Таким образом, хотя люди пролитием крови Христовой и были искуплены, т. е. снята была с них клятва ( Гал. 3:13 ) и они примирились с Богом ( Еф. 2:14–16 ), но всё-таки через это они ещё не стали церковью Христовой, т. е. членами тела Его, а только получили возможность, каковой до сего времени не имели, стать ими через веру и таинства, что видно из слов ап. Павла, который так говорит: «Христос возлюби церковь и себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю себе славну церковь , не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна» ( Еф. 5:25–27 ). Из этих слов ап. Павла видно, что хотя Христос и предал Себя за церковь , но это не конец дела т. е. устройства церкви, а только его начало, потому что эта искуплённая церковь ещё не вступила в завет с Богом и была нечиста, почему должна была быть очищена крещением, и только тогда Христос представит её себе церковью славной и беспорочной, т. е. только тогда она станет церковью Христовой. Это подтверждает и Феофилакт, когда говорит, что «на всяк день крещаемии язв душевных изменяются, маслом мира мажеми, абие причащаются Божии крови». (Благов. Лук. л. 105). «Ядый хлеб сей, говорит Христос, жив будет во веки». (Иоанн. 6:58). «Оставите безумие, да живи будете... и взыщите разума, да поживете». ( Притч. 9:16 ). Толкуя эти слова, Августин говорит следующее: «быть же причастником трапезы Его и значит начать жить», (т. VI, кн. 20, гл. 19, стр. 204). Значит, вход в церковь совершается через крещение, а затем крещаемые помазуются миром и причащаются тела и крови Христовой, вступая через это в новый завет с Богом, и только с этого момента начинают жить, так как до сего были мертвы по заповеди Божией: «в он же аще день снесте от него, смертию умрете» 139 ( Быт. 2:17 ; см. выше 58–60 прим.). Если же согласиться с Усовым, что церковь устроилась и сделалась новоблагодатной и новозаветной в момент искупления без крещения (чего не могло быть. См. Мр. 16:16 ) и причащения (См. выше из Благов, л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Бог искупил души верных: «Он освободил душу мою от могилы, и жизнь моя видит свет» ( Иов. 33:28 ). – «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет» ( Пс. 33:23 ). – «Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил» ( Пс. 70:23 ). Хранит душу: «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя» ( Пс. 85:2 ). – «Любящие Господа, ненавидьте зло. Он хранить души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их» ( Пс. 96:10 ). – «Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою [Господь]» ( Пс. 120:7 ). Избавляет душу от скорби: «И отвечал Давид Рихаву и Баане, брату его, сыновьям Реммона Беерофянина, и сказал им: жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби!» ( 2Цар. 4:9 ). Освящает душу: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Сол. 5:23 ). Наставляет на путь душу: «подкрепляет душу мою, наставляет меня на стези правды ради имени Своего» ( Пс. 22:3 ). Веселит душу: «Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою» ( Пс. 85:4 ). – «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» ( Пс. 93:19 ). Дает покой: «Так говорит Господь: остановитесь на путях своих и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем " " ( Иер. 6:16 ). – «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). Душа верных должна заботливо хранит себя в правде: «Путь праведных – уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой» ( Притч. 16:17 ). Убегать от пути злых: «в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя» ( Быт. 49:6 ). Быть упражняема в терпении: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21:19 ). Надеяться на Бога: «Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша» ( Пс. 32:20 ). – «Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю» ( Пс. 129:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

б) происходит из сердца: Из сердца человеческого исходят злые помыслы, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:21–23 ). Гордость имеет свой источник а) в самоправедности: К тем, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, сказал Господь притчу о фарисее и мытаре ( Лк.18:9–14 ). Ты говоришь: я богат, разбогател ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг ( Откр.3:17 ); б) в ложном знании: Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него ( Притч.26:12 ). Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание ( 1Кор.8:1–3 ); в) в богатстве: Когда всего у тебя будет много, – то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа Бога твоего, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие, но чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство ( Втор.8:13–14,17–18 ). Имея пажити, они были сыты; а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня ( Ос.13:6 ). Богатых увещевай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живого, дающего нам все обильно для наслаждения, чтоб они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры ( 1Тим.6:17–19 ); г) во власти: Когда Озия сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом ( 2Пар.26:16 ). Вы, которые говорите: «не своею ли силою мы приобрели могущество?» Вот, Я возвигну народ против вас, и буду теснить вас ( Ам.6:13–14 ). Надменный человек, как бродячее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен и захватывает себе все племена. Но не всё ли они будут произносить о нем: «горе тому, кто без меры обогащает себя не своим» ( Авв.2:5–7 ). Гордость есть одно из свойств а) сатаны: Как упал ты с неба, денница, сын зари! А говорил в сердце своем: буду подобен Всевышнему. Но в преисподнюю низвержена гордыня твоя ( Ис.14:11–15 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Роптать значит искушать Бога: Укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? ( Исх.17:2 ). Ропот раздражает Бога: Народ стал роптать в слух Господа: и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана ( Числ.11:1 ). Библейские примеры наказания Божия за ропот: Доколе злому обществу сему роптать на Меня? Скажи им: в пустыне сей падут тела ваши ( Числ.14:27–29 ). Говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] израилевых ( Числ.21:5–6 ). Библейские изречения, утешающие скорбящего человека, готового роптать на Промысл Божий: а) Ничто не случается с человеком без воли Божией: Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога ( Лк.12:6 ), не упадет на землю без воли Отца нашего небесного ( Мф.10:29 ). А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц ( Лк.12:7 ). б) Скорби полезны для человека: Плавильня – для серебра и горнило – для золота, а сердце испытывает Господь ( Притч.17:3 ). Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется ( 2Кор.4:16 ). Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай ( Иов.5:17 ). Господь кого любит, того и наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами как с сынами; ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр.12:6–7 ). в) В скорби нужно обращаться к Господу: Близок Господь к сокрушенным сердцем ( Пс.33:19 ). Утешайся Господом, предай Господу путь твой ( Пс.36:4–5 ). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя ( Пс.54:23 ). Он причиняет раны, и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют ( Иов.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

14 . Не прилепляться к предметам мира сего: время уже коротко, так что пользующиеся миром сим должны быть как не пользующиеся: ибо проходит образ мира сего ( 1Кор. 7, 29. 31 ). – Не любите мира, на того, что в мире. Все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская не есть от Отца. И мир проходит и похоть его ( 1Иоан. 2, 15 – 17 ). Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего ( Евр. 13, 14 ). 15 . Быть довольным своим положением: и научился быть довольным тем, что у меня есть ( Фил. 4, 11 ). – Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (Тим. 6, 8). – Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя я не покину тебя ( Евр. 13, 5 ). 16 . Быть безропотным в искушении: я стал нем, не открываю уст моих, потому что Ты соделал это ( Пс. 38, 10 ). Иов пал на землю и поклонился и оказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал Господь и взял: (как угодно было Господу, так и сделалось), да будет имя Господне благословенно ( Иов. 1, 11 ). 17 . Полагаться на Бога: в Боге спасение мое, и упование мое в Боге ( Пс. 61, 8 ) . – Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой (Притч, 3, 6). – Уповай на Бога твоего всегда ( Ос. 12, 11 ). – Для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче вервых (Тим. 4, 10). – Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас ( 1Петр. 5, 7 ). 18 . Избегать общества порочных людей: блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей ( Пс. 1, 1 ). – Какое общение праведности с беззаконием? Какое соучастие верного с неверным? ( 2Кор. 6, 14. 15 ). – Завещеваем вам, братия, удаляться от всякого брата поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Сол. 3, 6 ). 19 . Мыслить и делать все добродетельное: что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте, то исполняйте ( Фил. 4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   3) И еще, — на основании ваших же рассуждений, справедливо нам спросить у вас так: поскольку Пророки глаголют Духом Божиим, и, как доказано в предыдущем, в Исаии пророчествует Дух Святой; то следует ли, что и Дух есть Слово Божие, и что два Слова, Дух и Сын; потому что Пророки тогда пророчествовали, когда было к ним Слово Божие? И еще сверх того, поскольку «вся... быша Словом, и без Него ничто же бысть» (Ин 1:3.), и Бог «Премудростью основа землю» (Притч. 3:19), и «вся Премудростью сотворил еси» (Псал. 103:24); и, по указанному выше, написано также: «послеши Духа Твоего, и созиждутся» (Псал. 103:30); то следует ли, что Дух есть Слово? Или Бог сотворил все и тем и другим, и Премудростью и Духом? И почему Павел говорит: «един Бог, из Негоже вся, и един Господь, Имже вся» (1 Кор. 8:6)? И еще, поскольку Сын есть образ невидимого Отца (Кол. 1:15), а Дух есть образ Сына; ибо написано: «ихже предуведе, и предустави сообразных быти образу Сына Своего» (Рим. 8:29); то следует ли из этого, что Отец есть дед? И поскольку Сын пришел во имя Отца, Духа же Святого, говорит Сын, «послет Отец во имя Мое» (Иоан. 14:26); то следует ли и из этого, что Отец есть дед? Что скажете на это вы, без труда решающие все? О чем рассуждаете сами с собою? Или, видя себя в затруднении, охуждаете подобные вопросы? Но осудите прежде самих себя; потому что вам обычно предлагать такие вопросы. Верьте Писаниям, и затрудняясь сказать сами, научитесь наконец, что в Писаниях Дух наименован не Сыном, но Духом Святым и Духом Божиим. А как Дух не воименован Сыном, так и о Сыне не написано, что Он есть Дух Святой. Ужели, поскольку Дух не наименован Сыном, и Дух не есть Сын; то вера разногласит с истиною? Да не будет сего? Напротив же того, каждое означаемое тем паче имеет свое значение. Ибо Сын есть собственное рождение Отчей сущности и Отчего естества, и это означается словом: «Сын»; и Дух, нарицаемый Духом Божиим и сущий в Боге, не чужд Сыновнего естества и Отчего Божества. Посему то в Троице, во Отце, в Сыне и в самом Духе, единое есть Божество, и в ту же Троицу одно есть крещение, и одна вера. И действительно, когда Отец посылает Духа, тогда Сын, дунув, дает Его ученикам; потому что «вся, елика имать Отец» (Иоан. 16:15), принадлежат и Сыну. И когда Слово было в Пророках, они, как написано и доказано, пророчествовали Духом. «И Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» (Псал. 32:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2564...

Множество мудрых мыслей содержат Притчи. Перечислим хоть еще капельку. Кто помогает нищему, тот дает взаймы Господу (см.: Притч. 19: 17). За превозношением гордого следует его посрамление (см.: Притч. 11: 2). Божий человек не променяет любовь жены на внебрачные приключения (см.: Притч. 5: 15–21). Мудрый не надоедает другу (см.: Притч. 25: 17), не попрекает его прошлыми проступками (см.: Притч. 17: 9). Благоразумный муж не вынашивает планов мести (см.: Притч. 20: 22). Наказание Господне может быть суровым, но его не следует отвергать (см.: Притч. 3: 11). Наказание свыше отец Иоанн (Крестьянкин) называл епитимьей от Бога. Ветхозаветная мудрость ценит ежедневное подвижничество больше одномоментного героизма: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32.). Аскетические упражнения дают человеку умение владеть собой, мужественно переносить трудности, неприятности и лишения. Добиться этого с помощью Божией возможно. Вот мы заговорили об аскезе в семейной жизни. А какова «роль женщины» по Книге Притч? Много значит для духовной атмосферы в семье «благонравная жена» (см.: Притч. 11: 16; в евр. эшет-хен – «благодатная, милая жена»; в греч. – гине эвхаристос). Заканчиваются Притчи настоящей поэмой, прославляющей материнский и супружеский подвиг женщины. В оригинале каждая строфа поэмы начинается с отдельной буквы алфавита. По порядку идут буквы. Очень красиво и, опять-таки, актуально. Все наблюдения и советы ветхозаветной книги с разных сторон касаются главного в жизни, потому что воздержание от зла для человека – вопрос жизни и смерти (см.: Притч. 11: 19). И во дни великого поста выносят эту книгу на середину храма для того, чтобы мы внимали и получали от Господа дар жизни. Готовясь к Пасхе, мы читаем пророческие строки о Христе Жизнодавце: «Премудрость построила себе дом… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите”» (Притч. 9: 1–6).

http://pravoslavie.ru/52620.html

Ис.26:13 . Го­с­по­ди Боже наш! другие владыки кроме Тебя го­с­по­д­с­т­во­вали над нами; но чрез Тебя только мы славим имя Твое. В настоящей форме существования все люди: и злые и добрые, подчинены силе зла. Они живут под разнообразными греховными влияниями. Особенно же тяжело сказывается на них сила смерти и болезней. Это и есть другие владыки, каких имеет в виду пророк (ср. Рим.8 и сл.). Таков смысл первой половины стиха. Во второй половине пророк указывает на ненормальность вышеуказанного порядка вещей. Всякая тварь должна славить имя своего Творца ( Пс. 18 -й, 19-й 103-й и др.), а для этого необходимо, чтобы она находилась под властью и на служении у своего Господа и Творца, чтобы она пребывала в Нем. Но это невозможно, пока она находится во власти другого владыки, под державою смерти (ср. Пс.6:6 ). Итак, пророк здесь вводит нас в ту область, о которой далее говорит подробнее, – в область, обитатели которой служат не Богу, а другому владыке, и не могут славить имя Божие. Ис.26:14 . Мертвые не оживут; рефаимы не встанут, по­тому что Ты по­сетил и истребил их, и уничтожил всякую память о них. Ис.26:15 . Ты умножил народ, Го­с­по­ди, умножил народ, – прославил Себя, распространил все пред­елы земли. «Мертвые не оживут». Пророк выражает общее мнение ветхозаветных людей, что от уз смерти – нет избавления ( Иов.7 и сл.; Иов.10:21 ; Иов.16:22 ). «Рефаимы не вос станут». Те, агрессоры стали ничтожными, бессильными тенями (рефаимы ср. Ис.14:9 ; Притч.2:18 ; Притч.9:18 ; Иов.26:5 ) не могут уже восстать к жизни – так говорили древние люди! 27 «Потому что Ты посетил... их». Т. е. именно для этого Ты их посетил и т. д. (евр. слово lachen имеет такое значение). Пророк хочет сказать, что именно в том состоит назначение смерти, чтобы подвергшиеся ей уже не имели возможности снова ожить. Для этого-то Бог и уничтожил о них всякую память. «Ты... умножил народ». Речь продолжается о той же силе смерти. Оттого, что никто из царства смерти не мог вернуться к жизни, обитатели этого царства (народ) все умножаются и умножаются в числе. Шеол принимает все новых и новых жителей, не отпуская никого и из прежних. Это умножение обитателей царства мертвых есть в то же время прославление Бога (прославил Себя), ибо здесь исполняется суд Божий над человеком: «земля ты – и в землю возвратишься». ( Быт.3:19 ), доказывается сила Господня и ничтожество человека (ср. Ис.5:14 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Согласно христианским представлениям праведный и нечестивый, корыстолюбивый богач и униженный бедняк пребывают в потустороннем мире, однако участь их различна. В притче о нищем Лазаре и богаче говорится о посмертном воздаянии каждому: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:22–26 , ср. Пс.9:18–19 ). Пламя, в котором мучается богач, — символ Божиего гнева и наказания, ожидающего грешников: «…огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего» ( Втор.32:22 ). От Господа не укрыться и в преисподней (см. Ис.28:14–18 ; Ам.9:2 ), поскольку «преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону» ( Иов.26:6 , ср. Пс.138:7–8 ; Притч.15:11 ). Но в этом и залог спасения души от власти ада преисподнего (см. Пс.15:10–11, 29:3–4 ; Притч.23:13–14 ) и обетование окончательной победы над ним: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( Ос.13:14 ). Напоминая эти слова пророка Осии, апостол Павел поясняет: «Жало же смерти — грех» ( 1Кор. 15:56 ). В христианстве понятие ада изменяется в связи с учением об искуплении, воскресении мертвых и Страшном Суде. Согласно православной традиции, Господь спускается в ад и приобщает к искуплению загробный дохристианский мир, избавляя его от власти вечной тьмы. В Откровении Иоанна Богослова победа над злом, зверем из бездны, самой бездной — смертью, вырастает в грандиозную картину будущего человечества, связанного только с горним, с высшим, с небом: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, видел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» ( Откр.21:1–2 ). Всех готовых принять этот дар ждет жизнь вечная: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (ст. 4). «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (ст. 8).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Против такой опасности много раз предостерегает Священное Писание : «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч.30:7–9 ). «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» ( 1Тим.6:9 ). Богатый имеет свои искушения, первое из которых состоит в том, чтобы прилепиться к своему достатку более, чем к Богу, как тот богатый юноша, о котором Господь сказал: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» ( Мар.10:24–25 ). Апостол Павел пишет Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещавай, чтоб они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» ( 1Тим.6:17–19 ). Однако сами эти слова Апостола свидетельствуют о том, что люди богатые в среде ранних христиан были. Более того, они были даже в непосредственном окружении Господа Иисуса в годы Его земного служения. В Евангелии упоминаются «Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лук.8:3 ). Иоанна и многие другие, которые поддерживали общину материально, принадлежали к богатой аристократии. В притчах Господа купцы и их торговые операции упоминаются нейтрально или даже благожелательно. «Лукавый раб» в Лук.19:22 за то, что не «отдал серебра» своего Господина торгующим. Лидия из Фиатир, процветающая купчиха, торговавшая багряницею, обратилась ко Христу и поддерживала служение святого Апостола Павла ( Деян.16:14 ). В послании к Римлянам среди христиан упоминается «Ераст, городской казнохранитель» ( Рим.16:23 ), человек, очевидно, достаточно высокопоставленный и состоятельный. Богатство как таковое не может быть целью человека, но оно может быть средством служения Богу и ближним, исходя из общего принципа: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» ( 1Пет.4:10 ). Если человек имеет талант к предпринимательству и организации производства, он должен употребить его на пользу ближним. Если усилия в этой области сделают его богатым, это само по себе никоим образом не грех , но особое доверие Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010