Однако христианскую, православную, церковную сторону русской жизни мы не знаем, она нам кажется чем-то странным, почти потусторонним. Нам легче отождествить святого Серафима Саровского (и это в определенном смысле правильно) с древними святыми и египетскими подвижниками, чем с его современниками, совершенно чуждыми этой церковной благодатной жизни, – с представителями бурно развивавшейся русской литературы, вообще русской культуры. Поэтому про Серафима Саровского и говорят, что он был как один от древних святых: таким же подвижником и молитвенником, как египетские отцы, достигшие высочайшего преуспеяния. Ему принадлежат слова о том, что наших прежних святых отличает от нас только одно и только одно мешает нам стать такими же, как они, – это отсутствие решимости. Преподобный Серафим показал, что ничто не может помешать человеку, стремящемуся к совершенству и пламенеющему любовью к Богу: ни духовное оскудение, ни другие внешние, казалось бы, не зависящие от нас причины. Даже имя его –– Серафим, то есть пламенный, –– говорит об этом. Таким образом, мы видим в России два параллельных исторических потока, два пути развития. Один из них – церковный, православный, берущий свое начало с православного Востока (для русских людей это прежде всего Константинополь), и другой – пришедший с Запада, преимущественно с Петровских времен. На самом же деле Запад начал влиять на Россию гораздо раньше, хотя и не столь сильно, как при Петре I. Один из этих потоков породил великих писателей, которыми мы гордимся, часто трагически переживавших в глубинах своей души разрыв между православным мировоззрением и западным взглядом на действительность. Другой путь дал России цельных, могучих духом людей, одним из самых ярких представителей которых был преподобный Серафим Саровский . Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, его современник, конечно, гораздо более известен людям, чуждым Церкви, считающим, что деятельность великого писателя значительно важнее, чем частная жизнь святого Серафима Саровского . Однако обратимся к видениям русских святых. Знаменитый подвижник, преподобный Варсонофий Оптинский , имевший дворянское происхождение, офицер в отставке, чрезвычайно уважал и почитал, как человек культурный, память Александра Сергеевича. В сновидении после вечерней молитвы, во время которой преподобный помолился о поэте, он увидел, как Пушкин идет по какой-то сумрачной местности с понурой головой. Конечно же, это сновидение было не случайным. Отец Варсонофий подбежал к Пушкину со словами: «Александр Сергеевич, вы знаете, что вас все теперь прославляют?» (Это было уже в начале ХХ века, преподобный Варсонофий Оптинский умер в 1913 году.) А поэт ответил: «Слава? На что мне она теперь?»

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Напротив того, духовное руководство и назидание переносят выгоды уединения в обители, стоящие среди селений и многолюдных городов. Так процвели монастыри, находившиеся внутри и в окрестностях Константинополя; они произвели знаменоносных отцов, равнявшихся духовными дарованиями с отцами, воспитанниками пустынь бесплодных (Преподобный Нил Сорский. Предисловие к словам). Проницательно заметил главную, основную нужду Валаамского монастыря митрополит Санкт-Петербургский Гавриил. Для удовлетворения ей он вызвал в 1785 году из Саровской пустыни славившегося духовными познаниями и опытностью старца Назария, вручил ему настоятельство Валаамского монастыря. Митрополит принял святую обитель в особенное архипастырское покровительство и оказывал ей вспомоществования и правительственными распоряжениями, и материальными средствами. Быстро начал возникать, шириться Валаамский монастырь, наполняться и принявшими, и желающими принять обеты иноческие. Устроились и общежитие, и скит; явились и пустынножители, и отшельники. Сам игумен Назарий имел отшельническую келью, туда удалялся он, иногда на целые недели, чтоб внимательнее посмотреть в себя, подробнее высмотреть в себе человека, потом, из собственных живых опытов и наблюдений, почерпнуть наставления для подчиненных, руководить их к исправлению нравов и преуспеянию, указанных в Евангелии. Отец Назарий, постриженец и воспитанник Саровской пустыни, был наполнен впечатлениями этой обители, осуществлял их с раболепною точностью в Валаамском монастыре. Здания в Саровской пустыни все каменные, — и он начал возводить в Валаамском монастыре каменное строение. Внутренний четырехугольник выстроен им, наружный — его преемниками. Щедроты императоров Павла Петровича и Александра Павловича обеспечили вещественное продовольствие монастыря; он по степени — первоклассный, — управляется игуменом, который избирается братией, утверждается митрополитом Санкт-Петербургским. По устройству своему, в монашеском отношении, Валаамский монастырь — верный снимок с монастырей первенствующей Церкви христианской.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Состоялось торжественное празднование 30-летия Православной гимназии преп. Серафима Саровского 17.01.2022 23:37:43      16 января в ДК «Москворечье» масштабно отпраздновали 30-летие негосударственного общеобразовательного частного учреждения  «Православный центр непрерывного образования во имя преп. Серафима Саровского», учрежденного Братством «Радонеж» в 1991 году. За эти годы тысячи детей закончили это престижное православное учреждение, дающее детям одно из лучших гуманитарных образований в Москве. В 2021 году гимназия выпустила 9 золотых медалистов. Все дети поступили в лучшие ВУЗЫ Москвы. Бессменный директор и основатель школы Татьяна Ивановна Лещева создала одно из лучших образовательных учреждений Москвы, совмещающих качественное гуманитарное образование и православное воспитание.     Празднование происходило в ДК «Москворечье» в рамках масштабного 14-го фестиваля детских и юношеских коллективов «Свет рождественской звезды», создателем и организатором которого является духовник гимназии прот. Константин Сопельников. Учредитель школы- председатель Братства «Радонеж» Евгений Константинович Никифоров - вручил отцу Константину икону Равноапостольных Кирилла и Мефодия и золотой знак преп. Сергия Радонежского с благодарностью и пожеланием и дальше достойно вести апостольскую миссию христианского образования в России. «Радонеж» Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/01/17/sostoyalos...

Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил придел преподобного Серафима Саровского Казанского храма Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге 4 марта 2024 г. 17:24 3 марта 2024 года, в Неделю о блудном сыне, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил придел преподобного Серафима Саровского Казанского храма Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге и совершил Божественную литургию в новоосвященном приделе. Его Высокопреосвященству сослужили старший священник обители иерей Дионисий Харин, духовенство Санкт-Петербургской епархии . За богослужением молились настоятельница обители игумения София (Силина) с сестрами, настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря в Ленинградской области игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Староладожского Успенского девичьего монастыря в Ленинградской области игумения Евфросиния (Берлизова), учащиеся Свято-Владимирской школы. По окончании Литургии митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом . В дар обители владыка передал икону Божией Матери «Скоропослушница». Эконом Новодевичьего монастыря монахиня Арсения (Колганова) была награждена серебряной медалью апостола Петра. Митрополичьих грамот были удостоены сотрудники Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Юлия Пашкова-Межевич и Светлана Наливкина. Первым храмом обители была деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери, заложенная 1 (13) сентября 1848 года. В 1906 году было решено построить вместо нее большой каменный храм. Новая кирпичная церковь строилась по проекту архитектора Василия Косякова. В 1912 году было окончено возведение храма, началась роспись интерьера, однако недостаток средств в период Первой мировой войны стал причиной остановки работ летом 1915 года. Храм был освящен после 1917 года, в 1920-е годы богослужения проводились как в старом, так и в новом храмах. Церковь закрыли в июле 1927 года, в 1929 году в здании расположился склад. После Великой Отечественной войны здание было передано под механический цех ВНИИ электромашиностроения. В 1950-е годы было принято решение о взрыве церкви, однако в связи с техническими трудностями это намерение осуществлено не было. В 1992 году здание храма было передано епархии. Первая Божественная литургия была совершена 15 марта, в Неделю Торжества Православия. Два года спустя храм был передан монашеской общине и освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В последние годы в нем шли реставрационные работы. Синодальный отдел по монастырям и монашеству / Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Внешний облик храма находится в полном единстве с характером решения его внутреннего пространства – сдержанного, но в то же время свободного и величественного. Как и в храме Святой Софии в Константинополе, в храме Казанской иконы Божией Матери, боковые двухъярусные галереи расширяют площадь для молящихся. В центральном нефе, благодаря особой конструкции перекрытий, возникает ощущение связи двух миров – дольнего и горнего. Кажется, весь храм дышит особым воздухом и небесным светом. Сквозь окна в барабане купола проникают лучи света, в которых и рождается ощущение Великого Таинства. Казанский храм имеет три придела: центральный - во имя Казанской иконы Божией Матери, слева - придел во имя Державной иконы Божией Матери и справа - придел преподобного Серафима Саровского. Храм украшен тремя деревянными резными иконостасами, покрытыми позолотой. Иконы в нем выполнены преподавателями Санкт-Петербургской Духовной Академии В. Т. Ждановой и И. Н. Кусовым. Настенную роспись Казанского храма восстанавливали и создавали художники Санкт-Петербургской Духовной Академии и иконописной школы Московской епархии г. Дубна. По материалам: http://palmernw.ru/novodevich/novodev.html;  вноводевичий.рф Казанский храм был построен по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова. Он расположен на одной оси с Воскресенским Собором и главным входом на Новодевичье кладбище. Казанский храм имеет три придела: центральный - во имя Казанской иконы Божией Матери, слева - придел во имя Державной иконы Божией Матери и справа - придел преподобного Серафима Саровского. Своей величественной красотой Казанский храм напоминает собор святой Софии в Константинополе. В. А. Косяков пытался создать храм, который отражал бы многовековую историю христианства, соединяя в себе византийскую и русскую культуры. Значительные средства на строительство храма, которое началось в 1907 г., внесли купеческие семьи Пантелеевых и Кашинцевых. Строительство здания закончилось в 1910 г. и в этом же году началась внутренняя отделка. К 1912 г. стены храмы были облицованы темно-зеленым мрамором и вскоре художник Ф. Р. Райлян с помощниками начал роспись храма в древнерусском стиле, используя мотивы фресок Ферапонтова монастыря. Однако в связи с резким ухудшением экономического положения в начале Первой мировой войны, работы были приостановлены, храм так и оставался закрытым и неосвященным.

http://sobory.ru/article/?object=05265

На л. I поздней скорописью запись «Сия книга Житие и деяния святейшаго патриарха Никона пожертвована Воскресенской, именуемый Новый Иерусалим для хранен(ия) в библиоте(ке) того монастыря». Филигрань «Рго Pamria» с литерами «АГ» типа: Клепиков 1978, 29 (1784), 31 (1784), 871 (1793). Содержит: «Известие» о патриархе Никоне , составленное его клириком Иоанном Шушериным (л. 1 – 94); список с грамоты царя Алексея Михайловича об именовании Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом (л. 94 об.); «видение» патриарха Никона (л. 95 – 102 об.); послание патриарха Никона газскому митрополиту Паисию Лигариду (л. 103 – 106 об.); «перехваченная» грамота патриарха Никона константинопольскому патриарху Дионисию (л. 107 – 119 об.); список с челобитной братии Воскресенского монастыря к царю Федору Алексеевичу о возвращении патриарха Никона из ссылки (л. 119об. – 122); «Извещение или объявление совершенное низложение Никона извержения» (л. 122 – 126); разрешительные грамоты восточных патриархов (л. 126 – 142); надписи на каменных плитах при южных вратах Воскресенского монастыря (л. 142 – 146); надпись на камне при гробе патриарха Никона (л. 146 – 147); «Чудеса врачебные» патриарха Никона (л. 147 – 158); список с духовной грамоты царя Алексея Михайловича (л. 158об. – 161); список с духовной грамоты патриарха Иоакима (л. 161 – 172); надгробные стихи патриарху Иоакиму (л. 172). Содержание ркп. опис.: Амфилохий 1876, 174 – 175. Послание к газскому митрополиту Паисию Лигариду («Послание 2») – Ж «Видение» патриарха Никона – В Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ю 19. РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127. Сборник-конволют 1657 г.– первая треть XVIII в. 4°. III+425 л. (л. I – III от переплета, 197 об., 408 об. чист.). Полуустав двух почерков: 1) на л. 1 – 197; 2) на л. 198 – 408, 428. В рукописи имеются владельческие записи: на л. 1 – 9 скорописью XVIII в. «Сия книга Саровской пустыни казенная»; на л. 411 – 425 скорописью XVIII в. «Сея тетрать Василья Иванова сына Лягина». На 425 об. проба пера. Украшения: инициалы геометрической формы с растительными отростками, многочисленные заглавные буквы киноварью, заголовки киноварные. Переплет: доски в коже с тиснением, современным рукописи; отреставрирован в XIX в., сохранились две металлические застежки, одна из которых с глазковым орнаментом. На корешке переплета тиснение золотом «Житие Никона патриарха ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мария, с одной стороны, сохраняет историческую достоверность, с другой – совмещает временные и пространственные пласты, что характерно именно для иконописи, время в которой не линейно, а словно спрессовано в одну точку – точку Вечности. Миропомазание на царство в Успенском соборе Московского Кремля Потому на коронации рядом с теми, кто действительно находился в тот момент в Кремле, люди, которых тогда там быть не могло. Для Марии было важно показать людей, оставшихся верными Богу, несмотря ни на что. В этой сцене, например, присутствуют все те, кто погиб от рук большевиков в Алапаевске, в том числе три сына великого князя Константина Константиновича – Иоанн Константинович, Игорь Константинович и младший Константин Константинович. Причем изображены они юношами, хотя в 1886 году им было от восьми до четырех лет. Но здесь главное не историческая точность, а духовная. – 1903 год, прославление мощей преподобного Серафима Саровского, жарким летним днем великие князья во главе с государем несут на своих плечах раку с мощами, в сопровождении архимандрита Серафима (Чичагова) и многотысячной толпы, которую составляют люди из всех слоев общества, – говорит Мария. – Толпа написана очень ярко, даже пестро. Для того чтобы изобразить многотысячную толпу, я использовала прием, когда ближние к зрителю люди прорисованы со всеми деталями, а у следующих за ними нарисованы только головы и – десятки хоругвей – в перспективе. Толпа – многонациональна: в ней и русские, и татары, и башкиры, и грузины… Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского На фотографиях мощи преподобного Серафима несут пять великих князей и государь. Можете себе представить: белые кители, синие брюки и 12 черных сапог. Естественно, изобразить такую сцену с фактической точностью было невозможно. Поэтому на переднем плане у меня – три мальчика разного возраста, в золотистых стихарях. Это решение продиктовано евангельскими словами: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Государь Николай II с цесаревичем Алексеем 

http://pravmir.ru/mitropolit-velel-raspi...

В. Г-Барский осуществлял свое паломничество как на Афон, так и по другим местам Ближнего Востока в относительно спокойный в политическом отношении период времени. Но впоследствии турецкие войны времен царствования Екатерины II не могли благоприятствовать русскому паломничеству. И действительно, за весь многолетний период этого царствования, за исключением краткого посещения Назарета в 1772 году С. Плещеевым, было известно лишь одно странствование иеромонаха Саровской пустыни Мелетия. Тем большую ценность представляет описание путешествия монаха той же Саровской обители Игнатия в Константинополь, Афонскую Гору, Египет и Святую Землю, совершенного им в течение целого десятилетия – с 1766 по 1776 гг. Такой большой срок паломничества – целое десятилетие – для отца Игнатия был вынужденным, и это было связано с начавшейся войной между Турцией и Россией. Об этом говорится в краткой биографической справке, опубликованной в предисловии к его «Описанию путешествий»: «Поданному ему (Игнатию. – Лет.) в 1765 году от Курского магистрата, по просьбе и желанию его увольнительному для приискания и к пострижению в монашества места на два года пашпорту, был в Киеве, а оттуда проехал, с греческими, бывшими в России, монахами за границу, для поклонения имеющимся в греческих селениях святым местам, до бывшей еше от Порты Оттоманской с Россиею войны и, будучи де во оных селениях бельцем (мирянином. – Авт.), намерен был возвратиться в Россию, но как де оная война наступила, то уже возвратиться ему, Игнатию, стало невозможно, да и бельцом в тамошних местах жить было весьма опасно и, будучи де в крайней опасности, чтобы не попасться в турецкие руки и не лишиться жизни, пришел в Афонскую гору» 392 . 26 июля 1767 года Игнатий достиг Афона. Здесь он пробыл, застигнутый турецко-русской войной, до 1776 года, и дальнейшие обстоятельства, связанные с изменениями в его личной жизни, имеют прямое отношение к Дохиарскому монастырю. «И дойдох монастырь, зовомый Духояра (Дохиар. – Авт.), где имеется празднество архистратигам Михаилу и Гавриилу, стены каменные. Келлии в стенах о 4-х жильях, начальствующий игумен Хрисанф, – повествует Игнатий в своих воспоминаниях. – В сем то монастыре мы с братом Григорием восприняли монашеский чин, облекохся еще в рясу. По восприятии иноческого чина, пребых в монастыре лето едино и возымех паки возвратиться в свою Российскую землю, но в то же время учинилась с турецким государством у России война и остахся на некое время и бых в великом желании восприять совершенно монашеский чин великого образа и постричься в мантию» 393 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Напротив того, духовное руководство и назидание переносят выгоды уединения в обители, стоящие среди селений и многолюдных городов. Так процвели монастыри, находящиеся внутри и в окрестностях Константинополя; они произвели знаменоносных Отцов, равнявшихся духовными дарованиями с Отцами — воспитанниками пустынь бесплодных [ 985 ]. Проницательно заметил главную, основную нужду Валаамского монастыря митрополит С.-Петербургский Гавриил. Для удовлетворения ей он вызвал в 1785 году из Саровской пустыни славившегося духовными познаниями и опытностию старца Назария, вручил ему настоятельство Валаамского монастыря. Митрополит принял святую обитель в особое архипастырское покровительство и оказывал ей вспомоществования и правительственными распоряжениями, и материальными средствами. Быстро начал возникать, шириться Валаамский монастырь, наполняться и принявшими, и желающими принять обеты иноческие. Устроились и общежитие и скит; явились и пустынножители, и отшельники. Сам игумен Назарий имел отшельническую келлию, туда удалялся он иногда на целые недели, чтоб внимательнее посмотреть на себя, подробнее высмотреть в себе человека, потом из собственных живых опытов и наблюдений почерпать наставления для подчиненных, руководить их к исправлению нравов и преуспеянию, указанных в Евангелии. Отец Назарий, постриженник и воспитанник Саровской пустыни, был наполнен впечатлениями этой обители, осуществлял их с раболепною точностию в Валаамском монастыре. Здания в Саровском монастыре все каменные — и он начал возводить в Валаамском монастыре каменное строение. Внутренний четвероугольник выстроен им, наружный — его преемниками. Щедроты императоров Павла Петровича и Александра Павловича обеспечили вещественное продовольствие монастыря; он по степени — первоклассный, управляется игуменом, который избирается братиею, утверждается митрополитом С.-Петербургским. По устройству своему, в монашеском отношении, Валаамский монастырь — верный снимок с монастырей первенствующей Церкви Христианской. Он имеет монашествующих всех видов восточной Православной Церкви; имеет и общежитие, и скит, и пустынников, и отшельников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Мощам прп. Серафима Саровского за первые три дня пребывания в Афинах поклонилось 20 000 человек 8 октября 2008 г. 18:29 Ковчег с частицей мощей преподобного Серафима был доставлен на греческую землю 3 октября. Из аэропорта до храма в честь мученика Трифона, где святыня будет находиться до 8 октября, ковчег несли крестным ходом. В храме архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен преподобному Серафиму. Во время встречи святых мощей в храме присутствовали все члены Священного Синода Элладской Православной Церкви и архиереи числом свыше 40, что составляет более половины епископата Церкви. Ночью 4 октября митрополит Месогийский и Лавреотикийский Николай и архиепископ Георгий совершили Божественную литургию. К мощам преподобного Серафима был организован доступ с утра до позднего вечера, в том числе во время дневных и ночных богослужений. У мощей организовано постоянное дежурство клириков Месогийской митрополии и монахинь Серафимо-Дивеевского монастыря. Вечером 4 октября члены официальной делегации молились за Великой вечерней, которую пели мужские хоры Месогийской митрополии и Нижегородской епархии . Во время богослужения в храме святого мученика Трифона присутствовали 9 архиереев Элладской Православной Церкви. По окончании вечерни члены официальной делегации и представители Элладской Церкви посетили посольство Российской Федерации в Греческой Республике, где посол России в Греции Андрей Вдовин дал прием по случаю принесения ковчега с частицей честных мощей преподобного Серафима в Элладскую Церковь. В ходе приема было отмечено, что церковные торжества стали прологом к отмечаемому в начале октября 180-летию установления дипломатических отношений между Россией и Грецией. 5 октября Божественную литургию перед мощами совершил архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним в сослужении архиепископа Георгия, митрополита Месогийского Николая, а также архиереев, представляющих все 13 областей Греции, в том числе входящих в юрисдикцию как Элладской Церкви, так и Константинопольского Патриархата . За богослужением в храме молились высокопоставленные лица, в том числе члены греческого правительства, представители дипломатического корпуса, депутаты парламента.

http://patriarchia.ru/db/text/471193.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010