7:17—20. Эта иллюстрация как бы заключена в рамки между повторяющимися словами «по плодам их узнаете их» (7:17,20); обычно этот литературный прием (inclusio) используется для выделения параграфа или раздела в тексте. Ложными считались пророки, которые уводили народ от истинного Бога (Втор. 13), или те, чьи слова не сбывались (Втор. 18:21,22). Раввины допускали, что пророк мог на время прекратить преподавание закона, как поступали и они сами, но если он вообще отвергал закон или защищал идолопоклонство, то его причисляли к лжепророкам. Иисус же учит, что если они живут неправедно, то они лжепророки (Мф. 7:21—23; ср.: Лк. 6:43—45).     7:21—23. Чудеса, которые упоминает Иисус, не обязательно ложные; можно пророчествовать под водительством Духа, но при этом не повиноваться Богу и в результате погибнуть (1 Цар. 19:20—24). Повеление «отойдите от Меня» находит параллель в Пс. 6об оправдании праведного (ср.: 118:115; 138:19).     7:24—27. Раввины спорили между собой, что более важно — слушание или исполнение закона; большинство из них пришло к выводу, что слушание важнее, потому что без этого невозможно исполнение. Но в целом они соглашались, что важно то и другое.    Здесь снова возникает образ Судного дня. Представление об окончательном осуждении тех, кто слушал закон, но не исполнял его, было общеизвестно (Иез. 33:23,33). Но ни один еврейский учитель, кроме Иисуса, не приписывал столь высокий авторитет своим собственным словам; подобное право признавали только за самим законом.    Некоторым из слушателей Иисуса, лучше других знакомым с Писанием, этот пример мог напомнить Прит. 24(«Мудростью устрояется дом»), а также противопоставление премудрости (которая построила себе дом, 9:1) и глупости в Прит. 9— 18.     7:28,29 Ответ масс    Законоучители никогда не претендовали на такую власть, какая была у Иисуса (7:24—27); их влияние основывалось главным образом на фундаменте предшествующей традиции.     8:1—4 Прикосновение к нечистому: проказа    В гл. 8, 9 Матфей объединяет девять историй, в которых рассказывается о десяти чудесах (некоторые комментаторы полагают, что он хочет напомнить читателям десять чудес Моисея). Этот материал представлен следующим образом: три чуда в 8:1—17, затем наставление об истинном ученичестве (8:18—22); следующие три чуда в 8— 9:8, и снова наставление об истинном ученичестве (9:9—17), и, наконец, еще три истории о чудесах, одна из которых включает два чуда (9:18—33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   В большинстве обвинительных речей Иакова используется «ветхозаветная форма пророчества о суде, которая обнаруживает свои параллели и в ряде произведений еврейской мудрости, и в «апокалиптических текстах. Отличие его речей, в которых он обличает богатых, от призывов к насилию, которые он сам осуждает (1:19,26; 3:1—12; 4:11), в том, что он обращается к суду Божьему, а не к человеческому возмездию (4:12; ср.: Втор. 32:35; Прит. 20:22). Его «пророчество было своевременным, поскольку несколько лет спустя, во время восстания против Рима, вся иудейская знать была практически уничтожена.     5:1. Призывы плакать и рыдать здесь являются просто обычным риторическим приемом, который означает: «У вас будут причины плакать и рыдать» (Иоил. 1:8; Мих. 1:8; ср.: Иак. 4:9). О выражении «послушайте» см. в коммент. к 4:13.     5:2. Одежды в древности в первую очередь указывали на богатство; многие крестьяне имели только одну смену одежды.     5:3. Некоторые древние писатели высмеивали скопидомство, приверженность к накоплению богатства и указывали на его тленность. О «ржавчине» и «моли» (ст. 2) см. в коммент. к Мф. 6:19. Как часто отмечалось в еврейских источниках, богатство — это тщета, ничто, в виду неизбежно надвигающегося суда Божьего.     5:4. Закон Моисея запрещал удерживать плату у работников, даже ночью; если обманутый работник взывал к Богу, Бог мог вступиться за него (Втор. 24:14,15; ср., напр.: Лев. 19:13; Прит. 11:24; Иер. 22:13; Мал. 3:5). В Ветхом Завете также само зло, содеянное против бедного, могло вопиять к Богу (Быт. 4:10). В Палестине в I в. многие поденные работники ежедневно зависели от заработанных денег, на которые они могли купить пищу для себя и своей семьи; если они не получали платы за день, то оставались голодными.    Доход от сельского хозяйства, который получали живущие вне своих поместий землевладельцы, был таким высоким, что деньги, которые они выплачивали своим работникам, по сравнению с ним были ничтожно малы. Хотя богачи поддерживали общественные строительные проекты (в ответ на воздаваемые им почести), они менее всего стремились достойным образом оплачивать труд наемных работников. Иудейские учителя уже в начале II в., или даже ранее, отмечали, что богатые хозяева обворовывали бедных даже в том, что лишали их возможности собирать оставшиеся на поле после жатвы колоски (см.: Лев. 19:9,10; 23:22; Втор. 24:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ответ на возражение 1. Действительно, сама по себе пища определена как к цели к чему-то ещё, но коль скоро эта цель, а именно поддержание жизни, является наиболее желанной, и коль скоро невозможно поддерживать жизнь без пищи, из этого следует, что пища тоже является очень желанной. Поэтому ради неё совершаются практически все жизненные труды, согласно сказанному [в Писании]: «Все труды человека – для рта его» ( Еккл. 6:7 ). Однако чревоугодие, похоже, имеет дело не столько с пищей, сколько с удовольствиями от её вкушения, в связи с чем Августин говорит, что «те, для которых не имеет цены телесное здоровье, предпочитают есть», то есть получать удовольствие от пищи, «чем быть сытыми... хотя конечная цель этого удовольствия та, чтобы не чувствовать больше ни голода, ни жажды» 338 . Ответ на возражение 2. Цель греха определяется со стороны обращения, тогда как тяжесть греха определяется со стороны отвращения. Поэтому превосходство со стороны желанности цели главного греха отнюдь не обусловливает его превосходства со стороны тяжести. Ответ на возражение 3. То, что приносит удовольствие, желанно само по себе. Поэтому существует два главных порока, отражающих его разнообразие, а именно чревоугодие и похоть. С другой стороны, полезное желанно не само по себе, а как определённое к чему-то ещё, вследствие чего всё то, что полезно, обладает одним аспектом желанности. Поэтому в отношении подобных вещей существует только один главный порок. Раздел 6. Правильно ли усвоены чревоугодию шесть дочерей? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что шесть дочерей, а именно «неуместное веселье, непристойное шутовство, нечистота, пустословие и тупость ума в том, что касается разумения», усвоены чревоугодию ненадлежащим образом. В самом деле, неуместное веселье связано с каждым грехом, согласно сказанному [в Писании] о тех, «которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» ( Прит. 2:14 ). И точно так же тупость ума связана с каждым грехом, согласно сказанному [в Писании]: «Не заблуждаются ли умышляющие зло?» ( Прит. 14:22 ). Следовательно, их неправильно считать дочерями чревоугодия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

45. К Василию. Кто законно пользуется правами начальника, для того и последствия будут добрые. Благоуспешно же бывает делание добра, когда превозмогает благочестие, это высочайшее из благ, эта главнейшая из Божиих заповедей, и когда оно состоит в правильном понятии о Божестве и искреннем исповедании, а доказывается страхом Божиим и любовью к Богу, а также любовью и сострадательностью к соплеменникам - такими добродетелями, в которых весь закон и Пророцы висят (Мф.22:40). Это и в начальствах есть нечто премирное, превосходное, наилучшее. Это - законный надзор, попечение о пользе всякого подчиненного. Напротив того, самовластие есть самоуправное господство, домогающееся только собственной пользы властителя. Посему все те, кому пал жребий проходить начальство законно, возложив на себя благочестие, как златой венец, унизанный драгоценными каменьями, и, облекшись в правду, как в багряницу, да вменят себе в честь начальствовать в Боге и держаться начальства самого правдивого. Они на себе самих докажут преистинное священное слово, которое гласит: Мною царие царствуют и сильнии пишут правду (Прит.8:15). Ибо знают, что начало пути блага, еже творити праведная (Прит.16:6). 46. Не надписанное. Узнав в первый раз через царского о достоуважаемом повелении благочестивого и богопреданного великого Нашего царя и о здравии и спасении в Господе благочестивой Вашей царицы и исполнившись весьма великой радости, прилежно возслали мы славу и благодарение Богу нашему, выздоровели от болезни своей и исполнились великого усердия. Прочитав же достоуважаемое повеление, нашел я, что слово о мире последовало при начальствовавших прежде. Правда, незадолго до этого мы уже слышали об этом отчасти, но оставались в недоумении, не зная, соглашаться ли на эту мысль, понимая, что отважились на такой смелый поступок, которого никто из христиан не предпринимал и из живших доныне никто не приводил себе на ум. А сие, кажется нам, произошло или от великой неопытности и от незнания христианских догматов, или от великого неверия и пренебрежения заповедями Божиими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/942/...

Если, возлюбленный, придет к тебе брат, и будет упрашивать тебя, говоря: иди с нами, приобщися крове (Прит.1:11); в совете нашем составим единодушное между собою братство, а кто говорить нам напротив, тех отдалим от себя; старцам пойдем наперекор, и седины не устыдимся, наговорим грубостей приставникам дома, насмеемся над безмолвствующим, наругаемся над благоговейными; всех подчиним себе, составим себе имя; обличаемые не станем молчать, дружно возвысим голос, чтобы не обнаружилась ложь наша; когда обратятся к нам с увещаниями, поддержим свою гордость; когда станут упрашивать, превознесемся; да будет нам крепость закон правды; некрепкое бо не полезно обретается (Прем.2:11); то не ходи одним путем с сими людьми, уклонися от них, и измени: не уснут бо, аще зла не сотворят (Прит.4:16.17). А говорящему сие отвечай: " не мое это дело. И ты бежал сего, но опять тому же хочешь работать? Какая же польза от пострижения власов? Какую из сего извлекут для себя выгоду люди? Твердо держим у себя в уме, что оставили мир, чтобы стать монахами: как же хочешь возмущать души братий? Но ты, слыша правду, не гневайся; ибо общая в этом польза. Не понимаешь разве, что поем? А поем не это ли: блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь (Пс.1:1-2)? И еще говорит: яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет (6). И в другом псалме говорит: яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут: потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же прилеплятися Богови благо есть (Пс.72:27.28). И еще говорит: врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша (Пс.36:20): кротцыи же наследят землю, и насладятся о множества мира (11). И еще говорит в другом псалме: что хвалишися во злобе сильне, весь день (Пс.51:1)? И еще в другом: не живяше посреде дому Моего творяй гордыню: глаголяй неправедная не исправляше пред очима Моима (Пс.100:7). Многих прельстил помысл высокоумия, надмевая суетным. Написано: не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся (Рим.12:16). Итак, умоляю тебя, живи в безмолвии, чтобы иначе, воспользовавшись на время своею волею не скончать тебе в мучении последних дней своих. Или ты скорее покусишься злоумышлять на сие святое место, по слову Сказавшего: ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание (Пс.40:10)? Итак пойдем в келлии свои, и будем плакать о грехах своих, чтобы умилостивить нам Бога, ради Которого оставили мы суетный мир, да не когда похитит, и не будет избавляяй (Пс.49:22), Ясно представим себе, что, хотя нас теперь и тысячи, но в день смерти один по одному пойдем отсюда; и каждому будут сопутствовать только дела его, то, что он сделал худого и доброго. О том помышляй, о том заботься, как бы возмочь тебе избежать гнева; ибо невозможно нам избегнуть рук Создавшего нас, по слову сказавшего: камо пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего камо бежу (Пс.138:7)?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Отсюда и всякое имя определяет личность во всем ее личном содержании, как индивид, выражая ее через проявления ее жизни или сущности; так не только собственные имена, но отдельные свойства человека могут служить для его наименования: мы обращаемся к людям, называя их не только по имени, но и по семейному положению (отец, мать), по профессии (учитель, доктор) и т.д. И, говоря, например, «доктор», мы можем даже забыть о том, что тот, к кому мы обращаемся, занимается медициной, поскольку мы думаем о его личности, а не об отдельных ее свойствах… В соответствии со сказанным, должно помнить и об именах Божиих, во-первых, что они заключают в себе одновременно и мысль о Боге, и условное, внешнее ее выражение, хотя сущность имен – в мысли, а не в ее выражении; во-вторых, что имена Божии означают, прежде всего, божественную личность, хотя и через ее свойства и проявления; в-третьих, что говоря о Боге, как личности, они, тем самым, указывают и на Бога в целом, каков бы ни был ближайший смысл имени. Рассмотрим сперва учение Ветхого Завета 1 . Имя воспринимается Ветхим Заветом не только как слово-наименование, но и как полное и действительное выражение именуемой личности. Так, «иметь доброе имя» значит считаться хорошим человеком ( Прит.22:1 , Еккл.7:1 ), напротив, «имя нечестивых омерзеет» ( Прит.10:7 ) и даже «останется для проклятия» ( Ис.65:15 ); имя возлюбленного подобно «разлитому миру» ( Песн. 1:2 ). «Сделать себе имя» значит прославиться 2 . Имя определяет именуемое; через имя мы и познаем его. Именуя, Бог определяет свет днем ( Быт.1:5 ), сушу землею ( Быт.1:10 ), мужчину и женщину – человеком ( Быт.6:2 ); Адам называет жену «иша» («человечица»), определяя ее происхождения от себя ( Быт.2:23 ) и Евою, т.е. жизнью, «ибо она стала матерью всех живущих» ( Быт.3:20 ); подобное рассказывается и о наименовании Авраама ( Быт.17:5 ), Сарры ( Быт.17:15 ), Израиля ( Быт.32:27, 35:10 ), Вениамина ( Быт.35:18 ), Навала ( 1Цар.25:25 ) и многих других. Переименовать человека значит изменить его (напр., Ис.62:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

    22:39—46 О тех, кто готов и кто не готов     22:39. Путь из дома, где они совершали трапезу в верхней горнице, до Елеонской горы занимал не менее пятнадцати минут.     22:40. Они могли добраться до Гефсимании в десять или одиннадцать часов вечера (что считалось поздним временем, поскольку сельскохозяйственные работы и деловые операции совершались при дневном свете). В пасхальную ночь евреи обычно долго не ложились спать, беседуя об искуплении, которое совершил Бог. Ученики должны были найти в себе силы бодрствовать; они, вероятно, во все предыдущие пасхальные ночи всвоей жизни ложились спать очень поздно. «Искушение» здесь означает испытание. Учитывая использование этого понятия в еврейском религиозном обиходе, можно предположить, что Иисус сказал следующее: «...чтобы не пасть жертвой испытания, которое вам предстоит».     22:41,42. О «чаше суда» см. в коммент. к Мк. 10:39.     22:43—46. Ученики должны были стоять на страже, как привратники или часовые на посту. Некоторые древние источники сообщают об этом редком явлении — кровавом поте. Неизвестно, имеет ли Лука в виду это явление, или просто говорит, что пот стекал с Иисуса ручьями, как кровь.     22:47—53 Предательство     22:47. Поскольку вооруженный отряд, который должен был арестовать Иисуса, был послан знатными людьми Иерусалима, вероятно, он состоял из храмовой стражи. У стражей обычно были мечи и дубинки (колья); известно, что дубинки были орудием продажной религиозной верхушки и пускались в ход для подавления мятежей.     22:48. Поцелуй был выражением любви между членами семьи и близкими друзьями, а также знаком уважения и любви ученика к своему учителю. Таким образом, поцелуй Иуды, ставший нарицательным, был верхом лицемерия (ср.: Прит. 27:6).     22:49,50. Первосвященники были людьми состоятельными и имели много рабов. Хотя этот раб, вероятно, не был левитом, а потому никак не мог служить в храме, нелишне отметить, что люди с физическими недостатками, например без уха, не допускались к служению в святилище. Нападение на этого раба подтверждало подозрения относительно мятежных настроений последователей Иисуса (22:36—38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    6:37. «Судить», «осуждать» и «прощать» — это образы Судного дня, предзнаменованием которого служит Божье воздаяние каждому по его делам (напр., в День искупления).     6:38. Здесь используется метафора из области торговли: емкость, в которую засыпают зерно до самого верха; эту тару затем встряхивают с силой, чтобы зерно осело и уплотнилось так, чтобы ее можно было пополнить еще не раз. Отсыпать «в лоно» — т. е. в складки в одежде, которые использовались вместо карманов. Поскольку евреи, следуя запрету называть имя Бога, употребляли неопределенно-личную грамматическуюформу, то, перефразируя сказанное, можно сказать, что Бог отмерит каждому по его мере; возможна и другая трактовка: Бог воздаст человеку через других. В Ветхом Завете часто говорится о том, что Бог судит людей, видя пути их (напр.: Ис. 65:7). Притчи и другие тексты говорят о благословениях, которые получают щедрые и великодушные люди (напр.: Втор. 15:10; Прит. 19:17; 22:9; 28:8).     6:39—45 Истинные и ложные учителя     6:39. Образ слепого часто используется в притчах и нравоучениях. Главная мысль состоит в том, что, прежде чем учить других, необходимо самому познать истину (6:40) и исправиться (6:41).     6:40. В древнем иудаизме цель обучения ученика состояла в том, чтобы сделать из него в будущем компетентного учителя, или рав-вина. По определению, ученик не мог знать о законе больше, чем учитель.     6:41,42. Здесь Иисус использует «гипербо-лу, которая могла рассмешить и тем самым привлечь внимание Его слушателей.     6:43—45. См.: 3:9. Смоквы и виноград часто выращивались вместе и были одними из самых распространенных культур в Палестине, которые в ветхозаветных текстах часто связаны между собой. Терновник и другие сорняки доставляли много хлопот земледельцам (ср., напр.: Быт. 3:18; а также Ис. 5:2,4LXX).     6:46—49 Прочное и непрочное основание    Иисус снова использует метафору Судного дня. Представление о «слушающем и не исполняющем» было хорошо известно из Ветхого Завета (Иез. 33:32,33). Но никто из еврейских учителей, кроме Иисуса, не придавая столь высокий авторитет своим собственным словам; подобное право признавали только за самим законом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Иак. 2:14,17 и др.) к Богу и ближним (Второзак. 6:5; Лев 19:18 ; сн. Мф. 22:37–39 и пар. Рим. 13:9 ; Гал. 5:14 ; Иак. 2:8 ), дел, по существу начала своего вечных, живых, и дел внешней праведности пред законом, а не пред Богом, дел исполнения одной лишь внешней стороны закона, его постановлений, без участия сердца, живущего верой, что так сильно обличал не только Иисус Христос в фарисеях своего времени (Мф. 5:20 срав.     23, 24; 6:2,5,16; 15:2–9; 23:3–4 и мн. др.); но и еще в Ветхом Завете мужи веры в своих фарисействовавших современниках (Исаии 1:2 и дал., 29:13; Иерем. 6:20; 14:12; Ам. 5:22 ; Мих. 6:6,7 ; Прит. Солом. 21:27 и др.), следовательно, дел, как не вытекающих из живого существа веры, мертвых ( Евр. 6:1; 9:14 ) и мертвящих, т. е. приводящих к вечному удалению от Бога, а не к общению с Ним. Итак, в первом отношении и закон сам имел вечное значение и не только нравственный, но и обрядовый с его внутренней стороны, как исполнявшийся в мысли о восстановлении нарушаемого через грех общения с Богом через жертвоприношения Ему, как дар сердца, верующего в грядущую Жертву 420 , имеющую заменить все неудовлетворительные уже по множественности своей жертвы ветхозаветные и однако же Богом установленные до времени исполнения нарока отча (он. Евр. 10:1–4, 5–9 ; Гал. 4:1–4 , сн. ст. 9–10) 421 . Во втором же отношения и постановления не только обрядового, но и нравственного закона или имевшие только временный характер при вечной сущности своей, или исполнявшиеся без духа веры (в последнем отношении конечно уже не сами по себе, а по отношению к ним людей) постепенно уже в самом Ветхом Завете все более и более старели и, следовательно, мертвели вместе с возрастом наследников обетования ( Гал. 4:1–3 ) и стало быть требовали обновления и замены живыми, вечными словесами вечного закона новозаветного (для этого срав. особенно Иерем. 31:31–34 сн. Евр. 8:6,13 ). Вместе с тем привзошедший «спустя четыреста тридцать лет» после обетований дозаконных ( Гал. 3:17 ) закон Моисеев установил более тесную и определенную, чем это было до него, связь между исполнением закона как условием и между обетованием, как следствием этого исполнения, определив: «исполнивший правила закона человек будет жив в них» ( Лев. 18:5 ; срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

22:17. Беззаконие Фегорово. Упоминаемое здесь «беззаконие» – грех идолопоклонства, в который впали израильтяне, «прилепившись» к Ваал-Фегору (см. коммент. к Чис. 25:3,4,6,8 ). Обвинители предполагают, что несанкционированное сооружение жертвенника таит угрозу отступничества и может вызвать гнев Бога. 22:34. Наречение жертвенников. Присвоение имен географическим пунктам и различным сооружениям в память о важных событиях довольно часто встречается в Библии. Например, явление Бога Агари в Быт. 16:7–14 привело к наречению близлежащего источника именем Беэр-лахай-рои («Источник Живого, видящего меня»). В Суд. 6Гедеон называет возведенный им жертвенник «Господь мир». 23:1–16 Иисус Навин наставляет старейшин 23:1. Хронология. В тексте нет указания на то, когда была произнесена «прощальная проповедь » Иисуса Навина старейшинам и народу, – то ли непосредственно после инцидента, описанного в гл. 22, то ли накануне возобновления завета в гл. 24 (заметьте также отсутствие географических подробностей). Очевидно, самое важное для библейского автора – связь между окончанием завоевания («Господь успокоил Израиля») и окончанием служения Иисуса Навина. 23:2. Старейшины, судьи и надзиратели. В Исх. 18:21,22 Моисей назначил судей, дабы они помогли ему нести бремя власти. В рассказе о завоевании упоминаются различные предводители народа: старейшины (1:10; 7:6; 8:33), судьи (8:33), надзиратели народа (8:33). Эти люди помогали Иисусу Навину решать административные и военные вопросы, проводили в жизнь его повеления и поддерживали порядок в стане. Предводители выступали в качестве представителей народа в важных ритуальных действах и при заключении завета (см.: Исх. 24:1 ; Чис. 11:16 ). Кроме того, в тексте часто упоминается их роль в решении правовых вопросов ( Втор. 16:18; 19:16–18; 21:1–4,20 ). 23:13. Метафоры угнетения. Соблазн сближения с другими народами и поклонения их богам уподобляется петле и сети, бичу и терну для глаз. Это предостережение против уступок синкретизму повторяется непрестанно ( Исх. 23:33; 34:12 ; Чис. 33:55 ; Втор. 7:16 ). Хотя это выражение звучит как поговорка (см.: Пс. 68:23 ; Прит. 29:6 ), оно стало ассоциироваться с отношениями завета и последствиями неповиновения. 24:1–27 Возобновление завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010