7:34). " Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа " (Евр. 12:14). И: " совершая святыню в страхе Божием " (2Кор. 7:1). Слово: святой не о всех, к кому прилагается, выражает одну и ту же мысль. Называется святым и Бог, но не так, как мы. Смотри, что говорит пророк, услышав глас, исходящий от серафимов: " горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами " (Ис. 6:5), - а пророк был свят и чист. Но если судить о святости нашей по образцу горней, то мы оказываемся нечистыми. Святы и ангелы и архангелы, святы также серафимы и херувимы; но есть опять разность в святости между нами и высшими силами. Я мог бы проследить и все прочие понятия, но вижу, что слово становится слишком продолжительным. Поэтому, оставив дальнейшее исследование, мы предоставляем вам самим рассудить об остальных предметах: вы можете дома, сличив их, понять различие между ними, и подобным образом проследить все прочее. " Дай [наставление] " , сказано, " мудрому, и он будет еще мудрее " (Прит.9:9). Таким образом начатое нами окончите вы. А нам нужно возвратиться к прежнему  порядку слова. Сказав: " и от полноты Его все мы приняли " , евангелист присовокупляет: " благодать на благодать " , и тем показывает, что и иудеи спасаются благодатью. «Не ради умножения вашего, говорит (Бог), но ради отцов ваших Я избрал вас». А если они избраны Богом не за свои заслуги, то явно, что получили эту почесть по благодати. Да и мы все спасены благодатью, - только не так, как они, не в той же, а гораздо важнейшей и возвышеннейшей степени. Таким образом и благодать у нас не такова. Нам даровано не только оставление грехов (это у нас обще с ними: " все согрешили " , - Рим. 3:23), но и оправдание, и освящение, и усыновление, и благодать Духа, несравненно более светоносная и изобильная. Через эту благодать мы соделались любезными Богу уже не как рабы, но как сыны и други. Потому и сказано: " благодать на благодать " . И подзаконное домостроительство было делом благодати, да и самое происхождение наше из небытия; не за какие-либо предшествующие заслуги мы получили это воздаяние, - как это могло быть, когда нас совсем и не было? – но так было потому, что Бог во всяком случае предваряет нас Своими благодеяниями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

А если бы все-таки поняли? И если бы все-таки эта радостная его сторона предстала бы перед нашими глазами во всей своей значимости? И если бы мы ее глубоко пережили бы и попытались бы эти свои переживания выразить внешне? Что мы тогда делали бы? Не что другое, как то, что перед лицом пришествия Господа возвещал пророк: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. Пойте Господу с гуслями и с гласом псалмопения. При звуке труб и рога торжествуйте перед царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; Да рукоплещут реки; да ликуют вместе горы Пред лицем Господа; ибо Он идет судить землю» (Пс., 97); земля с живущими на ней, вся природа, весь космос веселился бы пред лицом грядущего Господа. Всеобщая радость, выраженная во всеобщем веселье, стояла перед глазами пророка как ответ на приход царя Господа на землю. О чем бы это всеобщее веселье говорило? О всеобщей несерьезности? Напротив, оно свидетельствовало бы о всеобщем освобождении и о переходе человека и мира в новое бытие. Псалмы и песнопения, гусли и арфы, трубы и рога, шумящие моря и реки стали бы знамениями этого нового бытия. Освобожденный человек начал бы новое бытие, играя и веселясь. Но так было бы не только тогда, если бы мы приняли и осуществили Евангелие. Так было и в начале бытия. В книге Премудрости есть одно место, которое читается в костелах как эпистола на праздничном Богослужении Непорочного Зачатия Девы Марии и Рождества Пресвятой Богородицы. Там речь идет о Божественной Премудрости, которая существовала прежде, нежели появилась земля, возникли горы, забили водные источники. Но эта Вечная Премудрость не была всего лишь пассивным наблюдателем творческих деяний Господа. Она была их воплощающим началом. Она «имеет сожитие с Богом» (Книга Премудр.Соломона 8, 3) (Цит. по книге- Священные книги Ветхаго Завета. Санкт-Петербург. 1875) и знает дела Бога и «присуща была», когда Бог творил мир (9, 9). Она все направляет и упорядочивает. Но как? Как проявляется эта устроительная деятельность Божественной Премудрости? Ответ дает она сама: «Тогда я была при Нем художницей... веселясь пред лицом Его во все время, Веселясь на земном кругу Его» (Прит., 8, 30—31) (Цит. - Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Напечатано в Финляндии. 1993. В переводе используются разные издания Библии, ибо иначе невозможно было бы точно перевести авторский текст и те цитаты, которые А. М. приводит в своей книге). Веселье было способом действия Божественной Премудрости. Она играла водами источников, играя, устанавливала границы морей, играючи, укрепляла основание земли.

http://predanie.ru/book/84483-tayna-bezz...

Господь взирает на нас с образа, что висит в углу, и с креста, что прямо на стене: очи Его зрят и «вежды Его испытывают сынов человеческих... На всяком месте очи Господни» ( Пс.10:4 ; Прит.15:3 ). Но я и под взглядом очей Господних, что «в десять тысяч крат светлее солнца» ( Сир.23:27 ), – тянусь к свининке в пятницу (предположим). Я не доволен тем, что Бог благословляет мне вкушать сегодня, и, нагло поступая вопреки Его благословенью, рукою жадною тянусь к запретному... Ужель для услаждения требухи своей, я стану есть запретное сегодня? Ужель от яств запретных польза будет мне? Ужель, презрев благословенье Божие, я стану здоровее и счастливей и спокойней дальше? Нет, и нет! «Кто восставал против Бога и оставался в покое?» ( Иов.9:4 ). «Не воюйте с Господом Богом отцов ваших, ибо не получите успеха» ( 2Пар.13:12 ). «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!» ( Ис.45:9 ). Но, может быть, мы допускаем ошибку, приравнивая вкушение христианином в пятницу свининки с препирательством, с восстанием, с войною против Господа, Бога отцов наших? Не слишком ли грозные тексты Священного Писания нами здесь приводятся, касательно всего лишь вкушения запретной пищи? Увы, нет. Вспомните, какой «незначительный» акт преступления (на взгляд обывателя) был совершен нашими прародителями, и к каким трагическим последствиям он привел все мирозданье. Оставим здесь без ответа, связанные с этим вопросы (почему так разгневался Бог на «пустяшное» преступленье Адама и Евы? Почему вся вселенная изменила свой ход под проклятьем греха? Почему, вообще, так случилось?..), и процитируем еще слова Писания. «Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, – говорит Екклезиаст, – что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» ( Екк.2:24–25 ). «Не восхотел благословения, – оно и удалится» от тебя (ср. Пс.108:17 ). И совсем не пустяк отвергать благословение Божие и поступать ему вопреки. «Ибо благословение есть преподание святыни», – говорит свт. Василий Великий . 120

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Но так будет, когда завершишь войну и одолеешь своих противников. Тогда дарован тебе будет покой, чтобы отдохнул ты «под своею виноградною лозою», которая есть Христос Иисус, «и под своею смоковницею» ( Мих.4:4 ), которой является Дух Святой, и вознес хвалу всемогущему Богу Отцу во Христе Иисусе Господе нашем, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XVI. О том, что написано: «Иисус – старейшина» – то есть старец – «преисполнился днями 18 »; и как через Моисея передано наследство двум с половиной коленам 1 .Еще до нас отмечали, что в Писании старейшиной или старцем именуется не тот, кто достиг преклонного возраста, но кто обрел зрелость суждения и строгость жизни, особенно когда к наименованию «старейшина» мы присовокупляем «исполненный днями 19 » ( Быт.35:29 ). Ибо если бы кто-то назывался старейшиной или старцем по продолжительности его жизни, тогда кому же это звание приличествовало больше, чем сначала Адаму, затем Мафусаилу или Ною, которые, как сказано, жили в этом мире намного дольше других? Однако мы видим, что ни один из них не именуется в Писании старейшиной или старцем, но первым удостоен этого звания в Священном Писании Авраам, чья жизнь была намного короче, чем у других (ср. Быт.18:11–12 ). И еще сказал Господь Моисею: «собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины» ( Чис.11:16 ). Но заметь, о слушатель, можешь ли ты во всем Писании найти такое место, где бы грешника называли «старейшина» или «полный днями». Теперь же Святой Дух Своим гласом провозглашает, что «Иисус – старейшина» – или старец, – «исполненный днями». Ибо Он говорит так: «Иисус – старейшина, преисполненный днями» ( Нав.13:1 ). Разумеется, так нельзя сказать о грешнике, ибо он не «преисполнен днями», поскольку таковой не «простирается вперед, забывая заднее» ( Фил.3:13 ), но непрестанно «озирается назад» ( Лк.9:62 ) и «возвращается на блевотину свою» ( Прит.26:11 ) и потому «не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Но тот, кто всегда «простирается вперед» и приходит к совершенству, тот «преисполнен днями». Итак, Господь говорит Иисусу: «Ты преисполнился днями».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

(«Огненный ад, Божье воздаяние?», ОСБ, 1996). Это является искажением христианского учения. Богу нет надобности кого-либо мучить или пытать. Бог наказывает грешников, и это наказание в полном согласии с понятием абсолютной справедливости. Это наказание имеет божественный характер и не может пониматься с точки зрения человеческой справедливости: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». ( Ис55:8,9 ). Мучение, это ощущение/восприятие самим человеком процесса наказания, а не пытка, подобно той, которую описывают Свидетели Иеговы. Часто используемое ими понятие о том, что «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), совершенно не отменяет наказания грешников. Даже к достойным спасения применяется наказание:«Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему». ( Прит.3:11,12 ). Тем более для противящихся Богу предуготовлено более страшное: «в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога» ( 2Фес.1:8 ). Человек должен смириться и принять, что записано в Библии, даже если это не вмещается в его сознание и восприятие Библии. Но он не должен подтягивать и искажать истину, подстраивая под свое понимание. Просто смерть не похожа на мучение, а наоборот на освобождение и безнаказанность. Любое же наказание или мучение, это осознанный процесс, то есть в полном сознании того, что происходит. Таким образом Свидетели Иеговы дают повод для распространения греха, так как за него, уверяют они, не будет никакого мучения, только смерть. Это в полной мере соответствует противобиблейскому мирскому подходу: «похули Бога и умри». ( Иов.2:9 ), тогда как библейское учение о вечном наказании сдерживает грех . Если бы Библия учила тому, о чем сейчас говорят Свидетели Иеговы, тогда она никогда бы не использовала такие понятия о наказании, причем употребляя понятие вечности, а прямо бы заявила, что неправедные, будучи наказаны, просто навечно перестанут существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

Так пусть, если это необходимо, впадем мы в немилость вашу, ибо Церковь , обратившаяся ко Христу Господу, знает истину слов Божьих, сокрытую под покрывалом буквы. Ибо Апостол говорит: «Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:16–17 ). И поэтому мы должны умолять Самого Господа и Самого Духа Святого, дабы рассеялись туман и мрак, все, что затмевает видение нашего сердца мерзостью греха, чтобы обрести нам чудесное и духовное знание Его закона, согласно сказавшему: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс.118:18 ). Давайте, насколько это в наших силах, слегка коснемся немногого из многого, сосредоточиваясь не столько на объяснении отдельных слов – ибо так делает пишущий на досуге, – сколько на том, что служит наставлению Церкви, чтобы дать возможность слушающим самим нас понять вместо того, чтобы поражать их богатством толкований, как и сказано: «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее» ( Прит.9:9 ). 2 . Итак, в начале книги Левит сказано: «И воззвал Господь к Моисею и сказал ему из скинии собрания», чтобы он возвестил сынам Израилевым законы жертв и приношений. Сказано: «Когда человек из вас хочет принести жертву Господу, то, если из скота, приносите жертву вашу из быков и мелкого скота» ( Лев.1:2 ), то есть «из овец или из коз» (ср. Лев.1:10 ); «если же из птиц приносит он Господу всесожжение, пусть принесет жертву свою из горлиц, или из молодых голубей» ( Лев.1:14 ). «Если же», сказано далее, не человек, но «какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного из печеного в печи, то приноси пшеничные хлебы пресные, смешанные с елеем, и лепешки пресные, помазанные елеем» ( Лев.2:1, 4 ). Затем нас научают, что к алтарю Божьему не должно приносить ничего «квасного» и что ни коим образом нельзя примешивать к приношениям «меду», но, как сказано, «соли солью» все пожертвования и приношения. Во вторую очередь повелевается нам приносить «в дар от первых плодов», жертвовать Господу «свежее, печеное и хорошо очищенное» 1 (ср. Лев.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Глава XII Господь Сам стоит на охране добра в мире. Мир как творение Божие в отношении к Богу. Человек как разумно-свободное творение Божие в отношении к Богу. Образ Божий в человеке. Истинное понятие о свободе человека. Действительность и условие свободы в падшем человеке. Выводы. Ной «обрел благодать пред очами Господа [Бога] , – говорит Св. Писание, свидетельствуя о воле Божией, сохранившей род человеческий от Адама в лице Ноя и его сыновей. – ...Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета... И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли... Но с тобою Я поставлю завет Мой... Сделай себе ковчег из дерева гофер... и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт.6:8–18 ). «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем... И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» ( Быт.6:22, 7:1–7 ). Таким образом истреблением допотопного рода человеческого и сохранением праведного Ноя и его семейства Господь явил, и, как выражаются, фактически засвидетельствовал о том, что Он Сам стоит на охране добра в мире и что вражда Семени жены против змея-искусителя, т.е. диавола, положенная Богом, Богом же, Его всемогущим смотрением за человеком и Его премудрым домостроительством судьбы человека на земле возводится к тому концу, когда диавол будет поражен в голову в своей власти над родом человеческим и в своем обольщении человека злом. Сотворив мир, всех и «все Себе ради» , по свидетельству Св. Писания ( Прит.16:4 ), Господь «Егоже ради всяческая», целью творения имел, с одной стороны, откровение Себя, славы и благости Своей ( Рим.1:20 ; Пс.18:2 ; Ис.6:3 ; Пс.144:9, 103:24, 148:1–13 ), с другой – в мире неразумных существ целью создания творений было безграничное развитие жизни и бытия ( Пс.8:10 ; Быт.1:22 ), в мире же разумных существ, частнее, в мире человеческом, целью создания собственно человека было приобщение его к радости и блаженству бытия в Нем Самом, т.е. Боге – до соразделения человеком Божественных совершенств ( Еф.1:4, 3:16 ; 1Кор.3:22 ; 1Ин.3:1 ; Мф.5:48 ; Деян.17:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

между которыми распределил Господь управление частями мира. Прочие же, которых увлек падший денница вслед за собой, — это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, которые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом. Те места Писания, где говорится о диаволе. как отце лжи (Иоан. 8:44), о том, что сначала диавол согрешил (1 Иоан. 3:8), равно и об ангелах его (Матф. 25:41; Откр. 12:7,9), могут служить основанием для такого мнения. 3) Каким грехом пали падшие духи? Об этом было три главных мнения: Одни полагали, будто грех ангелов состоял в неестественных связях их с дочерями человеческими, указывая на слова священного Бытописателя: тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (Быт. 6:2). Но - а) последующие за тем слова самого Бога: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет (3) — показывают, что это были люди; б) событие, о котором говорит Моисей, случилось уже перед потопом, а ангелы пали гораздо прежде, потому что диавол является искусителем еще первого человека; в) ангелы, по слову Спасителя, ни женятся, ни выходят замуж (Матф. 22:30) и вообще, как духи бесплотные, не способны увлечься похотью плоти; г) Сынами Божиими называются в Священном Писании не одни ангелы, но часто и люди благочестивые, чтители Бога истинного (Втор. 14:1; Прит. 14:26; Иоан. 1:12). Посему и могли быть названы сынами Божиими потомки благочестивого Сифа, которые начали призывать имя Господа [Бога] (Быт. 4:26), в противоположность Сынам и дочерям человеческим, т.е. потомкам нечестивого Каина, которые, забыв Бога, ходили только в похотях человеческого сердца. Смешение этих-то сынов Божиих с дочерями человеческими и произвело всеобщее нечестие на земле перед потопом, привлекшее на нее казнь небесную. По второму мнению, грех падших духов состоял в зависти: завистью диавола , говорит Премудрый, вошла в мир смерть (Прем. 2:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Не сказал: ослабил, но: « расторг », выражая, что они сделались недействительными. « Узами » он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о которых говорится: « в союзе мира » (Еф. 4:3), и: « есть совокупность совершенства » (Кол. 3:14). Но есть узы и противоположные, как напр., те, о которых говорится: « в узах греха своего он содержится » (Прит. 5:22). На это указывает и Христос, когда говорит: « сию же дочь Авраамову », связанную так сатаною, « не надлежало ли освободить от уз » (Лк. 13:16)? И Исаия говорит о Христе: « восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите » (Ис. 8, 9). Эти–то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погрешит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: « я, Павел, сделался узником Иисуса Христа » (Еф. 3:1); и еще: « я исполняю посольство в узах » (Еф. 6:20; Деян. 28:20). « Тебе принесу жертву хвалы и имя Господне призову » (ст. 8). Смотри, как он выше, и ниже, и везде приносит это воздаяние Богу. Выше говорит: « чашу спасения прииму и имя Господне призову »; и здесь: « Тебе принесу жертву хвалы », т. е. буду благодарить, буду воспевать. « И имя Господне призову ». Видишь ли, какова его жертва хвалы? « Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его, во дворах дома Господня, среди тебя, Иерусалим » (ст. 9, 10). Это делает он не из желания показать себя, не из тщеславия, но, желая во всех возбудить собственную ревность и сделать их общниками благодарности. Так поступают все святые, призывая к общему хвалению не только людей, но и саму тварь всю, когда они получают какое–нибудь благодеяние. Действительно, ничто так не угодно Богу, как то, чтобы быть благодарным Ему не только в счастье, но и в несчастье. Это особенно и есть жертва; это — величайшее приношение! Так прославился Иов, так — Павел, так — Иаков, так — каждый из праведников, воздавая признательность и благодарность Богу особенно в трудных обстоятельствах. Так будем поступать и мы, будем всегда благодарными, чтобы получить и вечные блага, которых да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 116

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Обновленное, нетленное святое человечество, жившее и подвизавшееся прежде и скончавшееся – пребывает в новом нетленном мире, на небе, где уже нет греха, и где вечно царствует правда и мир и радость во святом Духе (Римл. 14, 17). Мы должны подражать ему. И так в новый год прилично вести речь о обновлении человеческого рода. А когда идет речь о обновлении, то предполагается, что оно до крайности обветшало, растлело, воссмердело всякими грехами и не достойно общения с Богом: ибо какое общение света со тьмой (Корин: 6,14)? Изображение этого греховного растления человечества, прежде пришествия в мир Сына Божия во плоти, пророк изображает так: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога, все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13,1-3). Гортань их – открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на зубах их (Пс. 5,10; 139,3); уста их полны злословия и горечи (Пс. 9,28); ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира (Прит. 1,16). Нет страха Божия пред глазами их (Пс. 35,2); (Римл. 3,10-18). Вот мрачная картина растления человечества прежде пришествия в мир Христа Спасителя. Нет на ней светлого места, на котором мог бы спокойно и с внутренним удовлетворением, остановиться взор беспристрастного, благочестивого наблюдателя, – одни черные краски. Нынешние люди в большинстве не лучше древнего мира, несмотря на обновительные начала, положенные в них Евангелием и церковью; человечество стало разлагающимся или уже разложившимся трупом, о котором Господь сказал: где труп – там соберутся орлы (Лк. 17,37), указывая этим на Свое славное страшное второе пришествие со всеми святыми Ангелами, свидетелями всей жизни человеческой. Это значит, что пред вторым пришествием Господа на суд, народы так развратятся, и до того растлятся в своих нравах, что долготерпению Божию настанет конец; и всемирная лопата начнет свое дело – очистит всемирное гумно от греховных бесчисленных плевел, и соберет Господь пшеницу в житницу небесную, а плевелы сожжет огнем неугасимым во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010