Человек, который в Бога верует, но веру не исповедует, подобен сыну или дочери, которые своих родителей знают, но за таковых их не признают, а перед людьми от них отрекаются и их стыдятся. Веру в Бога исповедуют молитвой, участием в богослужении и церковных таинствах, жизнью по вере, добрыми делами, защитой веры от ее противников и исповеданием веры устами. «Человек оправдывается делами, а не верою только… Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак. 2:24,26 ). 22.3. Чем укрепляется вера? – Для укрепления веры следует чаще ходить в храм Божий, слушать проповеди и поучения, вдумчиво читать Евангелие с пояснениями и наставления святых отцов, искать и вопрошать духовно опытных людей, общаться с верующими, молиться и просить Бога об укреплении веры, часто исповедоваться и причащаться. Молитва должна быть как живой разговор с Богом, а не формальное вычитывание правила по молитвослову. Вера усиливается молитвой, а сохраняется удалением от общения с людьми, творящими злое. Надо избегать случаев, которые могут возбуждать страсти. Вера, как и любовь, не дается сразу и легко: ее надо искать, добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем внутренним существом человека. 22.4. В Какого Бога веруют православные христиане? – Православные христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Ипостасях. Христианин может приобщиться к тайне Троицы не через рассудочное познание, а через покаяние, то есть изменение и обновление ума, сердца, чувств и всего существа. Невозможно приобщиться к тайне Троицы, пока ум не сделается просветленным и преображенным. Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина. В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» ( Лк. 3:21–22 ). Голос Отца слышен с небес, Сын стоит в водах Иордана, Дух сходит на Сына. Иисус Христос многократно говорил о Своем единстве с Отцом, о том, что Он послан в мир Отцом, называл Себя Сыном Его ( Ин. 6-8 ). Он также обещал ученикам послать Духа Утешителя, Который от Отца исходит ( Ин. 14:16–17; 15:26 ). Посылая учеников на проповедь, Он говорит им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Эта Заповедь призывает познавать Бога вдумчивым чтением Священного Писания, размышлением о Боге, о Его близости и любви, размышлением о цели земной жизни. Содействуют познанию Бога чтение святоотеческих книг и другой православной религиозной литературы, молитва дома и в храме, участие в духовных беседах. При этом познание Бога не должно ограничиваться одной отвлеченной умственной работой, но должно проникать глубоко в сердце и отображаться в жизни во всех словах, делах и начинаниях. Таким образом, первая Заповедь содержит в себе остальные Заповеди. Последующие же Заповеди конкретнее раскрывают смысл первой. 23.4. Как понимать вторую Заповедь? – Вторая Заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Исх. 20:4–6 ). Этой Заповедью Господь запрещает человеку создавать себе кумиров – вещественных или воображаемых – служить им, преклоняться перед ними и воздавать какие-либо почести. Эта Заповедь была дана во времена, когда идолопоклонство было болезнью человечества. В то время отдельные люди и целые народы обоготворяли разные стихии природы, небесные светила, изображения людей, животных – все, в чем темное суеверие видело что-то необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем – христианское учение принесло людям светлое учение о едином Творце вселенной, любящем всех Отце, заботящемся о людях. Для современного человека буквальное поклонение идолам  сложно для понимания. Но дух второй Заповеди, запрещающей преклоняться перед чем-либо, кроме единого Бога, нарушается многими. Современными кумирами стали богатство, земное счастье, физические удовольствия, преклонение перед вождями и лидерами. Идолом делается наука, когда ее голос противопоставляется вере. Является идолом все то, к чему человек чрезмерно привязывается, чему отдает свои силы и здоровье в ущерб спасению своей души. Страсть к чревоугодию, курению, пьянству, азартным играм и наркомании – все это распространенные кумиры современного человечества.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Этой Заповедью Господь учит воздерживаться от зависти и от нечистых желаний. Предыдущие Заповеди говорили преимущественно о поведении человека, а эта последняя Заповедь обращает внимание на то, что происходит в душе: на мысли, чувства и желания. Она призывает стремиться к душевной чистоте. Всякий грех начинается с недоброй мысли. «Мерзость перед Богом злые мысли» ( Притч. 15:26 ). Если человек на такой мысли останавливается, то возникает греховное желание,  которое подталкивает к совершению неправедного поступка. Поэтому, чтобы успешно бороться с соблазнами, надо научиться пресекать их в самом зародыше – в первомыслии, по слову святых отцов. Зависть – это яд для души. Как бы человек не был богат, если он завистлив, ему всегда будет мало и он всегда будет недоволен. «Мерзость пред Господом – помышления злые» и «Дьявольской завистью грех вошел в мир» ( Притч. 15:26 ; Прем. 2:24 ). Чтобы не поддаваться чувству зависти, надо благодарить Бога за Его милости. «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» ( 1 Тим. 6:6 ). «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадут в искушение и сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие» ( 1 Тим. 6:8–10 ). 23.13. Заповеди блаженства и Заповеди Божии – это одно и то же? – Нет. Традиционно под Заповедями Божиими понимаются десять ветхозаветных Заповедей (Декалог), которые Бог дал еврейскому народу на горе Синай через пророка Моисея (см.:  Исх. 20:2–17 ; Втор. 5:6–21 ). Заповеди блаженства – это новозаветные Заповеди, которые даны Господом Иисусом Христом в Нагорной проповеди (см.  Мф. 5:3–12 ). В них содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о тех качествах,  приобретая которые, человек становится сопричастным вечной блаженной жизни. Но уже в земной жизни, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

После того, как миряне – участники Рождественских чтений встали на защиту о. Константина, отец Даниил извинился за свой резкий тон и сделал подробный доклад об организации на его приходе катехизаторской работы и миссионерской школы (30 человек). Так, по словам настоятеля, он «обязал» всех своих прихожан (а их примерно 300-400 человек), наравне с некрещеными, пройти огласительную школу. В приходе постоянно работают группы катехизаторов. Кроме того, в храме апостола Фомы решена проблема приходского консультирования: есть катехизатор – сотрудник «на зарплате», который постоянно находится в храме и отвечает на все вопросы, а также раздает тексты молитв, песнопений, помогает подготовиться в исповеди и причастию и т.д. В Санкт-Петербургской епархии даже выпустили специальное пособие в помощь приходскому консультанту (его можно было приобрести на Чтениях), где собраны типичные вопросы «захожан» и примерные ответы на них. О содержании пособия, об организации приходского консультирования, об огласительных беседах, о работе с дошкольниками на приходе подробно рассказал один из инициаторов приходского консультирования – руководитель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Зелененко. Отвечая на вопрос, он отметил, что служба приходского консультирования уже работает примерно в ста храмах северной столицы, тогда как «полноценная» катехизация налажена пока лишь в десятке храмов. В Москве таких храмов можно насчитать 40-50, добавил отец Даниил Сысоев. Руководитель миссионерского отдела Курской епархии, священник Тигрий Хачатрян сетовал на то, что зачастую препятствием для организации катехизации на приходе являются сами настоятели. Есть и такие, которые, в обход распоряжения правящего архиерея, совершают таинство Крещения без всякой подготовки взрослых. О. Тигрий считает, что пора добиться повсеместного проведения необходимого минимума огласительных бесед, а также продумать форму «обратной связи», проверяя усвоение услышанного. Все это возможно лишь при созидании приходской общины, отреагировал отец Игорь Киреев.

http://pravoslavie.ru/29330.html

После того, как миряне – участники Рождественских чтений встали на защиту о. Константина, о. Даниил извинился за свой резкий тон и сделал подробный доклад об организации на его приходе катехизаторской работы и миссионерской школы (30 человек). Так, по словам настоятеля, он «обязал» всех своих прихожан (а их примерно 300-400 человек), наравне с некрещеными, пройти огласительную школу. В приходе постоянно работают группы катехизаторов. Кроме того, в храме апостола Фомы решена проблема приходского консультирования: есть катехизатор – сотрудник «на зарплате», который постоянно находится в храме и отвечает на все вопросы, а также раздает тексты молитв, песнопений, помогает подготовиться в исповеди и причастию и т.д. В Санкт-Петербургской епархии даже выпустили специальное пособие в помощь приходскому консультанту (его можно было приобрести на Чтениях), где собраны типичные вопросы «захожан» и примерные ответы на них. О содержании пособия, об организации приходского консультирования, об огласительных беседах, о работе с дошкольниками на приходе подробно рассказал один из инициаторов приходского консультирования – руководитель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Зелененко. Отвечая на вопрос, он отметил, что служба приходского консультирования уже работает примерно в ста храмах северной столицы, тогда как «полноценная» катехизация налажена пока лишь в десятке храмов. В Москве таких храмов можно насчитать 40-50, добавил о. Даниил Сысоев. Руководитель миссионерского отдела Курской епархии, священник Тигрий Хачатрян сетовал на то, что зачастую препятствием для организации катехизации на приходе являются сами настоятели. Есть и такие, которые, в обход распоряжения правящего архиерея, совершают таинство Крещения без всякой подготовки взрослых. О. Тигрий считает, что пора добиться повсеместного проведения необходимого минимума огласительных бесед, а также продумать форму «обратной связи», проверяя усвоение услышанного. Все это возможно лишь при созидании приходской общины, отреагировал о. Игорь Киреев.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В завершении встречи собравшиеся пришли к единодушному выводу о необходимости упорядочения практики проведения огласительных бесед в Магнитогорской епархии со взрослыми, родителями и восприемниками крещаемых младенцев, а также посткрещальной катехизации. После перерыва иерей Александр Усатов представил доклад, посвященный практическим вопросам организации оглашения и посткрещальной катехизации на приходах епархии, слушателям курсов по подготовке катехизаторов и уставщиков, а также миссионерам епархии. Тема организации катехизаторской работы и приходского консультирования — одна из наиболее приоритетных в Церкви. В своем докладе на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2014 года, касаясь вопросов организации приходской жизни, Святейший Владыка особо подчеркнул: «Катехизация требует вдумчивой работы». «Напомню еще раз, как и в прошлом году, что по решению Священного Синода, одобренному Архиерейским Собором 2013 года, огласительные беседы следует проводить не только с теми взрослыми, кто желает креститься, но и с будущими крестными и с родителями детей, которых готовят к принятию Святого Крещения. Да, к сожалению, всегда будет некоторое число недовольных этими " сложностями " и даже тех, кто будут говорить, как недавно поделился катехизатор одного храма на своей странице в социальной сети: " Таинства?… Заповеди?… Нам этого ничего не надо, мы хотели просто креститься! Ну, раз верить в Бога так тяжело, мы, наверное, откажемся " . Что же, в таких случаях надо молиться о том, чтобы Господь привел этих людей к Себе иными, вéдомыми Ему путями. Но такие реакции — отнюдь не повод отказываться от огласительной работы, со ссылкой на то, что, дескать, мы покрестим, а там само собой все образуется, душа " сама " будет тянуться к Богу», — отметил в своем выступлении Предстоятель Русской Православной Церкви. Тема катехизации была также поднята на Архиерейском совещании, состоявшемся  в Москве 2-3 февраля 2014 года. В своем докладе Святейший Патриарх отметил, что полезно создавать из просвещенных и духовно образованных прихожан добровольческие службы приходского консультирования. По мнению Его Святейшества, такие службы приходского консультирования могут стать первыми мостиками, помогающими людям войти в жизнь приходской общины. «Очень важно простым языком рассказать людям о смысле Евангельского послания миру, о христианской вере, о жизни в Церкви», — заключил Святейший Владыка.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Консультанты, помимо ответов на вопросы, советуют записаться в Воскресную школу, различные группы, кружки, поясняют все, что с этим связано; побуждают новоначальных к регулярному посещению храма, участию в Таинствах Церкви, объясняют, когда удобнее подойти с трудными вопросами к священнику. Работа консультанта особенно актуальна в двунадесятые, великие, престольные праздники, в субботние, воскресные дни и поминальные родительские субботы. 3.3.2. Выбор консультанта на приходе За последние годы на приходах Русской Православной Церкви, особенно в городах, имеется достаточный потенциал в лице церковно-грамотных, образованных и благочестивых мирян, мужчин и женщин, которым можно поручить консультирование по типичным вопросам вновь приходящих к Церкви. В числе таких консультантов на приходе могут быть миряне, успешно окончившие достаточного образовательного уровня Воскресную школу (сроком от 2х до 5ти лет) или миссионерские, катехизаторские, богословско-педагогические курсы, (не менее 2х лет). Духовное училище или семинарию и более того, Свято-Тихоновский Университет и подобные учебные заведения, дающие достаточную ориентацию в вопросах церковной жизни. Хорошо, если в числе консультантов будут подготовленные молодые люди. С одной стороны, это поможет общению их со сверстниками и молодежью, а с другой – будет духовно развивать их, наполняя церковную жизнь служению ближним. Выявляя наиболее способных в этом деле, по благословению настоятеля храма, духовника или ответственных за консультативную службу лиц, (часто благословленного на то, дьякона или псаломщика храма), важно направлять их на приходское консультирование под руководством наиболее опытных. 3.3.3.Обязанности и требования к консультанту Качества, которыми должен обладать консультирующий Бескорыстная самоотверженная любовь к людям, нравственная чистота, образованность и компетентность в консультировании, достаточный опыт церковной жизни. Характер общения К приходящему человеку необходимо отнестись с любовью и вниманием, оказав радушный прием.

http://azbyka.ru/katehizacija/prihodckoe...

Организация реабилитационного процесса Реабилитационный процесс в Церкви, включает в себя: первичное консультирование; дезинтоксикацию; мотивационный период; основной период; ресоциализацию; постреабилитационное сопровождение; работу с родственниками наркозависимых. 1. Первичное консультирование. Очное консультирование проводится в кабинетах первичного приема. Заочное консультирование осуществляется по телефону доверия. 2. Дезинтоксикация. Целесообразно проводить в медицинских учреждениях, с которыми следует заключать договоры о направлении к ним пациентов с целью адекватного медикаментозного лечения абстинентного синдрома и изоляции пациентов от наркотических веществ, с целью подготовки их к мотивационному периоду. 3. Мотивационный период (проводится в мотивационном центре). В этот период необходимо настроить пациента на полный отказ от употребления изменяющих сознание психоактивных веществ, мотивировать на дальнейшее прохождение реабилитации. 4. Основной период церковной реабилитации. Проходит внутри церковных общин, приходских или монастырских, с участием реабилитанта в церковной жизни. Реабилитация проходит эффективнее, если основной период церковной реабилитации проходит на значительном удалении от крупных городов. 5. Ресоциализация. Проводится в центре (социальная гостиница, " дом на полпути " ), расположенном в каком-либо из крупных городов. Прошедшему реабилитацию человеку предоставляется бесплатное или частично оплачиваемое им жилье, оказывается помощь с трудоустройством. У него имеется возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское окормление священника. 6. Постреабилитационное сопровождение. С согласия прошедшего реабилитацию человека с ним поддерживает связь проводившая реабилитацию церковная община, которая, в случае необходимости, может оказать ему поддержку. Священнослужитель храма, прихожанином которого он становится или продолжает быть, осуществляет его пастырское окормление. 7. Работа с родственниками. Чаще всего проблема наркотизации молодого человека – это не только его личная проблема, но и проблема всей его семьи. При поступлении сына (дочери) или мужа (жены) на реабилитацию, важно помочь семье с помощью специалистов выйти из состояния созависимости, решить те семейные проблемы, которые провоцируют одного из членов семейства на наркотизацию. В отдельных случаях, когда становится очевидным, что проблемы, толкающие человека к наркотикам, в его семье не решить, ему может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

http://religare.ru/2_78929.html

Работа шла с переменным успехом: некоторые месяцы никого, некоторые — по два-три человека. Понятное дело, приходское консультирование имеет много минусов. Во-первых, нет нормального помещения. Клиент только дошел до своей детской травмы — и тут в дверь стучатся, потому что негде проводить огласительные беседы. Эта ситуация принесла мне и моим клиентам много седых волос, пока я не договорилась о точных часах, когда нас никто не будет беспокоить. Второй недостаток — все друг друга знают. Конфиденциальность здесь работает очень странно. Сами же клиенты всем говорят: «Я хожу к Соне», а если и не говорят, все равно встречают знакомых, когда приходят и уходят. И потом — я многих знаю. Конечно, кого только в лицо, кого только по имени, но все равно. Ортодоксальные психоаналитики бы содрогнулись: отношения с клиентом, даже поздороваться, вне кабинета — строгое табу. А таково положение дел, деваться некуда. Якоб Леви Морено (1889–1974) — психиатр, психолог и социолог, основатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии И, конечно, третья проблема — деньги. Бесплатно? Да, бывает, и часто. В храме много нуждающихся и душевно, и физически. Возможно, в этом и могла бы быть настоящая мишень психологического консультирования при храмах — в консультировании нуждающихся. Однако тогда необходимо было бы организовать спонсорскую поддержку психолога, иначе все это едет на его энтузиазме и силах, которые суть топливо недолгосрочное. Храму платить психологу? Так мы тоже делали. Но и не каждый храм позволит себе оплачивать работу психолога достойно. Поэтому зачастую все это выглядит как сомнительная благотворительность. Итак, вы видите, приходское консультирование — большой вопрос, хотя и блестящая задумка. Я, как смогла, настроила свою работу под себя и под нужды храма, и в последний год действительно могу сказать, что дело встало на более-менее профессиональные рельсы. А вот и отец Георгий заглянул в класс. Отец Георгий, конечно, полный, но полный как-то по-детски, как будто у него и на пяточках жирок. Зато борода у него всегда аккуратная, и весь он аккуратный и добрый, и с детства он был моим любимым священником и, наверное, негласным духовником.

http://blog.predanie.ru/article/o-polze-...

Полезно создавать из просвещенных и духовно образованных прихожан добровольческие службы приходского консультирования. О них, а также об относящейся к приходской просветительской работе предкрещальной катехизации я подробно говорил в своем докладе на Епархиальном собрании города Москвы. Такие службы приходского консультирования могут стать первыми мостиками, помогающими людям войти в жизнь приходской общины. Очень важно простым языком рассказать людям о смысле Евангельского послания миру, о христианской вере, о жизни в Церкви. Существует такой социальный термин — безбарьерная среда. Он применяется в контексте заботы об инвалидах. Памятуя о том, что не здоровые имеют нужду во Враче, но больные (Мф. 9:12), что все мы немощны в очах Божиих, уместно использовать эту аналогию в отношении приходской жизни. Мы призваны создать на приходах безбарьерную среду в самом широком смысле этого выражения. Здесь не место отчуждению тех, кто впервые пришел в храм или бывает в нем редко. Не знать что-то — не грешно. А вот если мы не помогли человеку восполнить незнание, грубо обошлись с ним, проигнорировали его доброе устремление, то трудно нам будет впоследствии оправдаться пред Господом. Чтобы облегчить для людей вхождение в церковную ограду, духовенству важно принимать личное участие в делах благотворительности, в культурной и общественной жизни . Одним словом, нужно выйти за пределы храма, где авторитет священника общепризнан. Несмотря на широкое освещение в СМИ жизни Церкви, а порой и из-за недоброжелательного представления некоторых событий, для многих людей священник так и остается непонятной фигурой. Важно научиться общаться с теми людьми, которые еще не воспринимают священнослужителя как наставника и человека, обладающего духовным авторитетом. Да, это бывает сложно. Но, невзирая на все трудности, мы призваны Господом проповедовать слово, увещевать со всяким долготерпением и назиданием, переносить скорби, совершая дело благовестника и исполняя служение свое (2 Тим. 4:2, 5). С доброжелательной и исполненной апостольским рвением настойчивостью, без чувства превосходства мы должны идти в общеобразовательные заведения, в библиотеки, в учреждения культуры со словами о Боге, творческим отображением присутствия Которого в жизни человека и всего Творения осознанно или даже неосознанно для авторов является подлинное культурное творчество.

http://pravmir.ru/doklad-patriarha-mosko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010