Увещания отца (Давида, по LXX, слав. – и матери: ο λεγον κα δδασκον με, «иже глаголаша и учиша мя») Соломону, и по содержанию и по характеру сходны с увещаниями самого Соломона к юношеству, рассеянными по всей книге Притчей. Главным предметом речей и наставлений Давида Соломону (ст. 4 сл.; ср. 1Пар 28.9 ), как и самого Соломона слушателям его, был закон Божий, заключающийся в Пятокнижии Моисеевом; но затем, воспринятый умом человека. Закон должен быть прилагаем к его жизни и деятельности, а это требует особенной «мудрости» ( хокма), особенного »разума» ( бина) и отеческое наставление Соломону неоднократно завещает «наподобие выкликов торговца, предлагающего свой товар», по выражение Умбрейта (ст. 6; ср. ст. 8б), стремление к мудрости и неуклонную верность ей (ст. 5, 7; ср. Притч 3.14 ). Мудрость здесь сравнивается с любимой женой (ср. Сир 15.2 ), которая охраняет возлюбленного мужа от всяких бед; представляется высочайшим благом, ради которого надо жертвовать всеми иными благами: «главное – мудрость; приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (ст. 7). Ст. 8–9 говорят о благотворных и привлекательных плодах стяжания мудрости (ср. Притч 1.9 ). Притч.4:10 .  Слушай, сын мой, и прими слова мои, – и умножатся тебе лета жизни. Притч.4:11 .  Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Притч.4:12 .  Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься. Притч.4:13 .  Крепко держись наставления, не оставляй, храни его, потому что оно – жизнь твоя. Притч.4:14 .  Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; Притч.4:15 .  оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; Притч.4:16 .  потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; Притч.4:17 .  ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Притч.4:18 .  Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Притч.4:19 .  Путь же беззаконных – как тьма; они не знают, обо что споткнутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 17 1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости. Притч.17:1 .  Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. Притч.17:2 .  Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство. Притч.17:3 .  Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь. Притч.17:4 .  Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного. Притч.17:5 .  Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет]. Притч.17:6 .  Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.– Притч.17 :6a.  –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.] Притч.17:7 .  Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые. Притч.17:8 .  Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет. Притч.17:9 .  Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга. Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 18 1–10. Против немиролюбия, страсти к спорам и других проявлений негуманного и безрассудного настроения. 11–17. Семь притчей, поучающих преимущественно надежде на Бога и смирению, как путям, ведущим к истинной мудрости. 18–22. Против страсти к тяжбам и злоупотреблений даром слова. 23–25. О разных видах любви. Притч.18:1 .  Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.: Притч.18:2 .  Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум. Притч.18:3 .  С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение. Притч.18:4 .  Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток. Притч.18:5 .  Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде. Притч.18:6 .  Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои. Притч.18:7 .  Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его. Притч.18:8 .  [Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.] Притч.18:9 .  Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева. Притч.18:10 .  Нерадивый в работе своей – брат расточителю. Осуждается эгоистическая замкнутость своенравного человека, лишающая его возможности услышать и осуществить какой-либо полезный совет (ст. 1–2), с замечанием о посрамлении нечестия вообще (ст. 3). Затем устанавливается глубокий взгляд на внутреннюю природу человеческой речи, преимущественно человека мудрого: речь его, прежде произнесения, слагается в глубине души его, подобно сокрытой в недрах земли, воде: глубина и обдуманность содержания, обилие ценных мыслей и животворность речи мудрого – таковы пункты сравнения ее с ключевой водой (ст. 4. Сн. Притч 20.5 ; Еккл 7.24 ). Из отдельных сентенций здесь, прежде всего, осуждается всякое лицеприятие на суде (ст. 5): устранить это зло ставил своею целью среди Израиля библейского еще Моисей ( Лев.19:15 ; Втор 10.17 ). Затем – против злоупотреблений даром слова, свойственных глупому и безрассудному (ст. 6–7), против клеветничества, лености, расточительности (8–10).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 25 1. Надписание новой группы притчей. 2–5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6–7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8–10. Против сварливости и болтливости. 11–15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16–20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21–22. О благотворительности врагам. 23–28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч. Притч.25:1 .  И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского. Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых " мужей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы – законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги». Притч.25:2 .  Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследывать дело. Притч.25:3 .  Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо. Притч.25:4 .  Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: Притч.25:5 .  удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою. О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя. Притч.25:6 .  Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; Притч.25:7 .  потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои. В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии ( Лк 14.8–10 ) по аналогичному же поводу. Притч.25:8 .  Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? Притч.25:9 .  Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, Притч.25:10 .  дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.–

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–3. Премудрый будет поучать слушателей, как детей, точнее будет учить своих собственных детей и всех других тем наставлениями, которые некогда слышал от своих родителей, особенно от отца. 4–9. Сущность наставлений отца Премудрого – увещание к мудрости с указанием благ ее. 10–19. Предостережение от уклонений на путь нечестия. 20–27. Настойчивое увещание не забывать отеческих заповедей. Притч.4:1 .  Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму, Притч.4:2 .  потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей. Притч.4:3 .  Ибо и я был сын у отца моего, нежно любимый и единственный у матери моей, Учение мудрости и благочестия, преподаваемое Премудрым, имеет тем большую силу истинности и обязательности, что оно не есть лишь достояние и произведение единичной личности учителя, но получено им в наследие от предков, ближе всего от его родителей, у которых он был нежно любимым сыном (ст. 3). Традиция ( παρδοσις τν πατρων) возвышала авторитет всякого учения мудрости (ср. Иов 8.8 сл.; Иов 15сл.; Сир 8.9, 16.5, 31.12 ). Тем более Соломон мог прибегнуть к такому приему увещания, что уже в начале речи ( Притч 1.8 ) он упомянул о долге послушания заветам отца и матери. Здесь (ст. 1) и ниже ( Притч 5.7 и Притч 7.24 ) обращение не к «сыну», а к " детям», так как в своей воспитательного характера речи Премудрый ссылается на собственный пример и «сыном является сам Соломон» 2 . Чему учил Премудрого отец его, об этом говорится ниже со ст. 4. Притч.4:4 .  и он учил меня и говорил мне: да удержит сердце твое слова мои; храни заповеди мои, и живи. Притч.4:5 .  Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Притч.4:6 .  Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Притч.4:7 .  Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Притч.4:8 .  Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; Притч.4:9 .  возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 1–3. О Боге, как Владыке всех жизненных путей человека. 4–9. О премудром и праведном воздаянии Божием за дела человеческие, добрые и злые. 10–15. О царях как посредниках или орудиях мироуправления Божия. 16–26. Правда Божия – в отношении к мудрым и к глупым. 27–33. Неодинаковая судьба праведных и неправедных. Притч.16:1 .  Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка. Притч.16:2 .  Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души. Притч.16:3 .  Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся. Ввиду несомненного факта поразительной зависимости судеб человеческих от Бога (ст. 1, сн. Иер 10.23 ), а также присутствия только у Бога истинной оценки действительного достоинства намерений и действий человека (ст. 2), Премудрый наставляет слушателей всецелой преданности Промыслу Божьему, обещая отсюда всякий успех предприятий (ст. 3, сн. Пс 21.9, 36.5 ). Притч.16:4 .  Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия. Притч.16:5 .  Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути – делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.] Притч.16:6 .  Милосердием и правдою очищается грех , и страх Господень отводит от зла. Притч.16:7 .  Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним. Притч.16:8 .  Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. Притч.16:9 .  Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его. Из общего положения о том, что все сотворенное Богом имеет свои цели и назначение (ст. 4), выводимые, с указанием на гибельность высокомерия (ст. 5), образ положительного благоугождения человека Богу: милосердие и правда в отношении ближних (ст. 6а), соединенные с страхом Божьим (6б), последствием чего явится мир, даже примирение враждующих (ст. 7). Затем вновь повторяется мысль о том, что жизнь и намерения человека всецело зависят от Бога (ст. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 31 1–9. Наставления царям царя Лемуила, преподанные ему его матерью. 10–31. Похвала добродетельной жене. Притч.31:1 .  Слова Лемуила царя. Наставление, которое преподала ему мать его: Имя Лемуила евр. Лемуил (ст. 1) или Лемоил (ст. 4), подобно имени Агура (XXX), традиция понимала тоже в смысле нарицательного («Deo deditus») и считала его символическим именем Соломона. Но в новое время обычно видят в нем собственное имя царя области Масса в Идумее ( Быт 25.14 ). Притч.31:2 .  что, сын мой? что, сын чрева моего? что, сын обетов моих? Притч.31:3 .  Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей. Притч.31:4 .  Не царям, Лемуил, не царям пить вино, и не князьям – сикеру, Притч.31:5 .  чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых. Притч.31:6 .  Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; Притч.31:7 .  пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. Притч.31:8 .  Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. Притч.31:9 .  Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего. Наставления матери царя (очевидно нежно им любимой и также его любившей, (ст. 2) заключают в себе, так сказать, наказ царского служения в самой сжатой форме. Подобно Моисееву закону о царе ( Втор 17.14 сл.), наказ этот заповедует царю осмотрительность и воздержание от двух источников духовно-телесного расслабления: пристрастия к женщинам (ст. 3) и к вину (ст. 4–5); взамен чего заповедуется выше всего иметь попечение о правосудии царском вообще и о правосудии и милосердии особенно при разбирательстве дел бедных (гл. 8–9), 6–7. Если вино царям и правителям способно приносить лишь вред, помрачая их сознание и лишая их возможности правильного употребления и отправления важнейших сторон своего звания, напр., судейской (ст. 5), то вино – в силу присущей ему веселящей сердце человека силы ( Пс 3.15 ) – имеет благодетельное влияние для всякого рода огорченных душой, поскольку, между прочим, дает скорбящему временно забыть удручающую его печаль. Это изречение ст. 6–7 позднейшее иудейство применило к казнимым, которым во время страданий давали пить вино – для утоления несносной жажды и для притупления сознания; это дело сострадания было применено и к страждущему на кресте Спасителю ( Мф 27.34 ). В ст. 8–9 царю не только заповедуется строго держаться правосудия, особенно в отношении к бедным, по смыслу закона Моисеева (сн. Втор 1.17, 27.19 ), но советуется и большее: быть для беспомощного бедняка на суде не только правдивым судьей, но вместе и защитником, адвокатом, – развивать на суде не одну формальную правду, но и высшую милость, как подобное о себе свидетельствовал Иов ( Иов 29.15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Итак, желающему идти царским путем нужно идти с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах ( 2Кор. 6:7–8 ), и с такой осторожностью среди вздымающихся волн искушений под управлением рассудительности и под веянием Духа Божия направлять путь добродетели, чтобы знать, что, если немного уклонится на правую или левую сторону, тотчас разобьется о подводные, гибельные скалы. Потому премудрый Соломон увещевает: …не уклоняйся ни направо, ни налево, то есть не тщеславься добродетелями, не превозносись счастливыми успехами в духовном, не уклоняйся и на левую стезю пороков». Притч. 4:28–29 «Потому что пути правые наблюдает Господь, а левые – испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит» ( Притч. 4:28–29 ). Так что если мы хотим быть с Богом, то должны стремиться идти путём премудрости Божией, и в дальнейших главах Книги Притч мы много узнаем о том, как именно идти этим прямым путём. Пятая глава Притч. 5:1–2 «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание» ( Притч. 5:1–2 ). То есть, чтобы научиться рассудительности, нужно смирить свой разум перед наставлением учителя, и при этом не любого учителя, а того, который учит закону Божьему – тому, что, в свою очередь, он воспринял от своего наставника, как об этом было сказано ранее. Так что получение дара рассудительности и в принципе научение закону Божию неразрывно связывается со смирением. Соответственно, все, кто говорит: «Мне не надо учиться, я сам все знаю», оказываются нарушителями этих слов Писания и оказываются далеки от рассудительности и от той мудрости, которой желает научить нас Господь. Притч. 5:3–4 «Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый» ( Притч. 5:3–4 ). Это наставление является прямым продолжением предыдущих двух стихов, и оно не случайно, потому что смирение перед наставлением и перед учителем –это лишь одно из условий для научения знанию от Бога и о Боге. А второе необходимое условие – добрая нравственность. И в других местах Книги Притч выражается мысль, что нравственные преступления, – как в данном случае блудные грехи, прелюбодеяние – делают человека недостойным дара мудрости от Бога. Мне доводилось наблюдать печальные примеры того, как человек воцерковленный впадает в блуд, в прелюбодеяние, и когда он добровольно остаётся в этом грехе, как быстро он духовно деградирует. Это ужасное зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Глава 28 1–5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6–12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13–18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19–28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч. Притч.28:1 .  Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. Притч.28:2 .  Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. Притч.28:3 .  Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. Притч.28:4 .  Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. Притч.28:5 .  Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё. Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн. Лев.26:36 ; Втор 28.25 ). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4–5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5.20 ). Притч.28:6 .  Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат. Притч.28:7 .  Хранящий закон – сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего. Притч.28:8 .  Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных. Притч.28:9 .  Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Премудрость Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Отделение неба от земли и появление света. Клеймо иконы «Св. Троица в бытии» из Благовещенского собора Сольвычегодска. XVI в. (СИХМ) Почитание Премудрости Божией усиливается в Израиле в эпоху после Вавилонского плена. Премудрость олицетворяется (Притч 14. 1). Она - возлюбленная (Сир 14. 22 слл.), мать-хранительница (Сир 14. 26), жена, заботящаяся о пропитании (Сир 15. 2 сл.), гостеприимная хозяйка, приглашающая на свой пир (Притч 9. 1-6), в противоположность «женщине безрассудной» (Притч 9. 13-18). Священные писатели видят в Премудрости Божественную реальность, существующую предвечно и связанную с премудрым устроением мира (Притч 8. 22-26; Сир 24. 10). Исшедшая из уст Всевышнего как Его дуновение или Его Слово (Сир 24. 3), она - «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя... отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его» (Прем 7. 25-26). Она обитает на небесах (Сир 24. 4), разделяет с Богом престол Его (Прем 9. 4), живет в близости с Ним (Прем 8. 3). Премудрость участвует во всем, что Бог совершает в мире. Присутствуя при творении, она «веселилась пред лицом Его» (Притч 8. 27-31; ср.: 3. 19 сл.; Сир 24. 5) и продолжает править вселенной (Прем 8. 1). На протяжении всей истории спасения она действует как ниспосланная Богом для определенного дела. Премудрость поселилась в Израиле, в Иерусалиме, как древо жизни (Сир 24. 7-19), проявляясь в конкретной форме Закона (Сир 24. 23-34). Она направляет историю (Прем 10. 1-11. 4), и она же обеспечивает людям спасение (Прем 9. 18). Ее роль аналогична роли пророков: она обращается с укором к нерадивым, возвещая суд над ними (Притч 1. 20-33), а послушных призывает воспользоваться всеми ее благами (Притч 8. 1-21, 32-36), сесть за ее стол (Притч 9. 4 сл.; Сир 24. 21). С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Владыкой неба и земли» (Быт 14. 19), Тем, Кто «сотворил семизвездие и Орион», Кто «образует горы и творит ветер» (Ам 5. 8; 4. 13). Деяния Бога Творца становятся основанием для упования на Него как на Владыку истории: не есть ли творение столь прочное, величественное, могущественное - залог могущества и верности Бога (Ис 40. 12 сл.)? Его восхваляют за все, что является «делом рук Его»: за небеса (Пс 18. 2), за землю (Пс 101. 26) и за то, что Он поставил человека «над делами рук» Своих (Пс 8. 4-7). «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои» (Пс 144. 10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36. 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, человек должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (ср.: Иов 10. 3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»?» (Ис 29. 16; 45. 9; Прем 12. 12; Рим 9. 20 сл.).

http://pravenc.ru/text/149441.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010