В притчах Иисуса термин δολος («раб», «слуга») встречается многократно – как в единственном, так и во множественном числе. Рабы, или слуги, являются героями в общей сложности двенадцати притч: о пшенице и плевелах ( Мф. 13:27–28 ), о немилосердном заимодавце ( Мф. 18:23, 26–28, 32 ), о злых виноградарях ( Мф. 21:34 ; Мк. 12:2, 4 ; Лк. 20:10–11 ), о брачном пире ( Мф. 22:3–4, 6, 8, 10 ), о благоразумном рабе/домоправителе ( Мф. 24:45–46, 48, 50 ; Лк. 12:43, 45–47 ), об ожидании хозяина дома ( Мк. 13:34 ), о бодрствующих слугах ( Лк. 13:37 ), о званых на вечерю ( Лк. 14:17, 21–23 ), о талантах ( Мф. 25:14, 19, 21, 23, 26, 30 ), о блудном сыне ( Лк. 15:22 ), о рабах, ничего не стоящих ( Лк. 17:7, 9–10 ), о десяти минах ( Лк. 19:13, 15, 17, 22 ) 168 . Термин δολος встречается в прямой речи Иисуса и за пределами притч, например в словах, обращенных к ученикам: Ученик не выше учителя, и слуга (δολος) не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его ( Мф. 10:24–25 ). Кто хочет между вами быть бóльшим, да будет вам слугою (δικονος); и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом (δολος) ( Мф. 20:26–27 ; Мк. 10:44–45 ). Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего ( Ин. 15:15 ). Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше ( Ин. 15:20 ). Время земной жизни Иисуса совпало с наивысшим расцветом рабства в Римском государстве. Если на раннем этапе существования Римской республики рабов было относительно немного, то в результате завоеваний периода поздней республики их количество расширилось во много раз – прежде всего за счет военнопленных, которых не убивали, а обращали в рабство. Превращение республики в империю, произошедшее в 27 году до Р. Х., при Октавиане Августе, способствовало дальнейшему развитию института рабства. Общее количество рабов на территории Римской империи времен Иисуса оценивается по-разному: в одной Италии их было, как принято считать, два-три миллиона, и соотношение рабов к свободным оценивается как 1 к 2 или 2 к 5 169 . При этом за пределами Италии, в том числе в Израиле, рабов было значительно меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 4 1–2. Продолжается противопоставление судьбы праведных судьбе нечестивых. 3–6. Бездетность не лишает праведных возможности оставить после себя благодарную память в потомстве, а нечестивые лишены этой возможности даже при наличности многочисленного потомства. 7–18. Ранняя смерть праведника – только скорейший переход к лучшей жизни. 19–20. Для грешника смерть – окончательная гибель. Прем.4:1 . Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей. Стихи 1–6 снова противопоставляют судьбу бездетных праведников судьбе нечестивых с их многочисленным потомством. 1 . Преимущество бездетных, но добродетельных людей в том, что память об их добродетели сохранится в потомстве, это своего рода тоже бессмертие. В более поздних книгах Св. Писания Ветхого Завета часто говорится о бессмертии имени в потомстве, как высокой награде за праведность ( Пс. 111:6 ; Притч. 10:7 ; Прем. 8:13, 10:14 ). Ценимая людьми, добродетель «признается» и у Бога. Прем.4:2 . Когда она присуща, ей подражают, а когда отойдет, стремятся к ней: и в вечности увенчанная она торжествует, как одержавшая победу непорочными подвигами. 2 . Раскрывает мысль о ценности добродетели: когда она живет среди людей, ей подражают, когда отойдет (т.е. добродетельный человек умрет), к ней стремятся. «И в вечности увенчанная она торжествует», этими словами раскрывается мысль предшествующего стиха, что добродетель «признается и у Бога». «Венец» весьма часто в Библии является образом счастья и отличия ( Иез. 16:12 ; Пс. 20:4, 88:40, 131:18 ; Притч. 12:4 ; Сир. 2:18 ); в особенности же – небесной награды верующим ( Иак. 1:12 ; 1Пет. 5:4 ; Откр. 2:10 ). Этот венец дается за «победу непорочными подвигами». Писателю вся жизнь человека представляется как борьба его со злом. Праведные достигают победы в этой борьбе подвигами святой жизни, которые здесь названы «непорочными». Аналогичное представление о жизни, как борьбе и о святости, как победном венце, находим еще у Ап. Павла 1Кор. 9:24–27 ; 2Тим. 2:3, 5, 4:17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если бы о них не совершались поминовения, то и не произносились бы эти слова. Наши действия – не сценические представления, – да не будет, – они совершаются по устроению Духа. Будем же помогать им и совершать о них поминовение. Если детей Иова очищала жертва отца ( Иов. 1:5 ), то почему ты сомневаешься, что, когда и мы приносим жертву за умерших, им бывает некоторое утешение? Бог часто подает благодать одним за других (сн. 2Кор. 1:11 ) ... Мы все одно тело, хотя члены – одни других превосходнее. Так, отвсюду возможно снискивать им прощение – и от молитв, и от приносимых за них даров» 151 . «Поминаем», свидетельствует св. Кирилл Иерусалимский , «и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставившихся св. отцах, и епископах, и вообще о всех из нас прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как святая предлежит и страшная жертва. Хочу я вас и примером уверить. Ибо я знаю, многие говорят: какая польза душе, с грехами или без грехов отходящей от мира сего, если она поминается в молитве? И что если бы какой царь послал досадивших ему в ссылку, а их ближние потом, сплетши венец, принесли бы ему оный за терпящих наказание, то не сделал ли бы он им облегчение наказания? Таким образом и мы за усопших, если они и грешники, принося Богу молитвы, не венец соплетаем, но Христа, закланного за наши согрешения, приносим, умилостивляя за них и за нас Человеколюбца Бога» 152 . б) Дела благотворения, совершаемые в память умерших, усиливают действительность молитв за них. «Милосердием и правдою очищается грех» ( Притч. 16:6 ). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» ( Притч. 19:17 ). «Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов. 12:9 ). «Ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму» ( Тов. 4:10 ). «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» ( Дан. 4:24 ). «Я говорю вам: прибретайте себе друзей богатством неправедным (ненадежным, скоропреходящим, не имеющим внутренней ценности), чтобы они, когда обнищаете (κλπητε) 153 , приняли вас в вечные обители» ( Лк. 16:9 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И при объяснении других книг Писания Ориген нередко становится, так сказать, в тупик пред буквальным смыслом того или другого места. Например, в третьей беседе на 36-й псалом он не признает буквального смысла в стихе 17: мышцы нечестивых сокрушатся. «Каким образом, спрашивает он, это может быть состоятельно по букве, хотя иной по неопытности и постарается дать силу (этой букве)? Многое в Писании так представлено, что может подействовать на человека крайне грубого и закоснелого, и вместе с тем давать побуждение к тому, чтобы, оставивши букву восходить к духовному разумению: так и теперь делают мышцы грешника, которым угрожает сокрушение... Итак, что же? Ужели мы будем думать, что будут сокрушены телесные мышцы грешника? Но мы видим, что не так легко этому случиться» 133 . Или выражение в книге пророка Исаии ( Ис.7:15 ): он будет питаться молоком и медом – заставляет Оригена вспомнить повеление: исследуйте Писания ( Ин.5:39 ) и вызывает в нем следующие размышления: «часто в Писании именем пищи телесной называется пища духовная. Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко ( 1Пет.2:2 ). Итак, есть без сомнения словесное молоко, и такого молока нам нужно искать. Опять в Притчах о меде написано: нашел ты мед? ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его ( Притч.25:16 ). Ужели Дух Святый заботился об обыкновенном меде, чтобы мы не слишком много его ели? Дух Святый очевидно говорит о меде духовном... Пчелы – пророки, они делают воск и изготовляют мед, а соты – их Писания, которые они оставили. И ты иди к Писанию и ищи меда. Ешь мед. И опять в Притчах говорится: ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей ( Притч.24:13 ). Думаешь ли, что здесь говорит Дух Святый: ешь мед, обыкновенно употребляемый, ибо он сладок? Я не смею говорить, чтобы Дух Святый повелевал мне о меде телесном: ешь мед. Вот я не имею его, или я такой природы, что не могу есть меда, каким же образом Он говорит мне: ешь мед и не ешь мяса, но ешь, сын мой, мед; потому что он сладок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Кротость Кротость заповедана нам: Облекитесь, как избранные Божьи, в смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу ( Кол.3:12 ). Напоминай оказывать всякую кротость ко всем человекам ( Тит.3:2 ). Иисус Христос, Господ наш, служит нам образцом кротости: Научитесь от Меня – говорит Он о Себе, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий ( Мф.21:5 ). Посему верующие, как рабы Христовы, должны: а) принимать слово Божие с кротостью: Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души ( Иак.1:21 ); б) быть кроткими по отношению ко всем людям: Кротость ваша да будет известна всем человекам ( Флп.4:5 ); в) выражать кротость во всем своем поведении: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). Я, узник в Господе, говорит о себе апостол Павел, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением ( Еф.4:1–2 ). Кротость заслуживает прощения даже больших проступков: Ответ с кротостью отвращает гнев ( Притч.15:1 ). Кротостью склоняется к милости вельможа ( Притч.25:15 ). Кротость есть одно из свойств Божественной мудрости: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна [кротка], послушлива ( Иак.3:17 ). Кротость драгоценна пред Богом: Да будет украшением вашим сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом ( 1Петр.3:4 ). Имеющий кротость а) будет наставлен Богом: Господь направляет кротких к правде и научает их путям Своим ( Пс.24:9 ); б) будет возвышен Богом: Смиренных [кротких] возвышает Господь ( Пс.146:6 ); в) будет избавлен и спасен: Восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных [кротких] земли ( Пс.75:9–10 ). Прославляет смиренных [кротких] спасением ( Пс.149:4 ). Кротким обещаны покой, мир и блаженство: Кроткие обрящут покой душам своим ( Мф.11:29 ) и насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю ( Мф.5:5 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но этот свет не только некогда вспыхнул на горе Фавор, а потом на горе Афон, этот свет всегда живет в Церкви и открывается в ней. Уже в ветхозаветной книге Притч мы читаем: «Свет праведных весело горит» ( Притч. 13:9 ). И ему вторит псалмопевец: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселье» ( Пс. 96:11 ). Что же это за свет, который озаряет и веселит праведников? Это Сам Господь. Поэтому царь Давид восклицает: «Господь – свет мой» ( Пс. 26:1 ). И тоже говорит пророк Михей: «Хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня» ( Мих. 7:8 ). И также: «Яви нам свет лица Твоего, Господи!» ( Пс. 4:7 ). Божественный свет не принадлежит человеку как нечто неотъемлемое, человек не обладает им в силу своей природы. Божественный свет не данность, но дар ( 1Ин. 5:20 ) и заданность ( Кол. 1:12 ) – это цель, устремляясь к которой, человек находит свое восполнение и завершение ( Откр. 21:24 ). Этот свет выводит за рамки тварного мира, его источник – Отец светов ( Иак. 1:17 ). И поэтому этот свет – свет богопознания, как об этом говорит апостол Павел: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией» ( 2Кор. 4:6 ). Вся наша жизнь есть беспрестанный процесс познания. Не только когда мы учимся, осваиваем новые языки, науки, навыки будущей профессии. Мы путешествуем – познаем мир. Мы общаемся – узнаем людей. Смотрим новости, читаем книги, газеты, публикации в интернете – каждый день узнаем нечто новое. Но сегодня Церковь напоминает нам, чтобы в этом процессе познания мы не упустили и не пропустили самого главного: живя в мире, мы призваны к познанию надмирного, т.е. к богообщению в свете, который сияет и весело разгорается в сердце праведника. Аминь! Дорогие братья и сестры! За каждой литургией мы слышим евангельские чтения. Но Священное Писание надо не только слушать и не только читать, его надо исследовать . Существует большая разница между современной литературой, которую мы читаем, и на которой мы во многом воспитаны, и библейскими книгами, к которым принадлежат также и канонические Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Средства приобрести насущный хлеб для тела: а) прилежная работа, б) бережливость, в) любовь к порядку, г) уповать на милость и помощь Божию: «И усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам» ( 1Фес.4:11 ). – «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» ( Притч.28:19 ). – «И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» ( Ин.6:12 ). – «Мудростью устрояется дом и разумом утверждается, и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» ( Притч.24:3–4 ). – «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строители его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон» ( Пс.126:1–2 ). – «И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» ( Пс.89:17 ). – «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» ( Пс.127:1–2 ). 3. Хлеб насущный, потребный для нашего пропитания, подается Богом Об этом так говорит св. Димитрий Ростовский : «Когда праотец Исаак проживал в филистимском городе Герарах, он посеял пшеницу на полях, взятых им внаймы у филистимлян, и жатва ему дала сторичный плод. Удивления достойно, что в голодное время, в бесплодное лето, на чужой стороне, Исаак сделал посев на чужих наемных полях и, несмотря на все это, собрал сторичный плод, тогда как у всех других земледельцев герарских нивы произрастили очень скудную жатву. Откуда получили такую силу плодородия нанятые Исааком герарские нивы? Послушаем, что говорит об Исааке Св. Писание: “приобрете в то лето сторичный плод ячменя, благослови же его Бог” ( Быт.26:12 ). Вот где сила плодородия земли – в Божием благословении на Исааке; в том, что Бог благословил его! Видите, сколь благоплодна нива благословения Божия! Поучайтесь от этого примера, христианские земледельцы, в поте лица вкушающие хлеб свой! Старайтесь прежде всего быть достойными Божия благословения, если хотите, чтобы ваши нивы приносили обильную жатву. Земля приносит плод, когда и сама по себе хороша, и хорошо будет возделана, хорошими семенами засеяна, да при этом еще достаточно орошена и согрета теплыми лучами солнца, обвеяна благорастворением воздуха; но если на ней не будет благословения Божия, все это имеет мало значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

так же мало страждет свобода наша, как и свобода ближнего нашего, если мы бываем свидетелями его поступков. 313 Значит – г) не наши поступки зависят от предведения Божия, а наоборот, потому-то Бог их и предвидит, или видит, что мы сами собой решились совершить их и совершаем. 314 Для разума истина всеведения Божия должна быть несомненна уже потому, что он представляет себе Бога существом совершеннейшим и беспредельным, а равно – и на основании тех причин (нами выше изложенных), какими объясняли всеведение Божие святые Отцы Церкви. Истину эту всегда признавали самые язычники. 315 2. Высочайшая премудрость. На основании общего понятия о премудрости, высочайшую премудрость Божию ( σοφα, sapientia) можно определить так: она состоит в совершеннейшем знании наилучших целей и наилучших средств, и вместе – в совершеннейшем умении прилагать последние к первым; след. – есть не что иное, как тоже всеведение Божие, только рассматриваемое в отношении к Божественным действиям, или есть самый разум Божий, рассматриваемый с практической стороны. 316 Священное Писание приписывает Богу это свойство со всей ясностью, когда – а) представляет Его вообще премудрым, у которого премудрость и сила; Его совет и разум ( Иов. 12:13 ), единым пре­мудрым Богом ( Рим. 14:26 ; 1Тим. 1:17 ; Иуд. 25 ) и источником мудрости для всех: если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему ( Иак. 1:5 ); Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум ( Притч. 2:6 ; Дан. 2:21 ). В частности – б) священнописатели Ветхого Завета указывают преимущественно на мир, как на зерцало премудрости Божией. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро – взывает Давид, восхищенный совершенством творения ( Пс. 103:24 ). Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом, – повторяет в притчах своих премудрый сын Давидов ( Притч. 3:19 ). Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса, – читаем в книге пророчества Иеремии ( Иер. 10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ум нужен для того, чтобы очищать душу от страстей. «Страсть есть неразумная любовь, – поясняет преподобный Максим Исповедник , – либо слепая ненависть» 120 . Следовательно, избавиться от страсти можно путем разумения – путем приведения неразумной любви к разумной, либо приобретением зрения в душе, прекращающего ее слепоту. Но «ум в душе», говорит преподобный Иоанн Дамаскин , это то же самое, «что глаз в теле», – он «дух», созерцающий то, что происходит в душе 121 . Поэтому именно он избавляет душу от слепоты, врачует ее от страстей. Очищение от страстей является важнейшей задачей в деле спасения, поэтому ум имеет и сотериологическое значение. С помощью ума происходит и обожение человека. Сначала, говорит святитель Григорий Палама, ум приобщается Божественному сиянию, а через него и тело становится светоподобным. По важности, которой определяется духовное делание, занятия умом стоят на втором месте после молитвы. «Все свободное время после молитвы, – поучает Никодим Святогорец , – употребляй на чтение и размышление» 122 . Такое отношение к разуму святые отцы почерпнули из Священного Писания. Начало мудрости – страх Господень, — поучает в притчах Соломон, – и познание Святого – разум ( Притч.9:10 ). Если с помощью разума можно познавать Святое, то его значение в духовной жизни неоценимо. Поэтому приобретение разума в Священном Писании понимается как благословенное дело, приводящее человека к блаженству ( Притч.3:13 ). Апостол Павел, обращаясь к ефесянам, заклинает их, чтобы они не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме ( Еф.4:17-18 ). Он призывает их отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и обновиться духом ума и облечься в нового человека ( Еф.4:22-24 ). Примечательно, что облечение в нового человека апостол связывает с обновлением ума. Вообще, новый человек должен войти в совершеннолетие ума. Не будьте дети умом, — поучает апостол коринфян, – на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершенны ( 1Кор.14:20 ).

http://azbyka.ru/mladostarchestvo-i-prav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010