Следует, наконец, упомянуть о том, что Д. Ф–ч, издавая сочинения брата своего Юрия Федоровича, написал для многих из томов этого издания обширные вводные статьи по преимуществу биографического содержания и составил биографический очерк Юрия Федоровича, помещенный в IX томе его сочинений. Приложенный к настоящему тому портрет Д. Ф–ча относится к первой половине семидесятых годов, когда ему было около 43 лет. Статьи о приходе О суммах, какими могут распоряжаться приходские попечительства (По поводу определения Св. Синода о суммах, какими могут распоряжаться приходские попечительства) 26 Состоявшееся недавно и напечатанное в 350 «Современных Известий» определение Св. Синода о суммах, какими могут распоряжаться приходские попечительства, так важно для этого учреждения, что мы считаем необходимым обратить на него внимание читателей и уяснить его значение. Из этого определения видно, что многие земские собрания и приходские попечительства входили к г. обер-прокурору Св. Синода с ходатайствами «о предоставлении в их распоряжение всех церковных сумм, собираемых в православных церквах». Этот факт означает, что вопрос об участии прихожан в заведывании имуществами приходских церквей выдвинуть самым делом, и что прихожане не равнодушно относятся к существующему ныне порядку заведывания. Нельзя не порадоваться этому явлению и не желать, чтобы участие, которое показали к этому делу земские собрания и приходские попечительства, не только не охладело, а напротив еще более усилилось. Все ходатайства, поступившие к г. обер-прокурору, были переданы им в Св. Синод для соображения: в какой мере удовлетворение их соответствует цели учреждения приходских попечительств и согласуется ли с существующими гражданскими и церковными постановлениями?–Вопрос, как видит читатель, чисто юридический. С этой, т.-е. с юридической, точки зрения рассмотрим состоявшееся определение Св. Синода. Оно признало, что ходатайство приходских попечительств несогласно: 1) с самым положением об этих учреждениях, 2) с действующим русским церковным законодательством и 3) с каноническими правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Samarin/...

13 . Призвать всех православных, в целях ограждения от расхищения церковного достояния, возвращения уже отобранного и защиты гонимых: а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением в их состав членов приходских советов; б) составлять на братских собранияхприходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4 экземплярах) в защиту Церкви и Её достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам власти, причём, в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам-мирянам, а где нет братств – членам приходских советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) утвердить при Патриаршем Престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Священным Собором Приходского Устава 1106 , который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви. 14 . Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. 15. Поручить Высшему Церковному Управлению изыскать способ к оказанию материальной помощи пострадавшим от гонений и их семьям. 16. Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наёмным трудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

осуществление официальной церковной переписки; осуществляет официальную церковную переписку, удостоверяет, выдаваемые Приходом документы и доверенности; л) осуществление официальной церковной переписки; ведение богослужебного журнала; хранение приходского архива; обеспечивает ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива; м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива; н) выдача свидетельств о крещении и браке; осуществляет иные функции в пределах настоящего Устава и Канонического устава об управлении Русской Православной Церкви. Права и обязанности Настоятеля православного Прихода Различия круга дел и обязанностей настоятеля в данных уставах связано со следующим. «Устав Церкви 1988» не мог, например, обязать настоятеля активно участвовать в катехизаторской, образовательной и т. п. деятельности, поскольку в 1988 году советское законодательство, в той или иной форме, запрещало религиозным объединениям публичную небогослужебную деятельность. «Устав Прихода 1998» уже включил нормы Федерального Закона «О свободе совести...», поэтому в нем появились требования по внебогослужебной деятельности настоятеля. «Устав Церкви 2000» практически полностью дублировал положения «Устава Прихода 1998», но исключил положения об ответственности настоятеля, изложив в основном его права. В «Уставе Церкви 2000» особо подчеркнуто отношение епархиального преосвященного и настоятеля (пункт «г»), В «Уставе Прихода 1998» напрямую не обозначены следующие права и обязанности Настоятеля, которые определял «Устав Церкви 1988»: – наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного устава и указаниями священноначалия; – забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме; – забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея; – наблюдение за осуществлением решений Приходского собрания; – выдача удостоверений по просьбе отдельных лиц о крещении и браке. Произошли некоторые изменения прав и обязанностей настоятеля по сравнению с «Уставом Церкви 1988». Единоличное правление Настоятеля усилено; например, если раньше созыв Приходского Собрания – это было совместной акцией Приходского Совета и Настоятеля, то теперь – это прерогатива только Настоятеля. Если о «катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительской деятельности» в «Уставе Церкви 1988» ничего не говорилось, а в действовавшем до 1999 года Уставе Прихода установлено, что Настоятель «полномочно представляет Приход при решении канонических, богослужебных, катехизаторских, педагогических, благотворительных и церковно-общественных вопросов», то в «Уставе Прихода 1998» прежнее «полномочное представительство» обращено в обязанность и право настоятеля организовывать эти виды деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сим основаниям, и в видах привлечения к многотрудному служению в должности духовника лиц, могущих оказывать благотворное влияние на воспитанников духовных семинарий, Святейший Синод определяет: вменить епархиальным Преосвященным в непременную обязанность относиться к делу избрания кандидатов на должность духовника при семинариях с наивозможною осмотрительностью и внимательностью, и для сего: 1) иметь попечение, чтобы Правления духовных семинарий прилагали, под личным их, Преосвященных, руководством, особливую заботу о приискании способных лиц для занятия означенной должности и приступали к избранию кандидатов не прежде, как по собрании обстоятельных сведений о их умственных и нравственных качествах, и 2) утверждать в должности духовника избранных лиц не иначе, как по ближайшем личном удостоверении в их полной благонадёжности; о чём, для исполнения, и дать знать епархиальным Преосвященным циркулярно печатными указами. Июня 16 дня 1886 года. 13. -слушали: предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 31 Января 1886 года за 1868, по ходатайству Преосвященного Воронежского о разрешении производить при Богослужениях по всем церквам Воронежской епархии постоянный кружечный сбор пожертвований в пользу церковно-приходских школ сей епархии. Приказали: Воронежское Епархиальное Начальство, для усиления средств к открытию и содержанию церковно-приходских школ в Воронежской епархии, признало возможным ежегодно отчислять в распоряжение местного Епархиального Училищного Совета из остатков от кружечно-кошельковых сумм по всем церквам епархии часть, в размере от 3 рублей и более, смотря по состоянию церковных сумм и нуждам каждой церкви, а также пригласить монастыри Воронежской епархии к посильным пожертвованиям для церковно-приходских школ. Кроме сего Воронежское Епархиальное Начальство ходатайствует пред Святейшим Синодом об учреждении по церквам Воронежской епархии особого кружечного сбора пожертвований в пользу церковно-приходских школ в епархии. Признавая вышеизложенные распоряжения и ходатайство Воронежского Епархиального Начальства весьма полезными и заслуживающими полного уважения, Святейший Синод определяет: предоставить Воронежскому и другим Епархиальным Начальствам учредить по всем церквам в епархиях особую кружку для сбора пожертвований в пользу церковно-приходских школ и в один, определённый по ближайшему усмотрению местного Епархиального Начальства, праздничный день производить сбор пожертвований, а собранные таким образом деньги передавать в Епархиальный Училищный Совет на нужды церковно-приходских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предметами обсуждения приходских собраний служат: а) сооружение, ремонт и содержание в надлежащем благолепии храма и других церковных зданий; б) приобретение ризницы, церковной утвари, богослужебных книг и других принадлежностей храма и богослужения; в) устройство домов для церковного причта и ремонт их; улучшение содержания причту; г) оказание пособий по страхованию церковных и причтовых зданий; д) содержание собственных приходских благотворительных и просветительных учреждений; е) избрание церковного старосты согласно действующей инструкции церковным старостам, членов приходского совета и лиц для заведывания учреждениями прихода и его имуществом; ж) вопросы, касающиеся религиозно-нравственной жизни прихода (об учреждении в приходе миссионерских, просветительных и благотворительных братств, кружков и союзов, а также обществ трезвости, хоругвеносцев, певческих хоров, об устройстве школ и вспоможении им, об учреждении стипендий в духовно-учебных заведениях для окончивших учение в начальных школах прихода); з) содействие к охранению приходского храма и его имущества от посягательств со стороны злонамеренных людей; содержание в порядке приходского кладбища; и) приобретение и отчуждение приходского имущества; принятие пожертвований в пользу прихода; к) изыскание средств на нужды прихода посредством сборов, подписки и другими способами, допускаемыми духовною властью; л) в случае недостатка приходских средств – ходатайство перед епархиальным начальством об оказании пособия из церковных сумм на благоукрашение приходского храма и нужды приходских учреждений; м) оказание пособий на общие епархиальные нужды; н) рассмотрение годичного отчета приходского совета о приходе и расходе приходских сумм и о других предметах; о) избрание лиц для рассмотрения и ревизии отчета приходских сумм и имущества и для подписания постановлений приходского собрания; п) выделение из состава прихода части его или изменение границ прихода и могущие возникать при этом вопросы о разделе или выделении приходского имущества, а также вопросы о причислении к приходу лиц, состоящих прихожанами другого прихода; р) ходатайство пред епархиальным начальством о присвоении храмоздателям и лицам, особенно потрудившимся в деле сооружения, благоустроения и содержания приходского храма – пожизненного звания попечителя (попечительницы) храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

– соблюдать канонические правила и иные внутренние установления Русской Православной Церкви, в том числе Канонический устав Русской Православной Церкви, а также настоящий Устав; – присутствовать на заседаниях Приходского собрания (при условии надлежащего извещения), за исключением следующих, подтвержденных соответствующими документами случаев: болезнь; отпуск; командировка; призыв на срочную военную службу; форс-мажорные обстоятельства; – выполнять принятые в соответствии с настоящим Уставом решения Епархиального архиерея, Настоятеля и Приходского собрания. Свои обязанности по участию в деятельности Приходского собрания члены Приходского собрания выполняют на безвозмездной основе. 7 .5 Приходское собрание: – принимает Устав Прихода с изменениями (дополнениями), который утверждается Епархиальным архиереем и вступает в силу с момента государственной регистрации; – сохраняет единство Прихода и его принадлежность к Епархии Русской Православной Церкви; – осуществляет прием членов в состав Приходского собрания (исключение из состава Приходского собрания) в установленном настоящим Уставом порядке; – избирает на должность (освобождает от должности) помощника Настоятеля (церковного старосту) и казначея в установленном настоящим Уставом порядке; – избирает членов в состав Ревизионной комиссии (исключает из состава Ревизионной комиссии); – устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом Прихода в соответствии с Единым порядком владения, пользования и распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом религиозных организаций Русской Православной Церкви, утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви. – планирует финансово-хозяйственную деятельность Прихода; – обеспечивает сохранность имущества Прихода и заботится о его приумножении; – принимает ежегодный отчет Прихода перед Епархией о деятельности Прихода, который направляется на утверждение Епархиальному архиерею; – рассматривает проектно-сметную документацию на строительство, ремонт , реставрацию принадлежащих Приходу зданий (строений, сооружений), утверждает перечень необходимых проектных, реставрационных, ремонтных и строительных работ;

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/tipo...

а) образовывать при приходских храмах и монастырях особые братства из преданных Церкви людей, со включением их в состав Приходских Советов; б) составлять на братских собранияхприходских, окружных, благочиннических, уездных и епархиальных соответствующие письменные, за собственноручными подписями участников собраний, приговоры (в 4-х экземплярах) в защиту Церкви и ее достояния и представлять эти приговоры Высшему Церковному Управлению, местным и центральным органам светской власти, причем в случае необходимости непосредственных сношений с последними, поручать эти сношения, ввиду явного преследования священнослужителей и церковных старост, братчикам – мирянам, а где нет братств – членам Приходских Советов из мирян; в) лишать доверия и права представительства предателей из клира и мирян, сознательно действующих на пользу врагов Церкви, и г) учредить при патриаршем престоле Всероссийский Совет приходских общин (применительно к 10-й главе принятого Святым Собором Приходского Устава), который бы объединял все местные церковные силы и планомерно направлял их деятельность по защите Церкви». На этом первый этап узаконивания отношений Церкви и государства закончился. Началась полоса взаимного непризнания законности действий друг друга, продолжавшаяся до 1929 года. Декрет об отделении Церкви от государства является эталоном российского государственного мышления даже до нынешних дней; некоторые принципы и идеи этого Декрета вжились и в сознание даже части современного клира, многие уже постепенно привыкли к псевдоправомерности его принципов. Всякий новый российский закон, касающийся религиозных отношений в обществе, исправно воспроизводит основные принципы этого «ленинского» Декрета. Современное демократическое общество в лице своих законотворцев не имеет принципиально иных воззрений на права и особенности Православной Церкви в сравнении с большевиками – все они вышли из одной утробы богоборчества. 1.4. Последствия принятия Декрета об отделении Церкви от государства Для разъяснения положений Декрета об отделении Церкви от государства было выпущено Постановление Народного Комиссариата Юстиции от 24 августа 1918 года «О порядке проведения в жизнь Декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (Инструкция)» (см. Приложение 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такое предположение предлагается на обсуждение общего собрания прихожан, по принятии его и составлении о том приговора делается обязательным для изъявивших по оному согласие. Когда для благоустройства прихода окажутся нужными какие-либо пособия или содействие от казны, либо от духовного и других ведомств, то приходское попечительство ходатайствует пред ними о таковом пособии или содействии. Если в приходе существуют уже приходские или частные благотворительные учреждения, как например попечительные советы или общества для вспомощствования приходским бедным, больницы, приюты, школы и т. п., то приходские попечительства должны, не стесняя их деятельности, содействовать, по мере возможности, улучшению и распространению таких учреждений. Приходские попечительства, составляя общественные учреждения, пользуются покровительством духовного и гражданского начальств. Исполняя свои обязанности, как органы местных обществ, они обязаны вести дела свои с необходимою гласностью, устраняя всякие излишние формальности. По окончании года, они отдают отчет в своих действиях и в заведываемых ими суммах и имуществе общему собранию прихожан, от которого зависит определение порядка отчетности и поверки оной. Общие собрания прихожан православного исповедания по предметам ведомства приходских попечительств составляются из всех домохозяев прихода и из прихожан, домами в приходе не владеющих, но имеющих, по закону, право участвовать в собраниях местного городского или сельского общества, или же кто принадлежит к дворянскому сословию – в собраниях дворянства, а также из прочих прихожан, коих приходское попечительство признает полезным пригласить к участию в сих собраниях. За каждым лицом, которое участвуете в собрании прихожан, считается один голос. Всем лицам, имеющим, на основании ст. 9, право присутствовать в общем собрании прихожан, должен быть составлен и содержим в исправности приходским попечительством особый список. Первоначально, до образования попечительств, список сей составляется священником – настоятелем церкви, при участии 10 почетнейших из прихожан. Собрание прихожан созываются председателем приходского попечительства, а в отсутствии его, – священником – настоятелем церкви, с согласия попечительства, и происходит под их наблюдением. О дне и месте назначенного собрания и цели оного священник извещает прихожан, объявляя о том в церкви, при стечении народа, в три предшествующее собранию воскресные или праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПСЗ-2. Т. XLIII. Отд. 1. 45962. 1874 г., мая 14. – Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета, распубликованное 11 июня. – О возложении составления метрических выписей о магометанах на обязанность приходских мулл Государственный Совет, в Особом Присутствии о воинской повинности и в Общем Собрании рассмотрев представление Министра Внутренних Дел о возложении составления метрических выписей о магометанах на обязанность приходских мулл и соглашаясь с заключением его, Министра, мнением, положил: в изменение статьи 106 Уст. о воин. пов. постановить: «Составление метрических выписей о магометанах возлагается на обязанность приходских мулл ведомства Оренбургского Магометанского Духовного Собрания и Таврического Магометанского Духовного Правления». Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета о возложении составления метрических выписей о магометанах на обязанность приходских мулл Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. ПСЗ-2. Т. XLIX. Отд. 1. 53522. 1879 г., марта 27. – Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета, распубликованное 12 сентября. – О временных правилах о ведении метрических записей браков, рождения и смерти баптистов Государственный Совет, в Департаменте Законов и в Общем Собрании рассмотрев представление Министерства Внутренних Дел о духовных делах баптистов, мнением положил: I. В дополнение подлежащих статей Свода законов постановить: 1. Баптисты на основании статьи 44 Осн. госуд. зак. беспрепятственно исповедывают свое вероучение и исполняют обряды веры по существующим у них обычаям. Общественное богослужение они отправляют в устроенных или отведенных ими для сего с разрешения Губернатора домах. 2. Избираемые баптистами духовные наставники (старшины, учители, проповедники) могут совершать обряды и произносить проповеди не иначе, как по утверждении их в сем звании Губернатором. Духовные наставники из иностранцев обязаны принести присягу на верность службы во время пребывания их в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отзывы земцев о церковно-приходских школах побудили местное епархиальное начальство распорядиться о немедленном доставлении в консисторию подробных сведений относительно школ, открытых духовенством, с засвидетельствованием их доверенности со стороны волостных правлений и разных светских лиц. Полученные сведения были сообщены епархиальным начальством Тульской губернской земской управе в качестве протеста против заявлений о духовенстве и его школах, высказанных на некоторых уездных земских собраниях Тульской губернии, а на будущее время было предписано вменить в обязанность наблюдателям школ, при личном осмотре церковно-приходских школ, приглашать кого-либо из местных сельских или других властей, а также по возможности и родителей учащихся и прочих почетных лиц в приходе к участию в осмотре школы и испытании учеников, и составив акты осмотра и испытаний за подписью участвовавших, представлять их по каждой церковно-приходской школе в консисторию вместе с срочною ведомостью об успехах народного образования. Но даже и отчеты наблюдателей церковно-приходских школ, засвидетельствованные волостными правлениями и различными почетными светскими лицами, не вызывали к себе доверия в некоторых земских собраниях. Чернское уездное земское собрание, не доверяя официальным отчетам наблюдателей школ, решило лично проверить познания учеников и учителей церковно-приходских школ, постановив, чтобы учителя и ученики явились на экзамен в свое собрание. Явившиеся, по вызову земского собрания, ученики с своими учителями-священниками, диаконами и причетниками, вопреки ожиданиям земцев, выдержали испытания настолько удовлетворительно, что само собрание выдало денежные награды 16-ти учителям и 29-ти учениками и просило председателя управы ходатайствовать о награждении 5-ти учителей за их примерные труды по народному образованию 23 . Нужно, однако, заметить, что нарекания на духовенство, будто бы деятельность его по народному образованию лишь номинальная, так как совершается якобы в мифических школах, происходили иногда вследствие самого простого недоразумения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010