Да хранит же нас Господь от соблазнов сектантских и поможет нам быть верными сынами св. Православной Церкви! Но кто-нибудь спросил о том, что делать, если я не всегда имею возможность быть близко около пастыря Церкви и слушать его наставления? Ответ такому дает св. апостол Павел: «Кто,– говорит он,– не разумеет, пусть не разумеет» ( 1Кор.14:38 ). Это значит, что если кто не разумеет какого-нибудь места в Писании, пусть на некоторое время останется без разумения его, пока не встретится с пастырем, и тот не даст ему необходимого разъяснения. Только в одном случае можно верить изъяснению мирского человека; это когда он говорит, что научился от пастыря и учит с его благословения, когда он подобно Спасителю, может сказать: «мое учение – не мое, но пославшего меня». О Христовом священстве Когда тебя, христианин, постигает какое-либо горе, и ты в бессилии опускаешь руки, не зная, что предпринять и куда обратиться, иди к своему приходскому батюшке – православному пастырю. Он любовно выслушает тебя, поплачет вместе с тобою, даст совет и помолится, да пошлет тебе Господь успокоения в постигшей тебя напасти. Когда Господь посетит тебя Своею милостью и пошлет радость тебе и дому твоему, иди со своею радостью к приходскому батюшке. Он порадуется вместе с тобою и возблагодарит Господа, щедрого в милостях Своих. Когда содеянные тобою согрешения станут томить и угнетать душу твою и тяжелым камнем лягут на сердце твое, иди к своему приходскому батюшке. Он примет твое покаяние, благим словом облегчит совесть твою и властью, полученною им от Бога, простит и разрешит тебя от всех согрешений твоих. Когда придет для тебя последний смертный час, и в ожидании скорого суда Владычного ты станешь томиться и тосковать на своем одре смертном, призови своего приходского батюшку. Он даст тебе в напутствие святые тайны Тела и Крови Христовых, утешит спасительным словом евангельским и с молитвою примет дух твой. Когда, предстоя страшному суду Владычному, ты будешь содрогаться, припоминая свою греховную жизнь на земле, твой отец духовный, приходской батюшка, будет молиться в церкви о душе твоей и испрашивать для нее у Царя небесного Божественного милосердия. И молитва его будет услышана и принята Богом, ибо он Сам сказал православным пастырям: «что разрешите на земле, будет разрешено на небесах» ( Мф.18:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Дмитрий 08 июня 2012г. 16:17 Александр, складывается впечатление, что Вы либо не читали статью, либо не общались с людьми разных возрастов. Неужели священник должен с ребенком общаться так же, как с подростком, с подростком, как с седым стариком, а со стариком, как с молодым юношей? Вы правильно сказали, что " замечания разные для разных людей " . И именно личный подход к каждому человеку, даже самому юному, очень важен. И людей много что отличает друг от друга, в т.ч. их возраст. И не учитывать это глупо. Если люди это не учитывают по каким-то причинам, то им трудно будет и в своей семье, и тем более в Церкви. P.S. Если Вы судите о братстве, зная братство, то должны понимать, что в нем разные люди. Если Вы судите, не зная его, то как можно говорить вообще, а тем более обо всем, что, якобы не так. (Не так, как полагаете Вы надо понимать?) Вспоминаются слова ап. Павла: " ... Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога " (1 Кор 4: 1-5). иерей Александр Заплетин, lknboimpoojiub44 08 июня 2012г. 18:53 Дмитрий. я не был в братстве, но мой брат по крещению там (оглашались вместе... Не у кочетковцев) и мне подбрасывает иной раз материалы. Обособленность братства вызывает серьезные опасения, как и некоторая... " у нас все лучшее, у остальных максимум приближается к нашему, мы там и там первые " ... Это не анализ научный, мне и неинтересно такой анализ делать. не моя тема. Это ощущение от общения, некоторый перегиб, надрыв, огороженность от остальных, замкнутость в себе. При том, что я сам очень за оглашение (только без формализма и экзаменов с зачетками), за частое причащение, приходскую жизнь и прочее-прочее. По теме. Смотрите - на исповеди в любом случае конкретный человек кается перед священником. Каждый в отдельности. И священник, быть может, даст ему совет. Совет разный, конечно. Но... зачем делить людей на группы? если все равно подход индивидуальный.

http://bogoslov.ru/article/2606885

Если мы спроецируем ситуацию от апостольского общества на общество приходское, то усмотрим здесь указание на важность быть вместе с приходом в важные моменты. Ведь приход в значительной степени — тоже семья, и духовное единство прихода во многом зависит от того, как члены прихода не просто относятся друг к другу, а как осуществляется их духовно-физическое общение. Жизнь прихода, к примеру, помимо богослужебной составляющей, может и должна выражаться во внебогослужебных мероприятиях. Во многих приходах сейчас организованы библейско-богословские курсы, которые становятся своего рода площадкой, где прихожане могут друг с другом и со священником обсуждать интереснейшие вопросы веры. Часто на приходах организуются паломнические поездки, различные мероприятия социальной направленности (служение больным, престарелым, посещение приютов) и т.д. и т.п. И чрезвычайно важно, чтобы каждый сознательный прихожанин в силу своей причастности общей приходской семье не оставался в стороне, а принимал активное участие в общеприходских мероприятиях, участвуя таким образом в гармоничном развитии прихода. И апостол Фома подает нам здесь пример искреннего и правильного отношения к своей духовной семье. Другое положительное качество Фомы открывается при размышлении над словами его «неверия»: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Попытка осмысления этих слов наводит на мысль, что здесь отнюдь не упертое неверие, не желающее ничего видеть и слышать. Здесь, скорее, желание утвердиться на камне своей веры. Мы помним слова апостола Павла, говорившего, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор.15:14), ибо лишь Воскресение Христа дало нам плоды вечной жизни. Поэтому желание Фомы увидеть «язвы гвоздиные» связано больше со стремлением утвердится в вере в Воскресшего даже через органы чувств, а такое стремление исходит, безусловно, из верующего сердца. Фома похож здесь на человека, которому сообщили радостную новость, и его лицо просияло от радости, но он, как бы не веря своим ушам, говорит: не поверю, пока сам не удостоверюсь своими глазами. Говорит эти слова, но по нему видно, что он уже поверил. Таков здесь и Фома.

http://pravoslavie.ru/86880.html

– «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» ( Еф.5:22,23 ). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение. Но главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог. Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:8,9 ). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле. 16.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться? – Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви. Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность. 16.6. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием? – Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время. 16.7. Кому запрещено вступать в церковный брак? – Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан. 16.8. Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И вот в тон Вашим чувствам, мы позволим себе высказать наше искреннее сожаление о том, что из нашего духовного вертограда берется такой непостыдный деятель, служение которого было весьма полезно самому вертограду и личность которого была особенно приятна его со-работникам. Ваша ревность к делу своего высокого педагогического служения заслуживает удивления, особенно, если принять во внимание все обстоятельства, при каких Вы проходили свое служение. Давно уже Вы несете на себе при исправлении должности наставника семинарии и тяжелое бремя забот, лежащее на Вас, как на приходском священнике и однако, эта двойная работа не заставляла Вас ослабевать в своей ревности к обеим сторонам своего служения. Затем, на Вашу долю выпало не мало забот и огорчений по случаю продолжительной болезни покойной супруги Вашей, но эти заботы не заставили Вас быть сколько-нибудь неаккуратным в отношении к семинарии. Часто, вероятно, Вам хотелось бы остаться дома близ тяжко больной супруги или отдохнуть, собраться с силами после великих домашних хлопот. Но Вы помнили, что в семинарии Вас ждет Ваша аудитория и ехали на службу. Знаем мы, что и сами Вы, нередко, прихварывали, и зная это, отдаем еще большую дань удивления Вашей ревности к делу своего педагогического служения. Когда Вы шли в класс с явными знаками простуды, с кашлем и зубной болью, то мы припоминали слова, сказанные св. ап. Павлом о себе и его сотрудниках: «мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служи­тели Божии – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» ( 2Кор.6:3–4 ). Что касается собственно Ваших отношений к нам, сослуживцам Вашим, то о них мы не можем вспомнить без чувства искренней признательности. И в этом случае, огля­дываясь на прошедшую свою жизнь с нами, Вы опять можете с полным правом повторить о себе то, что говорил некогда ап. Павел Коринфянам: «Вместите нас. Мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

И другая причина, на которую также указал Сам Господь: Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас ( Лк.17:6 ). Но что видим в своей душе? Кажется, просим, молимся и… не верим. Когда Христос пришёл в Своё отечество, то помните, как Его приняли? В результате – и не совершил там многих чудес по неверию их ( Мф.13:58 ). Мы, к сожалению, не имеем ни веры, ни смирения и потому ничего не получаем. Вот, по-видимому, основная причина, по которой большей частью сейчас не происходит того, что было при жизни Иисуса Христа. Важно и следующее. Когда апостолы не смогли исцелить бесноватого, что ответил им Господь: Сей же род изгоняется только молитвою и постом ( Мф.17:21 ). Молитва, оказывается, тогда оказывается действенной, когда она соединяется с каким-либо посильным подвигом: отречением от власти своего желудка, или лени, или развлечений… Ибо без подвига не бывает плода. – А как можно объяснить то, что люди просят кого-то за них помолиться в монастыре, а не в простом приходском храме, потому что там люди более святой жизни, они «ближе к Богу». Быть «ближе» или «дальше» по отношению к Богу – так правильно говорить, такое вообще возможно? – Мы всё время ищем и надеемся найти человека, который «ближе к Богу». И большей частью не задумываемся, что это значит. Пользуемся слухами и, простите, «сарафанным радио» – и сразу же с полным доверием идём, едем, летим к неизвестному нам священнику, монаху, как к святому. И результаты большей частью бывают плачевными, ибо те, которые действительно ближе к Богу, как огня боятся почитания, славы, похвал человеческих. О них, как правило, никто не знает. Истинная добродетель всегда целомудренна, смиренна и скрывает себя от всех самыми различными способами: затвор, пустыни, леса, болота, юродство и т.д., – главное, быть незаметным. Но чтобы увидеть смирение и не нарваться на лжесмирение («смиренничество»), для этого требуется достаточно продолжительное общение с этим человеком. А таковой возможности большей частью нет. И, веря слухам, попадаем на глупых, психически больных, мошенников, иногда и бесноватых «старцев», находящихся в прелести, которые без страха и сомнения дают указания людям по всем вопросам, принося множество бед и духовных, и внешних. Одна из причин таких печальных последствий состоит в том, что мы ищем чудес, прозорливости, исцелений, а не спасения от своих страстей, то есть ищем земного, а не духовного. Мы гораздо в большей степени материалисты, нежели христиане.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» ( Еккл. 12:13,14 ). 8.33. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это? – Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» ( Еккл. 11:5 ). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное? 8.34. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины? – Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение. 8.35. Сколько дней носят траур по усопшему? – Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее не менее важно, чем внешнее. 8.36. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Изучая Евангелие, мы встречаем слова Христа: « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » ( Ин.13:34–35 ). Учение Христово в первую очередь о любви . « Любовь есть исполнение закона », – пишет апостол Павел ( Рим.13:10 ). Любовь без добрых дел немыслима. Христианин призван Спасителем любить ближнего: « возлюби ближнего твоего, как самого себя » ( Мк.12:31 ). Ближний – это не только родственник или друг, а всякий человек, встречающийся на жизненном пути. Любовь к ближнему – это не просто слова, а, в первую очередь, дела. Дела, на которые толкает вера, ибо « вера без дел мертва » ( Иак.2:26 ). Добро можно делать всегда и везде, поэтому нет необходимости проводить специальную классификацию добрых дел. Всегда, когда есть возможность сделать добро, нужно стараться делать его во славу Господа.   8. Обретение духовника Новоначальному христианину может быть довольно сложно в духовных вопросах. Духовная жизнь полна «подводных камней» и сложностей. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый . Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. С опытом приходит духовное внимание и видение. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник . Это священник, который будет помогать расти духовно, наставлять в вере и благочестии, принимать исповеди. Как обрести духовника? Нужно усердно молиться, чтобы Господь помог в этом деле. Важно не стесняться обращаться с духовными вопросами к священникам в храме. Не нужно бояться отвлечь священника от потенциальных «более важных вопросов». Ответы на духовные вопросы прихожан – прямая обязанность приходского священника. Если общение со священником складывается, и советы его помогают духовному росту, то, возможно, это и есть тот самый искомый духовник.

http://azbyka.ru/vosem-shagov-novonachal...

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс. 1, 1)» «Блаженны чистые сердцем , ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф . 7, 13-14). Повествует автор и о том, как добрые пастыри Божии несли в народ слово Истины. Прекрасен преосвященный Тихон, викарный епископ Уральский, произносящий проповедь в сельском приходском храме: «— Давайте же все вместе попросим Его о том, что всего нужнее человеку, о том, что всего нам дороже. Не о хлебе даже попросим, без которого нам так трудно живётся, не о конце междоусобия, не о лучшей жизни, ибо всё это великое горе снимется с нас, если будем иметь в себе веры хотя бы с горчичное зерно, но попросим Его о том, чтобы дал Он нам эту веру. Скажем все одним голосом, одним дыханием: “Верую, Господи! Помоги моему неверию!” Скажем в надежде, что все мы, вся многострадальная родина наша вскоре услышит снова слова Спасителя: “Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя!” Он круто повернулся лицом к алтарю, поднял руки и очень тихо, почти умилённым голосом воскликнул: — Верую, Господи! Помоги моему неверию! И, неловко взмахнув руками, рухнул на колени. В абсолютной тишине было слышно, как его лоб стукнулся о каменные плиты пола. И тогда будто волна пробежала по церкви. Все. Крестясь и повторяя за ним слова этого возгласа, опустились на колени и простёрлись ничком. Затем. Медленно и вразброд, стали подниматься, а он всё лежал, неподвижный, точно маленький бесформенный холмик, задрапированный случайными складками своей фиолетовой мантии...» (1,322-323). Но Промысл Божий действует по иным законам, нежели то думает человек. В состоянии преобладающего богоотступничества, в отказе от соработничества с Богом— достойны ли люди помощи, на какую и надеются-то весьма немногие? Автор свидетельствует о религиозном состоянии душ человеческих. Не то что полное оскудение веры, но теплохладность в отношении к важнейшему, что равнодушием разрушается и подвергается гибели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

– К Богу, конечно, можно обращаться и своими словами, но вопрос в том, найдет ли человек такие слова, чтобы Бог его услышал? Не будет ли он просить у Бога того, что вовсе не полезно для спасения души? Скорее всего так и получится: ему ведь хочется, прежде всего, земных благ, успехов в этой жизни, здоровья телесного. Это все не вредно, но должно стоять на втором плане, на первом же – то, что способствует духовному росту, очищению и спасению души. Вот для чего и даны нам молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми. Это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу. Так что, прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души, а не тела, – именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу. 8. О смерти, погребении и поминовении усопших 8.1. Как выдержать горе при смерти близкого человека? – Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» ( Сир. 38:20,21,23 ). 8.2. Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер? – Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа. 8.3. Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010