И должны ли мы скупиться, когда сеем семена в надежде, что принесут они плод обильный? Кто сеет на земле неодушевленной, то хотя по-видимости, и делает будто дело бесполезное и бестолковое, – ибо семена зарывает в землю, где они как бы уничтожаются, – но Бог, все делающий ко благу нашему, вместо того, чтобы их сгноить, орошает дождем и согревает лучами солнца и вот, поднимаются из земли всходы, растут все выше и выше, и наконец, приносят плод в тридцать, шестьдесят и во сто раз более посеянного нами. Или когда мы поливаем корни дерев плодовитых, то разве напрасно тратим воду, которая уходит в землю? Нет, наверху этих дерев увидим после сладкие плоды. Если же дерево бесчувственное не остается неблагодарным тебе за добро, которое сделал ему, то Божия ли благость оставит без внимания твой труд и усердие, которые ты окажешь ради Господа? Знай, что, когда творишь ты милостыню, то это сеешь такие семена, которые принесут тебе прибыль на вечные времена. Итак, братия, будем сеять семена, приносящие обильный плод на земле живых; ибо ныне время посева, а там – дни жатвы: ныне не время собирания и стяжания себе; а благоприятные дни нашего спасения, дни сеяния и расточения земных благ наших. При сем неуместны возражения: а сами-то как будем жить? что станем пить и есть? Иже дает убогим, не оскудеет, – сказано, – а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе ( Прит.28:27 ). Кто не собирает со Мною, – Господь еще так говорит, – тот расточает ( Лк.11:23 ); и потому называет безумным того, кто не в Бога богатеет ( Лк.12:31 ). Значит, безрассуден, противен Богу и тот, кто занят житейским попечением и не заботится о том, как угодить Господу. Такой действительно отвращает око свое от убогих и ничего им не дает; потому будет и сам некогда в великой нужде, будет просить каплю воды оросить язык свой, и никто никогда не даст ему и капли. О, человек, помышляющий о суетном! Человек, невнимательный к словам Господним! Почто ты не веришь, а по неверию и надежды иметь не можешь, что Господь пропитает тебя, – Господь, Который обещает подать награду даже за чашу холодной воды, поданной ради имени Его? Или не знаешь, что Господь любит праведников, что Он не дает проводить век свой в молве житейской всякому человеку, который взыщет правды Его, возлюбит праведный закон Его? Если было известно и древним людям, что дающий бедному дает Богу взаймы и по даянию его воздается ему ( Прит.19:17 ), то нам, при свете истины Христовой, тем более надобно быть в этом уверенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

    5:39. Удар в правую щеку считался самым большим оскорблением в Древнем мире (помимо тяжких телесных повреждений) и во многих культурах приравнивался к преступлениям, караемым законами воздаяния; какеврейское, так и римское право допускало судебное преследование за это оскорбление. Подобному унижению подвергались и пророки (3 Цар. 22:24; Ис. 50:6).     5:40. Самые бедные люди в Римской империи (напр., большинство крестьян в Египте) имели только нижнюю и верхнюю одежду, а потому кража рубашки могла служить причиной судебного разбирательства. Хотяусловия жизни в Палестине I в. были вполне терпимыми, этот стих может указывать на то, что лучше лишиться всего имущества, даже (в гиперболическом смысле) одежды, чем заводить тяжбу в суде. Иисус дает этот совет, несмотря на то что, по еврейскому закону, возвратить одежду было совсем несложно; кредитор не имел права брать в залог ни верхнюю одежду, которая могла служить ночью единственным покрывалом, ни рубашку (Исх. 22:26,27).     5:41. Римские воины на законном основании могли использовать труд, рабочий скот или имущество местных жителей (ср.: Мк. 15:21). Хотя подобное принуждение редко имело место в Галилее, в других местах оно было широко распространено, поэтому пример непротивления и преданного служения угнетателям не мог не вызвать у слушателей Иисуса величайшего удивления.    Еврейскую религиозную верхушку устраивали существующие отношения с Римом, но революционно настроенные умы хотели поднять мятеж против римлян. В этот период все палестинские евреи мечтали о национальной независимости, но не все были революционерами. Однако в 66 г еврейская Палестина была вовлечена в войну, и в 70 г благоразумие позиции Иисуса стало очевидным: Рим одержал победу, аеврейский народ, приведенный мятежниками к поражению, был сокрушен.     5:42. Ниших было очень много. Библия подчеркивает необходимость помощи нуждающимся (Втор. 15:11; Пс. 111:5,9; Прит.21:13). Бог восполнит нужды тех, кто помогает бедным (Втор. 15:10; Прит. 19:17; 22:9; 28:8).Библейские законы против ростовщичества, и особенно о даче взаймы накануне «года прощения» (Втор. 15:9; каждый седьмой год долги должны были прощаться; ср.: Лев. 25), согласуются с предписаниями Иисуса, но Он идет дальше, призывая к бескорыстному даянию (особенно Лк. 6:35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

11:1. Автор дает определение веры через призму грядущей награды, как в 10:32–39 (в греческом оригинале здесь присутствует слово «ныне»). Иудеи определяли окончательную «надежду» как упование на грядущий день Господень. Эта надежда, однако, есть непоколебимая уверенность в настоящем. Слово «уверенность», гарантия, используется в греческих деловых документах с таким значением: «документ, удостоверяющий право». Для греческого читателя «невидимое» считалось вечным, небесным; здесь это также означает то, что еще ожидает своего свершения, как в иудейских апокалиптических произведениях (11:7; ср.: 11:27). 11:2. «Свидетельствованы» – это буквально означает «удостоверены», как и в 11:4,5,39, т. е. свидетельство их жизней и посредничество Бога гарантировало им, что они будут оправданы – названы праведными вСудный день. 11:3. В Ветхом Завете этот принцип часто объясняется (напр.: Прит. 3:19,20 ), но поскольку автор начинает здесь экскурс в библейскую историю, он обращается к теме сотворения в Быm. I . В греческой космогонии (напр., у Гесиода, Эмпедокла), в отличие от многих иудейских источников (напр.: 2Мак. 7:28 ), считалось, что вселенная образовалась из материи, находящейся в состоянии хаоса; Платон и Филон считали, что невидимая вселенная была создана из невидимой материи. Вместе с тем Филон и многие иудейские учителя верили, что физическая вселенная была сотворена Богом как невидимая, идеальная сущность, воплощенная в Его «Слове», или Его «Премудрости». Хотя в этой концепции видно некоторое влияние греческой философской мысли (особенно, стоиков), она в целом подтверждается Ветхим Заветом (см., напр.: Прит. 8:22–31 ). 11:4. В еврейской литературе прославляются мученики, а Авель считается первым из них (см., напр.: 4 Мак. 18:10–19; Мф. 23:35 . В Завете Авраама, « " псевдоэпиграфическом произведении, дата написания которогонеизвестна, Авель даже заменяет героя греческой мифологии Миноса как человеческого судью мертвых [в Книге Юбилеев эта роль отводится Еноху]. В Вознесении Исайи и Апокалипсисе Моисея, которые тоже относятся к еврейской литературе неопределенного периода, Авель возвеличивается как праведник. У Филона эгоцентризм Каина приводит его к вечной погибели; в других ранних произведениях в рамках иудейских традиций и преданий, напр., в Книге Юбилеев и 1 Енох., описываются другие наказания, которые получил Каин.) Все сказанное автором ясно указывает на то, что он использует в Евр. 12текст Быт. 4:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Если, возлюбленный, придет к тебе брат, и будет упрашивать тебя, говоря: иди с нами, приобщися крове (Прит.1:11); в совете нашем составим единодушное между собою братство, а кто говорить нам напротив, тех отдалим от себя; старцам пойдем наперекор, и седины не устыдимся, наговорим грубостей приставникам дома, насмеемся над безмолвствующим, наругаемся над благоговейными; всех подчиним себе, составим себе имя; обличаемые не станем молчать, дружно возвысим голос, чтобы не обнаружилась ложь наша; когда обратятся к нам с увещаниями, поддержим свою гордость; когда станут упрашивать, превознесемся; да будет нам крепость закон правды; некрепкое бо не полезно обретается (Прем.2:11); то не ходи одним путем с сими людьми, уклонися от них, и измени: не уснут бо, аще зла не сотворят (Прит.4:16.17). А говорящему сие отвечай: " не мое это дело. И ты бежал сего, но опять тому же хочешь работать? Какая же польза от пострижения власов? Какую из сего извлекут для себя выгоду люди? Твердо держим у себя в уме, что оставили мир, чтобы стать монахами: как же хочешь возмущать души братий? Но ты, слыша правду, не гневайся; ибо общая в этом польза. Не понимаешь разве, что поем? А поем не это ли: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:1-2)? И еще говорит: яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет (6). И в другом псалме говорит: яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс.72:27.28). И еще говорит: врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша (Пс.36:20): кротцыи же наследят землю, и насладятся о множества мира (11). И еще говорит в другом псалме: что хвалишися во злобе сильне, весь день (Пс.51:1)? И еще в другом: не живяше посреде дому Моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима Моима (Пс.100:7). Многих прельстил помысл высокоумия, надмевая суетным. Написано: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). Итак, умоляю тебя, живи в безмолвии, чтобы иначе, воспользовавшись на время своею волею не скончать тебе в мучении последних дней своих. Или ты скорее покусишься злоумышлять на сие святое место, по слову Сказавшего: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (Пс.40:10)? Итак пойдем в келлии свои, и будем плакать о грехах своих, чтобы умилостивить нам Бога, ради Которого оставили мы суетный мир, да не когда похитит, и не будет избавляяй (Пс.49:22), Ясно представим себе, что, хотя нас теперь и тысячи, но в день смерти один по одному пойдем отсюда; и каждому будут сопутствовать только дела его, то, что он сделал худого и доброго. О том помышляй, о том заботься, как бы возмочь тебе избежать гнева; ибо невозможно нам избегнуть рук Создавшего нас, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс.138:7)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

27:17. Значение межевых камней. См. коммент. к 19:4. 27:19. Справедливость по отношению к незащищенным членам общества. Важный аспект израильской правовой традиции составляет забота о группах населения, называемых уязвимыми, или бедными: вдовах, сиротах и пришельцах (см.: Исх. 22:22 ; Втор. 10:18,19; 24:17–21 ). В месопотамских сводах законов забота о бедных проявляется уже с середины 3-го тыс. до н. э. и касается главным образом защиты их прав и обеспечения справедливости в судебных делах. 27:20–23. Кровосмешение и содомия. Кровосмешение считалось неприемлемым во многих древних обществах (см., напр., запреты в хеттских законах). Исключение составлял Египет, где кровосмешение было обычным явлением в царском роду (но почти не встречалось за его пределами) и считалось средством укрепления власти и ее сосредоточения в руках царствующей династии. Подобные представления разделяли цари государства Элам. Содомия практиковалась на древнем Ближнем Востоке в ритуальных или магических целях. Примеры содомии встречаются в мифологии Угарита (и, вероятно, воспроизводились жрецами в ритуалах). В правовых материалах эта практика запрещалась (в частности, в хеттских законах). 27:25. Подкуп за убийство невинного. Не совсем ясно, кому адресовано это проклятие, – наемному убийце (в каковом случае перед нами вариант предшествующего стиха), судье или свидетелям, получающим подкуп за обвинение невинного человека в совершении тяжкого преступления и тем самым обрекающим его на смертную казнь (ср.: 3Цар. 21:8–14 ). Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи (закон 5) предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 28:1–14 Благословения завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

    25:18. Один из самых безопасных (но и наименее прибыльных) способов сохранения денег — закопать их в землю. Такие клады, в свое время не востребованные по разным причинам, до сих пор еще находят. (В Лк. 19 раб поступил еще хуже: он просто завернул деньги в платок, даже не закопав их, что было крайне неразумно инебезопасно.)     25:19—23. Удвоить капитал было делом вполне обычным, доступным для рабов. В древности был популярен принцип: честность в малом свидетельствует о честности в большом. Арамейское слово «радость», которое использует здесь Иисус, одновременно означает и «праздник» (ср.: 25:10). Хозяин устроил по возвращении праздник и воздал должное своим сообразительным рабам.     25:24,25. Третий раб, вероятно, был не так уж глуп; его просто не волновала судьба собственности хозяина (см. коммент. к 25:15—17). Самое небольшое вложение капитала могло дать процент от сбережений и не угрожало опасностью потерять его, т. е. было не менее надежно, чем закопать деньги. Фраза «вот тебе твое» в еврейских правовых документах означала «я за это больше не отвечаю».     25:26,27. Хотя дача денег в рост и противоречила еврейскому закону (Исх. 22:25; Лев. 25:36,37; Втор. 23:19,20; Неем. 5:7; Пс. 14:5; Прит. 28:8; Иез. 18:8,13,17; 22:12), язычники не подчинялись его требованиям. Более того, евреи могли привлечь их для совершения подобных операций, и многие представители еврейской знати следовали греческим обычаям, а не официальному иудаизму. Подобно тому, как раввины могли рассказывать притчи о царях спустя долгое время после исчезновения царей из еврейской Палестины, Иисус мог надеяться, что его слушатели поймут мораль этой притчи.     25:28—30. Тьма в других текстах символизирует ад (8:12).     25:31—46 Суд: овцы и козлы     25:31. Сын Человеческий придет в славе и будет царствовать от имени Бога (Дан. 7:13, 14; ср.: Притчи Еноха — время написания неизвестно), и в некоторых еврейских апокалипсисах (возможно, по аналогии с греческими образами загробного мира) описывается деятельность человеческих судий до наступления Судного дня. Но здесь описание абсолютной власти Иисуса лучше всего согласуется с традиционным еврейским представлением о Боге, судящем народы в Судный день. Об ангелах см. в коммент. к 16:27.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Прит. 8:27 говорит о присутствии Премудрости при «уготовлении Богом небес» и сообразно с 28 – 30 ст. – об участии в творении мира. В виду этого отожествление . 16б с таковым же выражением Прит. 8:27 не дает права ни на истолкование рассматриваемого стиха в духе Штира, ни на объяснение, предлагаемое иером. Фаддеем. Первое понимание недопустимо и потому, что вносит в 16 ст. тавтологию (с начала творения Я не говорил тайно, со времени существования земли был Богом откровения); возможность второго исключена приурочением «бытия там» к определенному моменту, обозначенному выражением «со времени существования ея»; ограниченное этим сроком «бытие там» не может считаться «предвечным существованием в Боге». В Пр. 8:27 употреблено в речи о премудрости. но при наличности в 8 ст. 138 пс. (евр. 139) не может считаться специальным термином, уместным лить в применении к ней одной. допустимо и, по отношению к Господу. И так как 16а несомненно содержит слова Ягве, то и его продолжение 16б является свидетельством Господа о Самом Себе, – о Своем отношении к Своим же словам. И действительно, судя по контексту, фраза: «с того времени, как это происходит», не может означать ничего иного, кроме: «с того времени, как происходит то, о чем Я говорил не тайно» 20 , т. е. со времени исполнения предсказания о призвании Кира 21 . С данного момента Господь «был там». И если гл. 8 ст.138 пс. говорит о вездеприсутствии Бога, как существа, содержащего в Своей власти человека и всем управляющего (47:10 ст.), то . 6б указывает, что Господь руководил ходом истории выступления Кира, направляя его к известным целям. В ст. 16в речь Ягве прерывается речью его посланника: Выражение соединено союзом и с дополнением при глоголе – местоименным суффиксом 1-го лица и потому, подобно ему, является объектом: «и ныне Господь Бог послал меня и Духа Своего». И этого вполне достаточно для того, чтобы не считать посланником 16в Раба Иеговы. Об отдельном посланничестве Раба Ягве и Духа Господня не может речи, так как Дух Господень пребывает на Нем (42:1, 59:21) пребывает, согласно выражению 11,2 «», постоянно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Поспешим же, возлюбленные, поспешим ещё раз отозваться на громкий и болезненный вопль наших злополучных братьев, прострём к ним братскую руку помощи. Пусть каждый из нас уделит им от избытков своих, что и сколько может; пусть от хлеба своего даст алчущему и от одеяний своих нагим ( Тов.4:16 ). – И да ведаем, что, по непреложному слову Божественного писа- —440— 1876 г. ния, иже даёт убогим, не оскудеет ( Прит.28:27 ) и что милуяй нища взаим дает Богови (там же Прит.19:17 ). Грядущий родитися плотью в Вифлееме Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Иже богат сый обнища нас ради, благоволительно приимет от нас всякую, с усердием во имя Его приносимую на пользу страждущих братий наших жертву и сторицей за сие воздаст нам. Желающие сделать приношение в пользу бедствующих Герцеговинцев могут обращаться с своими пожертвованиями к приходским священникам, а сии должны доставлять, при письменных донесениях, как денежные, так и вещественные приношения местным оо. Благочинным, для препровождения оных к о. Редактору Харьковских Епархиальных Ведомостей. Тем из наших пасомых, кои сделали уже на пользу бедствующих славян посильные приношения, призываем Божие благословение и приносим нашу искреннюю пастырскую благодарность. Особенную же признательность изъявляем почтенному редактору Харьковских Епархиальных Ведомостей, о. протоиерею Иоанну Чижевскому, так много и бескорыстно, в течении года, потрудившемуся и продолжающему трудиться в собирании и препровождении по назначению всякого рода благотворительных приношений. Смиренный Савва, Епископ Харьковский и Ахтырский. Примечание. Воззвание сие может быть прочитано в воскресный или праздничный день в церкви“ 1541 . 7-го числа писал я в Москву племяннику покойного В.М. Бостанжогло, Н. А. Алексееву : „Для сохранения памяти о досточтимом и незабвенном для меня Василии Михайловиче, я поручил Редактору Харьковских Епархиальных Ведомостей составить и напечатать краткую записку о добрых и благодетельных ко мне отношениях покойного. Тридцать экземпляров отдельных оттисков этой записки препровождаю к Вам вместе с сим, и прошу доставить по экземпляру матушке Василия Михайловича,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скончался он в Севастии, будучи усечен мечом, за что увенчан был от Господа, «победы венцем благолепным». В Х.М. он называется Евтихием. Кондак, гл. 3. Апостолов сопрестольник и святителей красота быв Евтихе, мученически прославился еси, просиял еси яко солнце, всех просвещая, и разорил еси безбожия нощь глубокую: сего ради тя почитаем, яко Божественнаго воистину священнотаинника Христова. + Пренесение честных мощей иже во святых отца нашего Петра, митрополита Киевского и всей России чудотворца. В 1472 г. вместе с воспоминаемыми 27 мая святителями были перенесены в новосозидаемый Московский Успенский собор и мощи св. Петра, уже прославленные чудесами и исцелениями (почему 27 мая о них и не упоминается). Ново-созидаемый собор, сложенный до сводов, в 1474 г. обрушился, и мощи св. Петра, найденные под развалинами были перенесены в церковь св. Иоанна Лествичника . В 1479 году, когда вновь созидаемый (известным зодчим, итальянцем Аристотелем Фиоравенти) собор был окончен строением, св. мощи святителя Петра торжественно были перенесены в него 24 авг., где и ныне почивают открыто. См. 21 дек. и 5 окт. Тропарь, гл. 4. Наста днесь всечестный праздник пренесения честных мощей твоих, святителю Петре, веселя изрядно твое стадо, и верного Императора, и люди: о нихже не оскудевай моляся Христу Богу, еже от Него дарованней ти паствы сохранитися от враг ненаветованней, и спастися душам нашим. Кондак, гл. 8. Яко врача преизрядна, и источника чудесем обильна, днесь сошедшеся любовию духовная твоя чада, в пренесение честных мощей твоих, архиерею Петре, молим тя: моли Христа Бога даровати честным твоим пренесением верному Императору нашему на враги победительная: да твоими к Богу молитвами, находящих зол избавльшеся, радостной душой и веселием сердца, благодарная ти воспоем глаголюще: радуйся отче Петре, архиереев и всея Российския земли удобрение. Парем. (1. . Прем.4:7, 16, 17, 19–20; 5:1–7; 3 . Прит.29:2 ; ; Прит.3:34 ; Утр. Ев. Ин.10:1–9; 35 зач.; Ап. Евр.7:26–28, 8:1–2; 318 зач.; Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

22:18—19), тот не должен покушаться вводить новое от себя, а должен довольствоваться тем, что прежде возвещено святыми. Итак, не крайнее ли безумие — отваживаться на то, что не принято ни в общем употреблении, ни в языке Писаний? Ибо, какой отец или какая мать, с благосердою и нежною любовью к своему детищу, будет называть его порождением, оставив обыкновенное приветствие: «сын мой», или «чадо»? «Чадо», сказано, «иди в виноград» (Мф. 21:28). И в другом месте: «Бог усмотрит Себе агнца» на заколение, «сын» (Быт. 22:8). Подобным образом говорит Исаак: «ты ли сын мой» (Быт. 27:24)? Еще: «наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Прит. 3:11). Также: «сын мудрый радует отца» (Прит. 10:1). То же и во многих местах. Но нигде не видно, чтобы кто-нибудь называл дитя свое порождением; и это по той явной причине, что «сын» и «чадо»суть имена приличные существам одушевленным, а слово «порождение» редко к ним прилагается. Порождением можно назвать и выкидыш, еще не получивший образа; но он не достоин называться чадом. Порождениями именуется и плоды земные, но не чадами. «Не буду пить», сказал Господь, от порождения винограда «этого» (Мф. 26:29). А об одушевленных существах редко где найдем употребляемым это название; и где употребляется оно в этом смысле, там говорится, как всякий может видеть, о таком животном, которое предано на поругание и представляется в пример злости. Ибо сказано: «змеи, отродье змеиное!» (Мф. 23:33). Поэтому-то, думаю, и общее употребление речи находит это наименование низким, и божественное Писание явно отвращается от него, особенно в отношении к единородному Сыну Божьему. Писание не допускает даже и названия «чадо», так как в нем заключается много человеческого. Апостол повсюду именует Господа Сыном, а также и другими различными наименованиями прославляет Его, называя и Первородным (Рим. 8:29; Евр. 1:6), и Образом (2 Кор. 4:4), и Сиянием (Евр. 1:3); но избегает названия «порождение». Если же он, или кто другой из верховных проповедников слова, употребляет это выражение, то пусть Евномий докажет это, и мы позволим ему уничтожить все сказанное нами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010