Трудно устоять, трудно бороться с искушением, пытаясь не повторять того, в чем каялся. Но и согрешив, не нужно отчаиваться. «Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, — говорит св. Иоанн Лествичник, — не отступай, но стой мужественно, и ангел-хранитель твой, без сомнения, наградит тебя за терпение твое».    Так, не стыдитесь исповедовать грехи свои, стыдитесь грешить. Но и согрешив, не отчаивайтесь, надеясь на Того, Кто победил смерть.    Аленичева А. В. 1. Библейские тексты о грехе    Грех есть: мерзость перед Богом: «мерзость перед Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Притч.15:9). «Я посылал к вам всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу " " (Иер.44:4); плод похоти: «похоть же, зачав, рождает грех; а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15); дело тьмы: «горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас? " " (Ис.29:15). «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света» (Рим.13:12); дело диавола: «кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела Диавола» (1Ин.3:8); дело плоти: «дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство» (Гал.5:19); жало смерти: «жало же смерти — грех, а сила греха — закон» (1Кор.15:56).   Жить во грехе значит: жить по плоти: «когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные,/обнаруживаемые/законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти» (Рим.7:5); повиноваться похотям плоти: «но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:14). — «Я говорю: поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16); быть во тьме: «вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе; поступайте, как чада света» (Еф.5:8). — «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1Ин.1:6);   Верные должны:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3069...

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/153321.html

7 . Если все святые были причастниками воспитующего наказания 983 , то и мы, воспитываемые вместе с ними, возблагодарим [Бога], дабы нам удостоиться стать причастниками их славы. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12:6 ; Притч. 3:11–12 ) 984 . 8 . Адам, приняв наслаждение, предложенное [ему] ребром [его], извел человечество из рая, а Христос мучением 985 [от ран, нанесенных] копием, рассек это наслаждение и ввел разбойника внутрь рая 986 . Возлюбим же и мы мучение плоти и возненавидим ее наслаждение. Ибо мучение вводит и восстанавливает нас в [божественных] благах, а Наслаждение выводит и удаляет от них. 9 . Если Бог, ставший человеком, страдает плотью 987 , то разве не будет радоваться страждущий, имея Бога Сопричастником в страдании? Ибо [Бог] обеспечивает Царство [Небесное] тому, кому сострадает 988 . Истину говорит [Апостол]: Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться ( Рим. 8:17 ). 10 . Если непременно должно мучиться, вследствие примешанного праотцом к [человеческому] естеству наслаждения, то перенесем мужественно временные страдания, притупляющие в нас жало наслаждения и освобождающие нас от вечных мук, которые оно влечет 989 . 976 Данная глава является извлечением из 21-го Слова св. Григория Богослова , и текст ее (за исключением начала) практически полностью совпадает с текстом этого Слова. Только у св. Григория речь идет конкретно о праведном Иове, а преп. Максим говорит вообще о всех святых (см.: Gregoire de Nazianze. Discours 20–23. Ed. par J. Mossay. P., 1980 (Sources chrétiennes, 270), p. 146). Как отмечает К. Де Фогт, эта выдержка служит для преп. Максима исходной точкой развития его мыслей, то есть он использует тот же метод, который в более обширных размерах применяет и в «Амбигва». См. De Vogt С. Un nouvel opuscule de Maxime le Confesseur//Byzantion, 1987, t. 57, p. 419. 977 Cp. высказывание св. Афанасия Александрийского о св. Антонии: он «оставил Александрию, и уединился снова в монастыре своем, где ежедневно был мучеником в совести своей, и подвизался в подвигах веры. Труды его многочисленны и велики...» (Житие преподобного отца нашего Антония, с. 41).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Г. зарождается неприметно. Прп. Паисий (Величковский) предостерегает: когда, напр., постятся, но не осознают, к какой добродетели ведет пощение, тогда «диавол... повергает во чрево их семя радостного мнения, от него же... воспитуется внутренний фарисей» и, день ото дня укрепляясь, переходит в гордыню; и, хотя св. мужи Павел и Петр, продолжает преподобный, требуют великой предосторожности, чтобы не иметь поползновения к высокомерию, ничто так не побуждает к Г., как «сведущая о своих многих заслугах совесть и душа, живущая в уповании на оные» (С. 131). Гордый не признает никаких коренных недостатков в себе, а если и осознает их, то виновным себя не считает. Такой человек полагает, что и в познании, и в деятельности он может обойтись собственными средствами, единственным критерием для его мыслей, настроения и действия является тот, к-рый он устанавливает сам. Гордый утверждает свою духовную самодовлеемость и самостоятельность. Г. приводит человека к убеждению в безусловности своей личности, в отрешенности и независимости от реально Безусловного, при этом религиозно-нравственные отношения к Нему считаются для человека ненужными или невозможными ( Зарин. 1996. С. 298-299). «Промысла Божия нет для него: он признает правителем мира разум человеческий» ( Игнатий (Брянчанинов). 1997. С. 171). Г.- разновидность идолатрии: гордец считает себя первым и последним принципом, он присваивает себе права Бога ( Tanquerey. 1928. P. 526-533). Г. столь великое зло, что «Бог ничего так не отвращается, как гордости». И Он изначально так устроил, чтобы искоренить в человеке эту страсть: человек сделался смертным, живет в труде и изнурении ( Ioan. Chrysost. In Matth. LXV 6). Бог накажет народ израильский за то, что «гордость разрослась» в нем (Иез 7. 10; Иер 13. 9-10, 15); в День Господень «покинут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится», все гордое (περφανον), высокомерное (ψηλν) и превознесенное (μετωρον) будет уничтожено (Ис 2. 11, 12); «и падет величие человеческое» (Ис 2. 17). Господь Иисус Христос начинает Свое служение с отвержения всякой мирской славы, предлагаемой Ему сатаной (Мф 4. 3-10; ср.: Ioan. Cassian. Collat. V 6). Иудеи обвиняли Христа в том, что Он «делал Себя равным Богу» (Ин 5. 18), но Он говорил иудеям в храме: «...Я не ищу Моей славы» (Ин 8. 50). Своих учеников Христос наставляет следовать Ему в смирении (Мф 11. 29). Апостолы в свою очередь передают это наставление и пастырям, и пастве, ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5. 1-6; ср.: Притч 3. 35). «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным»,- учит ап. Павел (Рим 12. 16). Проявления Г.

http://pravenc.ru/text/166207.html

Евр.12:4 .  Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха. Евр.12:5 .  и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Евр.12:6 .  Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. «Не у до крове стасте, противу греха подвизающеся», «и забысте утешение, еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаемь». «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет» ( Притч. 3, 11–12 ). Сие не противно сказанному прежде. Ибо там Апостол засвидетельствовал о них, что с удовольствием приняли «разграбление имений» и мужественно переносили укоризны за благочестие ( Евр. 10, 33–34 ), а здесь порицает их, как ослабевающих. Кстати же сказал: «не у до крове стасте, противу греха подвизающеся», сравнительно показывая, чего им недостает против тех, которые «камением побиени Быша, и претрени Быша, и убийством меча умроша». Потом, напомнив увещание, взятое из притчи, Апостол присовокупил: Евр.12:7 .  Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Евр.12:8 .  Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. «Аще наказание терпите» (если мужественно терпите налагаемые наказания), «якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец?» «Аще же без наказания есте, емуже причастницы Быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове». Отцы, говорит Апостол, имеют обычай наказывать законных детей и, видя, что учители их бьют, не огорчаются, потому что видят плод от наказания. О детях же незаконнорожденных небрегут и не удостаивают их равного попечения. Посему если и вы уклоняетесь от наказания, то принадлежите к числу детей незаконнорожденных. Евр.12:9 .  Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Житие» открывается цитатой из Притчей Соломоновых: Путие праведных подобнее свету светятся ( Притч.4:18 ), – приведя которую, святитель поясняет, что пути праведных не только светлы для них самих, ибо освещаются светом благодати и закона Божия, но освещают путь и тем, «которые по их следам, чрез очищение себя исполнением заповедей, также могут восходить к духовному просвещению и блаженному с Богом общению» 3 . Говоря о начале монашеской жизни преподобного, святитель указывает, что «Сергий остался на новом иноческом поприще без предшественника и без наставника, с единым Богом, вездесущим и никогда не оставляющим тех, которые для Него все оставили» 4 . В эпизоде с кормившимся из рук преподобного медведем замечает, что «в сем мирном обращении со свирепой тварью, с назиданием души своей созерцал он следы первоначального повиновения всех тварей невинному человеку» 5 . История о споре Сергия с братией, желавшей, чтобы он был рукоположен и возведен в сан игумена, увенчивается рассуждением о том, «как благополучны были бы общества, если бы, таким образом, члены их препирались между собой за сохранение подчиненности, а не за домогательство власти» 6 . Рассказ об отказе преподобного Сергия, несмотря на увещания святителя Алексия, стать преемником последнего, на Московской кафедре служит поводом к напоминанию, что " коемуждо дается особенное явление Духа на пользу: и один дар нельзя переменить на другой по произволу» 7 . На протяжении всего «Жития» особо подчеркивается вера преподобного, обнаруживающая себя, прежде всего, в полном предании себя и своей обители воле Божией, в силу чего при оскудении запасов ее насельники «не ходили из монастыря по деревням и селам просить, но, с терпением оставаясь в монастыре, просили и ожидали милости от Бога» 8 . И хотя правило казалось весьма затруднительным для обители, к которой едва вела прерывающаяся тропинка в лесу, «Сергий веровал, и было по его вере; уповал, и упование не посрамляло его» 9 . Также и во многих других случаях, «когда или назидание братии, или общее человеколюбие требовало, вера Преподобного Сергия являлась с тою силою, какую присвояет ей Спаситель, когда говорит: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, примите» 10 . В то же время, когда по молитвам преподобного приношения благотворителей умножились настолько, что возникла опасность, чтобы избыток «не привел за собой нерадения, или иного порока, но послужил к умножению благословения, мудрый распорядитель ввел в обители странноприимство, питание нищих и подаяние просящим» 11 . Причем преподобный даже предрек братии, что исполнение этой заповеди и по кончине его будет залогом процветания обители 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Как отмечают исследователи, Quaestiones XVII in Matthaeum и Quaestiones Evangeliorum схожи по темам, которые интерпретируются аллегорически: Христос, Церковь и, главным образом, такие моральные категории, как, например, любовь, страх, смирение и гордыня. Относительно параллелей с другими трудами блаженного Августина наиболее ярким представляется его герменевтическое рассуждение о Ветхом и Новом Завете в объяснении вывода из всех притч тринадцатой главы Евангелия от Матфея ( Мф.13:51–52 ) в «Семнадцати вопросах» с подобными рассуждениями в проповедях святителя Гиппона, книге «Против Фауста манихея» и его «Трактатах на Евангелие от Иоанна» 6 . Приведем его мысли из шестнадцатого вопроса Quaestiones XVII in Matthaeum для сравнения с последующими цитатами из обозначенных произведений: «Уразумели ли вы всё это? Они говорят: уже (поняли). Он же сказал им: поэтому всякий книжник, научившийся в Царстве Небесном, подобен человеку – отцу семейства, который выносит из сокровищницы своей старое и новое ( Мф.13:51–52 ). Хотел ли Он этим заключением выразить то, что назвал сокровищем, сокрытым в поле, что понимается как Священное Писание , которое заключается под именем двух Заветов – Нового и Старого, точно также у другого евангелиста, кажется, что он подразумевает под таким заключением обоюдоострый меч ( Откр.1:16 )… Возможно, этим заключительным уподоблением отцу семейства, выносящему из сокровищницы своей старое и новое, Он хотел показать, что того следует считать наученным в Церкви, кто понял Ветхое Писание, изложенное в притчах, при этом принимая правила веры из Нового Завета … Так как это иудеи восприняли буквально, они не захотели быть наученными в Царствии Небесном и не захотели прийти ко Христу, чтобы был сорван покров, который закрывает их сердце» 7 . Эта же тема Нового и Ветхого Завета отражена с такой же глубиной и в указанных выше произведениях: в одной из проповедей на Священное Писание , где святитель Гиппона говорит: «Ибо Новый Завет в Ветхом скрывается: Ветхий Завет в Новом раскрывается (Novum enim Testamentum in veteri velabatur: vetus Testamentum in novo revelatur)» 8 , также и в книге «Против Фауста манихея»: «Когда Новый Завет открывался, тогда образы Ветхого Завета закрывались (ut Novum Testamentum revelaretur, quod figuris Veteris velabatur)» 9 . Этот же принцип отражен и в «Трактатах на Евангелие от Иоанна»: «Итак, освящаются в Истине наследники Нового Завета. Освящения Ветхого Завета были тенями этой Истины» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Когда мы узнали значения названий рек, давайте попробуем понять, на что они указывают в человеке. Именно такую цель поставил святитель Амвросий Медиоланский и прекрасно с ней справился в своем трактате «О рае». Поэтому умолкнем на время и выслушаем епископа Милана. Так как духовное толкование святитель переплетает с буквальным, то остановим внимание на первом, чтобы оно прозвучало отчетливей. Святитель начинает свое повествование с единого Едемского источника. «Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий:  " Кто жаждет, иди ко Мне и пей "   (Иоан. 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит:  " Идите, ешьте хлеб мой у и пейте вино, мною растворенное " (Притч. 9:5). Итак, премудрость – не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей ( прим.: здесь и далее подчеркнуто автором), направляющих нас на путь вечной жизни. Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно – благоразумие, другое – умеренность, третье – сила, четвертое – справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели. Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем золотом найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка:  " Я… умножил у нее серебро и золото " (Ос. 2:8), и Давид говорит о благоразумных:  " Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом " (Пс. 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.

http://bogoslov.ru/article/5384448

Она даже тетрадку специальную завела, где зафиксировала судьбу первых 27 питомцев – честно выводила: Мусю увезли в Истру, Бобика в Коломну, Тузика в Калугу, а Рекса в Дюссельдорф… правда, накануне сделали много прививок и даже помещали специально в карантин. Из Германии прислали благодарственное письмо, она попросила внучку прочесть и ответить, как положено вежливым людям, завязалась переписка, ну, а дальше – свадьба, рождение правнука. Четвероногими друзьями заинтересовались в приюте, и теперь работники приюта вместо тети Люси их пристраивают, а она иногда выходит с палочкой и, перебирая четки, что-то шепчет. На вопросы отвечает мудро: блажен, иже и скоты милует (ср. Притч. 12, 10)… Господь всегда споспешествует людям в добрых делах. Как говорил оптинский новомученик иеромонах Василий (Росляков): «Милость Господня чудес полна, но мы должны Ему принести всё, что имеем». Рейтинг: 10 Голосов: 1867 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 21 ноября 2018, 11:54 Спаси Господи. Та девушка-врач не одинока в таких добрых делах. Я как-то лежала в одной известной московской больнице, предстояла тяжёлая операция. Мой врач (спаси Бог его и его близких) поступал так же. И не только он,и его коллеги: они сами на свои личные деньги закупали дорогие медицинские материалы для больных отделения из-за того, что государство недостаточно финансировало данный вопрос, а помочь больным людям этим врачам хотелось. Там работали верующие люди: иконы великомученика Пантелеимона и свт. Луки Крымского стояли и висели по всему отделению и в кабинетах врачей. Атмосфера в отделении была соответствующая. Врачи, ассистенты, медсестры, санитарочки - только забота и доброта. ТаняСем 20 ноября 2018, 15:25 НИЗКИЙ ПОКЛОН И БОЖЬЕЙ ПОМОЩИ ТАКИМ ЛЮДЯМ !!!! ВСЕМ!!!И врачам и пенсионерам и батюшкам,всем- ЭТО ЗОЛОТЫЕ СЕРДЦА !!!Жаль таких,как Александр-ну не коснулся Господь его сердца пока_ надеюсь,что пока....Дай Бог,чтоб раскрылись глаза людские и очнулись все от тяжкого сна безразличия к ближнему- неважно своему или чужому,а также к братьям меньшим нашим,ведь Господь незря всех создал и заповедовал впервую очередь-ДА ЛЮБИТЕ ДРУГ ДРУГА!!!!

http://pravoslavie.ru/117292.html

Таково учение о непорочном зачатии, как оно изложено Улларторном, английским римо-католическим богословом, в его труде, специально посвященном разъяснению этого догмата англиканам и недавно перешедшим из англиканизма английским римо-католикам. В подтверждение догмата Улларторн ссылается на свидетельство так называемого " первоевангелия " , на слова Божии змию при изгнании наших прародителей из рая: вражду положу между тобою и между женою... и семенем ее. Она сотрет главу твою, а ты будешь жалить ее в пяту Но тут же добросовестно разъясняет, что чтение " она сотрет главу твою " неправильно, правильно: оно - Семя - сотрет главу змия, Семя Жены - Христос. Ссылается Улларторн на слова архангела Гавриила: Радуйся, Благодатная, - и совершенно справедливо видит в этом свидетельство того, что Пресвятая Дева Мария преисполнена благодати, более того, соглашается, что в этом надо видеть лишь иллюстрацию преизбыточествующей благодатности Девы Марии, а не доказательство догмата. Ссылается на свидетельство Ветхого Завета (см.: Притч.8) и особенно на Песнь песней (4:7), но признает недостаточность и этих свидетельств и в заключение откровенно заявляет, что из Священного Писания нельзя вывести этот догмат, почему никаких ссылок на Священное Писание и не было включено в официальное определение догмата папой Пием IX. История этого догмата примечательна для нас. Появление его связано с проникновением на Запад нашего восточного православного праздника 9 декабря - Зачатия святой Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу. До XVIII века праздник этот в наших богослужебных книгах обычно назывался " Непорочное зачатие Пресвятыя Богородицы " . Вокруг этого праздника при его проникновении на Запад в Средние века стали создаваться легенды, приведшие некоторых западных богословов, например, Ричарда Марсельского, Петра Коместора, Николая Албанского и известную Екатерину Еммерих, к учению о том, что Дева Мария рождена была, как и Христос Спаситель, не обычным образом, но Божиим наитием. Впрочем, это крайнее мнение не утвердилось, но римская схоластика поспешила выработать изложенную выше компромиссную доктрину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/432/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010