Чрезвычайна важна здесь роль священника как помощника, а еще более, как совершителя таинства. Покаянная беседа – есть первый практический шаг к главной Истине, непосредственный опыт покаянного предстояния Богу в присутствии духовного лица. Ничего кроме пользы такая беседа не принесет. Важен этот опыт и психологически, т.к. он помогает снять естественный страх перед первой исповедью, В дальнейшем, даже если человек “затеряется” и “проскитается” еще какое-то количество лет после крещения вне Церкви, память о том, что такое настоящая исповедь, сослужит ему хорошую службу в момент окончательного возвращения в церковную ограду. Само собой разумеется, что подобная беседа должна быть проведена священником с особой серьезностью и тактичностью. На наш взгляд, следует особо затрагивать проблему зрелищ. Двойственный, причем гипертрофированный в негативную сторону, характер современного массового искусства с его чрезвычайно мощными способами воздействия на человеческую психику не позволяет Церкви пройти мимо этой проблемы. Священник обязан предупредить крещаемых о том, что душа постоянно питающаяся нездоровой духовной пищей, постепенно утрачивает всякий нравственный иммунитет, перестает отличать добро от зла. Заключение Как видим, представленный огласительный опыт сильно отличается от древне-церковной катехизической традиции. К сожалению, апостольский идеал оглашения (“… работая Господу со всяким смиренномудрием.., среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям иудеев.., я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая иудеям и еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа… Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.” ( Деян.20:19-21:31 ), до сих пор остается в качестве заветной, но неисполнимой нормы. Вместо трех лет, мы оглашаем три дня… понимая, что без соответственных общецерковных постановлений, обязать желающих креститься к более продолжительному начальному приготовлению, просто не удастся.

http://azbyka.ru/katehizacija/sovremenny...

Чтобы приход как церковно-хозяйственная общность превратился в общину как явление Церкви, необходимо исполнение нескольких условий. Во-первых, необходим руководитель, настоятель прихода, четко ориентирующий его именно на общинную жизнь. Во-вторых, из людей только преклонного возраста, к тому же привыкших исключительно к приходской практике, общину создать невозможно. Необходима мобильность и неконсервативность, присущая более молодым возрастам. В-третьих, очень желателен некоторый жизненный материал, кроме богослужебного, на котором может быть построено человеческое общение, ибо без общения нет общины. Возможен целый круг таких жизненных материалов, в зависимости от конкретных условий и личностей: дела строительные, воспитательно-педагогические, церковно-хозяйственные и, конечно, связанные с богослужением. Когда во всех этих видах деятельности принимают участие члены общины, резко возрастает возможность сплоченности. Очень важна в этом отношении и дружба между собой детей членов общины. Но все это – хотя и существенные, но второстепенные условия создания общинной жизни. Главное же – сознание и переживание единства многих, единства одновременно религиозного и личностного. Религиозного – потому что центром его является храм с Божественной литургией, на которой члены общины причащаются, а перед этим слышат слова: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Но прежде всего, объединяет Сама Троица единосущная и нераздельная. Апостол Павел пишет об этом так: старайтесь «сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф 4,3–6 ). Это единство в едином и единственном Боге и есть основание для того внутреннего органичного единства Церкви, которое тот же апостол неоднократно раскрывает через образ тела, в котором все члены находятся друг с другом в органичной связи. В этом – основание нравственного единства, которое определяется в слове Божием как единодушие. Его образцы неоднократно приводятся в апостольских деяниях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Ст. 49. Приходы исключаются из Церкви по предложению Синода после соответствующего слушания и предупреждения решением большинства из 2 / 3 собравшихся на Соборе и считаются исключенными из Эстонской Апостольско-Православной Церкви, если приход и церковнослужители не соблюдают основы предусмотренного Уставом Церкви учения, не признают обязательных церковных чинопоследований и не подчиняются распоряжениям митрополита и Синода в области веры. Церковнослужители лишаются права исполнения своих обязанностей в приходах, принадлежащих апостольско-православной Церкви, при таких же обстоятельствах; священники также лишаются посвящения в сан. Приходы, которые преднамеренно не выполняют свои хозяйственные обязательства перед Церковью, лишаются представительства последним решением Поместного Собора. Ст. 50. Если какой-либо приход сам выходит из Эстонской Апостольско-Православной Церкви, прервав каноническое единение с епископом, а также приходами, находящимися в братском соединении с Церковью, то у него нет больше права носить имя апостольско-православного прихода. Церковнослужители, вышедшие из Церкви вместе с приходом, теряют в этом случае право служения в приходах, принадлежащих апостольско-православной Церкви, священники также посвящение в сан. Для добровольного выхода прихода из Церкви должно быть вынесено решение приходского собрания большинством в 2 / 3 голосов при участии по меньшей мере 3 / 4 полноправных членов собрания, о чем сообщается Синоду в приложении к решению приходского собрания. IX. Имущество Эстонской Апостольско-Православной Церкви Ст. 51. Источниками доходов Церкви являются: а) добровольные пожертвования в виде движимого и недвижимого имущества; б) денежные субсидии от приходов в размерах, определенных Поместным Собором; в) пожертвования и суммы, полученные за счет сборных листов, выставок, продаж, лотерей, лекций, докладов, концертов и хозяйственных мероприятий; г) доходы от недвижимости, аренды и проката (имущества); д) другие доходы на основе решений Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. в об-ва апостольской жизни, длительность испытательного срока и условия выхода из них определяются уставами об-в (CIC. 735. § 1; 742). Для постоянных членов об-ва апостольской жизни выход из него возможен с согласия верховного руководителя или с санкции Папского престола, если таково требование устава об-ва (CIC. 743). В период временной И. с санкции руководителя возможен переход из одного об-ва апостольской жизни в другое, равно как и возвращение обратно до прохождения постоянной И. в новом об-ве (CIC. 744. § 1). Индульт Папского престола также необходим в случае перехода из общества апостольской жизни в институт посвященной жизни или наоборот (CIC. 744. § 2; ср. 685. § 2). Члены, прошедшие И. в об-во апостольской жизни на постоянной основе с разрешения верховного руководителя об-ва (а для священнослужителей и с согласия епископа) и под его надзором, могут проживать вне об-ва сроком до 3 лет (CIC. 745). И. приходов Несмотря на широкое распространение в средние века и в Новое время практики включения приходов в состав различных учреждений (мон-рей, каноникатов, госпиталей, ун-тов и др.), становившихся их настоятелями в качестве юридических лиц, это явление получило название И. лишь в историографии XIX в., т. к. в правовых документах и католич. каноническом праве для его обозначения, как правило, использовались описательные выражения. В юридической позднеантичной лит-ре (в т. ч. в Кодексе Феодосия и Кодексе Юстиниана ) термин «И.» обозначал передачу имущества в гос. или имп. казну (CTh. X 9; CJ. X 10). С раннего средневековья существительное «incorporatio» и глагол «incorporare» употреблялись в значении введения в состав сообщества, гл. обр. монастырской общины, а со 2-й пол. XIII в.- применительно к процессу включения приходского храма в состав мон-ря или др. церковного учреждения. Вопрос о возникновении практики И. является дискуссионным, ее появление историки связывают с эволюцией института частной (домовой, а также ктиторской) церкви (см. ст. Частной церкви право ) в X-XII вв. В этот период происходило активное формирование сети приходских храмов не только за счет основания церквей, находившихся в ведении правящего епископа, но и за счет основания частных церквей мон-рями, каноникатами, благотворительными учреждениями (приютами, госпиталями), отдельными духовными лицами (епископами, аббатами, клириками и монахами из имущества их семей), светскими землевладельцами, сельскими и городскими общинами (особенно в Центр. и Вост. Европе). Для содержания клира и приходских нужд основатель закреплял за храмом земельное владение, в т. ч. с зависимыми людьми (прежде всего в областях колонизации в Центр. и Вост. Европе), или др. имущественные права, оставлял от 1/4 до 1/3 собираемой десятины, а также пожертвования прихожан и плату за совершение треб.

http://pravenc.ru/text/389609.html

В обыкновенных же приходских храмах ничего подобного не могло быть и не было. Общие церковные уставы, Триоди, Следованные Псалтири XV и XVI вв. совершенно ничего не знают о плащанице; в них кратко или подробно говорится лишь о входе с Евангелием во время великого славословия в Великую Субботу В приходских храмах не было дорогих шитых воздухов, которые можно было бы выносить вместе с Евангелием и полагать для целования молящимся. Соборные Чиновники широкою известностью не пользовались С начала XVII века на Руси начали печатать церковные уставы, которые должны были ввести единообразие в богослужении. Случилось так, что некоторые издания устава содержали в себе несколько монастырских добавлений, сравнительно с современными им уставами греческими. Среди этих добавлений были и замечания относительно выноса плащаницы. Можно поэтому думать, что в приходских храмах обряды с плащаницей получили начало и развивались под влиянием именно печатных уставов XVII века. Печатный устав, заменивший какую-нибудь, часто сомнительную, рукопись, был для приходского священника некоторого рода законом, который нужно было исполнять. Эти уставы, нужно думать, и содействовали весьма много тому, что обряды с плащаницей не остались за монастырскими стенами и под сводами храмов соборных, а распространились по градам и весям земли Русской и начали совершаться в менее, конечно, торжественном виде в скромных приходских церквях. Первое печатное издание устава сделано было в 1610 году уставщиком Троице-Сергиева монастыря Лонгином. В этом уставе на утрени Великой Субботы полагалось ставить " праздник насреди " . Устав писан как бы для монастырей, и терминология в нем сохранена монастырская: " Славословие великое. Таже входит игумен во святый олтарь со иереи и диаконы. Облачится во вся священныя одежды, иереи же токмо в ризах; исходит с Евангелием и с воздухи и диаконы с кандилы, преходящим ему со двема лампадома и оба лика поющее Трисвятое надгробное " . Устав этот " государь патриарх Филарет указал сжечь, понеже устав печатал Троице-Сергиева монастыря крылошанин черный Лонгин, вор и бражник [] и многие в том уставе статьи напечатал не по апостольскому и не по отеческому преданию, но своим самовольством " Филаретовские издания устава 1633 и 1634 годов указывают только вход с Евангелием, согласно с греческими уставами того времени Внесение в устав указания носить вместе с Евангелием воздухи было, следовательно, признано самовольством, не соответствовавшим апостольскому и отеческому преданию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

§ 109. Постановления приходского собрания, касающиеся священно- и церковнослужителей, заключения приходом займов на сумму свыше 500 крон, назначения чрезвычайных взносов, покупки и продажи недвижимости, отдачи таковой в заклад или в аренду на срок свыше 6 лет, представляются Синоду на утверждение по прошествии срока обжалования. §110. Постановления приходского собрания, подлежащие утверждению со стороны органов Церкви или государственной власти, вступают в силу по их утверждении. IV 39 . Приходский совет § 111. Приходский совет есть распорядительный орган прихода. В состав совета входят все священно- и церковнослужители и церковный староста во время состояния их в должности, а также избранные на 5 лет на приходском собрании от 8 до 25 членов по усмотрению приходского собрания, в соответствии с числом членов прихода и местными условиями. К избранным членам совета избирается вполовину меньшее количество кандидатов, кои приглашаются в состав совета в порядке количества полученных ими при выборах голосов. Избранные члены не могут быть моложе 25 лет. § 112. Если член совета не исполняет исправно своих обязанностей, то постановлением совета по предложению приходского правления он считается выбывшим, и на его место приглашается следующий кандидат. § 113. Председателем совета является приходский священник. Если же в приходе два или более священника, то настоятель (§ 133). Приходский священник может отказаться от принятия должности председателя совета. Равным образом в особых случаях Синод может воспретить священнику исполнение должности председателя. В этих случаях совет избирает председателя из среды своих членов, и тогда приходский священник является товарищем председателя; в том же случае, когда председателем является священник, совет избирает товарища председателя из среды своих членов. § 114. Избранных председателя, его товарища, членов совета и старосту утверждает в должности благочинный по прошествии срока для обжалования. Полномочия утвержденных в должности лиц продолжаются до утверждения в должности новых избранников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

508 § 1. Каноник-пенитенциарий как кафедрального собора, так и коллегиальной церкви в силу самой должности имеет ординарное полномочие, не делегируемое при этом другим лицам, позволяющее ему в области сакраментальной подсудности освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, но не объявленных или сохранённых за Апостольским Престолом; на территории диоцеза он может освобождать от цензур даже лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих [к нему] – даже за пределами диоцеза. § 2. Там, где капитул отсутствует, диоцезальному Епископу следует назначить священника для исполнения этих обязанностей. 509 § 1. Диоцезальному Епископу, но не диоцезальному Администратору, принадлежит право, выслушав капитул, производить все и всякие возведения в чин каноника – как в кафедральной, так и в коллегиальной церкви – отменив любую противоречащую этому привилегию; Епископ также утверждает председателя, избранного самим капитулом. § 2. Диоцезальному Епископу следует возводить в чин каноника только священников выдающейся учёности и безупречной жизни, похвальным образом исполнившим своё [предыдущее] служение. 510 § 1. Впредь приходы не должны присоединяться к капитулам каноников; приход, присоединённый к некоторому капитулу, диоцезальным Епископом должен быть от капитула отделён. § 2. В церкви, являющейся одновременно приходской и капитулярной, назначается приходской настоятель, избираемый либо среди членов капитула, либо нет; этот приходской настоятель связан теми же обязанностями и пользуется теми же правами и полномочиями, которые по положениям права присущи приходскому настоятелю. § 3. Диоцезальному Епископу принадлежит право устанавливать определённые нормы, посредством которых должным образом согласовывались бы между собой пастырские обязанности, присущие приходскому настоятелю, и служение капитула, чтобы ни приходской настоятель не был помехой функциям капитула, ни капитул – функциям настоятеля; при возникновении конфликта его надлежит уладить диоцезальному Епископу, который в первую очередь должен заботиться о том, чтобы соответствующим образом удовлетворялись пастырские нужды верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

– и второго, полномочного в отношении т.н. секулярных институтов. – Конгрегация католического образования (семинарий и учебных заведений) ( Congregatio de Institutione Catholica / de Seminariis atque Studiorum Institis ) Эта Конгрегация восходит к Конгрегации по делам Римского университета (Congregatio pro Universitate Studio Romani), учреждённой Папой Сикстом V-м 22 января 1588 г. для руководства образованием в Римском университете и в наиболее известных католических университетах того времени. Её полномочия в отношении учебных заведений распространяются на весь католический мир, кроме местностей, находящихся в ведении Конгрегации по делам Восточных Церквей и Конгрегации евангелизации народов. Она состоит из трёх служб: – первая заботится об управлении семинариями, о дисциплине в них и о распоряжении их имуществом; – вторая следит за Университетами, факультетами, атенеями и всеми прочими видами католических высших учебных заведений или групп; – третья заботится об учреждении приходских и диоцезальных школ и следит за всеми католическими школами. 2 . 3 Суды – Апостольская Пенитенциария ( Paenitentiaria Apostolica ) Для снятия цензур и предоставления диспенсаций, сохраняемых за Верховным Первосвященником, с конца XII-ro века существовал «Кардинал, принимающий исповеди вместо Папы» (Cardinalis qui confenssiones pro Papa recipit). При папе Гонории III-м (1216–1227 гг.) он стал называться Пенитенциарием (Paenitentiarius). Апостольская Конституция Paster Bonus гласит, что в полномочия Апостольской Пенитенциарии входят все вопросы, относящиеся к области внутренней подсудности (forum internum), в том числе и не имеющей отношения к таинствам. Поэтому она располагает не судебной, а административной и исполнительной властью. Она заведует также порядком предоставления и использования индульгенций. Её возглавляет Старший Кардинал-Пенитенциарий (Cardinalis Paenitentiarius Maior). – Верховный Суд Апостольской Сигнатуры ( Supremum Tribunal Signaturae Apostolicae ) В веке Верховные Первосвященники пользовались услугами особых секретарей (referendarius), готовивших ответы Папы на прошения, где должна была стоять подпись (signatura) Святейшего Отца. Эго могли быть дела, требующие правосудия (iustitia) или милости (gratia). Претерпев разнообразные реформы, в настоящее время Апостольская Сигнатура делится на три секции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

III. По весьма щекотливому вопросу о средствах содержания духовенства наше мнение есть следующее. Некоторое, возможное для казны, увеличение средств содержания чрез прибавку жалованья, и это именно, если не ошибочны наши сведения, главным образом в северной половине России, составляет дело желательное. Но искание священников, чтобы они обеспечены были в средствах содержания до избавления от необходимости взимать плату за требы, должно быть признано вовсе не подлежащим удовлетворению. Во-первых, большинство священников, сколько бы вы не обеспечивали их, будет взимать плату за требы; во-вторых, если бы вы каким-нибудь чудодейственным образом достигли того, чтобы священники не брали платы, то они стали бы исправлять обязанности по требосовершению до последней степени небрежно и возбудили бы против себя громкие вопияния народа. Священники обыкновенно говорят, что взимание платы за требы унизительно. Отвечаем им, что на самом деле это вовсе не унизительно и что слова апостола: «служащии олтарю со олтарем делятся» (1 Коринф. 9, 13; 1Тим. 5, 17–18 ) должны быть относимы и к взиманию платы за требы. Все дело в самом священнике: приобрел он расположение прихожан своею добротою, своим по возможности истинным пастырством, – и они платят ему за требы, по мере сил, с искренним усердием; возбуждает он их против себя своим поведением по отношению к ним, – и они действительно платят ему за требы с не особенно хорошими чувствами 81 . С вопросом о средствах содержания духовенства соединен вопрос о допущении священников и диаконов, которые бы наименее нуждались в средствах содержания, разумеем – священников и диаконов холостых (древнее время: Апостольск. пр. 26, 1-го всел. соб. пр. 3, Трулльск. соб. пр. 6, Неокесарийск. соб. пр. 1, Гангрск. соб. пр. 4; cfr нашей Истории Русской церкви I т. 1 полов. 2-го изд. стр. 468 fin.) Вместо ученых монахов – ученые холостые священники, как у Греков, т. е. предлагать последнее желающим пойти в монахи. IV. Относительно приходов мы не разделяемы мечты иных о восстановлении времен апостольских, во считая обязательным учреждение попечительств или советов при всех без изъятия приходских церквах, мы от всей души вместе с другими желаем, чтобы эти попечительства или советы были организованы возможно лучше и чтобы они проявляли деятельность в возможной степени такую, какая от них желательна. После забот о благолепии приходских храмов, о приходских библиотеках и училищах, главные заботы попечительств или советов должны быть направлены к тому, чтобы не было в приходах нищих, чтобы были устрояемы для них в приходах богадельни и чтобы при церквах были составляемы некоторые фонды, из которых могла бы быть оказываема возможная помощь истинно и не по своей вине бедствующим и нуждающимся членам приходов (сироты, семьи малолетних, кормильцы которых постигнуты тяжкой и продолжительной болезнью и пр.). В. Обращаемся к богослужению

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИНКОРПОРАЦИЯ [лат. incorporatio - включение в состав], термин канонического права Римско-католической Церкви, обозначающий: 1) принятие лица в состав института посвященной жизни или общества апостольской жизни ; 2) в средние века и в Новое время включение в состав мон-ря, канониката или иного церковного учреждения приходского храма или часовни с приписанным к ним имуществом. И. в современном каноническом праве В действующем Кодексе канонического права 1983 г. Римско-католической Церкви под И. гл. обр. подразумевается включение клирика или мирянина в состав к.-л. института посвященной жизни или об-ва апостольской жизни; при этом И. наделяет его определенными правами и обязанностями (CIC. 737). И. в институт посвященной жизни совершается после прохождения кандидатом испытательного срока (probatio), длящегося не менее 2 лет (CIC. 723. § 1), и предусматривает 2 этапа. Т. н. 1-я (prima), или временная (temporaria), И. заключается в принятии кандидатом «евангельских советов» (обетов) бедности, милосердия, послушания (CIC. 723. § 1). Она носит предварительный характер, ее срок (не менее 5 лет) устанавливается в статутах института (CIC. 723. § 2). По истечении срока временной И. член института посвященной жизни вправе его оставить или же при наличии достаточной причины может быть освобожден верховным руководителем института от возобновления обетов (CIC. 726. § 1). Также в течение срока 1-й И. член института при наличии серьезной причины может добровольно его покинуть с санкции руководителя (CIC. 726. § 2). Член института, прошедший 1-ю И., допускается к постоянной либо окончательной И. (incorporatio perpetua vel definitiva - CIC. 723. § 3-4). Постоянная И. является пожизненной и предоставляет всю полноту прав и обязанностей члену института. Окончательная И. приравнивается к постоянной, но предполагает периодическое возобновление обетов, к-рые в данном случае носят временный характер (CIC. 723. § 3-4). В зависимости от статутов института для выхода из него после прохождения постоянной И. необходим индульт Папского престола или санкция местного епископа (CIC. 727. § 1; 728). Запрещается совмещать членство в 2 или неск. институтах посвященной жизни и в об-вах апостольской жизни (CIC. 721. § 1; 643. § 1).

http://pravenc.ru/text/389609.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010