«нефеш хайя» – живое существо; кроме того, «нефеш» служит принципом и элементарных психических актов, как чувства («и прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова» ( Быт. 34:3 ); «возвесели душу раба Твоего» ( Пс. 85:4 ), память («только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои» ( Втор. 4:9 ), воля, («и сказал Авенир Давиду: я встану и пойду и соберу к ко господину моему царю весь народ Израильский, и они вступят в завет с тобою, и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя» (2Цар. 3:21), знание («не хорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится», – Притч. 19:2 ). «Нефеш» приписывается как животному, так и человеку; но оно есть преимущественное название души животного; собственно же название человеческой души особенно там, где душа животных и человека сопоставляются друг с другом (например, «в Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти». – Иов. 12:10 ) есть «руах». Это слово в психологическом значении никогда не приписывается животным и всегда употребляется только по отношению к человеку и Богу (единственное исключение, имеющее своё объяснение, – в Еккл. 3:21 , где, впрочем, в ст. 19 руах употребляется исключительно в физическом значении – дыхание); по отношению к животным, руах употребляется исключительно в значении дыхания; из этого следует, что, по учению Св. Писания, душа животного существенно отличается от души человеческой, – оно ограничивает душу животного только вышеуказанными простейшими психическими актами чувствования, желания, памяти, далеко не исчерпывающими психического богатства человека. Св. Писание отказывает животным в разуме, называя их безсловесными, в свободе, в религии, причём под разумом разумеет не логическую способность познавательную – рассудок, но способность высшего знания, объектом которого служит высший духовный мир: Пс. 31:9; 48:21 ; 2Пар. 2:12 ; в Пс. 72:22 указывается, кроме того, и на отсутствие религиозной способности в животном. Свидетельства Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dusha-i-...

Ст. 14. И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленныя в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Во втором члене а) описывается гордость и тщеславие Ассура (ст. 13, 14); б) содержится обличение их (ст. 15); в) указывается наказание (ст. 16–19) Что в ст. 12-м Пророк коротко сказал о высокомерии Сеннахирима и об определенном ему наказании, то здесь излагает подробно. Описываемые в ст. 13-м и 14-м завоевания Ассирийских царей частью совершены Сеннахиримом и его предшественниками при разрушении царств Сирского и Израильского, а частью оставались еще в гордых замыслах этого государя. б) Обличение тщеславия Сеннахирима. Ст. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл возстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево? Пророк, уподобляя Сеннахирима секире, пиле, жезлу, показывает, что военные успехи его зависели не от него, а от попущения Божия и тем обличает возношение его против Бога Израилева, Который управляет царями, всеми людьми и всеми происшествиями в мире; нечестивым, подстрекаемым страстями и сатаною, попускает делать ни больше, ни меньше, как сколько определил в Своем совете, и все действия людей, даже порочные, Своим промышлением направляет к назначенным благим целям, так что без Его воли и попущения никто ничего не может сделать. (См. под. 2Цар. 16:10 ; Притч.21:1 ; Ис.14:26 ; Деян.4:28 ; Быт. 45:8 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 ; 4Цар.24:2–4 ; 1Пар.21:1 ). Сеннахирим был только как бич в руке Божией для наказания нечестивых, а бичу безрассудно превозноситься пред держащим его. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 16. За то Господ, Господ Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Ст. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый, его – пламенем, который сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день. Ст. 18. И славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

В 13 и 14 гл. Откровения говорится об антихристе. Выражение 18 ст. 13 гл. книги прор. Иеремии: «смиритесь, сядьте, ибо сошел с головы вашей венец славы вашей» – относится к царю иудейскому Иехонии и матери его, которых Господь определил лишить царского достоинства и предать царю вавилонскому 624 . Под городами юга (ст. 19 той же главы) разумеются города колена Иудина и Иерусалим, лежащие на юг Палестины. Выражение – «переведена вся Иудея переселением (или пленом) совершенным», значит, что заслуженное Иудеей наказание, она получила, или наказание это на ней исполнилось. В 20 – 21 ст. 13 гл. повелевается жителям Иерусалима поднять глаза свои и увидеть идущих с севера халдеев. «Где стадо, которое дано было тебе, скот славный твой»? Вопрос этот обращен к городу Иерусалиму. Иначе его можно выразить так: где народ твой, который ты получил от Бога, где такое великое и славное множество людей, представлявшее собою как бы население всей страны? «Что скажешь, когда Он посетит тебя»? т. е. когда предаст тебя вавилонянам, которых ты сам научил, прибегая к их помощи и следуя их идолам, как нужно подойти к тебе!» 625 . Из разобранных ссылок сектантов видно, что мнение их об отрицании подчинения властям не имеет основания. Православная церковь учение свое о подчинении властям основывает на изречениях слова Божия. Укажем некоторые из них: «Всякая душа, говорит апостол Павел, да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены; посему противящийся власти, противится Божию установлению. Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, – отмститель в наказание делающему злое. И потому надо повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» ( Рим.13:1–2,4–5 ). «Бойся, говорит премудрый Соломон, сын мой, Господа и царя» ( Притч.24:21 ). «Отдавайте, говорит Господь, Кесарево Кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:21 ). «Бога бойтесь, сказал св. ап. Петр, царя чтите». ( 1Пет.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Заповедь о милостивых сама в себе имеет и разъяснение. Сказано: «милостивые… помилованы будут». То есть мера того, как мы относимся к другим, – это мера того, как Господь отнесется к нам. В Писании сказано, что добро всегда возвращается к человеку. Сказано: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл. 11: 1). «Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Екк. 11:1), – он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судией, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем» 19 . Блаженный Иероним добавляет: «Под милосердием разумеются не одни только милостыни, но и снисходительность ко всякому греху брата, когда мы будем носить тяготы один другого» 20 . Однажды апостолы спросили Христа: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Выражение «до седмижды семидесяти раз» означает бесконечное количество раз. Само число семь есть некая полнота, а седмижды семьдесят означает сверхполноту. Но милостивым можно быть только за свой счет, то есть прощая личному врагу. А если зло касается другого, будь решителен в противостоянии злу. Как мы сегодня уже читали: «спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1: 17). Блаженный Феофилакт показывает, что милосердие можно проявить по-разному: «Милосердие можно оказывать не имуществом только, но и словом, а если ничего не имеешь, то и слезами и вздохом» 21 . Посмотрите вокруг себя и сразу увидите, кто нуждается в вашем милосердии. Кому пол нужно вымыть, кому белье постирать, а с кем просто посидеть и побеседовать. Много сейчас одиноких и брошенных людей, особенно среди пожилых, на них и обратите свое милосердие. Но прежде всего помогайте своим по вере, как и сказано в Писании: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10). Но и о врагах не надо забывать. Сказано: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Притч. 25: 21).

http://pravoslavie.ru/94562.html

Не иметь детей – значит подвернуться страшному несчастью, потерять свое имя, честь, славу в потомстве: Итак, поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего ( 1Цар.24:22 ), – говорил Саул Давиду. Поэтому, согласно Моисееву закону, у евреев было сохранено многоженство (если первая жена была бесплодна или малоплодна). Муж имел право развестись со своей женой не только по причине нарушения ею супружеской верности (в этом случае женщину побивали камнями, без суда), но и как только она становилась ему неугодной. Сами жены, думая о многочадии, предлагали своим мужьям наложниц. Скорбь и отчаяние бесплодной Рахили доходят до того, что она восклицает: Дай мне детей, а если не так, я умираю ( Быт.30:1 ). Многоженство являлось для евреев оправданием надежды, в виду откровений Божиих о чрезвычайном размножении, силе и славе их племени, в котором должно было явиться обетованное Семя жены. В Ветхом Завете беременная женщина была окружена вниманием и уважением. Нанесший побои женщине в первый период её беременности обязывался платить ее мужу пеню, то есть определенную денежную мзду, а если побои были нанесены во второй период беременности, то виновного могли осудить на смерть ( Исх.21:22–23 ). Уже с момента рождения женщины было явно ее физическое и нравственное неравенство с мужчиной. Так, мать при рождении дочери считалась нечистой вдвое большее число дней, чем при рождении сына ( Лев.12 ). Правда, почтение детей к матери должно было быть не меньше, чем к отцу. Ни одна укоризна так не огорчала еврея, как та, которая касалась его матери ( 1Цар.20:30 ). Наставления матери считались, достойными уважения, премудрый Соломон внушал не пренебрегать ими: Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей ( Притч.1:8 ). Везде, где речь идет о наставлении отцом в законе, имеются в виду наставления сыновей, а не дочерей ( Втор.4:9–11 ). Тяжелым было положение жены в семье. Её долг состоял в том, чтобы покоить и ублажать мужа, трудиться для него, быть для него всем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Быт.37:22 . И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он [с тем намерением], чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его. Зверски жестокое намерение братьев встречает великодушный отпор со стороны более человечной натуры Рувима, который хотя и способен был на преступные увлечения ( Быт. 35:22 ), но, как старший, считал себя особенно ответственным перед отцом за младших братьев, в особенности за любимца отца – Иосифа (ст. 29–30). Стараясь отклонить братьев от пролития крови его, он повторяет мысль их – бросить Иосифа (только живым в одну из цистерн в «пустыне» – пустынной части долины Изреель), конечно, не с целью погубить Иосифа без пролития крови (мнение Кнобеля), а с намерением спасти его и возвратить отцу. Быт.37:23–24 . Когда Иосиф пришел к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем, и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было. Как скоро Иосиф приблизился, братья (по традиции, прежде всех Симеон) сняли с него его прекрасный хитон – предмет их зависти и негодования – и бросили его, конечно, при отчаянном вопле его о сострадании (ср. Быт. 42:21 ), в ров пустой, без воды, но едва ли без жидкой грязи на дне этого рва – цистерны, полной, может быть, разных гадов: скорпионов, змей (Beresch. r. 84, s. 404). Быт.37:25 . И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идет из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет. Совершив это насилие над братом, сыновья Иакова, кроме, может быть, Рувима, отлучившегося, по-видимому, с целью обдумать план спасения Иосифа (ср. Быт. 37:29–30 ), – садятся обедать: жестокосердие и черствость их удивительны (ср. Притч. 30:20 )! В это время они увидели караван (orechah; vulg.: viatores; слав.: путники), направляющийся с товарами по дороге из Галаада через Изреель и Дофан. Караваны (ср. συνοδα, слав. «дружина», Лк. 2:44 ) – обычный способ путешествий на древнем и новом Востоке, во избежание нападений.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дан.2:20 . И сказал Даниил: да будет благо­словен­но имя Го­с­по­да от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Основная мысль молитвы: прославление силы и мудрости Божией, проявившихся на открытом Даниилу сновидении. Дан.2:21 . Он изменяет времена и лета, низлагает царей и по­ставляет царей; дает мудрость мудрым и ра­зу­ме­ние ра­зу­мным; Дан.2:22 . Он открывает глубокое и сокровен­ное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Предвещающее великие перевороты в человечестве и говорящее о верховном владычестве Господа над судьбами мира, сновидение свидетельствует о силе Божией: Господь по Своей воле и власти «изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Ср. 1Цар.2:7–8 ; Притч.8:14 ). Недоступное по своему значению для человеческой мудрости, открытое и разъясненное Даниилу Самим Богом, оно говорит о божественной мудрости ( Дан.2:22 ). Дан.2:23 . Славлю и величаю Тебя, Боже отцов мо­их, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя. Благодарение за сообщение смысла сновидения. Дан.2:24 . После сего Даниил вошел к Ариоху, которому царь по­велел умертвить мудрецов Вавилонских, при­шел и сказал ему: не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значе­ние сна. Дан.2:25 . Тогда Ариох немедлен­но при­вел Даниила к царю и сказал ему: я нашел из плен­ных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значе­ние сна. Отсрочив на время смертную казнь ( Дан.2:13–15 ), Ариох совсем не должен приводить в исполнение царское приказание: Даниилу открыто содержание виденного Навуходоносором сна. По восточному обычаю, воспрещающему доступ и вход к царю без предварительного доклада ( Эсф.4:11 ), пророк вводится к Навуходоносору Ариохом, как лицом заинтересованным в таком или ином исходе всего дела. Он, приостановивший смертную казнь, как бы оправдывает данный поступок: приводит к царю человека, могущего открыть значение сна. Дан.2:26 . Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром: можешь ли ты ска­за­ть мне сон, который я видел, и значе­ние его?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С кем же совещался Он при создании человека? Жидовствующие молчали. Не было надежды услыхать от них ответа. Тогда Яков сказал: – Объясните вы нам это. Вы учёней нас... II. Объявлен был перерыв беседы. Люди всей огромной толпой складно пропели несколько песнопений церковных. Потом я стал отвечать на мной же поставленный вопрос. – Я говорил: – Бог советуется при создании людей Сам с Собой, именно во Святой Своей Троице. Отец-Бог положил намерение создать людей; Ангел Лица Его, или Сын и Премудрость был посредником и художницей этого создания; Дух Св. оживлял тварь Своим благодатным дыханием. Таким образом, в мироздании участвовала вся Св. Троица, – и в частности Ипостасная Премудрость Божия. Об этом вот что повествует нам Библия : „Господь имел Меня началом пути Своего, прежде создании Своих, искони: от века Я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда ещё не существовали бездны, когда ещё не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда ещё Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной... Тогда я была при нём художницею, и была радостью всякий день“... ( Притч.8:22–30 ст.). Кто же эта „художница“ – таинница Существа Божия? Пр. царь Соломон определяет её такими словами: „Премудрость художница всего... есть дух разумный, святой, единородный… тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный... Она возвышает своё благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил её: она – таинница ума Божия и избирательница дел Его“ ( Прем.7:21–22,8:3–4 ст. ср. Быт.1:26 ). Из этого описания свойств Премудрости Божией явствует, что она – не тоже, что ум Божий. Она – „таинница ума Божия“, следовательно, отлична, от него, хотя и „сожительствует“ с Богом, как его Ипостась. Нельзя под премудростью разуметь учение, потому что, по определению Соломона, она есть „дух святой“. Таким образом, Библия прикровенно, но властно влечёт нас к различению от Отца – Бога Его Премудрости Ипостасной, или Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010