Каждый человек имеет дары благости Божией: обладает духовными дарованиями или имуществом. Христианин не может смотреть на свое имущество как на принадлежащее ему лично (об этом притчи Господа о талантах и минах, о злых виноградарях и др.), но видит в нем достояние всех неимущих. Любящий Бога не может жадно сберегать свое имущество, но распоряжается им богоугодно, «предоставляя каждому то, в чем он нуждается» ( Maximus Conf. De carit. I. 23). «Бог же силен обогатить вас,- говорит апостол,- всякой благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2 Кор 9. 8-9). Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. Христос-странник пред вратами мон-ря. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 80-е гг. XIV в. II. Б. исходит из отношения человека к ближнему, заповеданного Господом Иисусом Христом, из заповеди братской любви («Как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» - Ин 13. 34), к-рая является подражанием Божией любви к людям, особым образом явленной в Воплощении. «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин 4. 12); «а кто имеет достаток в мире,- обращается в Соборном послании к верующим ап. Иоанн,- но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое,- как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин 3. 17). «Любовь не делает ближнему зла,- говорит ап. Павел к Римлянам.- Любовь есть исполнение закона» (13. 10). Превосходнейшую часть любви, по выражению свт. Григория Богослова, должна составлять любовь к бедным, жалость и сострадательность, «ибо никакое служение так не угодно Богу, как милосердое» ( Greg. Nazianz. Or. 14). Делающий благо ближнему делает его Богу: «...истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25. 40),- наставляет учеников Иисус (ср.: Притч 19. 17). Когда видишь бедного, вспомни слова Его, увещевает свт. Иоанн Златоуст , «хотя являющийся тебе и не Христос, но под образом этого бедняка Он Сам просит и принимает» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 58. 3).

http://pravenc.ru/text/149333.html

Кто хочет знать, как смотрит Библия на внешнюю человеческую мудрость, а следовательно и на культуру вообще, поскольку она не стремится стать самодовлеющей и не отделяется от религии, то пусть читает похвальное слово Соломону, в третьей книге Царств и у Премудраго Сираха: – И дал Бог Соломону мудрость и весма великий разум и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше всех сынов Востока и всей мудрости Египетской... и изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И говорил он о деревях от кедра, что в Ливане, до иссопа, выростающего из стены и о животных и о птенцах и о пресмыкающихся и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона и от всех царей земных, которые слышали о мудрости его ( 3Цар. 4:29–34 ). Как мудр был ты, (Соломон), восклицает восторженно Сирах, в юности твоей и, подобно реке, полон разума. Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; имя твое пронеслось до отдаленных островов и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изьяснения тебе удивлялись страны ( Сир. 47:16–19 ). Главное – мудрость, завещает он сам своему сыну, приобретай мудрость и всем умением твоим приобретай разум; высоко цени ее и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишся к ней ( Притч. 4:7–8 ). ЮНОСТЬ ВСЕГДА ВНУТРЕННЕ ПОЕТ и, как арфа, струит из себя тихие и светлые мелодии. Она везде ищет звуков небес – откровения совершенной гармонии и идеальной красоты – особенно в человеке – этом венце творения. Не ее вина если суровая действительность, разбивая ее мечты, ведет ее к горьким разочарованиям, и она часто напоминает нам бабочку, летящую на огонь, чтобы обжечь свои крылья. УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ВСЕ В ПРИРОДЕ стремится к покою. Только ея царь – человек – чувствует всегда какое-то беспокойство и тревогу, которая только усиливается по мере развития цивилизации. Всегда «мятежный он иищет бури как будто в бурях есть покой». В ТЕЧЕНИЕ ВЕКОВ человечество с жадностью припадает к доступным ему источникам знания и только для того, чтобы убедиться в том, что оно черпает из сокрушенных кладенцов, которые не только не удовлетворяют его духовной жажды, а скорее только распаляют ее; чем более узнает наш ум, тем яснее начинает понимать, что обнять и постигнуть все тайны мира для него значит то же, что исчерпать черепком море. Отсюда рождается неудовлетворенность и томление духа, которое люди, насыщенные знанием, испытывают еще со времен Екклезиаста: Вот я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость; узнал, что и это томление духа: потому что в многой мудрости много печали и кто умножает знание – умножает скорбь ( Еккл. 1:16–18 ). «Я знаю только, что ничего не знаю» признается потом Сократ, подводя итоги своей мудрости, которой до сих пор еще изумляется мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Мне, бедному узнику Иисуса, время сие, к которому мы пришли, принесло радость, и скорбь, и рыдание. Ибо многие в нашем поколении облачились в одежду веры, но от силы ее отреклись. А о тех, кто приготовили себя к освобождению пришествием Иисусовым, - о тех я радуюсь. Но о тех, кто совершают свои дела будто во имя Иисуса, но при этом творят волю своего сердца и своей плоти, - о тех я скорблю. И о тех, кто увидели, как время долго, и сердце их изнемогло в них, и они сняли с себя платье веры, и стали как дикие звери, - о них я рыдаю. Знайте же, что для таких пришествие Иисуса обращается великим Судом. Но вы, возлюбленные, знайте себя, чтобы знать и время свое, и готовьтесь принести себя самих в жертву, угодную Богу. Истинно, возлюбленные мои о Господе, - ибо я пишу вам, как людям разумным, которые могут знать себя, - вам известно, что тот, кто знает себя, знает Бога; а тот, кто знает Бога, знает и благодеяния, которые Он творит созданиям Своим. Пусть слово это будет внятным вам, что не плотская это любовь, которую я имею к вам, но духовная любовь веры, ибо Бог прославляется в соборе святых Своих (Пс.88:8). Готовьте себя, ибо у вас есть заступники в молитве Богу о вашем спасении, чтобы низвел Он в ваше сердце тот огонь, который Иисус пришел низвести на землю (Лк.12:49), и вы могли бы упражнять сердца ваши и чувства, чтобы знать, как различать добро от зла, правое от левого, действительное от ложного. Иисус знал, что диавол берет свою силу в вещах мира сего, и Он созвал учеников Своих и сказал им: Не собирайте себе сокровищ на земле, и: Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам позаботится о себе (Мф.6:19; 6:34). Истинно, возлюбленные мои, вы знаете: когда ветер благоприятствует, кормщик прохлаждается; но при встречном и бурном ветре, - вот когда узнается цена кормчего. Так знайте же какого рода время, к которому мы пришли. Обо всем, что касается слова свободы, многое еще можно было бы сказать еще. Но дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее (Притч.9:9). Я приветствую вас, от малого до великого, в Господе. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

Называя блаженными алчущих и жаждущих правды, Господь говорит о тех, кто с особой ревностью стремится быть верным истине Христовой и достигать праведности согласно заповедям Божиим, быть правдивыми и справедливыми. Об этом Спаситель говорит в другой заповеди: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» ( Мф 6:33 ). По слову святителя Иоанна Златоуста, «правдою называется исполнение всех Святитель Афанасий Великий говорит об алчущих правды, что они «насытятся и здесь, потому что довольны и малым, а гораздо более в жизни будущей, потому что всегда пребудут со Правда связана со спасением. Пророк Исаия возвещает: «Правда Моя близка; спасение Мое восходит» ( Ис 51:5 ); «правда Его [Бога] и спасение Его — как горящий светильник» ( Ис 62:1 ). Святитель Григорий Нисский на вопрос, что такое правда, отвечает: «Будем алкать своего спасения, жаждать Божией воли, которая желает нашего «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф 5:7 ). Этой заповедью Господь побуждает Своих учеников уподобляться Самому Богу. В Ветхом Завете говорится: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех» ( Исх 34:67 ). Псалмопевец восклицает: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» ( Пс 102:8 ). В Евангелии Господь заповедует: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк 6:36 ). Быть милостивым, или милосердным, — значит, быть доброжелательным и добросердечным, отзывчивым по отношению к другим людям, испытывать к ним сочувствие и сострадание, проявляя готовность прощать и помогать. Эти качества благотворны для души: «Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» ( Притч 11:17 ). За внешними делами благочестия Бог ожидает увидеть благое расположение души человека. Спаситель говорит, напоминая слова, сказанные через пророка: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы» ( Мф 9:13 ; ср. Ос 6:6 ). Милостивое отношение к другим — это условие спасения, ибо, по слову апостола, «будет суд без милости не оказавшему милости» ( Иак 2:13 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

" Приносить духовные жертвы. Есть жертва духовного сокрушения, которую признавал Давид: ( Пс.50:18–19 ). Когда человек усматривает свое пред Богом недостоинство, тогда дух его от обличения совести сокрушается… Кто не принес этой жертвы, от того прочие духовные жертвы не будут совершенны. Есть жертва славословия и молитвы (см. Пс.49:14 )… Есть жертва милости, которой учит Сам Иисус Христос (см. Мф.9:13 )… Есть жертва правды и истины (см. Притч.21:3 ; Пс.4:6 ). Всякий подвиг за истину обращается в жертву Богу, когда совершается с намерением исполнить волю Божию и особенно в ущерб собственной выгоде… Высшая из жертв за истину есть мученичество за веру христианскую» (Свт. Филарет Московский . Проповедь от 29 июня 1833 г.). 6). Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится ( Ис.28:16 ). Апостол «называет Господа нашего Иисуса Христа камнем избранным, драгоценным и почитаемым, блистающим божественной славой и величием. Краеугольным же камнем он называет Его, потому что Он одной верой скрепляет духовное единство двух народов: израильского и языческого» (свт. Кирилл Александрийский . Фрагменты, 74). 7). Итак, Он для вас верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, «Один Христос, но Он лежит на падение и на восстание ( Лк.2:34 ), – на падение неверным, на восстание верующим. Для одних Он камень претыкания и камень соблазна, а именно для тех, которые не познали, даже не уразумели, но во тьме ходят или служат идолам, или не прозревают далее написанного, и не хотят и не могут просветиться чем-либо кроме написанного. Для других Он камень краеугольный и камень похваляемый, именно для тех, которые обуздываются словом и утвердились на этом камне» (свт. Григорий Богослов . Слово 17). 8). О который они притыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. «Они притыкаются о слово Евангелия, на что они и положены. Этим не то говорится, будто они определены на это от Бога. Ибо от Того, Кто хочет, чтобы все люди спаслись ( 1Тим.2:4 ), никак не может быть причины погибели. Но поскольку они сами из себя устроили сосуды гнева, присоединив к этому и непокорность, то какое положение сами себе приготовили, в том и оставлены. Ибо если человек, как существо разумное, сотворен свободным и свободу принуждать нельзя, то несправедливо было бы обвинять Того, кто отдает человеку именно ту честь, какую он сам себе приготовил своими делами» (блж. Феофилакт). «Как они отвергли Его, когда совершали свои поступки, не желая положить Его в основание своего сердца, так и сами ни будут отвергнуты Им во время Его пришествия» (св. Беда).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Речи с таковым содержанием, взятым из такого источника, которого никогда нельзя исчерпать, – из той самой жизни, в которой вращаемся мы и те, к коим мы говорим, не могут не быть интересными, не производить соответствующего благотворного впечатления, ибо «что берется из жизни, то лучше и воспринимается жизнью», сказал один из ученых. Я позволю себе назвать здесь и некоторые тексты, на которые, по моему мнению, лучше всего говорить такого рода проповеди: Не убий ( Исх.20:13 ); тема: «алкоголь – яд, коим многие убивают и тело и душу». Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ); тема: «алкоголь есть яд – самый опасный и губительный враг человека». Вино и музыка веселят сердце, получше того и другого – любовь к мудрости ( Сир.40:20 ); тема: «умеренное употребление вина, как дара Божия, позволительно, но пьянство – грех, губящий и душу и тело». Не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится (Лκ.1:15); тема: «детям, как своим, так и чужим, никогда и ни одной капли не нужно давать спиртных напитков». Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Еф.5:18 ); тема: «неумеренное употребление алкоголя есть причина нравственного падения и нарушения целомудрия, так как в состоянии опьянения человек теряет рассудок и силу воли». Внемлите же себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими, и найдет на вы внезапу день той ( Лк.21:34 ), т.е. пагуба; тема: «возрастающее пьянство грозит великим бедствием всему человечеству: вырождением, одичанием и озверением». Не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); тема: «обязанность всех принимать участие в борьбе с пьянством». Все подвижники воздерживаются от всего ( 1Кор.9:25 ); тема: «алкоголь в борьбе за существование». Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своим и руками ( Притч.14:1 ); тема: «женщина, мать семейства, и алкоголь». Благоразумная мать не дает своим детям ни капли вина, забоится об их обучении, делает домашний очаг приятным для мужа, воспитывает и в дочерях своих чувство семейности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

С таким негодованием и гневом один восставал против другого, что если бы они могли схватить друг друга, то, подобно грызущимся псам, зубами разорвали бы друг друга на куски. Там блудник гневался на блудницу, потому что она стала причиной его мук. А блудница гневалась на блудника, потому что он явился причиной ее страданий. Там родители дышали неизмеримой яростью на своих чад, потому что, желая обогатить их и упокоить в земной жизни, были преданы мучениям. Дети же гневались на родителей за то, что родители позволили им жить по своей воле и не воспитывали их в страхе Господнем. Если сказать коротко, там царили великий беспорядок, неразбериха и несносное зловоние. Помышляя в себе о том и подобном тому, добрый подвижник воздыхает из глубины себя, и чем больше воздыхает, тем более возвышается от земного к небесному. Поэтому он не только не попадает в сети, которые расставил диавол посреди земных вещей, но становится еще более теплым по отношению к умопостигаемым и небесным предметам. Тогда он называется и становится поистине бесстрастным, потому что никакая диавольская страсть не имеет в нем места. Но тот, кто не занимается умным деланием с сокрушенным сердцем, не таков. Потому что как только он увидит какое-либо красивое лицо или дорогую и красивую земную вещь, тотчас сердце его наслаждается и помысл пленяется ею, цепляется за нее, как рыба цепляется на крючок. И спешит человек насладиться этой вещью, как пес спешит к мясной лавке, помышляя о том, чтобы насладиться до сытости, и прилагая к этому все силы, по сказанному: И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи Этой участи да избавимся благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. Пс. 26, 2. Ин. 15, 5. Притч. 15, 13. Мк. 14, 34. Преп. Исаак Сирин. Слово 72, о хранении сердца и о тончайшем созерцании. Быт. 2, 7. Быт. 2, 7. 1 Кор. 2, 9. Мф. 7, 8. Лк. 15, 16. Слово третье О том, как можно достичь высшего и совершеннейшего образа умной молитвы и как можно изгнать из себя демонов страха, которые сильно устрашают подвижника в ночное время, когда он пожелает помолиться или когда пожелает пойти один в полночь в какую-либо пещеру или в какую-либо пустынь, чтобы предстоять Богу в тишине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2394...

Святой евангелист Марк говорит: Господь, “подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною” ( Мк.8:34 ). Господь Иисус Христос всех нас зовет следовать за собой: Он каждого из нас позвал идти за Собой еще тогда, когда не раскрылось наше сознание, еще в дни нашего младенчества, когда Дух Святый сходил на нас в святой купели крещения, когда Дух Святый освятил в таинстве миропомазания наши очи, наше чело, наши руки и ноги, всё наше существо, напитав нас Своей благодатью. Еще тогда Господь сказал нашему сердцу: “Иди за МЕЮЙ”. И всякий раз, когда верующая мать приносила нас младенцами на своих руках в храм Божий, а потом приводила за руку и Святая Церковь питала нас Божественной Кровью, Господь повторял чистой детской душе каждого из нас: “Следуй за Мной”. Он не перестает нас звать идти за Ним всякий раз, когда мы входим в храм Божий. Он зовет нас не только в Своем храме, но и вне его: и днем и ночью, и среди работы нашей и в часы отдыха; когда говорит с нами через пашу совесть; когда посылает скорби; когда подает радости и благополучие. Бесчисленны и многообразны пути, какими Спаситель повторяет Свой призыв. И вы слышите, мои дорогие, как говорит Господь об этом следовании за Ним: “Кто хочет идти за Мною…” Господь никого не принуждает, никого не заставляет силой идти за Ним. Господь дал каждому из нас свободную волю. Он никогда не отнимает от человека этого бесценного Своего дара. Человек свободной волей своей решает: идти за Господом или не идти. Еще в дни Ветхого Завета в одной священной книге сказано о Господе Боге: “Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою” ( Сир.15:16 ). Бог не покоряет сердце человека силой Своего всемогущества. Он пленяет его силой Своей правды, силой истины Своего учения, Своей Божественной любовью. Он говорит: “Сын мой! отдай сердце твое Мне…” ( Притч.23:26 ), то есть: “Сын мой, не разделяй твое сердце между Мной, Богом твоим, и грехом, которому ты служишь; отдай всецело сердце твое Мне”. Вы слышите: Он только зовет, только просит. Он не хочет, чтобы мы веровали в Него и любили Его по принуждению. Он хочет, чтобы мы шли за Ним свободно, по убеждению нашего сердца, чтобы мы сердцем сами почувствовали, что нет для нас большей радости на земле, нет для нас большего счастья, большего блага, как веровать в Господа Бога своего, Его знать, Его святой воле подчиняться, за Ним идти и Его, нашего Небесного Отца, ощущать в своем грешном сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Скажешь: хороши слова, но золото лучше. То же говорят и тем, которые перед невоздержными рассуждают о целомудрии. И они, когда осуждается предмет их вожделения, самим напоминанием разжигаются в похоти. Как представлю твоему взору страдания бедного, чтобы узнать тебе, из скольких воздыханий составляешь свое сокровище? О, как драгоценно в день суда покажется тебе сие слово: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня... был наг, и вы одели Меня ( Мф. 25:34–36 )! Какой же трепет, какое изнеможение, какая тьма обнимут тебя, когда услышишь осуждение: идите от Мене, проклятые, во тьму кромешную, уготованную диаволу и ангелам его; ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня... был наг, и не одели Меня ( Мф. 25:41–43 ). Ибо не хищник там обвиняется, но осуждается не делившийся с другими (1). K десяти талантам стараешься приложить другие десять; а когда стало двадцать, домогаешься еще двадцати; и непрестанно прилагаемое не останавливает стремления, а только разжигает желание. Как для упивающихся прибавление вина служит побуждением к тому, чтобы пить, так вновь разбогатевшие, приобретя много, желают еще большего, постоянным приращением богатства питая свою болезнь. И эта ревность приводит их к противному, потому что не столько веселит то, что в руках, как оно ни велико, сколько печалит то, что еще не у них, и чего, по их мнению, недостает им; оттого душа их всегда снедается заботами, домогаясь большего и большего. Им надлежало бы радоваться и благодарить, что они достаточнее очень многих, а они недовольны и мучатся, потому что не сравнились с тем или другим, которые их богаче. Когда станут в ряд с этим богачом, тотчас усиливаются сравниться с более богатым; а если и того достигнут, то предметом своего соревнования делают еще иного богача. Как входящие по лестнице непрестанно заносят ногу на высшую ступень и не прежде останавливаются, как достигнув верха, так и эти люди не успокаиваются в стремлении к обладанию, пока, взойдя высоко, не разобьются от падения сверху. Творец вселенной на благодеяние людям устроил, что птица селевкид 156 ненасытна; а ты, во вред многим, сделал ненасытной свою душу. Что только видит глаз, всего того желает любостяжательный; не насытится око зрением ( Еккл. 1:8 ), и сребролюбец не удовольствуется тем, что получает. Ад не скажет: «довольно!» ( Притч. 30:16 ), и любостяжательный никогда не говорит: «Довольно» (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Ст. 14. То ты будешь иметь отраду в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе от наследия Иакова, отца твоего. Ибо уста Господни изрекли [ это ]. LXX: И будешь уповать на Господа, и, возведет тебя к благам земли, и даст тебе вкусить наследие Иакова, отца твоего. Ибо уста Господни изрекли. Когда ты будешь называть субботы отрадными и в субботу не будешь двигать ногу свою для исполнения рабской работы и не будешь говорить слова, то есть всегда будешь молчать и исполнять заповеданное: удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголании льсти ( Пс. 33:14 ): тогда ты будешь иметь отраду в Господе и увидишь на себе исполнение [изречения], насладися Господеви и даст ти прошения сердца твоего ( Пс. 36:4 ). Или же будешь уповать на Господа, согласно с оным написанным: надеяйся на Господа блажен есть ( Притч. 16:20 ), и у Иеремии: благословен человек, иже надеется на Господа, и будет Господь упование его ( Иер. 17:7 ), и в другом месте: благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека ( Пс. 117:8 ). И вознесет тебя Господь и возведет на высоты и ко благам земли. Ибо земля кротких и земля живых не внизу, а вверху. Поэтому Лоту, бегущему из долины Содомской и Гоморрской, говорится: в горе спасайся ( Быт. 19:17 ), и когда он достиг ея, то солнце взошло пред ним над Сигором. Об этой земле Господь говорил: блажени кротцыи, яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 ). Сюда относится и многое другое, что мы часто приводили, к чему принадлежит и оное: чти отца твоего и матерь твою, и долголетен будеши на земле, юже Господь Бог дает тебе ( Исх. 20:12 ), что в буквальном смысле совершенно не возможно. Ибо многие чтут родителей и скоро умирают, а иные отцеубийцы живут долгое время. А чтобы мы с большею определенностию знали, что эта земля находится на высоте, то напомним вкратце о тридцать шестом псалме, в котором написано: кротцыи наследят землю и насладятся о множестве мира ( Пс. 36:11 ), после чего присовокупляется: потерпи Господа и сохрани путь его, и вознесет тя, еже наследити землю ( Пс. 36:34 ), о которой в другом месте поется: праведницы наследят землю и вселятся в век века на ней ( Пс. 36:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010