тела его, и от других страстей, которые хотя и не в теле, но смешались с его волей. И для глаз устанавливает он правило, чтобы они видели верно и чисто и чтобы не было в них греха. Затем устанавливает он правило для ушей, чтобы они слушали в мире и больше не имели бы жажды или желания слушать о дурном или же о падениях и унижениях человеческих, но радовались бы слушанию о добром и о том, каким образом каждый человек может стоять твердо, и о том, какая милость явлена всему творению, которое некогда было недужным в этих членах. Затем Дух учит чистоте язык, поскольку язык был поражен тяжелым недугом; тот недуг, поразивший душу, выходил наружу в словах посредством языка, который душа употребляла как свое орудие, и таким образом поразила его тяжким недугом и язвой, и сама этим орудием — языком, была уязвлена. Апостол Иаков свидетельствует и говорит нам: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, то обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26). И в другом месте он говорит: «Язык — небольшой член, но оскверняет все тело» (Иак.3:5), — и много еще, чего теперь я не могу привести вам. Но если ум укрепляется крепостью, полученной от Духа, он очищается и освящается, и учится различать слова, которые приходят на язык, чтобы в них не было пристрастия и самоволия, и таким образом исполнилось бы слово Соломоново: «Слова мои исходят от Господа и нет в них суеты и лукавства» (Притч.8:8). И в другом месте он говорит: Язык мудрых врачует (Притч.12:18), и много еще. И затем Дух исцеляет движения рук, которые некогда двигались беспорядочно, следуя произволу ума. Но теперь Дух поучает ум, как очистить их, чтобы они трудились, творя милостыню и молитву, и исполнилось бы слово о них, гласящее: «Пусть воздеяние рук моих будет жертвой вечерней» (Пс.140:2), и в другом месте: Рука прилежных обогащает (Притч.10:4). После этого Дух очищает чрево, как оно ест и пьет; ибо пока душевные желания действенны в нем, оно не знает насыщения в своем алчном желании пищи и питья, и через это бесы совершают свои нападения на душу. Об этом Дух сказал через Давида: Гордым оком, и несытым сердцем, с сим не ядах (Пс.100:5). И тем, кто ищет в этом чистоты, Дух предписывает установления: вкушать в меру потребного для укрепления тела, но, делая это, не иметь вкуса похоти, и тем исполнить сказанное Павлом: Итак, едите ли, пьете ли… все делайте во славу Божию (1 Кор.10:31).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

11. Не перестает разум производить размышления, но ты дурные – выкорчевывай, благие – взращивай. 12. Преп. Нил: Тот, кто усердно стремится достичь божественного бесстрастия, да охраняет свой разум от рабства всякой страсти. 13. Климент: Не отказом от дел оправдывается верный, но чистотой и непорочностью помышлений. 14. Плутарх: Солнце часто затемняется облаком, а разум – страстями. 15. Из ноги – колючку, а из неразумной части души следует удалять неведение. 16. Филимон: Тот, кто рассудком все у себя наблюдает, дурное отбрасывает, а благое принимает. 17. Исократ: То, что ты разумеешь как самое лучшее, то и воплощай в делах. 18. Как из хорошо управляемого города нужно бежать мятежнику, так и из души, наклонной ко злу, – рассудку. 19. Харикл: Страданию тела и разумное начало души поневоле сочувствует. 20. Эпиктет: То, что делать не подобает, не подобает делать и в мыслях. 21. Пифагор: Позорно сладкими дарами наполнять глотку, а Божий дар делать горьким посредством порока. 22. Феаг: То [в душе], что не может понести труды, чтобы победить наслаждение, родственно неразумной ее части; но в отношении этого выбор происходит в обеих частях души – и в имеющей разум, и в не имеющей. Слово 60-е. О глупости, глупце и безумном, невоспитанном и неразумном 1. Мф. 7, 26 : А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному. 2. 1Кор. 14, 20 : Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни. 3. Притч. 17, 21 : Сердце неразумного – болезнь стяжавшему е. 4. Еккл. 10, 12 : Уста глупого губят его же: начало слов из уст его – глупость, а конец речи из уст его – безумие. 5. Притч. 16, 27 : Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. 6. Притч. 18, 2 : Не требует премудрости муж скудоумен, зане паче водится безумием. 7. Сир. 22, 13–14 : С безрассудным много не говори, и к неразумному не ходи; берегись от него, чтобы не иметь неприятности и не замарать себя столкновением с ним. 8. Сир. 22, 10 : Меньше плачь над умершим, потому что он успокоился, а злая жизнь глупого хуже смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

13. Филон: Невозможно, чтобы у Бога дурной человек не получил свою награду за добро, в числе немногих добрых дел совершенное. С другой стороны, добрый человек также не избежит наказания и получит его, даже несмотря на многие добрые дела, если станет в чем-нибудь дурным. Ибо необходимо, чтобы Бог за всё воздавал по весу и мере. 14. Плохо не терпеть наказание в здешней жизни, но стать достойным наказания в тамошней. 15. Залевк: Так возвещено нам всем: гражданам, гражданкам и домочадцам – помнить Бога как Сущего и суды насылающего на неправедных и полагать пред очами то время, в которое приходит каждому конец через разлучение с жизнью. Ибо на всех, кому предстоит умереть, нападает раскаяние, когда они вспоминают, в чем согрешили, и страстное желание поступать во всем справедливо. 16. Аполлоний: Если есть чувство в аду и забота у унесенных демоном, то, как полагаем, чем больше они чтили здесь богов и призывали на помощь, тем большую заботу получат там от демона. 17. Плутарх: Ада высокие врата открываются. И реки огня, и сливающиеся воедино притоки Стикса, и мрак, наполненный многоразличными фантастическими образами, страшными на вид, вызывающими жалобные вопли; судьи, палачи и бездны, и мы, тысячами зол наполненные. Слово 46-е. О славе 1. Мф. 6, 32 : Ищите же прежде Царства Божия и славы 29 Его, и это все приложится вам. 2. Рим. 8, 18 : Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. 3. Притч. 3, 35 : Славу премудрии наследят, нечестивии же вознесоша безчестие. 4. Притч. 21, 21 : Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу. 5. Притч. 22, 4 : За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. 6. Сир. 33, 24; 11, 4 : Не хвались пышностью одежд и не превозносись в день славы. 7. Сир. 7, 4, 30 : Не проси у Господа власти, и у царя – почетного места [Всею силою люби Творца твоего] 30 . 8. Сир. 11, 6 : Многие из сильных подверглись крайнему бесчестию, и славные преданы были в руки других.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

14. Сократ: Гром пугает детей, угрозы – неразумных. 15. Севериан : Начало спасения людей – страх Божий, и корень всех благ в нас – Божий закон. Ибо ни закон Божий без страха, ни страх Божий без закона. Ибо закон исполнителем предписанного имеет страх, а страх судьей установленного имеет закон. 16. Биант : Спрошенный, что нужно, чтобы жить без страха, ответил: «Чистая совесть». 17. Эпикур : Не бывает бесстрашным тот, кто проявляет страх. 18. Демокрит: Не ради страха, но ради долга следует воздерживаться от проступков. 19. Еврипид: Несмышлен тот, кто в страхе жалок, А едва взяв себя в руки, кичится. 20. Менандр: Глупость мне видится в том, чтобы Знать то, что предстоит, и не беречься от этого. Слово 25-е. О тех, кто быстро изменяется, и о покаянии 1. Лк. 9, 62 : Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия. 2. 2Пет. 2, 21 : Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи ( Притч. 26, 11 ). 3. Притч. 17, 20 : Лукавый язык попадет в беду. 4. Притч. 26, 11 : Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою. 5. Сир. 34, 26 : Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он оттого, что смирялся? 6. Свт. Василий Великий : Тот, кто преуспевает в добрых делах, а затем возвращается к прежним привычкам, не только теряет заработанную награду, но и большего [чем прежде] достоин осуждения. 7. Тем, у которых душа изменчивая, ничто не подходит, и жизнь у них не устраивается. 8. Тот, кто погряз в пороках, да не отчаивается в себе, зная, что попечение земледельца о растениях изменяет их свойства, а попечение о своей душе способно обуздать любые слабости. 9. Люди подобны облакам, которые от дуновения ветра время от времени повсюду носятся. 10. Покаяние определяется не количеством времени, но расположением души.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

62. Радуйся в добрых происшествиях и умеренно печалься в несчастных. 63. Филистион : Освобождают нас несчастья от несчастий И успокаивают беды через другие беды. 64. Еврипид : В бедах друзья благодетельствуют. Ведь когда судьба благоволит, какая нужда в друге? Довольно уже и того, что Сам Бог помогает охотно. 65. Иосиф Флавий : Как неприлично слишком превозноситься в успехах, так и немужественно падать духом в неудачах, ибо стремительна перемена от одного к другому. Слово 19-е. О гневе и ярости 1. Мф. 5, 22 : Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. 2. Еф. 4, 26–27, 31 : Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. 3. Притч. 27, 3 : Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих. 4. Притч. 16, 32 : Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. 5. Притч. 16, 14 : Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его. 6. Сир. 30, 26 : Ревность и гнев сокращают дни. 7. Свт. Василий Великий : Защищаясь и будучи поставлен [в суде] на равных с обидчиком, как ты будешь оправдываться? Что он подстрекал тебя, начав первым? И какого это достойно снисхождения? Ведь блудник, перекладывающий вину на гетеру, якобы подтолкнувшую его к греху, достоин еще большего осуждения. 8. Что безумнее гнева? Если же пребудешь безгневным, опозоришь позорящих тебя и явишь дело благоразумия. 9. Гнев возбуждает ссору, ссора рождает ругань, ругань – драку, драка – раны, от ран же часто бывает смерть. 10. Свт. Григорий Богослов : Нет и венцов, где нет соперников; нет и поражения, где нет противника. 11. Гнев слеп и огорчителен, особенно когда приходится справедливо сердиться. 12. Свт. Иоанн Златоуст : Когда тебя кто-то обижает, думай о наказании, которым он сам себя наказывает, и не только не гневайся, но и пролей слезы. Ибо на страдающего лихорадкой или воспалением никто не сердится, но всегда жалеют и плачут о нем. Если же и воздать хочешь, молчи, и тем нанесешь ему смертельную рану. А если ответишь бранью, то вынудишь сказанное о тебе признать истиной. Ибо почему богатый, услышав, что он беден, смеется? Да потому, что он не сознает себя таковым. А если так, то будем улыбаться на ругательства, и это будет самым большим доказательством того, что мы не причастны тому, что о нас говорят.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Псал. 89:3); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Иоан. 17:5), и в словах апостола Павла: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..., так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф. 1:3—4. См. также Кол. 1:17; Сир. 23:29; Притч. 8:23). б) что мир имел свое начало. в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Map. 10:6). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук (Псал. 101:26), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности (Иоан. 1:1; Притч. 8:23). в) наконец, что и самое время, подобно миру, некогда не существовало и сотворено Богом. От века я помазана , говорит Ипостасная Премудрость Божия, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов (Притч. 8:23—25). А святой Апостол присовокупляет, что этой-то Ипостасной Премудростью Бог Отец и веки сотвори (Евр. 1:2). Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители употребляли преимущественно следующие рассуждения: а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине производящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит; б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо некогда не существовал; в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. Вместе с тем защитники истины не оставляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были относительно ее в то время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Псал. 89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Иоан. 17:5 ), и в словах апостола Павла: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..., так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф. 1:3–4 . См. также Кол. 1:17 ; Сир. 23:29 ; Притч. 8:23 ). б) что мир имел свое начало. в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Map. 10:6). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); 1057 в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Псал. 101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и дру­гой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Иоан. 1:1 ; Притч. 8:23 ). в) наконец, что и самое время, подобно миру, никогда не су­ществовало и сотворено Богом. От века я помазана, говорит Ипостасная Премудрость Божия, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов ( Притч. 8:23–25 ). А святой Апостол присовокупляет, что этой-то Ипостасной Премудростью Бог Отец и веки сотвори ( Евр. 1:2 ). Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители упо­требляли преимущественно следующие рассуждения: а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине про­изводящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит; 1058 б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо никогда не существовал; 1059 в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. 1060 Вместе с тем защитники истины не остав­ляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были от­носительно ее в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Добрый нрав надежней закона: Ритор никакой его совратить никогда не сможет. [Закон] же, и сверху и снизу потрясая, часто попирают. 31. Из Эпиктета и Исократа: Закон стремится принести пользу жизни людей и не может подвергаться тому, что им захочется. Ибо в подчиняющихся он проявляет их собственную добродетель. 32. Так же как для больных спасители – врачи, так и для поступающих неправедно – законы. Слово 59-е. О разумной способности и мышлении 1. Лк. 6, 45 : Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его. 2. 2Кор. 10, 4 : Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу. 3. Притч. 15, 24; 12, 14 : Путие живота помышления разумного, от помышлений его душа мужа наполнится благих. 4. Притч.12, 5 : Промышления праведных – правда. 5. Притч. 19, 21 : Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. 6. Сир. 27, 4 : При трясении решета остается сор: так нечистота человека – при рассуждении его. 7. Василий-медик: Согласно эллинской выдумке о естествознании, из разумного и неразумного, словно некоего кентавра, соединил Творец целого человека: верхней частью, от головы до груди, [сделал] человековидным, а [к части] от пупка до чресл, как у коня, присоединил низшую природу (которая вместе с удовольствием чрева по-животному склоняется и неразумно стремится к совокуплению), решив не освобождать разумную часть от неразумной, но всемудро положив в качестве основания разумной части неразумную часть, управляемую природными нуждами. 8. Тому, кто божественное бесстрастие стяжать усердно подвизается, следует свое разумное начало сохранить от рабства всякой страсти. 9. Свт. Григорий Богослов : Лучше размышление o делах, чем o богатствах, ибо от того – вред, а от этого – польза. 10. Свт. Иоанн Златоуст : У воробьев два крыла, чтобы избегать силков, а у людей – рассудок, чтобы избегать грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

Отсюда и десятая самая горькая гроздь пьянства – окончательная погибель души. Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о своих грехах, потому что их ум трезв. А умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя и не осознает, что наступает его смерть, которой он вовсе и не ожидал. И святой Димитрий заканчивает так: «Вот каковы гроздья этого пагубного винограда – пьянства. И хотя в начале на вкус они кажутся сладкими, но потом превращаются в горечь желчи и яд» 4 . Сказано так сильно, что, как говорится, не добавишь, и не убавишь. Остается только прислушаться, да поразмышлять. 2 Толковая Библия . Часть 1. Репринт. Стокгольм, 1987. С. 63. Приведем еще несколько свидетельств из Священного Писания о пьянстве: Пьянство запрещено: Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и чтобы день тот не постиг вас внезапно ( Лк. 21:34 ). Как днем будем вести себя, не предаваясь пьянству ( Рим.13:13 ). Говори то, что сообразно со здравым учением: чтобы старицы не предавались пьянству ( Тит. 2, 1, 3 ); Пьянство приводит: к бедности: кто любит веселие – обеднеет; а кто любит вино – не разбогатеет ( Притч. 21, 17 ); пьяница обеднеет (23, 21). К распутству: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство ( Еф. 5, 18 ). К неправде: не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых ( Притч. 31, 4–5 ). К презрению дел Божиих: гусли и свирель и вино на пиршествах сынов Иуды, а на дела Господа не взирают и о деяниях рук Его е помышляют ( Ис. 5, 12 ). К лишению неба: не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия е наследуют ( 1Кор. 6, 10 ); дела плоти известны, они суть: ссоры, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное: предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют ( Еф. 5, 19–21 ); избегайте общества пьяниц: не будь между упивающимися вином ( Притч. 23, 20 ). – Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называя себя братом, остается пьяницей; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор. 5, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Публикуется на основе издания: «Богословские главы» прп. Максима Исповедника , или «Пчела»/Вст. статья, перевод, послесловие и примеч. П. К. Доброцветова. М.: Никея, 2013. Аввы Максима, философа и мученика, главы богословские, а также избранные места из различных писаний тех, кто согласны с нашим христианским учением, и тех, кто предваряли его Даруй благодать моим трудам, Христе! Из святого Ефрема – о том, как следует читать или обдумывать прочитанное: «Когда к священным книгам приступаешь, не просто будь внимателен, с первого взгляда набрасываясь и [лишь] слегка касаясь написанного, но если нужно, то часто и дважды и трижды пройти это с тщательностью не упускай. Но, впрочем, и намереваясь читать или иному читающему дать, обратись вначале к Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего для постижения, чтобы услышать слова Твои и творить волю Твою, ибо пришелец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс. 118, 18 ) " ». Слово 1-е. О жизни добродетельной и порочной 1. Мф. 7, 14 : тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь. 2. Рим. 12, 21 : Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. 3. Прем. 5, 13 : [Так и мы родились и умерли,] и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем. 4. Притч. 1, 10, 15–16 : Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. 5. Притч. 13, 13 : Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается. 6. Притч. 10, 26 : Что уксус для зубов и дым для глаз, то беззаконие для обладающих им. 7. Сир. 27, 30 : Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему. 8. Свт. Василий Великий : Добродетель из приобретений – единственное, чего нельзя отнять. 9. Упражнение в добродетели – ценнейшее приобретение для обладающего ею и сладчайшее зрелище для удостоившихся видеть ее.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010