Во второй главе книги пророка Иоиля говорится: «И будет после того (а ведь мы живем в полноте времени), излию от Духа Моего на всякую плоть (на всех людей), и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши (будут способны говорить, свидетельствовать, своим примером показывать, что Иисус Христос посреди них, что Он воскрес, что Он наполнил нас и что мы сами теперь причастны Его победе над грехом и смертью); старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь (на всех них) в те дни излию от Духа Моего» (Иоиль 2, 28-29). Именно об этом виде служения следует вести речь, когда мы говорим о молодежном служении и о служении мирян вообще. Рост прихода осуществляется благодаря приходскому совету, а деятельность самого прихода заключается в евангелизации общества, в возвращении тех людей, которых мы потеряли, а не в предании забвению имен тех, кто далек от Церкви. Нам следует сказать: «Мы ответственны за людей, далеких от Церкви. Давайте выйдем из храмов и найдем их. Давайте выйдем из храмов и убедим их, что они важны для нас. Мы ответственны за них. Мы должны заботится о них». Семейная жизнь - это то место, где начинается служение. Научение служению начинается именно в семье. Свидетельствуя своей семейной жизнью, мы свидетельствуем обществу о Православии - показывая, кто мы есть, как мы живем, какие цели и приоритеты проявляются в нашей жизни. Подлинное свидетельство - именно это, а не еще один фильм на православную тематику. В нашем свидетельстве - вашем и моем - люди должны увидеть, как мы живем, как мы поступаем, какие у нас цели и, как следствие, что такое Православие. Поэтому когда кто-то будет спрашивать: «Что такое Православие?», не будет необходимости давать расхожий ответ: «Ну, как тебе объяснить. Понимаешь, это Русская Церковь, хотя на самом деле она греческая, однако мы служим на английском». Людям не придется задавать такие вопросы, если, как предполагает Иоиль, свидетельство нашей жизни будет являть, чем Православие должно или может быть, - но только если мы действительно серьезно будем относиться к служению мирян. Тогда находящиеся вне церковной ограды скажут: «Кто эти люди, так сильно любящие друг друга? Что за Церковь даем им такую силу, такие приоритеты в их жизни? Посмотрите на их радость! Посмотрите, какими счастливыми делает их эта Церковь!» Тогда они не будут видеть наших грустных лиц и слышать слов: «Я православный, у меня пост».

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/11/3...

Вопрос: У меня больные ноги и головокружение, я не могу стоять в храме, а на службе быть хочется и как мне поступить. Для больных и немощных допустимо и сидеть, но только не в особо торжественные моменты богослужения. Лучше сидя молиться, чем стоя думать о ногах. Вопрос: Боюсь ходить в свой приходской храм, мне кажется, на меня смотрят бабушки и говорят обо мне, и мне проще пойти в другую церковь. Мы забываем, для чего мы пришли в храм. В храм мы приходим не к прихожанам и даже не к батюшке, а для беседы с Богом в молитве и покаянии. Нас не должно беспокоить то, что происходит вокруг нас. «Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» ( 1 Кор. 11:16 ). Новичку всегда кажется, что он в храме как белая ворона. Бес смущает человека, внушая ему свои лукавые мысли и гонит его из церкви. Этот комплекс устраняется уже после третьего, четвёртого посещения своего храма. Надо всегда помнить, где твой приход. Вопрос: Я хоть и сельский житель, но предпочитаю причащаться в городе, мне очень удобно, я и причащусь, и на рынке побываю, и куплю то, что мне надо. Вопрос о причащении очень серьёзный. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и нить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6:54 ). Чтобы причаститься, нужно к этому подготовиться трехдневным постом. Накануне вечером на богослужении в церкви исповедоваться в грехах пред священником. Если батюшка допустит до Причастия, то вычитать дома, если не читают в храме, правило к Святому Причащению. Утром перед литургией не есть и не пить. Прийти следует со смиренным чувством покаяния и недостоинства… Недостойное Причастие может повлечь, за собой и душевные, и духовные болезни. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1 Кор. 11:27 ). Значит, без должной подготовки нельзя причащаться. День, когда мы хотим причаститься, должен быть особым, его мы полностью посвящаем Богу. Этот день хорошо провести без мирской суеты в молитве, в чтении Святого Писания или просто в добрых делах.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

Все суеверия, связанные с Таинствами Церкви, происходят оттого, что люди, принимая Таинства, часто не понимают их смысла и значения. 13.11. Можно ли верить снам? –  «Сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами… Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» ( Сир. 34:1–5, 7 ). Святые отцы запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более открывать их другим. 13.12. От чего бывают плохие сны? – Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Плохие сны бывают от небогоугодной жизни, от отягощения души грехами и страстями. Большая часть снов – естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Не следует доверять снам (плохим или хорошим), а тем болеесовершать с их помощью гадание, ведь «во множестве сновидений… много суеты» ( Еккл.5:6 ). 13.13. Можно ли заниматься астрологией? – Занятия астрологией, йогой, оккультизмом – большой грех, так как через них человек вступает в контакт с темной силой и попадает от нее в зависимость. Если человек этим занимался, то ему требуется покаяние. 13.14. Можно ли доверять гаданиям, предсказаниям, гороскопам? – Церковь категорически запрещает всякие гадания, вызов духов, гороскопы и прочее, считая это служением сатане. «Не должен находиться у тебя…прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий делающий это» ( Втор. 18:10-12 ). Никаким гаданиям, предсказаниям доверять нельзя. Суеверный начинает соотносить события своей жизни с содержанием предсказаний и суеверий, сам выстраивает в своем воображении причинно-следственные связи. Нередко этому прямо помогают темные силы.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Все это приводит к возникновению уникальной в истории христианства формы общинной жизни, в рамках которой верующие видимым образом выражают свое внутреннее единство («все же верующие были вместе»). Оно включает в себя полную солидарность и во внешней, материальной стороне жизни («имели все общее»). Внимание общины обращается на нуждающихся и социально незащищенных, и собственное имущество рассматривается как средство служения ближним («продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»). Эта жизнь определяется суточным кругом молитвенной жизни общины («каждый день единодушно пребывали в храме»), венцом которого вновь является домашняя Евхаристия («преломляя по домам хлеб») и братская вечеря любви, агапа («принимали пищу в веселии и простоте сердца»). Все это - формы активного, деятельного славословия Бога («хваля Бога»), вызывающие признание со стороны «внешних» («находясь в любви у всего народа»), которые ощущают неразрывное единство христианской проповеди и образа жизни, что подвигает их принять веру во Христа («Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»). Последние слова ясно свидетельствуют о глубоком богословском самосознании Иерусалимской общины: все происходящее в ней есть не просто результат человеческих усилий, но дело собирающего и объединяющего ее живого Господа. БОЛЬШЕ, ЧЕМ «Я» Новозаветное богословие понятия «κοινονα» принципиально важно для нашего понимания сущности церковной общины и общинности. Сегодня, когда в центре приходской жизни обычно стоит именно «я», мы призваны к тому, чтобы вновь открыть ее общинное измерение. Индивидуализм определяет очень многие стороны современного христианства: от словоупотребления («приход», «требы») до отношения к Евхаристии («я причащаюсь (или служу), когда считаю нужным»). Такие разобщенные прихожане едва ли могут во всей полноте осознать свою ответственность за Церковь: от совершенно «земного» аспекта содержания храмов до осознания своей миссионерской ответственности в окружающем обществе. Все это негативно влияет на достоверность нашего православного свидетельства миру, который устал от безысходности и тупиков эгоизма.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/47...

«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь». (3 Цар.19,12) Выдался на редкость славный декабрьский денёк: стоял лёгкий морозец, снег искрился на солнце, белоснежные сугробы мелькали вдоль дороги. Отец Савватий ехал на станцию Комарихинскую к умирающему старичку. Только сам не знал, зачем едет: старичок был совершенный безбожник.      Его жена Мария ходила в храм всю жизнь. Ездила из Комарихинской в Казанскую Трифонову пустынь, когда там ещё не было монастыря, а был просто приходской храм Всех святых. В храме служил известный на Урале, да и по всей стране, старец протоиерей Николай Рагозин, и Мария была его верным чадом. С мужем Леонидом они жили хорошо, растили двух дочерей. Леонид — работящий, добрый, любил копаться вместе с женой на огороде, сидеть вечерами вместе на завалинке, любоваться закатом над Чусовой, гонять чаи у тёплого бока печки. Одна незадача: в отличие от верующей жены, он всей душой воспринял атеистическое воспитание, которым в его времена щедро потчевали пионеров и комсомольцев. Искренне считал религию опиумом для народа, и горячо возмущался заблуждениями жены, которая этот самый опиум потребляла, причём в слишком больших, по его мнению, дозах. Леонид пытался убедить Марию, что ходить в церковь и кормить бездельников-попов — полнейшая глупость, что гораздо лучше вместе поработать в огороде или сходить в лес за грибами. Он не любил оставаться дома один, ревновал жену к её непонятным отлучкам, злился, гневался и даже потчевал Марию оплеухами, пытаясь «выбить дурь из её упрямой головы». Но тут, как говорится, нашла коса на камень. Кроткая, смиренная Мария, простая деревенская женщина ещё старой закалки, которая никогда слова поперёк мужу не говорила, хождение в храм бросать отказывалась наотрез. По её просьбе старец, отец Николай, приехал к ним в дом, пытался поговорить с Леонидом, убедить его смягчиться. Но тот был так озлоблен, что даже всеми почитаемого старца выгнал, и так разгневался его приходом, что ещё и жене досталось.

http://pravoslavie.ru/75785.html

Высокопреосвященный Феофан (Саву) — митрополит Молдовы и Буковины, доктор богословия, член Священного Синода Румынской Православной Церкви. Смирение — это единственное, что возвышает, прощение — единственное, что вызывает прощение, милостыня — единственное, что делает Бога должником, молитва — единственное, что возводит человека на небо, Божественная Литургия — единственное, что сводит на землю Христа в Теле и Крови Его, — и это также пути, на которых человеческое существо получает в дар Самого Христа и рождает Его в сердце себе подобных. Возлюбленным приходским священникам, преподобным насельникам святых монастырей и всему православному народу Божию Ясской архиепископии — благодать, радость, прощение и помощь от Бога, в Троице Славимого, Отца, Сына и Духа Святого. Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2: 20). Возлюбленные братия иереи, благочестивые христиане, Милостью Божией, под покровом Всевышнего мы вкушаем в эти дни радость Рождества Христова , Нового года и Крещения Господня. Дети с колядками переступают порог нашего дома, мы вместе с дорогими сердцу людьми снова сидим в теплой семейной атмосфере, а тревоги уходящего года, насыщенного проблемами, воспринимаются уже не так остро. Вот и наступила минута покоя. В святых храмах за богослужением мы славим сегодня Рождение Христа и призываемся вникнуть в великую тайну воплощения Сына Божия. Великая благочестия тайна, — восклицаем мы в эти дни вместе со святым апостолом Павлом, — Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в славе . Для чего же это произошло? В чем смысл сошествия Бога на землю? Что значит эта неизреченная и вызывающая трепет тайна? Божественное Писание, святые отцы и литургическая мысль Церкви единодушно свидетельствуют о великой истине воплощения Сына Божия и влиянии, оказанном этим событием на жизнь всей вселенной. Бог воплотился, чтобы спасти людей Своих от грехов их . «От Девы Святой воплотившись, — говорит святой Василий Великий, — Бог истощил Себя, образ раба приняв, сообразен быв телу смирения нашего, да нас сообразными сотворит образу славы Своей» . «Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу, — поет Церковь в канун дня Рождества Христова, — днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде» .

http://pravoslavie.ru/58633.html

Говорим, по сути, верно. Доминанта потребительского, верней, утилитарного отношения чувствуется подчас и в приходской атмосфере, и она, в самом деле, тяжела. Человек, зацикленный на какой-то своей нужде, на большей или меньшей беде, приходит в храм только для того, чтобы ему помогли, и очень плохо воспринимает все то, что выходит за эти рамки, что как бы не имеет прямого отношения к его несчастью. Ему нужно заказать молебен о здравии, и его раздражает предложение прийти пораньше и постоять Литургию: «Да зачем это мне? Мне совсем другое нужно». От примитивности и бездуховности подхода он легко впадает в некое подобие магии: «Нужно непременно в семи разных храмах молебны заказать, и чтоб в один день... В трех? Нет, в трех уже заказывали — не помогает». Если такой человек идет к Причастию, то только для того, чтоб выздороветь, особенно если врачи поставили ему пугающий диагноз. Он (чаще — она) спешит к чудотворной иконе, потому что у нее сына посадили в тюрьму, а если бы не это обстоятельство — она никогда и не задумалась бы о чудотворных иконах. Сына выпустят, и она… Ни разу больше не заглянет в храм? Да нет — заглянет. Хотя бы уже потому, что напугана теперь на всю жизнь. Здесь надо, наверное, начать с сострадания. Критикуя «потребителей», мы подчас очень легко произносим это «пугающий диагноз», «посадили сына»… А ведь на самом деле — страшная беда и боль. И если эта боль заставила человека искать помощи там, где он раньше ничего не искал, то вправе ли мы его судить и вправе ли мы, по евангельскому слову, вместо хлеба подать ему камень? (см.: Мф. 7, 9) Видя, с чего эти люди начинают, мы вряд ли можем прогнозировать, чем они продолжат. Немало моих знакомых впервые переступили порог храма, потеряв близких. Да и то — не ради себя, а ради старенькой бабушки, например,— чтоб утешить ее отслуженной панихидой. Но панихида, к их немалому удивлению, приносила утешение им самим, и они начинали понимать: то, что делается здесь, в церкви,— не просто «ритуал». Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими, и цепенеет.

http://pravoslavie.ru/38515.html

Господь наш Иисус Христос сделал упрек своим ученикам за то, что при наступлении Его страданий, они уснули в Гефсиманском саду в то время, когда он просил их бодрствовать. Так ли не могли вы и один час бодрствовать со мною ( Мф.26:40 ), сказал Он им. Не должны ли чувствовать в своей совести гораздо больший упрек все те православные христиане, которые не хотели несколько недель перед воспоминанием о страданиях Христовых провести в благочестивом подвиге поста, без рассеяния и забав? Ибо, чем они могут оправдать свое непослушание церкви? Они, без сомнения, ничего бы не потеряли и не потерпели никакого вреда, если бы в продолжение пяти недель оставались без увеселений. Проводят же они время без концертов и других подобных развлечений в первую и последнюю недели Великого поста. Отчего же нельзя было бы так провести и весь пост? Разве увеселения и забавы до такой степени составляют потребность для души, что без них нет возможности обойтись несколько времени? Совсем нет; ибо многие и всю жизнь обходятся без них. Постоянные увеселения считают необходимыми только люди праздные, не имеющие никаких дельных занятий, и от того скучающие, и желающие развлечениями наполнить пустоту своей жизни. – Обычай веселиться в Великом посту начался и стал усиливаться с того времени, как в обществе стали увеличиваться роскошь и праздность. Увеселения в посту нельзя считать невинными потому, что они составляют соблазн, отвлекающий православных христиан от молитвы, от духовных подвигов, и потому делают нравственный вред. А Христос Спаситель сказал: горе миру от соблазнов ( Мф.18:7 ) и повелел удалять от себя соблазны, хотя бы это было также больно, как когда отсекают руку или вырывают глаз. Если рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их, и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя ( Мф.18:8–9 ). Поэтому все истинно православные христиане должны непременно отказываться от увеселений в дни Великого поста, если желают выразить свою любовь к Богу. С уменьшением любви к Богу естественно оскудевает и слабеет и любовь к ближним. Не любящий меня, не соблюдает слов моих ( Ин.14:24 ), сказал Христос. Подтверждение этого мы и видим в нашем обществе. Оскудение в нем любви к ближнему доходит до поразительного жестокосердия и бесчувственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Господь, обращаясь к ученикам Своим, призывает их: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Несмотря на большое число соблазнов, на секуляризацию общественной жизни, пересмотр базисных, основных нравственных ценностей, немало людей сегодня стремятся обрести подлинный смысл бытия, найти путь к Богу. Их умы и сердца жаждут истины. Чтобы Благая весть их достигла, голос Церкви должен звучать громко и убедительно, свидетельствуя о Том, Кто был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Нужно стремиться для каждого находить понятные слова, обращаться и к отдельному человеку, и к какой-либо группе людей на доступном им языке. На архиерея, особенно в нынешний информационный век, устремлены пристальные взоры многих. Люди обращают внимание и на слова, и на поступки епископа, по которым судят обо всей Церкви. Помни, что возвышенные и правильные речи будут звучать фальшиво, если жизнь не будет им соответствовать. Ведь когда человек говорит от личного опыта, когда его слова прошли через его собственный разум, через его сердце, тогда они становятся убедительными. Итак, согласно с апостольским наставлением «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Господь судил тебе совершать епископские труды в родном для тебя краю — на Латвийской земле, где ты родился, получил образование и принял сан. Хорошее знание местных реалий, приобретенный тобою разнообразный опыт станут добрым подспорьем в предстоящем служении викария Рижской епархии. Будь усердным и неленостным сподвижником Преосвященного митрополита Александра , помогая ему в церковном управлении, в развитии миссионерской и просветительской, катехизаторской и благотворительной деятельности, в совершенствовании всех сторон приходской жизни. Латвийская Православная Церковь , как тебе хорошо известно, уже долгое время является самоуправляемой в составе многонациональной Русской Православной Церкви, чье пастырское попечение простирается сегодня на разные страны и народы. Хотел бы особо подчеркнуть важность сохранения нашего духовного единства, которое не должно зависеть от каких-либо переменчивых обстоятельств жизни, ибо церковные границы не определяются ни государственными пределами, ни этническими различиями, ни политической конъюнктурой. Ответственность за церковное единство лежит, в первую очередь, на епископах, а также на духовенстве и верных чадах. Твердо помня об этом своем долге, прилагай все усилия к тому, чтобы, по слову апостола, «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

http://patriarchia.ru/db/text/4414281.ht...

Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Поиск воли Божией — это очень серьезно. Иногда нам кажется, что воля Божия недоступна для нашего понимания, что ее надо всегда и обязательно искать где-нибудь у старцев, что воля Божия — это некий секрет и тайна. А она на самом деле никакая не тайна; Господь нам постоянно хочет эту Свою волю открыть, это мы сами глуховаты ислеповаты… Воля Божия заключается в спасении человека; Господь говорит, что нет Его воли на то, чтобы кто-нибудь в этом мире погиб. И что значит искать волю Божию? …У одной девушки обнаружили огромную раковую опухоль. А ей 19 лет, она замуж собиралась, у нее жених, после Пасхи должны были повенчаться… а после Рождества оказалось, что эта опухоль проросла в легкое. И она восприняла это как-то удивительно по-христиански, как волю Божию. И можно только поражаться, как этой девочке хватило духа, радости, крепости духовной — молиться, нести молитвенное Правило, терпеть ужасные процедуры — и не унывать, не впадать в отчаяние. Вот так вот — была возможность жить, и все было хорошо, казалось, по воле Божией — и храм, и жених православный, — и вдруг оказалось,что воля Божия совсем в другом. Мы не знаем, куда Он ее поведет, и она не знает, но она готова полностью отдаться в руки Бога… И когда мы просим — да будет воля Твоя, то мы именно этого просим. Митрополит Антоний очень тонко заметил, что обычно мы, когда говорим да будет воля Твоя, на самом деле хотим, чтобы наша воля совпала с волей Божией; мы, так сказать, мечтаем, чтобы нам было удобно, чтобы наша воля и воля Божия в этот момент совпали, и думаем, безумцы, что поступаем по воле Божией… А на самом деле, когда мы просим, чтобы была воля Божия, мы просим, чтобы Господь дал нам сил этой воле не сопротивляться, полностью довериться Его водительству, Его замыслу о нашем спасении, полностью довериться тому, что Он — наш Отец. Хлеб наш насущный даждь нам днесь… Дети тут сказали, что здесь мы просим, чтобы наша обычная жизнь тоже как-то устраивалась, чтобы Господь нас кормил, поил и одевал. И это, конечно, отчасти правильно. Но вот святые Отцы толкуют это прошение как прошение евхаристическое. Именно поэтому молитва Отче наш звучит во время Евхаристии, перед самым причащением Святых Христовых Тайн. Когда мы говорим Хлеб наш насущный даждь нам днесь, мы вспоминаем слова, сказанные Господом: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4). Я сейчас не буду развивать тему Евхаристии, потому что у нас будет целое занятие, посвященное этой проблематике — причащению подростков.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010