Бог прославит Его в Себе — Бог прославился в Иисусе во времени, Иисус прославится в Боге в вечности, через Воскресение и Вознесение. Вскоре прославит Его — Христос прославляется раньше Второго пришествия: в Воскресении, в даре Духа и в Его постоянном пребывании среди верных; для обладающих духовным зрением слава Христа открывается и в самом Распятии. Дети! — единственный случай такого обращения в Ин; оно, однако, 7 раз употребляется в 1 Ин, см. ещё Гал 4:19. В 21:5 другое слово (не tekn…a, как здесь, а paid…a, которое 2 раза встречается в 1 Ин). Недолго уже быть Мне с вами — см. 14:19; 16:16–19; 7:33; 12:35. Об уходе Иисуса и о невозможности искать Его см. 8:21. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти — см. 7:33; 8:21; ср. Притч 1:28, где Премудрость говорит: тогда будут звать меня, и я не услышу; может быть, имеются в виду бесплодные поиски Тела Воскресшего в день Воскресения. Я иду — имеется в виду и смерть, и Вознесение в славе; не можете придти — та же двузначность: ученики ещё не могут ни умереть с Иисусом, ни предстать перед Отцом. Так и вам говорю теперь — ученики не должны думать, что они уже сейчас превосходят иудеев: они всё ещё принадлежат миру сему, их вера и знание несовершенны. Ученики не могут ещё умереть вместе со Христом: им предстоит жить в мире сем, и для мессианской общины, остающейся в мире между двумя Его пришествиями, Он даёт новую заповедь. Заповедь новую даю вам — слово заповедь характерно для заключительных речей Ин и для посланий Иоанна — 14 раз в 1 Ин, 4 раза в 2 Ин. Заповедь о том, что люди, принадлежащие к народу Израиля или к группе учеников, должны любить друг друга, не была новой в том смысле, что она никогда раньше не была дана, см. Лев 19:18. Заповедь, однако, является новой в том смысле, что она отражает любовь между Иисусом и Отцом (10:18; 12:49–50; 15:10); таким образом, любовь учеников друг к другу — не просто исполнение воли, но откровение об Отце и Сыне. Заповедь нова ещё и потому, что она знаменует наступление нового века, в основание которого кладётся Его жизнь и смерть. Ср. 1 Ин 2:8 (новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит). Кроме того, в ветхозаветной заповеди любви между членами общины можно усмотреть политический и практический здравый смысл, который в Евангелии хотя и не отвергается, но теряет значение в новом порядке вещей.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Ибо говорит: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои ( Деян. 13:22 ; 1Цар. 13:14 ; Пс. 38:21 ). И сам сей мудрый Соломон (опускаю многое), более всех приобщившись оной благодати и мудрости Духа, возмог и узнать и высказать то, что несравненно превосходит всякую мудрость и науку человеческую. Пот. что научила его Премудрость, художница всего, в которой есть дух разумный, святый, и прочее, что дальше говорит сей святый ( Прем. 7:21–22 ). Ибо, следуя святому богослову 16 , не станем ни обвинять сего мужа, ни отвергать его за последнее его падение. 8. Итак, мы достаточно уже научены из ветхого и нового Богословского представления о божественной премудрости, и узнали, что она есть Божественное естественное действие и благодатное дарование великой и единосущной Троицы, чрез Св. Духа из рода в род подаемое святым душам (пот. что по этому самому именуется Он в божественном Писании и Духом премудрости – Ис. 11:2 ), и она есть первейшее и прекраснейшее из первых Его действий, которой начало, по слышанному нами, есть страх Божий (ибо говорит: начало премудрости – страх Господень); а дела её – добродетели и заповеди Божии (пот. что, говорит, плоды её суть добродетели – Прем. 8:7 ; и мудрый сердцем принимает заповеди – Притч. 10:8 ); конец же её, если только можно найти и конец беспредельному, упокоение и вселение Св. Духа в душе чрез нее (пот. что недавно слышал Владыку, сказавшего Своим ученикам: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами в век, Духа истины – Ин. 14:15–16 – что далее уясняя, богословствующие отцы новозаветные сказали: Дух Святый, как податель премудрости, ни в ком не пребывает безусловно, а только в смыслящих и богоугодною жизнию соделавших себя достойными Его обожествляющего вселения; и опять: Дух Святый все наполняет силою, а сообщается только достойным, разделяя по мере веры). И так как, при помощи Божией, это хорошо доказано, и мы, насколько возможно, подготовили предлежащее нам течение слова, то на этом пока остановим речь, удовольствовавшись сказанным теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Если в отношении к народам земли Царствие Божие было сперва малым семенем, возросшим потом в великое древо, то и в отношении к каждому человеку оно есть семя, которое насаждается, укореняется растет и приносит плоды, а плоды Царствия Божия – праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Это значит: не ищи Царствия Божия где-либо вдали от себя: не ищи его на небе, ибо небо высоко от тебя; не ищи его ни на святом Афоне, ни в других обителях: не приметишь Царствия Божия, хотя и там оно есть. Царствие Божие не приходит приметным образом. Ищи его в себе: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ). Царствие Божие, укоренившееся, распространившееся на земле и преобразовавшее мир, должно укореняться, возрасти в древо и преобразовать всякого человека, восприявшего семя его. Почивающий на Херувимах как на разумных престолах, Обитающий в храмах и обителях на земле и сердца человеческие соделывает Своими престолами, и тела их храмами и обителями Своими. Сын мой! отдай сердце твое мне ( Притч.23:26 ). Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною, – говорит Господь ( Откр.3:20 ). Значит, не далек от нас Господь: Он у сердца твоего, а если примешь Его, то и войдешь в него. Господь, обитая в сердце человека, озаряет и ум его: ум человека, насколько для него возможно, становится Христовым умом: Мы имеем ум Христов, говорит святой Павел ( 1Кор.2:16 ). И волю человека Он направляет по Своему изволению: Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). Даже и тела ваши, по словам того же Апостола, суть храм живущего в вас Святаго Духа ( 1Кор.6:19 ). Итак, все существо человека, душа и тело, – обиталище Божие. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). Во всяком ли человеке Бог устрояет Свое Царствие? Ко всякому, кто отворяет сердце свое, у дверей которого стоит Господь и стучит, входит Он и вечеряет с ним ( Откр.3:20 ). Отдающий ум свой в послушание Христово становится един дух с Господом, тщится иметь те же мысли, какие и во Христе Иисусе ( 2Кор.10:5 ; 1Кор.6:17 ; Флп.2:5 ). Отвергающийся себя, чтобы идти за Христом – даже туда, куда не хочет, – становится той херувимской колесницей ( Иез.1 ), которой движет Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Если премудрыми судьбами Божьими суждено быть гонимыми в мире всем, которые стремятся к лучшему наследию, то, что же делаем мы, когда вооружаемся против гонителей своих или сетуем и жалуемся на них? «Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными» ( 1Кор.6:7 )? – говорит Слово Божие; а мы, подобно тем омраченным в разуме, кои сидят «в стране и тени смертной» ( Мф.4:16 ), сами еще обидим других, и притом еще братьев своих. О, когда мы сделаемся сынами света ( Лк.16:8 ) и будем друг другу повиноваться в страхе Божием ( Еф.5:21 )?! Когда мы станем исполнять закон Христов, – благословлять проклинающих нас, добро творить ненавидящим нас и молиться за творящих нам обиды ( Мф.5:44 )? Когда, грешные, мы выйдем из-под власти сатаны и покоримся Богу ( Деян.26:18 ), сделаемся сынами Вышнего, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 )? Не к сему ли склоняет нас апостол Павел, который говорит: «будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» ( Еф.4:32 )? Не убеждает ли нас Писание: «ни одно не стесняет близкого ему, и до века не воспротивятся они слову Его» 2 ( Сир.16:28–29 )? Не сказал ли Господь, что кто из нас будет слугою и рабом для всех, тот в Царствии Небесном явится первым и большим всех ( Мф.20:26–27 )? А мы не хотим смириться под крепкую руку Божию, чтобы Он вознес нас во время ( 1Пет.5:6 ); не хотим подчиняться судьбам Того, Кто оставил плевелы расти вместе со своей пшеницей ( Мф.13:24–30 ). Потому будем ли мы собраны в небесную житницу? – Будем, когда будем подобны тому, который был подобен Христу и говорил о себе, что он, «будучи свободен от всех, всем поработил себя» ( 1Кор.9:19 ). «Блажен, – говорит нам Писание, – который всегда пребывает в благоговении» ( Притч.28:14 ), – всякому повинуется, никому не противится, все терпит, как слуга и раб всякого. Сему-то Господь и учит всякого из нас, когда говорит: «не противен злому; но кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и другую» ( Мф.5:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

У неверующих в Спасителя Бога – в живую Истину, в воплощенную и спасающую Любовь – есть как бы «узда, направляющая к заблуждению» ( Ис.30:28 ). Сказано, что люди, не принявшие от Христа Бога «любви истины для своего спасения,... будут верить лжи» ( 2Фес.2:10–11 ). «Поскольку они не веровали истине, чтобы спастись, – истолковывает это место Писания преподобный Ефрем Сирианин, – то веруют обману, чтобы погибнуть» 209 . По действию заблуждения (ср.: 2Фес.2:11 ), богоотступники всегда преданно веруют всякому оказавшемуся у власти вождю, который, принуждая россиян строить безбожный рай, тем самым, якобы спасает их от бедственной и скорбной жизни. «Вожди сего народа введут его в заблуждение, и водимые ими погибнут» ( Ис.9:16 ; ср.: Ис.3:12 ). «И многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф.24:11 ). «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» ( Мф.24:24 ). И только бесовской одержимостью можно объяснить веру богоотступников в великого злодея – вожака злодейской шайки, коего они прославляли (десятилетия прославляли), как отца родного, как непогрешимого и гениального во всем вождя народов 210 . «Злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски» ( Ис.24:16 ). «Они не заснут, если не сделают зла» ( Притч.4:16 ). «Они умны на зло, но добра делать не умеют» ( Иер.4:22 ), – «гордые вожди шайки убийц и крамольников» 211 . Злодеи, засевшие в Кремле московском, чинили кровавую расправу над «врагами»: их расстреливали, ими заполняли тюрьмы, их отправляли в лагеря и ссылки. – Так, «сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудием! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы... Князья твои – законопреступники и сообщники воров» ( Ис.1:21, 23 ). «В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того» ( Иов.24:12 ). И поистине, в тюрьмах под пытками стонали узники и сначала «раскалывались» перед палачами в признаниях и самообвинениях, а затем подвергались физическому уничтожению.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

В разговорной речи понятие «ангел» вмещает самые общие представления о неких неземных бесплотных существах, окружающих Бога и уже в силу этого безгрешных, совершенных, взирающих с небес на дела человека. Подобные представления формировались под влиянием различных источников: устных преданий, произведений изобразительного искусства, книг — от  Б. до святочных рассказов. Ангелы (архангелы, херувимы, серафимы), постоянно фигурирующие в тексте Б. , не являются носителями определенных свойств, и облик их не имеет конкретной завершенности. Достаточно подробно описаны лишь их материальные подобия — скульптурные изображения херувимов, венчающие крышку Ковчега Завета (см. Исх.25:18–22, 37:7–9 ). Некоторые детали их облика возникают в видениях пророков. Исайя, которому явился шестикрылый Серафим, свидетельствует: «…видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» ( Ис.6:1–2 ). «Ангел» переводится как «вестник» или «служитель». Это духовное существо, возвещающее людям Божью волю и исполняющее ее. У апостола Павла сказано об ангелах: «…они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Ангелом (в значении «служитель») может быть и дух, принадлежащий сатане: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» ( 2Кор. 12:7 ). Ангелы сатаны будут ниспровергнуты в конце времен, так гласит Откровение: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною… и ангелы его низвержены с ним» ( Откр.12:9 ). Возникает в  Б. и образ карающего, жестокого ангела: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» ( Притч.17:11 , см. также 1Пар. 21:12 ; Пс.77:49 ). Многообразно участие ангелов в судьбах людей: ангел избавляет народ от зла (см. Быт.48:16 ; Исх.23:20 ; Чис.20:16 ; Ис.63:9 ), принимает души умерших: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» ( Лк.16:22 ), помогает одолеть противника в сражении (см. 4Цар.19:35 ), может быть Ангелом-наставником, показывающим человеку «прямой путь его» ( Иов.33:23–24 ), является на землю как вестник (Архангел Гавриил извещает Захарию о рождении сына, который будет наречен Иоанном ( Лк.1:13 ) и приходит к Деве Марии с благою вестью: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк.1: 28–31 )).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Бог отторгнул от сына и преемника Соломонова Ровоама большую половину царства, сделавшуюся особым царством – израильским, и поставил вождем его некоего Иеровоама ( 3Цар.14:7–8 ). Но так как Иеровоам и его преемники не жили по заповедям Божиим, то чрез пророка Ахию было предречено жене Иеровоама, что «восставит Себе Господь над Израилем царя, который истребит дом Иеровоамов» ( 3Цар.14 ). И действительно, в своё время, по повелению Божию, был помазан на царство израильское некто Ииуй, истребивший доселе царствовавший дом ( 3Цар.19:16 ; 4Цар.9,10 ). Без сомнения, Бог поставлял и низлагал не одних только царей еврейских. Он «низлагал царей и поставлял царей», – говорит пророк Даниил о всяких вообще царях. ( Дан.2:21 ). Свящ. Писание Ветхого Завета о всяком вообще царстве говорит: «Всевышний властвует над царством человеческим и дает его кому хочет» ( Дан.4:22 ). «В руке Господа власть над землею и человека потребного Он во время воздвигает на ней» ( Сир.10:4 ; Суд.11:16 ). Господь возвещает: «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:15–16 ). «От Господа дана царям держава и сила от Вышнего», – заключает Премудрый ( Прем.6:3 ). Потому-то даже Кир, царь персидский, называется «помазанником Божиим», исполняющим Его веления и находящимся под Его руководством и охраною ( Ис.45:1 и дал.). Впрочем, здесь необходимо оговориться, что в еврейском народе власть была вручена правителям этого народа непосредственно Самим Богом, а в народах языческих – по тайному промышлению Божию ( Ис.45:1–4 ; Ис.44:28 ). Новозаветное учение о государстве и государственной власти обосновывалось, без сомнения, на священных книгах Ветхого Завета, боговдохновенность которых засвидетельствована Иисусом Христом. Сам Спаситель во время Своей проповеди прямо не касался вопроса о происхождении власти. Но принимая во внимание весь дух Его учения, мы с достоверностью можем сказать, что Он смотрел на государственную власть, а следовательно, и на государство, как на установление божественное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил перед сотрудниками Счетной палаты России 21 декабря 2011 г. 17:07 21 декабря 2011 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. Данная встреча была организована в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Счетной палаты России С.В. Степашиным 10 июня 2010 года. Перед началом мероприятия владыка Иларион посетил домовый храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где поклонился иконе святого. О жизни церковной общины архипастырю рассказала помощник председателя Счетной палаты Е.А. Агапова. От лица собравшихся в конференц-зале сотрудников митрополита Волоколамского Илариона приветствовал С.В. Степашин. В своем выступлении, посвященном теме «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции» , председатель ОВЦС, в частности, отметил большое значение религиозного фактора в борьбе с этой опасной болезнью нашего общества. «Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними, — пояснил архипастырь. — И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: " …Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых " (Втор. 16:19). " Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота " (Притч. 22:1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: " Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям " (1 Тим. 6:9-11)».

http://patriarchia.ru/db/text/1845120.ht...

Для нас неизбежны «или плен или борьба» 11 . И поскольку непрестанное упражнение естественно душе в рождении мыслей и чувств, то и к богоугодному упражнению она должна понуждаться непрестанно, чтобы ум и сердце были «всецело устремлены к Богу» 12 , «приняли и усвоили себе Евангелие» 13 , служили «выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными» 14 . В этом, по свт. Игнатию, основа умного делания. Святитель указывает, что свойственное умному деланию «бодрствование над сердцем и очищение его» заповедуется в Новом Завете, в частности к этому направлены слова Господа: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» ( Мф. 23, 26 ); «Исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы …» (Мк., 7, 20–21); «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин. 4, 23–24 ). Из Ветхого Завета Святитель приводит слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» ( Притч. 4, 23 ). «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль.» (Второз. 15, 9) 15 . Заповедь о любви к Богу ( Лк. 10, 27 ; Мф. 22, 37 ) свт. Игнатий объясняет как повеление устремляться к Нему всем сердцем и душою 16 . Умное делание совершается «в благоустроенном образе мыслей», в «сердечном произволении» к «принятию Господа», в «смиренных чувствованиях» 17 . Оно «необыкновенно просто, нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере» 18 . Основание для умного делания – «благодать святого крещения», оружие – «моление именем Иисуса» 19 . Должно заметить, что для свт. Игнатия умное делание и упражнение молитвой Иисусовой есть единый нераздельный подвиг: «Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой» 20 . Отсюда умное делание – непрестанное обращение ума и сердца к Спасителю, хранение души от всякого греха, вопрошение у Господа милости и помощи нам грешным 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Прем.15:11 : ...вдохнувшего в него дух жизни. Впрочем, чаще всего такие значения встречаются в Пятикнижии. 7.1.2. «Дух человека» Собственно антропологическим понятием является дух как понятие «дух человека». Такое понятие может быть отнесено к конкретному человеку (например, «дух Илии») или к человеку вообще. Быт.35:29 : И испустил Исаак дух и умер...; 41:8: Утром смутился дух его; 2Пар.21:16 : дух Филистимлян; 36:22: дух Кира; Иов.10:12 : ...попечение Твое хранило дух мой...; 32:8: Но дух в человеке...; Пс.30:6 : ...В Твою руку предаю дух мой...; Притч.18:15 : Дух человека переносит его немощи...; Дан.7:15 : Вострепетал дух мой во мне...; Мф.26:41 : ...дух бодр, плоть немощна...; 1Кор.2:11 : Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Дух есть источник и совершитель в человеке многообразных духовных явлений. Часто дух отождествляется с самой психической жизнью. Так понимается дух в Библии. 7.1.3. «Дух» – действие и состояние Многообразны психические состояния человека. Среди них есть собственные и привнесенные, радостные и печальные, активные и пассивные – все они именуются духами. Такова одна из традиций Священного Писания. Встречаются такие словосочетания, как «дух истины», «дух премудрости», «дух ревности» и т.д. Характерно, что в этом случае «дух» является своеобразным носителем того или иного качества души человека. Исх.28:3 : И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости [и смышления]; Чис.5:30 : ...когда на мужа найдет дух ревности..; Втор.2:30 : ...ожесточил дух его...; 1Цар.1:15 : И отвечала Анна: я жена, скорбящая духом...; 3Цар.21:5 : ...отчего встревожен дух твой?...; 2Пар.18:22 : И теперь вот, попустил Господь духа лжи [войти] в уста сих пророков; Иов.4:5 : ...ты упал духом; 4:9: ...от духа гнева...; 20:3: ...дух разумения; Пс.50:12 : ... дух правый обнови...; Еккл.1:17 : томление духа; Иез.11:19 : ...и дух новый вложу в них... Дух есть единичное качество, которое можно человеку приобрести, утратить, обновить. Человек может испытывать влияние самых разных духов. Но всегда ли в этом значении под термином «дух» можно понимать некоторую сущность? Или, может быть, это метафора?

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010