Более точное значение евр. слов – габиель, как в русск. пер. (ср. Притч.11:6 πωλεα), злая похоть (= Мих.7:3 χαταθυμον) и нечестие (=сирск. и Пс.51:4 и 54:12 δικα). Сд имъ, бже, да падтъ мыслей своихъ: по множеств ихъ изрини , к прегорчиша т, Гди. 11. Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. 11 . Враги псалмопевца, по глубокому своему развращению, заслуживают суда и наказания Божия, так как, замышляя восстание против Давида, они тем самым, восстают (сл.-гр. преогорчают, т. е. крайне оскорбляют) против самого Бога, избравшего его царём народа Своего; поэтому он и молит Господа – произнести на них праведный суд Свой, чтобы они сами погибли (=пали, ср. Пс.35:13 ) от своих же собственных замыслов ( Ос. 11:6 ; ср. Пс.7:16; 34:7–8; 140:10 ) и, как противники воли Божией, отвергнуты были от лица Божия ( Притч. 14:32 ; ср. Втор.31:17–18 ) и из среды избранного народа, чем именно и угрожал нечестивым Сам Господь еще в законе Моисеевом (ср. Втор.29:28; 30:1 ). Гр.-слав.: да падтъ мыслей своихъ=пусть они обманутся в своих расчётах (Зигабен) и отстанут от своих замыслов (ср. Иудиф.11:6 ). И да возвеселтс вс на т, во вкъ возрадютс, и вселишис въ нихъ: и похвалтс теб им тво. 12. И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. к ты блгвиши првника, гди, к внчалъ насъ. 13. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его. 12–13. Если Господь совершит Свой праведный суд над нечестивыми и таким образом правое дело восторжествует, то это будет источником величайшей радости и всегдашнего ликования для всех угнетаемых ими людей благочестивых, – уповающих на Господа и любящих Его. А когда церковь Божия очищена будет от нечестивых, тогда ничто уже не будет препятствовать, чтобы Господь, по своему обетованию, обитал среди рабов Своих, являя им Свою милость и покровительство ( Лев. 26:10 ; 2Кор. 6:16 ), и они, в чувстве любви и благодарности, будут прославлять Его, как покровителя и защитника праведников, который во всем ниспосылает им Свое благословение (ср. Втор.28:2–13 ) и Своим благоволением ограждает их как щитом, предохраняя от различных опасностей в жизни (ср. Пс.90:3 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В Екклез. 5, 3. 4. намёк на то, что во время Екклезиаста любили давать обеты и не заботились об исполнении их: когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его; потому что Он не благословит к глупым: что обещал исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить . О том же говорит Соломон и в Притчах, 20, 25: стыд для человека поспешно давать обет и после обета обдумывать. Екклезиаст сильно жалуется на глубокое развращение в его время: сердце сынов человеческих не страшится делать зло (8,11); сердце сынов человеческих исполнено зла, и безумие в сердце их, пока живут (9, 3). Видно что увлечение чувственностью было общим недугом его времени; женщина представляла не счастье человека, а источник общего бедствия (7, 26); людей, помнящих о своём назначении и человеческом достоинстве, Екклезиаст находил – из мужчин одного на тысячу, а из женщин – ни одной (7, 28). Не тоже ли самое предполагается в Притчах, где Соломон увещевает сынов человеческих отстать от безумия и последовать внушением и советам мудрости, где глупость изображается под образом беспутной женщины, сидящей у дверей своего дома и зазывающей к себе всех проходящих (Притч. Гл. 1–9), где Соломон чаще всего предостерегает юношу от жены любодейной и с особенною живостью и силою рисует разврат современных женщин, разыми видами соблазна увлекающих в сети прелюбодеяния ( Притч. 2, 16–19. 5, 3–11. 20. 6, 24–25. 76 5–27 и друг.)? Из этих примеров сличения нашей книги с книгою Притчей видим, что указываемые в ней недуги её современного происхождения общества, не чужды тому времени, в которое жил Соломон, и что высказывать их Соломону не казалось сатирою на самого себя. Но этим сличением далеко не обрисовывается то специальное положение вещей, какое видится в содержании нашей книги. В представленных параллелях мы видим только общие нравственные очерки жизни, современной Соломону, но не видим ещё самого Соломона. А его-то образ, его личная история, его историческое положение, прежде всего представляются в нашей книге, так как он передаёт в ней не только то, что видел под солнцем, но и что сам испытывал в своей жизни, дознал собственным опытом. Обыкновенно представляют Соломона мудрейшим и счастливейшим не только из царей земных, но и из всех людей, живших в мире, и его царствование считают золотым веком в истории еврейского народа. Вот с этими то обычными представлениями о Соломоне и его царствовании далеко не сходится наша книга. Это заставляет нас глубже войти в историю жизни и правления царя Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

В поучениях отцов-пустынников древности можно найти целый ряд историй о том, что у монахов не было проблем с духовным ростом, пока они не находили какие-то сокровища. Движимые изначально благими целями, миссионерскими например, не всякие из них могли умело деньгами распорядиться. Некоторые начинали тратить на себя, на роскошь, изысканное питание и отдых, а затем духовно погибали. То же можно сказать и о церковнослужителях, которые в погоне за меценатами в дорогих одеждах с золотыми перстнями совершали грех лицеприятия, забывая о том, что именно богатые нередко позорят христианское имя, притесняя бедных и ведя с ними судебные тяжбы (см.: Иак. 2: 2–7). В Евангельском благовестии, как и в Ветхом Завете, постоянно подчеркивается, что праведник не должен гнаться за богатством. «Лучше бедняк, что живет непорочно, чем богач, чьи пути превратны», – писал автор Притч (Притч. 28: 6). Не заботьтесь, «что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6: 31), ибо «жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 15: 15); «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26; ср.: Пс. 48: 7–14), – постоянно говорил Христос. Но если Бог богатство уже дал, как дар или талант, значит, им надо распорядиться благоразумно, не закапывая его в землю. Олицетворение милосердия в виде женской фигуры, раздающей деньги бедным. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129 д. Л. 35) Это касается семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это касается взаимопомощи. Для апостола Павла христиане тем отличаются от других людей, что посреди множества суровых испытаний они переполнены радостью и «при крайней бедности – без меры богаты щедростью» (2 Кор. 8: 2). «При сем скажу, – писал апостол, – кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9: 6–7).

http://pravoslavie.ru/66151.html

Весьма многие люди жалуются на свое положение и на свои внешние обстоятельства. а) На что именно ? Жалуются и ропщут очень часто на бедность, на низость звания, на нужды и заботы, на ничтожное вознаграждение за труды, на воображаемое пренебрежение, на худые времена и т. д. Жалобы, например, на худые времена никогда не умолкают; однако по прошествии времени оказывается, что одному приходится лучше, а другому несколько хуже. При дороговизне хлеба можно сделать наблюдение, что жалуются даже те, которые извлекают из того выгоду и т. д. б) Что говорит уже против этого человеческий разум ? Он должен сказать, что очень многие люди сами несколько виноваты в своем неблагоприятном положении. Он должен сказать, что нужно сравнивать свою участь не с теми, которые, по-видимому, поставлены выше и лучше нас, а с теми, которые ниже и хуже нас. Бедный так охотно глядит на богатого, не думая, что одно богатство не делает еще счастливым, и что люди состоятельные часто также несут свой крест и имеют много скорбей. “Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много ” (Притч. 13:7), т. е. один кажется богатым, и однако ничего не имеет, а другой выглядит бедным, а имеет великое богатство. Обремененный тяжелым и продолжительным дневным трудом взирает с завистью на того, кто работает ежедневно только несколько часов. Но разве ленивец счастлив? Не в труде ли — главный источник счастья? Разум говорит, что следует помогать самому себе и утешаться, обращая внимание на лучшие стороны своего положения, вместо худших и т. д. в) Как погрешают против Бога и веры в Него ? При таком ропоте и жалобах грешат против Слова Божьего: “ от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? ” (Притч. 20:24). “ Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ” (1 Цар. 2:7). “ Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит ” (Псал. 36:5). “ Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику ” (Псал. 54:23). “ Знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу ” (Рим. 8:28).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Доброе слово не за деньги покупается; нужно только доброе сердце иметь, и слова будут добрые; а доброе слово и злого человека делает добрым, напротив же, гневное и доброго делает злым, великим злодеем. Раз со святым Макарием встретился идолопоклонник, который за несколько [времени] пред сим избил ученика Макариева за одно слово, сказанное ему в огорчении. Макарий же, увидя сего злого человека, несущего на себе дерево, с сердоболием приветствовал его таким словом: «Спасися, трудолюбие, спасися!» И такое простое слово, исшедшее от сердца доброго, так подействовало на злого человека, что он тотчас же пал к ногам святого и слезно просил его научить, как спастись. Вот что значит слово, исходящее от доброго сердца! А мы по неразумию .думаем, что слова наши ничего не значат, тогда как они имеют великую силу. «Если подуешь на искру, она разгорится, – говорит Писание, – а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих» ( Сир.28:14 ). «Мягкий язык переламывает кость» ( Притч.25:15 ), «кроткий ответ отвращает гнев» ( Притч.15:1 ). Потому и слова наши будут все добрые и злые представлены на суд Божий, как возвестил нам Господь наш: «что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» ( Мф.12:36 ). Слова наши могут доставить нам оправдание на суде иди осуждение: «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф.12:37 ), – говорит Господь всякому из нас. Ибо слова суть плоды сердца; и как нет доброго дерева, которое принесло бы худой плод, нет худого дерева, которое принесло бы плод добрый, так и злые сердца рождают злые слова, а добрые сердца – добрые слова ( Мф.12:33 ). Потому и Господь говорил фарисеям: «порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы» ( Мф.12:34 )? Мы же, которые еще не поработились совершенно злу, будем бороться со злом, ибо кто чем побежден бывает, тот тому и порабощается ( 2Пет.2:19 ). «Буду я наблюдать за путями моими, – говорил пророк Давид, – чтобы не согрешать мне языком моим» ( Пс.38:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Евангелие от Матфея. Протоиерей Олег Стеняев. 20.03.2013 11:20:32 Протоиерей Олег Стеняев Сегодня мы читаем Евангелие от Матфея. Рассмотрим в данном отрывке две темы: благословение детей и встреча Господа с богатым юношей. Сначала апостол Матфей рассказал об отношении Христа к браку и безбрачию, затем он переходит к истории о благословении детей, ведь главная цель брака - чадородие, о чем говорится в книге Бытия, 1 глава, 27-28 стих. Но, конечно же, счастье совместной, семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: кто нашел добрую жену - тот нашел благо и получил благодать от Господа (Притч. 18, 23). И еще: дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена от Господа (Притч. 19, 14). И вот мы читаем 13 стих 19 главы Евангелия от Матфея: «Тогда были приведены к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение: ученики делали так не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому что, не имея вполне совершенной веры, думали, что Он, подобно другим людям будет утомлен надоедливостью, несвоевременностью приносивших. Блаженный Феофилакт Болгарский поясняет: матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение через прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке, с шумом, потому ученики и не допускали их. Объясняя, почему такой шум был от детей, Евфимий Зегобен, ученый монах- византиец, пишет: Лука назвал их младенцами, которые приносилися по вере родителей. То есть среди детей, которых приводили к Нему, были и младенцы, которых приносили к Нему, об этом свидетельствует Евангелие (Лк. 18, 15). Греческий глагол «привели» может также иметь значение «принесли». Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории - все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя рассказ занимает всего два стиха. Это действительно очень красиво - Христос, благословляющий детей, матери, которые смотрят на это событие и тут же стоящие апостолы со своим недоумением.

http://radonezh.ru/text/evangelie-ot-mat...

Об отречении Петра пишут все четыре Евангелиста. И конечно, каждый из них плакал, выводя эти слова. Потому что хотя и не случилось самим вот так отречься, но каждый чувствовал, что и с ним могло случиться подобное. Наверняка плакал и сам Иоанн Богослов, хотя он один из всех был и во дворе, и потом – у самого креста. «Ну и что же, – наверное, думал он, – просто я „был знаком первосвященнику“, а никакой тут заслуги моей нет». О тех, кто твердо стоит и не падает, одно можно с уверенностью сказать: сколько же в них должно быть смирения и сочувствия к падшим! Ведь давно уже замечено, что «погибели предшествует гордость, а падению – надменность» ( Притч.16, 18 ), и что «пред падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» ( Притч.18, 13 ). Особенно перед Крестом. Суббота. О самом длинном вечере Мф.28:1–20 Рим.6:3–11 Великая суббота – самый длинный, самый удивительный, самый насыщенный день церковного года. На утрени Великой субботы совершается чин погребения Спасителя. Мы обносим вокруг храма тело нашего Господа, полагаем его, как во гробе, в середине храма. Тут же мы вспоминаем последнее деяние врагов Христовых. Они пришли к Пилату и сказали: «Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: „после трех дней воскресну“. Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня». Пилат повелел. «Они пошли, и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать». На этом все кончается. Начинается Вечерня Великой субботы. Особенность этой службы – пятнадцать паремий, то есть избранных чтений из ветхозаветной истории. Медленно проходят картины сотворения мира, примеры Божьего промысла о человечестве, установление Ветхозаветной Пасхи, пророчества о грядущем Спасителе, примеры воскрешения мертвых пророками. Вообще – удивительная вещь наше Богослужение. Перед нами – вся история мира. С нами здесь, реально присутствуют, как с Господом на Фаворе, – и чающие пришествия Христова пророки, и потерявшие Его Апостолы; здесь же и мы, уже знающие о Его воскресении. Все – «здесь», все – «ныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Откровение говорит также об участии Премудрости в творении мира и о Ее соучастии в делах Божественного Промысла. В Книге Притч Премудрость говорит о Себе: я была при Нем (при Боге) художницей во время творения мира и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его ( Притч.8:30 ). В Прем.7:21 Она также названа художницею всего. В Прем.9:9 прямо говорится о соучастии Премудрости в творении мира: С Тобою премудрость, которая знает дела Твои и присуща была, когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими. Кроме того, Премудрость есть чистое зеркало действия Божия... Она – одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет ( Прем.7:26–27 ). В десятой главе Книги Премудрости приводятся многочисленные примеры участия Премудрости в делах Промысла. Нетрудно заметить, что характеристики ветхозаветной Премудрости во многом совпадают с теми свойствами, которые в Новом Завете усвояются Сыну Божию: личное бытие, теснейшее единство с Богом, происхождение от Бога посредством рождения, предвечность бытия, соучастие в творении и в делах Промысла, всемогущество (может все). Сам Господь Иисус Христос в Новом Завете некоторые Свои поучения строит по образу высказываний ветхозаветной Премудрости. Например, Премудрость говорит о Себе: Я – как виноградная лоза, произращающая благодать ( Сир.24:20 ). Господь Иисус Христос в Новом Завете также говорит: Я есмь истинная виноградная лоза,.. Я есмь лоза, а вы ветви ( Ин.15:1, 5 ). Премудрость говорит: Приступите ко мне ( Сир.24:21 ), и Господь также призывает: Придите ко мне все труждающиеся и обремененные... ( Мф.11:28 ) 319 . В-третьих, Сын Божий в Ветхом Завете может именоваться «Слово» 320 . Это наименование встречается в Псалмах: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их ( Пс.106:20 ). На Лицо Сына и Его отличие от Отца указывают также и ветхозаветные мессианские пророчества: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс.2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Очень органичный переход: апостол Матфей, рассказав об отношении Христа к браку и безбрачию, переходит к истории о Благословение детей. Ведь главная цель брака чадородие ( Быт.1:27–28 ). Но, конечно же, и счастье совместной семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа…» ( Притч.18:23 ); и еще: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч.19:14 ). И мы читаем 13-й стих 19-й главы Евангелия от Матфея: Мф.19:13 . «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение апостолов: « [Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, и думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших ». Блаженный Феофилакт поясняет: « Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их ». Объясняя, почему такой шум был от детей, Ефимий Зигабен пишет: «Лука (18, 15) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей». То есть сред детей, которых приводили к Нему, были и дети (младенцы), которых приносили к Нему. Греческий глагол привели может также иметь значение принесли. Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории. Все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя весь рассказ занимает всего два стиха (Баркли). Обратившийся в христианство индус Премананд, приводит слова своей матери. Когда Премананд принял христианство, его семья прогнала его, и двери дома были закрыты для него. Но иногда он все же приходил украдкой повидать свою мать. Его принятие христианства разбило ей сердце, но она не переставала любить его. Она рассказала Премананду, что когда она носила его в чреве, один миссионер дал ей книгу Евангелий. Она прочитала их; эта книга даже все еще была у нее. Она сказала сыну, что у нее не было желания стать христианкой, но в те предшествовавшие его рождению дни она иногда мечтала, чтобы он вырос и стал бы таким человеком, как Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так и ты, когда будет в твоих руках враг, не о том заботься, как бы отомстить ему и, осыпав бесчисленными ругательствами, выставить его на позор, а о том, как бы уврачевать его, как бы возвратить к кротости; и до тех пор не переставай делать и говорить все, пока своей кротостью не победишь его жестокости. Ничего нет могущественнее кротости. Указывая на это самое, некто сказал: " мягкий язык переламывает кость " (Притч.25:15). Что тверже кости? Однако, хотя бы кто был так же тверд и жесток (как она), и его легко победит тот, кто будет обращаться с ним кротко. И еще: " кроткий ответ отвращает гнев " (Притч.15:1). Отсюда ясно, что ты более чем сам враг твой, властен и раздражить, и укротить его. В самом деле, от нас, а не от тех, кто гневается (на нас), зависит и погасить пламень их гнева, и раздуть его сильнее. И это самое объяснил опять сказавший предыдущие слова простым примером. Если, говорит, подуешь на искру огня, то возгорится пламя, а если плюнешь, то погасишь; то и другое в твоей власти: " то и другое выходит из уст твоих " (Сир.28:14). Так и с враждой ближнего: если ты будешь говорить с ним дерзко и надменно, то зажжешь в нем огонь, раздуешь угли, а если кротко и ласково, то потушишь весь гнев прежде, чем поднимется пламя. Не говори же: то и то потерпел я; то и то слышал. Все это от тебя зависит. От тебя зависит воспламенить или погасить гнев, точно также как зажечь или потушить искру. Когда увидишь врага, или придет тебе на ум, сколько ты слышал или потерпел неприятностей, старайся забыть все это; если же и вспомнишь, приписывай это дьяволу, а сам припоминай то, что (враг) сказал или сделал тебе когда-либо доброго. Если на этом будешь останавливаться воспоминанием, то скоро прекратишь вражду. А если вознамеришься и обличить врага, и рассчитаться с ним, то наперед подави страсть и погаси гнев, а потом уже рассчитывайся и обличай: тогда легко можешь победить его. В гневе мы не можем ни сказать, ни выслушать что-нибудь здравое; а, освободившись от этой страсти, и сами не выпустим обидного слова, и не послышится нам, будто другие говорят что-нибудь такое, – потому что обыкновенно мы раздражаемся не столько от самого свойства слов, сколько оттого, что уже до этого были объяты враждой. Так часто, когда те же самые оскорбительные слова говорят нам или друзья в шутку и в веселом расположении духа, или малые дети, мы не только не чувствуем ничего неприятного и не сердимся, но еще улыбаемся и заливаемся смехом: это оттого, что мы слушаем не с расстроенным духом, не с объятой гневом душой. Стало быть, и в отношении к врагам, если ты погасишь гнев и отбросишь вражду, то никакое слово не сможет огорчить тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010