Апостол Павел хвалит общины, которые финансово поддерживают соотечественников (см.: 2 Кор. 8: 2; 9: 8–11 и др.). Апостол языков завещает своему преемнику, чтобы тот богатых всего лишь увещал, но не запрещал владеть собственностью (см.: 1 Тим. 6: 17), тем более что в домах богатых граждан, как правило, проходили первые христианские собрания. Пусть они «делают добро, – пишет он Тимофею, – богатеют добрыми делами, будут щедры и готовые поделиться, так собирая себе сокровище, как доброе основание для будущего, чтобы обрести вечную жизнь» (1 Тим. 6: 17–18) . Если бы Бог не установил границы собственности для людей, бессмысленной была бы десятая заповедь Моисея, запрещающая посягать на чужое имущество. Следовательно, говоря современным юридическим языком, проблема не во владении собственностью, а в умелом ею распоряжении. Грешно быть не богатым, но надеющимся на богатство (см.: Мк. 10: 24), не воздающим славу Богу, предпочитающим служение маммоне (см.: Мф. 6: 24). Горе не просто богатому, но пресыщенному ныне, ленивому и лукавому , пьянице , ведущему распутный образ жизни , злому и скупому, жестокому, тому, кто не платит работникам своевременно зарплату и душит должников за несвоевременное возвращение кредитов (ср.: Мф. 18: 30). Горе тому, кто грубо обижает нищих и за счет них умножает свое богатство (Притч. 18: 23; 22: 16). Итак, корень всех зол – не деньги, а сребролюбие, предавшись которому, некоторые уклоняются от веры (см.: 1 Тим. 6: 10), поскольку любовь к стяжанию – сродни идолослужению (см.: Кол. 3: 5). Может ли богатство быть добродетелью? Екклесиаст вздыхал: когда «умножается имущество, умножаются и потребляющие его» (Еккл. 5: 10). Экономисты XXI века любят шутить: «увеличение доходов ведет к увеличению потребностей». Действительно, чем больше у человека появляется денег, тем больше желаний эти деньги на что-то потратить: квартира, мебель, хороший отдых… Список длинный. Воображение быстро рисует как минимум тысячу различных удовольствий. Это относится не только к людям состоятельным, но заметно и у бедных, доходность которых на какое-то мгновение превысила соразмерную им планку. Вспомним сказку Пушкина о рыбаке и золотой рыбке.

http://pravoslavie.ru/66151.html

Глава III . 1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» ( Пс. 50:6 ). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» ( Пс. 13:1–3 ). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» ( Пс.5:10, 139:3 ). 14) «Их уста злословия и горечи полны» ( Пс. 9:28 ). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» ( Притч. 1:16 ; Ис. 59:7–8 ). 18) «Нет страха Божия пред очами их» ( Пс. 35:2 ). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Пс. 142:2 ). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но вот вопль убиенных святых достигает престола Божия, и взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю. Так дважды христиане собирают огненные угли на главы своих врагов. Во время земной жизни по словам притчей Соломоновых: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водой: ибо, делая сие, ты собираешь горячие угли на голову его» ( Притч. 25:21–22 ). Но если через эти угли не вразумится враг, то в кончину века по молитвам святых огненные угли с небесного жертвенника обрушатся на их головы. И произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение. Как только ангел совершил свое действие, то прервалось краткое, как бы получасовое молчание на небе, снова раздались прерванные на время голоса небесных вокруг престола, послышались раскаты громы и заблистали молнии – возобновилась на небе та же бесконечная жизнь и движение, которые наблюдал Иоанн до вскрытия седьмой печати. На земле же, на которую был низвержен огонь с жертвенника, произошло землетрясение , как первое и непосредственное выражение всемогущества Божия. Как на Синае «горе, осязаемой и пылающей огнем», «во тьме, мраке и буре» при «гласе глаголов» через ангелов ( Евр. 12:18–19; 2:2 ) был дан закон Моисею, так здесь голоса, громы и молнии небес возвещают начало суда земле, и она содрогается и сотрясается. Всему же этому сослужат ангелы. Откр.8:6 И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Теперь начинается повествование о семи казнях Божиих, которые будут посланы в мир. Каждая казнь возвещается трубным звуком ангела. Первый трубный глас Откр.8:7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. Это похоже на казнь, которую навел некогда Господь на Египет. О той казни мы читаем: «Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на всю землю Египетскую» ( Исх. 9:23 ). Подобное видит здесь Иоанн. И сделались , то есть все это происходит непосредственно на глазах тайновидца. Разуметь здесь можно буквально физическую катастрофу, которая постигнет мир. Можно себе представить шарики града, смоченные кровью, пахнущие ею, и все это в сопровождении истребительного огня. Тогда исполнится пророчество Иоиля: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма» ( Иоил. 2:30 ). Этот ужасный град и огонь, разливающийся по земле, истребит треть всех деревьев и лесов. Трава же, как нечто более нежное, будет выжжена по всей поверхности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6. – Кроме абсолютной и тварной Премудрости, третьей Премудрости уже нет. Вообще, между Богом и миром нет numen intermedium. Олицетворение Премудрости в Писании не должно понимать, как указание на существование такого посредника. Такое олицетворение основано на том, что Писание объединяет иногда божественную и тварную Премудрость (напр., в Притч.8:22–37 или Иов.27 , или Иов.38 ): первая проникает собой вторую, хотя и не смешивается с ней. Дело в том, что «тварная Премудрость… есть творение абсолютной Премудрости»… «Бог сотворил и устроил мир Своим всемогуществом соответственно Своей (т. е. абсолютной) Премудрости; однако, абсолютная Премудрость… выражает Себя в тварной» (30–34). Иначе можно еще сказать, что персонификация Премудрости означает восприятие тварной Премудрости в абсолютную, а это восприятие означает, что тварная Премудрость обоснована абсолютной (34). Тварная Премудрость находится в отношении необходимой и существенной зависимости от абсолютной, но это отношение необходимо только для первой, а не для последней (48). Вся полнота жизненной и творческой силы принадлежит абсолютной Премудрости, но Она сообщает (mittheilt) ее и тварной, поэтому божественные идеи погружены в тварный мир, как живые силы (35). «Абсолютная Премудрость мыслит, творит, содержит, руководит, обусловливает тварную Премудрость, которая есть божественная идея» (74) 11 . Тварная Премудрость всецело обусловлена абсолютной в отношении к познавательному и жизненному процессу в идеях (76). Когда абсолютная Премудрость действует в твари, Она совершает Свои действия в тварной и через нее, или – иногда говорит Штауденмайер, – через Weltwahrheit, Weltbegriff или kosmische Wahrheit 12 (248–249). 7. – Тварная Премудрость существует двояко: в природе она господствует бессознательно и необходимо, как ее закон; в духовном мире, она господствует сознательно и свободно, как свободно сознаваемый закон. В природе идея, в качестве «внутренней жизненной мысли» (innere Lebensgedanke), развивается необходимо; в мире духовном (т. е. человеческом и ангельском), она развивается в свободном осознании духов (29). «Поскольку идея есть только внутренне и внешне определенное сущее, ей соответствует природа; поскольку в идее положено мышление и воление, ей соответствует дух; поскольку же в идее содержится вместе мысль, воля и простое (т. е. природное) бытие, ей соответствует человек, который есть синтез природы и духа» (909). «Идея природы есть идея бессознательно и несвободно сущего, которое, однако, служит, как таковое, органом сознательному и свободному духу», т. е. Богу и тварным духам. Идея духа необходимо включает в себя, и свободу и разумность, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, которые неотделимы друг от друга 13 (910)… Изначальное совершенство мира было обосновано совершенством идеального мира (914).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

ζ) Во зло употребляет Священное Писание, кто к нему нечто или прибавляет, или убавляет, в противность оных Соломоновых слов: вся словеса Божия раздежена: защищает же сам благоговеющих ему. Не приложи ко словесем его, да не обличит тя, и ложь будеши ( Притч.30:5–6 ). [Снеси: ( Откр.22:18–19 ), ( Гал.1:8–9 )]. μ) Во зло употребляет Священное Писание, кто не слову Божию следует, а собственному рассудку, и свои, а не Божии видения проповедует. Таковых слушать Господь запрещает, глаголя: не слушайте словес пророков, иже пророчествуют вам и прельщают вас; видение от сердца своего глаголют, а не от уст Господних ( Иер.23:16 ). И на другом месте с гневом к ним говорит: се, аз на пророки, глаголет Господь, износящыя пророчествия языком и дремлющыя дремание свое. Се, аз на пророки, прорицающыя сония лживая, рече Господь, и провещаша та, и прельстиша люди моя во лжах своих и в прелестех своих, аз же не послах их, ни заповедах им, и пользою не упользуют людий сих ( Иер.23:31–32 ). 2) Злоупотребление Священного Писания есть, когда человек плотскою и развращённою волею, разумом, не пленённым в послушание веры, сердцем, предрассуждения исполненным, таинства, в Священном Писании находящиеся, силится постигнуть; а для сего толкует места Священного Писания по своей прихоти, злобе и гордости: ясным местам ругается, сокровенным не верует. Отсюда ереси, раздоры, расколы, и отторжение от Церкви Христовой. Так в Капернауме, когда Христос говорил: Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки ( Ин.6:51 ), и тогда некоторые, плотскою мыслью объемля словеса Божии, так рассуждали в себе: како может сей нам дати плоть свою ясти? ( Ин.6:52 ). Так Иудеи думали, что Христово Царство будет временное и телесное, а не духовное. Так, плотски рассуждая, Саддукеи воскресению мертвых не верили. Отсюда отмщение души приватное, о коем говорит Павел: нецыи убо по зависти и ревности, друзии же и за благоволение Христа проповедают. Ови убо от рвения Христа возвещают нечисте, мняще печаль нанести узам моим ( Флп.1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Методы месопотамской экстиспиции менялись. Шумер. обычай выбирать жреца городского божества с помощью Г. по внутренностям жертвенного животного говорит о том, что изначально ответ был только бинарным - «да/нет». В средневавилонский период от предсказателя требовалось составление отчета после каждого обследования внутренностей и повторное Г. в случае неблагоприятных знамений. В Ассирии для Г. составлялись подробные списки вопросов к богам. Для самого Г. часто требовалась подготовка (известны молитвы гадателей), и внимательно выбиралось время его совершения. В случае плохих предзнаменований совершались апотропеические ритуалы. Гибель месопотамской цивилизации, ее языков и системы письма не препятствовала проникновению методов Г. в Палестину, Египет, позже - в Европу. А. Т. В Ветхом Завете упоминаются различные формы Г. и дается их оценка с позиции религии Откровения. К допустимым приемам Г. относилось только метание жребия. Сам метод рассматривался как способ узнавания воли Яхве (Притч 16. 33). Примеров, где ситуация разрешается с помощью жребия, достаточно много. К нему обращаются при разделе Ханаана (Числ 26. 55-56; 33. 54; 34. 13; Нав 21. 4-6, 8; Суд 1. 3); при выявлении нарушителей в деле Ахана (Нав 7. 14) и Ионафана (1 Цар 14. 42); во время похода против вениамитян (Суд 20. 27-28) и при избрании первого царя Израиля (1 Цар 10. 20-22); к жребию обращается Давид, когда его преследует Саул (1 Цар 23. 9-12), и др. Кроме того, было известно Г. посредством урима и туммима (Исх 28. 30; Лев 8. 8; Числ 27. 21; Втор 33. 8; см. также: 1 Цар 28. 6; 1 Ездр 2. 63; Неем 7. 65), к-рое было прерогативой священников (урим и туммим входят в число их сакральных атрибутов). При этом функция оракула включается в число основных обязанностей ветхозаветного священства (Втор 33. 8-10) (ср.: древнеевр.   - священник, жрец, и араб.   - предсказатель). Хотя библейские тексты не дают описаний ни вида урима и туммима, ни самой процедуры оракула с их применением, большинство исследователей сходятся во мнении, что они представляли собой жребии, хранившиеся в мешочке под нагрудным карманом священников. Как предмет священнического оракула в ряде текстов фигурирует также ефод (Суд 18. 14-20; 1 Цар 23. 9-12; 30. 7-10; Ос 3. 4), по всей видимости тесно связанный с уримом и туммимом.

http://pravenc.ru/text/161397.html

То же выражение может означать раздражение и злость. Обращаясь к Авессалому, Хусий говорит о воинах Давида, что они «храбры и сильно раздражены» (       букв.- «они горьки душой» - 2 Цар 17. 8). После нападения амаликитян на г. Секелаг, закончившегося разорением города и пленением мн. его жителей, оставшиеся в живых хотели побить камнями Давида, не сумевшего их защитить. О причинах, побудивших к этому жителей Секелага, повествователь говорит: «...ибо скорбел душою весь народ» (       букв.- «поскольку душа всего народа [была] горькой» - 1 Цар 30. 6). В ряде метафорических высказываний о скорби, страдании, отчаянии и печали   выступает в качестве субъекта этих состояний. Прор. Иеремия говорит о Д., к-рая «будет плакать» (   - Иер 13. 17), Д. псалмопевца «истаевает (   букв.- «капает», «стекает», т. е. «плачет») от скорби» (Пс 118. 28; ср.: Пс 106(7). 5) и «отказывается от утешения» (     - Пс 76(77). 3). Рассуждая о жизни человека, Иов говорит, что «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (   т. е. «рыдает», «плачет», «скорбит» - Иов 14. 22). Ему же принадлежат слова: «Не плакал ли я о том, кто был в горе? не скорбела ли (  ) душа моя о бедных?» (Иов 30. 25). Значительно реже встречаются высказывания о положительных эмоциях, испытываемых Д. Знание «приятно» ей (Притч 2. 10), а речь может быть «сладка» для нее (    ) как мед (Притч 16. 24). Удовольствие Д. может находить и во грехе: «...заколающий вола - то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву - то же, что задушающий пса; приносящий семидал - то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам - то же, что молящийся идолу; и как они избрали собственные свои пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их» (       - Ис 66. 3). В характерных для поэтических текстов описаниях взаимоотношений человека и Бога место человека иногда занимает его Д. Господь «веселит» ее (Пс 85(6). 4) и услаждает утешениями (Пс 93(4). 19). Она же надеется (    ) на Него (Пс 32(33). 20; 129(130). 5), ищет Его (Плач 3. 25) и в Нем успокаивается (   - Пс 61(2). 2; ср.: 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

Ты же знаешь, что те, которые Христовы, должны распять плоть со страстями и похотями ( Гал. 5:24 ). И только нечестивым свойственно хвалиться похотями своими ( Пс. 9:24 ), от которых рождаются различные грехи безобразящие душу. Невестам Христовым, чтобы понравиться Жениху, должно всеусердно избегать безобразящею греха и по возможности украшать себя добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию ( 1Тим. 2:10 ), потому что миловидность обманчива и красота суетна, но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы ( Притч. 31:30 ). Тебе известно, что украшает невесту Христову не внешнее плетение волос, не подкрашивания и притирания, не жеманная походка и изнеженный голос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Петр. 3:3–4 ). Вся слава дщери Царя внутри ( Пс. 44:14 ) и только в этой шитой золотом добродетелей одежде приводится она к Царю и вводится в Его чертог ( Пс. 44:15–16 ). Сам Господь заботится о достодолжном украшении невесты Своей и иногда прямо, а иногда косвенно указывает на то, какого рода украшения приличны ей и любезны Ему. По Его словам, прекрасный венок для головы ее – принятые ею наставление отца духовного и завет матери своей Церкви ( Притч. 1:8–9 ). Украшением для шеи ее служат здравомыслие с рассудительностью ( Притч. 1:21–22 ), ибо что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая телесно, но безрассудная ( Притч. 11:22 ). Руки свои невеста Христова должна украшать не кольцами и перстнями золотыми, а полезным трудом, чтобы было из чего уделять нуждающемуся ( Еф. 4:28 ). Ногами своими она должна ходить прямо, удерживаясь от всякого злого пути ( Пс. 118:101 ), дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось ( Евр. 12:13 ). Никакое гнилое слово да не исходит из уст невесты, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим ( Еф. 4:29 ). Уши свои невеста Христова может украсить не чем иным, как слышанием слов из уст Жениха ( Пс. 77:1 ). Если же она предпочтет нетленной красоте духа, тленную красоту плоти, то в тот день, в день встречи Жениха с невестою ( Мф. 25:6 ), отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо ( Ис. 3:18–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Не иметь детей – значит подвернуться страшному несчастью, потерять свое имя, честь, славу в потомстве: Итак, поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего ( 1Цар.24:22 ), – говорил Саул Давиду. Поэтому, согласно Моисееву закону, у евреев было сохранено многоженство (если первая жена была бесплодна или малоплодна). Муж имел право развестись со своей женой не только по причине нарушения ею супружеской верности (в этом случае женщину побивали камнями, без суда), но и как только она становилась ему неугодной. Сами жены, думая о многочадии, предлагали своим мужьям наложниц. Скорбь и отчаяние бесплодной Рахили доходят до того, что она восклицает: Дай мне детей, а если не так, я умираю ( Быт.30:1 ). Многоженство являлось для евреев оправданием надежды, в виду откровений Божиих о чрезвычайном размножении, силе и славе их племени, в котором должно было явиться обетованное Семя жены. В Ветхом Завете беременная женщина была окружена вниманием и уважением. Нанесший побои женщине в первый период её беременности обязывался платить ее мужу пеню, то есть определенную денежную мзду, а если побои были нанесены во второй период беременности, то виновного могли осудить на смерть ( Исх.21:22–23 ). Уже с момента рождения женщины было явно ее физическое и нравственное неравенство с мужчиной. Так, мать при рождении дочери считалась нечистой вдвое большее число дней, чем при рождении сына ( Лев.12 ). Правда, почтение детей к матери должно было быть не меньше, чем к отцу. Ни одна укоризна так не огорчала еврея, как та, которая касалась его матери ( 1Цар.20:30 ). Наставления матери считались, достойными уважения, премудрый Соломон внушал не пренебрегать ими: Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей ( Притч.1:8 ). Везде, где речь идет о наставлении отцом в законе, имеются в виду наставления сыновей, а не дочерей ( Втор.4:9–11 ). Тяжелым было положение жены в семье. Её долг состоял в том, чтобы покоить и ублажать мужа, трудиться для него, быть для него всем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010