С изложенными здесь мыслям о вере также согласуется еще одна мало известная проповедь «о Воплощении господа», изданная Д. Амандом в 1948 году, которая представляет один любопытный документ, выделяющийся как христологией, так и лирическим и изысканным стилем 8 . Поучение состоит из двух отдельных частей. Проникнутый глубоким религиозным чувством, первый раздел посвящен таинственной и непонятной природе божественного снисхождения – Бог стал Человеком! Тайна, абсолютно недоступная для любопытных исследований человеческого разума, которая частично обнаруживается очами веры, которая только и способна созерцать невидимое. В ней неизвестный автор говорит следующее: «Поэтому те, кто Его ищут (человеческими средствами) а не верой, становятся врагами Того, Кого они ищут, как злые и пытливые взыскатели, и не избегнут страшного приговора судьи: “Взыщут Мене злии, и не обрящут” ( Притч.1:28 ). Напротив, те, кто не ищут Бога с любопытством, но верою приемлют божественную тайну, те Меня содержат в их сердце, Меня, Которого небо само не смогло содержать. Они будут признаны достойными услышать из уст Владыки эту блаженную речь: «Явлен бых мене не вопрошающим» ( Ис.65:1 ). «Я действительно, – говорит слово, – был явлен и до Моего Воплощения. Все те, кто с верой прибегали ко Мне, смогли Меня и понять и увидеть. И ныне, став Плотью по истине, как благоволил, являюсь всецело, сохранив непорочность и чистоту моей матери». Итак, никто неразумно да не презирает милости Бога! Пусть никто не обижает Его дара кощунством! Пусть никакая речь не старается никогда описывать Логос! но пусть более поет с пророком в духе веры: “яко возвеличишася дела твоя, господи, вся премудростию сотворил еси” ( Пс.103:24 )! Ибо кто увидел очами или кто смог объяснить рождение, чуждое истечения (τκον ρρευστον), и Рождение вневременное (χρονον) и свободное от всякой боли, и Сына, совечного Отцу, и ветвь, от корня собезначальную (συνναρχον), и Бога из Девы, и Младенца, у Которого нет отца (на земле), и Рождающую, Кто без напрасного любопытства глаголемым к ней словам верила и сказала: “се, Раба господня. Да будет Мне по слову твоему”? Это торжество любви Бога к грешным людям. Именно здесь спасение, которое выходит за пределы всякой меры. Здесь (воплощается) природа, которая превосходит понимание самих ангелов. только поклонение показывает Вневременного (τν χρονον), по слову Писания: “удивися разум твой от меня, утвердися, не возмогу к нему” ( Пс.138:6 )» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

Из всех толкований преп. Ефрема выделяется толкование на книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг преп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка. Глубина экзегетических трудов Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9-11), Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев . У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6 Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста. Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, Мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для преп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что преп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», —слабые лучи и полный свет, —подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства небесного.

http://bible.predanie.ru/prepodobnyj-efr...

Из всех толкований прп. Ефрема выделяется толкование на Книгу Бытия, особенно на ее первые главы. Оно представляет собой тщательно обработанный последовательный комментарий на эту книгу. Остальные толкования — это краткие и разнообразные по содержанию заметки на тот или другой стих толкуемой книги. Многие стихи и иногда даже главы остаются без объяснения, отчего толкование носит отрывочный характер. Толкование некоторых книг прп. Ефрем начинает с сообщения общих сведений о книге, ее содержании или о личности пророка. Глубина экзегетических трудов прп. Ефрема Сирина во многом объясняется хорошим знанием еврейского языка и восточных обычаев. Также он был знаком с трудами еврейских толкователей, с которыми он иногда соглашался, а иногда нет. Например, объясняя Втор 26:14, прп. Ефрем Сирин пишет: «Сим указывается на обычай язычников — уготовлять трапезы мертвым» (Толкование на Втор, XXVI). В то время как аллегористы терялись в фантастических догадках, комментируя странный способ заключения Завета между Богом и Авраамом (Быт 15:9–11), прп. Ефрем Сирин дает разъяснение, построенное на собственно опыте жизни на Востоке. «Изъяснения на сие место, — пишет он, — надобно искать в обычаях халдеев . У них было в обычае при совершении клятв проходить между рассеченными трупами со светильниками в руках». Непонятный обряд, описанный в 1 Цар 7:6, прп. Ефрем Сирин истолковывает через известные ему иудейские обычаи. Нередко прп. Ефрем Сирин указывал на ошибки греческих переводчиков Библии, бывшие следствием плохого знания ими еврейского языка. Следует отметить, что еврейский текст Писания, имевшийся у прп. Ефрема Сирина, отличался от масоретского текста. Однако, несмотря на склонность к буквальному пониманию текста, мессианские места св. Ефрем толкует прообразовательно, вплоть до отдельных мелких черт. Для прп. Ефрема вообще характерно неметодическое соединение толковательного буквализма с поэтическим символизмом, когда Библия из книги истории превращается в книгу притч. Нужно прибавить, что прп. Ефрему приходилось подчеркивать органическую цельность обоих Заветов, как «единого тела истины». Это единый глагол, «изреченный одними устами для разных родов», — слабые лучи и полный свет, — подобие и исполнение. Или еще: две арфы, на которых играет единый Художник. Единый путь домостроительства, но тройственный: от рая до Сиона, от Сиона до Церкви, от Церкви до Царства Небесного.

http://blog.predanie.ru/article/prepodob...

Как отмечают исследователи, Quaestiones XVII in Matthaeum и Quaestiones Evangeliorum схожи по темам, которые интерпретируются аллегорически: Христос, Церковь и, главным образом, такие моральные категории, как, например, любовь, страх, смирение и гордыня. Относительно параллелей с другими трудами блаженного Августина наиболее ярким представляется его герменевтическое рассуждение о Ветхом и Новом Завете в объяснении вывода из всех притч тринадцатой главы Евангелия от Матфея ( Мф.13:51–52 ) в «Семнадцати вопросах» с подобными рассуждениями в проповедях святителя Гиппона, книге «Против Фауста манихея» и его «Трактатах на Евангелие от Иоанна» 6 . Приведем его мысли из шестнадцатого вопроса Quaestiones XVII in Matthaeum для сравнения с последующими цитатами из обозначенных произведений: «Уразумели ли вы всё это? Они говорят: уже (поняли). Он же сказал им: поэтому всякий книжник, научившийся в Царстве Небесном, подобен человеку – отцу семейства, который выносит из сокровищницы своей старое и новое ( Мф.13:51–52 ). Хотел ли Он этим заключением выразить то, что назвал сокровищем, сокрытым в поле, что понимается как Священное Писание , которое заключается под именем двух Заветов – Нового и Старого, точно также у другого евангелиста, кажется, что он подразумевает под таким заключением обоюдоострый меч ( Откр.1:16 )… Возможно, этим заключительным уподоблением отцу семейства, выносящему из сокровищницы своей старое и новое, Он хотел показать, что того следует считать наученным в Церкви, кто понял Ветхое Писание, изложенное в притчах, при этом принимая правила веры из Нового Завета … Так как это иудеи восприняли буквально, они не захотели быть наученными в Царствии Небесном и не захотели прийти ко Христу, чтобы был сорван покров, который закрывает их сердце» 7 . Эта же тема Нового и Ветхого Завета отражена с такой же глубиной и в указанных выше произведениях: в одной из проповедей на Священное Писание , где святитель Гиппона говорит: «Ибо Новый Завет в Ветхом скрывается: Ветхий Завет в Новом раскрывается (Novum enim Testamentum in veteri velabatur: vetus Testamentum in novo revelatur)» 8 , также и в книге «Против Фауста манихея»: «Когда Новый Завет открывался, тогда образы Ветхого Завета закрывались (ut Novum Testamentum revelaretur, quod figuris Veteris velabatur)» 9 . Этот же принцип отражен и в «Трактатах на Евангелие от Иоанна»: «Итак, освящаются в Истине наследники Нового Завета. Освящения Ветхого Завета были тенями этой Истины» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Нагорная проповедь, которой посвящен весомый раздел книги , представлена как продукт богословского творчества Матфея, построенный на существенно расширенном материале из источника Q, к которому добавлен материал, принадлежащий руке евангелиста . По мнению ученых, хотя Блаженства (Мф. 5:3-12), антитезы (Мф. 5:21-47) и молитва Господня (Мф. 6:9-13) не исчерпывают содержание или значение Нагорной проповеди, они «существенным образом отражают пастырские озабоченности Матфея» . Вся дискуссия вращается вокруг богословского видения «Матфея»: изложение материала построено таким образом, что фигура Иисуса даже не просматривается в качестве возможного источника Его богословских воззрений. Очевидно, ученые исходят из той же методологической предпосылки, согласно которой между «историческим Иисусом» и «Матфеем» прошло столько времени, что от первоначального «Евангелия Иисуса» у Матфея почти ничего не осталось. В книге «Начало Евангелия» мы говорили о необходимости демифологизации новозаветной науки – очищения ее от мифов и домыслов, которыми она обросла в течение XIX и XX столетий . Эта задача сегодня стоит очень остро, поскольку, как остроумно заметил один из современных критиков «критической библеистики», «к концу ХХ века новозаветный капучино слишком часто стал превращаться в пену без кофе» . Из поля зрения исследователей благодаря разного рода фантастическим научным концепциям исчезает самое главное – евангельский текст как единое, связанное повествование. Исчезает образ Христа как автора тех изречений, проповедей и притч, которые Ему приписывают евангелисты. Утопая в догадках относительно причин возникновения того или иного рассказа, фразы или слова, многие ученые принципиально отказываются верить в простое и безыскусное евангельское свидетельство, целостный взгляд на которое бережно сохраняется в церковной традиции. От нем. Quelle – «источник» Подробнее об «источнике Q» и о гипотезе, согласно которой все канонические Евангелия создавались внутри христианских общин конца I в. и были предназначены для членов этих общин, мы говорили в первой книге «Иисус Христос. Жизнь и учение». См. Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга I: Начало Евангелия. С. 97-100, 112-116, 118-123. The critical Edition of Q/ Хейз Р. Этика Нового Завета. С. 124. Meir J.P. Law and History. P. 7. Strecker G. The Sermon on the Mount. P. 43-44. Betz H.D. Essays on the Sermon of the Mount. P. 21. Т.е. придавая этим заповедям этический характер, которого они изначально якобы не имели. Луц У. Нагорная проповедь. С. 96-97. Windisch H/The Meaning of the Sermon on the Mount. P. 26-27, 87-88; Dibelius M. Die Bergpredigt. S. 120; Dupont J. Les beatiutudes. Vol. 1. P. 33-36; Luz U. The Theology of the Gospel of Matthew. P. 11-21; Stanton G.N. Matthew’s Sermon on the Mount. P. 188-189; Shillington V.G. The New Testament in Context. P. 87-88; Hengel M. The Four Gospel of Jesus Christ. P. 180-181.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Она даже тетрадку специальную завела, где зафиксировала судьбу первых 27 питомцев – честно выводила: Мусю увезли в Истру, Бобика в Коломну, Тузика в Калугу, а Рекса в Дюссельдорф… правда, накануне сделали много прививок и даже помещали специально в карантин. Из Германии прислали благодарственное письмо, она попросила внучку прочесть и ответить, как положено вежливым людям, завязалась переписка, ну, а дальше – свадьба, рождение правнука. Четвероногими друзьями заинтересовались в приюте, и теперь работники приюта вместо тети Люси их пристраивают, а она иногда выходит с палочкой и, перебирая четки, что-то шепчет. На вопросы отвечает мудро: блажен, иже и скоты милует (ср. Притч. 12, 10)… Господь всегда споспешествует людям в добрых делах. Как говорил оптинский новомученик иеромонах Василий (Росляков): «Милость Господня чудес полна, но мы должны Ему принести всё, что имеем». Рейтинг: 10 Голосов: 1867 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 21 ноября 2018, 11:54 Спаси Господи. Та девушка-врач не одинока в таких добрых делах. Я как-то лежала в одной известной московской больнице, предстояла тяжёлая операция. Мой врач (спаси Бог его и его близких) поступал так же. И не только он,и его коллеги: они сами на свои личные деньги закупали дорогие медицинские материалы для больных отделения из-за того, что государство недостаточно финансировало данный вопрос, а помочь больным людям этим врачам хотелось. Там работали верующие люди: иконы великомученика Пантелеимона и свт. Луки Крымского стояли и висели по всему отделению и в кабинетах врачей. Атмосфера в отделении была соответствующая. Врачи, ассистенты, медсестры, санитарочки - только забота и доброта. ТаняСем 20 ноября 2018, 15:25 НИЗКИЙ ПОКЛОН И БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ ТАКИМ ЛЮДЯМ !!!! ВСЕМ!!!И врачам и пенсионерам и батюшкам,всем- ЭТО ЗОЛОТЫЕ СЕРДЦА !!!Жаль таких,как Александр-ну не коснулся Господь его сердца пока_ надеюсь,что пока....Дай Бог,чтоб раскрылись глаза людские и очнулись все от тяжкого сна безразличия к ближнему- неважно своему или чужому,а также к братьям меньшим нашим,ведь Господь незря всех создал и заповедовал впервую очередь-ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА!!!!

http://pravoslavie.ru/117292.html

Сергеи Аверинцев Связь времен От издательства «Связь времен» — последняя книга Сергея Сергеевича Лверинцева, состав которой, заглавие и композиция определены автором. Кинга содержит ответ Аверннцева на ключевой вызов XX столетия — попытку тоталитарных режимов порвать с библейской традицией и классическим наследием человечества. Продуманную форму этого ответа отражают пять разделов книги: «Читая Ветхий Завет» (работы о Премудрости и Псалмах); «Из мира античной литературы» (Плутарх и Вергилий); «Чаяние языков и благовестие Христово» (содержит и том числе впервые публикуемый оригинал ключевой работы «Образ Иисуса Христа в православной традиции»); «Русская культура во всеевропейском контексте. Созвучие и контрасты» (от «Повести временных лет». Григория Турского и Стефана Пермского до Жуковского, Крылова, Пушкина, Вяч. Иванова и Бахтина); «Сердца горестные заметы, или Ак туальное, слишком актуальное» (от анализа идеологий тоталитаризма и релятивизма до мыслей о «солидарности поколений как факторе гражданской свободы»). Поколению Аверннцева мы обязаны тем, что не все прервалось, что уязвимая «связь времен» восстановима. Для новых поколений особое значение имеет это свидетельство — итоговый том трудов нашего великого современника. Часть I. Читая Ветхий Завет Премудрость в Ветхом завете Библейское мировоззрение вообще, в особенности же мировоззрение писцов, этих профессиональных служителей и как бы приближенных домочадцев Премудрости, создавших так называемую сапиенциальную литературу, каноническую (Иов, некоторые псалмы, особенно Екклесиаст и Притчи) и девтероканоническую (Кн. Иисуса, сына Сирахова, Премудрость Соломона), — мировоззрение это обнаруживает одну важную, бросающуюся в глаза и подлежащую постоянному учету особенность. Оно систематически рассматривает ценности, которые назвали бы интеллектуальными, как нечто несравнимо большее. Тонкость ума, имея своим началом и корнем»страх Божий»(Притч 1:7; 9:10, ср. 15:33 и сл., также Иов 28:28 и проч.), представляет собой прежде всего иного особую чуткость к постижению воли Божьей и особую способность к ее исполнению. Самый прозаичный здравый смысл, ограждающий человека от глупостей и безумств в каждодневной жизни, имеет высшей задачей оградить от греха. Премудрость проявляется в точном следовании Торе и на шкале ценностей почти совпадает с Торой. «Вот, обращается Моисей к народу, — я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой… Итак, храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш перед глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут:«только этот великий народ есть народ мудрый и разумный»(Втор 4:5–6)». Та же мысль неоднократно звучит в псалме 119(118):

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

Притч.8:4 .  «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Притч.8:5 .  Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Притч.8:6 .  Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; Притч.8:7 .  ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; Притч.8:8 .  все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; Притч.8:9 .  все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Притч.8:10 .  Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; Притч.8:11 .  потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. Притч.8:12 .  Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. Притч.8:13 .  Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. Премудрость обращает призыв Свой решительно ко всем людям – к праведным и нечестивым, знатным и простолюдинам 5 ; всех призывает, по руководству Божественной Премудрости, развивать свои умы и сердца ( Притч.8:5 ), обогащая ум всякими полезными сведениями духовной и житейской мудрости (ср. Притч.1:4 ; Ekkл. I,13 ) и сообщая сердцу устойчивость в истинном добре (ср. Мф. Х:16 ). Вещает Премудрость нечто безмерно важное в жизни человеческой ( Притч.8:6 ; ср. Mф. VII,29 ), именно: чистую истину, подлинную правду, совершенную справедливость, все же противное тому Ей абсолютно чуждо: все эти наставления Премудрости, при всей своей высоте и глубине, однако вполне доступны разумению человека ( Притч.8:7–9 ). Поэтому стяжание этих учений должно быть предметом больших вожделений и исканий человека, чем приобретение богатств и сокровищ (ст. 10–11, сн. Притч.3:14–15 ; Uob XXVIII,15–16 ; Npeм VII,9 ). Сила совета и способность руководить мысль людей к достижению правильного решения в делах неизменно присущи Божественной Мудрости, основу же и самую сущность мудрости, сообщаемой Ею, составляет страх Божий и отвращение от зла (ст. 12–13, сн. Npumч.I,7 , Притч.9:10 ). Притч.8:14 .  У меня совет и правда; я разум, у меня сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, жизнь в глупости и неправедности, рассматриваемая со стороны ее необходимых последствий, представляет самую печальную картину. Гоняясь постоянно за благами, нечестивый лишен действительных благ, и то мнимое благо, которого он достигает, является для него злом, сетью, в которую он запутывается ( Притч.12:12, 24:16, 29:6, 28:10, 26:26–28 ); что казалось сладким для него, то обращается в горькое и печальное ( Притч.20:17 ). Удрученный бременем прегрешения, человек едва уже в состоянии узнавать прямой путь, – так бывает извращено его разумение и ограничена область его возможной деятельности ( Притч.28:8 ), – и наконец, ожесточившись в виду первых постигающих его печальных последствий, человек тем решительнее и неизбежнее подвергается последнему удару: нечестивый, будучи обличаем, ожесточает выю свою, пока не сокрушится окончательно, так что исцеление его делается невозможным ( Притч.29:1 ). Жертва и выкуп, который он вздумал бы представить, не будут иметь никакой силы ( Притч.14:9 ); ввиду самой очевидной опасности, ему не будет заступника, он будет бежать в ров, и никто не удержит его ( Притч.28:17 ), и если существование нечестивого имеет какое-либо назначение, то только назначение послужить жертвою для дня погибели ( Притч.16:4 ). С другой стороны человека праведного сопровождают все истинные блага. Этим благом прежде всего служит самая жизнь в высшем смысле слова. Если человек не противоречит указанному Богом идеалу жизни, то он принимает участие и в ее блаженстве, и притом не только в низшем смысле, поскольку его дни идут покойнее и продолжительнее, чем дни нечестивых ( Притч.10:27, 11:19 ; ср. Притч.15:10, 21:16 ), но и в высшем смысле, поскольку он принимает действительное участие в бессмертии и истинной вечной жизни. «На пути правды жизнь и уравненная тропа бессмертия» ( Притч.12:28, 15:24, 21:21 ). При самой смерти человек праведный не лишен надежды ( Притч.14:32 ). От этой жизни нераздельно ближайшее общение с Иеговою и Его благоволение как награда ( Притч.12:2, 14:26 ), (благоволение, которое, как таковое, называется здесь даже просто ευδοκα): напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

В Священном Писании содержатся многочисленные увещания к исканию мудрости и ведения, к познанию истины. «Ходите путем разума», говорит Премудрый ( Притч.9:6 ). «Примите учение мое. Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга и ничто из желаемого не сравнится с ней. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него ( Притч.8:10–11 ; Притч.33 ). Истину стяжи и не отрини мудрости, и учения и разума ( Притч.23:23 ). Подвизайся за истину до смерти и Господь Бог поборет за тебя» ( Сир.4:32 ). «Исследуйте Писания» ( Ин.5:39 ), сказал Христос Спаситель и Сам отверз ученикам Своим ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ). В другой раз Господь сказал Своим ученикам: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Св. апостол Павел пишет Тимофею: «вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая и себя спасешь, и слушающих тебя» ( 1Тим.4:16 ). Юноши предостерегаются от лености и нерадения в учении указанием на печальные последствия такого нерадения. «Уклоняющийся от учения впадет в беды», говорит Премудрый ( Притч.17:16 ). Указывается на любовь к родителям, как на одно из сильных побуждений для детей употреблять все усилия, чтобы оправдать надежды и заботы первых о доставлении последним образования. При этом напоминается, что нерадение детей о приобретении познаний и вообще о своем умственном развитии причиняет родителям истинное горе, великие скорби. Говорится в Писании: «сын мудрый радует отца, а сын глупый, – огорчение для его матери ( Притч.10:1 ). Родил кто глупого, – себе на горе и отец глупого не порадуется. Глупый сын, – досада отцу своему и огорчение для матери своей» ( Притч.17:21–25 ). He менее сильное побуждение для учащихся, прилагать должные старания к развитию своего ума и обогащению его познаниями, заключается в том важном значении, какое имеет образование для службы государственной и вообще для деятельности общественной. «Благоволение царя, – к слуге разумному, а гнев его, – против того, кто позорит его», говорит Премудрый ( Притч.14:35 ). «Слова мудрых, высказанные спокойно, выслушиваются лучше, нежели крик властелина между глупыми» ( Еккл.9:17 ). «Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении» ( Притч.12:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010