Глава XII Господь Сам стоит на охране добра в мире. Мир как творение Божие в отношении к Богу. Человек как разумно-свободное творение Божие в отношении к Богу. Образ Божий в человеке. Истинное понятие о свободе человека. Действительность и условие свободы в падшем человеке. Выводы. Ной «обрел благодать пред очами Господа [Бога] , – говорит Св. Писание, свидетельствуя о воле Божией, сохранившей род человеческий от Адама в лице Ноя и его сыновей. – ...Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета... И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое; ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот Я истреблю их с земли... Но с тобою Я поставлю завет Мой... Сделай себе ковчег из дерева гофер... и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» ( Быт.6:8–18 ). «И сделал Ной все: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем... И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа» ( Быт.6:22, 7:1–7 ). Таким образом истреблением допотопного рода человеческого и сохранением праведного Ноя и его семейства Господь явил, и, как выражаются, фактически засвидетельствовал о том, что Он Сам стоит на охране добра в мире и что вражда Семени жены против змея-искусителя, т.е. диавола, положенная Богом, Богом же, Его всемогущим смотрением за человеком и Его премудрым домостроительством судьбы человека на земле возводится к тому концу, когда диавол будет поражен в голову в своей власти над родом человеческим и в своем обольщении человека злом. Сотворив мир, всех и «все Себе ради» , по свидетельству Св. Писания ( Прит.16:4 ), Господь «Егоже ради всяческая», целью творения имел, с одной стороны, откровение Себя, славы и благости Своей ( Рим.1:20 ; Пс.18:2 ; Ис.6:3 ; Пс.144:9, 103:24, 148:1–13 ), с другой – в мире неразумных существ целью создания творений было безграничное развитие жизни и бытия ( Пс.8:10 ; Быт.1:22 ), в мире же разумных существ, частнее, в мире человеческом, целью создания собственно человека было приобщение его к радости и блаженству бытия в Нем Самом, т.е. Боге – до соразделения человеком Божественных совершенств ( Еф.1:4, 3:16 ; 1Кор.3:22 ; 1Ин.3:1 ; Мф.5:48 ; Деян.17:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» ( Фил.4:4 ) Введение Призыв апостола к «всегдашней радости» нередко вызывает некоторое недоумение и смущение: как же возможно смиренному христианину, постоянно пребывающему в состоянии сердечного сокрушения и «плача о грехах своих», тем не менее «всегда радоваться»? Непонимание, как же совмещать эти два, казалось бы, несовместимых состояния души, приводит зачастую к полному отрицанию самой возможности присутствия какой-либо радости в жизни православного христианина. Иногда само упоминание о радостном чувстве в церковной среде признается недопустимым (например, в греческом тексте знаменитого  песнопения «Свете тихий…»   говорится  вовсе  не  о  «тихом»,  а о «радостном» свете (ilaron – веселый, радостный c. 627])).  Для «обоснования» такого «безрадостного» мировоззрения часто приводятся многочисленные места Свщ. Писания и творений свв. Отцов, с одной стороны осуждающих радость и веселье, а с другой – восхваляющих сетование о гресех: «Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» ( Еккл.7:4 ),  «горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк.6:25 ), «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» ( Лк.6:21 ). Исходя из подобной эклектической экзегезы Свщ. Писания можно прийти к выводу, что любые проявления радости в принципе недопустимы, а скорбь душевная является несомненной добродетелью. 1. Два типа «радости» и «печали» Тем не менее, опыт Церкви говорит о существовании двух родов «радости» и «печали»: «о Господе», т.е. имеющие свой источник в Боге, и «мирские», ведущие к отрыву от Божественной жизни. 1.1. Мирская радость Действительно, «мирская радость» часто несовместима не только с покаянными чувствами, но и вообще с памятованием о Боге: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( Ис.22:13 ). Для такой  «радости концом бывает печаль» ( Прит.14:13 ) и именно такая «радость»  неприемлема для христианина: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак.4:9 ). 1.2. Чрезмерная печаль

http://azbyka.ru/vsegda-radujtes

Разделы портала «Азбука веры» Деструктивное влияние лжи на человека было выявлено в результате исследования группы ученых из Университета Орландо в 2012 году. В частности, обнаружилось, что те, кто старался не лгать, меньше жаловался на головные боли, напряженность, тревогу, по сравнению с теми, кто врал регулярно. Также участники, которые не врали, сообщили, что их личные отношения улучшились и более гладко проходило социальное взаимодействие. Многие исследователи также рассматривают патологическую лживость как неотъемлемый атрибут тяжёлых психических заболеваний. Но если ученые занялись этой темой сравнительно недавно, то верующие люди уже давно знают о том, что лгать грешно, — это запрещено еще в десяти заповедях. Однако, несмотря на то, что все мы это хорошо знаем, к сожалению, даже воцерковленные христиане, бывает, позволяют себе солгать в том или ином. Этому способствует заблуждение, согласно которому ложь многими считается мелким грехом. Мол, нехорошо, конечно, но ведь никто не умер из-за того, что я соврал? Однако грех этот отнюдь не мелкий. И это легко увидеть, если обратиться к словам Священного Писания. Слово Божие о лжецах В Книге Притч сказано: «мерзость пред Господом – уста лживые» ( Прит.12:22 ). Человек, который лжет, делает себя мерзостью пред Господом – весьма сильные слова. Еще более сильные слова есть в Книге пророка Малахии о том, что проклят человек лживый ( Мал.1:14 ), то есть ложь навлекает на человека проклятие. Сам Господь Иисус Христос в Евангелии сказал: «Ваш отец дьявол… Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). И напротив, Господь Иисус Христос о Себе Самом сказал: «Я есмь истина» ( Ин.14:6 ). И поскольку мы, христиане, называясь учениками Господа Иисуса Христа, желаем соединиться с Ним, с Истиной, разумеется, относиться спокойно к тому, что мы позволяем себе произносить ложь, никак не можем. Произнося ложь, мы отчуждаемся от нашего Господа Иисуса Христа и делаем своим отцом дьявола. Ложь не может быть путем к истине, ложь не может позволить нам соединиться с истиной до тех пор, пока мы в своем сердце, в своих устах, в своей жизни даем место лжи.

http://azbyka.ru/kak-otuchitsja-vrat

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Гордость ( греч. περηφανα ипэрифаниа, от прил. περφανος высокомерный, надменный; образовано из περ- чрезмерно + φανω являться) – 1) форма греховного состояния (умонастроения) личностных существ (падших ангелов, людей (человеческих душ)), основанного на неправильном отношении к себе, Богу, окружающему миру, проявляемого в возвеличивании собственной значимости и принижении значимости других; один из восьми наиболее пагубных грехов/греховных страстей; 2) чувство удовлетворения успехами своих ближних, родного народа, страны, сближающееся по смыслу с чувством глубокого уважения, восхищения; или же сам объект такого уважения, восхищения (пример: этот учитель – гордость нашей школы). Понятие «гордость» может обозначаться при помощи синонимичных ему понятий, имеющих, впрочем, и особые смысловые оттенки (надменность, самомнение, самость, высокомудрие). Внешними признаками гордости могут служить: кичливость, хвастовство. Господь Иисус Христос, указывая на злые помыслы, которые « извнутрь, из сердца человеческого, исходят » ( Мк.7:21 ), отмечает среди них гордость ( Мк.7:22 ). Апостол Павел включает гордость в число пороков, которые будут свойственны многим людям в последние дни ( 2Тим.3:1-9 ). Апостол Иаков в соборном послании увещевает гордых: « …вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло » ( Иак.4:16 ). Цитируя Ветхий Завет, апостол указывает, что « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать » ( Иак.4:6 ; Ср.: Притч.3:34 ). « Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным », – учит апостол Павел ( Рим.12:16 ). Гордость (наряду с тщеславием ) считается одной из наиболее пагубных греховных страстей: « Погибели предшествует гордость, и падению – надменность » ( Прит.16:18 ). Так, блуд или сребролюбие, тянут человека к плотским удовольствиям, видимым временным благам, а гордость – к наслаждению своим падшим «я», к утверждению своей самости в противовес Богу и ближнему. Гордый человек превозносится над другими людьми своими мнимыми достоинствами, часто считая прочих людей ниже себя.

http://azbyka.ru/gordost

Скворцов В. М. Х. Школьно-миссионерский отдел I. О постановке школы миссионерского дела в приходе, зараженном сектантством Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится ( Прит.22:6 ). Добрая церковно-приходская школа с ее учением, порядком жизни и обстановкой есть могущественнейшее средство для проведения церковного влияния в народную среду, она же есть могущественнейшее миссионерское средство. Для этого она вполне и во всем должна выдерживать свой надлежащий вид, как это показано в Синодальных Правилах и Программах и разъяснениях к ним. При опрятной школьной обстановке в классной комнате должны быть св. иконы благолепного вида с теплящеюся пред ними лампадой. Утренняя и вечерняя молитвы с положенным пением детей сектантства должны совершаться в школе неопустительно, с надлежащей чинностию и благоговением. Все обучение должно выдерживать свой характер, направленный к религиозно-нравственному воспитанию. Церковное пение должно быть возведено к своей надлежащей высоте. Церковно-славянское чтение должно быть молитвенно благоговейным и по возможности разумным. Преподавание Закона Божия должно идти по нарочитой миссионерской Программе. Миссионерская постановка преподавания Закона Божия в одноклассной церковно-приходской школе не требует изменения существующей Программы, не предполагает в ней и особого миссионерского дела. Для миссионерских целей нужно, чтобы при обычном прохождении положенного курса Священной истории и Катехизиса законоучитель обратил особенное внимание и утвердил в сознании детей те положительные истины исторические и вероучительные, которые пререкаются сектантами, напр. происхождение икон св. херувимов, определение учения о Церкви и т.п. Есть некоторые священно-исторические события, которые имеют капитальное миссионерское значение, но которые не значатся в Синодальной школьной Программе, напр. о медном змее, возмущение Корея и др.; такие события должны быть внесены в курс и связаны с соответствующими статьями Синодальной Программы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 91. О различных видах закона Далее у нас на очереди рассмотрение различных видов закона, под каковым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) существует ли вечный закон; 2) существует ли естественный закон; 3) существует ли человеческий закон; 4) существует ли божественный закон; 5) существует ли один божественный закон или их несколько; 6) существует ли греховный закон. Раздел 1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ВЕЧНЫЙ ЗАКОН? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что нет никакого вечного закона. В самом деле, любой закон налагает на кого-то обязательства. Но в вечности нет никого, на кого закон мог бы накладывать обязательства, поскольку вечен один только Бог . Следовательно, никакой закон не вечен. Возражение 2. Далее, закону присуще быть обнародованным. Но обнародование не может существовать от вечности, поскольку не существует того, кому можно было бы провозглашать закон от вечности. Следовательно, никакой закон не может быть вечным. Возражение 3. Далее, закон подразумевает упорядочение к цели. Но ничто не упорядочивает к цели вечно, поскольку вечной является только сама конечная цель. Следовательно, никакой закон не вечен. Этому противоречат слова Августина о том, что «тот Закон, каковой суть Высший Разум, не может быть иным, как только неизменным и вечным» 13 . Отвечаю: как уже было сказано (90), закон есть не что иное, как постановление практического разума, исходящее от правителя, управляющего совершенным сообществом. Но коль скоро мир, как было доказано в первой части (22, 1), управляется божественным провидением, то, следовательно, всем вселенским сообществом правит божественный Разум. Поэтому сама идея управления миром в Боге, Правителе вселенной, имеет природу закона. И коль скоро замысел божественного Разума, согласно сказанному в Писании ( Прит. 8, 23 ), не подчинен времени и вечен, то и этот вид закона необходимо должен быть назван вечным. Ответ на возражение 1. Те вещи, которые не существуют сами по себе, существуют в Боге как предвиденные и предопределенные Им, согласно сказанному [в Писании]: «Кто называет несуществующее, как существующее» ( Рим. 4, 17 ). Поэтому вечный замысел божественного закона, являясь определенным Богом к управлению предвиденными Им вещами, имеет характер вечного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Не вызывает никаких сомнений, что дети должны быть защищены от действительно преступных действий, кем бы они не совершались, особенно когда речь идет о преступном насилии. Однако нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний», — подчеркивается в документе. В заявлении отмечается также, что «в российском обществе уже несколько веков идут педагогические дискуссии, в которых выражаются различные мнения в отношении оправданности и разумности использования таких воспитательных наказаний». В Патриаршей комиссии убеждены в том, что «вопрос о выборе тех или иных методов воспитания детей, не причиняющих им какого-либо реального вреда, должен оставаться предметом подобных дискуссий и свободных решений родителей, а не принудительного законодательного регулирования». «Православные христиане, разумеется, на практике могут иметь разные взгляды и убеждения по вопросам воспитания своих детей, желательности и допустимости использования в воспитании тех или иных подходов и методов, включая и средства семейной дисциплины. Однако не подлежит сомнению, что как Священное Писание  (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11 и др.), так и Священное Предание Православной Церкви рассматривает  возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей. Таким образом, попытки искусственного законодательного ограничения этого права родителей противоречат учению Православной Церкви», —  отмечается в заявлении. Патриаршая комиссия по вопросам семьи «настоятельно просит всех законодателей, представителей государственной власти, общественных организаций, неравнодушных к защите и будущему российской семьи и нашего Отечества, предпринимать все возможные в рамках действующего законодательства шаги с целью исключить из российского законодательства любую возможность уголовного или иного преследования родителей за разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей, не причиняющее вреда их здоровью».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4553455...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П. Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30             Головна / Кирил з ради церков для друку 17 травня 2023 р. 22:20 17 травня 2023 року в та в  Даниловому Московського Кирила з ради церков . Прес-служба Московського Фотоальбоми Кирила з ради церков за темою генерального секретаря ради церков у зв " язку з терактом у Красногорську та звернення] «Верный свидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей [Стаття] У завершилася Центрального ради церков Кирила з нагоди заснування ради церков : та звернення] У напали на християн 400 жорстоких на церкви в США за чотири роки В вбили чотирьох - святого Або Великого Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник За депутата у захоплено Покровський храм села Суд ухвалив передати Успенський собор Церкви в Предстоятель Церкви закликав молитися про православних зазнають Митрополит Черкаський в ООН про Церкви владою Служба «Милосердие-на-Дону» доставила вещи, книги и игрушки в приюты Алчевска и Шахтерска. Информационная сводка о помощи беженцам (от 9 апреля 2024 года) [Стаття] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] В Ростовской епархии передали помощь в ПВР 180 беженцам. Информационная сводка о помощи беженцам (от 5 апреля 2024 года) [Стаття] Волонтеры Ейской и Московской епархий собрали помощь для жителей зоны конфликта и переселенцев. Информационная сводка о помощи беженцам (от 4 апреля 2024 года) [Стаття] За депутата у захоплено Покровський храм села Православна Церква в небаченого та насильства Представник Церкви взяв участь у Другому миротворчому круглому лютого у пройшов Другий миротворчий круглий Як представник Влада приховати факти порушення прав Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6028457...

Представитель Санкт-Петербургской епархии принял участие во Всероссийской научно-практической конференции 5 ноября 2023 г. 11:03 4 ноября 2023 года, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, День народного единства, в историческом парке «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге открылся финальный этап Всероссийской научно-практической конференции им. Жореса Алферова. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия Санкт-Петербургскую епархию на пленарном заседании представлял председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации иерей Илия Макаров. Отец Илья огласил приветственное слово митрополита Варсонофия: «Фундаментальная идея, из которой как из семени произрастают различные аспекты мировоззрения и поведения человека — вот что не может уйти из процесса наставничества, ведь иначе все теряет цель и смысл. Множество книг человеческой премудрости содержат эту максиму, но вот как ее выражает царь Соломон: " Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда состарится " (Прит. 22:6). Всех вас, присутствующих здесь сегодня, я призываю помнить, что лишь движущая идея способна порождать не сотрясания воздуха, но непосредственные деяния, которые приносят пользу обществу, стране и миру. А выявить и сформулировать эти идеологические импульсы нам сейчас жизненно необходимо. И пусть они не окажутся запертыми в клетке нерешительности или безразличия, но благодаря конкретным усилиям найдут путь в пространство наших жизней». В ходе пленарного заседания представитель епархии выступал в числе приглашенных экспертов конференции. Священник ответил на вопросы о соотношении науки и религии и напутствовал молодых людей, совершающих свои первые шаги в науке. «Постарайтесь помнить о перспективах совершаемого вами открытия. Если не пренебрегать вопросом: " Как скажется на душе другого человека то, что я совершаю как ученый? " — то многие потенциальные негативные последствия могут быть преодолены еще в самом начале пути» — отметил иерей Илия.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВАДДОН одно из названий обители мертвых в ВЗ. Первоначально, возможно, было именем божества царства мертвых, а впосл. перенесено на само царство мертвых (ср. греч. Аид). Слово «А.» 6 раз употреблено в ВЗ, встречается в текстах Кумрана (II в. до Р. Х.— I в. по Р. Х.), а так же в более поздней раввинистической лит-ре. В НЗ встречается лишь один раз. В Прит 15. 11; 27. 20 и в Иов 26. 6 слово «А.» — поэтический параллелизм к понятию «шеол» (царство мертвых). Подчеркивается, что, хотя А. незрим для человеческого ока, он не сокрыт для Бога (ср. Пс 138. 8). В Иов 28. 22 А.— параллелизм к слову «смерть». При этом поэтическая метафора наделяет А. и смерть способностью говорить, что впосл. могло послужить одним из оснований для осмысления А. как ангела преисподней. В Пс 87. 12 А.— параллелизм к слову «могила». Из Иов 31. 12, где слово «А.» не имеет параллели и означает, вероятно, «место погибели»: «[прелюбодеяние] это огонь, поядающий до истребления (Аваддона)». В кумран. текстах А. встречается в значении «шеол» (1QH 3. 16–19), «бездна» (4Q504), «гибель» (1QGenAp 12. 17). В Откр 9. 11 саранча «царем над собой... имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон (βαδδν) , а по-гречески он имеет имя Аполлион (πολλν)». Перевод слова «А.» как «Аполлион», возможно, подсказан греч. словом πλεια— последним в Септуагинте переводятся рассмотренные выше случаи употребления слова «А.». Кроме того, у греч. читателей Откровения св. Иоанна Богослова неизбежно должна была возникать ассоциация с Аполлоном (πλλων), персонажем греч. мифов, к-рый нередко играл роль губителя. В раввинистической лит-ре А.—второе из 7 названий геенны (Эрувин 19а, со ссылкой на Пс 87. 11), место наказания грешников. В Мидраш Конен А.— собственно второе отд-ние геенны. Лит.: Heidel G. The Gilgamesh Epic and the Old Testament Parallels. L., 1949 2; Tromp U. J. Primitive Conceptions of Death and the Netherworld in the Old Testament. L., 1969. P. 80–81 (Biblica et orientalia; 21); Тексты Кумрана. СПб., 1996. Вып. 2. (Памятники культуры Востока; 7). А. И. Шмаина-Великанова Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно АВТОРИТЕТ в вопросах веры, добровольное и безусловное принятие документа или текста по вопросам веры, а также суждения и образа жизни лица, основанное на признании его нравственных достоинств, духовного опыта, святости

http://pravenc.ru/text/62544.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010