Доклад на Международной конференции «Соборность Церкви: богословские, канонические и исторические измерения», 11 ноября 2021 г., Киев. Фото: иеродиакон Симеон (Кивайло)/Православие.Ru Церковь не может быть сведена к обыкновенному человеческому институту Церковь имеет богочеловеческую природу, по этой причине невозможно дать ее всеохватывающее и исчерпывающее определение. Церковь не может быть сведена к обыкновенному человеческому институту. Ее сущность и историческая реальность содержит в себе много аспектов не только видимого, но и невидимого мира – по причине своего внутреннего единства с Богом она сочетает в себе не только лишь человеческое, но и божественное. А Бог не может быть вписан в рациональные категории ограниченного человеческого разума. Святой апостол Павел, используя в качестве метафоры жизни Христовой Церкви брак, говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5: 32). В Святом Писании и Новом Завете отсутствует какое-либо определение Церкви, хотя слово «церковь» встречается там 110 раз. Вместо точного понятия святые писатели говорят нам о Церкви языком образов, метафор, аллегорий и притч, описывая ее разнообразными символами и раскрывая через них различные аспекты ее бытия и единства с ее Основателем и Главой – Господом Иисусом Христом. Святой апостол и евангелист Иоанн передает слова Господа, в которых Спаситель сравнивает Церковь с лозой и ее ветвями (Иоанн 15: 1–8), с Пастырем и Его стадом (Иоанн 10: 1–16). В притче о добром самарянине Господь говорит о Церкви как о лечебнице, в которой человеческая природа получает исцеление от Лекаря души и тела. Святой апостол Павел, раскрывая учение о Церкви, использует образ строящегося здания (Еф. 2: 19–22), брачного союза (Еф. 5: 23; 5: 32), дома (семьи) (1 Тим. 3: 15; Евр. 3: 6), града Божиего (Евр. 11: 10), главы и тела. Общим началом во всех метафорах по отношению к Церкви является Богочеловеческая Личность Господа нашего Иисуса Христа – Он является формирующим фактором, основой и связью между членами Церкви. В Нем и через Него находят основание и сущностные свойства Церкви (т.е. относящиеся к самой сути Церкви и по необходимости проистекающие из нее), указанные в девятом пункте Символа веры, среди которых – соборность.

http://pravoslavie.ru/143689.html

Содержание    В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.    Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою» (Мф. 16:16—18). На «сем камени» (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, — говорит апостол Христов, — яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1 Кор. 10:1—4). Вот от какого «Камени» Петр!    Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10:2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (Мф. 16:19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: «Приимите Дух Свят», — и вслед за тем: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся» (Ин. 20:22—23); или: «елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех» (Мф. 18:18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе (Еф. 2:20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо «пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается» (Притч. 5:22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

VI православный кинофестиваль «Покров» проходит в Киеве под девизом «Православное кино для молодежи» 13 октября 2008 г. 19:36 «Православное кино для молодежи» — под таким девизом проходит в этом году фестиваль православных фильмов «Покров». Этим призывом организаторы кинофестиваля хотят обратить внимание православных кинематографистов и общественности на основную проблему современного общества — отсутствие религиозного воспитания подрастающего поколения. Торжественное открытие православного кинофорума состоялось 10 октября в киевском Доме кино. Открыл фестиваль и благословил его проведение предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир . Поздравление президента Украины Виктора Ющенко по случаю знаменательного события «не только в столице, а и во всей Украине и православном мире» передал заместитель председателя Секретариата президента Украины Юрий Богуцкий. На церемонии открытия перед зрителями выступили управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан (он зачитал приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия), президент фестиваля, народный депутат Украины Андрей Деркач, мэр города Киева Леонид Черновецкий. Свыше 100 работ из 7 стран мира поступило в оргкомитет кинофестиваля. Для участия в конкурсе были выбраны пятьдесят фильмов. В этом году в конкурсной программе числиться около 15 художественных короткометражных фильмов. Создание подобных малобюджетных игровых фильмов в виде современных притч в настоящее время представляется перспективным путем развития православного кинематографа Кроме обычного конкурса, с этого года на фестивале проводится конкурс социальной рекламы и епархиального кино. День открытия кинофорума определил первых лауреатов «Покрова». Так, состоялось награждение победителей конкурса сценариев. Дипломы кинофестиваля получили: 1 место — Валерий Демин, сценарий «Бедный студент», 2 место — Виктор Чебреков, «Алмазный крест», 3 место — Екатерина Рыжий со сценарием «Антошкин, давай». Победители получили денежные премии и ценные подарки.

http://patriarchia.ru/db/text/474171.htm...

Архив Пн Слово архимандрита Варнавы (Баранова) при наречении во епископа Выксунского и Павловского 29 марта 2012 г. 20:45 29 марта 2012 года в крестовом храме Владимирской иконы Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Варнавы (Баранова) во епископа Выксунского и Павловского. При наречении архимандрит Варнава обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на епископское служение во вновь создаваемой Выксунской и Павловской епархии на славной Нижегородской земле. Помня наставления апостола Павла о том, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом (Евр. 5:4), что без всякого прекословия меньший благословляется большим (Евр. 7:7) и что все нужно делать без ропота и сомнения (Флп. 2:14), стою перед вами в страхе и трепете, вполне осознавая свое недостоинство воспринять великую благодать архиерейства, свою немощь и недостаточность во всех качествах, которые необходимо иметь для того, чтобы быть блюстителем, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел себе Кровию Своею (Деян. 20:28). Смиряясь под крепкую руку Божию, принимая призвание Святой Церкви, верю, что Божественная благодать немощное мое уврачует и оскудевающее восполнит . «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» , — изрекает премудрый царь Соломон (Притч. 19:21). «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» , — вторит ему пророк Иеремия (Иер. 10:23). В преддверии великой перемены в моей жизни, мысленным взором охватывая главные события прошедших лет, убеждаюсь в дивной правде этих слов. Да, не по воле случая, а по всеблагому промыслу Божию, действующему через обстоятельства жизни во спасение, обрел я драгоценную жемчужину открывшегося мне Евангелия Царства.

http://patriarchia.ru/db/text/2124238.ht...

Всех скорбящих Радость: икона с грошиками …Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. 4 августа, 2012 …Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. 5 августа — память Иконы Божией Матери, именуемой «Всех скорбящих Радость» Богоматерь, образ Церкви, изображена здесь, как исцеляющая Странница, не имеющая ни посоха, сумы, ни хлеба, ни серебра, ни двух одежд (Лк. 9:3) – всё, что имела, раздала Она, и стала совершенной (Мф.19:21). Это – странствующая в мире Церковь, нищая, но всех обогащающая (2 Кор.6:10). Она – в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» — Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда – как не пускали и блаженную Ксению… Её место – на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23). Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую. Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)– и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её – так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых. Церковь – нищая странница в мире – Как скала, как стрела — от алеф и до тав,  по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,  среди странствий своих ткёт червленую нить,  смеет тварей Господних с ладони кормить —  что о крыльях, копытах и многих очах,  что поя, вопиют, и взывают, крича,  бесприютна, бездомна, седа и юна,  неприступная, словно в огне купина….   …Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, — как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

http://pravmir.ru/vsex-skorbyashhix-rado...

Завершилася Х «Основи культури» 25 2018 р. 16:26 24 апреля 2018 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве состоялась торжественная церемония закрытия Х Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры». В 2017-2018 учебном году в олимпиаде, включающей три тура, приняли участие около 300 тысяч школьников из более чем 10 тысяч школ 80-ти российских регионов, а также дети из Белоруссии, Литвы, Казахстана и посольских школ Италии, Гвинеи, Бангладеш, Люксембурга. Накануне, 23 апреля, в главном здании ПСТГУ прошел суперфинал олимпиады, на который собрались победители и призеры региональных туров олимпиады — 190 учащихся 4-11 классов из 33 субъектов РФ. Школьники решали комплекс заданий. В этом году его составили эссе на тему « " Радость человеку — благотворительность его " (Притч. 19:22)», образовательный квест «Знатоки православной культуры» и проектно-исследовательская работа, посвященная новомученикам. Для 90 педагогов, сопровождавших учеников, организовали практический семинар по основам подготовки базовых заданий общероссийской олимпиады школьников ОПК. Мероприятие провела председатель центральной методической комиссии олимпиады, заместитель декана педагогического факультета ПСТГУ по научной работе Антонина Агеева. По ее словам, в ходе семинара рассматривались типы базовых заданий, методика составления, особенности подготовки детей к работе с ними. После обсуждения учителям были вручены сертификаты и методические сборники, содержащие задания прошлых лет. На официальной церемонии закрытия Общероссийской олимпиады, состоявшейся в Соборной палате Московского епархиального дома — главного зданич ПСТГУ, с приветственным словом выступил ректор университета протоиерей Владимир Воробьев. «Все меняется вокруг, а олимпиада наша, по милости Божией, действует. В этой внутренней ее устойчивости есть свидетельство ее доброкачественности, жизнеспособности и востребованности. Это говорит о том, что она отвечает важным, глубоким духовным запросам нашей страны, нашего общества, наших школ, наших детей», — отметил отец Владимир.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5185968...

Митрополит Волоколамский Иларион выступил перед сотрудниками Счетной палаты России 21 декабря 2011 г. 17:07 21 декабря 2011 года состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с коллективом Счетной палаты Российской Федерации. Данная встреча была организована в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Счетной палаты России С.В. Степашиным 10 июня 2010 года. Перед началом мероприятия владыка Иларион посетил домовый храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где поклонился иконе святого. О жизни церковной общины архипастырю рассказала помощник председателя Счетной палаты Е.А. Агапова. От лица собравшихся в конференц-зале сотрудников митрополита Волоколамского Илариона приветствовал С.В. Степашин. В своем выступлении, посвященном теме «Духовность и нравственный контроль как противодействие коррупции» , председатель ОВЦС, в частности, отметил большое значение религиозного фактора в борьбе с этой опасной болезнью нашего общества. «Церковь постоянно возвышает свой голос, призывая и верующих, и неверующих избегать пороков сребролюбия, хищения и лихоимства, ведущих людей к духовной гибели, бескомпромиссно бороться с ними, — пояснил архипастырь. — И в Ветхом, и в Новом Завете мы найдем порицание и прямой запрет на то, что сегодня называется коррупционным поведением: " …Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых " (Втор. 16:19). " Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота " (Притч. 22:1). Уже в новозаветные времена апостол Павел предупреждает об опасности стремления к обогащению как самоцели: " Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям " (1 Тим. 6:9-11)».

http://patriarchia.ru/db/text/1845120.ht...

Митрополит Волоколамский Иларион поздравил многолетнего сотрудника Отдела внешних церковных связей Г.Н. Скобея с 90-летием со дня рождения 19 ноября 2019 г. 10:28 18 ноября 2019 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата чествовали консультанта ОВЦС Григория Николаевича Скобея по случаю 90-летия со дня его рождения. Со знаменательной датой Г.Н. Скобея сердечно поздравил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион . Обращаясь к юбиляру, архипастырь огласил поздравительный адрес, отметив, в частности: «Вся Ваша жизнь, от рождения в простой, большой и благочестивой семье, давшей Церкви двух достойных священнослужителей, и до сего дня, когда мы с благодарением Богу празднуем Ваше 90-летие, неразрывно связана с Церковью, которой Вы отдавали все свои силы и немалые таланты. С юных лет Вы вступили на стезю церковного служения, и ничто не могло заставить Вас свернуть с нее. Ни скорбь и теснота послевоенных лет, ни опасности и гонения 1960-х годов, ни соблазны и искушения последующего времени — ничто не смогло " отлучить Вас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:39). " Уповай на Господа и держись пути Его " (Пс. 36:34), — сказал Псалмопевец. Вы следовали этому призыву, проходя самые различные, но всегда ответственные послушания, которые Священноначалие возлагало на Вас. Среди них — преподавание в Саратовской семинарии, административная деятельность во Владимирском епархиальном управлении и, наконец, труды в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, которым Вы отдали свыше пятидесяти лет. И всегда Вы являли пример скромности, требовательности к себе и доброжелательности к ближним. Сердечно поздравляю Вас, Григорий Николаевич, со знаменательным днем Вашего земного пути, подтверждающим слова Господа: " … через Меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни " (Притч. 9:11). Да вознаградит Вас сполна за долгие годы, отданные Святой Церкви, милостивый мздовоздаятель Господь». «С любовью во Христе благодарю Вас за труды от своего имени и от имени всего коллектива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Желаю Вам здоровья, крепости сил и помощи Божией в дальнейших трудах. Многая лета!» — сказал также митрополит Волоколамский Иларион и вручил Григорию Николаевичу букет цветов.

http://patriarchia.ru/db/text/5533770.ht...

Содержание Глава первая С Богом. Краткое предварительное предуготовление, проясняющее трудолюбцу то, относительно чего следует прежде всего упражнять [свой ум] и обретать ведение.    Прежде всего необходимо вести жизнь досточтимую и стяжать вселение Духа Божиего.    Следует [всем] сердцем познать определения, особенно наиболее нужные.    Необходимо обстоятельно познать образ мыслей [своих] противников и внимательно изучить их сочинения, ибо мы можем часто посрамлять их, исходя из их же собственных произведений.    Вообще нет нужды встречаться [для собеседований с людьми] непосвященными и неразумными, но следует [вступать в общение] с теми, у кого есть эта потребность ради веры, и [встречаться с ними], когда это необходимо и насколько это необходимо.    Следует со страхом Божиим изучать все Писание, но делать это не с каким-либо злым умыслом, а в простоте сердечной.    Нельзя исследовать глубины нашего естества; также нельзя исследовать обойденное молчанием в Священном Писании. Это есть заповедь «не сокрушать кости» (Исх. 12:10, 46; Чис. 9:12, Притч. 23:15; Ис. 33:3; Ин. 19:36), то есть не прикасаться к твердому.    Следует внимательно изучать как сказанное ясно, так и изреченное кое-как, а также в несобственном смысле или простодушно. Например, [к числу последних относятся] слова: «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2) и «несть творяй благостыню» (Пс. 13:1).    Схолия. Следует отметить, что некоторые предания Церковь восприняла устно. Например, предание о приобщении [святых Тайн] натощак, о молитве лицом к востоку, о том, что [Святая] Богородица осталась Девой и после родов, а также о том, что Она родила в пещере, и многое другое.    Есть две цели бесед; одна [убеждение] посредством изречений Писания, а другая [убеждение! посредством действительных доказательств; последнее — более сильно и истинно, ибо речения Писания могут подделываться. Должно знать, что если ты приводишь противнику свидетельство [из Писания в качестве доказательства], то он еретик или иудей тотчас приводит другое свидетельство. Поэтому могущий [спорить] посредством действительных свидетельств выступает навстречу противникам более [сильно] вооруженным. Следует знать и хронографов и ведать, в какое время [жил] такой-то отец и когда была та или иная ересь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христос и самарянка Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:04 мин. Размер 6.6 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнее воскресенье мы вспоминаем о евангельской беседе с самарянкой. Богослужение воспевает Христа, Который в беседе с женщиной из деревни Сихарь ясно дал понять, что Источник воды живой, ведущей человека к вечной жизни, – это Он. Желающий утолить телесную жажду может идти к вырытому в земле колодцу, желающий утолить духовный голод – должен идти ко Христу. Вода в Палестине всегда имела особую ценность, прежде всего в засушливый летний период. Для того чтобы напоить население и скот, рыли колодцы. Рытье колодцев, вернее – выдалбливание в каменных породах водных цистерн, было настолько трудоемко и дорого, что этим заведовали сами князья или главы иудейских родов (см.: Чис. 21: 18). Такие выдолбленные в камне и оштукатуренные изнутри колодцы сохраняли свою прочность целыми столетиями и тысячелетиями. В настоящее время археологи находят на Святой Земле три типа древних колодцев: питаемые грунтовыми водами (по-еврейски «беэр» – см.: Быт. 21: 30), наполнявшиеся родниковой водой (по-еврейски «айин» – см.: Суд. 15: 19) и цистерны для дождевой воды (по-еврейски «бор» – см.: Лев. 11: 36). О важности колодцев говорит то, что по их именам назывались целые города. Например, Вирсавия (Беэр-Шева) – «колодец семикратной клятвы» (см.: Быт. 21: 31). Колодцы могли быть как в городах, так и вне городов, поближе к пастбищам (см.: Суд. 1: 15). Из-за колодцев нередко вспыхивали ссоры между пастухами (см.: Быт. 21: 25; 26: 17–22). Особенно ценились колодцы, наполнявшиеся родниковой водой, и поэтому они назывались «источниками живой воды» (см.: Быт. 26: 19; Иер. 2: 13). Питье воды из собственного колодца для ветхозаветных людей символизировало мир и спокойную жизнь (см.: Ис. 36: 16). Но уже в Ветхом Завете выражение «источник живой воды» могло пониматься как в прямом, так и в переносном смысле. «Источником жизни» могли называться уста праведника (см.: Притч. 10: 11) и разум благоразумного (см.: Притч. 16: 22). Напротив, лжепророков апостол Петр называл «безводными источниками» (2 Пет. 2: 17).

http://pravoslavie.ru/70776.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010