Беседа 10. Благословение детей Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». Продолжим читать 19-ю главу с 13-го по 30-й стих. В данном отрывке рассмотрим две темы: Благословение детей и Господь Иисус Христос и богатый юноша. Здесь мы видим очень органичный переход: апостол Матфей, рассказав об отношении Христа к браку и безбрачию, переходит к истории о благословении детей. Ведь главная цель брака – чадородие ( Быт.1:27–28 ). Но, конечно же, и счастье совместной семейной жизни мужчины и женщины тоже является целью и назначением брака. Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа» ( Притч.18:23 ); и еще: «Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» ( Притч.19:14 ). И мы читаем 13-й стих 19-й главы Евангелия от Матфея: Мф.19:13 . «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им». Блаженный Иероним Стридонский так истолковал подобное поведение апостолов: «[Ученики делали так] не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших » 113 . Блаженный Феофилакт поясняет: «Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их» 114 . Объясняя, почему такой шум был от детей, Евфимий Зигабен пишет: «Лука (18, 15) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей» 115 . То есть среди детей, которых приводили к Нему, были и дети (младенцы), которых приносили к Нему. Греческий глагол привели может также иметь значение принесли. Можно сказать, что это самый прекрасный момент во всей евангельской истории. Все действующие лица видны ясно и отчетливо, хотя весь рассказ занимает всего два стиха. «Обратившейся в христианство индус Премананд… приводит слова своей матери. Когда Премананд принял христианство, его семья прогнала его, и двери дома были закрыты для него. Но иногда он все же приходил украдкой повидать свою мать. Его принятие христианства разбило ей сердце, но она не переставала любить его. Она рассказала Премананду, что когда она носила его в чреве, один миссионер дал ей книгу Евангелий. Она прочитала их; эта книга даже все еще была у нее. Она сказала сыну, что у нее не было желания стать христианкой, но в те предшествовавшие его рождению дни она иногда мечтала, чтобы он вырос и стал бы таким человеком, как Иисус» 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

З. «Не любите мира, ни яже в мире» (1Ин.2:15) 1. Не любите мира, ни яже в мире «Не любите мира, ни яже в мире», – говорит св. ап. Иоанн. Под миром апостол разумеет не совокупность творений Божиих, получивших свое бытие от Бога, и не род человеческий вообще, который любим Самим Богом ( Ин.3:10 ), но все то, что в мире и людях испорчено грехом и дает пищу греху, что сделалось враждебно Богу ( Иак.4:4 ) и «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ), следовательно, и то, что в самом человеке влечет его ко греху ( Рим.7 сл.). Частнее апостол определяет в 1Ин.2 , что такое этот мир, именно: «похоть плотская, похоть очей и гордость житейская». Он называет здесь те душевные состояния или страсти, которые возбуждаются предметами мира, показывая тем, что не самые предметы неодушевленные и одушевленные нечисты, а употребление их, воззрение на них делает их поводом ко греху, делает их нечистыми. Прекрасное создание Божие – жена, но и одно нечистое воззррение на нее может повести человека ко греху ( Мф.5:28 ); «невинно вино, – говорит Премудрый, – но пианство укоризненно» ( Притч.20:1 ). Так рождается похоть плотская. Другая похоть – похоть очей, всякое порочное желание видеть, знать и испытывать. Она рождается при виде всего, обладание чем может доставить человеку удовольствие, например, при виде богатства ( Еккл.4:8 ). «Ад и погибель не насыщаются: такожде и очи человечестии несыти ( Притч.27:20 ). Наконец, гордость житейская, желание поставить себя выше других, превозношение даже действительными достоинствами ( Лк.18:11 ). «Начало греха – гордыня» ( Сир.10:15 ), «а в гордости погибель и развращение много» ( Тов.4:13 ). Таков, по апостолу, мир. Не любить своих страстей, своих порочных расположений, влекущих к миру и в его предметах находящих себе пищу, – а затем не любить и того, что возбуждает эти страсти – вот что значит «не любить мира». (См. кн. «Рук. к истолк. чт. книг и зав.» Сост. А. Иванов . Изд. 2-е, стр. 64–65). 2. Суетность любви к миру (Из твор. св. Димитрия Ростовского ) 1 . «Не пристращайся, человек, к земному, чтобы по неразумию, сделавшись рабом земных наслаждений, не быть плачевно связанным вечными узами, – учит св. Димитрий Ростовский . Не привязывайся сердцем своим к предметам временным, чтобы тебе не обмануться, как в сновидении. Ищи покоя для себя не в земных наслаждениях, и утешения не в плотских удовольствиях, но в Господе, все сотворившем. Если и имеешь что на земле, будь как неимеющий; получаешь что, будь как неполучающий; ешь что, будь как бы неядущий; пьешь что, будь как бы непьющий: будь свободен от всего земного, чтобы всем сердцем прилепиться к одному Господу: ибо все земное служит на малое время, а Божия благодать вечна.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» ( Мк.13:26 )... «И тогда восплачутся все племена земные» ( Мф.24:30 ). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» ( 1Фес.4:16 ). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении ( Откр.20:12 ). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» ( Иуд.1:14–15 ). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор.4:5 ). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» ( Рим.2:5–6:11 ). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» ( 1Пет.1:17 ). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения ( Мф.13:49–50:15:32–33:46 ; Ис.48:13 ). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны ( Лк.14:14 ; Мф.19:28–29 ), а для грешников они будут ужаснейшие ( Сир.5:3 ; Откр.21:8 ; Мф.25:41 ; Притч.16:25 ). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете ( Быт.18:25 ; Исх.3:13–14:4:4 ; Иер.25:30:48:21 ; Ос.4:1 ; Мал.3:5 ; Пс.1:5:75:10 ), и имеются прямые указания в Новом завете ( Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45 ). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога ( Мк.13:32–37 ; Мф.25:14–30 ; 2Пет.3:10 ; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Явившаяся роса на руне Гедеоновом предзнаменовала Божию к людям любовь, по которой Слово Отчее воплотилось от Девы: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына своего Единородного дал есть ( Ин.3:16 ). Что же означают слезы, истекшие от иконы Пресвятой Девы? Думаем, что означают они не что иное, как только Ее к нам любовь. Что действительно слезы служат свидетельством любви, докажу это сейчас примерами. Плакал Иисус о Лазаре. И что думают о сем очевидцы Его слез? «Любовь» говорят, «имеет к Лазарю» – прослезися Иисус. Глаголаху убо жидове виждь, како любляше его ( Ин.11:35–36 ). Друзья Иова, увидя его пораженным с ног до головы проказою, возопивше гласом велиим, восплакашася ( Иов.2:12 ). Заключай по сему и о причине слез Пресвятой Девы; плачет над нами, ибо любит нас, видя нас согнившими в струпах беззаконий, лежащими во гробе злого обычая и всеконечно душею умершими, подобно Иисусу над Лазарем и трем друзьям об Иове; соболезнует, сострадает и проливает слезы. Ибо своими злыми делами, во многом мы похожи на прокаженного Иова и умершего Лазаря; лежали – Иов на гноище, Лазарь во гробе, а мы лежим во грехах, так что каждому из нас следует восклицать – «всецело одержим страстями и на ложе зол возлежу!». Лежим мы, и не восстаем, как говорит Давид – падоша вси делающии беззаконие изриновени быша и не возмогут стати ( Пс.35:13 ), кроме того, о восстании своем и не радим, как написано: егда приидет нечестивый, в глубину зол нерадит ( Притч.18:3 ). Иов едва жив, Лазарь уже мертв был; и мы, когда по немощи согрешив, стараемся покаяться, бываем едва живы, если же грех сделался для нас обычным, то уже умираем душею и не можем восстать, так как благодать Божия по причине греха отъята от души нашей. Как для тела душа составляет его жизнь, так жизнь для души есть Бог; и как тело без души мертво, тако равно и душа без Бога. Посему блаженный Августин говорит – «Многие в живом теле имеют мертвые души». Феофилакт согласно с святейшим Златоустом, толкуя, что в Евангелии Луки ( Лк.12:13–31 ), притчу о богатом, говорит – «Еще при жизни богатого была погребена в нем его душа, ибо гроб носила плоть». Удивительно ли поэтому, что Пресвятая Дева плачет над нами, как бы над едва живыми или уже умершими. Мать Живота не хочет видеть нас мертвыми, но живыми. Еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему ( Иез.18:23 ). Вдовица Наинская плакала об умершем сыне своем, и не остались тщетными ее слезы – видев ю, Господь милосердова о ней ( Лк.7:13 ). – Не всуе проливаются и заступнические слезы Пресвятой Девы Марии; ради Ее слез Господь милосердует о христианах, прощает беззакония людей Своих, укрощает праведный гнев Свой, возвращается от гнева ярости Своея ( Пс.84:3–4 ), чрез подание Своей благодати воскрешает нас, умерших, и осеняет покровом и заступничеством Своея Пречистыя Матери. Нравоучение 1-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Беседа 44. Евангелие от Матфея, глава 13, 1–23. «Притча о сеятеле» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея и мы приступаем к изучению 13-й главы. Тема сегодняшней беседы называется: «Притча о сеятеле». В целом почти все притчи связаны с темой «О Царстве Небесном». То есть об установлении теократического Божьего Царствия «яко на Небеси и на земли». Во всех проповедях Сына Божия тема о Царствии Небесном занимает центральное место. Суть притч об установлении Царства Бога – есть слова надежды, что однажды рухнут все формы человеческого правления и Земля (наша планета) подчинится всецело воле Создателя. Сказано: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» ( Ис.2:17 ). Мятеж, вспыхнувший в грехопадении наших прародителей с его печальными и трагическими последствиями, будет подавлен, и на новой Земле возникнет порядок, подобный тому, который царит на Небесах. Грехопадение наших прародителей есть земное продолжение мятежа, устроенного на Небесах дьяволом. И именно в таком смысле и надо рассматривать данный вопрос. Сказано: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Ин.3:8 ). Наступления Дня Господня не сулит ничего хорошего тем, которые не избрали для себя пути Господни. Сказано о таковых: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18–20 ). Поистине! День Господень для неверующих будет великим потрясением, разочарованием и ужасом. И сегодня мы будем в притче рассуждать о разных группах людей в их реакции на проповедь Святого Евангелия. И мы читаем 1-й стих 13-й главы от Матфея: Мф.13:1–2 . «Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь, на небесах живущий, восхотев явиться на земле и пожить с человеками, прежде уготовал на ней место селения славы Своей – Пречистую Свою Матерь: ибо в обычай у царей, когда они хотят придти в какой-либо город, предуготовлять себе в нем для пребывания палату. И как палаты земных царей созидаются искусснейшими мастерами из драгоценнейших предметов, на возвышеннейшем месте, прекраснее и обширнее всех иных жилищ человеческих, так имела создаться и палата славы Царя Небесного. В Ветхом Завете, когда Бог восхотел жить в Иерусалиме, Соломон создал Ему храм ( 3Цар. 5–7 гл.) чрез искусснейшего строителя Хирама ( 3Цар. 7:13–40 ), который был исполнен художества разума и знания на всякое дело. Создал же Соломон храм из драгоценнейших веществ, из превосходного камня ( 3Цар. 5:17–18 ), из благовонных деревьев, – кедра и кипариса ( 2Цар. 6:9–10 ), привозимых с Ливана, и из чистого золота, на возвышеннением месте, на горе Мориа. Храм был тем прекраснее, что на стенах его были еще изваяны изображения херувимов, различных деревьев и плодов ( 3Цар. 6:18– 35; 7:18–22, 29–42 ). Пространством храм был столь велик, что в нем могло вместиться без тесноты все множество людей Израильских, и снизошла на него слава Господня во огне и облаке ( 3Цар. 8:10–11 ). Однако храм сей был недостаточен для вмещения в себе Невместимого Бога. Соломон создал Ему храм, но Вышний не в рукотворенных храмах живет. Кий храм созиждете Ми, – говорит Господь, – или кое место покоищу Моему ( Деян. 7:49 )? И вот, Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворенный храм – Пречистая, Преблагословенная Дева Мария. Каким же строителем создан был храм тот? – Воистину, премудрейшим, Самою Премудростию Божиею, как говорит Писание: Премудрость созда Себе дом ( Притч. 9:1 ), а все сотворенное Премудростию Божиею прекрасно и совершенно. А поелику Премудрость Божия создала одушевленную палату Слова, – посему создался совершенный храм для совершенного Бога, пресветлая палата для пресветлого Царя, пречистый и неоскверненный чертог для пречистого и неоскверненного Жениха, непорочное селение для непорочного Агнца. Сему – верный свидетель на небе, говорящий к Ней: вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в тебе ( Песн. 4:7 ). И святый Дамаскин пишет: «вся – чертог Духа, вся – град Божий, море благодатей, вся – добра, вся – ближняя Богу» (Слово на Рожд. Пресв. Богор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Назначение женщины по учению Слова Божия Первое издание труда протоиерея Димитрия Соколова «Назначение женщины» пришлось на время жарких споров в российском обществе об эмансипации женщин. Востребованность книги была необыкновенна, она неоднократно переиздавалась и воспринималась, как лучшее лекарство для воспаленных и растленных умов. В сегодняшние времена так называемой феминизации далеко не лишним будет напоминание женщины в свете Священного Писания. Настоящее издание будет очень полезным для чтения в воскресной школе, в семейном кругу. Оно дополнено молитвами, которые сообразуют жизнь женщины с Законом Божиим. Читатель найдет в книге богатейший материал для размышления о вечных добродетелях и духовных ценностях. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Димитрий Соколов Назначение женщины по учению Слова Божия © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему (Быт. 2, 18). Едва ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что в руках женщины находится огромное влияние на дела человечества – и добрые, и злые. Творцу не угодно было даровать ей власть, которая подчиняет слабого сильному и действует принудительно, но зато Он даровал ей влияние, которое покоряет и сильного слабому так, что сильный и не замечает этого и подчиняется слабому, не чувствуя стеснения своей свободы. Доказательства тому в истории всем известны. Положение женщины у варварских народов резко отличается от образованных, как и положение женщины времен новейшей истории от положения женщины в древние и средние века. Известно и то, какое огромное влияние имеет многоженство и одноженство на нравы и судьбы народов. При посредстве женщины вошло растление в человеческую природу, но при посредстве женщины Спаситель явился в мир! Не во влиянии ли женщины на жизнь народов причина того, что искусство и поэзия всех времен под образом женщины олицетворяли всякую нравственную силу?! Не здесь ли причина и того, что Дух Святой в образе жен изображен в Книге Притчей?! Есть два противоположных направления, разделяющих человечество: это направление мудрости и благочестия, с одной стороны, а с другой – направление безумия и разврата (Притч. 1, 8; 9, 1318). Влияние женщины велико, но оно благотворно только тогда, когда вся жизнь женщины сообразна с ее назначением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Дональд Карсон (баптист) Евангелие от Матфея Введение Учительское Евангелие Евангелие от Матфея называют «учительским Евангелием», поскольку материал в нем представлен таким образом, что его удобно использовать в процессе обучения. Возможно, именно по этой причине ранняя Церковь использовала его больше, чем остальные четыре Евангелия. В то время как Марк предлагает нам яркое и связанное повествование, Лука – тонкое исследование разговоров Иисуса с людьми, а Иоанн – подробный богословский портрет Христа, Матфей собирает истории и высказывания Иисуса, которые имели непосредственное отношение к актуальным проблемам жизни Церкви, и располагает их в таком порядке, чтобы ими мог пользоваться учитель. По всей видимости, сам Матфей был таким учителем, и в свое Евангелие он включил материал, который уже не раз представлял членам собственной церкви. Очень четко выделяются пять «речей», или собраний поучений Христа, каждая из которых завершается формулой: «Когда Иисус окончил все слова сии…» или похожей фразой (формула, которая на греч. языке звучит гораздо более сильно, чем в русском переводе). Эти речи мы найдем в гл. 5–7, 10, 13, 18, 24 и 25. Все они, по–видимому, основываются на гораздо более коротких «обращениях», которые мы находим в других синоптических Евангелиях (Марка и Луки), и обнаруживают единую центральную мысль, вокруг которой и строятся. Многие из организованных таким образом высказываний содержатся и в других синоптических Евангелиях, что позволяет сказать: Матфей составил пять аккуратных «антологий» поучений Иисуса, касающихся определенных предметов. И в этих речах, и в остальных местах Евангелия Матфей намеренно разбивает свое повествование на части, которые сравнительно легко запоминаются. Явными примерами служат три симметричных раздела генеалогии (1:1 – 17; обратите внимание на заключение в ст. 17), восемь заповедей блаженств (5:3–10; здесь – одинаковое заключение в первом и последнем стихах), шесть «антитез» (5:21–48; с повторением вводной формулы), три религиозных обряда (6:1–18; с практически одинаковой структурой, несмотря на больший объем раздела о молитве) и семь восклицаний «Горе вам…» в адрес книжников и фарисеев (23:13–36). Большие разделы также иногда имеют четкую внутреннюю структуру, как, например, повествование о чудесах в гл. 8, 9 или серия притч в гл. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Рассмотрим тщательно слово Божие, свидетельствующее о существовании на земле судов и судей, и увидим, что Бог Сам говорит: «Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» ( Притч.8:16 ; ср. Рим.13:1 ). Если же судьи судят по воле Божией, то значит, Он Сам поставляет их, и, таким образом не может быть противно воле Его учреждение на земле судебных установлений и судей, которые суть «Божии слуги» ( Рим.13:4 ср. 1Пет.2:13–15 ). Во-вторых, самый суд есть дело Божие, как о сем ясно говорится в Слове Божием. Так, пророк Моисей от лица Божия говорил Израильтянам: «не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» ( Втор.1:17 ). Иосафат, царь Иудейский, «поставил судей на земле по всем укреплённым городам Иудеи, в каждом городе, и сказал судьям: смотрите, что вы делаете; вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда: Итак да будет страх Господень на вас: «действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства ( 2Пар.19:5–7 ). Если же суд есть «дело Божие», как говорит Писание, то значит учреждение судов не противно Божественной воле. В-третьих, это видно и из самой цели установления судов, которая есть – творить правое бедным и угнетённым, как и говорил Господь ещё чрез пророка Моисея: «во всех жилищах твоих, которые Господь Бог твой даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным, не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды ищи» ( Втор.16:18–20 ). Наконец, в священном Писании мы читаем, что Ной осудил быть рабом братии осмеятеля Хама, – Моисей осудил собиравшего дрова в субботу, – апостол Пётр, получивший ключи небесного царствия, когда Анания с женой утаили часть собственного своего достояния, осудив их за это, сделал то, что они оба пали мёртвыми; другой апостол, святой Павел, осудил медника Александра, сказавши: «да воздаст ему Господь по делам его» ( 2Тим.4:14 ), а Именея и Александра предал сатане, «да научатся не богохульствовать» ( 1Тим.1:20 ). Итак, из приведённых мест Священного Писания мы видим, что все праведные судили и сами за это не были судимы, а напротив избираемы были на высокое духовное служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Точное изложение Православной Веры Фундаментальный труд «Точное изложение Православной веры» — первое систематическое изложение православного вероучения. Сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор остается основной символической книгой православия, главным источником основ христианского учения для православной Церкви. Это произведение — высказывания преподобного Иоанна, касающиеся общих положений веры, Церкви, морали и нравственности, последовательное и стройное рассмотрение учения о Боге, Троице, сотворении мира, ангелах и бесах, видимой природе и рае, о человеке, его свойствах и Божием провидении. Введение Точное изложение Православной Веры Глава I О том, что Божество непостижимо и что не должно с излишним любопытством доискиваться того, что не предано нам святыми пророками, апостолами и евангелистами «БОГА никтоже виде николиже. Единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда» ( Ин. 1:18 ). Итак, Божество неизреченно и непостижимо; ибо «никтоже знает Отца, токмо Сын, ни Сына, токмо Отец» ( Мф. 11:27 ). Также и Дух Святый ведает «Божие», подобно тому как дух человеческий знает то, что в человеке ( 1 Кор. 2:11 ). Кроме же Самого первого и блаженного Существа, никто никогда не познал Бога, разве только тот, кому Он сам открыл, — никто не только из людей, но даже и из премирных Сил, из самих, говорю, Херувимов и Серафимов. Однако Бог не оставил нас в совершенном неведении; ибо познание о том, что Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого. И само создание мира, его сохранение и управление возвещают величие Божества ( Прем. 13:5 ). Сверх того, Бог, сперва чрез закон и пророков, потом через Единородного Сына Своего, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа сообщил нам познание о Себе, какое мы можем вместить. Поэтому все, что предали нам закон и пророки, апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем 1 ; а выше того ничего не испытываем. Ибо если Бог благ, то Он и податель всякого блага, и непричастен ни зависти, ни другой какой страсти 2 , ибо зависть не сродна естеству Божию как бесстрастному и единому благому. А поэтому Он как всеведущий и промышляющий о благе каждого то, что нам потребно знать, открыл нам, а чего не можем понести, о том умолчал. Этим мы и должны быть довольны, в этом пребывать и не преступать пределов вечных ( Притч 22:28 ) и предания Божия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010