Против такой опасности много раз предостерегает Священное Писание : «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:7–9 ). «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ). Богатый имеет свои искушения, первое из которых состоит в том, чтобы прилепиться к своему достатку более, чем к Богу, как тот богатый юноша, о котором Господь сказал: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мар.10:24–25 ). Апостол Павел пишет Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:17–19 ). Однако сами эти слова Апостола свидетельствуют о том, что люди богатые в среде ранних христиан были. Более того, они были даже в непосредственном окружении Господа Иисуса в годы Его земного служения. В Евангелии упоминаются «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лук.8:3 ). Иоанна и многие другие, которые поддерживали общину материально, принадлежали к богатой аристократии. В притчах Господа купцы и их торговые операции упоминаются нейтрально или даже благожелательно. «Лукавый раб» в Лук.19:22 за то, что не «отдал серебра» своего Господина торгующим. Лидия из Фиатир, процветающая купчиха, торговавшая багряницею, обратилась ко Христу и поддерживала служение святого Апостола Павла ( Деян.16:14 ). В послании к Римлянам среди христиан упоминается «Ераст, городской казнохранитель» ( Рим.16:23 ), человек, очевидно, достаточно высокопоставленный и состоятельный. Богатство как таковое не может быть целью человека, но оно может быть средством служения Богу и ближним, исходя из общего принципа: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1Пет.4:10 ). Если человек имеет талант к предпринимательству и организации производства, он должен употребить его на пользу ближним. Если усилия в этой области сделают его богатым, это само по себе никоим образом не грех , но особое доверие Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Глава 7 посвящена главным образом описанию встречи неопытного юноши с развратною женщиной и изложению обольстительных речей последней. Эти главные в отделе мысли следуют за кратким вступлением ( Притч.7:1–5 увещание хранить уроки мудрости) и заключаются убеждением не склоняться на обольщения блудницы, имея в виду гибельные последствия такого увлечения ( Притч.7:24–27 ). Принимая во внимание, что к развратной женщине и ее поведению писатель обращается всего чаще, что спасение от ее коварных обольщений выставляется часто целью, с которою мудрость предлагает свои наставления ( Притч.7: 5; 6:23,24; 5:1–3; 2:10 ... 16 и сл.), нужно думать, что женщина блудная рассматривается как главная представительница практического неразумия, нечестия, беззакония и рассматривается так без сомнения потому, что из всех нечестивых – безумцев самою опасною представляется именно она – эта женщина. Если так, то описывая ее, предостерегая от нее, писатель описывает самое неразумие или нечестие, предостерегает от увлечения безумным образом жизни. И если так, наконец, то 8-я глава, в которой описывается мудрость, может и должна быть рассматриваема, как антитеза главы 7. Это описание премудрости, влагаемое писателем в уста ее самой, имеет вид округленного целого (также как и описание безумной развратницы в 7 главе), потому что во главе описания стоит введение ( Притч.8:1–3 ) и заканчивается оно убеждением слушать учения этой премудрости и указанием последствия такого послушания ( Притч.8:32–36 ). Наконец глава 9 описывает образ действий мудрости и безумия. Первая обращается со своими наставлениями к неопытным и неразумным ( Притч.9:1–6 ), противополагая последних сознательно злым и искусившимся во зле людям, которым считается бесполезным предлагать учение ( Притч.9:7–12 ). Последнее, безумие в образе развратной женщины, является на дорогах и многолюдных открытых местах и, увлекая неопытных и неразумных, увлекает их на путь погибели ( Притч.8:13–18 ). С первыми 9-ю главами имеет сходство по содержанию и форме отдел Притч.22:17–24:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/o...

Притч.30:18 .  Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: Притч.30:19 .  пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице. Притч.30:20 .  Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала». В этом трехстишии главная его мысль, представляющая раскрытие мысли ст. 12-го, высказана в ст. 20: это – мысль об омерзительности и бесстыдстве прелюбодеяния. Но эта мысль в ст. 18–19 подготовляется четырьмя сравнениями: сравниваются – 1) путь орла на небе; 2) путь змеи на скале; 3) путь корабля среди моря; 4) и путь мужчины к девице. Пункт сравнения всех этих предметов – частью неприметность движения их, главным же образом – их загадочность, непонятность. Первая черта связывает с этими стихами и стих 20-й, примыкающий теснее всего к последнему сравнению ст. 19-го. Евр. алма, передаваемое у LXX-mu обычно: παρονος, по коренному значению – puelta nubilis, virgo matara, девица, достигшая половой зрелости (см. Быт 24.43 ; Исх 2.8 ; Ис 7.14 ; Пс 67.26 ; Песн 6.8 ). Притч.30:21 .  От трех трясется земля, четырех она не может носить: Притч.30:22 .  раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; Притч.30:23 .  позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей. Здесь развивается мысль ст. 13 о пагубности высокомерия и гордости, причем оттеняется еще особая несносность гордости в том случае, когда люди низкого состояния достигают высокого экономического и общественного положения. Все случаи этого рода, названные в ст. 22–23, представляются приточнику ненормальными, нарушающими нравственный миропорядок в отношениях человеческих, а так как в связи с человеческим миром стоит и мир природы, то те аномалии человеческой жизни, о которых говорится в ст. 22–23, по словам ст. 21 невыносимы и для самой земли, и она от них трясется (ср. Ам 7.11 ). Притч.30:24 .  Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: Притч.30:25 .  муравьи – народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

г) бывают услышаны, спасаемы и благословляемы Богом: Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их ( Пс.144:19 ). Близко к боящимся Его спасение Его ( Пс.84:10 ). Благословляет боящихся Господа малых с великими ( Пс.113:21 ); д) полагаются на Бога: В страхе пред Господом – надежда твердая ( Притч.14:26 ); е) не должны бояться человека: Мы смело говорим: Господь мне помощник и не убоюсь, что сделает мне человек ( Евр.13:6 ). Страха их не бойтесь и не смущайтесь ( 1Петр.3:14 ). Пребывайте всегда в страхе Божием: Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; потому что есть будущность ( Притч.23:17–18 ). Поучайте своих детей страху Божию: Собери мужей и жен, и детей, чтобы они слушались и учились и чтобы боялись Господа Бога вашего и старались исполнять все слова закона, и сыны их, которые не знают сего, услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни ( Втор.31:12–13 ). Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас ( Пс.33:12 ). Блажен тот, кто имеет страх Божий: Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его ( Пс.111:1 ). Благословения, обещанные имеющим страх Божий: О, если бы сердце израильтян было таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! ( Втор.5:29 ). Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Господь – опора боящихся Его, и завет Свой Он открывает им ( Пс.24:12–14 ). Нет скудости у боящихся Его ( Пс.33:9 ). Ты, Боже, дал наследие боящимся имени Твоего ( Пс.60:6 ). Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; увидишь сыновей у сыновей твоих ( Пс.127 ). Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся ( Притч.10:27 ). Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его ( Притч.19:23 ). За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь ( Притч.22:4 ). Благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицом Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом ( Еккл.8:12–13 ). На кого Я призрю: на смиренного и на трепещущего пред словом Моим ( Ис.66:2 ). Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные ( Мал.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Духовный организм этих предвечных первообразов бытия составляет единое первоначало мира в Боге, ту божественную премудрость, которую «Господь имел началом пути Своего прежде созданий Своих искони» ( Притч.8:22 ), которая «была пред Ним художницей и радостью Его всякий день, веселясь пред лицом Его во все времена» ( Притч.8:30–31 . Ср. Книги Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сираха). Этот божественный первообраз творения имеет вершину и средоточие в человеке; «радость моя, говорит Премудрость ( Притч.8:31 ) – с сынами человеческими». Человек есть цель и вершина творения, он есть микрокосм, мир стяженный, и весь шестоднев может быть понимаем как постепенное сотворение человека, который создается в последний день, чтобы стать господином творения. Ангельский мир находится в служебном отношении к этому миру, возглавляемому человеком, несмотря на свою иерархическую высоту, проистекающую из близости к престолу Божию 23 . Человек сотворен по образу Божию. Это есть божественная и нерушимая основа человеческого существа, силой которой человек имеет назначение стать «богом по благодати», сыном и другом Божиим. Этот образ раскрывается и из его духовного лика и из его отношения к миру чрез посредство своего тела. Человек имеет духовное богоподобие не только как разумно-нравственное существо, одаренное познанием истины, волей к добру и ведением красоты, но прежде всего как ипостасный дух. В своем личном самосознании он имеет образ божественной ипостаси, а в родовом существе своем он имеет и образ ипостасного триединства, осознает себя не только как я, но и как ты, и мы. В мужеском и женском естестве своем человек содержит двоякий образ духовного бытия, с приматом разума и с приматом красоты и любви, в соответствии лику Второй и Третьей ипостаси. Чрез обладание телом человек является не только гражданином, но и господином этого мира, в нем совершается Премудрость Божия, явленная в творении. Этот образ Божий, явленный в человеке, есть основание его сотворения и предназначение его, но оно должно быть им самим в себе осуществлено свободно, и это есть подобие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Исх.20:12 .  Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Почитание отца и матери, повиновение им детей является источником благоденствия и долгоденствия отдельных лиц ( Притч. 20:20 ), целых поколений ( Иер. 35:18–19 , Притч. 1:8 , Сир. 3:6–9 ) и всего народа. Крепкие своей нравственной связью, верностью заветам отцов, отдельные семьи не распадутся и сами ( Еккл. 4:9–12 ) и создадут прочное, долговечное общество; расстройство, распадение семьи – признак близкой гибели целого народа ( Мих. 7:6 и др.). В виду подобного значения семьи, как основы всей гражданской жизни, Моисей и начинает определение, урегулирование взаимных, общественных отношений пятой заповедью: прочная семья – залог прочного общества. Выражение: «да благо ти будет», отсутствующее в еврейском чтении Исх.20:12 , но встречающееся при повторении данной заповеди во Второзаконии ( Втор.5:16 ), имеется налицо в том и другом месте по тексту LXX. Исх.20:13 .  Не убивай. Шестая заповедь охраняет право человека на жизнь. Виновником жизни каждого человека является Бог ( Иов. 10:10–12 ), а потому и отнять ее может только Он один. Исх.20:14 .  Не прелюбодействуй. Под прелюбодеянием разумеется связь женатого мужчины с чужой женой, замужней женщиной, а также замужней женщины с чужим мужчиной ( Лев.20:10 , Притч. 6:32 , Иер. 29:23 ), и даже невесты с посторонним мужчиной ( Ос. 4:13 ). Оно рассматривается как нарушение брачного союза, почему и идолопоклонство народа еврейского, измена завету с Богом, который представляется под образом союза мужа с женой ( Иер. 3:1 , Ос. 2:4, 13 ), называется прелюбодеянием. И так как брачный союз является божественным установлением, то уже в патриархальный период прелюбодеяние считается великим злом, грехом пред Господом. Исх.20:15 .  Не кради. Восьмая заповедь охраняет собственность ближнего. Собственность добывается посредством труда, труда тяжелого ( Быт. 3:19 ), который в силу этого ценится и уважается самим трудящимся. Но всякий ценящий свой труд должен ценить и труд ближнего ( см. толкование 22 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спросите: Иегова говорит: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю». Как, на ваш взгляд, этот стих согласуется с учением Сторожевой Башни, что сначала Иегова сотворил Христа, а потом Христос сотворил все остальное? Притч.8:22–23 – Иисус – «самое первое свершение» Иеговы? Учение Сторожевой Башни. Текст Прит.8:22–23 в «Переводе нового мира» звучит так: «Сам Иегова произвел меня в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений. От бесконечности я была поставлена, от начала, от времен более древних, чем земля» (пер. с англ., курсив автора). Свидетели Иеговы полагают, что этот стих однозначно указывает на тварную природу Иисуса Христа. На самом деле в 8-й главе Книги Притчей речь идет о Премудрости, однако Свидетели Иеговы утверждают: «...большинство ученых согласны, что это риторическая фигура, обозначающая Иисуса как духовное создание до его прихода на землю» 250 . В изданном Сторожевой Башней справочнике Aid to Bible Understanding читаем: «Многие известные христианские писатели первых веков нашей эры считали этот отрывок [из 8-й главы Книги Притчей] символическим описанием Сына Божьего в его дочеловеческом состоянии... Невозможно отрицать ни того, что Сын был „произведен» Иеговой „в начале пути Своего, самое первое из Его древних свершений», ни того, что при сотворении земли Сын был „рядом [с Иеговой] как главный работник " " 251 . Библейское учение. Предлагаемое Сторожевой Башней толкование противоречит контексту не только Книги Притчей, но и всего Писания в целом. Прежде всего вам следует обратить внимание собеседника на то, что в первых девяти главах Книги Притчей речь идет об олицетворенной мудрости. Олицетворение – художественный прием, когда неодушевленные предметы или абстрактные понятия наделяются человеческими качествами или изображаются в виде личностей 252 . В первых девяти главах Книги Притчей мудрость фигурально наделяется человеческими качествами 253 . С учетом этого обстоятельства укажите собеседнику на один важный факт: в тексте Книги Притчей нет никаких указаний на то, что 8-ю главу следует понимать как-либо иначе, нежели остальные восемь. Апологет Роберт Боумэн развивает эту мысль: «Если мы сочтем Прит.8:22 буквальным описанием Христа, нам также придется допустить, что Христос – это женщина, которая кричит на улицах ( Прит.1:20–21 ) и живет с кем-то по имени „Разум» ( Прит.8:12 ) в доме с семью столбами ( Прит.9:1 )!» 254 Эти главы Книги Притчей теряют всякий смысл, если «вставить» в них Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Как видим, мысль апостола тождественна словам мудреца-невольника. Это потому, что Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие. Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22). Эзоп, Исаия, Иаков, наконец – Христос, Сущий над всеми Бог. Кажется, достаточно для того, чтобы приложить к сердцу услышанное и начать обуздание собственного тела с обуздания не самого большого по размеру, но самого важного по значению члена тела – языка. Рейтинг: 8.2 Голосов: 46 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр Владимирович 13 января 2012, 14:59 " ...Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие. Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22). " Все верно. Будем и это считать, батюшка, продолжением нашей беседы о советской интеллигенции. О ее " смысле " . Арутюнян А.В. Ирина 8 ноября 2011, 08:49 Благодарю, отче Андрей ! Еще в детстве, когда я смотрела телеспектакль о Эзопе, я никак не могла понять, чем он так интересен и исключителен (игра актёров не в счёт), а теперь, после прочтения Вашей статьи, действительно - " Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев " . Спаси Бог. Ольга 6 ноября 2011, 14:35 Ларисе:рекомендую прочитать " Миссионерские записки " о.Андрея (это к вопросу о поучении для коллег).О.Андрею - спасибо за статью. Александр 5 ноября 2011, 23:21 Отличная статья! Большое спасибо! К сожалению, сам часто грешу сквернословием - нужно исправляться! Евгения 5 ноября 2011, 10:44 Спасибо большое. Ещё раз вразумили. Юрий 1 ноября 2011, 10:51 Благодарю за напоминание!

http://pravoslavie.ru/49479.html

Объяснение. Чтобы жить словом Божиим, надобно исполнять его: Рим.2:13 ; Иак.1:23 . А из уст Божиих изошло и слово необходимости питаться Плотию и Кровию Христовыми: Ин.6:53–54 . Человек должен заботиться не об одном только насыщении тела, но должен заботиться и о душе, доставлять и ей наслаждение, какое и может заключаться в таинстве Причащения и в чтении Слова Божия. Об учёности Лк.10:21 . «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче, ибо таково было Твоё благоволение». Объяснение. Премудрыми и разумными Господь считает здесь тех, которые полагаются на свою мудрость так, как, например, богатые на своё богатство: Мк.10:24–25 , такими «мудрецами» могут быть и безумные и слепые люди: Мф.23:7 ; под младенцами разумеются те, которые (подобно апостолам) в простоте сердца ищут премудрости Божией и своим разумом не превозносятся: 2Кор.10:5 . Истинная мудрость и учёность Господом не отрицается: Мф.23:34 ; Деян.22:3 . О познаниях Флп.1:9–10 . «И молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов». Объяснение. Здесь различаются знание и чувство, как теоретическая и практическая способность познания. Первую можно назвать познанием, – вторую – благоразумием: ср. Притч.1:2–4 . Хвалиться же этими способностями никто не должен: Сир.10:29–30 ; 1Кор.8:2 ; 2Тим.3:7 . О пытливости в делах веры Рим.4:20–21 . «Не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл твёрд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнит обещанное». Объяснение. Праведный Авраам, приемля обетование из рук Божиих, не на плоть свою умерщвлённую и не на мертвенность Саррину смотрел, а на неложное слово всемогущего Бога: Лк.1:37 , и как он при сем смотрел только на единого Бога, могущего из камней воздвигнуть чад: Мф.3:9 , то не изнемог верой, он сразу поверил, как только услышал слово обетования (ст.20). Чем же укреплён Авраам? Тем, что всё предоставил вере, а не разуму: ст.18. Отсюда святитель Златоуст выводит: «итак, не быть пытливым – значит славить Бога; а быть пытливым – значит грешить против Бога». Притч.3:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Городская культура, связанная в Израиле с возникновением монархии и появившейся в результате необходимостью в разветвленном аппарате управления и развитии международных дипломатических, правовых и хозяйственных отношений, тоже создавала и культивировала собственную жизненную мудрость, в которой преобладал интерес к темам и проблемам городского и придворного меню. Здесь мудрость буквально изучалась в школе, т.е. использовалась в процессе воспитания и образования царских детей, а также чиновников. Язык и образность этой мудрости соответственным образом отражают жизнь города, они искусны и сложны. Темы – от правил поведения на случай приглашения ко двору и предостережений от пьянства и лени до профессиональной этики судей, писцов и царей. В своих идеалах она сориентирована на стабилизацию существующего государственного устройства и говорит о лояльности, богатстве, наслаждении жизнью и чести. Городская и придворная мудрость Израиля связана с другими культурами. Она изучает и воспринимает предания мудрости соседних государств, прежде всего Египта. Так, например, в Книге Притч есть большой фрагмент (22:17–23:11), представляющий собой перевод египетского учения мудрости Аменемопе. Мы можем предполагать, что в иерусалимской «академии», где обучались царские дети и чиновники, переводили, читали и учили писания египетской мудрости и египетскую поэзию, особенно любовную лирику. 2.3 Теологизированная мудрость («премудрость откровения») Если в допленную эпоху богословская основа мудрости Израиля в значительной степени остается в рамках общевосточных изобразительных и выразительных средств, то в послепленную эпоху постепенно усиливается теологизация мудрости, имеющая две характерных особенности: (1) Лежащий в основе всего первопорядок жизни все чаще понимается как способ откровения Бога Яхве. Если древняя мудрость призывает и поощряет людей к тому, чтобы искать и изучать ее, то в более новых сочинениях перспектива переворачивается: речь идет о том, что Премудрость – это присущая творению и истории тайна, которая устремлена к тому, чтобы люди принимали ее и вбирали в себя. Таким образом, в конце концов Премудрость персонифицируется. Под египетским влиянием, а также и в продолжение богословских рассуждений внутри самого Израиля формируется представление о женщине Премудрости, которая, будучи человеколюбивой и доброй стороной Бога Израилева, ищет, любит, питает и утешает людей (ср. особ. Притч.8:22–31 ; Сир.24 ; Прем.6:22–11:1 ). В этом младшем богословии мудрости искусство жизни не есть более достижение практического разума, но божественный дар. Мудрость становится премудростью откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010