Притч. 25 :8. Говори, что видели глаза твои. Не вступай скоро в тяжбу, чтобы впоследствии не раскаяться, когда друг твой осрамит тебя. Притч. 25 :9. Отступи назад, не пренебрегай, чтобы не осрамил тебя друг 180 твой. Притч. 25 :10. Ссора твоя и вражда не прекратится, но будет для тебя равна смерти. Милость и дружба освобождают 181 , сохрани их для себя, чтобы не быть тебе в поношении, сохрани пути твои блогоустроенными. Притч. 25 :11. Золотое яблоко в сердоликовом ожерелье — слово сказанное прилично. Притч. 25 :12. В золотую серьгу вставляется и дрогоценный сердолик, — (так) 182 мудрое слово входит во внимательное ухо. Притч. 25 :13. Как прохладный ветер во время жатвы бывает полезен от зноя, так верный вестник для пославших его: он доставляет отраду душам пользующихся им. Притч. 25 :14. Что ветры, облака и дожди показывающиеся 183 , то и хвалящийся ложными подарками. Притч. 25 :15. В долготерпении — блогополучие царей и мягкий язык сокрушает кости 184 . Притч. 25 :16. Нашедши мед, ешь умеренно, чтобы пресытившись не изблевать. Притч. 25 :17. Редко вступай 185 ногою твоею к другу твоему, чтобы пресытившись тобою он не возненавидел тебя. Притч. 25 :18. Кол, меч и острая стрела — человек, ложно свидетельствующий на друга своего. Притч. 25 :19. Путь 186 злого и нога законопреступника погибнут в день бедствия. Притч. 25 :20. Как уксус вредит ране и дым глазам 187 , так появившаяся в теле страсть печалит сердце. Притч. 25 :21. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека. Притч. 25 :22. Если голоден враг твой, накорми его; если он жаждет, напой его. Притч. 25 :23. Ибо творя сие, ты собираешь на голову его угли огненные 188 , Господь же вознаградит тебя блогом. Притч. 25 :24. Северный ветер поднимает облака, а безстыдное лице раздражает язык. Притч. 25 :25. Лучше жить в некрытом углу, нежели в обширном доме с сварливою женою. Притч. 25 :26. Как холодная вода приятна жаждущей душе, так добрая весть из земли дальней. Притч. 25 :27. Как нехорошо заграждать источник и губить родник, так же неблогопристойно праведнику пасть пред нечестивым.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 2 :6. Потому что Господь дает мудрость и от лица Его познание и разум; Притч. 2 :7. Он хранит содевающих спасение, защищает шествие их, Притч. 2 :8. Охраняя пути правды, и путь блогоговеющих пред Ним оберегает. Притч. 2 :9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и будешь направлять себя на все добрые стези. Притч. 2 :10. Ибо если мудрость войдет в твой разум и познание будет казаться душе твоей блогом, Притч. 2 :11. Совет добрый охранит тебя, мысль святая соблюдет тебя, Притч. 2 :12. Чтобы спасти тебя от пути злого и от мужа, не говорящого ничего истинного. Притч. 2 :13. О, оставляющие пути правые, чтобы ходить путями тьмы! Притч. 2 :14. О, веселящиеся о зле и восхищающиеся злым развратом! Притч. 2 :15. Стези их кривы и изрыты колеи их. Они удалят тебя от пути правого, Притч. 2 :16. И отчуждят от истинного знания. Сын мой! да не постигнет тебя злой совет, Притч. 2 :17. Оставляющий учение юности и забывший божественный завет. Притч. 2 :18. Ибо он (совет) поставил при смерти дом свой и при аде с земнородными деяния свои. Притч. 2 :19. Все поступающие по нему не возвратятся (на добрый путь), даже не найдут правых путей и не достигнут долголетия. Притч. 2 :20. Ибо если бы ходили добрыми путями, нашли бы пути правды гладкими: добрые будут жить на земле и непорочные останутся на ней. Притч. 2 :21. Потому что праведные населят землю и святые пребудут на ней; Притч. 2 :22. Пути же нечестивых погибнут с земли и беззаконные будут удалены с нея. Примечание: Глава 3 1—10 — мудрое поведение человека обнаруживаться должно в милости к ближним, уповании на Бога и блогоговении пред Ним; 11—18 — мудрость, не всегда награждаемая земным блогополучием, есть дрогоценнейшее достояние человека; 19—20 — источник ея — Господня Ипостасная Мудрость; 21—26 — мудрое поведение награждается Богом и дарует человеку покой; 27—35 — советы следовать добродетели и удаляться от пороков дурных людей. Притч. 3 :1. Сын мой! Наставлений моих не забывай, и слова мои да хранит сердце твое; Притч. 3 :2. Ибо долготы жития, лет жизни и мира они приложат тебе.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 1 :20. Мудрость воспевается на распутиях, на площадях ведет она смелую речь. Притч. 1 :21. На краях стен проповедуется, возседает 12 при вратах правителей, во вратах же города дерзновенно говорит: Притч. 1 :22. «Доколе невинные соблюдают правду, — не постыдятся; безумцы же, жадные до насилия, и нечестивые ненавидят знание Притч. 1 :23. И поэтому заслуживают обвинения. Вот я предложу вам моего дыхания речь, преподам вам мое слово, Притч. 1 :24. Так как я звала, и вы не послушали; умножала слова, и вы не внимали, Притч. 1 :25. Но отвергли мои советы, обличениям моим не вняли: Притч. 1 :26. Посему и я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас пагуба. Притч. 1 :27. И когда внезапно постигнет вас мятеж, настанет страшное бедствие, подобно бури, когда придет на вас скорбь, теснота и постигнет вас пагуба; Притч. 1 :28. Тогда будете звать меня, и я не услышу вас; будут искать меня злые, и не найдут. Притч. 1 :29. Так как они возненавидели мудрость и слова 13 Господня не приняли, Притч. 1 :30. Не хотели внимать советам моим, а обличения мои осмеяли; Притч. 1 :31. Посему они будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от нечестия своего. Притч. 1 :32. Так как они обижали невинных 14 , то и будут убиты и бедствие погубит нечестивых. Притч. 1 :33. Слушающий же меня будет жить в надежде и почиет без страха от всякого зла». Глава 2 1—6 ст. — приглашение изучать заповеди мудрости и следовать ея советам; 7—9 — награда от Господа за исполнение советов мудрости; 10—17 — характер поведения добрых и злых людей; 18—22 — последствия их поведения для сей и будущей жизни. Притч. 2 :1. Сын мой! если ты, приняв слова моей заповеди, скроешь в себе, Притч. 2 :2. Послушает мудрости ухо твое, приложишь сердце твое к разумению и предложишь ее 15 в научение сыну твоему, Притч. 2 :3. И если призовешь мудрость и разуму подашь голос твой, а разумения поищешь громким голосом, Притч. 2 :4. И если будешь искать ея, как серебра и, как о сокровище, выведывать о ней, Притч. 2 :5. То уразумеешь страх Господень и обретешь познание о Боге,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 27 :8. Как птица, покинувшая гнездо свое, так порабощается человек, когда удалится с своего места. Притч. 27 :9. Миром, вином и блоговониями услаждается сердце, а от бед терзается душа. Притч. 27 :10. Друга своего или друга отца не оставляй, и в дом брата своего не входи в день несчастия твоего 201 : лучше друг вблизи, нежели брат живущий вдали. Притч. 27 :11. Будь мудр, сын мой, да веселится сердце твое, и отврати от себя поносные слова. Притч. 27 :12. Блогоразумный, при наступлении беды, укрывается, а неразумные, подпавши несчастию, пострадают 202 . Притч. 27 :13. Отними у него одежду, потому что появился злодей, который губит чужое 203 . Притч. 27 :14. Кто громко прославляет друга с раннего утра, тот, кажется, ничем не отличается от злословящого. Притч. 27 :15. Капли в зимний день изгоняют человека из своего дома, так и сварливая жена (изгоняет) из своего дома. Притч. 27 :16. Северный ветер — пронзительный ветер, но именем он называется приятным 204 . Притч. 27 :17. Железо острит железо, и человек поощряет 205 лице друга. Притч. 27 :18. Кто садит смоковницу, тот будет есть плоды ея, а кто охраняет своего господина, тот будет в чести. Притч. 27 :19. Как не походит лицо на лицо, так и сердца людей. Притч. 27 :20. Ад и пагуба ненасытимы, так ненасытны и глаза человеческие. Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, а невоздержные языком невоспитаны. Притч. 27 :21. Как плавильней серебро, горнилом золото 206 , так человек испытывается устами, которые хвалят его. Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания. Притч. 27 :22. Если неразумного будешь бить для посрамления его среди народного собрания, — не отымешь безумия его. Притч. 27 :23. Внимательно наблюдай за состоянием стада твоего и имей попечение о волах твоих, Притч. 27 :24. Потому что власть и сила у человека не на век и не передается из рода в род. Притч. 27 :25. Заботься о злаках полевых, жни траву и собирай горное сено, Притч. 27 :26. Чтобы иметь тебе овец для одежды; дорожи полем, чтобы иметь ягнят.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 18 :15. Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет смысла. Притч. 18 :16. Дар человека дает ему простор и с сильными поставляет его 103 . Притч. 18 :17. Обвинитель в первой речи своей на суде — прав по отношению к себе, но когда выступит соперник, он изобличается. Притч. 18 :18. Споры успокаивает молчаливый 104 и решает между сильными. Притч. 18 :19. Брат от брата вспомоществуемый, как город крепкий и высокий 105 , и силен, как прочное царство. Притч. 18 :20. От плодов уст человек насыщает чрево свое и плодами уст своих он насытится. Притч. 18 :21. Смерть и жизнь во власти языка и владеющие им вкушают от плодов его. Притч. 18 :22. Кто нашел добрую жену, тот нашел блого и получил от Бога радость 106 . Притч. 18 :23. Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастие, а содержащий прелюбодейку — безумен и нечестив. Притч. 18 :24. С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо. Притч. 18 :25. Бывает друг, любящий только дружбу вести, и бывает (истинный) друг, более привязанный, нежели брат 107 . Глава 19 1—9. Ложь, злоба и коварство свойственны глупым и порочным и будут наказаны, а любовь к разуму есть любовь к душе и благу; 10—17 — блогоразумие, милость к бедным, исполнение заповедей свойственны мудрым и за это им должна быть честь, неприличная глупым; 18—29 — наказания детям и глупым необходимы, а для мудрых страх Божий — охрана от зла. Притч. 19 :1. Лучше бедный, ходящий в своей честности, нежели богатый 108 лукавый в речах и глупый. Притч. 19 :2. Если нет знания в душе, то нет добра, а кто тороплив ногами, тот спотыкается. Притч. 19 :3. Неразумие человека губит пути его; а в сердце своем он обвиняет Бога. Притч. 19 :4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и настоящим другом. Притч. 19 :5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, а неправедно обвиняющий не избежит (сего) 109 . Притч. 19 :6. Многие лицеприятствуют царям, а всякий нелицеприятствующий бывает неприятен человеку. Притч. 19 :7. Всякий, ненавидящий бедного брата, удалится и от содружества. Добрая мысль приближается к познающим ее и мудрый муж найдет ее. Много делающий зла приводит в исполнение (свою) злобу, а кто раздражает словами, — не спасется.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 22 :12. Любит Господь блогочестивые сердца, приятны Ему все непорочные в путях своих 143 . Устами управляет царь людьми своими 144 . Притч. 22 :13. Очи Господни охраняют знание 145 , а законопреступный презирает слова 146 . Притч. 22 :14. Ленивый оправдывается и говорит: лев на пути, а на площадях разбойники. Притч. 22 :15. Глубокая яма — уста законопреступных 147 ; кого возненавидит Господь, тот упадет в нее. Бывают дурные пути пред человеком, и он не любит отвращаться от них, однако следует отвращаться от пути извращенного и дурного. Притч. 22 :16. Глупость висит на сердце юноши, а жезл и наставление далеко (отгоняет) 148 от него (ее). Притч. 22 :17. Кто обижает бедного, тот много делает себе зла, а кто дает богатому, того доводит это до бедности 149 . Притч. 22 :18. К словам мудрых приклоняй ухо твое и слушай мои слова 150 , сердце же твое обрати (на них) 151 , что бы узнать, что они хороши. Притч. 22 :19. Если же ты вложишь их в сердце твое, то вместе с тем они возвеселят тебя и на устах твоих. Притч. 22 :20. Да будет у тебя надежда на Господа и Он покажет тебе путь Свой. Притч. 22 :21. И ты напиши себе это трижды — на совет и смысл 152 и разум на скрижалях сердца своего. Так я учу тебя принимать истинное слово и доброе знание, чтобы отвечать словами истины, предлагаемыми (мною) тебе 153 . Притч. 22 :22. Не насилуй бедного, потому что он беден, не оскорбляй немощного у ворот 154 ; Притч. 22 :23. Потому что Господь разсудит его дело, а ты без потери избавишь свою душу. Притч. 22 :24. Не дружись с гневливым, и не сообщайся с другом вспыльчивым, Притч. 22 :25. Чтобы не научиться путям его и не взять сети на душу свою. Притч. 22 :26. Не поручайся (за другого) из стыда пред кем-либо, Притч. 22 :27. Ибо если не будешь иметь чем заплатить, возьмут постель из под ребр твоих 155 . Притч. 22 :28. Не переставляй вечных пределов, которые положили отцы твои 156 . Притч. 22 :29. Проницательному мужу и быстрому в делах своих надлежит стоять пред царями, а не стоять пред людьми простыми.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Притч. 10 :20. Серебро очищенное — язык праведного, сердце же нечестивого исчезнет. Притч. 10 :21. Уста праведных познают высокое, а неразумные умирают в скудости. Притч. 10 :22. Блогословение Господне на главе праведного; оно обогащает, и не присоединится к нему печаль в сердце. Притч. 10 :23. Со смехом неразумный совершает дурное, мудрость же раждает мужу разум. Притч. 10 :24. Нечестивый всего лишается и гибнет, желание же праведного исполняется. Притч. 10 :25. Когда проносится буря, нечестивый исчезает, праведный же, уклонившись, спасается на веки. Притч. 10 :26. Как зеленый виноград вреден для зубов и дым для глаз, так и беззаконие для делающих его. Притч. 10 :27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч. 10 :28. С праведными пребывает веселие, а надежда нечестивых погибает. Притч. 10 :29. Страх Господень — твердыня праведника, а для злодеев — погибель. Притч. 10 :30. Праведный во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Притч. 10 :31. Уста праведного источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Притч. 10 :32. Уста мужей праведных источают блогодать, уста же нечестивых развращают. Примечание: Глава 11 1—8. Обманы и гордость свойственны грешным людям и погубят их, а правда и добродетели праведных спасут от несчастий на земле и за гробом; 9—14 — вред для сограждан и города от дурных людей и добро от праведников; 15—23 — добрые пожелания и дела праведных и награды им, и злоумышленность и погибель нечестивых; 24—31 — щедрость к бедным и награды на земле праведным; надежда на богатство, скупость и несчастия грешников. Притч. 11 :1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес приятен Ему. Притч. 11 :2. Если куда придет гордость, там и безчестие, уста же смиренных поучаются мудрости. Притч. 11 :3. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Притч. 11 :4. Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесет пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Они выражают одно, а дают мысль о другом, и хотя неясны, но имеют сокровенный смысл. Таково содержание книги Притчей. А порядок изложения в ней следующий. В начале говорится о самих «Притчах Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума» ( Притч.1:1–2 ); далее о том, что «начало премудрости – страх Господень» ( Притч.1:7 ); что нужно слушаться повелений отца и не пренебрегать советами матери, что не должно заблуждаться и идти одним путем с людьми, которые имеют «склад один будет у всех нас» ( Притч.1:14 ); что «премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою» ( Притч.1:20–21 ); что она звала их, но они не послушали ее, потому и она не послушает их, когда они будут звать ее. Далее говорится: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои» ( Притч.2:1 ), и «так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости» ( Притч.2:2 ), и «уразумеешь правду и правосудие» ( Притч.2:9 ); горе «ходить путями тьмы» ( Притч.2:13 ) «от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» ( Притч.2:14 ); и еще: «которых пути кривы, и которые блуждают на стезях своих» ( Притч.2:15 ), чтобы тебе «ходить путем добрых и держаться стезей праведников» ( Притч.2:20 ). Еще говорится о том, чтобы ты не забывал соблюдать закон, чтобы иметь тебе долголетнюю мирную жизнь, – чтобы ты надеялся всем сердцем на Бога и не был «мудрецом в глазах твоих» ( Притч.3:7 ), но почитал «Господа от имения твоего» ( Притч.3:9 ), и «наказания Господня, сын мой, не отвергай» ( Притч.3:11 ), «ибо кого любит Господь, того наказывает» ( Притч.3:12 ). Говорится о том, что блажен человек, нашедший премудрость; о том, что ты не должен предаваться неге, но должен хранить совет и разум, чтобы тело твое было здравым; о том, что не должно отказываться от благотворения нуждающемуся, когда рука твоя может помочь ему, и не должен ты замышлять зло против друга своего, потому что нечист перед Господом всякий беззаконник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Притч.23:14 .  ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней. Притч.23:15 .  Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце; Притч.23:16 .  и внутренности мои будут радоваться, когда уста твои будут говорить правое. Притч.23:17 .  Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем; Притч.23:18 .  потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Обращается особенное внимание на необходимость хорошего домашнего воспитания и при этом указывается (ст. 13) как и ранее указывалось (13:25), на необходимость физического наказания в системе воспитания, как средства педагогического и вполне целесообразного (ст. 14). В последующем увещании к мудрости выдвигается на вид способность мудрости делать человека счастливым (ст. 15–16), а первым проявлением мудрости представляется отсутствие зависти благоденствующим грешникам (ст. 17, сн. Притч 24.1 ), присутствие напротив страха Божия и надежды на воздаяние – здесь и за гробом (ст. 10); в данном случае, как и в других ( Притч 11.7, 14.32 ), выражается вера Премудрого в бессмертие души человека и посмертное воздаяние праведным и грешникам. Притч.23:19 .  Слушай, сын мой, и будь мудр, и направляй сердце твое на прямой путь. Притч.23:20 .  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: Притч.23:21 .  потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. Притч.23:22 .  Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится. Притч.23:23 .  Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума. Притч.23:24 .  Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Притч.23:25 .  Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя. Для занятий мудростью необходимо прежде всего устранить стоящие на пути препятствия – страсть к пьянству и распутству (ст. 19–21). Затем настойчивое увещание держаться мудрости, истины, разумения (ст. 23) предваряется (ст. 22) и заканчивается увещанием почитать авторитет отца и матери (ст. 24–27) (ср. Притч 10.1, 15.20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Множество мудрых мыслей содержат Притчи. Перечислим хоть еще капельку. Кто помогает нищему, тот дает взаймы Господу (см.: Притч. 19: 17). За превозношением гордого следует его посрамление (см.: Притч. 11: 2). Божий человек не променяет любовь жены на внебрачные приключения (см.: Притч. 5: 15–21). Мудрый не надоедает другу (см.: Притч. 25: 17), не попрекает его прошлыми проступками (см.: Притч. 17: 9). Благоразумный муж не вынашивает планов мести (см.: Притч. 20: 22). Наказание Господне может быть суровым, но его не следует отвергать (см.: Притч. 3: 11). Наказание свыше отец Иоанн (Крестьянкин) называл епитимьей от Бога. Ветхозаветная мудрость ценит ежедневное подвижничество больше одномоментного героизма: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16: 32.). Аскетические упражнения дают человеку умение владеть собой, мужественно переносить трудности, неприятности и лишения. Добиться этого с помощью Божией возможно. Вот мы заговорили об аскезе в семейной жизни. А какова «роль женщины» по Книге Притч? Много значит для духовной атмосферы в семье «благонравная жена» (см.: Притч. 11: 16; в евр. эшет-хен – «благодатная, милая жена»; в греч. – гине эвхаристос). Заканчиваются Притчи настоящей поэмой, прославляющей материнский и супружеский подвиг женщины. В оригинале каждая строфа поэмы начинается с отдельной буквы алфавита. По порядку идут буквы. Очень красиво и, опять-таки, актуально. Все наблюдения и советы ветхозаветной книги с разных сторон касаются главного в жизни, потому что воздержание от зла для человека – вопрос жизни и смерти (см.: Притч. 11: 19). И во дни великого поста выносят эту книгу на середину храма для того, чтобы мы внимали и получали от Господа дар жизни. Готовясь к Пасхе, мы читаем пророческие строки о Христе Жизнодавце: «Премудрость построила себе дом… заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: “кто неразумен, обратись сюда!” И скудоумному она сказала: “идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите”» (Притч. 9: 1–6).

http://pravoslavie.ru/52620.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010