Но главное заключается в том, чтобы крест носить осмысленно, с верой, не снимая. 7.8. Можно ли носить неосвященный крестик?  – Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Тем не менее принято нательные крестики освящать в церкви, особенно приобретенные не в храме. 7.9. Можно ли носить крестик на цепочке? – Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался. 7.10. Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый? – Можно. Крест – это святыня, символ спасения. В чине освящения нательного креста не указывается имя конкретного человека. 7.11. Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака? – Нательный крест – знак принадлежности к Церкви Христовой, а знаки зодиака, обереги, амулеты – свидетельства о приверженности различным суевериям, поэтому носить их нельзя вообще. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» ( 2 Кор. 6:14–16 ). 7.12. Надо ли снимать крест при мытье в бане? – Не принято снимать освященный нательный крест. В особых случая металлический крест можно заменить на деревянный. 7.13. Должны ли православные верующие почитать четырехконечный крест или только восьмиконечный? – Православная Церковь одинаково почитает как восьмиконечный, так и четырехконечный крест, как орудие страданий Христа Спасителя. Форма креста – вопрос не догматический, а исторический и эстетический. Почитая крест четырехконечный и восьмиконечный, Православная Церковь почитает не два креста, а один крест Господень, как например, почитая полное и поясное изображение Христа Спасителя, чтит Одного Спасителя. Любой крест: четырехконечный, шестиконечный или восьмиконечный, сделанный из дерева, металла или какого-либо другого материала почитается не за внешний вид или материал, а почитается как образ и символ Христова Страдания. «Ибо всякий раз, как где будет знамение, там будет и Сам Он» (св. Иоанн Дамаскин ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

– «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» ( Сир. 17:21–23 ). Духовная жизнь начинается с покаяния и отвращения от всех злых дел. Надо стараться регулярно посещать в воскресные и праздничные дни богослужения, читать утренние и вечерние молитвы из православного молитвослова, соблюдать посты и постные дни, покаяться во всех грехах на Исповеди. Духовная жизнь – это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать. Постараться найти себе духовного отца и выполнять его наставления. 11.6. Как избавиться от вредных привычек? – Избавиться от вредных привычек можно искренним в них раскаянием на Исповеди и Причастием, обещая Богу добрую совесть и прилагая усилия к исправлению. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф. 11:12 ). 11.7. Как быть, если не у кого спросить, как поступить? – «Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтоб Он управил путь твой в истине» ( Сир. 37:17–19 ). У человека есть достаточное руководство – совесть, и никто не лишен ее помощи. Если последовать своей воле нельзя и спросить не у кого, то надо подумать, как поступил бы Господь по Своей кротости. Основанием жизни всегда были и будут Божии заповеди. 11.8. В чем разница между религией и наукой? – Религия и наука – две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» ( Притч. 15:14 ). «Послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» ( Притч. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Освящение верб бывает во время праздничного богослужения субботним вечером накануне праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). Священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. 23.5. Куда деть прошлогоднюю освященную вербу? – Освященные вербы хранят в течение года как знак всепроникающей благодати Божией. Затем ветви сжигают, заменяя новыми, либо набивают ими подушечку, которую потом кладут в гроб под голову усопшему христианину. 23.6. Можно ли нести вербу на кладбище? – Можно, но потом не надо ее выбрасывать в мусор. 23.7. Когда надо печь куличи и освящать их? – Пекут куличи и красят яйца в Великий Четверг. А в Великую Субботу на Страстной седмице во всех храмах освящают куличи, пасхи и яйца. 23.8. Можно ли мирянину самому освятить крестик святой водой? – Крестики, иконы и другие священные предметы должен освящать священник. 23.9. Можно ли освятить книгу религиозного содержания? – Книги не освящают, потому что они несут Слово Божие, Которое Само все освящает. 23.10. Можно ли мирянину самому освятить свой дом? – Дом освящает только священник, есть особый чин освящения. Самому можно только окропить святой водой стены дома и вещи со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». 23.11. Что делать с переписанными молитвами, которые человек постоянно носил с собой, и они истерлись так, что слов не видно? – Правила Церкви допускают как сжигание икон, не подлежащих реставрации, так и молитв, текст которых почти утрачен. 23.12. Можно ли зажигать лампадку дома от зажигалки? – Удобнее от зажигалки зажигать свечку, а от свечки – лампадку. 23.13. Можно ли попросить у священнослужителя благословение перед родами? – Надо не только попросить благословение, но исповедоваться, причаститься и попросить священника послужить молебен о благополучном прохождении родов и рождении здорового младенца. 24. О милостыне 24.1. Всем ли просящим надо подавать милостыню? – В Священном Писании сказано: «Просящему у тебя дай» ( Мф. 5:42 ). «Из имения твоего подавай милостыню, и да не жалеет глаз твой, когда будешь творить милостыню. Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие. Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу; ты запасешь себе богатое сокровище на день нужды, ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму. Милостыня есть богатый дар для всех, кто творит ее пред Всевышним» ( Тов. 4:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Относительно плотской распущенности Писание предупреждает: «Блудники грешат против собственного тела». «Блудников и прелюбодеев судит Бог» ( 1 Кор. 6:18 ; Евр. 13:4 ). 23.10. Как понимать восьмую Заповедь? – Восьмая Заповедь: «Не кради» ( Исх. 20:15 ). Этой Заповедью Господь Бог запрещает присвоение того, что принадлежит другим. Виды кражи разнообразны: воровство, грабительство, святотатство (присвоение священных предметов или небрежное обращение с ними), тунеядство (жизнь за чужой счет), лихоимство (получение взятки, ее вымогательство). Всякое присвоение чужой собственности путем обмана является воровством и когда человек уклоняется от платежа долга, утаивает найденное, обмеривает и обвешивает при продаже, удерживает плату работникам. Христианин призван творить милостыню, помогать нуждающимся, жертвовать часть средств Церкви Божией. Высокой христианской добродетелью является совершенное нестяжание. Заповедь учит быть бескорыстными, трудолюбивыми, милосердными. 23.11. Как понимать девятую Заповедь? – Девятая Заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» ( Исх. 20:16 ). Этой Заповедью Господь Бог запрещает всякую ложь, как например: ложные показания на суде, доносы, наговоры, сплетни, злословие и клевету. Клевета есть дело дьявольское, ибо само имя «дьявол» означает «клеветник». Всякая ложь недостойна христианина и не совместима с любовью и уважением к ближним. Апостол Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу» ( Еф. 4:25 ). Необходимо обуздывать язык и воздерживаться от празднословия. Слово – это величайший дар Творца, который надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф. 12:36–37 ). 23.12. Как понимать десятую Заповедь? – Десятая Заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» ( Исх. 20:17 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Пожертвования, которые делают верующие, имеют две стороны. Одна духовно-нравственная, а другая жизненно-практическая. О духовной стороне говорит Господь: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лк. 12:33–34 ). И апостол Павел пишет: «Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу» ( Фил. 4:16–17 ). Практическая сторона. Церковь и люди ее живут в реальном мире. Жизнь прихода требует немалых расходов на приобретение церковной утвари, облачений, богослужебных книг, на содержание священнослужителей и сотрудников храма, преподавателей воскресной школы, а также на реставрацию, ремонт, на оплату за отопление, воду, электричество. Все эти затраты храмы вынуждены покрывать самостоятельно, а их доходы складываются, главным образом, из пожертвований верующих. Христианин должен совершать приношения благотворительного характера по усердию. Апостол Павел писал к коринфянам: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» ( 2 Кор. 9:7–8 ). Отмечается, что «каждый прихожанин имеет своей обязанностью… содействовать благосостоянию прихода. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма» (Устав Русской Православной Церкви. Глава XVI. Приходы). 1.18. Если необходимо уйти до окончания Литургии, когда можно это сделать? – В случае крайней необходимости уходить из храма можно в любое время. Но если с уходом можно помедлить, то нежелательно уходить во время чтения Евангелия, при пении Херувимской песни, во время Евхаристического канона. Если есть возможность, то желательно не уходить до возгласа священника «С миром изыдем», вскоре после причащения мирян.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии. Поминовение умершего в 3й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками. Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде. 9.4. Какая душа не проходит мытарств после смерти? – Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» ( Еккл. 12:13–14 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Постараться почувствовать как дорог этот человек Господу, в чем особенно он нуждается и стремиться утешить, если делится своими скорбями. Стараться ответить на недоуменные вопросы, понять всю ответственность за свое отношение в общении, поведение и слова. Исходя из этого, беседу следует вести ясно и вразумительно, сообразно опыту вопрошаемого, стараясь не исказить в ответах дух учения Православной Церкви. Важна искренность разговора с человеком, мирность и доброжелательность по апостольскому совету: «…будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет. 3, 15 ). При этом не следует вступать в словопрения как наставляет апостол Павел: «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять (даже) противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» ( 2Тим. 2, 23-26 ). 3.3.4. Требования к консультанту: – не переоценивать свои возможности, не подменять собою священника, не брать на себя роль духовника-исповедника, учительствовать, надмеваться или самоутверждаться перед людьми; – четко действовать согласно инструктажу руководящих консультированием лиц, не выходя за рамки определенных полномочий и своей компетенции; – правильно отвечать на задаваемые типичные вопросы; ориентироваться в литературе для новоначальных; – понимать, в каких случаях направлять людей к свешнице, к священнику или настоятелю храма, а в каких – к директору или конкретному преподавателю Воскресной школы, в приходскую библиотеку и т. д. 3.3.5. Подбор и подготовка консультантов (критерии оценки готовности) а) личный духовный опыт и степень их воцерковленности; б) психическое здоровье, доброжелательность, уравновешенность; в) способность к ненавязчивому, открытому, конструктивному общению; г) церковная грамотность и богословская подготовка необходимого для консультирования уровня в перечисленных выше учебных заведениях; д) практическое овладение катехизаторским делом и навыками приходского консультирования под руководством опытных наставников.

http://azbyka.ru/katehizacija/prihodckoe...

Поэтому подавать милостыню – долг каждого православного христианина.«Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его» ( Притч. 3:27 ). Но подавать милостыню следует с рассудительностью. Некоторые пастыри советуют, что лучше помогать тем, о ком точно известно, что они нуждаются. Например, инвалидам, многодетным и неполным семьям. Нерассудительно поданная милостыня может принести вред тому, кому ее подали. Например: средства на выпивку, наркотики, сигареты принесут вред людям, одержимым соответствующими страстями. 24.2. Что главное в милостыне? – «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9:6,7 ). Важность милостыни измеряется не количеством поданного, а расположением подающего. Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с христианским чувством милосердия. Только та милостыня истинная, которая подается с радостью. «Благотворительность, как рай, полна благословений, и милостыня пребывает вовек» ( Сир. 40:17 ). 24.3. Можно ли подать милостыню при выходе из храма? – Милостыню можно подавать и при входе в храм и при выходе из него, это не имеет никакого значения, главное сердечный отклик на нужду просящего: «Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего» ( Сир. 4:1–4 ). 25. О помощи в различных нуждах 25.1. Как исцелиться от болезни? – «Бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» ( Притч. 3:7,8 ). Физическое здоровье во многом определяют и формируют нравственность, духовность, вера. Причиной многих болезней тела являются болезни души – грехи. Поэтому, прежде всего надо раскаяться в грехах, то есть исповедоваться и причаститься. Нередко помогают молебны о здравии, совершаемые как в монастырях, так и в приходских храмах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Православные христиане поклоняются только Богу, а святых почитают как старших наставников, как людей проживших жизнь в Боге и для Бога, достигших духовной высоты и удостоившихся Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано апостолом Павлом: «Поминайте наставников ваших… и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Вера святых есть вера Православная, и она с апостольских времен призывает к почитанию святых. Церковь Небесная – торжествующая вместе с Церковью земной – воинствующей составляет единую Церковь Христову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угодники, являются членами Церкви Христовой. Святые для верующих являются помощниками, молитвенниками и небесными покровителями. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в иконах и мощах, окружает верующих молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет людей от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Святые не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, но сомолитвенники и помощники в служении Христу и общении с Ним. Посредник же «…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1 Тим. 2:5-6 ). Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обоживаются, становятся «богами по благодати». Таким образом, святые это те люди, которые подвигом веры и деятельной любви достигли богоподобия, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь Сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2:20 ). При молитве к святым угодникам верующие не забывают о молитве Господу, потому что только Он – Податель всех благ. Именно к Нему направляется и молитвенная просьба через предстательство святых, ведь и святые служили именно Богу. Святые помогают не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретенной ими духовной свободы в любви, которая достигнута их подвигом. Она дает им силу предстательства перед Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Помощь во всех житейских нуждах по молитвам святых даруется Самим Господом.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог . Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом. В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий ее священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка. 14.5. Неужели все люди грешники? – «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» ( Еккл. 7:20 ). Все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, –обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:8,9 ). 14.6. Что такое грех, как его уничтожить? – Грех есть сознательное и добровольное нарушение заповедей Божиих. Он имеет свойство от малого возрастать до великого. Грех ведет к вырождению, сокращению земной жизни, может лишить и вечной жизни. Первоисточником греха является падший мир, человек – проводник греха. Фазы вовлечения в грех следующие: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, задержка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным помыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010