Притч. 27 :8. Как птица, покинувшая гнездо свое, так порабощается человек, когда удалится с своего места. Притч. 27 :9. Миром, вином и блоговониями услаждается сердце, а от бед терзается душа. Притч. 27 :10. Друга своего или друга отца не оставляй, и в дом брата своего не входи в день несчастия твоего 201 : лучше друг вблизи, нежели брат живущий вдали. Притч. 27 :11. Будь мудр, сын мой, да веселится сердце твое, и отврати от себя поносные слова. Притч. 27 :12. Блогоразумный, при наступлении беды, укрывается, а неразумные, подпавши несчастию, пострадают 202 . Притч. 27 :13. Отними у него одежду, потому что появился злодей, который губит чужое 203 . Притч. 27 :14. Кто громко прославляет друга с раннего утра, тот, кажется, ничем не отличается от злословящого. Притч. 27 :15. Капли в зимний день изгоняют человека из своего дома, так и сварливая жена (изгоняет) из своего дома. Притч. 27 :16. Северный ветер — пронзительный ветер, но именем он называется приятным 204 . Притч. 27 :17. Железо острит железо, и человек поощряет 205 лице друга. Притч. 27 :18. Кто садит смоковницу, тот будет есть плоды ея, а кто охраняет своего господина, тот будет в чести. Притч. 27 :19. Как не походит лицо на лицо, так и сердца людей. Притч. 27 :20. Ад и пагуба ненасытимы, так ненасытны и глаза человеческие. Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, а невоздержные языком невоспитаны. Притч. 27 :21. Как плавильней серебро, горнилом золото 206 , так человек испытывается устами, которые хвалят его. Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания. Притч. 27 :22. Если неразумного будешь бить для посрамления его среди народного собрания, — не отымешь безумия его. Притч. 27 :23. Внимательно наблюдай за состоянием стада твоего и имей попечение о волах твоих, Притч. 27 :24. Потому что власть и сила у человека не на век и не передается из рода в род. Притч. 27 :25. Заботься о злаках полевых, жни траву и собирай горное сено, Притч. 27 :26. Чтобы иметь тебе овец для одежды; дорожи полем, чтобы иметь ягнят.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 18 :15. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет смысла. Притч. 18 :16. Дар человека дает ему простор и с сильными поставляет его 103 . Притч. 18 :17. Обвинитель в первой речи своей на суде — прав по отношению к себе, но когда выступит соперник, он изобличается. Притч. 18 :18. Споры успокаивает молчаливый 104 и решает между сильными. Притч. 18 :19. Брат от брата вспомоществуемый, как город крепкий и высокий 105 , и силен, как прочное царство. Притч. 18 :20. От плодов уст человек насыщает чрево свое и плодами уст своих он насытится. Притч. 18 :21. Смерть и жизнь во власти языка и владеющие им вкушают от плодов его. Притч. 18 :22. Кто нашел добрую жену, тот нашел блого и получил от Бога радость 106 . Притч. 18 :23. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастие, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив. Притч. 18 :24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. Притч. 18 :25. Бывает друг, любящий только дружбу вести, и бывает (истинный) друг, более привязанный, нежели брат 107 . Глава 19 1—9. Ложь, злоба и коварство свойственны глупым и порочным и будут наказаны, а любовь к разуму есть любовь к душе и благу; 10—17 — блогоразумие, милость к бедным, исполнение заповедей свойственны мудрым и за это им должна быть честь, неприличная глупым; 18—29 — наказания детям и глупым необходимы, а для мудрых страх Божий — охрана от зла. Притч. 19 :1. Лучше бедный, ходящий в своей честности, нежели богатый 108 лукавый в речах и глупый. Притч. 19 :2. Если нет знания в душе, то нет добра, а кто тороплив ногами, тот спотыкается. Притч. 19 :3. Неразумие человека губит пути его; а в сердце своем он обвиняет Бога. Притч. 19 :4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и настоящим другом. Притч. 19 :5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, а неправедно обвиняющий не избежит (сего) 109 . Притч. 19 :6. Многие лицеприятствуют царям, а всякий нелицеприятствующий бывает неприятен человеку. Притч. 19 :7. Всякий, ненавидящий бедного брата, удалится и от содружества. Добрая мысль приближается к познающим ее и мудрый муж найдет ее. Много делающий зла приводит в исполнение (свою) злобу, а кто раздражает словами, — не спасется.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 22 :12. Любит Господь блогочестивые сердца, приятны Ему все непорочные в путях своих 143 . Устами управляет царь людьми своими 144 . Притч. 22 :13. Очи Господни охраняют знание 145 , а законопреступный презирает слова 146 . Притч. 22 :14. Ленивый оправдывается и говорит: лев на пути, а на площадях разбойники. Притч. 22 :15. Глубокая яма — уста законопреступных 147 ; кого возненавидит Господь, тот упадет в нее. Бывают дурные пути пред человеком, и он не любит отвращаться от них, однако следует отвращаться от пути извращенного и дурного. Притч. 22 :16. Глупость висит на сердце юноши, а жезл и наставление далеко (отгоняет) 148 от него (ее). Притч. 22 :17. Кто обижает бедного, тот много делает себе зла, а кто дает богатому, того доводит это до бедности 149 . Притч. 22 :18. К словам мудрых приклоняй ухо твое и слушай мои слова 150 , сердце же твое обрати (на них) 151 , что бы узнать, что они хороши. Притч. 22 :19. Если же ты вложишь их в сердце твое, то вместе с тем они возвеселят тебя и на устах твоих. Притч. 22 :20. Да будет у тебя надежда на Господа и Он покажет тебе путь Свой. Притч. 22 :21. И ты напиши себе это трижды — на совет и смысл 152 и разум на скрижалях сердца своего. Так я учу тебя принимать истинное слово и доброе знание, чтобы отвечать словами истины, предлагаемыми (мною) тебе 153 . Притч. 22 :22. Не насилуй бедного, потому что он беден, не оскорбляй немощного у ворот 154 ; Притч. 22 :23. Потому что Господь разсудит его дело, а ты без потери избавишь свою душу. Притч. 22 :24. Не дружись с гневливым, и не сообщайся с другом вспыльчивым, Притч. 22 :25. Чтобы не научиться путям его и не взять сети на душу свою. Притч. 22 :26. Не поручайся (за другого) из стыда пред кем-либо, Притч. 22 :27. Ибо если не будешь иметь чем заплатить, возьмут постель из под ребр твоих 155 . Притч. 22 :28. Не переставляй вечных пределов, которые положили отцы твои 156 . Притч. 22 :29. Проницательному мужу и быстрому в делах своих надлежит стоять пред царями, а не стоять пред людьми простыми.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 28 :17. Выручающий человека виновного в убийстве будет беглецом, а не в безопасности. Учи сына, и возлюбит тебя и доставит украшение твоей душе и не послушает законопреступного народа. Притч. 28 :18. Ходящий праведно получит помощь, а ходящий кривыми путями увязнет. Притч. 28 :19. Кто обрабатывает свою землю, тот будет насыщаться хлебом; а кто гоняется за праздностью, тот насытится нищетою. Притч. 28 :20. Человек, достойный доверия, будет много блогословляем, а злой не останется безнаказанным. Притч. 28 :21. Кто не стыдится лица праведных, тот не добр: такой за кусок хлеба продаст человека. Притч. 28 :22. Спешит разбогатеть человек завистливый, а не знает, что милостивый будет иметь власть над ним. Притч. 28 :23. Обличающий пути человека найдет больше блогодарности, чем тот, кто льстит языком. Притч. 28 :24. Кто удаляет от себя отца или мать и думает, что он не грешит, тот сообщник нечестивому человеку. Притч. 28 :25. Неверный 210 человек невнимательно судит, а надеющийся на Господа поступает тщательно. Притч. 28 :26. Кто повинуется надменному сердцу, тот безумен, а кто ходит с мудростию, — спасется. Притч. 28 :27. Дающий нищим не обеднеет, а кто отвращает око свое (от них), тот будет в великой скудости. Притч. 28 :28. На местах нечестивых стонут праведные, а когда они гибнут, праведные умножаются. Глава 29 Содержание. 1—9 ст. Люди упрямые, льстивые, развратные, вспыльчивые, возмущают покой других, а мудрые и справедливые утишают мятежи; 10—19 — кровожадные, глупые, лихоимцы губят страну и заслуживают наказания, а справедливые и соблюдающие закон блаженны; 20—27 — опрометчивые, гневливые, гордые, сообщники воров, льстивые — мерзки Богу и людям, а смиренные и надеющиеся на Господа блаженны. Притч. 29 :1. Человек обличающий лучше человека упорного, ибо когда он внезапно воспламенится, — не будет ему исцеления. Притч. 29 :2. Когда прославляются праведные, веселится народ, а когда господствуют нечестивые, стонут люди. Притч. 29 :3. Человек, любящий мудрость, веселит отца своего, а кто проводит время с блудницами, тот губит богатство.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 29 :25. Убоявшиеся и устыдившиеся людей преткнутся, надеющийся же на Господа возвеселится. Нечестие вводит человека в заблуждение, а надеющийся на Господа спасется. Притч. 29 :26. Многие угождают лицам начальников, но правда человеку бывает от Господа. Притч. 29 :27. Мерзость для праведного человек неправедный 219 , и мерзость для беззаконника — право ведущий путь. Глава 30 Содержание. 1—6 ст. Последния слова приточника: незнание мира и могущества Божия возбуждают в человеке смирение разума и надежду на Него; 7—17 — нежелательны и неприятны крайности: богатства и бедности, неблогодарность к родителям, самохвальство и жестокость с ненасытимостью; 18—23 — непостижимы для человека пути: орла, — распутной женщины, — змея и — корабля; неприятны: раб, делающийся господином, прелюбодейная жена и служанка, делающаяся госпожею; 24—33 — малые и мудрые животныя, стройные и сильные звери, неприятность сварливого человека. Притч. 30 :1. Сие говорит 220 человек верующим Богу и — умолкает 221 . Притч. 30 :2. Я неразумнее всех людей и разума человеческого нет у меня. Притч. 30 :3. Бог научил меня мудрости и я познал разум святых 222 . Притч. 30 :4. Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветры в пазуху? Кто завернул воду в одежду? Кто владычествует над всеми пределами земли? Какое имя Ему, и какое имя Сыну Его? Узнай. Притч. 30 :5. Все слова Божии чисты, Он Сам защищает блогоговеющих пред Ним. Притч. 30 :6. Не прибавляй к словам Его 223 , чтобы Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом. Притч. 30 :7. Двух (вещей) я прошу у Тебя, не лиши меня милости, прежде нежели я умру: Притч. 30 :8. Суетное и ложное слово удали от меня, богатства и нищеты не давай мне, устрой мне необходимое и в достаточной мере. Притч. 30 :9. Дабы, пресытившись, я не сделался лжецом и не сказал: кто меня видит? или обеднев не стал красть и клясться именем Божиим. Притч. 30 :10. Не предавай раба в руки господина, иначе он будет проклинать тебя и ты исчезнешь. Притч. 30 :11. Род 224 злой проклинает отца и не блогословляет матери.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч.17:10 .  На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов. Притч.17:11 .  Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. Притч.17:12 .  Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Притч.17:13 .  Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. Притч.17:14 .  Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она. Притч.17:15 .  Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом. Притч.17:16 .  К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.– Притч.17 :16a.  –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.] Притч.17:17 .  Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Притч.17:18 .  Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего. Притч.17:19 .  Кто любит ссоры, любит грех , и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения. Притч.17:20 .  Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду. Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10). Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.16:18 .  Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Притч.16:19 .  Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. Притч.16:20 .  Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Притч.16:21 .  Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению. Притч.16:22 .  Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость. Притч.16:23 .  Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его. Притч.16:24 .  Приятная речь – сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Притч.16:25 .  Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти. Притч.16:26 .  Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его. Высокая оценка мудрости (ст. 16) встречается у Премудрого не раз (ср. Притч 3.14, 8.10–19 ). В ряду отдельных проявлений мудрости на первом месте здесь (ст. 17) поставляется праведность, благочестие, уклонение от зла; особенно отличается (ст. 16) гибельность гордости, неизбежно влекущей за собой падение (сн. Есф 3.1 ), и восхваляется смирение и кротость, обеспечивающие человеку мирное состояние духа и довольство. Это нравственное счастье обеспечивается частью разумным, обдуманным трудом жизни, главным же образом твердой надеждой человека на Бога: два эти фактора, человеческий и Божеский, взаимно предполагают друг друга (ст. 20). Далее указывается, что в деле научения мудрости имеет значение и сама внешняя форма, в которой преподается учение (ст. 21), отмечается высокая жизненная полезность мудрости (ст. 22), приятность и спасительность вместе – подобно меду, имеющему приятность и приносящему исцеление (ст. 24). После этого делается предостережение от самообольщения (ст. 25) и указывается побуждение к физическому труду – в чувстве самосохранения (ст. 26). Притч.16:27 .  Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Притч.16:28 .  Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей. Притч.16:29 .  Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 1–7. Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8–11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12–17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям – к серьезному и строгому воспитанию детей. 18–23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24–27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию. Притч.29:1 .  Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления. Притч.29:2 .  Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает. Притч.29:3 .  Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение. Притч.29:4 .  Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее. Притч.29:5 .  Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его. Притч.29:6 .  В грехе злого человека – сеть для него, а праведник веселится и радуется. Притч.29:7 .  Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела. В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии, «жестоковыйность» ( Исх 32.9, 33.3, 34.9 ; Втор 9.6, 31.27 и др.), ср. Притч 28.14 . Ст. 2 сн. Притч 28.12, 28 . Ст. 3 сн. Притч 6.26, 28.7 . В ст. 4–7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5). Притч.29:8 .  Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж. Притч.29:9 .  Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, – не имеет покоя. Притч.29:10 .  Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни. Притч.29:11 .  Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его. Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни. Притч.29:12 .  Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Притч.6:12 .  Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, Притч.6:13 .  мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; Притч.6:14 .  коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Притч.6:15 .  Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления. Притч.6:16 .  Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его: Притч.6:17 .  глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, Притч.6:18 .  сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, Притч.6:19 .  лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее ( Притч 4.24–25 ) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29 ): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22 ). Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза ( Притч 30.13 ), руки, проливающие кровь ( Притч 1.11 ) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма. Притч.6:20 .  Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; Притч.6:21 .  навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Притч.6:22 .  Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010