8. Мы должны каждодневно держать себя в таком настроении, в каком надлежит являться пред лицом Бога. Ибо Пророк Осия говорит: милость и суд храни, и приближаийся к Богу твоему выну (Осии 12, 6). Опять и Пророк Малахия от лица Божия говорит: сын славит Отца и раб господина своего убоится: а аще Отец есмь Аз, то где, слава Моя? и аще Господь, есмь Аз, то где есть страх мой, глаголет Бог Вседержитель (1, 6). Тоже и Апостол пишет: очистим себе от всякие скверны, плоти и духа (2 Кор. 7, 11). И премудрость внушает: всяцом хранением блюди твое сердце: от сих бо исходище живота (Прит. 4, 23). И Сам Господь Иисус Христос заповедует: очисти внутреннее сткляницы, да будет и внешнее чисто (Мф. 23, 26). 9. Плодом неуместных пустых бесед бывает иногда ненависть к нам от тех, кои слушают; иногда же укор и осмеяние, когда зазрят они неразумие речей наших; иногда осквернение совести, а иногда осуждение от Бога и опечаление Духа Святого: что ужаснее всего другого. 10. Тому, кто очищая сердце свое и с корнем исторгая из него грех о Господе, труд прилагает ко стяжанию Божественного ведения и успевает узреть умом незримое для многих, не должно возноситься из–за того над кем–либо. Что между тварями чище бестелесного, и что многоведущее Ангела? однако же и он вознесшись низвержен с неба, как молния. Его высокоумие вменено ему Богом, в нечистоту. — Известно, как действуют выкапывающие из земли золото (т. е. будь под всеми, как они под землею, чтоб достать золото ведения). 11. Апостол говорит: подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25). Ибо невозможно с насыщенным пищей чревом ополчатся против начал, против невидимых зложелательных сил, тем, кои связаны сею плотью, тяжелою и всегда похотствующей на духа. Несть бо царствие Божие брашно и питие (Римл. 14, 17). Мудрование плотское вражда есть на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8, 7). Не может, очевидно, ради того, что будучи земно, составлено из соков, крови и мокрот, к земному всегда имеет пристрастие и услаждается погибельными удовольствиями настоящего века. Мудрование бо плотское смерть есть: сущии же во плоти Богу угодити не могут (Рим. 8, 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=685...

1:12,13. В Ветхом Завете термин «святые», или «отделенные», относится к Израилю. «Наследие» Израиля прежде всего заключалось в даре Земли обетованной, но в иудейском предании указывалось на окончательное владение грядущим миром. Христиане стали наследниками этих обетовании во Христе. «Свет» и «тьма» символизировали собой добро и зло, соответственно (напр.: Пс. 26:1 ; Ис. 9:2; 42:6; 49:6; 58:8–10; 59:9; 60:1 ), и эти образы часто указывали на борьбу между силами добра и зла (в Свитках Мертвого моря и часто в древней литературе). (Многие люди на древнем Ближнем Востоке насильственно выселялись со своих земель могущественными правителями и вынуждены были жить на чужбине, и некоторые исследователи полагают, что здесь имеется в виду такое «переселение» из одною царства в другое. Но читателям Павла ближе и понятнее был образ провинциала, который обрел права римского гражданина, или язычника, принимающего иго Царства Божьего в иудаизме; см. также коммент. к 1:14.) 1:14–23 Верховенство Христа Некоторые колоссяне, которые придерживались чуждых христианству воззрений, стремились подчеркнуть особые формы духовности, свойственные их культуре (см. коммент. ко 2:16–23); Павел настаивает на том, что во Христе явлена вся полнота истины (ср: 2:6–15), и описывает Христа в терминах иудаизма, где обычно персонифицируется Премудрость. Этот язык для ранних христиан был понятен – как отражение образа Христа; в иудаизме Премудрость олицетворяла Бога, и корни этого образа в иудейской традиции восходят, по меньшей мере, к Прит. 8 . (Можно предположить также, что Павел в 1:15–20 цитирует два христианских гимна; цитаты подобного рода обычно приводились без ссылки на первоисточник. Но все сказанное не более чем предположение – несмотря на полное единодушие исследователей по этому вопросу, – поскольку нет убедительных свидетельств для подтверждения или опровержения этого тезиса.) 1:14. «Искупление» – выкуп раба на свободу; в Ветхом Завете Бог искупил Израиль из рабства в Египте посредством крови первородных и пасхального агнца. Это может соответствовать образу переселения плененного народа из одного царства в другое (1:13). Филон тоже верил, что Логос (Слово Божье) участвовал в искуплении; но этот образ становится более понятным, если его рассматривать как часть 1:15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2. Композиция и стиль псалма Псалом 120 имеет много общего с псалмами 125 и 127. Все три «песни восхождений» (Пс. 120, 125 и 127) состоят из двух частей, каждая из них имеет свою ключевую тему; пропорциональное соотношение между количеством строк первой и второй части во всех трех псалмах примерно одинаковое; между последним стихом первой части и первым стихом второй части существует смысловой разрыв. Некоторые исследователи считают, что подобные особенности композиции псалмов свидетельствуют об их попеременном исполнении двумя хорами . В текстах наблюдается высокая степень согласованности в лексике, в используемых образах и метафорах, в структуре ответа на поставленные вопросы. Три псалма в своей совокупности дают всесторонний ответ на общие для всех трех текстов проблемы диалога человека с Богом. Может возникнуть предположение, что данные псалмы задумывались как твердый ответ на часто задаваемые вопросы веры . Вопросо-ответная форма первых двух стихов псалма 120 типична для литературы мудрости (Прит. 5:15–23, 23:29-30; Иов. 11:7–12, 15:14–16). Если псалом 120 написан в виде диалога, то логично задать вопрос: кем являются собеседники? А. Вайзер считает, что собеседниками могли быть отец и сын или группа домочадцев, которые напутствуют паломника утешительными словами — не бояться священных гор (Цафон и Ямин, Фавор и Ермон; Пс. 88:13), мимо которых доведется идти в Иерусалим . К. Сейбольд также предположил, что изначально псалом был личным исповеданием веры человека, находящегося в беде, а путем последующего добавления стихов 4, 7–8 он адаптирован под «литургию благословения» . Р. Киттель полагал, что псалом был задуман как «внутренний диалог», разговор молящегося со своей собственной душой . При этом Киттель не может не согласиться, что псалом имеет литургическую форму, и словно уходит от проблемы, когда говорит, что в данном псалме паломник является «священником самому себе» . Среди прочих гипотез Э. Цэнгер и Ф.-Л. Хоссфельд указывают, что, по мнению некоторых ученых, псалом 120 мог быть формой диалога между паломниками по прибытии в Иерусалим или обменом репликами между паломниками и священником, встречающим их на пороге храма . По Г.-И. Краусу, это могла быть не «литургия входа», а «литургия прощания» исполняемая при вратах храма . В таком случае гимн — своего рода священническое благословение. Действительно, обозначенные в последних двух стихах пожелания «да сохранит тебя Господь...» (Пс. 120:7–8) напоминают благословение Аарона, которым напутствовали уходящих из храма паломников (Числ. 6:24–26) . Более того, как утверждал в свое время Ф. Бетген, между «я» и «Израилем» в стихах 4 и 5 есть определенное тождество, свидетельствующее о том, что голос паломника или священника мог быть представлен хором общины или левитов .

http://bogoslov.ru/article/6177544

6) Возжигают в нас нечистые страсти, обновляют их, возвышают и размножают злые бесы; а размышления о божественном слове, особенно с излиянием слез бывающие, умерщвляют их и истребляют, хотя бы они были закоренелы, и мало по малу как бы не сущими делают пагубные греховные действия, душевные и телесные: только не поленимся молитвою и упованием, неослабными и бесстыдными, приседеть Господу. 7) Для чего Христос из уст младенчествующих злобою верных совершает хвалу? Конечно для того, чтоб псалмопением сокрушить врага и мстителя, тиранствующего без меры, — врага добродетелей, мстителя злобного, диавола. Ибо, говорится, множеством славы Твоея стерл еси сопротивных (Исх.15,7) и супостатов, ратующих против нас. 8) Всякий от плодов своего пути вкушает, — одну половину ныне, а другую в будущем веке. 9) Монах должен держаться всегда добрейшего пощения, не прельщаться страстями и великое возделывать безмолвие. 10) Ненавистники душ наших, бесы внушают некиим воздать нам какую–либо ничтожную похвалу, а потом и нас подучают порадоваться о том. Если после сего расслабев от самомнения, дадим место и тщеславию, то врагам нашим не много уже будет труда совсем забрать нас в плен. 11) Принимай лучше поносящего тебя, чем хвалящего, который, по Писанию, ни чем не разнится от клянущего (Прит.27,14). 12) Когда ревностно проходя подвить пощения; по немощи послабишь себя в нем; тогда сокрушив сердце, обратись с благодарешем к Промыслителю и Судии всех. Если так будешь всегда смиренным являть себя пред Господом, то никогда ни пред одним человеком не вознесешься. 13) Враг зная, что молитва есть самое победоносное для нас оружие, и для него сокрушительное, и стараясь всячески отторгнуть нас от нее, влагает в нас иногда желание заняться еллинскими писаниями, от которых мы отстали. Но не будем слушаться его внушений; чтоб не уклониться от законов и порядков нашего делания духовного, и не собрать, вместо смокв и гроздей виноградных терний и волчцев. Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть (1 Кор.3,19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

За этим следует перемена тона, потому что пророк перестает говорить вообще и начинает говорить о себе самом. «Кто восстанет за меня на лукавых ? Или кто в станет со мною против совершающих беззаконие?» ( Пс.93:16 ). Пророк указывает на предлежащую нам трудную и жестокую борьбу со злыми силами и как бы высказывает то, что говорит Павел: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф.6:12 ). Про­тив них пророк просит и требует помощи. Кто может встать за нас и оказать нам против них помощь и защиту? Итак, не находи удовольствия с людьми нечестивыми, и не радуйся с делаю­щими беззаконие, против которых пророк не только хочет бо­роться, но и ищет союзника, которого и указывает далее. «Если бы Господь не... помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя " ( Пс.93:17 ). Нам нужна, говорит, только помощь Бога; только Он один может помочь нам против такого врага. Может быть пророк сказал это, вспомнив о преступлении, совершенном с Вирсавиею? Действительно, если бы тогда Бог не помог Давиду, послав Нафана и возбудив в нем словами последнего покаяние, то душа его подвергалась бы опасности приблизиться к аду, т.е. греховной смерти. 3. Но если праведник по беспечности приближается к смерти, то нечестивый обитает и пребывает в ней, потому что «нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их» ( Пс.72:4 ), поскольку он, как говорит Соломон, «достигши до глубины зол, нерадит» ( Прит.18:3 ). " Когда я сказал: «по колебалась нога моя», тогда милость Твоя, Господи, помогла мне» ( Пс.93:18 ). Кто сознает и исповедует свой грех, и, поколебавшись, не предастся беспечности и отчаянию, но восчувствует грех, тот тотчас же заметит даруемую Богом помощь и помилование. «При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою " ( Пс.93:19 ). И это дело опытного врача – прилагать к ранам соответствующие лекарства. Под болезнями в сердце разумей или скорбь о собственных своих грехах, рождающуюся от покаяния и сокрушения, или скорбь о благополучии грешников, или же причиняе­мые нам несправедливо страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кроме того, не следует забывать, что в РФ 75% православных. При этом, «недвусмысленны свидетельства Священного Писания о возможности, а иногда и необходимости применения родителями в том числе и физических наказаний (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11). О том же в своих наставлениях, посвященных воспитанию детей, неоднократно свидетельствовали и почитаемые Православной Церковью святые» . Изменение законодательства РФ, навязываемое Стратегией СЕ, будет подталкивать детей к нарушению пятой заповеди: «Почитай отца своего и матерь свою», формируя отрицательное отношение к воспитательным (адекватным) мерам, принимаемым родителями. В этом смысле происходит нарушение нормы Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ). В результате подписания Стратегии СЕ усилится давление на РФ в целях принятия откровенно антисемейного закона о бытовом насилии . П. 49 Стратегии гласит: « Совет Европы будет настоятельно рекомендовать государствам-членам СЕ подписать, ратифицировать и действенно внедрять Конвенцию СЕ о предупреждении и борьбе с насилием над женщинами и с домашним (бытовым) насилием (Стамбульскую Конвенцию), в частности через работу Группы Экспертов по противодействию насилию над женщинами и домашнему (бытовому) насилию (GREVIO) с тем, чтобы защищать девочек от насилия на гендерной почве, предупреждать такое насилие, осуществлять уголовное преследование за это преступление и искоренять его, а также применять Конвенцию для защиты всех детей, пострадавших от домашнего насилия ». РФ будут принуждать к принятию антисемейных конвенций : по п. 55 «Совет Европы будет содействовать внедрению своих норм по семейному праву, в том числе новой редакции Европейской Конвенции об усыновлении детей и Рекомендаций Комитета Министров СЕ о медиации (примирении) в семейных спорах, о политике в поддержку позитивного воспитания детей родителями...». Заметим, что Конвенция об усыновлении детей говорит о возможности усыновления однополыми парами. Сильно будет содействовать вмешательству в семью органов власти п. 19 Стратегии, в которой продвигается тема « некомпетентности» родителей : «Многие родители нуждаются в помощи, чтобы выполнить свою роль в воспитании ребенка и обеспечении его прав».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/21/...

Если же нет – то случилось непоправимое: за политическими баталиями мира сего мы забыли Христа. Посмотрите, как мы сами вопросы-то формулируем: «что случилось?!», «как возможно?!». Ведь не случилось еще ничего, а мы уже судили и осудили… Христос нас зовет: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии (Мф. 11, 28), — Он нас предупреждает: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1), — а мы увлечены Дзержинским, «исторической памятью», самим процессом голосования, перипетиями вокруг него… А, может быть, на это и расчет?.. Но даже если так – Господь Своих знает, любит и учит: егоже любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Древний мудрец, в отличие от нас, хорошо помнил: не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет (Прит. 10, 3). Хорошо бы помнить об этом и тем, кто в тяжелые дни пытается завести народ не к Богу и единству, а в политические дебри и расколы. Власти Москвы могли бы и помолчать Священник Филипп Ильяшенко Священник Филипп Ильяшенко , кандидат исторических наук, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ: Мы живем в эпоху, когда под давлением объективных и субъективных обстоятельств общественное сознание, общественное настроение в нашей стране качнулось в сторону реабилитации преступлений и преступников прошлого века, большевистского ленинско-сталинского режима. Разговор о памятнике Феликсу Дзержинскому, палачу русского народа, яркое тому подтверждение. В нашей стране гражданский мир достаточно хрупок, как бы нам ни хотелось, чтобы было иначе. Возможно, этот референдум мог бы стать некой точкой в данном вопросе, возможностью жителям столицы сказать решительное «нет» реабилитации преступников тоталитарного прошлого. Но, боюсь, ни к чему хорошему этот референдум не приведет. Даже если абсолютное большинство скажет «нет», непременно останется обиженное меньшинство. Думается, власти Москвы проявили бы куда большее благоразумие, если бы хотя бы молчали о таких вещах, или, напротив, поставили бы вопрос о возможности пребывания на Красной площади в центре столицы нашей Родины останков людей, которые были ее палачами.

http://pravmir.ru/drugih-problem-malo-sv...

Стыдно быть неблагодарным и человеку-благодетелю, тем более Богу, благодеявшему нам. Давид взывал пред Богом: возвеселил мя еси в творении Твоем, и в делех руку Твоею возрадуюся ( Пс.91:5 ). Кого и из нас не наделил Бог тем же, чем и Давида? Видим и мы свет Божий. – И кого он не радует? Кто бывает недоволен им? Свет есть источник всего радостного для нас; через него мы видим величие Божиих дел. (Поучение). Макарий великий учил: «когда взираешь на сей свет, помышляй: освещается ли твоя душа светом истинным?» Некоторые на вопрос Павла: крещены ли они Святым Духом? отвечали: ниже, аще Дух Святый есть, слышахом ( Деян.19:2 ). – И из нас иной, может быть, скажет: я и не слыхал, что есть еще иной свет – истинный? Господь говорит: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тьме не пребудет. Веруйте во Свет, да сынове Света будете. Никто же приидет к Отцу, токмо Мною ( Ин.12:46, 36; 15:6 ). Несмотря на то, что, свет прииде в мир и просвещает всякого человека, – ибо Бог, как сказано, всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ), – сей свет не действует на душу, омраченную суетою мира сего. И возлюбиша человецы, – говорит Писание, – паче тьму, неже свет; быша бо их дела зла ( Ин.3:19 ). Так Господь сказал: Мене же ненавидит мир, яко Аз свидетельствую о нем, яко дела его зла суть ( Ин.7:7 ). Как для тех, которые не видят света, точно и нет солнца, так и для слепых душою точно и не существует Солнце Правды – Христос Бог, слова Которого на них не действуют. Они не приемлют: яже суть от Духа Божия (Кор.2:14) и за то будут вопиять: заблудихом от пути истинного, беззаконных исполнихомся стезь и погибели ( Прит.5:6 ). Так и Давид говорил пред Богом: далеко от нечестивых спасение; ибо они уставов Твоих не держатся ( Пс.118:155 ). Господь сказал ученикам Своим: аще любите Мя, заповеди Мои соблюдите; Аз есмь свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный ( Ин.14:15, 8, 12 ). Праведник говорит пред Господом: как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем, Слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ты знаешь Лазаря? Ты узнал того, кто лежал в навозной куче, и кого ты не желал никогда удостоить равной чести с собаками? Но ведь ты – во дни благоденствия твоего – затворил перед ним свои недра; так и я теперь – в день наказания – затворяю перед тобою недра милости. Разве ты не слышал, как Бог через всех пророков взывал к тебе, говоря: «наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» ( Ос.12:6 ), потому что «милости хочу, а не жертвы» ( Ос. 6:6 ); «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф. 5:7 ), и еще: «благотворящий бедному дает взаймы Господу» ( Прит. 19:17 )? Итак, где ты сеял, там ищи и пожинай; где расточил, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семян милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева. А где было сокровище твое, там пусть будет и сердце твое. «Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (( Лк. 16:24 )). Терпит наказание язык, который служил ему для наслаждения пищей; он просит каплю воды, между тем как при жизни никогда не подал жаждущему хотя бы чашу холодной воды во имя ученика. Если бы при жизни ты поделился с Лазарем своим добром, то теперь разделил бы с ним царство; если бы тогда был сострадателен к бедным, то теперь избежал бы тяжкого осуждения, – потому что «блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь» ( Пс. 40:2 ). Щедро бросай богатством твоим в бедных, чтобы заровнять им ту огнепальную бездну; обильным потоком пусть строуится твое милосердие, чтобы потушить тот пламень; поддержи жизнь сирот – и вот ты убил уже неусыпающих червей; отри слезу вдовы – и ты освободил душу свою от гнета грехов. Для того ведь тебе и прочтено это, чтобы ты, идя по следам немилосердного богача, не подвергся тому же самому наказанию в геенне. А ты, бедный, не унывай и не падай духом, как бы волны бедности тебя не стеснили. Взирай на славнейшего Лазаря, сюда устремляй свой взор и днем и ночью, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани, во Христе Иисусе Господне нашем, Которому слава во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Церковь категорически выступает против легализации любых видов немедицинского употребления наркотических веществ, в том числе так называемых «легких» наркотиков. При этом надо признать, что употребление алкоголя имеет гораздо более выраженное социальное одобрение в нашем обществе по сравнению с травой. Как убедительно донести современному молодому человеку духовный вред опьянения, даже если он  ”в меру”? Я вижу тут два основных риска. Вино и молодость двойное воспламенение для чувственности. Зачем же подливать масла в огонь? Зачем подносить трут к пылающему телу? В Писании неоднозначно сказано о вине, которое не только веселит сердце человека, но и в котором распутство ( Еф. 5:18 ). Библия многократно предупреждает: Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. ( Прит.20:1 ) Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. ( Ис.5:11,12 ) Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. ( Ис.28:7 ) Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. ( Прит.23:20,21 ) Теперь что касается наркотиков. Они были хорошо известны в древности и использовались язычниками. Да и до сего дня ими пользуются шаманы у нас на Дальнем Востоке Нигде ни одного доброго слова нет в Библии в адрес одурманивающих веществ, потому что они лишают человека ясного сознания и мешают нам быть храмами Святого Духа ( 1 Кор. 6:19 ). Так надо и нам относиться к этим веществам. Всеобщая эпидемия пьянства и наркомании, которую мы все наблюдаем,- самое яркое свидетельство того, что ничего доброго в этом нет. Думаю, и Вам известны люди, которые рады были бы оставить эту зависимость, но не могут. Увы, многие из них умирают или оказываются за решеткой. Лучше не начинать.

http://azbyka.ru/vopros/kakova-sushhnost...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010