Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Благотворительность —  добровольная помощь ближнему (материальная, душевная, духовная). Благотворительность является одной из форм христианского делания. Искреннее участие христианина в благотворительной деятельности во славу Божью соответствует двум главным заповедям : о любви к  Богу и о любви к ближнему ( Лк.10:27 ). Регулярное соблюдение этих заповедей (при соблюдении ряда прочих условий) способствует тому, что христианин, при содействии благодати , возрастает возрастом духовным , уподобляется Богу. Благотворительность может иметь разные формы: материальная помощь нуждающимся, поддержка ближних через участие в одобряемых Церковью волонтерских движениях, помощь в строительстве и реставрации храмов и пр. Библейские основания благотворительности Ветхозаветный закон указывает, что благотворительность угодна Богу ( Втор.16:9-10 ). Благотворение связывается с почитанием Творца: «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» ( Притч.14:31 ). Творение милостыни угодно Богу и может рассматриваться как средство, способствующее очищению от грехов ( «очищает всякий грех») ( Тов.12:9 ), спасению ( Тов.4:10 ). Ветхозаветное нравственное учение определяло благотворительность как одну из важнейших форм богоугодного делания: «…К бедному ты будь снисходителен и милостынею ему не медли; ради заповеди помоги бедному и в нужде его не отпускай его ни с чем. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповеди Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото; заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья» ( Сир.29:11-15 ). В то же время Св. Писание содержит предостережение: «Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» ( Притч.28:27 ). Особенностью ветхозаветного закона, в отношении благотворительности, является то, что содержащиеся в нем требования о благотворительности распространяются, главным образом, на соплеменников и единоверцев тех, кто призывается к благотворительности. «С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» ( Втор.15:3 ); на своей земле иудей должен был помогать всякому обедневшему ( Втор.15:7-11 ) и не брать с него роста и прибыли с данного взаймы ( Исх.22:25-27 ; Лев.25:35-37 ), иноземцу же еврей мог давать в рост ( Втор.23:20 ).

http://azbyka.ru/blagotvoritelnost

Понятие «ад» и его синоним «преисподняя» («на самом крайнем низу сущая, находящаяся в бездне, пропасти, например, преисподняя земли» — см. Даль) в тексте Б. не воплощаются в конкретной, подробной картине загробного мира. Согласно ветхозаветным представлениям, ад — место пребывания умерших: и праведных и грешных. Туда нисходят все живущие на земле (см. Ис.38:18 ; Иез.31:14 ) и никогда не выйдут оттуда (см. Иов 7:9 ; Пс.87:11–13 ). Сойти в преисподнюю, «насытясь днями», и «приложиться к народу своему», своим отцам ( Быт.25:8 ) — общая участь всех людей: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его» ( Иов 7:9–10 ). Порою в нее сходят «мирно» ( 3Цар. 2:6 ), но с печалью ( Быт.37:35 ), пребывая как тени по ту сторону «подземных вод» ( Иов.26:5 ), в стране мрака. «…Отойду, — и уже не возвращусь, — в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» ( Иов.10:21-22 , см. также Пс.87:5,13 ). Преждевременный уход в «страну тени» трагичен, именно об этом сокрушается Иудейский царь Езекия, молясь Богу об избавлении от болезни: «…в преполовение (в середине. — Ред.) дней моих должен я идти во врата преисподней; я лишен остатка лет моих. Я говорил: не увижу я Господа, Господа на земле живых; не увижу больше человека между живущими в мире…» ( Ис.38:10–11 ). Однако понятие «ад» («преисподняя») не сводится к обозначению потустороннего пространства, оно отражает двойственную природу мироустройства, открывая вместе с понятием «рай» ряд антонимических пар: жизнь — смерть, свет — тьма, верх (небеса) — низ (бездна), добро — зло, блаженство — мука, праведность — греховность. С представлением об аде как пристанище всего «нижнего» связана идея ада как наказания грешников. «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» ( Притч.15:24 ). «Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя — грешников» ( Иов.24:19 ). О царе Вавилонском, поработителе Израиля, сказано: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем… В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим… А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе…» Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:9, 11, 13, 15 ). О нераскаявшемся городе Капернауме: «…до неба вознесшийся, до ада низринешься…» ( Мф.11:23 ). Нечестивые люди «посрамятся, да умолкнут в аде» ( Пс.30:18 ). Обольщаемый женщиной должен знать, «что в глубине преисподней зазванные ею» ( Притч.9:18 , ср. 5:5; Ис.57:9 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Мельников. В скором времени молокане те пункты своего учения, которые были несогласные с законами гражданскими и общественными, развили еще более и подъискали для них основания из св. Писания. На основании слов апостола Павла: несть наша брань противу крови и плоти ( Ефес.6:12 ) молокане стали утверждать, что Бог не только запрещает вступать в военную службу, где должно проливать кровь и убивать тело, но и угрожает вступающим наказанием в следующих словах: иже аще в пленение ведет, в пленение пойдет; аще кто оружием убиет, подобает ему оружием убиену быти ( Апок.13:10 ); посту пивший в военную службу, во избежание суда по строгости человеческих законов, непременно должен отыскивать удобный случай к побегу: на нем же аще месте воя соберут, не иди тамо: уклонися же от них, и измени ( Притч. 4:15 ). На основании слов Спасителя: странен бых и введосте мене ( Мф.25:35 ) молокане поставили правилом принимать к себе и укрывать у себя всех, прибегающих под их покров, не исключая военных дезертиров, беглых помещичьих крестьян и даже преступников, коих выдавать властям будто бы строго запрещается следующими словами слова Божия: не предаждь раба в руце господина, да не когда прокленет тя, и изчезнеши ( Притч.30:10 ); да не предаси раба господину его, иже прииде к тебе от господина своего: с тобою да обитает, с вами да живет во всяком месте, идеже угодно будет ему ( Втор.23:15–16 ). Словам Спасителя: воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови ( Мф.22:21 ) молокане дали тот смысл, что те, которые принадлежат кесарю, должны платить ему подать, а которые принадлежат Богу, суть Божии; уклоняясь от присяги, они стали указывать на известные слова Спасителя ( Мф.5:34–37 ), которыми запрещается клятва в обыкновенных и частных разговорах 37 . Кажется, нет нужды доказывать, что и в этих рассуждениях молокан нет основания считать их исправными «исполнителями государственных» и общественных обязанностей. Правда, еще в конце царствования императора Павла стали появляться у молокан так называемые «обрядники», в которых излагалось вероучение сектантов и в которых о власти светской говорилось совершенно не то, что проповедовал Уклеин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

Как видим, мысль апостола тождественна словам мудреца-невольника. Это потому, что Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие. Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22). Эзоп, Исаия, Иаков, наконец – Христос, Сущий над всеми Бог. Кажется, достаточно для того, чтобы приложить к сердцу услышанное и начать обуздание собственного тела с обуздания не самого большого по размеру, но самого важного по значению члена тела – языка. скрыть способы оплаты Комментарии Александр Владимирович 13 января 2012, 14:59 " ...Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев. Ведь нужно людям знать и думать об этом, даже если они насильно лишены возможности читать слово Божие. Нужно, поскольку «жизнь и смерть во власти языка» (Притч. 18: 22). " Все верно. Будем и это считать, батюшка, продолжением нашей беседы о советской интеллигенции. О ее " смысле " . Арутюнян А.В. Ирина 8 ноября 2011, 08:49 Благодарю, отче Андрей ! Еще в детстве, когда я смотрела телеспектакль о Эзопе, я никак не могла понять, чем он так интересен и исключителен (игра актёров не в счёт), а теперь, после прочтения Вашей статьи, действительно - " Евангелие в советские годы пробивало себе нехоженые пути и приходило к человеку в необычной одежде, например в речах киногероев " . Спаси Бог. Ольга 6 ноября 2011, 14:35 Ларисе:рекомендую прочитать " Миссионерские записки " о.Андрея (это к вопросу о поучении для коллег).О.Андрею - спасибо за статью. Александр 5 ноября 2011, 23:21 Отличная статья! Большое спасибо! К сожалению, сам часто грешу сквернословием - нужно исправляться! Евгения 5 ноября 2011, 10:44 Спасибо большое. Ещё раз вразумили. Юрий 1 ноября 2011, 10:51 Благодарю за напоминание! Сергей 31 октября 2011, 21:45 Как все просто и красиво, спасибо огромное.

http://pravoslavie.ru/49479.html

Ибо Писание часто олицетворяет многие даже и бездушные вещи, например, море говорит то и то ( Ис.23:4 ) и бездна говорит: не во мне она ( Иов.28:14 ); также небеса представлены проповедующими славу Божию ( Пс.18:2 ) и мечу повелевается нечто ( Зах.13:7 ), горы и холмы вопрошаются о причинах скакания ( Пс.113:6 ). Но не будем отвечать подобным этому образом, хотя некоторые прежде нас и выдавали это за нечто основательное. Напротив, положим, что это слова Самого Спасителя – истинной Премудрости. И рассмотрим их несколько внимательнее. Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога; иначе она была бы первоначальнее Самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? – Та, чтоб все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поскольку здесь находим и слово: создал, и другое ясное выражение: рождает меня ( Притч.8:25 ), то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли: создал сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: создал меня началом путей Своих прежде созданий Своих ( Притч.8:22 ). Дела же рук Его – истина и суд ( Пс.110:7 ), для которых помазан Он Божеством, потому что это помазание относится к человечеству. Но слово: рождает меня, употреблено без присовокупления причины, иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак, кто будет спорить, что Премудрость называется творением по земному рождению и рождаемой – по рождению первому и более непостижимому? Из этого происходит и то, что Сыну дается наименование раба, благослужащего многим ( Ис.53:11 ), и что Ему велие есть назватися рабом Божиим ( Ис.49:6 ). Ибо действительно, для нашего освобождения послужил Он плоти, рождению, немощам нашим и всему, чем спас содержимых под грехом. А для низости человека, что выше того, как соединиться с Богом и через такое соединение стать Богом и столько быть посещенным Востоком свыше ( Лк.1:78 ), чтоб и рождаемое Святое нареклось Сыном Вышнего ( Лк.1:35 ), и даровано было Ему имя, выше всякого имени (а это что иное, как не то же, что быть Богом?), чтоб всякое колено преклонилось ( Флп.2:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Однако, прежде чем перейти к этому новому ряду мыслей, нам надо вернуться к разобранному отрывку. Мы оставили без рассмотрения стихи Мф.6:22–23 . Как их понимать? Иоанн Златоуст понимал их как предостерегающий пример. Только искаженный ум может прилепиться к богатству. Ум для души – все равно, что око для тела. Бесспорным это толкование не является. Данные стихи имеют параллель в стихах Лк.11:34–36 . Но и в Евангелии от Луки их смысл определяется контекстом, и контекст – иной. Речь идет о знамении, которого требуют от Иисуса свидетели Его чудес. Знамение дано, потому что свет уже светит. Надо иметь только светлое око, чтобы знамение узреть. В контексте Нагорной проповеди и это толкование, неизбежное в параллельном месте Евангелия от Луки, не дает подходящего смысла. Оно и не обязательно, поскольку Иисус любил образ света и употреблял его в разном значении (ср. Мф.5:14–16 ; Ин.5:35,8:12,12:35–36 ). Смысл образа в контексте Евангелия от Матфея станет для нас яснее, если мы учтем, с одной стороны, значение прилагательного πλος, с другой стороны, ветхозаветное противоположение ока доброго и ока худого. ’А πλος (в русском переводе: «чистый») значит буквально «простой», но имеет и переносные значения, в том числе «щедрый». В переносном смысле могут быть понимаемы и другие слова от этого корня ( πλτης , буквально: " простота» и т. д.). Примеры употребления πλος в смысле «щедрый» мы имеем в Новом Завете: Иак.1:5 , Рим. 12:8 , 2Кор.8 (по-русски: «радушие»), 2Кор. 9 (по-русски: «щедрость»). С другой стороны, в ветхозаветном словоупотреблении «злое око» означает скупость, а «доброе око» – щедрость (ср. Втор. 15:9,28:54,56 ; Тов.4:7 , Сир.14:10 ; этот же образ мы имеем в Притч.22:9,23:6,28:22 , но в русском переводе он не сохранен). Сопоставление проливает свет и на исследуемый нами отрывок. В контексте Евангелия от Матфея эти два стиха имеют значение призыва к щедрости. Господь предостерегает против собирания сокровища на земле и зовет к собиранию сокровища на небе. То и другое несовместимо. И даже больше. Путь к сокровищу на небе есть щедрая раздача сокровища на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

23 блудницы ... блудника. Букв.: «посвященная» («посвященный»), т.е. поклоняющиеся иным богам. Библия называет блудодеянием не только адюльтер, но и идолопоклонство ( Иез. 16,17; 23,5 ; Ос. 4,15 ). 23 в рост. См. ком. к 15,1. 23 обет Господу. Такой обет давался добровольно и был ответственным поступком. Закон об обетах наиболее полно излагается в Лев., гл. 27 и Чис, гл. 30. Глава 24 24:1–4 См. Мф. 5,31.32 ; статью «Брак и развод». 24 берет в залог душу. Взяв два жернова (верхний и нижний) в залог, заимодавец обрекал должника на голодную смерть, т.е. отнимал у него жизнь «душу». 24 украл кого-нибудь из братьев своих. Похищение человека с целью порабощения его было запрещено под страхом смерти. Закон разрешал рабство по договору, однако, как уже упоминалось ранее (15,12), в древнем Израиле его условия были смягчены и рабство носило только временный характер. 24 в язве проказы. Под проказой подразумевается не только лепра, но и любые болезни с наружной сыпью. 24 наемника, бедного и нищего. См. Лев. 19,13 . 24 Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей. Этот справедливый закон практически слово в слово повторяется в 4Цар. 14,6 и 2Пар. 25,4 , причем в каждом случае оговаривается, что так написано «в книге закона Моисеева» или «в законе, в книге Моисеевой». 24 Когда будешь жать. См. Лев. 23,22 . О том, как исполнялся этот закон, можно узнать из трогательного рассказа о моавитянке Руфи (Руфь, гл. 2). Глава 25 25 сорок ударов. Это послужило началом иудейской практики назначения «по сорока ударов без одного» ( 2Кор. 11,24 ). Иудеи заботились о том, чтобы кто-нибудь не ошибся при подсчете ударов, поэтому предпочитали ошибаться в меньшую сторону. 25 Не заграждай рта волу. Данное предписание дважды цитируется Павлом ( 1Кор. 9,9–12 ; 1Тим. 5,18 ), доказывающим, что если этот принцип относится к волам, то тем более к человеку. 25 деверь ее. Закон о левиратном браке (латинское levir деверь, т.е. брат мужа) дается только здесь. 25 двоякие гири. К этому закону, изложенному в Лев. 19,35.36 , книга Второзаконие добавляет слова о неприязни, которую питает Бог к нечестному ведению дел (см. Притч.11,1;16,21;20,10.23 ; Мих.6,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

" Гордыня» гаава – ср.: «в гордыне нечестивый преследует смиренного» ( Пс.10:2 /9:23). Почему гордыня ассоциирована с ногой? Когда человек самостен – уверенно, всей стопой с упором на пятку ступает по земле, знает, чего хочет, самоуверенно держит свой путь – в этом движении человек уязвим от диавола, как сказал Господь змею о человеке: «ты будешь блюсти его пяту» ( Быт.3:15 ). «Не покачнет» – глагол нуд обозначает: двигаться (туда-сюда), качаться, колебаться, порхать, сетовать – покачивая (головой в знак скорби или сострадания), убегать 215 . Таково – духовное состояние Каина: он – «качающийся (сетующий) на земле» ( Быт.4:12 ). «Рука нечестивых да не качнет меня» означает: не заставит меня стать «шатающимся (шатким) и качающимся (сетующим)», как Каин ( Быт.4:12 ); об этой опасности Господь не раз предупреждал Израиль ( Ис.24:6 (?),20; Иер.4:1; 14:10 ) 216 . Пс.35:13             Там пали делающие беззаконие:                         толкнули их, и не могут встать. «Делающие беззаконие» – те, кто сначала «умышляет беззаконие (авен) на ложе», затем прибегает к коварству: «слова уст его – беда (авен) и коварство» (ст.4,5), затем непременно осуществляет, если имеет ресурс. Это злодеи полного цикла. «Там» – во мраке Шеола; «будет для них путь их – склизкие [топи] во мраке: их толкнут, и они упадут в него» ( Иер.23:12 ). Ангел Яхве, «толкающий» ( Пс.35 /34:5), «столкнет» беззаконных во мрак, и «они не смогут встать». Пс.36:1             Не стязайся со злобствующими 217 ,                         не ревнуй делающим беззаконие 218 . «Не стязайся» – «не распаляйся». Глагол хара чаще всего встречается в обороте хара [аф] ле «загорелся [гнев] у» (слово «гнев» аф опускается и подразумевается, а гневающееся лицо обозначается через предлог ле – кому, у кого). В этом обороте («разгорелся гнев у») выражена мысль, что гнев – страдательное состояние, гневающийся подпадает под гнев. Здесь в Псалме глагол хара употреблен в редкой формации (hithpael) и обозначает «распаляться [ревностью]» ( Притч.24:19 ) или «распаляться [на соперничество]» – состязаться ( Иер.12:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

2. Таким образом, истинное смиренномудрие, за которое прощаются грехи, есть то, когда человек, живя по Богу и творя благие дела, считает себя грешником, «прахом и пеплом» ( Быт. 18:27 ), как сказал Авраам, или, как изрек о себе пророк Давид, «червем, а не человеком» ( Пс. 21:7 ), – это тот Давид, который был «по сердцу» Богу ( 1Цар. 13:14 ) и творил волю Его ( Пс. 142:10 ). [Это истинное смиренномудрие состоит еще в том,] чтобы во всех добрых делах, которые человек совершает, не считал бы он, что творит нечто благое, но исповедовался бы Богу как великий должник Его, не воздающий ничем достойным за [многочисленные] блага, даруемые Богом ему. Это и есть истинное смиренномудрие, которое Бог любит паче всех благотворений человеческих. О таком смиренномудрии и Давид изрекает: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50:19 ). Вопрос 8. Каковые грехи делают наши молитвы к Богу недоступными? 292 Ответ 1. Гордость и памятозлобие. 293 Ибо написано: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Притч. 3:34 ). И опять же Господь изрекает: «Аминь, говорю вам, если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6:15; 18:35 ). 294 2. Представь себе такое [объяснение известной притчи Господа]: некий должник, задолжавший тысячи талантов [своему господину], просил [его не взимать с него ничего], и владыка простил ему (см. Мф. 18:23–35 ). Под «тысячами талантов» понимай всякого рода грехи: убийства, отравления, распутства, прелюбодеяния и всякие [виды] лукавых [деяний]. Поскольку же должник, которому был отпущен [его долг] в тысячи талантов, не простил долг в пятьдесят динариев, то есть малые прегрешения, совершенные ближним в отношении него, то Господь разгневался на него и предал его наказанию. И ведь только одно памятозлобие, возобладавшее над всеми прочими грехами [прошлой] жизни [должника], привело его к погибели. Вопрос 9. Какие из страстей по сравнению с остальными являются наиболее сильными и с трудом изглаживаются? 295

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

16. Итак, если кто из верных, живя по заповедям, соразмерно тому обрел некое духовное действие, да верует, что он уже прежде получил силу на то; ибо получил в крещении благодать Духа – причину всего благого, не только тайных и духовных, но и явных добродетелей. И никто из добродетельных да не полагает одною своею силою соделать что-либо благое; ибо благой человек не от себя, но от благаго сокровища сердца приносит благое (Мф. 12, 35), говорит слово, разумея под сокровищем Духа Святого, в сердцах верных сокровенного. 17. Познавший достоверно, что он, по слову Апостола, имеет в себе сокровенного от крещения Христа, оставив все вещи мира сего, пребывает в своем сердце, соблюдая его всяцем хранением (Притч. 4, 23). Ибо Той есть действуяй в нас ежехотети и еже деяти о благоволении (Флп. 2, 13). Словом – о благоволении – показывает Апостол, что благоволить о добродетелях зависит от нашего самовластия, а соделать их, или искоренить грехи, без Бога невозможно. Сказанное: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), имеет тот же смысл. Но во всем есть и наше участие. 18. Царственный ум каждого сперва из тайного сердечного храма приемлет добрые и благие советы от внутри живущего Христа и производит их в дело добродетельным житием, которое приносит снова даровавшему ему советы посредством благой мысли Христу. 19. Блага, которые получат праведные по воскресении, находятся горе; обручения же их и начатки отныне действуют духовно в сердцах верующих, дабы, будучи удостоверены о будущем, мы презрели все настоящее и возлюбили Бога до смерти. Посему Апостол не сказал: имеете приступить, но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога Живаго, Иерусалиму Небесному (Евр. 12, 22): ибо способными к тому мы все соделались от крещения, получить же то сподобляются одни твердо верующие, которые всякий день умирают ради любви Христовой, т. е. стоящие превыше всякой мысли о здешней жизни и не помышляющие ничего другого, кроме того, как бы достигнуть в совершенную любовь Христову. Сего ища паче всего, святой Павел говорил: гоню же, аще и постигну, о немже и постижен бых, т. е. да возлюблю так, как и возлюблен был от Христа (Флп. 3, 12). И когда достиг сей любви, более уже не хотел помышлять ни о чем, – ни о скорбном для тела, ни о дивном в творении, но все оставил явно и говорит: кто ны разлучит от любви Христовы (Рим. 8, 35–39)? Ни о чем уже не хотел помышлять, но только пребывать там (в сердце, в любви Христовой).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010