58,6-8). Подобно сему и Иеремия говорит: " станьте на путях и посмотрите, и спросите, как добр путь Господа Бога вашего, и идите по нему и найдете покой душам вашим. Судите судом праведным, потому что в этом воля Господа Бога вашего " (Иерем.6, 16). Таким же образом Осия говорит: " Соблюдайте справедливость и приближайтесь к Господу, Богу вашему, утвердившему небо и создавшему землю " (Осия. 12,6). Другой пророк Иоиль также говорит: " Соберите народ, освятите церковь, примите священников, соберите младенцев, питающихся от сосцев, - выйдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего. И молитесь Господу Богу вашему усердно, чтобы помиловал вас, и изгладил грехи ваши " (Иоиль. 2,16). Подобно сему и другой пророк Захария так говорит: " Господь Вседержитель судит судом истины, оказывайте милость и сострадание каждый к ближнему своему, не угнетайте вдовы и сироты и пришельца, и никто пусть не помнит зла на брате своем в сердцах ваших, говорит Господь Вседержитель " (Зах. 8,9 и дал.). 13. О чистоте же учит нас святое Слово, чтобы не только не грешить делом, но даже и мыслью, не помышлять даже в сердце о каком-либо худом деле, или, смотря на чужую жену, не иметь к ней похоти. Соломон, царь и пророк, сказал: " глаза твои пусть смотрят на правое, веки твои пусть направляются на справедливое, делай правыми течения ног твоих " (Притч. 4,25). Евангельский голос еще сильнее учит о чистоте, говоря: " всякий, кто посмотрит на чужую жену с похотствованием, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем " . " И кто женится на отпущенной мужем, прелюбодействует, и кто разведется с женою, кроме вины блуда, подает ей повод прелюбодействовать " (Мф. 5,28-32). И еще говорит Соломон: " кто привяжет огонь к одежде; не сожжет ли свою одежду? Или, кто пройдет по горящим угольям, не сожжет ли ног? Так и приходящий к жене замужней не останется невинным " (Притч. 6,27-29). 14. И чтобы мы были благорасположены не только к единоплеменникам, как думают некоторые, пророк Исаия сказал: " скажите ненавидящим и проклинающим вас: вы братья наши, чтоб имя Господа прославлялось и являлось в радости их " (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/541/...

II. Так как мы имеем заповедь апостольскую подражать жизни святых, то поревнуем благочестивой жизни св. Василия Великого. а)  Во-первых, будем подражать любви святителя Василия Великого к просвещению . Слово Божие и здравый смысл человека указывают сильные побуждения к занятию науками. Искание истины и ведения делает человека мудрым. «Лучше знание, нежели отборное золото, – говорится в притчах Соломона, – потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». (Притч. 8, 10–11, 33). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», – пишет святой апостол Павел Тимофею (1 Тим. 4, 16). б)  Во-вторых, будем подражать свт. Василию Великому в осторожности в дружбе. Этот св. отец во время школьного своего обучения в г. Афинах, в Греции, имел у себя единственного друга св. Григория Богослова, также прибывшего сюда для научного образования. Вот как эти христианские юноши спасались от искушений, их окружающих. «Мы знали, – говорит св. Григорий, – только две дороги: одну, которая вела нас в церковь и к святым наставникам, в оной проповедующим, – другую, которая вела нас в академию (высшее училище) к учителям словесности и любомудрия. Что касается до тех дорог, по коим ходят на мирские праздники, на позорища, на пиршества, мы их не знали и знать не хотели. Зная, что дурные примеры подобны заразительным болезням, мы не имели сообщения с теми из товарищей, которые были развратны, дерзки и бесчинны, а обращались только с умеренными, скромными и благочестивыми». Юноши христиане! Не увлекайтесь безразборчиво привязанностью к товарищам. Сколько молодых людей погибает от легкомысленного подражания своим товарищам! «Кто прикасается к смоле, – говорит премудрый Сирах, – тот очернится, и кто входит в общение с гордым, тот сделается подобным ему» (13, 1). «Обращающийся с мудрыми, – свидетельствует премудрый Соломон, – будет мудр, а кто дружится с глупыми, развратится» (Притч. 13, 21). в)  В-третьих, будем, по примеру свт. Василия Великого, истинными исповедниками веры Христовой , будем христианами не по имени только, что для нас нимало не полезно, но главным образом по жизни. Только благочестивой жизнью и правой верой можем мы прославлять Отца нашего небесного, заслужив тем и жизнь вечную. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Вообще эти искусственные средства для пробуждения страха суть кладезь спасения. Но посредствовать спасению есть дело существа доброго. Он обличает и вразумляет, и поучает, и обращает, как пастырь стадо свое. Он милует принимающих вразумление и усердно обращающихся к закону Его (Сир. 18:13–14). Таким водительством и спас Он 600 000 пеших мужей (Исх. 12:37), вместе вышедших. Он бичевал их за их сердечную ожесточенность, ласкал, бил, исцелял по милосердию и в видах воспитания. Ибо и милость и гнев — во власти Его (Сир. 16:12). Прекрасно не грешить, но хорошо и это, если грешник обращается; подобно тому как очень хорошо всегда здоровым быть, но прекрасно и выздоравливать после болезни. Так и устами Соломона повелевает Он: Ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Притч. 23:14). И опять: Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет ( Притч 23:13). Пристыживание и упрек, как уже самое слово показывает, суть бичевание души, в наказание за ее грехи; они предохраняют ее от смерти, и позволивших себе вдаться в разнузданность они в чувство приводят. Так и Платон согласно с Логосом в пристыживающем порицании признает действительнейшую улучшающую силу и наилучшее очистительное средство, утверждая, что «кто в высшей степени греховен, тот до невоздержности и безнравственности потому дошел, что не был порицаем, тогда как для истинного счастья должно быть совершенно чистым и нравственным». Но если уже земные власти не отпугивают от дел добрых (Рим. 13:3), может ли Бог, от природы благой, быть ужасом для того, кто грехов не творит? Если же делаешь зло, бойся (Рим. 13:4), говорит апостол. Потому в некоторых случаях он и к общинам относится по примеру Господа строго. Так с полной откровенностью и видя духовную немощь своих слушателей, пишет он к Галатам: Неужели Я сделался врагом вашим, говоря вам истину (Гал. 4:16)? Подобно тому как не здоровые имеют нужду во враче (Лк. 5:31), поскольку они чувствуют себя хорошо, а больные нуждаются во врачебном искусстве: подобно этому и для нас, в жизни болеющих постыдными пожеланиями, предосудительной невоздержанностью и питанием в себе иных страстей, необходим Спаситель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Для меня стало ясно все великое значение исповеди у духовника, прежде всего как отрешение от своей гордости, смиренного и благоговейного покаяния не перед лицом человека только, а перед Самим Богом. С этого времени я сознал себя обращенным в православную веру, и только с этого времени я понял, что вне Церкви и ею установленных, по завету Христову, таинств нет христианства, нет и спасения. Жизнь, такая смешная и жалкая, такая бесцельная, как труд белки в колесе, получила для меня и смысл, и глубочайшее значение. (См. «Церк. Вед.», изд. При Св. Синоде, 1900 г., 15–16.) Приложение А. Промысл Божий о человеке и особенно о людях благочестивых «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» ( Лк. 12, 6–7 ). Так напоминанием о промысле Божием утешал учеников Своих Иисус Христос . Особенное Божие промышление о человеке вообще ясно раскрывается в Священном Писании . Бог дает бытие и жизнь каждому человеку: «Нем бо живем и движемся и есмы» ( Деян. 17,28 ). «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя», – говорит праведник Богу ( Пс. 118,73 ). Бог дает душу человекам, как говорит премудрый: «...дух возвратится к Богу, Иже и даде его» ( Еккл. 12,7 ). «Бог... дает дыхание людем, иже на ней (на земле), – говорит пророк, – и дух ходящим на ней» ( Ис. 42,5 ). Бог промышляет о всех обстоятельствах человеческой жизни. «Той бо зритель есть дел человеческих,» – говорит Иов ( Иов. 34, 21 ). «В руку бо Его и мы и словеса наша, и всякий разум, и дел художество» ( Прем. 7,16 ). Бог промышляет и о свободных делах человека. Премудрый учит: «от Господа исправляются стопы мужу: смертный же како уразумеет пути своя» ( Притч. 20, 24 ). «Всяк муж является себе праведен, управляет же сердца Господь» ( Притч. 21, 2 ). «Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей» ( Пс. 32, 10 ). «Иже аще совещаете совет, разорит Господь, и слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас, яко с нами Бог» ( Ис. 8,10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При взгляде на все это, так и слышится голос из молчаливых уст невинного Узника: «скопище злых обступило Меня. Раскрыли на Меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий» ( Пс. 21:17, 14 ). «С лицемерными насмешниками скрежещут на Меня зубами своими» ( Пс. 34:16 ). «Горе им, – оплакивал участь их еще пророк Михей, – горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния, которые совершают утром на рассвет, потому что есть в руках их сила!» ( Мих. 2:1 ). »Горе им, – оплакал их незадолго перед тем и Сам Христос, – потому что они дополняют меру беззаконий своих отцев, избивших всех пророков, за что взыщется с них вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина. которого убили между храмом и жертвенником» ( Мф. 30:35 ). А потому, блажен тот, кто уклонился от приглашения Каиафы, кто не воспользовался им, – «блажен тот муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе» ( Пс. 1:1 ); «блажен тот, кто возненавидел сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сел» ( Пс. 25:5 ); блажен тот, кто воспользовался советом премудрого; «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся... не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их: потому что ноги их бегут ко злу, и спешат на пролитие крови» ( Притч. 1:10, 15, 16 ). Блажен тот, кто в эту роковую ночь внял словам премудрого: «крепко держись наставления, не оставляй, храни его: потому что оно – жизнь твоя. Не вступай на стезю нечестных, и не ходи по пути злых оставь его, не ходи по нему, уклонись от него, и пройди мимо: потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения», не доведут дела своего до конца ( Притч. 4:13–16 ). И вот, такое-то скопище нечестивцев, которое за несколько веков изобразили, в предостережение сынам израилевым, ветхозаветные пророки, собралось в доме первосвященника Каиафы, по его приглашению, в полуночный час! Нелегкое дело предстояло теперь Каиафе оформить свое беззаконное дело, чтобы довести его до конца. Убить тайно Иисуса – опасно от народа; убить явно – невозможно без суда от римской власти; осудить – немыслимо без вины, которую потребует римский прокуратор; обвинить – трудно от разделения на партии в самом синедрионе. Да, положение Каиафы в высшей степени затруднительное: с одной стороны, любовь народа стоит за Иисуса, как благодетеля: с другой стороны, римская власть зорко смотрит за соблюдением юридической правды с внешней формальной стороны и, в-третьих, враждующие между собою партии в синедрионе, естественно, должны взаимно парализовать друг друга в обвинениях и клеветах на Иисуса. Сверх того, самое судопроизводство у евреев по уголовным законам делало невозможным суд над Иисусом по форме и тем более по существу. Чтобы глубже и всесторонне понять столь безысходное положение Каиафы, вникнем во все обстоятельства самого беззаконного, несправедливого и позорного человеческого суда над Богочеловеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Руф.3:10 .  [Вооз] сказал: благословенна ты от Господа [Бога], дочь моя! это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего, что ты не пошла искать молодых людей, ни бедных, ни богатых; Руф.3:11 .  итак, дочь моя, не бойся, я сделаю тебе все, что ты сказала; ибо у всех ворот народа моего знают, что ты женщина добродетельная; Вооз со всей искренностью отзывается на доверчивое движение души бедной женщины; как отец дочь, благословляет он Руфь и восхваляет, находя, что эта решимость ее искать покровительства у престарелого Вооза (по Мидрашу, s. 47. Воозу в это время было 80 лет), минуя молодых людей, есть такое «доброе дело» (евр. chesed точнее, чем в русском переводе передается, в славянском: «милость», Vulg. «misericordia»), которое по достоинству превосходит «прежнее» доброе дело, т.е. самоотверженное оставление родного дома и родины ради любви к Ноемини ( Руф. 1:16, 2:17 ), – превосходит, поскольку в последнем отношении она действовала все же сообразно с естественными склонностями сердца, в отношении же Вооза она руководилась чувством долга и внушением благочестия, наперекор влечениям и симпатиям женского сердца к юным избранникам 5 . Успокаивая дрожавшую от страха Руфь, Вооз обещает исполнить всякую ее просьбу, касающуюся принадлежащего ей по праву, – конечно, уже не как моавитянка, а как член израильской общины, в которую Руфь вступила ( Руф. 1:16, 2:12 ) и по законам которой она действует. Это последнее и вообще высокое достоинство Руфи, как «жены добродетельной» («escheth-chail», ср. ( Притч. 31:10 ); LXX: γυν δυνμεως, Vulg. mulier virtutis, слав.: «жена силы» – все более точный перевод еврейский сравнительно с русским переводом), свидетельствует, по словам Вооза, общее мнение о ней его соотечественников, жителей Вифлеема; («все ворота», евр. kol-schaar – весь город, поскольку ворота в городе были сборным пунктом населения его по общественным делам, тяжебным, судебным ( Втор. 25:7 ; Ис. 29:20–21 ; Притч. 22:22 и др.); LXX: Πασα φυλ μου, слав.). Такое суждение Вооза о нравственном достоинстве Руфи весьма важно для предупреждения и устранения ошибочных, чуждых данной эпохе и среде, суждений о том же предмете.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С другой стороны, и свидетели против Иисуса осмелятся ли говорить что-либо против Него, зная, что они подлежат строгому наказанию за всякое ложное показание?! На них лежит вся ответственность за последствия суда, и за невинную кровь они отвечают своей кровью. «Рука свидетелей, говорится в законе, должна быть на нем (осужденном на смерть) прежде всех, чтобы убить его, потом рука всего народа» ( Втор. 17:7 ). Это значит, что он, свидетель, берет на себя ответственность за кровь казненного преступника. А потому, ввиду такого значения свидетелей в уголовном судопроизводстве, закон строго относится к лжесвидетелям, подвергая их тому же наказанию, какому подлежал бы обвиняемый ими подсудимый. «Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении: то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей... Судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель этот свидетель ложный, ложно донес на брата своего: то сделай ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя. И прочие услышат, и убоятся и не станут впредь делать такое зло среди тебя» ( Втор. 18:16–20 ). И такое строгое отношение суда к лжесвидетелям было поддерживаемо в еврейском народе постоянными напоминаниями о сем, через всю последующую историю его. Свидетель лжив, говорит премудрый Соломон, «без муки не будет: оклеветайя же неправедно не убежит ея» ( Притч. 19:5 ). «Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет» ( Притч. 19:9 ). И этот мудрый закон выполняем был во всей точности даже языческими царями ( Дан. 6:24 ): как же не выполнить его чтителям истинного Бога, – и, потому, кто же осмелится подвергать себя опасности погибнуть самому тою же смертью , какую готовил обвиняемому?! «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», говорит одна из десяти заповедей, данных Богом на Синае ( Исх. 20:16 ; Втор. 5:20 ). Кто же, после этого, осмелится быть лжесвидетелем в таком деле, как суд над невинным Иисусом?!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/o...

Библейская традиция употребления чисел также связана с религиозными, антропологическими, космологическими и иными представлениями древнего человека. Кроме того, на ней сказались особенности самого текста Библии, который носит сакраментальный, символический и поэтический характер. Первое, что необходимо отметить в библейской нумерологии - это то, что в ней, как вообще " в древних семитских культурах не слишком заботились о математической точности, как ее понимают в нашей современной цивилизации. Зато (в ней - М.И.) очень часто пользовались числами как в их условном, так и в символическом значении " (Словарь библейского богословия. Брюссель, 1974. С. 1255). Так, например, число 7, за которым в литургической традиции закрепилось лишь значение символическое, в Библии иногда используется как довольно значительное (т.е. большое) число: " Кто убьет Каина, (тому - М.И.) отметится всемеро " (Быт. 4,15); " семь раз упадет праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель " (Притч. 24,16); " сколько раз прощать брату моему, -вопрошает ап. Петр. -... до семи ли раз " (Мф. 18,21). Число 40 условно может обозначать период одного поколения или довольно долгий период, продолжительность которого точно установить невозможно: 40 лет странствования по пустыне (Числ. 14,34), 40 лет мирной жизни, которая устанавливалась в период правления каждого Судьи (Суд. 3,11,30; 5,31), 40 лет царствования Давида (2 Цар. 5,4), " сорок дней и сорок ночей " , в которые шел дождь во время Потопа (Быт. 7,4). Подобным же образом используются числа 60, 80 (Песн. 6,8), 100 (Лев. 26,8; Еккл. 6,3), " сто крат " ( " получит во сто крат " (Мф. 19,29), 1000 (милость Божия действует " до тысячи родов " (Исх. 20,6); для Бога " тысяча лет как день вчерашний " (Пс. 89,5). Помимо условных значений большие числа (100, 1000, " тьма " (т.е. 10000) имеют и гиперболическое значение. В библейской поэзии имеет место прием, состоящий в увеличении числа путем прибавления к нему еще большего числа: " Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это " (Пс. 61,12); " ... все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живым " (Иов. 33,29-30). Или: " Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не могу узнать " (Притч. 30,18).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

2. Поэтому, о возлюбленная и верная в Господе Килония, – ибо к тебе с этого места мое слово, – я весьма радуюсь твоей истинной мудрости. Ибо истинная мудрость есть та, о которой рассуждает Соломон: «Начало мудрости – страх Божий» ( Притч. 1, 7 ). Это для многих показалось трудным, ибо на таких (людей) находят многие искушения. Говорю я об этом (по той причине), что брат, (написавший) мне послание, сказал мне то же самое: «Все твои бедствия и все (то, что) ты терпишь – Господни, как принятое тобою ради Его имени» ( Евр. 12, 5–6 ; ср. Притч. 3, 11–12 ). 3. Таков путь тех, которые жаждут небесного ( Мф. 6, 33 ; сравн. Кол. 3, 1 ) и стремятся к обладанию им. (Но), если путь этот узок ( Мф. 7, 14 ), то он и краток и выводит приходящих на великий простор и на свет. 4. Таков порядок для получения нами вечной жизни и этих неувядающих венцов ( 1Пет. 5, 4 ). Иаков сказал: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, сделавшись искусным, он получит венец жизни» ( Иак. 1, 12 ). И какая польза человеку, – (употребим) Христово изречение – «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит?» ( Мф. 16, 26 ). 5. И притом жизнь эта весьма несчастна и не имеет ничего истинного, а Давид сказал: «Дни... наши – в них семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и большая часть их – труд и болезнь» ( Пс. 89, 10 ). 6. Поэтому (Моисей) захотел страдать с народом Божним ( Евр. 11, 25 ). А народ Божий – это те, которые получили дар горнего призвания ( Кол. 3, 1–2 ) и, ради (этого), приняли многие скорби ( Деян. 14, 22 ). Поэтому они не услышали, как тот богач, что они получили доброе свое в жизни своей ( Лк. 16, 25 ). 7. И исполины те, славные изначала ( Вар. 3, 26 ) люди, не сумели ничего достигнуть той силой и гордостью, как сказал и пророк Иеремия: «Но они погибли от того, что не имели мудрости» ( Вар. 3, 28 ). Глава 5 1. А нам Бог дал знать все, угодное ( 1Кор. 2, 12 ) Ему. Ибо «счастливы мы..., – сказано, – что мы знаем угодное Богу» ( Вар. 4, 4 ). А угодно Богу благоразумие 16 . Благоразумие же состоит в том, чтобы иметь здравый разум и не колебаться злобою мятущихся мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

31:26–30). Жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. И опять: Добродетельная жена — венец для мужа своего (Притч. 12:4). Вполне благоупорядочен далее весь внешний вид ее, взор, походка и голос, — не как у некоторых женщин, которые нечто театральное в себе имеют, ломанные движения танцоров принимают, при разговоре действуют подобно сценическим артисткам, подражая им в сладострастности своих движений, в плавности своей походки, в вычурности своего голоса, в обольщении маслянистостью своих глаз. Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. (Притч. 5:3–5) Благородного Самсона победила обольстительница, (Суд. 14:1,2 и д.) и жена непотребная лишила его мужской крепости и сил (Суд. 16:17). Иосифа же другая жена не могла обмануть так: египетская преступная женщина была побеждена, и воздержанность, на себя налагающая оковы, оказалась сильнее разнузданного вожделения (Быт. 39). Но разумно, мне кажется, сказано и это слово: «Вообще не умею я шептать, Ни в завлекательных позах прохаживаться С шеей изгибающейся в разные стороны, Как я вижу в этом городе иных кинедов прохаживающимися, Себя позволивших насмолить». Движения женственные, не проникнутые единством и любострастные должны быть совершенно чужды нам. Некоторая мягкость походки, виляние при этом хвостом, как называет такую походку Анакреон, вообще свойственны лишь гетерам. «Время, полагаю я, как говорится в одной комедии, игривым одеждам, нравам и забавам сказать последнее прости». Шаги жены обольщающей опираются не на истину; она не ходит путями жизни; скользок путь ее и опасно познакомиться с ним. Но особенно за глазами нужно нам наблюдать и за нашими взорами, потому что лучше ногами спотыкаться и с ног падать, нежели глазам допускать быть причиной нашего падения. Господь предупреждает этого рода падения и от них исцеляет словами весьма краткими и сильными: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010