Наше время — время частых обманов. Ложью богаты многие, так называемые, «религиозные» и «христианские» теле и радиопередачи, книги, газетные статьи. Это время, о котором Спаситель сказал: «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24, 11), время расколов, ересей, сект. Сегодня нам очень нужно держаться вместе, «чтоб не пропасть поодиночке». Там, где мы собираемся ради Господа, ради Истины, ложь рассеивается, потому что Господь посреди нас. И приходскому священнику гораздо удобнее, посещая дома своих прихожан, встречать в них не только одну семью, но и друзей хозяина, беседа в этом случае бывает гораздо плодотворнее. И еще хотелось бы заметить, что особенно необходимо нам посещать друг друга во времена скорбные, тяжелые, тревожные. И не только для того, чтобы плакать вместе. Скорее наоборот. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф. 9, 15). Мы не должны унывать даже в самых печальных обстоятельствах. Пока у нас есть Церковь, пока у нас есть Таинства — есть Исповедь, есть Причастие — у нас есть причина для радости. Правда, что на радость не всегда хватает душевных сил. Дружеское участие как раз и помогает развеять настроение печали и уныния. Но как? По-разному. Кто как умеет. Но я знаю, что для поднятия духа веселость и шутка бывают уместны даже в самых житейски безнадежных обстоятельствах. Я вспоминаю, как приезжали в больницу к Ирине Владимировне отец Алексий Грачев и отец Роман (Тамберг), как умели они живо и непринужденно говорить и шутить в палате и даже петь для обреченной, для умирающей уже женщины. И видно было, какая это поддержка в ее долгих страданиях! По приглашению и по зову сердца ходите в гости друг к другу. Как любовь к Господу подразумевает отношения с Ним, так и заповеданная любовь к ближнему выражает себя в отношениях с ним. Эти отношения — наше участие в счастье ближнего и наша помощь в несчастье. Апостол говорит: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15). И потому, если ты зван на пир — спеши. Господь введет тебя в дом друга участником его радости. За дружеской трапезой Сам Господь посреди нас, ибо обещал Он; «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).

http://pravmir.ru/kak-xodit-v-gosti/

Наше время — время частых обманов. Ложью богаты многие так называемые «религиозные» и «христианские» теле- и радиопередачи, книги, газетные статьи. Это время, о котором Спаситель сказал: «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» ( Мф. 24:11 ), время расколов, ересей, сект. Сегодня нам очень нужно держаться вместе, «чтоб не пропасть поодиночке». Там, где мы собираемся ради Господа, ради Истины, ложь рассеивается, потому что Господь посреди нас. И приходскому священнику гораздо удобнее, посещая дома своих прихожан, встречать в них не только одну семью, но и друзей хозяина, беседа в этом случае бывает гораздо плодотворнее. И ещё хотелось бы заметить, что особенно необходимо нам посещать друг друга во времена скорбные, тяжёлые, тревожные. И не только для того, чтобы плакать вместе. Скорее наоборот. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» ( Мф 9:15 ). Мы не должны унывать даже в самых печальных обстоятельствах. Пока у нас есть Церковь, пока у нас есть Таинства — есть Исповедь, есть Причастие — у нас есть причина для радости. Правда, что на радость не всегда хватает душевных сил. Дружеское участие как раз и помогает развеять настроение печали и уныния. Но как? По-разному. Кто как умеет. Но я знаю, что для поднятия духа весёлость и шутка бывают уместны даже в самых житейски безнадёжных обстоятельствах. Я вспоминаю, как приезжали в больницу к Ирине Владимировне отец Алексий Грачев и отец Роман (Тамберг), как умели они живо и непринуждённо говорить и шутить в палате и даже петь для обречённой, для умирающей уже женщины. И видно было, какая это поддержка в её долгих страданиях! По приглашению и по зову сердца ходите в гости друг к другу. Как любовь к Господу подразумевает отношения с Ним, так и заповеданная любовь к ближнему выражает себя в отношениях с ним. Эти отношения — наше участие в счастье ближнего и наша помощь в несчастье. Апостол говорит: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим. 12:15 ). И потому, если ты зван на пир — спеши. Господь введёт тебя в дом друга участником его радости. За дружеской трапезой Сам Господь посреди нас, ибо обещал Он: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ).

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Нельзя не согласиться с размышлениями Владыки Антония, но жизненные реалии таковы, что исповедовать и окормлять прихожан приходится не только старцам или духовно опытным священникам, но и молодым пастырям, недавно принявшим этот великий сан. «Двоякое полномочие — вязать и решить пасомых, — пишет епископ Вениамин (Милов), — ставит пастыря лицом к лицу с коллизиями любви и правды, снисходительности и строгости». Этот выбор между строгостью и снисходительностью стоял перед духовником с самого начала истории христианской Церкви. Святой Апостол Павел в послании к Галатам пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (6, 1). А в Евангелии от Матфея читаем: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (18, 15–17). Пастырь Церкви Христовой, не должен мириться с грехом, но должен обличать и исправлять его. В то же время, как видно из приведенных выше мест Священного Писания, это обличение и исправление должны совершаться с любовью, «в духе кротости». Существуют церковные каноны, в которых достаточно ясно определяется епитимья за тот, или иной грех, но те же каноны определяют и возможность умаления покаянного подвига, в зависимости от усердия кающегося и обстоятельств совершения греха. Архимандрит Константин (Зайцев) указывает на следующее положение, помогающее исповедующему священнику определить нравственное состояние души исповедующегося, — как кающийся сам смотрит на несоответствие его жизни уставам Церкви. Совершал ли он грех намеренно и осознанно ли противится Богу или же согрешает по душевной слабости. В то же время отец Константин свидетельствует о почти полном прекращении епитимийной практики в наше время, указывая на необходимость ее возобновления, даже не в форме отлучения от Причастия, не в поклонах и больших молитвенных правилах, а в добродетелях, противоположных предшествовавшим грехам.

http://patriarchia.ru/db/text/173887.htm...

Непосредственным продолжением известных слов апостола Иоанна Богослова «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5) является важная интуиция об общении: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1, 6-7). Ходить в свете, поступать по истине, очиститься от греха можно только имея общение со Христом. Но наше исходное состояние очевидно. «Мы узники, свергнутые с неба, изгнанные из рая – непосредственного общения с — говорит схиархимандрит Софроний (Сахаров). Разговор с человеком В богообщении человек находит новое основание для всякой встречи и общения людей друг с другом и с творением. Человеческий опыт общения, наше общение с «другим», с ближним обретает новое качество, новое измерение. Совместное исповедание веры предполагает множество различных церковных форм общения, разговора с человеком о едином на потребу. Оглашение, катехизация, исповедь, проповедь, духовная беседа, церковные собранияприходские, епархиальные и общецерковные, традиционные средства массовой информации, заявляющие себя как «православные» или «церковные». При всем различии этих форм общения, невозможно утверждать, что проблемы как содержания, так и формы общения нашли свое убедительное решение. Скорее наоборот, нерешенных проблем слишком много, и они оказывают существенное влияние на устроение церковной жизни. Зримым выражением проблем оглашения и катехизации стало широкое распространение в последние два десятилетия нового для Церкви понятия воцерковленный (об этом подробнее я скажу ниже). Выражением проблем, связанных с исповедью и духовной беседой, стало распространение такого явления как младостарчество. Проблемой церковных собраний стало отсутствие диалога, конструктивной дискуссии, и как следствие возникла готовность принять любое заранее подготовленное и одобренное начальством решение. Проблемой средств массовой информации стала подмена мнения Церкви мнением группы лиц, по сути дела манипуляция общественным мнением, идеологизация церковной жизни. Воцерковление

http://pravmir.ru/razgovor-s-chelovekom-...

Нет, несколько не то. Мы лично рекомендовали бы вот что. Пред каждой ярмаркой, приблизительно недели за две – за три нужно предупредить своих пасомых относительно сектантских проповедников, указать те признаки, по которым они могли бы их узнать, охарактеризовать вкратце то учение, которое они могут услышать и убедить их не слушать их, не ходить к ним на собрания. Думаем, и даже уверены, что такого рода предостережения не будут излишни и не окажутся совсем бесплодными. Главное, нужно показать своим пасомым, что посещение сектантских молитвенных собраний дело далеко не совсем безразличное, а, напротив, пагубное, греховное, противное евангельским заповедям, от которого и Спаситель предостерегал, и апостолы, и все святые. „Берегитесь лжепророков, – говорил Христос, – которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” ( Мф. 7:15 ). „Смотрите, – пишет евангелист Иоанн, кто приходит к вам и не приносит сего учения (т. е. православного), того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его” ( 2Ин. 1:10–11 ). И апостол Павел пишет то же самое: „Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разорения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” ( Рим. 16:17–18 ). Когда православные услышат от своих приходских батюшек, что посещать собрания сектантов грешно и непозволительно христианину, что это запретил и Христос в апостолы, то они ни за что не пойдут туда. А если и пойдут, то очень немногие, и притом те, потерей которых православная Церковь не слишком будет огорчена. Но это ещё не всё. Это то, что может сделать пастырь накануне ярмарочных дней. В самый же разгар ярмарки он должен зорко следить за поведением сектантов и не допускать их общественных выступлений. Конечно, одному это трудно сделать, даже невозможно. Нельзя же, в самом деле, быть ему сразу во всех концах обширной ярмарочной площади, где в любом месте и в любую минуту может появиться сектантский проповедник с евангелием в руках и с обличением на устах. Поэтому, он должен заблаговременно постараться и о том, чтобы все священники окрестных сёл пришли к нему на помощь и помогли бы ему то словом, то делом, то советом, то участием. Правду говоря, соседи-пастыри должны без всяких приглашений явиться на ярмарку, чтобы помочь своему собрату ослабить силу и влияние сектантских проповедников, ведь и их чада есть на ярмарке, и они подвергаются опасности, и их, следовательно, нужно поддержать, вразумить и спасти от хищных волков. А одному это не под силу. Когда же орудует целая рать духовных лиц, тогда совсем другое дело. Тогда и сектанты чувствуют себя иначе. Тогда и православные находятся в большей безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Но, с другой стороны, нынешняя свободно-рыночная стихия не позволяет управлять ассортиментом книг, и это хорошо. На рынке имеются издания Московской Патриархии, крупных церковных издательств (Сретенский монастырь, братство Всемилостивого Спаса, «Сатис» и др.), есть издания псевдообновленцев, издания приходов, частных лиц и других учреждений, связывающих свое существование с исповеданием Православия. На этом поле растут и добрые злаки, и сорняки. Если утроить жесткую церковную цензуру, то все поле будет затолчено по слову Владыки нашего и Спасителя: «Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» ( Мф.13:27–30 ). Ныне имеется особая форма управления ассортиментом церковных изданий – благословение священноначалия, напечатанное на второй странице издания. Такие «благословения» должны безусловно иметься на книгах богослужебного содержания, предназначенных для общественных (публичных) богослужений. Книги, используемые частными лицами и келейно, могут не иметь таких благословений – человек в своей частной жизни сам решает, быть ему праведником или грешником, читать ему Евангелие или беллетристику; Православие не насилует и не вторгается с железными запретами в душу человека. Задача Приходского Совета или же настоятеля, если они хорошо знают церковную письменность, состоит в том, чтобы формировать такой ассортимент, который бы всесторонне просвещал прихожан, направлял бы их интересы к достойным писаниям, стимулировал бы познания истории Церкви и словесности, раскрывал бы глубину, сложность и красоту православного богослужения и, наконец, чтобы предлагаемое к приобретению собрание церковных и иных изданий было бы своеобразным многотомным «Добротолюбием», заменяющим в особых условиях духовного отца, как некогда писания древних отцов заменяли Паисию (Величковскому) духовных наставников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О первом из них – крещении Господь говорит так: “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” ( Ин.3:5 ). Эти странные таинственные слова говорят нам о том, что условием действительного соединения человека с Богом является крещение. И все-таки, мне бы хотелось, хотя бы отчасти пояснить, что происходит с человеком в момент крещения на простом примере. Есть ли у вас дача или огород? Даже если нет, вы все равно хотя бы немного знаете, что такое сельское хозяйство. Так вот, вспомните, что происходит после того, как людям выделяется определенный земельный участок . Они раскорчевывают и очищают его, распахивают и выравнивают, делают грядки, удобряют землю и, наконец, засевают эту землю нужными семенами… Все это Бог делает за нас в крещении. Душа как живой участок “небесной земли” дается нам Свыше в безвозмездную аренду; и вот эту духовную, но уже пораженную первородным грехом, целину Господь раскорчевывает, выравнивает, удобряет, мало того, засевает семенами вечности… Однако, вы понимаете, что этого мало, награда за труд – собранный урожай. А если я в мае посадил картошку, в июне, июле и августе она меня не видела, что я соберу в сентябре? Так же и в таинстве крещения – семена вечности, брошены в наши души Богом, а взращивать их нам самостоятельно; мы со-работники на ниве Господней, без этого труда нет урожая, зерна могут погибнуть… То же можно сказать и о другом единократном таинстве – миропомазании. Слышали вы выражение – “одним миром мазаны”? Оно означает совсем не то, что мы привыкли под ним подразумевать, ибо это отнюдь не национальное или политическое, социальное или культурное человеческое родство. Этим словосочетанием наши предки хотели сказать, что все они, подобно Св. Апостолам получили в миропомазании дар Святого Духа. То есть, с каждым крещенным христианином произошло то же, что и с ближайшими учениками Христа в день Пятидесятницы: “При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого…” ( Деян.2:1-4 ). Тогда это было так, сейчас дары Святого Духа сообщаются всему нашему естеству посредством специального помазания драгоценным маслом (миром), но от нас зависит, как этими дарами распорядиться. Например, Бог благословляет мой ум, но я ведь и преступление могу обдумывать. Бог освящает мои чувства, но я ведь и грех могу полюбить и т.д. Дары Божий не принуждают нас ни к чему, мы продолжаем оставаться свободными..,

http://azbyka.ru/katehizacija/sovremenny...

Однако, теневые стороны не заглушают того духовного утешения, каким сопровождается само по себе, по самой своей природе, служение Богу и Церкви. Живущие в суете мира люди этого утешения и не предполагают: оттого так мало готовых идти на жизненный путь пастыря, оттого все чувствительнее в наши дни недостаток духовенства, и увеличивается число приходов, не замещенных пастырями. В посланиях апостольских предначертан и образ пастырских скорбей. Апостол Павел пишет общине христиан, организованной им: «Вы уже пресытились, вы обогатились, вы стали царствовать без нас... Мы безумны Христа ради, вы же мудры во Христе; мы немощны, вы же крепки; вы в славе, мы же в бесчестии... О, если бы вы в самом деле царствовали, чтобы нам с вами царствовать!»... Что же? Приводит ли эта горечь апостола к унынию и колебаниям? – Нисколько! Вот общее душевное состояние апостола: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота? или гонение, или голод, или нагота? или опасность или меч?... Все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». Соборное единение и сотрудничество в Церкви Библейский образ Церкви в земном мире – человеческое тело. В теле неисчислимое количество сотрудников как видимых, так и скрытых. Все они имеют свою ценность и свое назначение. «Не скажет нога: я не принадлежу телу, потому что я не рука... Не скажет ухо: я не принадлежу телу, потому что я не глаз»... (Ап. Павел). Так и в Церкви. Для каждого ее члена найдется место для единения с другими людьми в служении ей. Но как тело нуждается еще и во внешних покровах, в одежде и в иных служебных предметах, не входящих в состав тела, – так и в служении Церкви есть две сферы: сфера внутренняя, подлинно церковная, кафолическая, и другая – внешняя, поверхностная, временная, преходящая. И нам должно отличать «сущность» от «несущественного», хотя бы практически и необходимого. Внешнее бывает часто необходимым, так как мы живем в мире материальном, в мире относительности. В Церкви сюда относится сторона организационная, – кроме иерархического благодатного строя, – также нужды по содержанию храма и причтов, приходские собрания, денежные сборы и расходы, побочные при церкви организации, школы, издательства и проч. Жизнь зовет нас к участию в обеих сферах. Однако, не спасительно для человека участвовать во второй, не участвуя в первой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Роман Н.С. Лескова «На ножах» (1871) нисколько не утратил своей социально-нравственной значимости и по-прежнему звучит потрясающе современно. Писатель выявил здесь самые разнообразные типы продажных, беспринципных дельцов зловещей капиталистической эпохи – «деятелей на все руки» сатанинской закваски: «Вот один уже заметное лицо на государственной службе; другой – капиталист; третий – известный благотворитель, живущий припеваючи за счет филантропических обществ; четвертый – спирит ; пятый – концессионер, наживающийся на казенный счет; шестой – адвокат ; седьмой литераторствует и одною рукою пишет панегирики власти, а другою – порицает ее». Сущность их «направления» выразительно обобщает говорящая фамилия некоего «медицинского студента», занимающегося педагогической практикой, – «Чертов»: «– Гм! Фамилия недурна! – Да, и с направлением». Это «направление», как смертельная зараза, распространяется бесами – губителями душ. Так, «медицинский студент Чертов», ради заработка готовя ребятишек к поступлению в приходское училище, внедряет в детские головы и сердца безбожие, атеистическое презрение к Священному Писанию. Весьма характерна зарисовка экзамена: «– Читать умеешь? – вопросил Савоську лопоухий педагог. – Ну-ка-ся, – отвечал с презрением бойкий малец. – И писать обучен? – Эвося! – еще смелее ответил Савоська. – А Закон Божий знаешь? – встрел поп. – Да коего лиха там знать-то! – гордо, презрительно, гневно, закинув вверх голову, рыкнул мальчуган, в воображении которого в это время мелькнуло насмешливое, иронически-честно-злобное лицо приготовлявшего его студента Чертова». Этот ответ и ремарка к нему не могут не вызвать евангельского восклицания: «Отойди от меня, сатана!» Былой атеизм коммунистов ныне сменился сатанизмом кланово-олигархического капитализма, который разделяет людей на страты, прикрываясь фальшивым лозунгом о единстве и легендой о демократии. Политика «прозрачности» на деле обернулась «тайной беззакония». На страждущую Россию накинута плотная завеса, под которой задыхается все честное и свободное. Лукавство и ложь продажных, коррумпированных, бездарных чиновников возводятся в ранг обязательных правил поведения с народом, а подчас принимают формы нормативных правовых актов, которые наскоро стряпают фарисействующие «законники разноглагольного закона» (по точному выражению Лескова) вместо того, чтобы свято исполнять законы Христа, «Который дал нам глаголы вечной жизни». Господь в праведном гневе обличает и предостерегает угнетателей народа, не обременяющих самих себя теми путами и ограничениями, которые эти горе-законники накладывают на других: «Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того. и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них» (Лк. 11: 42–46).

http://ruskline.ru/opp/2023/10/05/dovoln...

С позиций количества при наличии общины священник или катехизатор уже не ограничиваются индивидуальной христианско-воспитательной работой, результаты которой чаще всего увязываются с качествами личности «учителя» и его взглядами на мир. В индивидуальной работе личность проповедующего слишком часто заслоняет собой личность Христа и евангельское содержание христианства. С позиций качества, воцерковление в общине помогает избегать влияния субъективных человеческих немощей «одиночного» проповедника, таких, например, как: нехватка времени, усталость, недостаточность внимания и др. В общине новоначальному христианину гораздо легче избавиться от комплексов в общении; в условиях единства групповых ценностей новичку гораздо легче их принять; в общении гораздо быстрее постигаются истины веры; община является залогом духовной и житейской поддержки в трудных ситуациях. « Катехизация может проводиться всюду, однако приходская община, как занимающая особое место, должна остаться распространителем и вдохновителем катехизации, так как приход впоследствии становится местом, с которым христиане связаны реальной церковной жизнью. Приход должен остаться первостепенным местом катехизации » . Можно перечислять и множество других положительных качеств общинного воцерковления. Главное же, что в общине наилучшим образом воплощаются слова Спасителя: « Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » ( Мф. 18:19-20 ). Общинный образ жизни заложен в самом основании Церкви Христовой. Воцерковляющая миссия общины проявляется уже на этапе ее формирования. В качестве иллюстрации автор приводит пример формирования крепкой общины при храме Покрова Божией Матери в г. Канте (Кыргызстан). Бывший настоятель храма, протоиерей Павел Селищук, принимая приход, начинал формирование общины с устроения некоего подобия древних агап. В воскресные дни после Литургии формировался общий стол из продуктов, принесенных прихожанами. Дружеская атмосфера и неформальные беседы на евангельские темы создавали теплую и непринужденную обстановку, которая послужила привлекающим фактором для очень многих нецерковных людей. Именно на этих братских трапезах происходило обучение основам веры, обсуждались правила поведения в храме, строились христианские взаимоотношения между людьми.

http://azbyka.ru/katehizacija/metody-kat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010