Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Матфею (Самкнулову), епископу Шуйскому и Тейковскому 2 декабря 2016 г. 17:32 2 декабря 2016 года, в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве и возглавил хиротонию архимандрита Матфея (Самкнулова) во епископа Шуйского и Тейковского ( Ивановская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Матфея на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Матфей! Благодать, милость, мир тебе от Бога Отца, и Христа Иисуса, Господа нашего (1 Тим. 1:2), сподобившего тебя за сегодняшней Литургией посредством соборной молитвы Церкви, возложения на твою главу святого Евангелия и рук архиереев принять неизреченный дар (2 Кор. 9:15) Животворящего Утешителя Духа. Еще недавно ты не помышлял о столь высоком служении и в меру сил трудился в сане пресвитера, исполняя возлагаемые на тебя Священноначалием послушания, но Премудрый Владыка призрел на тебя и призвал к апостольскому деланию, подобно тому как однажды воззвал к мытарю Левию, нареченному Матфеем, имя которого дано тебе при постриге, обратившись к нему со словами «следуй за Мною», и он, оставив все, встал и последовал за Ним (Лк. 5:27-28). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 4:34), — говорит Господь. Ибо только тогда мы соделаемся подлинными носителями Духа Божия, когда, по слову апостола, сораспнемся Христу и Он будет жить в нас (Гал. 2:19). Без доли сомнения скажу тебе, что архиерейство — это путь самопожертвования и самоотречения, путь сорадования и сострадания ближним ради их спасения. В чем же заключается епископское делание? В ежедневном и нелегком труде, который включает в себя и административную, и просветительскую деятельность, и хлопоты по строительству храмов Божиих, а также попечение о приходской и богослужебной жизни в епархии, заботы о поддержке скорбящих и нуждающихся, о приобщении к Церкви юного поколения наших современников. Но независимо от твоей занятости и плотности рабочего графика, никогда не забывай, что первенствующим делом для епископа, несомненно, является предстояние престолу Вседержителя, молитвенное ходатайство о ближних и дальних во время совершения Божественной литургии. Именно соборное причащение Тела и Крови Христа даст возможность тебе и вверенной пастве едиными усты и единым сердцем славить и воспевать пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа .

http://patriarchia.ru/db/text/4703114.ht...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Ибо вы сами достоверно знаете, — пишет апостол Павел, — что день Господень так придёт, как тать в ночи. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность!», тогда постигнет их внезапная пагуба… Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ниже тьмы. Итак, да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронёю веры и любви и шлемом надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Ииусом Христом,умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили (ср.: 1Сол.5:2–10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 16. Православные Общества и Согласия трезвости, действующие на территории России В списке представлены координаты субъектов трезвенного просвещения , ведущих активную деятельность в сотрудничестве с Иоанно-Предтеченским братством «Трезвение» и Координационным центром по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. 1. Абакан. Группа «Трезвение» при храме во имя св. князя Владимира; 8 (923) 217–72–10; yuriyjatkin@mail.ru 2. Архангельск. Общество трезвости при храме во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского; 8 (953) 934–35–17; afhxram@gmail.com 3. Белгород. Согласие трезвости при храме в честь иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша» при Областном наркологическом диспансере; 8 (910) 320–80–72; ot.ioann@yandex.ru 4. Бурятия, г. Кяхта. Общество трезвости при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы; 8 (914) 844–92–14; protolegma@mail.ru 5. Великий Новгород. Межприходское общество трезвости при храме в честь свв. блгвв. князей Бориса и Глеба;

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

В отношении свечей можно упомянуть еще и о других суевериях. Оказывается, некоторые люди думают, что свечи «предвещают судьбу». Идет венчание. Надо пребывать в молитве, внимать благодатным словам напутствия и с радостью созерцать величие таинства! Но нет; суеверные люди в напряжении наблюдают за горящими свечами жениха и невесты: чья свеча сильнее оплавится – у того и жизнь будет тяжелее, чей огарок меньше – тот и умрет раньше. Печально, но факт: священник венчает, а люди, стоящие в храме, на свечах гадают. Как правило, скажут: «Что вы такое говорите? Это же просто безобидные приметы». О бедные люди, оправдывающие свое гнусное суеверие! Будьте осторожны! Проявите благоразумие и поймите, что суеверие – вовсе не безобидное увлечение, как считают некоторые, это – противоборство Божественной воле. В жизни бытуют суеверия не только относительно святого таинства брака, но и других святых таинств. Например, касательно святого таинства соборования распространено такое суеверие: вот, мол, если пособоруешься – значит, умрешь. Однажды к батюшке пришли его прихожане: «У нас мама тяжело болеет, не знаем, что делать». Батюшка их успокаивает: «Маму надо пособоровать, и все будет хорошо». Внезапно их лица изменились. Наступила тишина… А потом они с ужасом говорят: — Нет, нет, батюшка, пожалуйста, не надо маму соборовать. — Почему же это не надо?! – спрашивает батюшка. — Да понимаете, говорят, если пособоруешься, сразу умрешь. — Да кто же это вам сказал? – удивился батюшка. — Наши приходские бабушки. — Зачем вы слушаете суеверных бабушек?! Святой апостол Иаков говорит, что если «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14-15 ). Святая Православная Церковь , следуя апостольскому учению, соборует своих чад во исцеление души и тела, молясь о здравии больного и о прощении его грехов. Это в католической церкви принято соборовать только перед смертью, и, может быть, это заблуждение пришло к нам от католиков. Отсюда ложное представление, что данное таинство неминуемо ведет к кончине. Мы, православные христиане, так не думаем.

http://sueverie.net/nerazumnoe-blagoches...

Вознесение Господне имеет непреходящую роль и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал святитель Григорий Палама , Вознесение Господне принадлежит всем людям: все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию». Праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа празднуется Православной Церковью на сороковой день по Пасхе. 15.19. Какие события вспоминаются в День Святой Троицы? – В этот день вспоминается событие сошествия на апостолов Святого Духа, которое произошло на пятидесятый день по Воскресении Христовом. Поэтому праздник Пресвятой Троицы называется еще Пятидесятницей. О событии сошествия Святого Духа на апостолов подробно изложено во 2й главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа ( Ин. 16:7–14 ). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» ( Деян. 1:8 ). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфий, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек ( Деян. 1:16 ). Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ). Когда они вышли из дома и стали обращаться к людям с дерзновенной и пламенной проповедью об истинной вере, представители самых разных народов без труда понимали их. Те же, кто не знал других языков, кроме арамейского, насмехались над учениками Иисуса и пытались уличить их в опьянении. Тогда апостол Петр отверг эти обвинения: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» ( Деян. 2:15 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Господь, обращаясь к ученикам Своим, призывает их: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Несмотря на большое число соблазнов, на секуляризацию общественной жизни, пересмотр базисных, основных нравственных ценностей, немало людей сегодня стремятся обрести подлинный смысл бытия, найти путь к Богу. Их умы и сердца жаждут истины. Чтобы Благая весть их достигла, голос Церкви должен звучать громко и убедительно, свидетельствуя о Том, Кто был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Нужно стремиться для каждого находить понятные слова, обращаться и к отдельному человеку, и к какой-либо группе людей на доступном им языке. На архиерея, особенно в нынешний информационный век, устремлены пристальные взоры многих. Люди обращают внимание и на слова, и на поступки епископа, по которым судят обо всей Церкви. Помни, что возвышенные и правильные речи будут звучать фальшиво, если жизнь не будет им соответствовать. Ведь когда человек говорит от личного опыта, когда его слова прошли через его собственный разум, через его сердце, тогда они становятся убедительными. Итак, согласно с апостольским наставлением «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Господь судил тебе совершать епископские труды в родном для тебя краю — на Латвийской земле, где ты родился, получил образование и принял сан. Хорошее знание местных реалий, приобретенный тобою разнообразный опыт станут добрым подспорьем в предстоящем служении викария Рижской епархии. Будь усердным и неленостным сподвижником Преосвященного митрополита Александра , помогая ему в церковном управлении, в развитии миссионерской и просветительской, катехизаторской и благотворительной деятельности, в совершенствовании всех сторон приходской жизни. Латвийская Православная Церковь , как тебе хорошо известно, уже долгое время является самоуправляемой в составе многонациональной Русской Православной Церкви, чье пастырское попечение простирается сегодня на разные страны и народы. Хотел бы особо подчеркнуть важность сохранения нашего духовного единства, которое не должно зависеть от каких-либо переменчивых обстоятельств жизни, ибо церковные границы не определяются ни государственными пределами, ни этническими различиями, ни политической конъюнктурой. Ответственность за церковное единство лежит, в первую очередь, на епископах, а также на духовенстве и верных чадах. Твердо помня об этом своем долге, прилагай все усилия к тому, чтобы, по слову апостола, «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

http://patriarchia.ru/db/text/4414281.ht...

Две причины, обе очень веские и глубоко-нравственные, могут священника удержать от вина: а) воздержание и б) польза ближнего. Подвиг воздержания является для пастыря необходимой добродетелью, и о нем было много раз говорено выше. В вопросах пастырского душепопечения священнику всегда нужно помнить не сколько свое личное (даже подвиг!), сколько пользу другого человека. Этот момент соблюдения интересов другого человека особенно важен в деле винопития. Если за праздничным столом 10–20 человек, выпив «по единой чаше», вполне этой дозой удовлетворяются, а кто-либо один (а таких в жизни тысячи!) после первого глотка алкоголя позволит себе напиться и впадет в жестокий запой, то разве все участники застолья не будут виноваты в беде одного их собрата? Конечно, да! Апостол Павел римлянам писал: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:21 ). «Претыкается, соблазняется, изнемогает» по толкованию святителя Феофана, означает одно и тоже, к одному направлены. Блаженный Феофилакт понимает несколько иначе: брат претыкается – он ослеплен, соблазняется, как легко мысленный, изнемогает – как маловерный. Может быть и иное толкование: изнемогает – стал колебаться, соблазняется – склонился, претыкается – поел или выпил против совести, т.е. согрешил. Рюмка вина может быть «камнем претыкания и соблазна» не только для запойных алкоголиков, но и для «новичков», легко могущих стать на эту опасную дорогу. И не надо, чтобы этот «камень» был положен рукою священника, в доме священника или на приходской трапезе. Некогда апостол Павел учил Коринфян: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:13 ). Перефразируя эту фразу применительно вину, христианин может сказать: «не буду пить вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Апостольские слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 )

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Духовная жизнь в Церкви и деньги Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Духовная жизнь в Церкви и деньги Размышления священнослужителя Протоиерей Владимир Сушков   03.07.2008 365 Время на чтение 6 минут " Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания " (Мф. 10: 8-10) " Пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща, и оставляет овцы, и бегает: и волк расхитит их, и распудит овцы: а наемник бежит, яко наемник есть, и нерадит о овцах " . (Ин. 10: 11-13) Три года назад, выступая на ежегодном Епархиальном собрании Московского клира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на опаснейшую тенденцию " коммерциализации " Церкви и уподобил храмы, торгующие " церковными услугами " , коммерческим фирмам. " Ничто так не отторгает от веры людей,- подчеркнул он, - как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом " . Предстоятель Русской Православной Церкви предостерег, что " материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное " и запретил взимать плату за совершение Таинств (крещение, венчание, отпевание и соборование), то есть торговать " церковными услугами " . Превосходство коммерческих интересов над духовными задачами в приходской жизни Святейший Патриарх назвал " тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления " . Проблема обращения благодатного дара священства в средство наживы явилась в Церкви с самых давних времен. Уже в " Деяниях апостолов " описывается, как Симон волхв, " увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго " (Деян.8:18-20). И услышал в ответ строгое прещение апостола Петра: " серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом " (Деян.8:20,21). От этого случая посвящение в священный сан за деньги (прямо или косвенно - через " пожертвование на храм " ) получило в Церкви название " симонии " .

http://ruskline.ru/analitika/2008/07/03/...

Если мы спроецируем ситуацию от апостольского общества на общество приходское, то усмотрим здесь указание на важность быть вместе с приходом в важные моменты. Ведь приход в значительной степени — тоже семья, и духовное единство прихода во многом зависит от того, как члены прихода не просто относятся друг к другу, а как осуществляется их духовно-физическое общение. Жизнь прихода, к примеру, помимо богослужебной составляющей, может и должна выражаться во внебогослужебных мероприятиях. Во многих приходах сейчас организованы библейско-богословские курсы, которые становятся своего рода площадкой, где прихожане могут друг с другом и со священником обсуждать интереснейшие вопросы веры. Часто на приходах организуются паломнические поездки, различные мероприятия социальной направленности (служение больным, престарелым, посещение приютов) и т.д. и т.п. И чрезвычайно важно, чтобы каждый сознательный прихожанин в силу своей причастности общей приходской семье не оставался в стороне, а принимал активное участие в общеприходских мероприятиях, участвуя таким образом в гармоничном развитии прихода. И апостол Фома подает нам здесь пример искреннего и правильного отношения к своей духовной семье. Другое положительное качество Фомы открывается при размышлении над словами его «неверия»: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Попытка осмысления этих слов наводит на мысль, что здесь отнюдь не упертое неверие, не желающее ничего видеть и слышать. Здесь, скорее, желание утвердиться на камне своей веры. Мы помним слова апостола Павла, говорившего, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15:14), ибо лишь Воскресение Христа дало нам плоды вечной жизни. Поэтому желание Фомы увидеть «язвы гвоздиные» связано больше со стремлением утвердится в вере в Воскресшего даже через органы чувств, а такое стремление исходит, безусловно, из верующего сердца. Фома похож здесь на человека, которому сообщили радостную новость, и его лицо просияло от радости, но он, как бы не веря своим ушам, говорит: не поверю, пока сам не удостоверюсь своими глазами. Говорит эти слова, но по нему видно, что он уже поверил. Таков здесь и Фома.

http://pravoslavie.ru/86880.html

Кинельская епархия образована недавно, но церковно-приходская жизнь в Среднем Поволжье активно развивалась в прежние годы под руководством митрополита Сергия. Тебе предстоит продолжить и преумножить его труды, дабы семена веры, падающие на возделанную почву людских сердец, во благовременье приносили сторичный плод, — тот самый плод красный спасительного сеяния , который земля Российская приносит Господу со времени Крещения Руси и доныне (тропарь всем святым, в земле Российской просиявшим). Этот сонм святых с нами, с нами их молитвы и духовная поддержка. Они уподобились тем, которые, как мы слышали сегодня в апостольском чтении, «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33-38). Вот пример стойкости и верности Христу даже до смерти. Нам ли бояться нынешних нападок и клеветы на Церковь Божию? Нам ли устрашаться демонов немощных дерзостей и козней их слуг? «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2). В наше время, когда секулярным обществом навязываются всевозможные лжеучения и суеверия, когда предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируется лицемерно оправданные соблазны и потребительский образ жизни, особенно необходимо воспитывать в себе и в пасомых такие качества, как духовная зоркость и рассудительность, бдительность и ответственность. Сегодня Русская Православная Церковь, используя новые возможности для осуществления своей спасительной миссии, возвышает свой голос в защиту вечных истин и непреходящих нравственных ценностей, свидетельствует о правде Божией даже тогда, когда эта правда многим мешает жить в привычном комфорте греха и наслаждений. Вот почему, развивая сотрудничество со светской властью и общественными организациями, занимаясь социальным служением и благотворительностью, окормляя военнослужащих и членов их семей, участвуя в воспитании и просвещении подрастающего поколения, Церковь, в первую очередь, призвана благовествовать ближним и дальним о Христе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).

http://patriarchia.ru/db/text/2290878.ht...

Много рядом с нами людей, считающих, что свободу приносят деньги или власть, сила или здоровье, вседозволенность или безнравственность. Поклоняясь этим идолам века сего, соревнуясь в гордыне и эгоизме, они до времени не замечают, как все глубже и глубже погружаются в рабство — в рабство себялюбия, порока и страстей. Благо тем, кто приходит в храм Божий и здесь познаёт, что есть истинная свобода и как стать на путь совершенствования. Благо тем, кто ради обретения этой свободы неленостно трудится над своим спасением, сохраняя верность Христу среди всех невзгод и печалей века сего. Церковь наша неуклонно идет по пути возрождения. В обществе, где еще совсем недавно отрекались от Бога, а затем немало сил положили в погоне за ложными благами мира сего, ныне умножается число людей, которые стараются жить как православные христиане. Но чтобы совершенная радость, радость о Христе Воскресшем год от года возрастала в сердцах наших соотечественников, нам самим предстоит возрастать в добродетели и призывать к этому наших ближних. Господь по великой и неизреченной Своей милости благословляет наши усилия по созиданию приходских и монашеских общин. Во всех сферах жизни нашего общества: в экономике, в политике, в семье — укрепляется понимание необходимости строить жизнь на основах христианской нравственности. Но потрудиться нужно еще очень и очень много! Особо следует заботиться об укреплении семьи, дабы сделать ее крепкой и гармоничной, способной к воспитанию новых поколений в правде и чести, Духе и Истине. Если наши семьи воистину станут «малыми церквами», сильными единой верой, полными взаимной любви мужей и жен, родителей и детей, — наши народы забудут о моральном кризисе и о многих бедах, этим кризисом порождаемых. Везде — и в храме, и дома, и там, где мы совершаем наш трудовой подвиг, — повсюду, куда Господь нас направляет, мы должны быть свидетелями Христа Распятого и Воскресшего, просвещать мир светом духовной радости, разума, мира, свободы. В этом наше посланничество миру, где еще много страданий, безверия, вражды, несправедливости, порока и неправды. Будем же побеждать их Светом Христовым и силой Его благодати! Исполним апостольский завет: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). И будем помнить всегда, что сказал Господь Своим ученикам, являясь им по Воскресении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).

http://pravoslavie.ru/5697.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010