—424— суд над праведником и оказывает лицеприятие, тот унизит божественное достоинство и оскорбит Бога, Который говорит: суд праведен судите, и милость и щедроты творите кийждо к брату своему ( Зах.7:9 ). Итак, обвиняет их в том, что они продавали праведника и бедняка врагам и обыкновенно делали это ради ничтожных и самых незначительных прибытков, коих получившим их едва было достаточно на приобретение только сандалий. Между тем им следовало больше всего заботиться о соблюдении справедливости и угождении Богу и услаждаться почестями, получаемыми от Него и обладать богатством, состоящим в доброй славе: ибо лучше, говорит, имя доброе, неже богатство много ( Прит.22:1 ). Надобно знать, что и устами Исаии Он говорит тоже к матери Иудеев, то есть Иерусалиму: князи твои сирым не судят и суду вдовиц не внимают ( Ис.1:23 ), а также чрез Михея: старейшины его на дарех суждаху ( Мих.3:11 ). Итак всегда достойно проклятия, если суд производится не с соблюдением справедливости и беспристрастия, по как бы с ненавистью и с нарушением правды. Ам.2:7 . И бияху пястию во главы убогих. Упрекает их и прямо обвиняет в том, что по властолюбию и корыстолюбию они были нечестивы и не милосерды и обыкновенно несправедливы в отношении к тем, о которых напротив достойно было иметь попечение, которых следовало почитать и у которых подобало приобретать расположение оказываемою по любви помощью, терзая несносными и горькими скорбями обремененных бедностью. Но то, что делается им, Господь наш относит к своему собственному лицу. Посему —425— безмерно оскорбляем самого Бога, притесняя слабого и бия смиреннаго пястьми, как написано, причиняя скорби угнетенным бедностью, тогда как напротив следовало простирать им руку взаимной любви; ибо нищета, говорит, мужа смиряет: руце же мужественных обогащаются ( Прит.10:4 ). Негде и ученик Христов пишет: вера чиста и не скверна пред Богом и Отцем сия есть, еже посещати сирых и вдовиц в скорбех их, и не скверна себе блюсти от мира» ( Иак.1:27 ). И путь смиренных совращаху.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21:9. В углу на кровле. Изречения, начинающиеся со слова «лучше», предлагают выбор – отдать предпочтение злу или ущемить себя в чем-то. Угол на кровле или горницу на чердаке под крышей (см.: 3Цар. 17:19 ) вряд ли можно назвать уютным местом, но его неудобства или недоступность могут предостеречь страдальца от гораздо более неприятного контакта со сварливой женой (см.: Прит. 21:19; 25:24 ). В учении Аменемопе тоже встречаются высказывания такого типа: «Лучше одна буханка хлеба и счастливое сердце, чем все богатства мира и беды». 22:16–24:34 Слова мудрости 22:20. Тридцать изречений. Часть Книги Притчей (22– 24:22) воспроизводит, по крайней мере частично, литературную структуру египетских «Наставлений Аменемопе». В обоих произведениях имеется общее вступление, за которым следует тридцать глав или изречений с очень сходными советами по поводу надлежащего поведения. Среди исследователей нет единого мнения по поводу идентификации всех тридцати отрывков в библейском тексте, поскольку в этих разделах есть перерывы, которые содержат включения иного рода (см. варианты с обращением «сын мой» в 23:15,19 и 26). Необходимо отметить и тот факт, что каждый из тридцати разделов в Книге Притчей состоит всего из нескольких стихов (от четырех до шести строк), тогда как в «Наставлениях Аменемопе» соответствующие разделы содержат от двенадцати до шестнадцати строк. Близкое сходство между указанными текстами завершается в 23:11, а последующие притчи обнаруживают тесные связи с другими произведениями этого жанра, в том числе с «Поучениями Ахикара». Возможно, это указывает на то, что библейский автор (или школа, к которой он принадлежал) был хорошо знаком с трудом Аменемопе и другими произведениями литературы премудростей, что не помешало ему проявить известную творческую самостоятельность. 22:26. Ручательство. См. коммент. к 6:1. 22:28. Межи. Границы земельных наделов на Ближнем Востоке в древности отмечались пограничными камнями, установленными по углам. В Месопотамии на таких камнях (kudurru) высекались надписи, грозившие проклятиями тем, кто осмелится преступить или сместить пограничные знаки. Кроме того, землевладельцы обычно ставили на этих камнях знак своего бога-покровителя. В некоторых произведениях литературы премудростей и в юридических источниках содержатся предостережения против подделки пограничных камней, в том числе в «Книге мертвых», «Наставлениях Аменемопе» и во Втор. 19 (см. коммент. к Прит. 15:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Еже бо сеет человекд, то и пожнет. Апостол сравнивает дела ваши с семенем бросаемым в землю, которое должно дать плод соответственные роду семени. Плоды дел наших созревают и в сей жизни, но окончательный сбор их принадлежит будущей жизни. Это сравнение нередко употребляется в писании Прит. 22:8 . Иов. 22:8 . Мф. 13:8 . апостол выставлял его на вид Коринфянам в поощрение благотворительности 2Кор. 9:6 . 1Кор. 9:11 . Сеявый в плоть и пр. под плотиью и духом, как и выше, разумеется растленная и обновленная природа. Апостол сравнивавает плоть и дух с полем, на котором сеют и получают плоды, соответственные свойству почвы. Кто бросает семена дел своих на поле плоти, кто все свои мысли, чувства и желания употребляет на служение растленной природы, угождает только себе, Рим. 2:7 . от плоти пожнет истление т. е. погибель. Рим. 8:21 . Кол. 2:22 . 2Пет. 2:12 . Напротив кто сеет семена дел своих для духовной природы, получить вечнынй живот. Аще бо по плоти живете имате умрети: аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живы будете Рим. 8:13 . 2Кор. 5:10 . В ст. 9. 10. апостол учить постоянству в добре. Поводом к сему наставлению было конечно то, что настоящая жизнь наша исполнена скорбей, который столь тяжки бывают, что угнетенный ими дух готов бывает искать преступных средств к облегченно себя и иногда совсемь оставля добрый путь. – Особенно же тяжки были искушения для первых христиан, коих проследовали и иудеи и язычники; галаты не были свободны от этой общей тогда участи, – на что есть указания в самом послании к ним ( Гал. 3:4; 6,12 ). Доброе творяще да не стужаем си да не унываем, Еф. 3:13 не дозволим скорби столько утеснять душу, чтобы оставить подвиг наш Лк. 18:1. 5 . В свое бо время пожнем, неослабеюще. Свое время διος καρος; означает время определенное Богом; – 1Тим. 2:6. 6, 15 . здесь означает в частности время назначенное для жатвы т. е. будущий век, – когда все получим, чего стоят дела каждого. Всему время: в сей жизни время сеять там время собирать плоды; здесь терпеть, там радоваться. Впрочем под жатвою здесь у апостола разумеется в частности жатва добрая, ибо представляется следствием того, что творили добро. Неослабеюще, по древ. слав. неуклоняющеся; κλεσθαι: чаще значит ослабеть телом – от жажды, голода, от трудов Мф. 15:32 . Мк. 9:3 . в преложении к душе значить ослабить, изнемочь духом. Прит. 6:3 . Евр. 12:3. 5 . Мысль та в полустишии: в определенное время получим свою награду, если не ослабеем в доброй решимости своей, если не перестанем творить добро.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

12:5–7. Эта цитата взята из Прит. 3:11,12 , но есть и другие параллели в еврейской литературе: библейские (напр.: Втор. 8:5 ; Пс. 93:12 ) и постбиблейские (напр.: ««Псалмы Соломона 3:4; 7:3; 8:26; 10:1–3; 13:9,10; 14:1,2; 18:4). Филон и некоторые «раввины использовали Прит. 3 аналогичным образом. В контексте еврейской литературы мудрости, ученичество было знаком отчей любви к своим детям, его заботы о том, чтобы направить их на путь праведный; иудейские учителя считали, что Бог очищает Своих детей от грехов через страдания, назначение которых – привести к «»покаянию и искупить их. Хотя автор Евр. считает, что не любые страдания человека могут иметь искупительное значение, а только те, которые Бог претерпел во плоти (7:25–28; Пс. 48:8–10 ), он, несомненно, согласен с тем, что они помогают привести человека к покаянию или к более глубоким взаимоотношениям с Богом ( Пс. 118:67,71,75 ). В греческом мире термин, переведенный здесь как «наказание» (хотя он обычно подразумевал телесное наказание), был связан с понятием «воспитание», и тем самым имел отношение к концепции нравственного наставления. Некоторые философы, например Сенека, также использовали образ Бога, Который наказывает Своих детей для их же блага, как писали об этом и иудейские писатели. 12:8. В древности назвать кого-либо «незаконнорожденным» (в KJV, TEV – «бастард» – •? внебрачный сын влиятельной особы) было серьезным оскорблением. «Незаконные дети» были социально уязвимы, а их права серьезно ущемлены, особенно право на наследство. Отцы старались обеспечить наследством своих законных детей, а потому мало думали о правах своих незаконнорожденных сыновей. 12:9. Бога часто называли «Господом духов» (т. е. Господом ангелов), здесь же Он назван «Отцом духов» – в противоположность «земным отцам». У иудеев в Ветхом Завете Бог предстает в образе Отца израильскогонарода (см., напр.: Исх. 4:22 ). Здесь используется уже знакомый аргумент – «насколько же более»: если мы уважаем земных отцов, то сколь большее почтение мы должны выказывать Отцу Небесному?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Что же еще, кроме сего? Сказано: да даст незлобивым коварство отрочати же юну чувство же и смысл (Прит.1,4). Незлобие понимаем двояко. Или разумеем отчуждение от греха, совершаемое рассудком. И когда долговременным попечением о добре и упражнением в оном как бы подсекаем в себе какой-то корень злобы, тогда по совершенном ее отъятии, принимаем наименование незлобивого. Или незлобие есть неизведание еще зла, как иные, всего чаще по молодости или по роду жизни, не знают по опыту каких-нибудь пороков. Например: дитя не знает надмения, не знает притворства и плутовства. Опять, есть люди, живущие в деревне, которым неизвестны обманы в торговле и судебные кляузы. Таких называем незлобивыми не по тому, что они по произволению далеки от порока, но по тому, что опытом не доведены до лукавого навыка. Незлобивый в собственном смысле, каков был Давид, который говорит: аз же незлобою моею ходих (Пс.25,11), чрез упражнение в добродетели изгнал из души своей всякое лукавство и удостаивается наследия благ, потому что Господь не лишит благих ходящих незлобием (Пс.83,12). Таковой с уверенностию скажет: суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих (Пс.25,1); и еще: суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя (Пс.7,9). Отличительные же черты незлобивого - простота, благородство, безыскусственность нрава. Таков был Иаков. Сказано: нелукав, живый в дому (Быт.25,27), то есть, обнаруживая в себе естественное простодушие, он не налагал на себя искусством прикрашенного вида, наподобие какой-нибудь личины, чтобы ввести в обман имевших с ним дело. Впрочем, здесь Соломон, кажется мне, называет незлобивым не изведавшего зла опытно, потому и говорит, что он имеет нужду в похвальной хитрости (panourgia), чтобы при естественной невинности приобрести ему и житейскую опытность и, этою прекрасною хитростию оградившись как бы каким-то оружием, сделаться недоступным злоумышлению противников. Ибо, думаю, что совершенный должен быть разумен в рассуждении добра и невинен в рассуждении зла. Отсюда, как из некоторого источника, да почерпают незлобивые спасительную хитрость. Ибо муж хитрый, престол чувствия; и: хитрый злым находящим укрывается; и: храняй же обличения хитрейший (Прит.12,23; 27,12; 15,5). Поэтому хитрость (panourgia) есть действование во всем с искусною попечительностию, как злодеяние (kakourgia) есть упражнение в одном зле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/70/f...

4:23. Сердце как источник жизни. Сердце в традициях древнего Ближнего Востока было синонимом интеллекта, разума (см.: Прит. 14:33 ) и источником стабильности для того, кто привержен справедливой и мудрой жизни (см. просьбу Соломона в 3Цар. 3:5–9 ). В религиозном сознании египтян сердце (ib) отличалось от души (Ьа) и рассматривалось как сама сущность человеческого бытия. Именно сердце взвешивалось на весах истины, когда человек после смерти испытывался богами Анубисом и Тотом. В «Книге мертвых» приводятся заклинания, которые помогают защитить и укрепить сердце при подготовке к этому испытанию. 5:3. Отношение к супружеской измене на Ближнем Востоке. Связь с замужней женщиной каралась смертной казнью, как по библейским установлениям, так и по древним ближневосточным законам. В египетской «Сказке о двух братьях» супружеская измена названа «великим преступлением», о котором честные мужчины и женщины не смеют и думать. Это было посягательством на право мужчины производить потомство и угрозой законной передаче владений его наследникам (см. коммент. к Исх. 20:14 ). Этот поступок осквернял обоих участников ( Лев. 18:20 ). Прелюбодеяние не только угрожало святости домашнего очага, но и было источником общего осквернения, побудившего Бога прогнать народы с этой земли ( Лев. 18:24,25 ). В египетском «Наставлении Ани» (середина 2-го тыс. до н. э.) есть параграф, в котором дается совет избегать чужой жены, которая удаляется от своего мужа и стремится уловить человека в свои сети. 6:1. Ручательство за ближнего. Эта мысль перекликается с высказанной в 11:15 и 17и касается распространенной практики поручительства за деловых партнеров, в том числе за его займы и долги. В законах Эшнунны и в кодексе Хаммурапи детально описываются правила проведения этих деловых операций и последствия их нарушения. Пагубность необдуманного ручательства ярко демонстрирует высказывание ассирийского мудреца Ахикара: «Я перевозил песок и тащил на себе соль, но нет ничего тяжелее долга». Притчи, таким образом, призывают платить свои собственные долги и не обременять себя чужими долгами, дабы не превратиться в кредитора, который может потерять все, необдуманно поручившись за партнера (см.: Прит. 22:26,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Даже когда столпы служили опорой (как колонны в филистимском храме, которые опрокинул Самсон), археологические данные показывают, что они определяли границы портика или двора. В Вавилоне пограничные знаки, kudurru, имели форму столбов. В древней литературе Ближнего Востока нет параллелей идее о том, что земля поддерживалась столпами. В Иов. 26говорится о «столпах небес», но в предыдущем стихе (ст. 10) речь идет об установлении фаниц. Более вероятно, что здесь подразумеваются космические фаницы земли, которые разделяют области живых и мертвых. Слово, переведенное в этом стихе как «земля», иногда относится к подземному миру, преисподней. В аккадской литературе фаницы преисподней представлены воротами. 74:9. Чаша суда, вино смешанное. Чаша с вином как символ наказания часто упоминается в Ветхом Завете (напр.: Иер. 49:12; 51:17 ; Авв. 2:15,16 ). Из Ис. 51:17 совершенно ясно, что чаша приносит опьянение, а не смерть. Те, кого заставляют испить эту чашу, теряют контроль над собой и способность защитить себя (ст. 22, 23). Они становятся безрассудными. В эллинистический период вино разбавляли водой, чтобы оно не опьяняло слишком быстро и не лишало возможности поддерживать застольную беседу. Однако в более древние времена пили смешанное вино, которое вызывало сильное опьянение; такое вино следовало употреблять с осторожностью (см.: Суд. 9:13 ; Прит. 9:2 ). В Месопотамии, где вино до времени Ассирийской империи не было в широком употреблении, его пили лишь по особым случаям. Иногда виноградный сироп просто смешивался с медом для получения ликера. 74:11. Роги праведного и нечестивых. См. коммент. о «роге» в статье «Общие сведения» в коммент. к Псалтири. 77:2. Притча. Так переведено древнееврейское слово mashal, которое имеет самый широкий диапазон значений: аллегория, загадка, наставление, предсказание и т. п. В данном случае, как и в Прит. 10:1 , перед нами типичное «наставление» Бога, обращенное к израильтянам, но опирающееся на универсальный характер мудрости, и потому адресованное «всем народам», а не только израильтянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

34. Что бы ни делал ты, если враг во время дела наводит на тебя уныние, в противодействие сему супостату укажи на какое либо ремесло подобное (прибавляя: «видишь, как трудятся ради временного? Чего же ради не хочешь трудиться ради вечного?»). И что бы ты ни производил делом, имей свидетелем совесть свою, что совершаемое тобою делается по Богу, – и спасешься (от уныния). ж. О борьбе с тщеславием (ч. I, 150–600) 1. Разумей, монах, что говорю: да не будет у нас с тобою вне – благоговение, а в келье – беспечная распущенность; чтоб не быть подобными «гробам повапленным» ( Мф. 23, 27 ). Ибо на всяком месте один и тот же Бог, Коему слава вовеки! Аминь. 2. Монах, который хвалится своею крепостью, первый безумец; стыд и укоризна монаху – хвалиться собственной своею силою: «хваляйся о Господе да хвалится» ( 1Кор. 1, 31 ). 3. Хочешь ли приобрести доброе имя? «В кротости дела твоя препровождай» ( Сир. 3, 17 ). 4. Это еще не добродетель – быть обезчещену и не чувствовать сего; но вот добродетель – чувствовать сие и переносить ради благочестия. Ибо сказано: «поносим ленивый не усрамляется» ( Прит. 20, 4 ). 5. Славолюбие – душевный недуг, лукавая страсть. 6. Написано: «да хвалит тя искренний, а не твоя уста, – чуждий, а не твои устне» ( Прит. 27, 2 ), И еще: «искушение сребру и злату раздежение»: и человек «искушается усты хвалящих его» (– 21). 7. Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, и обретешь благодать у Господа. 8. Никогда да не приводит тебя в удивление человекоугодник, старающийся угодить многим, но не для Господа. 9. Втайне, возлюбленный, исполняй заповеди Господни, и Господь воздаст тебе явно. 10. Если видишь, что человек на земле достиг великого достоинства, не дивись сему; но дивись тому, кто возненавидел земную славу. 11. Смотри, чтоб желая себе излишней чести, не навлечь тебе на себя бесчестия, в подлинном смысле честь человеку – делать все по Богу: великое же бесчестие – преступать заповеди. 12. Не старайся показывать себя искусным во всяком деле, чтоб не впасть тебе в тщеславие, которое приводит к славолюбию, гневу и печали. Более всего старайся сделать себя простым и во всем ровным.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Тогда, то есть только после того как грешники покаются (18, 19), попросят защиты и охраны у Господа (20), их религиозные обряды будут благоугодны Господу, а их жертвы станут жертвами правды. Псалом 51. Дерево без корней и цветущее дерево Доик идумеянин ( 1Цар. 21 – 22 ) после своего подлого предательства, совершив, по сути, злодейский поступок, имеет наглость еще хвалиться этим. Обличая коварство и злодейство Доика, Давид утверждает, что никакие злодеяния против него не смогут отрешить от него милость Божью. В псалме как бы перекликаются эти темы: злодейству (3) противостоит благо (11); непреходящей «милости Божьей» (3б) – Его милость во веки веков (10). Главная весть псалма состоит в том, что милость Божья противостоит даже воинствующей наглости, она не подвластна давлению «злодейства» (3) и вовеки неизменна (10). А 1 (3) Два типа безопасности Б 1 (4–6) Язык погибели В (7) Вмешательство Бога Б 2 (8–9) Язык победы А 2 (10–11) Истинная безопасность 3 (А 1 ) Два типа безопасности: человеческая сила и милость Божья. Хвалишься – подразумевается самоуверенность и самонадеянность. 4–6 (Б 1 ) Язык погибели. Язык – речь человека всегда отражает его характер, говорит о его нравственных ценностях и критериях. 6 Гибельные (ср.: ст. 4) – намеренно вводящие в заблуждение. Доик сказал правду только для того, чтобы совершить большое зло. 7 (В) Вмешательство Бога. За то… вконец, то есть Божье возмездие коснется конкретного человека (тебя), его домашнего очага (жилище) и всего его земного существования (земля живых). 8–9 (Б 2 ) Язык победы. Посмеются – речь не о злорадстве ( Иов. 31:29 ; Прит. 24:17 ), но о ликовании при торжестве Божественной справедливости (8, убоятся) и очевидности того, что только Бог предоставляет надежную защиту для человека (крепость, 9). 10–11 (А 2 ) Истинная безопасность. В отличие от дерева, вырванного с корнем (7, «исторгнет»), цветущее дерево («зеленеющая маслина») растет в присутствии Божьем, под Его благодатью и милостью (10); оно призвано прославить Бога (11, ср.: ст. 3,4), постоянно уповая на Него (имя Твое), принося свидетельство о Нем пред святыми Его, которых Господь любит и которые отвечают Ему взаимностью. Псалом 52. Пусть развеются страхи Хотя этот псалом практически идентичен Пс. 13 , но в ст. 6 здесь несколько иной акцент. В Пс. 13:5 подчеркивается страх, который охватывает врагов народа Божьего, когда они осознают, что Господь в роде праведных ( Пс. 13:5 ). А в ст. 6 данного псалма заключен призыв к народу Божьему не бояться врагов, которые ополчаются против него, поскольку Бог рассыплет кости их. Таким образом, два псалма отражают разные стороны одной и той же ситуации: когда народу Божьему угрожает опасность, страшиться должны его враги, а Его народу нечего бояться. Более детальные объяснения см. в коммент. к Пс. 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

    3:8. «Покаяние означает отвращение от греха. Известно, что сами фарисеи подвергали сомнению акт покаяния, если человек, предположительно совершивший покаяние, продолжал грешить. Ветхозаветные пророки описывали послушание Богу и будущее благословение Богом Своего народа как плод покаяния (метафора, понятная жителям аграрной страны; ср.: Ис. 5:2; 27:6; Ос. 10:1, 12,13; 14:7,8; Прит. 11:30,31).     3:9. Евреи были убеждены, что они уже спасены как народ, ведущий свое происхождение от Авраама. Вероятно, образ Бога, воздвигающего Себе народ из камней, представлялся еврейским слушателям ИоаннаКрестителя чем-то вроде языческого мифа (у греков есть подобные легенды), далекого от реальности, но эти слова подчеркивали, что Бог не нуждается в Израиле для осуществления Своего замысла (как и в Ам. 9:7; ср.:Быт. 1:24; 2:9). Некоторые исследователи видят здесь игру слов: «дети» и «камни» созвучны в арамейском языке.     3:10. В еврейской литературе деревья иногда символизируют Израиль; в Ветхом Завете деревья используются в притчах о суде над народами (Ис. 10:33,34; Иез. 31:2—18; Ам. 2:9) или Израилем (Ис. 10:18,19; Иер. 11:16;Иез. 15:6). Древесина крупных деревьев (напр., ливанского кедра) использовалась в строительстве, а древесина тонкоствольных фруктовых деревьев Палестины шла либо на изготовление мелких предметов, либо, как здесь, на топливо.     3:11. Рабы высокопоставленных лиц нередко имели более высокий статус, чем свободные. Раб (в отличие от ученика, который также служил учителю) носил за хозяином обувь; Иоанн утверждает, что недостоин быть даже рабом Христа.    Пророки предсказывали, что Дух Божий изольется на праведных, когда Бог утвердит Свое Царство в Израиле (Ис. 44:3; Иез. 39:29; Иоил. 2:28). А нечестивцам они угрожали огнем (Ис. 26:11; 65:15; 66:24; Иер. 4:4; 15и др.). В Мф. 3нечестивцы крестятся, или погружаются, в огонь (3:10,12), а праведные — вСвятой Дух.     3:12. Поскольку одно и то же греческое слово может означать и «дух», и «ветер», здесь получают развитие образы ветра и огня, намеченные в 3:11. Процесс веяния был хорошо знаком палестинским евреям, особенно земледельцам: они провеивали собранную пшеницу на открытом гумне, и ветер отделял более тяжелое зерно от легкой мякины. Бесполезная мякина обычно сжигалась. Другие библейские авторы также описывают день суда как жатву (4 Езд. 4:30—32; ср.: Иер. 51:33; Иоил. 3:12—14), а нечестивцев сравнивают с мякиной (Ис. 17:13; Иер. 13:24; 15:7). То, что огонь «неугасим», указывает помимо мгновенно сгорающей соломы на нечто гораздо более страшное (Ис. 66:24), хотя в иудаистской традиции не было единства мнений о продолжительности существования ада (см. геена в Словаре).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010