Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия после Божественной литургии в храме Христа Спасителя 19 февраля 2006 г. 19 лютого 2006 р. 15:11 Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня за Божественной Литургией мы слышали Евангельскую притчу о блудном сыне. Господь Иисус Христос словами Евангелия представляет перед нашим мысленным взором образ сына, возжелавшего устроять свою жизнь без воли отца, руководствуясь исключительно своими личными, эгоистичными желаниями и стремлениями. Результат этого по-юношески необдуманного поступка оказался весьма печальным: истощивший свое имение и дошедший до внутреннего кризиса, сын решается вернуться к своему отцу, желая быть хотя бы в числе его работников. «Слово Божие живо и действенно» (Евр. 4, 12), и потому, взирая на предложенный нашему уму Евангельский образ, мы должны осознать, что каждый из нас подобен этому человеку, расточившему врученные дарования. В период подготовки к поприщу Великого Поста для нас важно со смирением воспринять евангельский призыв к покаянию, дабы слова сердечного исповедания: «Отче согреших на небо и пред Тобою» стали основным содержанием нашего молитвенного делания. Побуждая к покаянию Всещедрый Господь предлагает нам в сегодняшней притче надежду на прощения в образе любящего и непамятозлобивого Отца, всегда готового милостиво принять в Свои объятия повинившееся чадо. Священное Писание свидетельствует, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6, 36), однако необходимо осознавать, что всякий грех отдаляет нас от Бога и человек становится подобно Евангельскому «блудному сыну» расточителем Богодарованного достояния и потому нуждается в прощении. Господь же, обращаясь к человеческой душе, желает только одного: чтобы душа наша была свободна от бури житейских страстей и обращена к вечному и непреходящему, дабы чадо, оставившее отчий дом, вновь вернулось к единству жизни с источником всяких благ — Богом. Потому и призывает христианина Господь в Священном Писании: Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, (Прит. 23, 26), обещая нам дар вечной жизни: «взыщите Господа, и будете живы» (Ам. 5, 6).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202677...

8, (1). Траян сказал: – Итак, не правильно ли говорил я вначале, что ты возмутил восток, чтобы не почитать богов? Игнатий сказал: – Ты негодуешь, царь, что мы убеждаем почитать не то, чему не следует поклоняться, а истинного Бога живого, Творца неба и земли, и Единородного Его Сына? Ведь только эта истинно исповедуемая и царственная (κρατοσα) религия гордится божественными и духовными догматами, (2) ваше же эллинское учение – безбожное многобожие, легко опровергаемое, непрочное, колеблющееся, ни на чем прочном не стоящее, так как «недоказуемое учение заблуждается» ( Прит.10:17 ).1475 Как же оно не исполнено всяких ложных словес, когда то утверждает, что всего в мире двенадцать богов, то предполагает большее число? (3) Траян сказал: – Я не могу более выносить твое хвастовство, поскольку ты ужасно бранишь нас, желая победить нас словоохотливостью. Итак, принеси жертву, ибо с нас довольно твоего красноречия. В противном случае я после новых пыток отдам тебя зверям. (4) Игнатий сказал: – До каких пор ты будешь угрожать и не исполнять объявляемого? Ибо я христианин и не приношу жертв лукавым бесам, но поклоняюсь истинному Богу-Отцу Господа нашего Иисуса Христа, просветившего мне свет ведения (ср. Ос.10:12 ), отверзшего очи мои для разумения чудес Его (ср. Пс.118:18 ). Его я благоговейно почитаю, так как Он есть Бог и Господь и Царь и «Единый сильный» ( 1Тим.6:15 ). 9, (1). Траян сказал: – Я истреблю тебя на железных решетках (κραβαττοπυαις)1476, если не раскаешься. Игнатий сказал: – Каяться, царь, хорошо в злом, а в добре – предосудительно: нам нужно стремиться к лучшему, а не к худшему. Нет ничего лучше благочестия. (2) Траян сказал: – Строгайте спину его крючьями со словами: «Повинуйся самодержцу и принеси жертву богам согласно постановлению сената». (3) Игнатий сказал: – Я боюсь постановления Божьего, глаголющего: «Не будет у тебя богов других, кроме Меня» ( Исх.20:3 ), и: «Жертвующий богам другим будет истреблен» ( Исх.22:19 ). Сенату же и царю, требующим противозаконного, я не повинуюсь, ибо законы говорят: «Не взирай на лицо сильного» (ср. Лев.19:15 ), и: «Не будешь с многими во зле» (ср. Исх.23:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

   В древнем иудаизме понятие «имя» использовалось в столь разнообразных, частично совпадающих значениях, что контекст говорит нам здесь больше, чем культурно-исторический фон. В Ветхом Завете «имя» часто означает доброе имя или славу, и когда Бог действовал «ради имени Своего», Он защищал Свою славу. Ветхозаветные герои действовали «именем Божьим», когда выступали в качестве представителей Бога,исполняющих поручение от Его имени (Исх. 5:23; Втор. 18:19—22; Иер. 14:14,15), по Его повелению (Втор. 18:5,7), с Его помощью (Пс. 117:10,11; Прит. 18:10) или при совершении чуда (4 Цар. 2:24). (Раввины, передавая из поколения в поколение предания «именем» других раввинов, подразумевали лишь то, что они цитировали труды предшественников, на чьих именах зиждется авторитет традиции.) В молитве призвание божественного имени было просто обращением (3 Цар. 18:24—26,32; 4 Цар. 5:11; Пс. 9:3; 17:50). В Ветхом Завете и в позднейшем иудаизме «Имя» иногда было формой почтительного иносказания, позволяющего избегнуть произнесения слова «Бог».    Нечто подобное означает «имя» и в данном контексте: Иисус ответит тем, кто заботится о Его славе и, выступая от Его имени, не искажает Его весть, т. е. тем, кого действительно можно назвать Его полномочными представителями. В этом нет ничего общего с языческим использованием имен в магии, сущность которой заключается в манипулировании потусторонними силами ради достижения собственных целей.     14:15. Здесь Иисус обращается к другой ветхозаветной концепции (напр.: Исх. 20:6; Втор. 5:10,29; 6:5; 11:1,13,22; 13:3,4; 19:9; 30:6,14). В Иез. 36дар Духа дает народу возможность соблюдать заповеди (Ин. 14:16).     14:16. Вопрос о происхождении образа Духа- " Утешителя» вызывает споры, но, возможно, он имеет отношение к правовой сфере: одно из значений этого понятия — «защитник», «ходатай»; см. коммент. к 16:8—11. В иудаистских описаниях Божьего небесного суда ангелы и божественные атрибуты могут быть как обвинителями, так и защитниками, но сатана всегда выступает в роли главного обвинителя, а Бог (или Его первейший атрибут — милость, олицетворением которой был архангел Михаил) защищает Израиль. Здесь Дух представлен как «другой» защитник, подобный Иисусу (ср.: 9:35—41, где Иисус защищает человека, отлученного от синагоги, и обвиняет его обвинителей); иудаизму также не чужда идея о «преемнике», который продолжает дело своего предшественника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

По учению Священного Писания, один Бог есть безусловный Собственник и верховный Обладатель мира видимого и невидимого: «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих», – говорит Господь ( Ис. 66:1 . Ср. Лев. 25:23 ; Втор. 10:14 ; Пс. 23:1  и др.). Отсюда следует, что человек является собственником уже в условном, относительном смысле, т.е. настолько, насколько он при самом сотворении своем вместе с «образом Божиим» ( Быт. 1:27 ), получил от Бога и право на богоподобное обладание землею и владычествование над нею ( Быт. 1:26, 28 . Ср. Быт. 9:1–3; 12:7; 35:12 ; Лев. 25:27 ; Втор. 15:7  и др.). И многие притчи Спасителя, например, о талантах ( Мф. 25:13–14 ), о минах ( Лк. 19:15–27 ), о неверном управителе ( Лк. 16:1–13 ) и др. выражают эту же мысль со всей несомненностью, когда говорят о том, что человек является собственником лишь в условном смысле, не владыкой твари, а именно домоуправителем Божией собственности, обязанным дать некогда строгий отчет пред Богом в правильном употреблении вверенного ему владения. Полученное от Бога человеком право собственности в ветхозаветном законе точно определялось и строго ограждалось ( Быт. 23:20 ; Исх. 20:15, 17 ; Лев. 19:11 ; Втор. 5:19, 21  и др.). Однако в этом случае нельзя не считаться с фактом грехопадения человеческого, который и в данную область, как и всюду, внес нарушение порядка и гармонии. Согрешившие люди, сделавшись эгоистическими, стали предъявлять права именно на личную собственность, но Господь по высшим целям Своего Божественного мироправления не осудил и этого нового порядка в жизни Своего разумно-свободного создания (так как с лишением права частной собственности человек лишился бы в известном смысле и права разумно-свободного существа), а только ограничил его согласно с теми отношениями братской любви, какие по воле Его должны существовать между людьми ( Исх. 22:21–27; 23:10–11 ; Лев. 19:9–10; 23:22; 25:2–7; 13–16, 35–37 ; Втор. 14:22–29; 45 :-4, 7–11; 23:19–20, 24–25; 6. Пс. 111:9 ; Прит. 28:27  и др.). Это общее начало происхождения права человеческой собственности проходит через всю историю ветхозаветного откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

    2:13,14. Хор небесного воинства противопоставляется земным хорам, прославляющим императора. Правившего тогда императора Августа прославляли за мир, который он принес народам земли. Прием обратного (антитетического) параллелизма («Богу» — «человекам»; «в вышних» — «на земле») показывает, что выражение «в вышних» означает «среди ангельского небесного воинства».     2:15—18. Пастухи, вероятно, проверяли в яслях, не появился ли на свет ягненок. Вифлеем был небольшим городком.     2:19,20. Мария сохранила рассказ пастухов в своем сердце, подобно тому как Иаков запомнил откровение Иосифа в Быт. 37(ср-использование этого идиоматического выражения, напр., в Пс. 118:11; Прит. 6:21;Прем. 8:17).     2:21—40 Младенец и Его свидетели     2:21. См. коммент. к 1:57—59.     2:22—24. Эти стихи отсылают к Исх. 13:2 и Лев. 12:8. Родители Иисуса в точности исполнили предписания закона Моисея. Принесенная ими жертва показывает, что они были бедными людьми (Лев. 12:8). По обычаю, Мария должна была возложить и на голубей, а затем священник должен был поместить их на юго-западный край жертвенника, надломить шею одной птицы жертву за грех, а другую сжечь как жертву всесожжения.     2—25,26. Эта встреча с Симеоном, несомненно, произошла в женском дворе. Грядущее избавление Богом Израиля описывалось как «утешение» (напр.: Ис. 49:13; 51:3; 52:9; 66 " 13). «Святой Дух связывался главным образом с пророчествованием. О лицезрении Божьей «благодати при жизни ср.: Пс. 90:16, Тов. 10и 11:9; иногда в Ветхом Завете Бог шадит праведников, не показывая им грядущих бедствий (напр.: 4 Цар. 22:20).     2:27—32. Молитва Симеона следует образцу ветхозаветного благочестия, представленного, например, в Быт. 46и 49:6, и вызывает в памяти такие пророчества, как Ис. 42и 49:6.     2:33—35. Пророчества в иудаистской и греко-римской традициях часто отличались неопределенностью, и понять, что они предвещают, было легче задним числом, чем в момент их произнесения. Слова Симеона,вероятно, указывают на «камень преткновения» в Ис. 8:14,15 и на грядущее воскресение. «Оружие» предвещает либо горе Марии по поводу страданий И исуса, либо открытие тайны, скрытой в ее сердце; вероятно, первое предпочтительнее (материнская боль может символизировать страдания сына, напр.: Суд. 5:28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

32:8. Двор стражи. Иеремия находился в «предупредительном заключении» на территории царского дворца, в так называемом «дворе стражи» (см.: Иер. 37:21 ). По-видимому, его поселили вместе с членами дворцовой стражи. Это было куда более комфортабельное место, чем темница (37:15,16) или яма (38:6). 32:9. Семнадцать сиклей серебра за поле. Учитывая, что вес одного сикля составляет 11,4 грамма, Иеремия заплатил за поле Анамеила 194 грамма, или менее полфунта, серебра. Это соответствует жалованью обычного работника почти за полтора года. Очевидно, цена была гораздо ниже обычной, поскольку все сознавали неминуемость угрозы вавилонского вторжения. Однако в отсутствие примеров для сравнения и данных о размерах поля, судить о справедливости этой цены невозможно. 32:10. Купчая запись. Документы о купле-продаже недвижимости (купчие) известны из самых древних месопотамских клинописных табличек. Эти документы с описаниями условий покупки и продажи запечатывались в глиняные «конверты» и надписывались соответствующим образом. В Кодексе Хаммурапи содержатся законы, ограничивающие продажу ленных владений, поскольку они пожалованы военным только на время. Другие примеры покупки и продажи земли см.: Быт. 23:16–18 и Быт.33:19 . 32:10. Взвешивание серебра. Общепринятая процедура купли-продажи требовала, чтобы для удовлетворения обеих сторон деньги за покупку взвешивались в присутствии свидетелей (см.: Быт. 23:16 ; Ис. 46:6 ). Эта необходимость была вызвана тем, что монеты стандартного веса и стоимости появились в широком обращении только к концу VI в. до н. э. 32:11. Запечатанная и открытая записи. В Элефантинском папирусе сохранились документы, похожие на купчую запись, сделанную Иеремией и Варухом. Обычай делать две копии на одном листе папируса или пергамента делал их открытыми для публичной проверки. Вторая половина с той же записью служила архивной копией, исключающей возможность внесения изменений в условия сделки. Документ сворачивался в свиток и запечатывался именами свидетелей. 32:12. Законная сделка во дворе стражи. Деловые операции совершались в общественных местах, например, у городских ворот, где собирались старейшины ( Руф. 4:1 ; Прит. 31:23 ). Возможно, замечание о том, что Иеремия подписал и запечатал документ о покупке поля Анамеила в присутствии свидетелей и «в глазах всех Иудеев, сидевших на дворе стражи», указывает на то, что это было установленное место для совершения законных сделок. С другой стороны, это может быть связано с выдвинутым против Иеремии в 37:12–15 обвинением в попытке убежать из города. Он отвечал, что просто хотел осмотреть недавно купленное поле, но начальник стражи, который, несомненно, был свидетелем сделки, не стал слушать пророка и заключил его в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Всякий раз, – так учит апостол, – когда едим хлеб сей, и пьем чашу сию, смерть Господню возвещаем ( 1Кор.11:26 ), или то же воспоминаем. Так и Господь повелел ученикам: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Воспоминая свое избавление от горькой египетской работы, древний Божий народ ел пасхального своего агнца с горькими травами, и еще в положении странников, готовых в путь. Все же древнее было прообразом нового. Потому и мы должны вкушать истинного Агнца, заколаемого за грехи мира, с сокрушением о грехах своих, с отрешением всего земного и готовностью следовать всюду, делать все, что указывает благодать Божия. Блажен, кто, почитая себя странником, пришельцем в мире сем, желает и ищет себе вечного жилища, не отвергаясь указанных Богом средств, как достигнуть бессмертия и водвориться в обителях небесных. Блажен, кто чувствует себя бессильным делать всякое добро, признает себя тлением и прахом земным, и в то же время старается сближаться, чаще и чаще соединяться с Тем, Кто сказал не ложно: без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Блажен, кто послушен слову: приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам; оставите безумие и живи будете, да во веки воцаритеся ( Прит.3:5, 6 ). Ибо уста Того же изрекли в подтверждение сей истины: ядый хлеб сей, жив будет во веки; ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный ( Ин.6:58, 54 ). – Вот что доставляет нам то Тело, которое и предано хотя было смерти, но опять ожило, и та Кровь, которая и была хотя остановлена в течении своем, но оживилась и вечно уже не остановится! Потому-то, должно полагать, так сильно и желал Господь наш Иисус Христос совершить и преподать нам сие таинство, вводящее нас в жизнь вечную. Желанием возжелех сию пасху ясти с вами ( Лк.22:15 ), – сказал Он ученикам Своим на тайной Своей вечери. Какой же пасхи желал Он так сильно? Ветхозаветной ли, которая ежегодно совершалась до того дня, как Он совершил пасху новую, таинственную? Или сей последней, в которой Он Сам Себя принес в жертву Богу и предал в пищу верующим? Без сомнения – последней; ибо первая должна была от дня того уже прекратиться как служившая прообразом наступившей истинной Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

1Тим.4:1–4 ; 2Тим.3:5–9 ; Мф.24:23–24 др.); истинное нравственное чувство всегда узнает таких лжепророков по общему складу их нравственной личности, – подобно тому, как по качеству плода узнается дерево, – как и иудейский народ знал фарисеев и отличал от учения их учение Христа (7:28–29), – как узнается, наконец, и всякий истинный христианин по его делам (ср. Иак.2:14–26 ; 1Кор.13:1–3 ; Ин.14:21 ; 1Ин.2:3–4 и др. мн.). Общим заключением всей Нагорной Беседы служит увещание Спасителя не только слушать, но и исполнять слова Его и чрез то осуществлять начертанные Им идеалы Правды в Царстве Христовом – под библейским образом домостроения (ср. Прит.9:1 ; Еф.2:19–22 ; 1Кор.3:10–18 ; 1Тим.3:15 ; Евр.3:6 и др.) мужа разумного на камне, а безумца – на песке (ср. 24–27). Окончив изложение учения Спасителя в Нагорной Беседе, Евангелист считает нужным указать в заключении на то впечатление, какое учение Господа произвело на народ, в отличие от учения книжников и фарисеев. И когда окончил Иисус слова сии, поражался народ учению Его, ибо быль учащим их, как власть имеющий, Коего слово, как Слово Божие об идеалах Правды Божией, начертан- —29— ных Богом в богоподобном духе человеческом, и о блаженстве осуществления их в Царстве Божием, было живо и действенно и острее всякаго меча обоюдуостраго, проницающее до разделения души и духа и судящее помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ), служа благим и легким игом для труждающихся и обремененных, кои находили в Спасителе покой душам своим (12:28–30), – а не как книжники и фарисеи 1075 , – коих заповедь на заповедь, правило на правило, тут немного, там не много ( Ис.28:10–13 ), с их преданиями старцев ( Мф.15:2 ) и мелочною, большею частью бесцельною и пустою, игрою ученым толкованием закона, – представляли только раскрашенный гроб с мертвыми костями, тяжелое и неудобоносимое бремя, возлагавшееся на плечи людям (23:4, 16–24:27). Этими словами оканчивается та часть евангелия, которая посвящена преимущественному изложению пророческого служения Спасителя человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Должно искать нам «ливан» (ср. Сир.39:17 ), и не какой-нибудь, но светлый. Первосвященник не хочет принимать от тебя нечто темное или нечистое, но требует светлого. Он просит у тебя и гальбан, который силой своего запаха прогоняет ядовитых змей. Требует он и стакти; такого же чистого и светлого, как слова и дела наши. Нужен ему и оних (ср. Исх.30:34 ), который словно щитом защищает обладающего им, и он остается невредимым. Он хочет, чтобы и ты взял «щит веры» и мог «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (ср. Еф.6:16 ). Хочет он, чтобы у тебя была вся эта смесь, чтобы не было в ней ничего непристойного, ничего беспорядочного, ничего безобразного, но хочет, чтобы все было «благопристойно и чинно» (ср. 1Кор.14:40 ). И доныне Христос стоит как истинный Первосвященник наш и хочет, чтобы мы наполнили Его руки смесью «благовонного, мелко истолченного курения» (ср. Лев.16:12 ), чтобы в каждой церкви, которая под небом, размышляли о том, для чего приносить жертвы, как правильно и с усердием составлять свои благовония, как делать их «мелко измельченными», то есть как каждый из нас устраивает дела свои и как истончает свое восприятие к духовному пониманию Священного Писания ; чтобы ангелы не прекращали своего служения; ибо ангелы Божии восходят и нисходят «к Сыну Человеческому» (ср. Ин.1:51 ), тщательно исследуют (ср. Мф.13:41 ), что в каждом из нас можно найти, чтобы принести Богу. Они внимательно следят за умом каждого из нас, чтобы увидеть, не помышляет ли он о чем-то настолько значительном и святом, что оно достойно быть принесенным Богу. Они пристально наблюдают и раздумывают, нет ли в ком из нас, как читается в Церкви, «сердца сокрушенного» (ср. Пс.50:19 ) и души, обращенной к покаянию, содержит ли кто из нас «в чистоте путь свой» (ср. Пс.118:9 ; Прит.21:29 ) и, «забывая заднее», простирается «вперед» (ср. Фил.13:3 ), хотя бы подобно тому нечестивейшему Ахаву, о котором Господь говорит: «Видишь, как смирился предо Мною Ахав?» ( 3Цар.21:29 ). Но при всем этом что же сказать о тех, кто не слышит ушами своими и не принимает сердцем своим? Какая может быть в них надежда на покаяние, какой намек на обращение и путь исправления? Ибо если мы сомневаемся даже в отношении тех, кто слышит, что же тогда говорить о тех, кто не слышит? Но скажем словами Спасителя: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Мф.11:15 ), и те, кто слышит, пусть знают то, что написано: «Когда, обратившись, ты возопил бы, тогда будешь спасен и узнаешь, где ты был» ( Ис.30:15 ). И если скажешь беззакония свои первым (ср. Ис.43:26 ), услышу тебя, словно народ святой. Ты слышал, как ты, даже если был грешником, но обратился и оставил грех, то сразу же именуешься святым. И потому не надо отчаиваться тому, кто кается и обращается к Господу; ибо зло согрешений не превышает благости Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

13:10 . Теперь автор обращается к особого рода пище в Ветхом Завете: о доле священников в скиниихраме (см. коммент. 1Кор. 9:13 ). Он говорит, что верующие служат в качестве священников (13:15) у разного рода жертвенников (ср.: 7:13). 13:11. Сжигание жертв за станом составляло часть ритуала жертвоприношения (ср.: Лев. 9:11 ; Чис. 19:3 ), но здесь речь идет о Дне искупления, когда священник входил в святая святых с кровью жертвы ( Лев. 16:27 ). Это жертва Иисуса, принесенная для небесного жертвенника, о чем уже ранее говорилось в Евр. 13:12,13. Кропление кровью предназначалось для «освящения» (обособления, отделения в качестве святого) или «очищения» по закону (9:22). (Тот факт, что Иисус мог очистить Своей собственной кровью, может указывать на Его превосходство над ветхо-заветным первосвященником, который должен был сам получить очищение, прежде чем вернуться в стан после жертвоприношения, Лев. 16:28 .) Иисус был распят и похоронен вне стен Иерусалима, и это согласуется и с Евангелиями, и с требованиями иудейского закона о том, что мертвые должны быть похоронены за пределами города (дабы избежать ритуальной нечистоты,вызванной соприкосновением с могилами; ср., напр.: Лев. 24:14 ; Чис. 15:35,36 ; Втор. 17:5; 22:24 ). По римскому закону, распятие тоже должно было проводиться за городом. (Некоторые комментаторы также отмечали, что жертвоприношения за грех в День искупления сжигались вне стана, Лев. 16:27 ; но следует отметить, что они также приносились в храме или скинии, Лев. 16:5–19 .) Выход за стан для этих иудео-христианских читателей мог означать желание быть изгнанными из иудейского сообщества, чье уважение они ценили, – чтобы всем сердцем повиноваться Богу (ср.: Евр. 11:13–16 ). 13:14. См. коммент. к 11относительно упования древних иудеев на вечный Иерусалим. 13:15,16. В Свитках Мертвого моря часто вознесение хвалы описывается языком жертвоприношений; это характерно и для произведений других древних писателей (см. коммент. к Рим. 12:1 ); автор Евр., вероятно,здесь особым образом опирается на Ос. 14:2 . О духовных жертвах см. также в ; 118и Прит. 21:3 . Фарисеи также подчеркивали, что Бог принимает благочестие как духовное жертвоприношение, и эта концепция помогла им пережить разрушение Иерусалимского храма в 70 г. н. э.; только незначительная часть участников палестинского движения, напр., последователи фарисеев, а также христиане из иудеев, смогли сохранить свою религию без храма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010