16–18. Льстец иное говорит, а иное мыслит; от уст его каплет мед, но в сердце готовит он глубокий ров. Кто имеет от Бога мудрость, тот спасется от сетей его ( Притч.20:5 ). 21. Бога бойтесь, царя почитайте, и отдавайте всякому начальнику, правоверному и неправоверному ( Иер.29:7 ), что должно: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх (покорность), страх; кому честь, честь ( Рим.13:7 ). 32. Душа наша из данного ей Богом бытия не приходит в небытие и не уничтожается, но и по разлучении с телом живет вечно. Ибо Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Лк.20:38 ). 37–39. По закону Божию мы должны любить Бога и ближнего: но любовь к ближнему должна заимствовать свет свой от любви к Богу; ибо можно любить ближнего и не по воле Божией ( Гал.1:10 ). Бога должны мы любить для Него Самого, как всесовершеннейшего, как Создателя и Промыслителя, а ближнего для Бога. Посему и сказано: Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Гл.23. Ст. 2–3. От кого ни услышишь Слово Божие, наблюдай и делай: но кто сам не исполняет, чему учит; того не бери в пример для жизни ( Мк.3:14 и 19 сл). 4. Бесполезен тот наставник, который, совершенное имея в законе познание, и знал истину, других поучает, а себя самого не учит, и примером своим не руководит ( Рим.2:20–21 ). Поучение закону Божию без руководства к оному собственным примером служит только соблазном, и есть тяжелое и неудобоносимое бремя. 8–10. Поучающие закону Божию берегитесь названий от людей ( Мф.23:7 ), обольщающих сердце, – названий учителя, отца, наставника; один у нас и отец, и учитель, и наставник – Христос: не называйте также сами себя учителями; ибо говорящий сам от себя, ищет славы себе, а не Пославшему его ( Ин.7:18 ). Аще кто глаголет (словеса Божия), яко словеса Божия (глаголи). 1Пет.4:11 . 12. Кто сам себя возвышает, тем пренебрегают; а кто сердечно пред всеми унижает себя, того любят. Смирение есть первая добродетель, а гордость первый порок; добродетельный возвысится, а порочный унижен будет (Богом).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

33–34. Исполняйте деятельно молитву Господню ( Мф.6:9–13 ), и отложите всякое житейское попечение, чтобы получить от Бога духовные блага ( Мф.7:11 ; Лк.11:14 ). Гл. 7. Ст. 1–2. Не извинителен ты, человек, кто бы ты ни был, судящий другого: ибо тем же судом, которым судишь другого, осуждаешь себя: потому что, судя другого, ты делаешь то же ( Рим.2:1 ). 1. Не судите прежде времени, пока не придет (судить) Господь, который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения ( 1Кор.4:5 ). Не злословьте друг друга, братия, – говорит Апостол – по Царскому закону о любви ( Иак.2:8 ): кто злословит брата, и судит брата своего, тот злословит закон, и судит закон; а если закон судишь, то ты не исполнитель закона, а судья ( Иак.4:11 ), признающий, что закон не добр ( Рим.6:16 сл.). 6. Христос говорит: Не давайте святыни (вашей) псам, и не бросайте жемчужин ваших пред свиньями (пред подобными свиньям). Посему 1) аще добро твориши, разумей, кому твориши, и будет благодать (благодарность) благим твоим. Сир.12:1 . 2) Во ушию безумнаго ничтоже глаголи, да не когда поругает ( Ин.9:27–28 ) разумная словеса твоя. Притч.23:9 . 7–8. Кто всеми способами, – всякой молитвой и прошением ( Еф.6:18 ) просит у Бога небесных благ (ст. 11), и по воле Его ( 1Ин.5:14 ), с верой и надеждой ( Мк.11:24 ), и не отступно ( Лк.11:8 ); тот получает, чего бы ни просил. 12. Все заповеди Моисея и учение Пророков о любви к ближнему состоят в следующем: «как хотите, чтобы поступали с вами люди; так поступайте во всем и вы с ними». Кто так поступает, то есть, любит ближнего своего, как самого себя, тот исполняет Царский закон ( Иак.2:8 ). 21. Вера без добрых дел мертва (недействительна), как тело без души ( Иак.2:26 ): не всякий верующий войдет в царствие Божие, но только верующий и исполняющий волю Отца небесного. Не слушатели закона, знающие волю Божию ( Рим.2:17–18 ), праведны пред Богом, а исполнители закона оправданы будут ( Рим.2:13, 18 ): блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие оное ( Лк.11:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

Во ушесахъ Гда Саваа: первое слово перевод евр. , прочитанного , между тем как масореты читают это слово . Аще бо бдтъ: в евр. тексте соответствующее чтение= аще не будут домове мнози в пустыню, при чём подразумевается: поклялся Господь, и что значит: поистинне будут пусты. Горе востающымъ затра и гонщымъ, ждщымъ вечера: бо сожжетъ : 11. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; Со гсльми бо и певницами, и тмпаны и свирльми на дела же Гдн не взираютъ и длъ рк не помышлютъ. 12. и цитра, и гусли, тимпан, и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. 11–12. Рано пить вино и до позднего вечера разгорячать себя вином, т. е. весь день проводить в пиршестве не благотворно ни для обыкновенных людей ( Притч.23:21 ), ни для власть имеющих ( Еккл.10:16 ). Музыкальные инструменты, игрой на которых сопровождались пиры: гусли=κιϑρα, , цитра или гитара, струнный инструмент, на котором играли, ударяя по струнам пальцами ( 1Цар.18:10; 19:9 ). Иосиф же Флавий (Antiquitt. VII, 12. 3) говорит (сомнительно, на основании личного ли знакомства с употреблением инструмента), что из него извлекали звуки, ударяя по струнам палочкой (πλκτρ). Между тем как было названием инструмента, состоящего из пустого внутри ящика, который усиливал звуки струн, на нём натянутых, – следующее еврейское слово (певицы, ψαλτριον), обозначало также струнный инструмент, но которого струны были натянуты не на ящик, а в свободном пространстве, ограниченном металлическим ободком, который своими изгибами придавал инструменту форму меха (первоначально=мех) – с одного конца более широкого, чем с другого. Этот инструмент принадлежал к типу нынешних арф и у греков был известен иногда под сходным названием νβλα или νβλιον. Тимпаны (τμπανοι) – несколько созвучное с соответствующим еврейским слово – означало ударный инструмент, подобный нынешнему бубну, состоящему из кожи, натянутой на металлическое кольцо, к которому прикреплены маленькие колокольчики (бубенчики), начинающие звонить, когда в кожу ударяют рукой. Свирели (αλα, ) полые внутри, просверленные насквозь инструменты, к типу которых принадлежит нынешняя флейта или кларнет, – вообще духовые инструменты. – На дела же Гдн не взираютъ и длъ рк не помышлютъ=не думают о Божиих наказаниях грешникам, живут беспечно, не возмущают своего веселия помышлениями о суде Божием (ср. Ис.2:12 и сл.). Тем хуже для них!.. Суд Божий уже близок.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

пер. 218 Ис 49:2,6, в Синод, переводе и соделал Меня стрелою изостренною И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим. — Прим. пер. 219 Лк 24:32, в Синод, переводе не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? — Прим. пер. 220 Песн 2.6, в Синод, переводе обнимает меня. — Прим. пер. 221 Ср. Прем 7:27. 100 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 222 Притч 3:16, в Синод, переводе долгоденствие. — Прим. пер. 223 Букв.: «часть руки от локтя до кисти». — Прим. пер. 224 Иез 13:18, в Синод, переводе горе сшивающим чародейные мешочки подмышки и делающим покрывала для головы всякого роста. — Прим. пер. 225 Исх 20:12, в Синод, переводе чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. — Прим. пер. 226 Песн 2:7, в Синод, переводе Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями. — Прим. пер. 227 Песн 2:7, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной. — Прим. пер. 228 Ис 1:21, в Синод, переводе Правда обитала в ней. — Прим. пер.. 229 Числ 24:9, в Синод, переводе лежит как лев и как львица. — Прим. пер. 230 Мф 8:23 и сл. 231 Быт 27:27. 232 Песн 2:7–8, в Синод, переводе не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Голос возлюбленного моего! — Прим. пер. 233 Песн 2:8, в Синод, переводе скачет по горам, прыгает по холмам. — Прим. пер. 234 Песн 2:9, в Синод, переводе Друг мой. — Прим. пер. 235 Ср. Втор 14:4. 236 " Серна " (греч.). — Прим. пер. 237 См. Лк 24:32. 238 Ориген производит слово dorkas от δρκωμα " видеть " . — Прим. пер. 239 Пс 73:13, в Синод, переводе Ты сокрушил головы змиев в воде. — Прим. пер. 240 2 Кор 10:5. 241 Греч, " иноплеменники " ; так Септуагинта называет филистимлян. — Прим. пер. 242 Песн 2:9, в Синод, переводе Вот он стоит у нас за стеною. — Прим. пер. 243 Песн 2:9, в Синод, переводе заглядывает в окно. — Прим. пер. 244 Иер 9:20, в Синод, переводе (Иер 9:21) входит в наши окна. — Прим. пер. 245 См. Мф 5:28. 246 Песн 2:9, в Синод, переводе мелькает сквозь решетку. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Глава 7 посвящена главным образом описанию встречи неопытного юноши с развратною женщиной и изложению обольстительных речей последней. Эти главные в отделе мысли следуют за кратким вступлением ( Притч.7:1–5 увещание хранить уроки мудрости) и заключаются убеждением не склоняться на обольщения блудницы, имея в виду гибельные последствия такого увлечения ( Притч.7:24–27 ). Принимая во внимание, что к развратной женщине и ее поведению писатель обращается всего чаще, что спасение от ее коварных обольщений выставляется часто целью, с которою мудрость предлагает свои наставления ( Притч.7: 5; 6:23,24; 5:1–3; 2:10 ... 16 и сл.), нужно думать, что женщина блудная рассматривается как главная представительница практического неразумия, нечестия, беззакония и рассматривается так без сомнения потому, что из всех нечестивых – безумцев самою опасною представляется именно она – эта женщина. Если так, то описывая ее, предостерегая от нее, писатель описывает самое неразумие или нечестие, предостерегает от увлечения безумным образом жизни. И если так, наконец, то 8-я глава, в которой описывается мудрость, может и должна быть рассматриваема, как антитеза главы 7. Это описание премудрости, влагаемое писателем в уста ее самой, имеет вид округленного целого (также как и описание безумной развратницы в 7 главе), потому что во главе описания стоит введение ( Притч.8:1–3 ) и заканчивается оно убеждением слушать учения этой премудрости и указанием последствия такого послушания ( Притч.8:32–36 ). Наконец глава 9 описывает образ действий мудрости и безумия. Первая обращается со своими наставлениями к неопытным и неразумным ( Притч.9:1–6 ), противополагая последних сознательно злым и искусившимся во зле людям, которым считается бесполезным предлагать учение ( Притч.9:7–12 ). Последнее, безумие в образе развратной женщины, является на дорогах и многолюдных открытых местах и, увлекая неопытных и неразумных, увлекает их на путь погибели ( Притч.8:13–18 ). С первыми 9-ю главами имеет сходство по содержанию и форме отдел Притч.22:17–24:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Натяжка очевиднейшая! а) Еще нужно доказать, что в основании этих притчей лежит современное происхождению их общественное состояние Еврейского народа. А этого доказать нельзя. Ведь это притчи, изречения, не предполагающие непременно своим субстратом современного состояния общества, а просто суждения мудреца, возникшие в нем из глубокого знания общественной жизни вообще, которую он мог узнать из изучения истории, и до которого он мог достигнуть путем собственного размышления. Но положим, что здесь изображается современное состояние общества, – и тогда нет причин отнимать эти притчи у Соломона. В преступниках, бродягах и ворах никогда не было недостатка в народе Еврейском, как и во всяком даже образованном народе; известны узаконения на этот раз еще Моисея; известны и примеры этого. Даже в древнейшем, по мнению противников, т. е. втором собрании притчей, довольно часто идет речь о преступниках, которые оставляют прямой путь и ходят кривыми, окольными дорогами, которые радуются злу и беде, торжествуют, когда зло берет верх, хотя пути их, по краткости притчей, составляющих все это второе отделение, не с такой подробностью изображаются, как, например, в первой части ( Притч.11:6 сл. Притч.12:2 сл. 12:20, 26; 14:22 и пр.). Даже их злые начинания, их льстивость, их кровопийство, их лживость нередко служат предметом притчей этой мниморанней части книги ( Притч.12:5 сл. 16:29 сл.); даже отчасти об этом упоминается в тех же словах, как и в первой части ( Притч.1:11 сл.), не говоря уже о бесчисленных указаниях на другие пороки, которым преданы сами эти преступники и к которым обольщают и других. Вообще, все это основание к заподозрению подлинности происхождения всех притчей от Соломона, заимствованное из содержания самых притчей, до такой степени слабо, доводы так произвольны и натянуты, что сами же и доказывают справедливость отвергаемого ими положения. Не говоря уже о том, что книга эта вся признается Богодухновенной и, следовательно, писатель был под особенным воздействием Божественного Духа, будем рассматривать дело естественнее и воспользуемся ответом на это возражение одного из ученых апологетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/u...

26:16–23). Сл.: «Всякаго мужеска полу приимет жена: есть же дщерь дщере лучше. Доброта женска веселит (Остр.: укротит) лице, и над все желание человеческо предъуспевает (Остр.: преспеет); Аще есть на языце ея милость и кротость, несть муж ея точен сыном человеческим». Сир. опускает и 23 и 25 стихи. Сл. «мужеска полу» буквально соответствует Гр. и Евр. словам, означающим «самец, мужчина». Сл. и Гр. «дщерь дщере» предполагает в Евр. чтение ôат миббат; в тексте эти слова испорчены, на поле же читается: «но есть жена прекрасная», – это, вероятно, вариант, не опровергающий правильности Гр. чтения; по смыслу же оба чтения одинаковы, так как «дочь» в книге бен-Сира иногда употребляется в значении «женщина» (ср. 26:12). «Веселит» правильно по смыслу передает Евр. йагалûл «делает светлым»: муж прекрасной и хорошей жены имеет светлое, спокойное лицо (ср. 26:4), тогда как муж злой жены имеет мрачный, печальный вид (ср. 25:19, 25). После слова «лице» Гр. 307 прибавляет: «мужа», Лат.: «мужа ея», a Сир. читает: «лицо ея». Сл. и Гр. «желание человеческо» соответствует Евр. выражению махмад ъаûн «прелесть очей», т.е. самое приятное для глаз; νϑρπου написано, может быть, вместо φθαλμο. Красота женщины «предъуспевает», т.е. превосходит все другое, приятное для глаз. Лат.: «и выше всякого вожделения человеческого приводит желание». После слов: «милость и кротость» в Гр. гл. (70, 248, Cpl.) прибавлено: «и врачевание», ασις, – последнее слово ближе всего соответствует Евр. марпе’, поставленному здесь: «врачевание» (от рафа’ «исцелять»), отсюда – «успокоение», ο языке – умеренность речи, как в Притч. 15:4 : «исцеление языка (Рус.: «кроткий язык») – древо жизни»; то же выражение стояло, вероятно, и здесь. Лат.: «если (у нее) язык врачевания, то и – утоления и милосердия». Сл. «несть муж ея точен сыном человеческим», – буквально с Γρ.: «по сынам человеческим», – точно передает Евр. фразу, означающую, что муж ее превосходит в своем счастье всех людей, свободно: «счастливее всех сынов человеческих»; разумеется, это поэтическая гипербола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

2) Как указывается в 6:52 и 8:16–21, значение чуда — в указании на тайну Царства Божиего и на тайну Личности Иисуса Христа. 3) Эпизод не может рассматриваться в отрыве от ВЗ, в особенности Исх 16; 3 Цар 17:8–16; 4 Цар 4:42–44; возможно, также Ис 25:6; 55:2; Притч 9:5. В раввинистическом предании считалось, что как первый избавитель (Моисей) свел с небес манну, так второй Избавитель (Мессия) сделает то же; новая манна уготована праведникам в грядущем веке (комментарии трактатов к Еккл 1:9 и Исх 16:25). Возможно, апостол Марк подчеркивает, что место было ‘пустынным’ (ρημος), с целью усилить параллель с манной в пустыне. На этом ветхозаветном фоне значение чуда в том, что оно — знак присутствия среди людей Избавителя, в Котором осуществляются Божии обетования. 4) Не подлежит сомнению, что при описании чуда апостол Марк думал о Тайной Вечере и о Евхаристии (см. Таблицу 1). Хотя эти сходства могут частично объясняться постоянством еврейских обычаев при совершении трапезы, нельзя отрицать, что апостол Марк, а вслед за ним — и Лука сознательно приблизили словарь данного отрывка к словарю, используемому при описании Тайной Вечери, определенно указывая тем самым, что чудесная трапеза в пустыне — прообраз Евхаристии. 5) В святоотеческой литературе мы находим толкование, в соответствии с которым насыщение пяти тысяч — образ хлеба жизни, предложенного иудеям, а насыщение четырех тысяч (8:1 и сл.) — то же, но по отношению к язычникам. В самом деле, можно предполагать, что толпа в 6:35 и сл. состояла преимущественно из иудеев, а толпа в 8:1 и сл. — из язычников. В пользу этого толкования говорит и трудно объяснимое различие между κφινος ‘короб’ в 6:43 и σπυρς ‘корзина’ в 8:8 — есть основания думать, что “коробом”, точнее, плетеной корзиной, называемой κφινος, в отличие от σπυρς, пользовались преимущественно евреи. У римского сатирика Ювенала (3:14) читаем: Iudaeis quorum cophinus faenumque supellex ‘иудеев, вся утварь которых — корзина да сено’. Таблица 1. Стих Насыщение пяти тысяч (Мк 6:40 и сл.)

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

На пути нечестивых не иди, ниже возревнуй путем законопреступных: не уснут бо, аще зла не сотворят: отнимется сон от них, и не спят. Тии бо питаются пищею нечестия. Притч.4:14, 16, 17 . 16–17. Всякий человек, особенно родственник, во всяком случае должен уведомлять нас о злоумышлении против нас, дабы благовременно мы могли взять меры предосторожности. 17. Благоразумно тот поступает, кто при открытых злоумышлениях представляет свидетелей умысла к Начальству, предваряя его для зависящего от него распоряжения о прекращении кова ( Деян.23:23, 24 ). 33. Представление Лица при письме с другим – есть как бы приложение Лица к письму. Так представляют на суд подсудимых. 35. Уголовные дела разбирались прежде словесно, и вместо показания на очной ставке являлись обвинители и обвиняемый на суд; дело же об обвиняемом не прежде решалось судом, как по явке обвинителей. Гл. 24. Ст. 1. Древний оратор по отношению к судебным делам был то же, что стряпчий. Но были и наемные стряпчие ( Деян.19:33 ), так называемые Грамматеи ( Деян.19:35 ) или начитанные законники: подобные сим последним люди ради гнусной корысти готовы сочинять всякому не дельные просьбы ( Деян.24:3–8 сл.). 3. Начальник должен пещися о мире и благоустроении народном: никто никого не суди поспешно, не смотря ни на какон красноречие обвинителя ( Деян.24:22 ). 6. Храм человека освящает, а не оскверняет ( Мф.23:17 сл.): в Христианский храм можно вводить и язычников ( Деян.21:26 ). Кто думает сему противное, тот не имеет должного понятия о Живущем во храме ( Мф.23:19, 21 сл.). 7. Благорассудительный начальник спасает невинного от мятежников военной силою ( Деян.23:23 ), а подкупной стряпчий прописывает по просьбе против него другому начальству, что истцу сделано великое насилие. 9. К подкупному стряпчему прикупают и ложных свидетелей, дабы сильнее была жалоба и вымышленное дело благовиднее. Клевета замысловата! 10. Никакое Правительство не может решить законно дела, не потребовав объяснения от обвиняемого против обвинителя ( Ин.7:51 ; Деян.25:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

§ I. – Канон синагоги Образование канона еврейской Библии 1 . История канона Ветхого Завета темна и трудна, недостаточна документами, но важные пункты ее, однако, достоверны. 2 . Мы не знаем, no каким правилам различали в Ветхом Завете канонические книги от неканонических. Из первой книги Маккавейской ( 1Мак.4:46 ) можно вывести, что в круг обязанностей пророков входило также и то, чтобы высказываться о божественном происхождении известного писания. Святость авторов большинства книг, их пророческий характер и повеление, которое Бог им давал о писании, должны были также служить к признанию вдохновения книг Ветхого Завета ( Исх.17:14; 34:27 ; Нав.24:26 ; 4Цар.22:11 и сл.; 2Пар.27:9; 34:14 ; 2Ездр.8:8 ; 1Пар.16:40 ; 2Пар.31:3–4 ; Лк.2:23 ; 2Кор.3:6 ; Пс.16:4 ; Ис.30:8; 34:16 ; Иер.30:2; 36:2 ; Авв.2:2 ). 3 . Охранение Писаний было вверено священникам ( Втор.31:9; 17:18 ; сл. Притч.25:1 ; 1Цар.10:25 ; 4Цар.22:8 ). Иисус Навин собрал писания Моисея ( Нав.24:26 ) и присоединил к ним новое писание, вероятно, свою книгу; Даниил говорит нам о книгах ( Дан.9:2 ); первая книга Маккавейская – о священных книгах (1Макк.12:9); вторая Маккавейская – о книгах царей, пророков и Давида (2Макк.2:13); введение к книге Иисуса сына Сирахова – о законе, пророках и других книгах. 4 . Вообще Ездре, называемому „книжником, сведущим в законе Моисеевом“ ( 1Ездр.7:6 ), приписывают первое собрание священных книг. – Неемия также заботился о собирании „деяний царей, пророков и псалмов Давида“ (2Макк.2:13), каковые книги он поместил в составленной им библиотеке. Во времена Неемии канон заключал, следовательно, уже несомненно, кроме псалмов, книги Царств и пророков, которых мы называем этим именем, Патокнижие, Иисуса Навина и Судей, книги, обозначаемые у евреев под именем первых пророков. 92 Это – так называемый второй канон иудеев. – Третий канон образовался мало-помалу и включил в себя все другие книги Ветхого Завета, именно те, которые составляют третью часть еврейской Библии, известную под неопределенным именем писаний, кетубим – по-еврейски, агиографов – по-гречески. Первое упоминание об этом третьем каноне или, лучше, об этой третьей части ветхозаветного канона, находится во введении к книге Иисуса сына Сирахова, где автор Сирах исчисляет, кроме закона и пророков, „остальные книги отцов“ τ λλα πατρα βιβλα, и „остальные из книг“ (τα λοιπ των βιβλων), не давая, однако, точно сведений о том, какие именно были эти книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010