И сказанное в Псалме: будет (εσται) в тишину, то есть в тихом и весеннем состоянии, изменено так: ста (εστη) в тишину ( Пс.106:29 ). И еще в словах: Господь потоп населяет, и сядет ( Пс.28:10 ), то есть укрощает, и потоп укротится, – сказано: населяет (αχτοιχιει), а не вселит, как думают некоторые, подобно сказанному: вселяет (χατοιχιζει) неплодов в дом ( Пс.112:9 ), и: Господь вселяет (χατοιχιζει) единомышленныя в дом ( Пс.67:7 ), и: Ты, Господи, единаго на уповании вселил (χατωχισαζ) мя еси ( Пс.4:9 ). Ибо слово: οιχισαι имеет иное значение. Некоторые же, может быть, не уразумев сего, написали: и сядет Господь царь в век. Но их обличают начала стихов, в которых первое слово – Господь. Господь царь в век, и: Господь крепость людем Своим даст; Господь благословит люди Своя миром ( Пс.28:11 ). И в Песни Песней слова: заклях вас, дщери иерусалимски, в силах и в крепостех сельных; аще возставите и возбудите любовь, дóндеже восхощет ( Песн.2:7 ), – имеют такой смысл: любовь, кому захочет, дозволяет воспарять в высоту. А не уразумевшие значения частицы аще (εαν), именно, что означает она дозволение, написали вместо сего: аще возставите и возбудите любовь. Посему надлежало присовокупить: «аще возставите, будет то-то», и не оставлять речи неконченною. Однако чтобы не продолжить письма более надлежащего, сказав то, что не только не повреждает смысла Писаний, но восстанавливает оный, делает твердым и незыблемым, разрешает кажущуюся неясность, кончу на этом, советуя будущим читателям взирать на сие без любопрительности. И если что сказано правильно, – воздать благодарение Богу, а если неправильно, не лишать написавшего извинения, так как он сказал это нерешительно, но предоставил приговор будущим читателям. 16. Диакону Уранию. На слова: завет бо в мертвых известен есть (Евр.9:17) Думая, будто св. Павел, говоря это, обратился к мысли, противоположной высказанному им прежде, спрашивал ты: что значит: завет бо в мертвых известен есть; понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй. Посему в ответ на сие пишу: ничесоже (μ? ποτε), через прибавление некоторыми, может быть, по невежеству, одной черты к одной букве, сделано из слова «не тогда» (μη τ?τε). Так нашел я и в древних списках. Ибо украшенный Божественным Духом и почитаемый за Ермия не обратился бы к противоположной мысли. Поскольку завещание не тогда может, егда жив есть завещаваяй, то делается твердым по смерти. Если же оставить ничесоже, то ударение поставить должно не на μη, но на μ?ποτε, чтобы речение сие значило: нисколько. 17. Пресвитеру Дрону. На слова Писания: якоже суть не подобна лица лицам, сице ниже сердца человеков (Прит.27:19)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Pelusio...

Лучше немногое у праведника, нежели богатство многих нечестивых ( Пс.36:16 ). Кусок черствого хлеба с миром лучше, нежели дом, в котором много брашен с бранью ( Прит.17:1 ). Человек работающий и имеющий во всем изобилие лучше, нежели величающийся и не имеющий хлеба ( Сир.10:3 ). В самой крайней бедности блажен человек, боящийся Бога, удаляющийся от всякого греха и творящий благое ( Сир.1:13 ) (По Вульг.) Здоровый и имеющий силы нищий лучше расслабленного богача. Нет богатства лучше здравия телесного, и нет веселия лучше радости сердечной (30:14:16). Сладостна жизнь человека работающего и довольного своим жребием: в таковой жизни ты найдешь сокровище (40:18). Не преступай пределов древних, которые положены отцами твоими ( Притч.22:28 ). Надеющийся на свое богатство падет, праведные же прозябнут подобно всегда зеленеющему дереву (11:28). На что глупцу богатство, когда он не может купить мудрости? (17:16). Нет ничего гнуснее скупого. И нет ничего неправеднее сребролюбца; самую душу свою готов он продать ( Сир.10:9–10 ) (По Вульг.) Неправедно собирающий богатство, собирает оное для других, которые расточат добро его. Если он делает кому-либо добро во время жизни своей, то забывшись и против воли (14:4:7). Сын мой, если ты что-нибудь имеешь, делай самому себе из того добро и приноси Богу достойные жертвы (11). Помни, что смерть не коснит, и время шествия во аде не показано тебе (12). Делай добро другу прежде смерти своей, и по силе своей простирай руку к бедному и подавай ему. Не лиши себя той пользы, какую можешь извлечь из своего благоденствия, и да не минует тебя благая часть, уготованная за доброхотное даяние (13:14). Что тебя выше, того не ищи; а что тебя крепче, того не испытывай. Но размышляй непрестанно о том, что повелел тебе Бог; и не усиливайся проникнуть во множество дел Его. Не нужно тебе видеть очами своими тайное (3:21–22). Далече отринь от себя печаль. Ибо многих убила печаль, и нет никакой пользы в ней (30:24–25). Сын мой, проливай слезы над умершим; плачь над ним, как бы сам ты поражен был жестоким злополучием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Бог не только определил через кого давать своё Откровение, но и время, а главное, способ передачи. Текст Священного Писания Ветхого Завета говорит о том, что Бог открывается людям посредством как слов, так и действий. Например, Бог объявил Ною: «И вот, Я наведу на землю потоп водный» ( Быт.6:17 ) и велел ему построить ковчег для спасения. Моисею и Аарону Бог дал власть творить знамения, чтобы Израиль поверил, что Господь явился Моисею и повелел ему вывести израильтян из Египта ( Исх.4:1–9,27–31 ). В другой раз Бог использовал сильную бурю на море и чрево огромной рыбы, чтобы подтолкнуть убегающего пророка к выполнению порученной Им миссии ( Иона 1:4–3:3 ) 79 . Подобные Божественные деяния почти всегда связаны с поясняющими Откровениями, которые могли даваться до, непосредственно или после этих событий. Священное Писание называет те способы, с помощью которых божественное Откровение было возвещено: Жребий. К жребию иногда обращались, чтобы узнать волю Бога ( Прит.16:33 ; Деян.1:21–26 ). Урим и туммим впервые упоминаются в книге Исход: «На наперсник судный возложи урим и туммим» ( Исх.28:30 ). Наперсник носил иудейский первосвященник. Это квадратный кусок материи, сложенный вдвое. Он был украшен двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена двенадцати колен Израилевых. Урим и туммим, скорее всего – два драгоценных камня, помещённые в карман; они использовались, наподобие жребия, для познания воли Божьей. ( Числ.27:21 ; Втор.33:8 ; 1Цар.28:6 ; 1Ездр.2:63 ). Сны. Бог в ветхозаветные времена давал откровения в вещих снах ( Быт.20:3,6; 31:11 .–13,24; Числ.12:6 ; Дан.7:1 ). Перед вторым пришествием Христа, согласно пророчеству Иоиля, Господь снова будет посылать своё откровения во снах ( Иоил.2:28 ). Также сны часто использовались в откровениях к неизраильтянам ( Быт.20:3–6; 31:24; 40:5; 41:1–7 ; Суд.7:13 ). Чудеса. Согласно Священному Писанию , Бог также являет Себя в чудесах. Чудеса, описанные в Библии, часто предназначены для наказания падших и для помощи людям, идущим к Господу ( Суд.6:37 ; Ион.2 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   Мы не в силах понять, ни в какой степени Бог в своей деятельности по поддержанию миропорядка продолжает творить новое, ни всего того, что невозможно объяснить в рамках привычного нам мира, но нет сомнения в том, что Его мир в любой своей точке открыт для действия Его созидающей силы.    Знание, что Бог создал окружающий нас мир и нас самих как часть этого мира, является основой истинной религии. Все должны восхвалять Бога как Творца, ибо Его творения обладают удивительным совершенством, разнообразием и красотой, и такие псалмы, как 103 й, дают образец хвалы, которая должна звучать из наших уст. Мы должны верить в Бога как в суверенного Господа, имеющего вечный замысел, согласно которому происходят все события и складываются все судьбы без исключения, и обладающего властью искуплять, воссоздавать и обновлять Свое творение. Такая вера будет рациональной, если мы будем помнить, что Тот, в Кого мы верим, является всемогущим Творцом. Осознание, что само наше существование ежесекундно зависит от Бога Творца, помогает нам жить жизнью, посвященной, преданной, благодарной и верной Ему. Бог видит и знает: божественное всеведение    Слово «всеведущий» означает «знающий все». Писание говорит, что очи Бога обращены на все (Иов 24:23, Пс 32:13—15, Пс 138:13—16, Прит 15:3, Иер 16:17, Евр 4:13), что Он испытывает все сердца и наблюдает за путями каждого человека (1 Цар 16:7, 3 Цар 8:39, 1 Пар 28:9, Пс 138:1—6,23, Иер 17:10, Лк 16:15, Рим 8:27, Откр 2:23), другими словами: Он всегда знает все обо всем и обо всех. Также Он знает будущее не хуже, чем прошлое и настоящее, а события, которые никогда не случатся и относятся только к области возможного, не хуже, чем события, действительно имеющие место (1 Цар 23:9—13, 4 Цар 13:19, Пс 80:15—16, Ис 48:18). Он не испытывает необходимости искать информацию о чем-либо; все Его знание всегда и непосредственно находится в Его сознании. Авторы Библии склоняются в благоговейном трепете перед этой способностью Божественного разума (Пс 138:1—6, Пс 146:5, Ис 40:13—14,28 ср. Рим 11:33—36).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    25:18. Один из самых безопасных (но и наименее прибыльных) способов сохранения денег — закопать их в землю. Такие клады, в свое время не востребованные по разным причинам, до сих пор еще находят. (В Лк. 19 раб поступил еще хуже: он просто завернул деньги в платок, даже не закопав их, что было крайне неразумно инебезопасно.)     25:19—23. Удвоить капитал было делом вполне обычным, доступным для рабов. В древности был популярен принцип: честность в малом свидетельствует о честности в большом. Арамейское слово «радость», которое использует здесь Иисус, одновременно означает и «праздник» (ср.: 25:10). Хозяин устроил по возвращении праздник и воздал должное своим сообразительным рабам.     25:24,25. Третий раб, вероятно, был не так уж глуп; его просто не волновала судьба собственности хозяина (см. коммент. к 25:15—17). Самое небольшое вложение капитала могло дать процент от сбережений и не угрожало опасностью потерять его, т. е. было не менее надежно, чем закопать деньги. Фраза «вот тебе твое» в еврейских правовых документах означала «я за это больше не отвечаю».     25:26,27. Хотя дача денег в рост и противоречила еврейскому закону (Исх. 22:25; Лев. 25:36,37; Втор. 23:19,20; Неем. 5:7; Пс. 14:5; Прит. 28:8; Иез. 18:8,13,17; 22:12), язычники не подчинялись его требованиям. Более того, евреи могли привлечь их для совершения подобных операций, и многие представители еврейской знати следовали греческим обычаям, а не официальному иудаизму. Подобно тому, как раввины могли рассказывать притчи о царях спустя долгое время после исчезновения царей из еврейской Палестины, Иисус мог надеяться, что его слушатели поймут мораль этой притчи.     25:28—30. Тьма в других текстах символизирует ад (8:12).     25:31—46 Суд: овцы и козлы     25:31. Сын Человеческий придет в славе и будет царствовать от имени Бога (Дан. 7:13, 14; ср.: Притчи Еноха — время написания неизвестно), и в некоторых еврейских апокалипсисах (возможно, по аналогии с греческими образами загробного мира) описывается деятельность человеческих судий до наступления Судного дня. Но здесь описание абсолютной власти Иисуса лучше всего согласуется с традиционным еврейским представлением о Боге, судящем народы в Судный день. Об ангелах см. в коммент. к 16:27.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

10:1–18 Истинная жертва Нового Завета Только Христос был истинной, единственно необходимой жертвой для небесного святилища (9:23–28). 10:1. Платон писал о земном мире, о чувственном восприятии мира вещей, который представляет собой лишь тень реального мира, постигаемого только разумом. В I в. н. э. даже многие иудейские писатели (в «диаспоре) говорили о чистом и совершенном небе и о подверженной тлению земле. Они также часто рассуждали о том, что душа должна быть устремлена к горнему, к высшим реалиям, где она первоначально и возникла. Не опираясь в целом на платоновское восприятия мира, автор Евр. соглашается, что земная скиния, представляет собой тень небесной (он находит библейское обоснование этого тезиса, см.: 8:5), но он так же, как еврейские «апокалиптические писатели, считает, что небо показывает, чему будет подобен мир грядущий. Для автора Евр., однако, первый этап (9:24,28) этого грядущего, его предвкушение уже проявилось в земной истории (6:5). 10:2,3. Автор снова возвращается к мысли о том, что совершенное не нуждается в изменении или дополнении. В древней системе аргументации риторические вопросы играли заметную роль. «Напоминается» – это может означать, что жертвы ежегодного праздника Дня искупления напоминают людям о их грехах, так же как Пасха напоминала об искупительных актах Бога ( Исх. 12:14 : ср.: Лев. 16:21 ) – в отличие от установлений нового завета (8:12). 10:4. Палестинский иудаизм утверждал, что День искупления, сопряженный с «покаянием, был необходим для прощения большинства грехов, связанных с нарушением «закона. Многие философы решительно выступали против идеи о пролитии крови жертвы, поскольку считали это немыслимым в совершенном храме, где все подчинено разуму. Это мнение автор Евр. не разделяет,признавая, как это принято в большинстве культур в человеческой истории, необходимость пролития крови жертвы (10:19); он просто утверждает, что жертвоприношения животных были недостаточными для искупления человека в небесном святилище (9:23), а потому они представляются ненужными теперь, когда пришел «Христос. Он может опираться на множество «ветхозаветных прецедентов относительно истиннойцены жертвоприношения животных (см., напр.: 1Цар. 15:22 ; Пс. 50:17 ; Прит. 21:3 ; Ис. 1:11 ; Иер. 11:15 ; Ос. 6:6 ; Ам. 5:21–27 ), как он указывает в процитированном им примере ( Евр. 10:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

в) Приписывают и новозаветные писатели, из которых св. Павел называет Бога царем веков нетленным ( 1Тим. 1:17 ) и единым, имеющим безсмертие ( 1Тим. 6:16 ), а Ап. Петр, повторив слова Псалмопевца, что у Бога тысяща лет яко день един, присовокупляет, что и един день пред Господем яко тысяща лет ( 2Пет. 3:8 ). Примеч. Как понимать вечность Божию – объясняют нам Св. отцы и учители Церкви. Это не есть какое-то безначальное и бесконечное время, как обыкновенно представляют, слагающееся из бесчисленного множества частей, преемственно последующих одна за другою, и след. необходимо состоящее из прошедшего, настоящего и будущего, напротив, – это есть одно постоянное, неизменно-пребывающее настоящее, «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, – говорит св. Григорий Богослов , – ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сый – всегда. И сим именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе ( Исх. 3:14 ), потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится». 6. Неизменяемость. Неизменяемость в Боге есть такое свойство, по которому Он всегда пребывает один и тот же (ναλλοωντος, μετβλητος) и в существе Своем, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях. Изображая это свойство Божие, Св. Писание – а) Устраняет от Бога всякую изменяемость, замечаемую в человеке: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сын человеческий изменяется ( Чис. 23:19 ); многи мысли в сердцы мужа: совет же Господень во век пребывает ( Прит. 19:21 ). б) Устраняет всякую изменяемость, замечаемую во внешней природе: в началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде ecu, и лета Твоя не оскудеют ( Пс. 101 : 26–28 ). Небо и земля прейдет: словеса же Моя не прейдут ( Мк. 13:31 ). в) Свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены: всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов, у Негоже несть пременение, или преложения стень ( Иак. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

27:17. Значение межевых камней. См. коммент. к 19:4. 27:19. Справедливость по отношению к незащищенным членам общества. Важный аспект израильской правовой традиции составляет забота о группах населения, называемых уязвимыми, или бедными: вдовах, сиротах и пришельцах (см.: Исх. 22:22 ; Втор. 10:18,19; 24:17–21 ). В месопотамских сводах законов забота о бедных проявляется уже с середины 3-го тыс. до н. э. и касается главным образом защиты их прав и обеспечения справедливости в судебных делах. 27:20–23. Кровосмешение и содомия. Кровосмешение считалось неприемлемым во многих древних обществах (см., напр., запреты в хеттских законах). Исключение составлял Египет, где кровосмешение было обычным явлением в царском роду (но почти не встречалось за его пределами) и считалось средством укрепления власти и ее сосредоточения в руках царствующей династии. Подобные представления разделяли цари государства Элам. Содомия практиковалась на древнем Ближнем Востоке в ритуальных или магических целях. Примеры содомии встречаются в мифологии Угарита (и, вероятно, воспроизводились жрецами в ритуалах). В правовых материалах эта практика запрещалась (в частности, в хеттских законах). 27:25. Подкуп за убийство невинного. Не совсем ясно, кому адресовано это проклятие, – наемному убийце (в каковом случае перед нами вариант предшествующего стиха), судье или свидетелям, получающим подкуп за обвинение невинного человека в совершении тяжкого преступления и тем самым обрекающим его на смертную казнь (ср.: 3Цар. 21:8–14 ). Искушение принимать взятки подстерегало судей и государственных чиновников во все времена (см.: Прит. 6:35 ; Мих. 7:3 ). В «бюрократических» ситуациях, связанных с попытками конкурирующих сторон перехитрить друг друга, взяточничество превратилось чуть ли не в официально признанное явление (см.: Мих. 3:11 ; Езд. 4:4,5 ). Впрочем, на теоретическом уровне взяточничество осуждалось, и эту проблему пытались решить или, по меньшей мере, сгладить. Так, кодекс Хаммурапи (закон 5) предусматривает суровое наказание (большой штраф и отстранение от должности) судье, изменившему свое решение после получения взятки. Исх. 23запрещает принимать дары и рассматривает искажение истины как преступление против Бога, против слабых и невинных и против всего общества (см.: Ис. 5:23 ; Ам. 5:12 ). 28:1–14 Благословения завета

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Сир. близко передает подлинник: «в день скорби оно припомнится для тебя, как зной на иней, чтобы изгладить грехи твои». Остальные переводы свободнее передают ту же мысль; Гр.: «как вёдро» (εδα) при инее (π παγετ), так разрешатся грехи твои», Арм. пытается исправить последние слова: «так развяжут тебя грехи твои», Эф.: «как солнце уничтожает лед, так уничтожатся грехи твои», Лат.: «как при ведре лед, разрешатся грехи твои», Сл. (и Рус): «яко же (Остр.: яко тает) лед от зноя, тако растают греси твои». 16. Ближайшая причина благостного отношения. Господа к детям, почитающим родителей, – та, что они исполняют заповедь Божию об этом; наоборот, непочтительные дети являются нарушителями заповеди: «ибо преступно поступает презирающий отца своего, и прогневляет Создателя своего проклинающий мать свою». Во Вт. 27, 16 прямо говорится: «проклят бесчестяй отца своего или матерь свою; и рекут вси людие: буди!» В Лев. 20, 9 такого человека повелевается казнить смертью . А в Прит. 19, 26 говорится о презрении от людей к такому человеку: «бесчествуяй отца и отреваяй матерь свою срамоту приимет и поношение». В древних переводах ст. 16 передается свободно; Гр.: «как богохульник – оставляющей (без помощи) отца и (как) проклятый от Господа (Сир.: Создателя) – раздражающей мать свою»; Сл.: «Коль хулен оставляли отца, и проклят Господем раздражали матерь свою». Смысл слов премудрого и здесь остается тот же самый. О скромности и смирении ( Сир. 3 , 17–29) 17. Сын мой, если ты богат, будь скромен, и тебя будут любить больше, чем того, кто дает подарки. 18. Смиряй душу свою при всяком мирском величии, и ты найдешь милость у Бога: 20. ибо велика милость Божия, и смиренным Он открывает тайну Свою. 21. Того, что выше тебя, не ищи и скрытого от тебя не исследуй; 22. что предоставлено тебе, о том размышляй, а до тайного тебе нет дела; 23. не будь притязателен на то, что лишнее для тебя, потому что тебя, открыто больше, чем нужно для тебя: 24. ибо много замыслов у сынов человеческих, и ложные представления вводят в заблуждение. 25. Упорное сердце постигнет напоследок злая судьба, 26. и любящий опасности погибнет в них; 27. упорное сердце ждут многие скорби, и ожесточенный прибавляет грех ко греху. Если нет зрачка, нельзя видеть света, и если нет знания, то нет и мудрости. 28. При поражении вольнодумца не бывает исцеления, так как он – отрасль худого растения. 29. Сердце мудрое уразумеет притчи мудрецов, и ухо, внимательное к премудрости, будет радоваться. После увещания почитать родителей премудрый в стихах 17–29 дает несколько житейских советов относительно скромности и предостерегает против излишней притязательности и вольномыслия, которые никогда не совмещаются с истинною мудростью и часто приводят человека к погибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

14 Бедного… нищего, то есть несчастного и обездоленного. 17 Мышцы – символ физической силы. 18 Непорочные – это те, в чьей жизни царит гармония во всем – во внутреннем мире, во внешнем поведении и во всех других отношениях. Знает (ср.: Пс. 1:6 ) – «непорочные» находятся под Его неусыпным наблюдением и заботой. 21–31 Духовное богатство праведного. В предыдущей части звучала мысль, что праведный обладает несравненно большим богатством, чем нечестивый, здесь же она получает свое дальнейшее развитие. Праведный отличается великодушием (21, 26). Праведные могут позволить себе быть щедрыми, «ибо» (22) имеют надежное будущее, они стоят твердо на жизненном пути (23) и получают от Господа все необходимое (25; ср.: 28, 29). В основе душевной ясности и стойкости праведника лежит прежде всего благословение Господне, а также любовь и верность избранному им в жизни пути (27), воспитание соответствующего характера (28), мудрость и доброе сердце (30–31). Сталкиваясь со всякого рода испытаниями, мы должны противопоставить ропоту, зависти и гневу, об опасности которых нас предупреждают в ст. 1–11, именно эти приоритеты. 22 Праведные что называется обречены на щедрость, поскольку не испытывают абсолютно никакого беспокойства о своем будущем. 23, 24 Хотя поступь праведника тверда, он не застрахован от того, что может споткнуться. На его пути встречаются преграды и западни, но никогда не ослабевает рука, крепко держащая его. 25 Это изречение, несомненно, может отражать жизненный опыт псалмопевца, но более вероятно, что его следует воспринимать в духе ст. 24, то есть во всю свою жизнь без лишних слов уповать на Господа. 26 Потомство его – о благословении потомства см.: Исх. 20:6 ; Прит. 20:7 ; Деян. 2:39 ; 1Кор. 7:14. 28 Святых, то есть тех, кого Он любит и кто отвечает Ему взаимностью (см.: Пс. 35:6 ). 31 Закон – поучение, предписание. 32–40 Праведные «наследуют землю». Провозглашается принцип: Господь гарантирует праведнику (тому, кто прав перед Ним) благословенный исход; какая бы смертельная опасность ни грозила, именно нечестивый погибнет в конце пути (32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010