Но для того, чтобы чтение или слушание Слова Божьего было душеполезно, душа наша должна быть нарочито к тому приготовлена и исполнена приличных чувств и расположений. Вот какие заповеди относительно этого дают Святые Апостолы: Приемше Слово слышания Божьего, примите не аки слово человеческо, но якоже есть воистину, Слово Божье, еже и действуется в вас верующих ( 1Ин.2:13 ). Отложите всяку скверну и избыток злобы, в кротости приимите всажденное Слово, могущее спасти души ваша ( Иак.1:21 ). И так глубокое благоговейное внимание к Библии, чистота сердца и совершенное смирение – вот то расположение духа, с которым должно приступать к чтению или слушанию Слова Божьего. И это вполне понятно. Благоговейное внимание, выражаемое даже внешним образом, оказываем мы слову царя земного; не тем ли больше должно быть оно при чтении Слова самого Царя небесного? Не даром сам Спаситель нередко заключал слово Своё таким возгласом: имея уши слышати, да слышит ( Мф.11:15, 13:9, 43, 25:30 ; ср. Апок.2:7, 11:29, 3:6, 13:22 ). Древние христиане книгу Слова Божьего брали не иначе, как умовеными руками; при чтении же и слушании Слова Божьего, в знак благоговения к нему, мужчины обнажали головы, а женщины покрывались. Научая нас благоговейному вниманию при чтении Слова Божьего, Церковь перед этим чтением возглашает: вонмем (будем внимательны) и заповедует во время такого чтения преклонить главы. С благоговейным же вниманием неразлучна и чистота сердца; ибо, по словам Господа, только чистые сердцем Бога узрят ( Мф.5:8 ); в злохудошнуже душу не внидет премудрость. Поэтому то, приступая к чтению Св. Писания, должно всячески очищать своё сердце от всяких нечистых помыслов и чувств; все предубеждения и предрассудки должны быть отложены. Слово Божье должно читать не из любознательности и не для обогащения ума только, а с чистым намерением для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам; поэтому никакое сомнение и гордость не должны иметь места при чтении Библии. Сказанное в ней, что Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать ( Притч.3:34 ), истинно не только в деле отношений наших к Богу и ближним, а и к Слову Божьему; ибо тоже Слово Божье говорит, что только кроткия наставит Господь на суд и смиренных научит путём Своим ( Пс.24, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна, не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком, и возраст старости – житие нескверное. Благоугоден Богу быв, возлюблен бысть, и живый посреде грешник преставлен бысть. Восхищен бысть, да не злоба изменит разума его, или лесть прельстит душу его. Рачение бо злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив. Скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господу душа его, сего ради потщася от среды лукавствия. Людие же видевше и не разумевше, ниже положше в помышлении таковое, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его. Прем 4:7–15 13 СЕПТЕМВРИА. ОБНОВЛЕНИЕ ХРАМА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В ИЕРУСАЛИМЕ. 1. Царств третиих чтение. Ста Соломон пред лицем жертвенника Господня, пред всем собором Израилевым, и воздев руце свои на небо, и рече: Господи Боже Израилев, несть Бог, якоже Ты на Небеси горе, и на земли доле. Аще бо небо, и небо небесе не довлеют Тебе, како дом сей, егоже создах имени Твоему? Обаче и призриши на молитву мою, Господи Боже Израилев, услышати моление и молитву, еюже раб Твой молится пред Тобою к Тебе днесь. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, на место сие, о немже глаголал еси: будет имя Мое тамо, еже услышати молитву, еюже молится раб твой на месте сем, во дни и нощи; и послушати мольбу раба Твоего, и людей Твоих Израиля. Елика аще помолятся к Тебе на месте сем, и Ты услышиши на месте жилища Твоего на Небеси и сотвориши, и милостив будеши им. 3 Цар 8:22–23, 27–30 2. Притчей чтение. Бог премудростию основа землю, уготова же небеса разумом. В чувстве Его бездны разверзошася, облацы же источиша росу. Сыне да не преминеши, соблюди же мой совет, и мысль. Да жива будет душа твоя, и благодать будет на твоей выи: будет же исцеление плотем твоим, и уврачевание костем твоим: Да ходиши надеяся в мире во всех путех твоих, нога же твоя не поткнется. Аще бо сядеши, безбоязнен будеши, аще же поспиши сладостно поспиши. И не убоишися страха нашедшаго, ниже устремления нечестивых находящаго. Господь бо будет на всех путех твоих, и утвердит ногу твою, да не поползнешися. Не отрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися, и заутра дам, сильну ти сущу благотворити: не веси бо что породит находящий день. Не соплетай на друга твоего зла, пришельца суща и уповающа на тя. Не враждуй на человека туне, да не что на тя содеет злое. Не стяжи злых мужей поношения, не возревнуй путем их. Нечист бо пред Господем всяк законопреступник и с праведными не сочетавается. Клятва Господня в домех нечестивых: дворы же праведных благословляются. Господь гордым противится: смиренным же дает благодать. Притч 3:19–34 3. Притчей чтение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Сказано: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф.19:17 ). «Благ Господь» ( Пс.99:5 ; Наум.1:7 ). «Благ Господь ко всем..., и благ во всех делах Своих» ( Пс.144:9, 17 ). «Господь дает благодать» ( Пс.83:12 ); «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак.4:6 ; 1Пет.5:5 , Притч.3:34 ) 91 . Благодать от Благодетеля Бога. «Благодатью, во-первых, называется самое пришествие на землю Сына Божия, Его воплощение и все великое дело нашего искупления, совершенное Им без всяких, с нашей стороны, заслуг: " весте, – говорит Апостол, – благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся» ( 2Кор.8:9 ), и в другом месте: «егда благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога, не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго» ( Тит.3:4–5 ). Благодатью, «во-вторых, называются чрезвычайные дарования, которые даются Богом разным членам Церкви, также без всякой, с их стороны заслуги, на пользу Церкви, для ее распространения, созидания, благоустроения, каковы: дар про-поведания слова Божия на разных языках, дар чудотворений, пророчеств и проч. ( 1Кор.12:4–11 ; Мф.2:22, 23 )» 92 . «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» ( Ин.1:17 ). Закон и благодать даны от Бога, тот ниспослан чрез раба Его Моисея, а благодать от Него Самого чрез Сына Его 93 . «Закон Моисеев предписывал заповеди, неудобоисполнимые во всей их полноте, и поражал преступника проклятием... Благодать Христова снимает с человека проклятие законное, оправдывает пред Богом, примирив с Ним (ср.: Гал.3:13 ; Рим.5:9–10 ); прощает и очищает грехи и, сообщая многоразличные дары духовные по мере веры ( 1Кор.12:1 и дал.), дает силы исполнять новозаветный закон так, что он кажется игом благим и бременем легким (ср.: Ин.1:9 ; Мф.11:30 ). С пришествием Иисуса Христа на землю, с исполнением на Нем всех обетований и заветов, закон ветхозаветный должен был уступить свое место закону новому, благодатному. «Тени проходят, их место заступает истина», – говорит святитель Григорий Богослов » 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Но о. Булгаков очень хорошо знает о существовании и содержании 25-го стиха 8-й главы книги Притчей. Тем не менее он его в данном случае для обоснования своего учения не цитирует, а указывает только 22, 23 и 30 стихи сей главы. И это вполне понятно. Слишком ярко означенный стих изобличает его заблуждение, ибо говорит, что Премудрость здесь совсем не та, о которой он учит и которую он ошибочно видит в приводимых им словах из книги Притчей, говорящих здесь только о Премудрости Ипостасной, как Сыне Божием. 3. Его же толкование библейского текста: Притч. 8:30, 27. Изъяснение текста: Притч. 8:22–30 св. Василием Великим Впрочем, о. Булгаков не подозревает, что последние слова из указанного им же самим места книги Притчей, а именно – слова 30-го стиха: Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время совершенно параллельны словам 25-го стиха: прежде же всех холмов раждает Мя. Слова 30-го стиха исключают всякую возможность допускать мысль, что здесь говорится о какой-то иной премудрости в смысле учения каббалы. Они в корне разрушают лжеучение прот. Булгакова и свидетельствуют, что здесь идет речь только о Божественной Премудрости, как Второй Божественной Ипостаси, – как о Единородном Сыне Божием. Но не будем говорить от себя. Будем говорить словами того же Великого Афанасия. В первой части творений св. Афанасия в его седьмом послании говорится: «Пусть вразумится тот, кто осмелится сказать: было некогда, что Сын не был; чрез это он говорит также: не было некогда Премудрости, не было Слова, не было Жизни… Но непозволительно и небезопасно, чтобы по немощи нашей, сколько от нас зависит, лишаем был Бог всегда присущего Ему Единороднаго Слова, той Премудрости о Ней же радовашеся ( Притч. 8:30 ). Ибо в таком смысле представляем будет не всегда радующимся» 177 . Так смотрит св. Афанасий Великий на слова 30-го стиха из книги Притчей и в конце того же второго своего слова против ариан. Цитируя этот стих, святой отец говорит: «И вся земля исполнилась ведения Его. Ибо одно ведение об Отце – чрез Сына, и о Сыне от Отца и радуется о сем Отец, и тою же радостью веселится Сын во Отце, говоря: Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его ( Притч. 8:30 ). Это опять показывает, что Сын не чужд Отчей сущности, но собственно ей принадлежит. Ибо... Он вовсе из не-сущих, Бог не вне Себя приобрел виновника радости, напротив того, сказанное служит признаком собственности и подобия. Посему, было ли, когда, чтобы не радовался Отец? А если всегда радовался, то всегда было, о чем радовался. О чем же радуется Отец – не о том ли, что видит Себя в собственном Своем образе, который есть Слово Его?.. О чем и Сын веселится – не о том ли, что видит Себя во Отце?..» 178

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

6. Эта сила и устроение Божественного ума выражены в Священных Писаниях также в имени Премудрости (sophiae). Ведь что может быть мудрее разума Бога и Слова Его? Итак, выслушай Саму Премудрость, созданную (conditam) 20 в качестве Второго Лица: Первой Господь создал (creavit) Меня началом путей для дел Своих (...) прежде, чем создал землю, прежде, чем водружены были горы, прежде всех холмов родил (generavit) Меня ( Притч.8:22, 24–25 ) 21 . Ясно, что Он родил и положил Её в Своём уме. Отсюда узнай, что Она присутствовала при самом творении: Когда Он уготовлял небеса, Я была с Ним (...) и когда Он над ветрами утверждал престол [Свой], который есть облака вверху, и когда укреплял источники, которые под небом, Я была при Нём художницею и была Той, Кому Он радовался; всякий день, веселясь пред Лицем Его ( Притч.8:27–30 ) 22 . Ибо, когда Бог захотел произвести в качестве самостоятельных сущностей и форм то, что Он с помощью Премудрости, разума и Слова ранее расположил в Самом Себе 23 , то сначала Он произнёс Слово, нераздельно имеющее в себе разум и Премудрость, так что через Него всё возникло и через Него всё было помыслено и расположено, а точнее, даже сотворено в уме Бога. Ведь этому миру недоставало того, чтобы он познавался и пребывал самостоятельно в своих собственных формах и сущностях. 7. Итак, Само Слово получило Свою форму и красоту, звук и голос тогда, когда сказал Бог: Да будет свет ( Быт.1:3 ). Это и есть совершенное рождение Слова, когда Оно происходит от Бога 24 . Ведь сначала Оно было создано Богом для размышления в качестве Премудрости: Господь создал Меня началом путей для дел Своих ( Притч.8:22 ). А затем Оно было рождено для действия: Когда Он уготовлял небеса, Я была с Ним ( Притч.8:27 ). Поэтому Оно имело Своим Отцом Того, произойдя от Которого, стало Первородным Сыном, то есть рождённым прежде всего, и Единородным [Сыном], то есть Единственным, рождённым от Бога, а именно из недр сердца Его, согласно чему и Сам Отец свидетельствует: Излило сердце Моё Слово благое ( Пс.44:2 ) 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Поэтому все, что она говорит о Премудрости, должно быть понимаемо в связи с этим учением. Основное место о Божественной Премудрости в Притч составляют главы 8, 9. Самое имя Хохмот , которое в этих главах получает Божественная Премудрость, очень показательно: подобно именам Божиим Элогим и характерному для Притч Кедошим (9:10; 30:3), оно стоит в pluralismajestatis и является свидетельством несомненной принадлежности Премудрости миру Божественному. Но может ли речь идти здесь о некоем Божественном Лице, отличном от Личности открывающегося через всю священную историю Ягве, Бога Израилева? Такое предположение совершенно невозможно: среда, в которой возникла книга Притчей, была строго монотеистической. Она впитала в себя и со всей логической последовательностью проводила во всех своих воззрениях основной принцип Второзакония: слушай, Израиль, Ягве, Бог наш, Ягве един есть (Втор 6:4). Образ ипостасной Премудрости поэтому является загадкой для современных экзегетов. Библейская наука не дала относительно него удовлетворительного решения 17 . Премудрость старались связать то с эллинским Логосом, то с различными египетскими и вавилонскими божествами, имевшими премудрость в качестве своего основного атрибута. Ей хотели найти также параллели среди персонификаций отдельных качеств, свойств и вообще отвлеченных понятий, встречающихся в древней восточной мысли 18 . Но помимо того, что ни одно из этих решений не получило всеобщего признания, все эти сопоставления и искания параллелей не пользуют нимало. С чем бы ни была сопоставляема Премудрость, важен лишь тот оригинальный смысл, который внес в этот образ боговдохновенный автор первой по времени своего составления книги Премудрости. Притч 8:22 определяет Премудрость как начало путей Божиих. Начало, решит , может иметь значение либо хронологического начала, либо критерия, внутренней предпосылки. Как ни напрашивается здесь этот второй смысл, первый более отвечает всему контексту 8:22–31, показывающему, что Премудрость есть первое по времени из созданий Божиих.

http://pravmir.ru/ponyatie-i-obraz-bozhe...

Во второй день устраняется безвидность: Бог разделяет единую водную бездну на воды верхние и нижние и помещает между ними пространство, которое Он называет небом. Идея расчлененности, очерченности с предельной конкретностью выражена в креационистском фрагменте книги Притч, где от лица Премудрости говорится о творении неба: Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял [внизу] источники бездны (Притч 8:27–28). Процесс расчленения продолжается и в третий день, когда воды нижние собираются в свои места, и образуются моря: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах (Пс 32:7). Эта тема особенно восхищала ветхозаветных авторов. В том, что Бог дал морю устав, чтобы воды не преступали пределов его (Притч 8:29), они видели зримое свидетельство всемогущества Бога Творца: Я утвердил ему [морю] Мое определение, и поставил запоры и ворота, и сказал: доселе дойдешь, и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим (Иов 38:10–11). Этот мотив возникает и в созерцательном 103 псалме, который в греческом тексте озаглавлен “псалом Давида о сотворении мира”: Ты положил предел, которого [воды] не перейдут, и не возвратятся покрыть землю (Пс 103:9), и в грозном обличении пророка Иеремии: Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут (Иер 5:22). И хотя процесс разграничения продолжается в третий день — Господь полагает границу морю, и является суша (см. Быт 1:9) — но уже в этот же день устраняется также и пустота: в третий день на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья (Быт 1:12). Воззрел Господь на землю и наполнил ее Своими благами (Сир 16:30), полна земля, — восклицает Псалмопевец, — произведений Твоих (см. Пс 103:24). В четвертый день Господь населяет небо, где творческое да будет приводит в бытие звезды и два великих светила (см. Быт 1:16): Солнце чудное создание, дело Всевышнего! Велик Господь, Который сотворил его, и по слову Его оно поспешно пробегает путь свой. И луна всем в свое время служит указанием времен и знамением века (Сир 43:2–6 и сл.). И, наконец, в пятый день морские воды становятся обиталищем для рыб и пресмыкающихся, которым нет числа (см. Пс 103:25).

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

2 один... Отец. Некоторые комментаторы видят в этих словах указание на Авраама (ср. Ис. 51,2 ). Но скорее, они относятся к Богу (1,6; Исх. 4,22.23 ; Втор. 32,6 ; Ис. 63,16; 64,8 ; Иер. 2,27; 3,4.19; 31,9 ). 2 Вероломно поступает. Это выражение пять раз встречается в данном разделе (ст. 10,11,15,16). Оно употребляется также в Иер. 3,20 по отношению к супружеской неверности. мерзость. Еврейское слово в этом значении употребляется главным образом во Второзаконии, где речь идет о религиозной практике идолопоклонников ( Втор. 7,25.26; 12,21; 13,14; 18,12 ). Оно также может относиться к нарушениям норм сексуального поведения ( Лев. 18,22.26.29.30 ; Втор. 24,4 ). унизил... святыню. Слово «святыня» может также относиться к израильскому народу (ср. Ис. 6,13 ; Езд. 9,2 ). Именно народ, возлюбленный Богом, осквернился из-за того, что нарушал закон в своей матримониальной практике. женился на дочери чужого бога. Эти слова означают брак с женщиной, сохранившей веру в иного бога, т.е. идолопоклонницей, находящейся вне завета (ср. Быт. 24,3.4 ; Исх. 34,12–16 ; Втор. 7,3.4 ; Нав. 23,12 ; 3Цар. 11,1–10 ). Это выражение употребляется и в Новом Завете ( 1Кор. 7,39 ; ср. 2Кор. 6,14 ). 2 женою юности твоей. См. ст. 15; Притч. 5,18 . законная. Верность Божиему завету должна наглядно проявляться Его народом в брачных отношениях ( Притч. 2,17 ). Апостол Павел наставляет народ Божий нового завета в том же духе ( Еф. 5,22–33 ). 2 один. См. Быт. 2,24 . 2:16 См. статью «Брак и развод». Если ты ненавидишь ее, отпусти. См. Ис. 50,1 ; Втор, 24,1–4. одежду. Вступление в брак и обзаведение женой иногда символически уподоблялось надеванию одежды. См. Втор. 23,1 ; Руфь 3,9 ; Иез. 16,8 . 23,5 Религиозные циники обвиняют Господа в несправедливости. В ответ на это Бог обещает, что пошлет ангела, чтобы приготовить путь для Него Самого, а затем Он вернется в Храм Свой. Его пришествие повлечет осуждение грешников, но милость Его дарует им очищение. Он очистит сердца левитов, и они вновь станут приносить жертвы праведные. Суд этот будет суровым. Господь выступит главны свидетелем обвинения против Своего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

раввину Хошайе и принимает форму петихи, широко распространенного гомилетического жанра, который включает в себя связывание базового стиха Торы с отстоящим в удалении стихом из других мест Танаха, как правило, из Писаний, Ктувим. Базовый стих здесь — Быт. 1:1, находящийся в удалении от Притч. 8:30, в котором Премудрость говорит: «Тогда я была с ним как amon ; и каждый день я была восторгом». Риторическая эффективность петихи связана с очевидным отсутствием связи между базовым и удаленным стихом. Затем проповедник доказывает, что на самом деле они тесно связаны друг с другом. Хошайя начинает играть со словом amon и предлагает различные способы его интерпретации. Этот риторический прием используется, чтобы задержать развязку. Он предпочитает понимать значение слова amon в Прит. 8:30 как uman — «ремесленник, мастер». Он предполагает, что Премудрость, упомянутая в восьмой главе книги Притчей, является Торой (предположение, которое кажется самоочевидным для любого раввина), и поэтому делает вывод, что Премудрость/Тора провозглашает, что она была «рабочим инструментом» (keli umanut) , который Бог использовал для создания мира. Затем он начал вчитывать эту идею в Быт. 1:1, используя тот факт, что слово reshit встречается в обоих отрывках (герменевтический принцип здесь известен как gezerah shavah). Тора-Ремесленик восьмой главы книги Притч называется « reshit Божьего пути» (Прит. 8:22). Таким образом, bereshit в Быт. 1:1 теперь можно понимать в смысле: «С помощью Торы-Ремесленника Бог сотворил мир». Идея о том, что Тора была действующим субъектом творения, встречается и в ранней синагогальной поэзии — пиют. Поэты синагоги любили тему творения и любили перессказывать историю о шестидневном творении в очень витиеватом и театральном стиле. Йозе бен Йозе, который жил в IV или V в. н.э. является первым известным пайтаном (поэтом — прим. пер.), известным нам по имени. В знаменитой Avodah для Йом Киппур, Azkir gevurot Eloha («Позвольте мне рассказать о чудесах Божьих»), он начинает свое повествование об истории творения со следующих слов: Ремесленник (amon) был Его увеселением, Закон (dat) Его благоволением, Она [Закон] была Его исследованием, Пока не возникло сокровище (segullah) .

http://bogoslov.ru/article/6168039

Поэтому все, что она говорит о Премудрости, должно быть понимаемо в связи с этим учением. Основное место о Божественной Премудрости в Притч составляют главы 8, 9. Самое имя Хохмот, которое в этих главах получает Божественная Премудрость, очень показательно: подобно именам Божиим Элогим и характерному для Притч Кедошим (9:10; 30:3), оно стоит в pluralis majestatis и является свидетельством несомненной принадлежности Премудрости миру Божественному. Но может ли речь идти здесь о некоем Божественном Лице, отличном от Личности открывающегося через всю священную историю Ягве, Бога Израилева? Такое предположение совершенно невозможно: среда, в которой возникла книга Притчей, была строго монотеистической. Она впитала в себя и со всей логической последовательностью проводила во всех своих воззрениях основной принцип Второзакония: слушай, Израиль, Ягве, Бог наш, Ягве един есть ( Втор 6:4 ). Образ ипостасной Премудрости поэтому является загадкой для современных экзегетов. Библейская наука не дала относительно него удовлетворительного решения 16 . Премудрость старались связать то с эллинским Логосом, то с различными египетскими и вавилонскими божествами, имевшими премудрость в качестве своего основного атрибута. Ей хотели найти также параллели среди персонификаций отдельных качеств, свойств и вообще отвлеченных понятий, встречающихся в древней восточной мысли 17 . Но помимо того, что ни одно из этих решений не получило всеобщего признания, все эти сопоставления и искания параллелей не пользуют нимало. С чем бы ни была сопоставляема Премудрость, важен лишь тот оригинальный смысл, который внес в этот образ боговдохновенный автор первой по времени своего составления книги Премудрости. Притч 8:22  определяет Премудрость как начало путей Божиих. Начало, решит, может иметь значение либо хронологического начала, либо критерия, внутренней предпосылки. Как ни напрашивается здесь этот второй смысл, первый более отвечает всему контексту 8:22–31, показывающему, что Премудрость есть первое по времени из созданий Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010