1Ин. 5:3 ). Богопочитание без любви есть страх перед Богом, но страх рабский; истинный же страх Божий, как начало премудрости ( Прит. 1:7 ), есть собственно благоговение перед Единым и Высочайшим, а таково и есть истинное Богопочитание, растворенное любовью. И такое Богопочитание вполне утверждает и новозаветное учение, повторяя ветхозаветное: Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего» и пр. (Map. 12:29 и дал. срав. Мф. 4:10 и Луки 4:8  из Втор. 6:13 , также 22:21); сн. еще выше цитованное место 1 Посл. к Коринф., срав. также 1Петр. 2:17  с Прит. 24:21 , Рим. 13:2  и др. срав. «Простр. Кат.» 7:3 (о любви) «о первой заповеди» св. Антоний великий , на вопрос братии: «чем может человек уводить Богу?» отвечал: «исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же Закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге (срав. Мар. 12:29 ) и тех благах, который Он обещал нам (ср. Евр. 11:6 ), и даровал уж на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу (срав. Мар. 12:29–30 ), по заповеди Писания: возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей силой твоей ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! ( Псал. 41:2  ст.). Итак, мы непременно должны совершать, исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ) 433 . А из заповеди о любви к Богу необходимо вытекает и 2) Заповедь о любви к ближним (срав. цит. выше место из бл. Феофилакта на Мар. 12:29  и дал.) «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога, и соблюдаем заповеди Его, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Иоан. 5:2,3 ) срав. Лехлера стр. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   1. Как (Диавол) вначале солгал, так лгал и в конце, говоря: «все это предано мне и кому хочу даю». Ибо не он определил царства века сего, но Бог: «ибо сердце царя в руке Божией» (Прит.21:1). И чрез Соломона Слово говорит: «Мною цари царствуют и вельможи отправляют правосудие. Мною князи возвышаются и Мною владыки царствуют над землею» (Прит.8:15) и Апостол Павел о том же говорит: «будьте покорны всем высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». И еще говорит о них: «ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». А что это он сказал не об ангельских властях, не о невидимых князьях, как некоторые осмеливаются толковать, но о властях человеческих, это он показывает словами: «для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим.13:1,4,6). Это и Господь подтвердил, не делая того, что внушалось Диаволом, но повелев отдать сборщикам податей подать за Себя и за Петра, ибо они «Божии служители, сим самым постоянно занятые».    2. Поелику, человек, отступив от Бога, дошел до такого неистовства, что почитал своего единокровного за врага и бесстрашно предавался всякого рода буйству, человекоубийству и жадности, то Бог наложил на него человеческий страх, так как люди не знали страха Божия, чтобы подчиненные человеческой власти и связанные законом достигали до некоторой степени справедливости и взаимно сдерживали себя из страха, носящегося в виду всех, меча, как говорит Апостол: «ибо не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое». И поэтому сами правители, имеющие законы, как одежду правды, за свои справедливые и законные действия не подвергнутся взысканию и не понесут наказания. А если они будут действовать к ниспровержению справедливости, нечестиво, противозаконно и тиранически, то за это и погибнут, потому что праведный суд Божий равно простирается на всех и никого не минует. Итак, для пользы народов установлено Богом земное правительство, — а не Диаволом, который никогда не спокоен и самые народы не желает оставлять в покое, — чтобы, боясь человеческой власти, люди не поедали друг друга подобно рыбам, но посредством законодательства подавляли разнообразную неправду народов. И потому берущие с нас подати (правители) суть «Божии слуги, для этого самого несущие свою службу».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) Дела благотворения, совершаемые в память умерших, усиливают действительность молитв за них. «Милосердием и правдою очищается грех» ( Прит.16:6 ). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» ( Прит.19:17 ). «Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов.12:9 ). «Ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму» ( Тов. 4:10 ). «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои – милосердием к бедным» ( Дан.4:24 ). «Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным (ненадежным, скоропреходящим, не имеющим внутренней ценности), чтобы они, когда обнищаете (κλπητε), 475 приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ), т.е. делами благотворения (ср. Лк.19:8 ) можно приобрести на земле в лицо бедных и, вообще, нуждающихся в помощи друзей, которые после нашей смерти молитвенным предстательством откроют вход в Царствие Небесное (ср. Мф.25:40 ). «Здесь ( Лк.16:9 ) говорится», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня. Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствует за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: «друзей богатством неправедным», дабы ты знал, что тебя защитят самые эти дела твои: милосердие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. 476 Не о памятниках; не о надгробных украшениях будем заботиться. Ты собери вдовиц – вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного; пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти. Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими». 477 Свидетельства древних отцов Святого апостола Иакова : «Господи, Боже, духов и всякой плоти, помяни православных (ρθоδξων), которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля праведного до дня сего; Сам упокой их в стране живых, в Царстве Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама и Исаака и Иакова, св. отцов наших, откуда отбежала болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего и сияет постоянно». 480

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В дальнейшем, за грехи людей Богом были уничтожены города Содом и Гоморра: " И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли " (Быт.19:24,25). Впоследствии Бог, наставляя людей к правде, неоднократно наказывал их за грехи. При этом Он заранее предупреждал людей о наказании (проклятии) за невыполнение Его повелений и о благословении - за послушание (см., например, Втор.28). Необходимо отметить, что различные наказания, включая смерть, являются для человека не только необходимым следствием его грехов, но и благодеяниями Божиими по отношению к грешнику. " Главная цель их - уврачевание греха, пресечение греховных путей человека и его исправление " (23:337). Как сказано в Священном Писании: " Ибо кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну " (Прит.3:12); " для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему " (Идф.8:27). См. также: Прит.23:13,14; Евр.12:6,8; Откр.3:19). В.Н. Лосский по данному вопросу говорит: " Проклятие смерти никогда не было со стороны Бога " судебным преследованием " . Смерть была наказанием любящего отца, а не тупым гневом тирана. Она исправляла и поучала. Она препятствовала увековечиванию расколотой жизни, была помехой беспечному пребыванию в противно-природном положении. Она не только полагала предел распаду нашей природы, но через присущую ей смертную тоску помогала человеку войти в сознание его положения и повернуться к Богу " (20:283). Архимандрит Сергий (Страгородский) отмечает, что " Правда Божия обнаруживается и действует не так, что Бог для своего удовольствия хочет мучения и смерти грешника, хотя бы этот последний и был способен к жизни, - а так, что Бог, как именно святой носитель жизни и истины, от вечности дал право на жизнь и блаженство только добру (Быт.1:31) и осудил зло, как прямое отрицание Божественной жизни, на смерть и мучение. Поэтому всякое бытие, избирающее по своей воле зло, тем самым обрекает себя на определенную злую участь: грешник должен умереть. Этому-то непреложному закону вечной правды, осуждающей не грешника, а грех, руководящейся, следовательно, не чувством оскорбления и желанием отмщения, а именно нравственным достоинством бытия, - и была принесена жертва Эта-то правда не может противоречить любви, потому что она побеждается не желанием удовлетворения, исключающим любовь, а прямой невозможностью, не отрицая Себя, даровать мир и жизнь беззаконию " (цит. по 5:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Глава 6. О молчаливости    Будем исполнять то, что говорит Пророк: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим, буду обуздывать уста мои... я был нем и безгласен и молчал даже о добром» (Пс. 38:2—3). Здесь показывает Пророк, что если и от добрых речей надобно иногда воздерживаться ради добродетели молчания, сколько более подходит бегать плохих речей из страха наказания за грех. Итак, по причине преимущественного достоинства молчания, даже совершенным ученикам редко должно быть даваемо позволение говорить и при том о предметах святых, добрых, назидательных, ибо написано: «от многословия не избежишь греха» (Прит. 10:19) и еще: «кроткий язык – древо жизни» (Прит. 15:4). Говорить и учить надлежит учителю, ученику же приличнее слушать и молчать.    Почему, если нужно бывает что спросить у первейшего, пусть спрашивает со всем смирением и почтительным подчинением, не говоря более того сколько нужно. Балагурство же, празднословие и смехотворство осуждаем на вечное изгнание из всех мест; на такие речи ученику и рта открывать не позволяем. Глава 7. О смирении    Взывает к нам, братия, Божественное Писание, говоря: «всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Говоря сие, оно показывает нам, что всякое возвышение есть род гордости, которой Пророк всячески избегал, как сам удостоверяет говоря: «Господи, не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое для меня и недосягаемое» (Пс. 130:1). Но что? «Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти отнятого от груди матери? Так была душа моя» (- 2).    Отсюда, если хотите достигнуть самых последних вершин смирения и скоро взойти на ту небесную высоту, на которую восходят смирением в настоящей жизни; делами нашего восхождения надобно воздвигнуть ту лестницу, которую во сне видел Иаков, и по которой восходящими и нисходящими виделись ему Ангелы Божии. Не другое что, без сомнения, надо разуметь под восхождением и нисхождением, как то, что возношением нисходят, и смирением восходят. Сама же восходящая лестница есть жизнь наша в сем веке, которая ради смирения сердца воздвигается Господом до небес. А боками сей лестницы назовем наше тело и душу; на каковых боках слово Божие утвердило разные ступени, – степени смирения или самоумерщвления порабощения плоти для нашего восхождения горе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь сказал: им же судом судите, судят вам ( Мф.7: 2 ). Как же мы судим? Например, один сделал нечто хорошее, а другой говорит: «Какая глупость сделана!» Приятно ли такое суждение делателю? Но пусть еще так говорит брат о делах брата, а что было бы, если б раб о делах царя стал судить так? Разумеется, тогда под суд его, в тюрьму, в каторжную работу. Владыка же твари неужели не взыщет с того, кто поносит дело рук Его и притом, созданное по образу и по подобию Его? Не напрасно говорит Писание: ругаяйся человеку, раздражает сотворшаго его ( Прит.17:5 ). Не тебе уничижиша, но Мне ( 1Цар.8:7 ), – сказал Господь Самуилу, когда евреи не захотели, чтобы пророк Божий был над ними судьею, и просили себе царя. Не человека, а Бога унижает и тот из нас, кто презирает раба Божия. Истинно говорю вам, Господь скажет таким на суде, – поскольку вы сделали сие одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне ( Мф.25:40 ). Если таков суд Его – отыдите от Мене проклятии в огнь вечный ( Мф.25:41 ) – будет тем, кто не служит Ему в лице меньших братьев Его, то чего ожидать тому, кто не только не послужил, но и обесчестил, всячески обругал не одного, а многих братьев Христовых? Потому горе должно быть всякому из нас, кто сохраняет, как сказано в Писании, гнев в сердце и над человеком подобным себе не имеет милости ( Прит.28:4 ). Ты, Бог , не любящий беззакония, – взывал пред Господом пророк Давид, – у Тебя не водворится злой ( Пс.5:5 ). Хотя нечестивый ныне в дерзости своей пренебрегает словами Господа: не взыщет, – так судит он в сердце своем, – не поступит так, как определил в Своем законе; иже речет брату «безумный», подлежит геенне огненной; по множеству гнева своего не взыщет, и от того уста его, – говорит пророк Давид, – полны злословия ( Пс.9:25, 28 ). Однако ж не наугад же он сказал пред Господом: найдет рука Твоя всех врагов Твоих; найдет десница Твоя всех, ненавидящих Тебя; во время негодования Твоего, Ты сделаешь их как пещь огненную ( Пс.20:9, 10 ). Не должно сомневаться, что врагами Божьими здесь пророк называет не тех только, о которых Сам Господь сказал: и возненавидеша Мене и Отца Моего ( Ин.15:24 ), но равно и тех, к кому относится слово Господне: не любящий Меня слов Моих не соблюдает ( Ин.14:24 ). Ибо грядет, – сказано еще в Писании, – гнев Божий на всех сынов противления ( Кол.3:6 ); как изгарь отметает Господь от Себя всех, отступающих от уставов Его (Ср. Пс.118:119 ). Уразумейте же сие, – еще говорит нам Господь Спаситель наш, – иначе Я похищу, и никто не избавит ( Пс. 49:22 ). О, если бы мы могли хотя несколько уразуметь ныне то, что служит к нашему спасению! Но сие сокрыто от тех, кои не хотят смотреть на свет истины, отражающийся через откровения Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Еще в Ветхом Завете Господь внушал людям: Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего (Прит. 3, 3). Иисус Христос учит: Будьте милосерды, как и Отец ваш Милосерд (Лк. 6, 36). Господь обещает помиловать нас, если мы будем милосердны: Б лаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7). Помни, что, благотворя бедным, ты благотворишь Самому Христу. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяния его (Прит. 19, 17). На Страшном и праведном Своем Суде Господь скажет милостивым: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира : ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 34—36). Милостыня есть «царица добродетелей, весьма скоро возводящая на небо»,— говорит святитель Иоанн Златоуст. - Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли примирению находящихся во вражде? Крепко держи в памяти, что долг христианина — не только мириться с ближними в случае возникшей ссоры или вражды, но и других склонять к христианскому миру. Если возможно с вашей стороны, — говорит святой апостол Павел,— будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 18). Все, которые водворяют мир среди людей, названы детьми Божиими: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5, 9). Вера Христова — религия примирения, и последователи ее должны быть поборниками мира. Как растение во время засухи, палимое лучами солнца, постепенно засыхает и наконец погибает, если его не освежит живительная роса и дождь, так и бедная душа христианина, подвергшись огню гнева и вражды против ближнего, умирает для жизни духовной, если ее не оживит чувство примирения и любви христианской. 128 Души наши понимают друг друга: злоба, еще не высказанная на словах, а таящаяся в сердце и лишь отражающаяся слегка на лице и в глазах, уже передается душе того, на которого я имею злобу, и другим заметна. Возмущаюсь я страстью — мое возмущение касается и сердца другого, происходит какой-то духовный перелив нечистого потока из одного духовного вместилища в другое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2327...

Закрыть Царский путь Приветственное слово почетного Председателя Собора православной интеллигенции участникам конференции «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее» (Санкт-Петербург, 30 марта 2013) 31.03.2013 456 Время на чтение 3 минуты Дорогие братья и сестры! В 2013 году весь мир отмечает 400-летие со дня коронования «первого» царя из Дома Романовых, юного боярина Михаила Федоровича, родоначальника той царственной династии, которая принесла столько славы и блага нашему Отечеству. В связи с этим юбилеем внимание многих современных русских и зарубежных историков, политологов, искусствоведов, писателей обращено не только к знаменитому роду, но и ко всей истории России, которая, конечно же, не умещается ни в совокупность частных мнений, ни в рамки западноевропейских мифов, ни в марксистско-ленинскую доктрину. Да и мнения о династии имеют сегодня разброс диаметрально противоположный. Одни считают всех русских царей святыми, другие видят в истории царствования только отрицательные стороны. Понятно, что историческое исследование, как любая наука, должно иметь свой инструментарий, критерии оценок, свою терминологию. Исследование истории любого Царствования следует начинать с осмысления понятия «власть», точнее с происхождения понятия «царская власть». А происхождение это является, бесспорно, божественным. Много сказано о царской власти в Священном Писании: « Всякая душа да будет покорна властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены » (Рим. 13:1), « Мною цари царствуют, и повелители узаконивают правду » (Прит. Сол. 8: 15), « Слушайте цари и разумейте... От Господа дана вам держава и сила от Вышнего » (Прит. Сол. 6: 1, 3), « Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу » (Мк. 12:17), « Бога бойтесь, Царя чтите » (1 Петр. 2:17). Русский народ всегда благоговел перед своими царями, относился к ним с почтением, приветствовал наследников, потому что видел в царской власти залог своего благоденствия, своего счастья, так как знал, что она осенена Божией волей, Божиим Промыслом. Русский народ веровал в то, что ничего не бывает без Промысла Божия. Как говорит преподобный авва Дорофей, «а в чем Божий Промысел, то вполне хорошо и служит к пользе души, ибо все, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас». Промыслом Божиим объясняется и принцип избранности. Избранничество, выражающееся в особой близости Божией, налагает на человека и особую ответственность за сохранение этой близости. Избранничество выражается в первую очередь в стяжании добродетелей. А «добродетели суть середина, тот царский путь, о котором один святой сказал: ходите путем царским и считайте поприща».

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/01/...

И что еще, говорит, скажу? ведь недостанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (см.: Суд. 7: 1, 7), и Вараке, верой своей победившего войско Сисара (см.: Суд. 4: 7), и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиной челюстью тысячу человек (см.: Суд. 15: 15), и Иеффае, который своей верой разрушил 22 города Аммонитских (см.: Суд. 11: 33), и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (см.: 1 Цар. 17: 4), и Самуиле, который своей верой победил Филистимлян (см.: 1 Цар. 7: 10), и о других пророках» . Так, мы видим, что «в глазах апостола военные подвиги – не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы» . Итак, в Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. А «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором при­зван (1 Кор. 7: 20) – давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам» . Священное Писание во многих местах дает указание для полководца, собирающегося вести войну: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний» (Прит. 24: 5–6); «Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну» (Прит. 20: 18), «Не советуйся… с боязливым о войне» (Сир. 38: 11). На необходимость для военачальника обдуманно подойти к планированию будущей кампании, взвешивая все за и против и обсуждая это на военном совете, ссылается и Господь, беря это как пример для притчи: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук. 14: 31) Святитель Григорий Двоеслов так говорит об этом изречении: «Царь против царя, равный против равного, идет на войну, и однако же, если сознается, что он не может противостоять, то отправляет посольство и просит мира.

http://pravoslavie.ru/1324.html

Имеешь ли ты дочерей, соблюди чистоту их тела, и не показывай им лица веселого (7:26). Если у тебя сыновья, старайся воспитать их хорошо, и из детства преклоняй выю их (7:25). Любящий сына своего, часто наказывает его, дабы он выросши мог быть ему в радость (30:1). Неукрощенный конь бывает свиреп; а сын самовольный дерзок будет (8). Не смейся с ним, дабы после не плакать от него (10). Наклоняй выю его, пока он молод; нагибай спину его, пока он мал, дабы он не сделался жестким и непокорным (12). Сын мой, не обязывайся множеством дел; ибо приняв на себя многое, не будешь без вины. Если погонишься за всем, не успеешь всего обнять; если и побежишь вперед, не выбьешься (11:10). Имя доброе лучше, нежели богатство великое; и благоприятство лучше серебра и золота ( Прит.22:1 ). Приглашай к столу своему людей честных. Много имей приятелей, живущих с тобою в мире: но советника одного выбирай из тысяч. ( Сир.9:22, 6:6 ). Если ты хочешь иметь друга, испытай его прежде, и не тотчас вверяйся ему; ибо есть друзья, которые только во время для них нужное будут обращаться с тобою, а во время скорби оставят тебя. Есть друзья, переменяющиеся во врагов, которые, поссорившись с тобою, из ненависти, откроют такие вещи, кои не принесут тебе чести. Есть друзья, которые любят только стол твой, а во время скорби твоей не останутся с тобою (7–10). Друг верный – кров крепок; кто нашел его, нашел сокровище. Другу верному цены нет; и доброта его верности перетянет золото и серебро (14:15). Не оставляй друга старого; ибо новой друг не сравняется с ним (9:12). Не говори другу: поди теперь и приходи после, завтра я дам тебе нужное, ежели можешь дать сейчас ( Прит.3:28 ). Охотно теряй серебро твое для брата и друга, и не дай оному заржаветь под камнем тебе на погибель ( Сир.29:13 ). Не покидай друга за то, что он медлит отдавать тебе деньги, и не презирай любезного брата ради золота (7:20) (По Вульгате). Не разглашай худого ни о друге, ни о враге твоем; и не открывай оного, ежели не будет в том греха.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010