Из этого коварнаго и невернаго рода призывает тебя Господь, говоря тебе: Иди, иди, выходи оттуда, не касайся нечистаго; выходи из среды его; очисти себя, носящий сосуды Господни (Ис. 52, 11); спасайся из сего развращенного рода (Дъян. 2, 40). Встань и уходи, ибо страна сия не есть место покоя (Мих. 2,10). Многочисленность ваших богов бывает причиною безпорядков, даже мятежей, и совершенно неправдо-подобна. У нас совсем не так: у нас нет многих богов и властителей, но у нас один Бог Отец, из Котораго все и мы для Него; и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им, Который есть также невидимый Истинный Бог, родившийся от Отца прежде сотворения всякой твари и прежде всех веков. Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, начальство ли, власти ли,—все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и все Им стоит; и един Святой Дух Животворящий властитель всего, Бог Истинный, Дух благий, Дух утешения, Дух усыновления. Таким образом, у нас един Бог, троичный в Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. У Них одна природа, одно царство, одно могущество, одна слава, одно бытие, различаемое только свойствами каждой Ипостаси: Отец никогда ни от Кого не рождался; Единородный Сын предвечно рождается от. Отца; Дух же Святый предвечно исходит от Отца. От света Отца рождается свет Сына и исходит свет Духа Святаго, которым и мы освещаемся. В трех Ипостасях мы прославляем единое Божество: единаго, Истин-наго Бога, познаваемаго в Нераздельной, Единосущной Троице. Из Него все, Им все и для Него все. По Его милости я узнал о твоем существовании и был послан к тебе, чтобы научить тебя тому, чему я сам был научен. Поэтому, если ты уверуешь и крестишься, то будешь спасен, если же не уверуешь,— будешь осужден. Все, что видишь ты теперь, все то величие, которым ты окружен, как-то: богатство, слава, роскошь — скоро пройдет; ты оставишь их против своей воли. Тело твое будет заключено в тесный гроб, останется совсем одно без друзей и других близких лиц. Тление уничтожит его красоту и распространит кругом зловоние, вместо теперешняго услаждающаго его благовония. Душа же твоя будет брошена в ад, где она пробудет до всеобщаго воскресения, после котораго соединившись снова с телом, будет прогнана от лица Божия и осуждена в огненную геенну, горящую вечным, но никогда не сжигающим огнем. Вот, что будет тогда с тобою, и многое еще худшее, если ты останешься в своем неверии. Если же ты с готовностью послушаешься Призывающаго тебя ко спасению, с радостью осенишься Его светом, невозвратно последуешь за Ним, отрекшись от всего мирскаго и суетнаго, и привяжешься к Нему одному, то послушай только какого блаженства достигнешь ты: Когда ляжешь спать, не будешь бояться, и, когда уснешъ, сон твой приятен будет. Не убоишъся внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет (Прит. Солом. 3, 24—25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Апостол сказал это коринфянам и еще добавил: «Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» ( 1Кор.3:3 ). Павел не «сделал им пиршество», но когда был с ними и нуждался, то не был никому в тягость и ни у кого не ел хлеб даром, но занимался «трудом и работою ночь и день» ( 2Фес.3:8 ) и зарабатывал своими руками на жизнь и себе, и тем, кто был с ним. Коринфяне были так далеки от того, чтобы пировать, что проповедник слова Божьего не мог ни в малейшей мере, ни хоть сколько-нибудь иметь с ними пир. Однако великий пир ожидает тех, кто достиг совершенства в умении внимать, кто приучил чувства навыком (ср. Евр.5:14 ) к слушанию слова Божьего. Исаак ест с ними, и не просто ест, но встает «рано утром» с клятвой и обещает им мир в будущем (ср. Быт.26:31 ). Так давайте же и мы будем молиться, чтобы слышать нам слово Бога таким умом, с такой верой, чтобы Он счел нас достойными и сделал нам пиршество. Ибо «премудрость… заколола жертву, растворила вино свое… и послала слуг своих» ( Прит.9:1–3 ), чтобы они созвали на этот пир столько людей, сколько смогут найти. Это – великий пир, и, придя на него, не наденем одеяний глупости, не облечемся в одежду неверия или запятнанную грехом, но в чистоте и простоте сердца примем слово Божье и будем служить Премудрости, которая есть Христос Иисус Господь наш, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XV. О том, что сказано: «И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему, и известили его, сказав: Иосиф жив, и теперь владычествует над всею землею Египетскою» (Быт. 45:25–26) 1 . Читая Священное Писание, следует отмечать, как в каждом конкретном отрывке используются слова «взойти» и «сойти». И если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что крайне редко о ком-то говорится, что он сошел в какое-то священное место или взошел в место скверное. Эти наблюдения показывают, что Божественное Писание не написано грубым и неразвитым слогом, как считают многие, но приведено в соответствии с учением Божественных наставлений и посвящено не столько историческим повествованиям, сколько таинственным понятиям и идеям.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Бытие вообще есть благо и радостный для творения дар Божий; но бытие разумно-свободного существа есть божественное благо и дар премирной, в Боге блаженнейшей радости. «Жена, – говорит Иисус Христос, – егда раждает, скорбь имать, ...егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир» ( Ин.16:21 ): в этих словах Спасителя ясно, что явление человека в мир, начало его бытия есть радость, «радость, – говорит Спаситель, – яко родися человек в мир» . Иисус Христос не указывает ни на то, каков будет родившийся человек в мир, ни на то, будет ли он велик, или ничем не примечателен в мире, проживет ли он семьдесят или восемьдесят, или сто лет, или же, вышедши из недр матери и не испытав земного жребия, он возляжет в недра земли и почиет там до «великого дня Божия», а говорит вообще о радости потому, что родился человек в мир; следовательно, отмечает и имеет в виду радость от призвания к бытию нового человеческого существа, новой разумно-свободной личности, нашедшей благостию Творца свое существование во времени для вечности. Бытие поэтому есть само по себе благо, и радость бытия, следовательно, тождественная самому бытию: «Он (Бог) создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле» ( Прем.1:14, 11:25 ). «...всякое творение Божие хорошо» , говорит Ап. Павел, и ничто не гнусно» ( 1Тим.4:4 ); «Бог все соделал прекрасным в свое время, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает от начала до конца» ( Еккл.3:11 ). Субъективно и объективно всякое творение Божие прекрасно: оно планомерно, закономерно и целесообразно, и потому в неповрежденном своем образе оно должно было всегда находиться только «во благе» бытия. Но личность человека как разумно-свободного существа имела в себе радость совершеннейшую, радость предощущения блаженнейшего бытия с Богом и в Боге. «К вам, люди, взываю я, – говорит Олицетворяемая Премудрость Божия, – и к сынам человеческим голос мой! Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда... Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони... Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, ...когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» ( Прит.8:4–6, 22–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

В Нем корни бытия, корни существования, мир существует лишь потому, что Бог дал ему существование. В отношении силы можно сказать, что все существует по причастию к силе Сущего – существующее от Сущего. Это фактически первый признак, потому что если нет существования, то нет и жизни. Далее мы говорим о Боге, что Он – жизнь. Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Христос также говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» ( Ин.11:25 ). Вот имя Бога – Жизнь – очень часто встречается в Библии . Он называется или просто Жизнью, или Богом Живым: «Иисус, Сын Бога Живаго» (1Тим.4: 10; Евр.3:13 ; Откр.7:2 ). Бог Отец – Бог Живой, Сын – это Жизнь и Начальник жизни, Дух Святой – Дух Животворящий. Он является живым, потому что Он оживляет всех. Святой Кирилл Александрийский говорил, что могущество Сына Божия заключается в том, что по Его воле рождаются все новые и новые поколения и животных, и людей. Именно Бог Сын в начале нашего существования сказал: «Да будет» ( Быт.1:3; 1:6; 1:14–15 ). Он прикоснулся к нам своей животворящей рукой в тот момент, когда мы только появлялись, Он прикоснулся – и потому появились мы. План был продуман еще до сотворения Вселенной. И когда Бог сотворил Вселенную, Он повел ее, как огромный корабль, к своей цели. Бог задумал каждого из нас: и когда, и кем кому родиться, и что каждый из нас получит при рождении, – Он дал жизнь в момент зачатия. Но Библия говорит больше! В Книге Иова сказано: «Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» ( Иов.10:10 ). У пророка Иеремии: «Говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке» ( Иер.18:6 ). Бог «лепит» человека, Его живая сила продолжает вылепливать человека даже сейчас. Тело человека – огромная загадка, в нем порой происходят непонятные процессы, которые до конца не может объяснить наука. Имена Премудрого Бога Теперь скажем о том свойстве Бога, которое называется премудростью, потому что Бог называется Богом Премудрым. Как сказано: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» ( Прит.3:19 ). Разум Бога непостижим: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» ( Ис.55:9 ). Бог обладает колоссальным разумом, знающим все возможности одновременно. Всякое знание коренится в Нем, но при этом это знание «отпечатано» на всем творении. Обычно нормальный ученый занимается тем, что разгадывает какие-либо отпечатки премудрости Бога, которые запечатлены на творении. Ученый не может выдумать законов мира, он просто может постигнуть, увидеть законы Бога, исследовать их и описать.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Вот и Давид говорит: я был молод и состарился, и не видел праведника оставленным, и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его благословенно будет ( Пс.36:25–26 ); ибо Господь любит правду и праведных людей не оставляет вовек. Известно всем, обеднел ли праведный Авраам, хотя был страннолюбив; и Филарет Милостивый от того, что был весьма милостив? Правда, последний потерпел нужду; но и какое вознаграждение получил за свое терпение! О таком, кто с охотою творит правду Божию, у пророка сказано: правда его пребудет в век века, и рог его вознесется к славе ( Пс.110:3 ). Потому и Златоуст сказал: «никто не бывает столь знаменит и славен, как благотворитель; его все любят и превозносят, считая общим отцом и благодетелем». Ибо что еще достопочтеннее таких слов: покровитель наш и отец наш? Господь всем верующим в Него сказал: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, – или что другое – ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне во сто крат более, а в веке грядущем жизни вечной ( Мк.10:29, 30 ). Это значит, если кто из послушания Евангелию, то есть, учению Христову, оставит, или что то же, отступится, отдаст что-нибудь из своего достояния неимущему, просящему Христа ради, то за это ныне же, в веке сем, получит несравненно более того, что отдал и чего лишился на время более или менее продолжительное. Итак, когда ты подаешь милостыню, то думай, что ты не бедному даешь, но даешь взаймы Богу ( Прит.19:17 ), и будь совершенно уверен, что получишь в свое время сторицею и в жизни будущей будешь блажен вечно. При этом обрати внимание и на тех, которые дают взаймы людям, чтобы получить с лихвою – они не тотчас же получают обратно свое даяние, но чем дольше не получают, тем более увеличивается их капитал, так и ты не старайся получить здесь всю награду, – ибо если получишь, то какого еще воздаяния ожидать тебе в будущем? Посему и Бог, соблюдая воздаяние Свое в жизни будущего века, попускает иногда рабам Своим терпеть здесь лишения и злострадания, как и писал о сем апостол Павел: до нынешнего часа алчем и жаждем, и наготуем, и скитаемся ( 1Кор.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Есть молодежь, утонувшая в разврате и безобразиях. О них нужно молиться. Есть молодежь, нашедшая себя и делающая деньги. Эти вторые не лучше первых, потому что тоже тонут в разврате и безобразиях, только культурно и тайком. О них тоже нужно молиться. И есть молодежь, не находящая себя в заданных координатах. И развратничать стыдно, и деньгам поклоняться не хочется. Эти религиозно талантливы. Эти — наши. Только к ним нужно подъехать на какой-то пестрой козе, как-то купить их переборчивое внимание, сказать им что-то известное, но так, чтоб они сказали: «Это — новое». В общем, молодежь — это поле молитвенной тревоги и миссионерской активности. Христу всегда есть что сказать молодежи. Ведь Конфуций — старик, и Лао-Цзы старик. В преклонных годах Магомет, и Моисею 120. На их фоне Христос — Юноша. И в Его словах, в Его личном примере столько революционной энергии и свежей силы, что можно недоумевать, почему в храмах больше старушек, чем девушек. Если молодые люди не находят во Христе ответов на сжигающие их изнутри вопросы, то либо молодые люди не знают Христа, либо слушают Его сквозь вату и понимают неправильно. В любом случае потенциально у нас есть будущее. Ведь конец XIV века на Руси был жутким безвременьем, а православная Византия сплошь и рядом называла свою эпоху последними временами. И надо же в это время в холодной Руси найтись юноше по имени Варфоломей (будущий Сергий Радонежский), который личным подвигом окрасил всю эпоху в зеленый цвет своего преподобия и дал всей стране толчок к духовному возрождению. Юношей безусым был тайнозритель Иоанн Богослов в период своего ученичества, юношей почувствовал влечение к иной, неколеблемой жизни Прохор — будущий преподобный Серафим. В 11 лет почувствовал непреодолимое влечение к монашеству Иоасаф Белгородский . Нет препятствий думать, что совершившееся в XIV, XVIII, XIX веках не может повториться в XXI. Только нужно вернуться к началу нашего пространного слова о молодежи. Нужно побольше ответственности, зрелых мыслей, обдуманных поступков. Сквозь густую цивилизационную накипь нужно нырять на глубину смыслов (так ныряют ловцы за жемчугом). Мир оттого стал пестрым и шумным, как уличная женщина, что хочет зазвать к себе свежую кровь и молодую неопытность. Вот, однажды смотрел я в окна дома моего, сквозь решетку мою, и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу, переходившего площадь… И вот — навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем, шумливая и необузданная… Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой… и как олень — на выстрел, доколе стрела не пронзит печени его… Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее ( Прит. 7:6-25 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vechny-dazhe...

Зах.4:1 . И возвратился Ангел, говоривший во мне, и пробудил меня, как человека, который пробуждается от сна. LXX: И возвратился Ангел, который говорил во мне, и разбудил меня подобно тому, как человек пробуждается от сна. – Куда же удалялся [Ангел], так что возвращается, и особенно тот, который говорил в пророке и не мог быть вне того, в котором он говорил. Но должно верить, что Божия помощь [или: Бог] и [помощь] ангелов Его оставляет нас каждый раз, когда немощь человеческая предоставляется собственному её бессилию. Поэтому пророк, изумленный поразительным видением, как бы совершенно утратил способность мысли и не мог видеть ясного света истины: и вот он пробуждается от прошедшего видения, как бы от сна, чтобы обратиться к другому видению и узреть то, чего не мог видеть закрытыми глазами. Скажем и иначе: в притчах Соломона есть свидетельство: Если будешь сидеть, то будешь без страха, а если будешь спать, то уснешь сладко и не будешь бояться находящаго на тебя ужаса и устремляющихся на тебя нападений нечестивых [людей] ( Прит.3:24–25 ). Кто уснет этого рода сном и услышит о себе то, что мы читаем в написанном о Лазаре: Если спит, то будет здрав ( Ин.11:12 ), тот может петь с невестой: Я сплю, но сердце мое бодрствует ( Песн.5:2 ). Итак посмотрим: для созерцания чего пророк встает как бы от сна? Зах.4:2–7 . И сказал он мне: «Что ты видишь?» И сказал я: «Я видел, и вот светильник весь из золота, и лампада его на верху его и семь светильников его на нем: семь и семь трубочек у светильников, бывших на вершине его. И две маслины на нем: одна с правой стороны лампады, а другая с левой стороны ее». И отвечал я, и говорю Ангелу, говорившему во мне, так: «Что это, господин мой?» И отвечал Ангел, говоривший во мне, и сказал мне: «Разве ты не знаешь, что это?» и сказал я: «Нет, господин мой». И отвечал он мне и сказал так: «Это слово Господне к Зоровавелю, говорящее: Не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем, говорит Господь воинств: Кто ты, гора великая? пред лицем Зоровавеля [ты] – равнина. И выведет он камень первоначальнейший и сравнит благодать с благодатию его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ибо велено тебе «удаляться» не только от любого человека, но и «от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от» апостолов (ср. 2Фес.3:6 ). Сказано: «Не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!» (ср. Ис.52:11 ; Откр.18:14 ). Удаляйся от земных попечений; удаляйся от мирских устремлений, «ибо все, что в мире», по словам Апостола, «не есть от Отца, но от мира сего» (ср. 1Ин.2:16 ). Поэтому когда удалишься от всего этого, посвяти себя Богу, словно первородный теленок; и грех да не действует через тебя, да не наденет на тебя беззаконие ярмо свое. Но отделяйся и удаляйся и, как первородный теленок, употребляйся только для священнического применения. Но отстраняйся и разобщайся и, как священные «кадильницы» и «чаши», используйся только в храме и во время богослужений. Отгораживайся и отсекай себя от всякой скверны греха и заключай себя, словно в священные облачения первосвященника, в храме Божьем. Ибо затворяется и обособляется в храме Божьем тот, кто «размышляет о законе Господа день и ночь» (ср. Пс.1:2 ) и «крепко любит заповеди Его» (ср. Пс.111:1 ). Так будь же «свят, ибо Я, Господь, свят» (ср. Лев.20:7 ). Но что значит «ибо Я свят»? Сказано, что так же, как и Я отстраняюсь и удаляюсь от всего, что почитается и чему поклоняются, будь то на земле или на небе; так же, как Я превосхожу всякое создание и отделяюсь от всего, сотворенного Мною, так и ты отдаляйся от всех, кто не свят и не посвятил себя Богу. Кроме того, мы говорим удаляться не от мест, но от дел, не от областей, но от образа жизни. И, наконец, греческое слово γιος обозначает нечто внеземное. Ибо тот, кто посвящает себя Богу, справедливо считается пребывающим вне земли и вне мира, и потому может сказать: по земле мы ходим, но «жительство наше на небесах» (ср. Фил.3:20 ). И Соломон в Притчах говорит: «Сеть для человека – поспешно освящать что-либо из своего, ибо после обета бывает раскаяние» ( Прит.20:25 ). И так оно и есть, потому что не случайно написано: если, «когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Из этого коварного и неверного рода призывает тебя Господь, говоря тебе: Иди, иди, выходи оттуда, не касайся нечистого; выходи из среды его; очисти себя, носящий сосуды Господни (Ис.52:11); спасайся из сего развращенного рода (Деян.2:40). Встань и уходи, ибо страна сия не есть место покоя (Мих.2:10). Многочисленность ваших богов бывает причиною беспорядков, даже мятежей, и совершенно неправдоподобна. У нас совсем не так: у нас нет многих богов и властителей, но у нас один Бог Отец, из Которого все и мы для Него; и один Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им, Который есть также невидимый Истинный Бог, родившийся от Отца прежде сотворения всякой твари и прежде всех веков. Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, начальство ли, власти ли, - все Им и для Него создано. Он есть прежде всего, и все Им стоит; и един Святой Дух Животворящий властитель всего, Бог Истинный, Дух благий, Дух утешения, Дух усыновления. Таким образом, у нас един Бог, троичный в Лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святый. У Них одна природа, одно царство, одно могущество, одна слава, одно бытие, различаемое только свойствами каждой Ипостаси: Отец никогда ни от Кого не рождался; Единородный Сын предвечно рождается от. Отца; Дух же Святый предвечно исходит от Отца. От света Отца рождается свет Сына и исходит свет Духа Святаго, которым и мы освещаемся. В трех Ипостасях мы прославляем единое Божество: единого, Истинного Бога, познаваемого в Нераздельной, Единосущной Троице. Из Него все, Им все и для Него все. По Его милости я узнал о твоем существовании и был послан к тебе, чтобы научить тебя тому, чему я сам был научен. Поэтому, если ты уверуешь и крестишься, то будешь спасен, если же не уверуешь, - будешь осужден. Все, что видишь ты теперь, все то величие, которым ты окружен, как-то: богатство, слава, роскошь - скоро прейдет; ты оставишь их против своей воли. Тело твое будет заключено в тесный гроб, останется совсем одно без друзей и других близких лиц. Тление уничтожит его красоту и распространит кругом зловоние, вместо теперешнего услаждающего его благовония. Душа же твоя будет брошена в ад, где она пробудет до всеобщего воскресения, после которого соединившись снова с телом, будет прогнана от лица Божия и осуждена в огненную геенну, горящую вечным, но никогда не сжигающим огнем. Вот, что будет тогда с тобою, и многое еще худшее, если ты останешься в своем неверии. Если же ты с готовностью послушаешься Призывающего тебя ко спасению, с радостью осенишься Его светом, невозвратно последуешь за Ним, отрекшись от всего мирского и суетного, и привяжешься к Нему одному, то послушай только какого блаженства достигнешь ты: Когда ляжешь спать, не будешь бояться, и, когда уснешь, сон твой приятен будет. Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет (Прит.3:24-25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Исаак устраивает жертвенник пока еще в законе и раскидывает шатер, а в Евангелиях не ставит шатер, но строит дом и закладывает основание. Послушай, что Премудрость говорит о Церкви: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» ( Прит.9:1 ). И Павел тоже говорит об этом: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Таким образом, там, где есть шатер, даже если его должно раскидывать, он непременно рушится. Но если под домом заложено основание и дом построен «на камне», такой дом никогда не упадет, «потому что основан был на камне» ( Мф.7:25 ). Тем не менее, Исаак выкапывает колодец и здесь; он не перестает копать колодцы, пока не откроет источник воды живой и «речные потоки возвеселят град Божий» ( Пс.45:5 ). 3 . И Авимелех – человек, прежде почитавший Авраама, – приходит теперь из Герара со своими друзьями к Исааку. «Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя? Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз, чтобы ты не делал нам зла» ( Быт.26:27–29 ) и прочее. Авимелех, как мне видится, не всегда был в мире с Исааком, но когда спорил с ним, а когда и соглашался. Если ты вспомнишь, как выше мы говорили, что Авимелех представляет ученых и мудрых мужей мира сего, которые через изучение философии познали многое, даже об истине, то сможешь понять, почему он не мог ни всегда спорить, ни всегда соглашаться с Исааком, олицетворяющим Слово Бога в законе. Ибо философия ни противоречит всему, сказанному в законе Бога, ни со всем соглашается. Многие философы пишут, что есть один Бог, все создавший. В этом они сходятся с законом Бога. Некоторые философы добавляют, что Бог создал все и всем управляет через Свое Слово и Словом Божьим все направляется. В этом они согласуются не только с законом, но и с Евангелиями. По сути, почти вся философия, называемая нравственной или натуральной, придерживается тех же взглядов, что и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010