«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» (Притч. 31,1-3). Составление книги целиком — наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч — это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости — страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч.3,7). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притч. 1,2—4) Книга разделяется на несколько частей. Первый — это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй — второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая — разрушит его своими руками». Третий раздел — слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой : нравственность и общее благосостояние (глава 25-29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел — это притчи царя Агура и царя Лемуила — «признание и семейное счастье». Ключевое слово — «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://sedmitza.ru/lib/text/432150/

«Наставление, которое преподала ему мать его: что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» ( Притч. 31:1–3 ). Составление книги целиком – наверняка дело не рук Соломона, а гораздо более позднего времени. Знаменитый Езекия приложил здесь свою руку. Возможно, что окончательным составителем был Ездра. Центральный момент притч – это страх Господень, научение страху Господню (притчи 1,7,9,10 и др.). «Начало премудрости – страх Господень». Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла. «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» ( Притч. 3:7 ). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» ( Притч. 1,2–4 ) Книга разделяется на несколько частей. Первый – это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй – второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения», «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается», «мудрая жена устроит дом свой, а глупая – разрушит его своими руками». Третий раздел – слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой: нравственность и общее благосостояние (глава 25–29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен». Пятый раздел – это притчи царя Агура и царя Лемуила – «признание и семейное счастье». Ключевое слово – «мудрость». Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Начало премудрости — страх Господень» . Всякая мудрость, не подчиненная страху Господню, ведет человека мимо его цели и очень часто к погибели. Много мудрых и много разумных, но если нет страха Божия в сердце, то все перипетии жизни кончаются печально. Истинная мудрость человека ведет его к Богу и отторгает от зла.     «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла» (Притч.3:7). Цель книги ясно выведена во вступлении к ней: «познать мудрость и наставление, усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притч. 1:2–4).   Книга разделяется на несколько частей . Первый  — это сборник притч Соломона (с 1 по 9 главу), стремление к мудрости. Второй  — второй сборник притч Соломона (с 10 по 22 главы), практическая мораль, которая приходит отсюда. Например: «мудрый слушает наставления отца, а буйный слушает обличения» «кто пренебрегает словом, тот причиняет себе вред, а кто боится заповеди, тому воздается» «мудрая жена устроит дом свой, а глупая — разрушит его своими руками»   Третий раздел — слова мудрых, различные притчи. Это самые различные аспекты жизни (с главы 22 по 24). Четвертый раздел это тоже притчи Соломона, связанные с темой : нравственность и общее благосостояние (глава 25–29). Основной мыслью этой части является: «соблюдающий закон будет блажен»   Пятый раздел — это притчи царя Агура и царя Лемуила — «признание и семейное счастье».   Ключевое слово  — «мудрость» . Слово «мудрость» употребляется особо, так в 8-й притче и толкованием св. отцов указывается на явление Христа в мир как высшую премудрость и истину. Для сравнения откроем Евангелие от Иоанна и Притчу 8. Слово «мудрость» ассоциируется со словом «Христос».   Вторая символика этой книги — образ неверной жены. Личной мудрости притчи противопоставляется искушение, живая мудрость — чувственному разуму в образе неверной жены. Литературные черты этой книги — прежде всего краткость и ясность содержания. Многие притчи вошли как поговорки в наш обиход. Три формы выражения употребляются в притчах, это антитеза, сравнение и образный язык . Особые темы, которые затрагиваются в притчах, помимо центральных — мудрости, страха Господня, различного благочестия, — это скупость (1, 17, 27, 28), благотворительность, ложь (6:17; 8:13), высокомерие (11:2; 12:9), леность, как мать всех пороков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Притчей 8, 22 определяет Премудрость как начало, существующее до сотворения мира и полагает Бога основанием его 86 . Премудрость здесь, по православному учению, следует понимать как «открывающуюся в мире, которая едва не выговаривает чрез видимое, что она произошла от Бога, и что в тварях не самослучайно сияет столько премудрости. Она молча вопиет о своем Творце и Господе, чтобы ты восходил чрез Нее к мысли об едином Премудром» 87 . «Премудрость 8-й главы кн. Притчей характеризуется такими же чертами, какими Иоанн Богослов описывает в своем Евангелии Слово Божие, Иисуса Христа ( Ин.1:1–4 ). Слово было в начале. Премудрость тоже была у Бога в начале ( Притч.8.22–23 ). Сходство поразительное, можно говорить о тождестве обоих, за ними скрывается одна и та же личность – Сын» 88 . Книга Притчей обещает дать ученикам своим «ведение правды истинной» 89 , чтобы избежать вредных лжеумствований. «Истинная правда есть Христос, «иже бысть нам премудрость от Бога, правда же освящение и избавление» ( 1Кор.1:30 )» 90 ; «Господь созда мя» – Отец создал Сына на дела, Он создал Его не ради Его Самого, но ради дел. «Христос – Божия сила и Божия Премудрость» ( 1Кор.1:24 ), ибо Премудрость Его не получила начала, но была всегда» 91 . В Притчах Соломона ( Притч.8:22 ) «созидается и именуется началом путей евангельских, ведущих нас к царствию небесному не тот, кто в сущности тварь, но Тот, Кто сделался путем по домостроительству. Так стал Он путем и дверью, «Пастырем и Ангелом, и Овчатем и еще Архиереем и Апостолом», потому что дается Ему то или другое имя в том или другом отношении» 92 . Под словами «Господь созда мя» преп. Нил Подвижник разумеет «создание человеческой души Сына Божия как образец всех созданных существ» 93 . Премудрость есть не только свойство Божие, по которому Он устроил мировой порядок, но Она есть «сама мысль Божия о мире, творчески действующая и дающая всему порядок и из которой происходит всякая мера и закон в природе» 94 . Премудрость есть первое по времени из созданий Божиих. Это подтверждает поэтическое описание возникновения мира (8:23–31), а также из указаний ст.22–23 на момент сотворения Премудрости. «В стихе 25 стоит глагол «холал», обозначающий рождение. Но стих 22-й употребляет глагол «кана», означающий в первую очередь творить, образовывать, и лишь вторично – приобретать. Глагольную же форму «насахти» в 23 стихе лучше перевести не «помазана», а «соткана» или «вылита», что также включает идею творения» 95 . Происхождение Премудрости от Бога, как и отношение ее «к Богу» 96 , описано в неопределенных выражениях, почему и оказываются возможными разные толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

Таким образом оба стиха 22 и 23-й 8 гл. кн. Притчей св. Афанасий относит первоначально и собственно к деятельности Премудрости в тайне воплощения и искупления людей; но потом он не ограничивается этого мыслью и расширяет смысл 8:2–23 стт. Притчей вообще на все внешние отношения Премудрости, а ближайшим образом на первое творение. Вот в сокращении последнее толкование 8 гл. 22–23 стт. кн. Притчей: «Поскольку на нас и на всех тварях напечатлён некоторый образ Божественной Премудрости ( Пс.103:24 ; 1Кор.1:20 ; Притч.6:26, 14:3 ; Еккл.8:1, 7:11 ; Сир.1:10 ; Рим.1:19–25 ; 1Кор. ), то истинная и творческая Премудрость, относя к Себе то, что свойственно Её образу, справедливо говорит: Господь созда Мя в дела Своя, подобно тому, как Она же сказала впоследствии: Иже вас приемлет, приемлет Мене ( Мф.10:40 ) или: Савле, Савле, что Мя гониши ( Деян.9:4 ). Она говорит как бы так: Господь созда Мя в дела, потому что Мой в них образ и до такой степени снизошла Я в деле творения, что хотя по сущности пребывала Я с Отцом, однако же отпечатлевала Свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был как бы единое тело, не в разладе, но в согласии с самим собой. И так как образ или отпечаток вечной Премудрости, положенной на вещах сотворённых (делах), есть первое средство для существ рождённых познавать Её Самое и через Неё Бога Отца, то и говорит: Созда Мя начало путей Своих, т. е. в начало или некоторым отпечатком познания для существ разумных ( Притч.1:7 ; Ин.14:9 ; 1Ин.2:23 ). Когда же этот первоначальный путь познания был потерян людьми, то по предвечному совету Божию, в предназначенное время, Премудрость открылась уже не во образе тени Своей, но Сама ипостасная Премудрость, Она же и Слово, стала плотью и, освободив людей от греха, проклятия и смерти, открыто явила Себя и через Себя Отца Своего: Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу, яко Единородного от Отца ( Ин.1:14 )» 239 . Всё изложенное нами объяснение св. Афанасия 8 гл. 22 и 23 стт. кн. Притчей необычайно полно, глубоко и многознаменательно. Поэтому толкование св. Афанасия было повторяемо последующими отцами церкви большей частью без перемены и дополнения смысла, а иногда почти его же словами. Из последующих отцов, сходившихся с св. Афанасием в объяснении этого места, можно указать на свв. Василия Великого 240 , Илария Пуатьесского 241 , Епифания 242 , блаж. Августина 243 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Гравюра на металле «Tota Pulchra». 1502 г. Париж. («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в Риме. Издание Тильмана Кервера). В католической культуре роза носит также название «Mistica Rosa» («Таинственная роза»). Хотя традиционно «Древо Иессеево» в западноевропейском искусстве было представлено иконографией генеалогического древа Христа, произраставшего от Иессея, отца Давида. Книги Песнь Песней Соломона, премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Исаии, Псалтирь. Блаженный Иероним Стридонский при создании «Книги о еврейских именах» («Liber de nominibus hebraicis») на основе аналогичного сочинения Филона Александрийского и новозаветных толкований Оригена на латыни применял этот эпитет к Богородице. См.: Eusebii Hieronymi . Liber de nominibus hebraicis//PL. 23. Col. 886. Uittenbogaard A . Etymology and meaning of the name Miriam. Abarim Publications//URL: . См.: Lausberg H. Der Hymnus «Ave maris stella». Köln: Westdeutscher Verlag, 1976. «…вся средневековая Европа совершала паломничества в Испанию, в Сантьяго-де-Компостела (лат. «Campus Stellae», «Место, обозначенное звездой»). В 813 г., как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами, которые оставались нетленными. Традиция идентифицирует их с мощами св. апостола Иакова. Паломники, следовавшие по этому пути, пели гимны к Пресвятой Деве Марии, и поскольку город находится не так уж далеко от побережья, в завершение пути они могли увидеть яркую звезду, сиявшую на небосклоне над величественным морем». См.: Буко А. (OFMConv). Путешествие по саду Марии//Брат Солнце. 2012. 1 (25). С. 24. Гравюра на металле «Tota Pulchra». 1503 г. Париж. («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в Руане. Издание Антуана Верара). Гравюра на металле « Tota Pulchra». 1510 г. Париж («Часослов Девы Марии», употреблявшийся в диоцезе Анже. Издание Симона Востра). Гравюра сопровождается текстом из Книги Притчей Соломоновых: «Nondum erant abyssi, et ego iam concepta eram…» ( «Я родилась, когда еще не существовали бездны…» (Притч.8, 24)). «Это было связано, конечно, с тем, что очень рано (может быть уже с XII в.) на службе в день Зачатия Богородицы, 8 декабря, полагалось “чтение” именно из Притч. 8, 22–30... Это предрасполагало видеть в Премудрости именно Богоматерь — “окончательную цель вечного совета”…» ( Флоровский Г., прот. О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси//Альфа и Омега. 1995. 4. С. 160).

http://bogoslov.ru/article/6193332

14. Тело наше есть временная для души гостиница, устроенная Самим Богом; разлучение же души от тела есть исход наш ( 2Пет.1:15 ) и переход в другую жизнь. 13–15. Святые не только при жизни, но и по смерти ходатайствуют о нас в молитвах своих пред Богом ( Лк.16:24 сл.). 19. Как утренняя звезда появляется пред рассветом дня: так благодать Христова предваряет в сердцах наших духовное наше просвещение. Сердце наше, омраченное страстями, есть темное место. Гл. 2. Ст. 1. Самое пагубное (бесовское 1Тим.4:1 ) учение есть то, которое отвергает спасение наше во Христе Иисусе. 4. Нет ближе к Богу Ангелов, но Бог и ангелов, согрешивших против Него, не пощадил, но повергнул во ад, для сохранения их на суд: нечестивый же и грешный человек, где явится ( 1Пет.4:18 )? 7–9. Праведник, живя между беззаконными, мучится ( Притч.12:25 ) в праведной душе, видя и слыша дела их: Господь же дает знамения (спасения) на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониях, бывающих среде их. Иез.9:4 . 10–11. Ангелы суть высшее над человеками начальство, а самое близкое к Богу ( Мф.18:10 ). 21–22. Ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим: то уже не остается жертвы за грехи ( Евр.10:26 ). Омываяйся от мертвеца, и паки прикасаяйся ему, кая польза ему от бани? тако человек постяйся о гресех своих, и паки ходяй и таяжде творяй, мольбу его кто услышит, и что успе смирением своим? Сир.34:25–26 . Седмерицею (много раз) падет праведник, и востанет: нечестивии же изнемогут в злых. Притч.24:16 . Чадо, согрешил ли еси, не приложи ктому, и о преждних твоих (грехах) помолися. Яко же от лица змиина (от змия), бежи от греха: аще бо приступиши к нему, угрызнет тя: зубы львовы зубы его, убивающия души человечи. Яко меч обоюду остр всяко беззаконие, ране его несть исцеления. Сир.21:1–4 . Гл. 3. Ст. 8–9. Быстро течет время пред Вечным; ибо тысяча лет пред очами Его, как день вчерашний, когда он минул ( Пс.89:4 ). Итак, не теряйте упования вашего на обетование в будущем, в котором заключается великое возмездие. Нам нужно иметь терпение, чтобы мы, исполнив волю Божию, получили обещанное. Очень, очень недолго, и грядущий приидет и не умедлит ( Евр.10:35–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

«Отдавайте Кесарево Кесарю, и Божие Богу» ( Мф.22:21 ). Это святейшая заповедь Самого Господа нашего Иисуса Христа. Не сказал Господь: «давайте», – рассуждает святой Иоанн Златоуст , – а сказал: «отдавайте», ибо платить подать не значит просто давать, но отдавать должное, платить долг. Так и апостол Христов поучает: «отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк» ( Рим.13:7 ). «Всякая душа да будет покорна высшим властям... противляющийся власти противится Божию установлению». Всякий начальник, а тем паче царь «есть Божий слуга, тебе же на добро». Он ограждает тебя от зла, он дает тебе простор делать всякое добро. «Он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим.13:1–2, 4–5 ). «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа», – поучает святой апостол Петр, – всякому начальству, а царю наипаче: «царю ...как верховной власти, а правителям, как от него посылаемым... ибо такова есть воля Божия... Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет.2:13–15, 17 ). Кто был царь, который прежде других встретился с проповедью апостола Петра? – Ирод. Какие же услуги оказал Ирод христианству? Не он ли поднял руки на Церковь Божию? Не он ли убил апостола Иакова мечом? Не он ли и самого Петра заключил в темницу? И после всего этого Петр проповедует: «царя чтите». Почему? Потому, конечно, что «такова есть воля Божия», так Бог хочет. Эту заповедь читаем и в Ветхом Завете: «Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся» ( Притч.24:21 ). «Кто раздражает царя, тот грешит против самого себя» (там же, 20:2). «Слово царское храни» ( Еккл.8:2 ). Тайны царевой не нарушай ( Тов.12:7 ). «Не оправдывай себя пред Господом, и не мудрствуй пред царем» ( Сир.7:5 ). «Даже и в мыслях твоих не злословь царя... потому что птица небесная может перенести слово твое, и крылатая – пересказать речь твою» ( Еккл.10:20 ). Тебе ли судить судью твоего? Кто посмеет сказать царю: «что ты делаешь?» ( Еккл.8:4 ). Тебе ли познать тайны сердца царева, которое в руках Божиих? «Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо» ( Притч.25:3 ). Наконец, самая важная обязанность верноподданного – молиться за царя. Святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех правительствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим.2:1–3 ). Слово Божие дает нам и образцы такой молитвы за царя: «Господи! спаси царя, и услыши ны» ( Пс.19:10 ). «Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице помазанника Твоего» ( Пс.83:10 ). «Боже, суд Твой цареви даждь, и правду Твою сыну цареву» ( Пс.71:1 ). «Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и родау» ( Пс.60:7 ). – «Да живет царь!» ( 1Цар.10:24 ). 127. Мученик за Царя

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В приведенных местах Библии свидетельствуется множественность лиц в Боге, но без указания их числа. В других стихах мы находим прямые указания на троичность Лиц в Боге. В одном из них рассказывается о встрече Авраама с Богом, явившимся в образе трех странников. В Писании сказано: «Три мужа стали против него» ( Быт. 18:2 ). «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом, Авраам же еще стоял пред лицом Господа» ( Быт. 18:2 ). Ко всем троим Авраам обращается: «Владыка» ( Быт. 18:32 ).  Пророку Исаие в видении является Господь, сидящий на престоле в окружении серафимов, которые взывали друг к другу: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф» ( Ис. 6:3 ). После того как один из серафимов прикоснулся к устам пророка Исаии, тот услышал голос Господа: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ).   Троекратное воспевание серафимами Бога, который говорит: «Кто пойдет для Нас», – также указывает нам на троичность лиц в Божестве. Но, может быть, Бог здесь беседует с серафимами? Обширный контекст слова Божиего не позволяет нам сделать такой вывод. По словам святого Иоанна Богослова, Исаия, когда видел Господа, видел славу Сына Его ( Ин. 12:41 ). Апостол языков свидетельствует, что Исаия слышал глас Духа Святого, пославшего его на пророческое служение к народу израильскому ( Деян. 28:25–28 ). И если Дух Святой есть просто божественная сила Бога, как утверждают свидетели Иеговы, то каким же образом с этой неразумной силой можно советоваться? 2. Ветхий Завет о Боге Сыне и Боге Духе Святом В Ветхом Завете наряду с учением о троичности лиц в Божестве есть неоспоримые указания на ипостасное бытие. Наиболее полно это учение представлено в восьмой главе книги Притчей, где говорится о премудрости Божией, под коей мы разумеем Вторую Ипостась Святой Троицы. «Господь имел Меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны» ( Притч. 8:22–24 ). Здесь Премудрость усвояет Себе личное бытие. Она существовала при Боге прежде Его всякого создания. Значит, это не Ангел, пусть даже перворожденный, и не сила Божия, которая не может быть личностной. Она (Премудрость) личностна и предвечно в Боге пребывает. В Боге не может пребывать еще какая-то отдельная от Него «разумная премудрость». Бог – это совокупность мудрости, всеведения и т.п. И если Она (Премудрость) выступает как личностное начало, то мы должны признавать за Ней Личность (Вторую Ипостась Троицы). А что Премудрость не сотворена, на это указывает то, что Она есть начало путей Божиих, которая была «прежде созданий» ( Притч. 8:22 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010