Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче. Иногда такое рабство называют патриархальным . В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником ( Быт.15:2-3 ). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» ( Притч.17:2 ). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке. Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» ( Исх.21:2-3 ). Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве ( 2Цар.18:29 ). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой ( Руф.3:9 ). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея ( Нав.1:1 ), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что « говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим » ( Исх. 33:11 ).

http://azbyka.ru/rabstvo-v-biblii

«Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия. Я, Господь, делаю все это». ( Ис. 45,7 и десятки подобных мест; но ярче всего – в книге Иова, особенно –38,4–15: «Где был ты, когда Я полагал основания земли» и проч.)) Зтем, вдохновенное сознание ветхозаветных писателей видит в Боге всемогущего Вседержителя. ( Прем. 4,1–3 ; Иов, 11,7–12). Священные книги Ветхого Завета подчеркивают неисследимость путей Божиих ( Еккл. 8,17 ; Сир. 16,18–22 и мн. др.), святость Божию ( Ис.6,1–3 ), правду Божию ( 3Езд. 7,8,9 главы; Притч. 3,29 ), промыслительно – охраняющие действия Божии по отношению к творению ( 3Цар.8,31–53 ). Конечно, все эти темы с особенной силой и убедительностью – равно, как и все остальное – раскрываются многократно и многообразно в уникальной и фундаментальной Псалтири. Но более всего Ветхий Завет показывает творческую любовь Бога по отношению к человеку. В нем раскрывается милость Божия и к отдельным людям, и к Своему народу (Плач Иер. 3,22–23 ); Его сердцеведение ( 1Пар.28,9 ); помощь Божия как вообще, так даже и отдельным группам людей («Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженных, Господь хранит пришельцев». ( Пс. 145 ). Но Господь не только удерживает народ от путей неправды, но и учит его правде Своей, указывая пути жизни ( 1Цар. 9,8 ) и слушает верных Своих ( 4Цар. 18,7 и проч.). Все это дает возможность видеть ветхозаветному человеку Бога глазами молитвы, любви, поклонения и благодарности. Духовное и нравственное величие Бога, Его милость и святость, по самой своей природе взывают к прославлению, к поклонению, к хвале. И в этом отношении наиболее богатый, величественный, поэтический и духовный материал обретается в Псалтири. Но и в других книгах Ветхого Завета обнаруживаются дивные образцы любви человека к Богу, находящие свое выражение в словах славы и хвалы. Одним из таких великих образцов является молитва праведной Анны, матери пророка Самуила: «Возрадовалось сердце мое в Господе, вознесся рог мой в Боге моем... Нет столь святого, как Господь, ибо нет другого, кроме Тебя, и нет твердыни как Бог наш. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит. Господь делает нищим и обогащает. Ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную» ( 1Цар. 2,1–8 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Особенным вопросом может быть здесь еще вопрос о многократно встречающихся в разных местах книги Притчей повторениях одних и тех же притчей. Притчи повторяются вполне или только половиною, внутри одного и того же отдела или в разных отделах. В первом отделе (1–9) таких повторений немного, именно предложение, заключающееся в Притч.2:1 в весьма мало измененном виде повторяется в Притч.7:1 и Притч.3:14 в Притч.8:11 . Гораздо больше таких повторений во втором отделе. Здесь встречаются: a) повторение целой притчи в тождественной форме Притч.14:2 ­­ Притч.16:25 ; ß) повторение притчи в несколько измененном выражении хотя с удержанием того же смысла или с весьма незначительным изменением смысла Притч.10:1 ­­ Притч.15:20 , Притч.14:20 ­­ Притч.19:4 , Притч.16:2 ­­ Притч.21:2 , Притч.19:5 ­­ Притч.19:9 , Притч.20:10 ­­ Притч.20:23 , Притч.10:2 ­­ Притч.11:4 , Притч.13:15 ­­ Притч.14:27 , Притч.21:9 ­­ Притч.21:19 . γ) Притчи с одинаковою первою строкою Притч.10:15 ­­ Притч.18:12 . δ) Притчи с сходною второю строкою Притч.10:6 ­­ Притч.10:11 , Притч.10:8 ­­ Притч.10:10 , Притч. 15:6 ­­ Притч.18:12 . ε) Притчи с не вполне сходною одною строкою: Притч. 11:13 ­­ Притч.20:19 , Притч.11:6 ­­ Притч.16:5 , Притч.12:14 ­­ Притч.13:2 , Притч.14:21 ­­ Притч.17:5 , Притч.16:19 ­­ Притч.18:13 , Притч.19:12 ­­ Притч.20:2 . В третьем отделе ( Притч.22:17–24:22 ) повторяются чаще отдельные строки стиха в других соединениях ср. Притч.23:3 и Притч.23:6 , Притч.23:10 и Притч.22:28 , Притч.23:17–18 и Притч.24:13–14 , Притч.22:23 и Притч.23:11 , Притч. 23:17 и Притч.24:1 . Встречаются здесь и повторения притчей второго отдела, ср. Притч.23:27 с Притч.22:14 , Притч.24:6 с Притч.11:14 , Притч.24:20 с Притч.13:9 . Есть повторения и в четвертом отделе ( Притч.24:23–34 ) несмотря на всю его краткость, впрочем, не внутренние, а внешние, ср. Притч.24:33–34 ­­ Притч.6:10–11 . Наконец пятый отдел 25–29 имеет одно внутреннее повторение Притч.29:5 ­­ Притч.26:28 и целый ряд внешних повторении притчей второго отдела: а) повторение целой притчи в той же форме: Притч.25:24 ­­ Притч.21:9 , Притч.26:13 ­­ Притч.18:8 , Притч.27:12 ­­ Притч.22:3 , Притч.27:13 ­­ Притч.20:16 ; ß) повторение той же притчи в несколько измененном выражении Притч.26:13 ­­ Притч.22:13 , Притч.26:15 ­­ Притч.19:24 , Притч.28:6 ­­ Притч.19:1 , Притч.28:19 ­­ Притч.12:11 , Притч.29:13 ­­ Притч.22:2 ; γ) притчи с одною сходною и одною несходною строкою Притч.27:21 ­­ Притч.17:3 , Притч.29:11 ­­ Притч.15:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Основное положение книги Екклезиаст — учение о суете (1—2 глл.) раскрыто подобным образом и в Притчах (13:11; 21:6; 31:30). Поведение мудрого и глупого, характеристика мудрости и глупости в обеих книгах вполне сходны. Общее направление мудрствования обеих книг вполне сходно. Даже многие частные советы и суждения дословно сходны, например о царе и царской власти (Притч.14­­ Еккл.4:15—16; Притч.16:10, 15; 19­­ Еккл.8:3—4; 5:8); о богатстве (Притч.22­­ Еккл.6:2); об увлечении женщинами и распутстве (Притч.5:18—22; 22­­ Еккл.7:26); о кроткой речи и ее значении в глазах гневного начальника (Еккл.9­­ Притч.16:13—14); об умных и глупых речах человека (Еккл.9­­ Притч.18:21—22); о чести глупых рабов (Еккл.10:6—7 ­­ Притч.19:10); о поспешных и необдуманных обетах (Еккл.5­­ Притч.29:25); о бессмертии и значении для него мудрости (Притч.12­­ Еккл.7:12). Мудрость есть источник силы (Еккл.7:19; 9­­ Притч.24:5); доброе имя лучше всяких вещественных благ (Еккл.7­­ Притч.22:1). Мудрость дороже золота и серебра и всякого богатства (Еккл.7:11—12 ­­ Притч.3:13—15). Она дает жизнь человеку (Еккл.7­­ Притч.12:28; 21:21). Мудрец владеет глазами и имеет свет, а глупец во тьме (Еккл.2­­ Притч.17:24). Распутная женщина — «силки» для неопытного мужчины (Еккл.7­­ Притч.7:23); кто роет яму другому, тот сам упадет в нее (Еккл.10­­ Притч.26:27). Есть сходство в словоупотреблении: слово — улица, площадь (Еккл.10­­ Притч.7:8; Песн.3:2-й более нигде в Библии не употребляется. Gesenius. Hebr. Handw. 842 s.); и — ленивый и леность (Еккл.10­­ Притч.6:6; 19:15; 31— также более нигде не употребляется. Gesenius. ibid. 651 s.); словосочетание — птица (Притч.1­­ Еккл.10:20), — обнимать (Еккл.3:5; 4­­ Притч.6:10; 24:33); — кротость, уступчивость (Еккл.10­­ Притч.14:30; 15:4); — сладость жизни (Еккл.2­­ Притч.19:10; Песн.7:7); и — (Еккл.7­­ Песн.1:З). Нельзя не привести, по этому поводу, резкого мнения ученого критического направления Нольдэкке: «стиль книги Екклезиаст полный страсти, независимость различных частей, выражение приточное и конкретное, напоминают поэзию Притчей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

( Притч.14:9 ): посреди праведных – благоволение ( Притч.14:9, 11:27 ), т.е. благоволение по преимуществу или благоволение божественное. Это благоволение открывается в услышании молитв и исполнении желаний праведного и удовлетворении его нужд: «Иегова не допустит, чтобы душа праведного страдала от голода» ( Притч.10:3 ). «Иегова слышит молитву праведных» ( Притч.15:29 ). Вместе с этим кругозор праведника расширяется и его просвещенный дух легко различает вещи и их отношения: «ищущие Иегову понимают все» ( Притч.28:5, 29:7 ), между тем как нечестивые не понимают самых обыкновенных вещей. Человек на этом пути делается снисходительным и мягким, между тем как нечестивый бывает жесток и груб ( Притч.13:16, 10:32, 16:21–24 ). За то ему бывает и честь среди людей ( Притч.21:21, 12:8, 18:3 ), и добрая память ( Притч.10:7 ). Если у него будут враги, то Иегова предаст их в его руки ( Притч.16:7 ), и, вообще, нечестивые или глупые будут покорены благочестивому или мудрому ( Притч.11:29–30 ): «мудрый уловляет души своею мудростью и делает своим рабом глупого» ( Притч.17:2, 14:19 ). Вместе с тем к праведному течет богатство, не как следствие скупости, а как божественное благословение ( Притч.10:22, 13:8, 14:24, 15:6 ), богатство, увеличивающее свою силу в руках праведного ( Притч.10:22 ) и не уменьшающееся от его благотворительности ( Притч. 11:24 ). Наконец, такое просвещенное направление и жизнь наполняют праведника уверенностью и надеждою в дни опасности, так что его невинность служит ему постоянным руководителем и спасителем ( Притч.10:9, 10:29, 11:3, 11:5, 13:6, 18:10, 28:1 ). Вообще, праведному никакое зло не может приключиться ( Притч.12:21 ). Между тем как на долю нечестивого выпадают только смятения и волнения, так, что он обманом начиная, обманом и оканчивает ( Притч.11:18 ), у человека праведного есть твердое основание, нечто недоступное никаким изменениям, как глубокий неискоренимый жизненный корень ( Притч.10:25, 10:30, 12:3, 12:7, 12:19, 14:11 ); спасение и честь переходят даже на потомство праведного ( Притч.11:21, 14:26, 20:7, 22:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Хотя я должен был отвечать твоему безумию из всего Писания и, подобно Давиду, игравшему на цитре, божественными глаголами укротить неистовство сердца твоего; но я ограничусь немногими свидетельствами одной книги и глупости противопоставлю мудрость, чтобы ты не пренебрегал по крайней мере небесным, если презираешь человеческое. Итак послушай, что о тебе и о всех недоброжелательных, злоречивых и любопритетельных говорит премудрый Соломон: «безумнии досады, суще желателие, нечестивии бывше, возненавидеша чувство» ( Притч.1:22 ). «Не соплетай на друга твоего зла» ( Притч.3:29 ). «Не враждуй на человека туне» ( Притч.3:30 ). «Нечестивии вознесоша безчестие» ( Притч.3:35 ). «Отыми от себе строптива уста и обидливы устне далече от тебе отрини; око досадителя, язык неправедный, руце проливающыя кровь праведнаго, и сердце, кующее мысли злы, и нозе, тщащиися зло творити» ( Притч.4:24, 6:17–18 ). «Иже утверждается на лжах, сей пасет ветры, той же поженет птицы парящыя; остави бо пути своего винограда, в стезях же своего земледелания заблуди, проходит же сквозь пустыню безводную и землю, определенную в жаждех, собирает же руками неплодие» ( Притч.9:12 ). «Уста продерзаго приближаются сокрушению; износящии же укоризну безумнейши суть» ( Притч.10:14, 18 ). «Душа благословенна всякая простая; муж ярый не благообразен» ( Притч.11:25 ). «За грех устен впадает в сети грешник» ( Притч.12:13 ). «Путие безумных правы пред ними» ( Притч.12:15 ). «Безумный абие исповесть гнев свой» ( Притч.12:16 ). «Мерзость Господеви устне лживы» ( Притч.12:22 ). «Еже хранит своя уста, соблюдает свою душу; продерзивый же устнами устрашит себе» ( Притч.13:3 ). «Злый с досаждением творит злая, безумный же прострет свою злобу» ( Притч.13:17 ). «Взыщеши премудрости у злых и не обрящеши» ( Притч.14:6 ). «Путей своих насытится дерзосердый» ( Притч.14:14 ). «Премудр убоявся уклонится от зла; безумный же на себе надеявся смешавается с ним» ( Притч.14:16 ). «Долгтерпелив муж мног в разуме; малодушный же крепко безумен» ( Притч.14:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Притч.31:11 . Доверяет ей сердце мужа ея: и оно не останется без возмездий. Притч.31:12 . Ибо она делает мужу добро, а не зло, во всю жизнь. 13. Прядя шерсть и лен, готовит благопотребное руками своими. Притч.31:14 . Она, как корабль, торгующий далеко, добывает себе зажиточность. Притч.31:15 . По ночам встает, и раздает пищу дому и работу служанкам. Притч.31:16 . Задумает о ниве, и покупает ее: а от трудов рук своих насаждает виноградник. Притч.31:17 . Подпоясавши крепко чресла свои, берется руками своими за дело. Притч.31:18 . А испытав, что полезно трудиться, не гасит светильника своего во всю ночь. Притч.31:19 . Руки свои протягивает к прялке, и пальцами своими берется за веретено. Притч.31:20 . Горсти свои открывает нищему, и длань свою простирает к бедному. Притч.31:21 . Муж ея не задумывается о домочадцах, когда где замедлит: ибо все у ней одеты в две одежды. Притч.31:22 . Мужу своему она изготовила плащи, а себе одежды из виссона и червленицы. Притч.31:23 . Все смотрят на мужа ея у ворот, когда он сядет тут в собрании старейшин земли. Притч.31:24 . Она готовит полотно и поясы, и продает их хананеям. Притч.31:25 . Одевается в прочные и благопристойные платья, и весело ей на будущие дни. Притч.31:26 . Уста свои раскрывает прилично и чинно, и речи свои ведет порядком. Притч.31:27 . Непроницаемы ходы домов ея: а хлеба ленивого она не ест. 28. Выросли дети ея и разбогатели: а муж ея восхвалил ее [[В евр. не так.]]. Притч.31:29 . Многия дочери стяжали богатство, многия сделались сильны: а ты всех их превзошла. Притч.31:30 . Охота женщины нравиться – обманчива, и красота ея – суетна: а жена благочестивая благословенна. (Страх же Господень да воспевает она). Притч.31:31 . Воздайте ей от плодов рук ея и да восхвалится у ворот муж ея [[У ворот города старейшины судили о делах. Тут произносились и похвалы наилучшим гражданам.]] Образец четвертый. Песнь Песней Переведена с греческого текста, изданного в Москве в 1821 году. А перечет разглагольствующих тут лиц, с разделением всей Песни на четыре части под буквами А. В. Г. Д., заимствовано мною из знаменитой рукописной Библии синайской, которую я описал в первом, печатном, путешествии моем на Синай. Так как мой русский перевод священных книг ветхого завета назначается для чтения в домах, а не в церквах; то такой перечет, не означенный в греч. переводе Песни Песней 72 толковниками, я смело поместил здесь, во первых, потому что он сделан такими глубокими знатоками св. Писания, каковы были знаменитые учители александрийской огласительной школы, именно, Пантен, Климент, Ориген , Пиерий, св. Макарий александр., во вторых, потому что он, как нельзя лучше, уясняет буквальный смысл Песни Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Притч.11:15 . Лукавнующий делает зло, когда пристанет к праведнику: ему ненавистно эхо благосостояния его. Притч.11:16 . Жена благодатная возстановляет мужу славу: а жена, ненавидящая праведное, есть престол безчестия. – Ленивые бывают скудны богатством: а доблестные богатеют крепко ст. в евр. иначе, а конец 16 ст. отсутствует.]. Притч.11:17 . Муж милосердый делает добро душе своей: а не милосердый губит тело свое. Притч.11:18 . Нечестивый творит дела неправедныя: а посев праведных вознаграждается истиною. (верно). Притч.11:19 . Сын праведный раждается жить: а нечестивый бежит к смерти. Притч.11:20 . Мерзость Господу – кривые пути: приятны же Ему все, не осквернившиеся на пути своем. Притч.11:21 . Несправедливец, вложивший руки в руку, не останется без наказания: а сеющий справедливость получит награду верных. Притч.11:22 . Что золотое кольцо в носу свиньи, то красота – женщины безразсудной. Притч.11:23 . Всякое желание праведных ко благу: а надежда нечестивых погибнет. Притч.11:24 . Есть люди, которые посеяв свое получают многое: есть и такие, которые собирая чужое беднеют. Притч.11:25 . Всякая душа благословенная проста: а муж ярый не благообразен. Притч.11:26 . Кто удерживает пшеницу, тот оставляет ее разве язычникам: а на голову раздающого низходит благословение. 27. Кто делает доброе, тот ищет благодати доброй: а кто ищет зла, того и постигает оно. Притч.11:28 . Понадеявшийся на богатство свое, сей падает: а заступающийся за праведных возсияет. Притч.11:29 . Не смотрящий за домом своим наследует ветер: и глупый будет работать у разумнаго. Притч.11:30 . Из плода правды вырастает дерево жизни: а неспелые души беззаконных погибают стт. в евр. иначе.]. Притч.11:31 . Ежели праведник едва спасается; то где явится нечестивый и грешный? Глава 31. От стиха 10-го до конца [[Изображение доброй жены. – В еврейском тексте оно написано по порядку азбуки, так что каждый стих начинается особою буквою ея: а по славянски переведено, как и все притчи, неудачно.]] Притч.31:10 . Жену доблестную кто найдет? Она дороже многоценных камней.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Притч. 16 :23. Сердце мудрого уразумеет исходящее из собственных уст его, ибо в устах он носит мудрость. Притч. 16 :24. Добрые слова — сотовый мед, сладость их — врачевство для души. Притч. 16 :25. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их смотрит на дно ада. Притч. 16 :26. Трудящийся человек трудится для себя и избавляется от своей погибели, а человек коварный в своих устах носит погибель. Притч. 16 :27. Человек неразумный копает себе зло, а на устах своих собирает огонь. Притч. 16 :28. Человек коварный распространяет зло, возжигает для злых обманчивый светильник и разлучает друзей. Притч. 16 :29. Беззаконный человек прельщает друзей и отводит их на недобрые пути. Притч. 16 :30. Устремив глаза свои, он придумывает коварство, закусывая 88 губы свои определяет все злое. Он печь злобы. Притч. 16 :31. Венец хвалы — старость; обретается же она на путях правды. Притч. 16 :32. Долготерпеливый муж лучше сильного, и разумный муж лучше искусного земледельца 89 , а удерживающий гнев лучше завоевывающого город. Притч. 16 :33. За пазуху к нечестивым все входит, но от Господа все честное 90 . Глава 17 1—7. Мудрые живут в мире и правде и имеют потомство, достигают власти, а глупые живут беззаконно, лгут и безчестны и бедны бывают; 8—14 — злые производят ссоры, воздают злом за добро и страдают; 15—21 — мудрый правдив, любит и хранит дружбу, а глупый любит неправду, ссоры и печалит родителей; 22—28 — веселое сердце отражается в лице и жизни человека, а мудрость — в словах, и глупый кажется умным, когда молчит. Притч. 17 :1. Лучше кусок хлеба с удовольствием в мире, нежели дом, наполненный большим богатством и неправедными жертвами со враждою. Притч. 17 :2. Разумный раб господствует 91 над неразумными господами и между братьями разделит наследство на части. Притч. 17 :3. Как испытывается в печи серебро и золото, так — избранные сердца у Господа. Притч. 17 :4. Злодей внимает языку беззаконных, праведный же не внимает лживым устам. Притч. 17 :5. Кто осмеивает бедного, тот прогневляет Творца его. Кто радуется погибели (другого), тот не останется без наказания, а милосердый помилован будет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Таким образом, жизнь в глупости и неправедности, рассматриваемая со стороны ее необходимых последствий, представляет самую печальную картину. Гоняясь постоянно за благами, нечестивый лишен действительных благ, и то мнимое благо, которого он достигает, является для него злом, сетью, в которую он запутывается ( Притч.12:12, 24:16, 29:6, 28:10, 26:26–28 ); что казалось сладким для него, то обращается в горькое и печальное ( Притч.20:17 ). Удрученный бременем прегрешения, человек едва уже в состоянии узнавать прямой путь, – так бывает извращено его разумение и ограничена область его возможной деятельности ( Притч.28:8 ), – и наконец, ожесточившись в виду первых постигающих его печальных последствий, человек тем решительнее и неизбежнее подвергается последнему удару: нечестивый, будучи обличаем, ожесточает выю свою, пока не сокрушится окончательно, так что исцеление его делается невозможным ( Притч.29:1 ). Жертва и выкуп, который он вздумал бы представить, не будут иметь никакой силы ( Притч.14:9 ); ввиду самой очевидной опасности, ему не будет заступника, он будет бежать в ров, и никто не удержит его ( Притч.28:17 ), и если существование нечестивого имеет какое-либо назначение, то только назначение послужить жертвою для дня погибели ( Притч.16:4 ). С другой стороны человека праведного сопровождают все истинные блага. Этим благом прежде всего служит самая жизнь в высшем смысле слова. Если человек не противоречит указанному Богом идеалу жизни, то он принимает участие и в ее блаженстве, и притом не только в низшем смысле, поскольку его дни идут покойнее и продолжительнее, чем дни нечестивых ( Притч.10:27, 11:19 ; ср. Притч.15:10, 21:16 ), но и в высшем смысле, поскольку он принимает действительное участие в бессмертии и истинной вечной жизни. «На пути правды жизнь и уравненная тропа бессмертия» ( Притч.12:28, 15:24, 21:21 ). При самой смерти человек праведный не лишен надежды ( Притч.14:32 ). От этой жизни нераздельно ближайшее общение с Иеговою и Его благоволение как награда ( Притч.12:2, 14:26 ), (благоволение, которое, как таковое, называется здесь даже просто ευδοκα): напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010