко), то таковой может причащаться и почаще, даже каждый день, и великую пользу может получать от этого причащения. А если у него не будет чистой жизни и чистой совести, то таковой, даже если он будет причащаться очень редко, всё равно в осуждение себе будет причащаться. Святой Иоанн Златоуст не хвалит ни тех, кто причащается редко, ни тех, кто причащается часто, а хвалит тех, кто причащается «с невинной совестью, с чистым сердцем и непорочной жизнью». Он говорит так: «Кто таковы, те да приступают всегда, а те, кто не таковы, да не приходят никогда. Почему? Потому что они принимают суд себе, осуждение и муку» . Более того, у него даже есть слова, обличающие тех, кто полагает, будто достойность и недостойность кого-либо принять Святые и Пречистые Тайны связана с большим или меньшим промежутком между причащениями. Послушай, что он говорит: «Удивительно, что ты определяешь достойность приступать к Святым Тайнам не по чистоте совести, а по интервалу времени, и считаешь, будто это благоговение – не причащаться часто, не отдавая себе отчета в том, что причащение с недостоинством пятнает тебя, даже если ты сделаешь это один раз, тогда как причащение в достойном состоянии спасает тебя, даже если оно будет совершаться часто. Дерзость – не причащаться много раз, а причащаться недостойно, даже если кто причастится один раз за всю свою жизнь» .

http://pravoslavie.ru/59754.html

Октябрь 2 октября Благодарю Господа за непреткновенное совершение Божественной литургии и препобеждение козней противника и за премирное причащение Святых Таин: враг строил козни, крепко теснил меня, но благодатию Божиею был побежден и прогнан; в гимназии сильно теснил, особенно нечистотою, – по молитве отошла нечистота. Благодарю Господа за отъятие злобы диавольской от сердца моего, объявшей меня дома и по входе в церковь , по молитве покаяния отшатнувшейся. Я вкусил глубокий мир и служил вечерню мирно. Слава Господу! Плотская, беззаконная любовь есть искоренение истинной любви и насаждение вражды и нечистоты в сердце. По благодати, премудрости, благости и всемогуществу Божию и теперь только, в сорок два года, начинаю приходить в силу и крепость – и всё благодаря священным трудам моим, по долгу священства совершаемым и осеняемым свыше, наипаче же по причине частого причащения пречистых, бессмертных и животворящих Таин Владыки и Бога моего, Источника жизни. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Завтра крестины в [мол.] Екатерины в доме Кизера. Всё себе. Всякое добро, искренно сделанное, принесет нам же самим благо, возвратится в недро 139 наше. Зачем я ласкаю эту змею, губительницу мою, изрыгающую столько смертельного яду в мое сердце? Я разумею плоть мою. Трудом, бдением, воздержанием, молитвою да усмиряю ее непрестанно. На ночь отнюдь не должен я есть ни рыбы, ни мяса: от ядения бывает ужасная теснота на следующий день (или от многоядения, быть может). Вчера (пятница) я поел с жадностию трески с брусничным вареньем и с булкою, и сегодня чувствую себя доселе нехорошо, тяжело, вяло; клонит сильно ко сну (погода весьма дождливая со вчерашнего вечера доселе); в горле першит. То ли бы дело удовольствоваться одним чаем, хотя с булкою. Вчера за обедом ел овсянку с прованским маслом да селедку с черным хлебом. 3 октября Благодарю Господа за благополучное, при содействии вседействующей благодати Его, совершение литургии и неосужденное причащение Божественных Его Таин. Во время литургии была немощь глупой боязни семейства Зеленых, в особенности к самой Софье Ивановне, по действию вражию, было какое-то нерасположение и отчуждение из-за мнимой или действительной гордости, которую я заметил при разъезде ее в коляске. Себя да врачую. Врачу, изцелися сам [ Лк. 4, 23 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 5. ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ Тот есть пастырь добрый, который учит, и то, чему учит, сам делом показывает. Потому пастырям не только должно учить, но и самим являть пример добрых дел. Пастырь добрый подобен вождю, который и путь указует людям, и сам идет впереди, как о Начальнике пастырей, Спасителе нашем, написал Лука святой: «Иисус делал и учил от начала» ( Деян. 1:1 ). Двояко учит тот, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, потому что учение свое подтверждает делом и житием своим. Святитель Тихон Задонский «Если ты пастырь, то наставь, убеди, укрепи, ободри, раньше всех встань, позже всех ляг – заботься о своей пастве, молись за нее горячо, долго молись, а о себе помолись после; если ты служишь, то служи благоговейно, со страхом и верой», – так говорил протоиерей Валентин Амфитеатров в одной из своих проповедей 31 . Несомненно, что и сам он по мере возможности, и даже сверх обыкновенных человеческих сил следовал этому идеалу. В чем же состояла и как совершалась пастырская деятельность о. Валентина, и каким средствам духовного воспитания батюшка уделял особое внимание? «Источника бессмертнаго вкусите» Частое Причащение жизни, сказал Василий Великий , что иное значит, как не частое оживление? Частое Причащение что иное значит, как не обновление в себе свойств Богочеловека, как не обновление себя этими свойствами? Обновление, постоянно поддерживаемое и питаемое, усваивается. От него и им истребляется ветхость, приобретенная падением, смерть вечная побеждается и умерщвляется вечною жизнию, живущею во Христе, источающеюся из Христа; жизнь – Христос – водворяется в человеке. Святитель Игнатий Ставропольский Одним из важнейших средств исправления и возрождения души отец Валентин считал частое Причащение Святых Животворящих Таин Христовых и Таинство исповеди. «Многие, вижу, не часто причащаются: это дело диавола, он мешает частому принятию Тела Христова. И очевидно, что тот, кто не часто причащается, дает большую власть над собой диаволу, и диавол волю над ним принимает и ведет его на все злое», – писал свт. Иоанн Златоуст . О том же говорили свт. Василий Великий , Димитрий Ростовский , Тихон Задонский , прп. Серафим Саровский , свт. Иннокентий Херсонский , митр. Московский Платон и другие Святые Отцы и благочестивые проповедники. Едва ли можно найти хотя бы одного святого, который не упоминал бы о важности причащения. Однако в XIX веке в России была уже общепринятой практика редкого – вплоть до одного раза в год – причащения Святых Таин. То же касалось и Таинства покаяния. Такая практика не имела никакого основания в Церковной истории и учении Святых Отцов Православной Церкви и, думаем, возникла из нерадения. Однако она твердо укоренилась, и иной подход к этому вопросу считался неким новшеством, едва ли не ересью.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Июнь 1 июня Святого Иустина философа 109 . Благодарю Господа, помиловавшего и исцелившего и очистившего меня, непотребного, по причащении пречистых, животворящих Таин во время ранней литургии в думской церкви. Насколько огорчил меня бесплотный враг во время литургии, утесняя меня, настолько Господь утешил меня по причащении. Слава Господу, долготерпеливому и многомилостивому! И вчера также премного был утешен Господом по причащении Святых Таин. Благодарю Господа! (Коль скоро во глубине сердца сознает человек свои вины и раскается в них – тотчас является в нем спасающая благодать и разрешает его от грехов.) 2 июня. Благодарю Господа, милосердо услышавшего вопль моего сердца, смятенного, удрученного и колеблемого наветами вражиими, боязливого, лишенного упования. Господь помиловал меня, простил прегрешения мои, умирил душу, исцелил язвы сердца, препоясал силою свыше и даровал мне непреткновенно, со дерзновением совершить брак Николая Николаевича [В...] и Марии Иродионовны. Инженерные офицеры были при браковенчании: [Е...] Петровский и другие, народу мало. Дождь. Был я на свадьбе на пире недолго. Вознегодовал я с неприязнию крайнею на жену и вдову Анну К. Цветкову за крайнее упитывание детей своих, без всякой меры, точно будто они на заколение поросят, или телят, или кур кормят детей сих, которые с сих пор до безобразия стали толсты, точно у меня в доме нет меры богатству. Выльют они в чашку яиц десять и кормят ими ребят, потом днем и ночью почти непрестанно зудят их молоком, обед сам по себе; а балуют, потворствуют им все и всеми мерами, оттого уже до сих пор ребята сделались крайне капризными и неугомонными. Господь да вразумит всех нянек и мамок. Не видел я, чтобы вдовы так вели детей своих. Господь скоро показал безумие дел словущей Анны К. на муже ее, покажет ей безумие и на детях, в возмездие и посмеяние ее суетной плотской мудрости. От меня же отыми, Господи, суетную ревность, даждь не радеть о плоти и всем плотском и тленном, прилежати же о души, вещи бессмертней, даждь любити домашних моих, долготерпеть им, снисходить к ним, покрывать их недостатки. Господи! Научи их благочестию, страху Твоему!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Частое причащение грешников «Возлюбленный брат! Ты говоришь мне, что часто падаешь, несмотря на твои старания жить благочинно и не оскорблять Господа вольными и невольными грехами; и что ты, чувствуя в себе бездну зла, отчаиваешься в своем спасении, в своем помиловании на Страшном Суде Божием. – Но верь, что, как враг противополагает множество соблазнов, искушений и падений твоему спасению; так Господь с Своей стороны, как Отец благосерднейший, Коего Благость бесконечно больше, чем злоба диавола, гораздо больше противопоставил диавольским наветам и твоим падениям множество залогов для твоего помилования на Суде – в обстоятельствах и делах твоей жизни. Только искренно желай и старайся не падать; а когда падаешь, старайся встать. «Еда (ужели – М. В.) падаяй не восстанет?» Вот что внушает мне христианская вера и надежда. Для чего мы проливаем слезы на молитве? Для чего мы приступаем к таинству покаяния? И к этой страшной, но и сладкой, покоющей и веселящей чаше жизни? Разве все это напрасные дела? Сверх того, разве изнемогло слово у Истинного и Верного? А кровь Иисуса Христа, Сына Божия, разве не очищает нас от всякого греха, как говорит возлюбленный ученик Его? Ей, – очищает! Свидетели тому – сердца наши. Смотри же: сколько побуждений к надежде на спасение! Никогда не следует отчаиваться, сколько бы ни был велик грех». Вот что, по обычаю своему, говорит о.Иоанн. И между прочим, он указывает грешнику и на сладкую чашу. В особенности тесно связаны были у о.Иоанна с образом Божиим – Божественная Литургия и частое причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых. Да и всякий, знающий о.Иоанна и его жизнь, может спросить: почему же он постоянно служил Божественную Литургию? Почему он и других приучал к частому причащению Св. Таин? Если «образ Божий» есть «основание» всякой молитвы и богослужения, – о чем мы уже говорили; если это учение об «образе Божием» есть фундамент всего богословия и всей жизни о.Иоанна; если эта жизнь его в конце концов свелась для него к ежедневному литургисанию и постоянному причащению, то может ли быть это «основание» не связанным с таким постоянным явлением, как Божественное литургисание, и постоянным причащением? Чтонибудь одно: либо литургисание было непостоянным; либо учение об образе Божием не было основанием всего учения о.Иоанн? А так как последнее было несомненно, то значит, и связь «образа Божия» с литургисанием несомненна.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Устав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе, в пределах Крумицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика Пантелеимона 1. О церковной службе В общей церкви, освященной во имя всех святых отцов Афонских, службы церковные исправлять все неизменно по уставу церковному, как бдения и литургии, так и вечерни и повечерия. От Святой Пасхи начинать бдения по восточному исчислению с вечера в первом часу ночи 28 . Утрени начинать в 7 часов ночи, воскресные и праздничные – в 6 часов. Литургии начинать в 11 или в 12 часов утра. Вечерни – в 10 часов вечера, воскресные и праздничные – в 9 часов. Повечерия – в 12 часов вечера, а во Святую Четыредесятницу великие повечерия начинать в 10 часов дня. Таким образом службы церковные отправлять во весь год до Святой Пасхи. 2. Об исповеди Отцы и братия, готовящиеся ко приобщению Святых Христовых Таин, по положенному закону церковному, наперед должны исповедаться у духовника своего. Без исповеди же не должно дерзать приобщаться, ибо сие законом запрещено. Если же кто мнит о себе, что он не имеет, что исповедать духовнику своему, тот пусть хотя по чину со смирением примет благословение от него и выслушает общую разрешительную молитву и потом уже пусть приобщается. Так должно делать, дабы не составилась греховная привычка – ради лености или тщеславия дерзать без исповеди приобщаться и тем пред братиями выказывать себя безгрешными. При этом всякому должно строго смотреть за собою, чтобы с злопамятством на кого-либо не дерзать приобщаться Святых Таин, ибо это весьма душевредно есть. Для искоренения из сердца этого великого зла положена искренняя исповедь пред духовником, которая разрешает и уничтожает всякую злобу. Также отцы и братия должны с любовию принимать от духовника за свои погрешности выговоры или обличения или епитимии и не оскорбляться за то на него. Тем более чтобы по капризу и гневу не оставлять его и не переходить к другому духовнику, ибо так делать законом запрещено. 3. О причащении Святых Христовых Таин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010